Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 40%

Мой Господь, если человек коснется пыли с Твоих лотосных стоп, он сможет понять величие Твоей личности. Но те, кто пытается понять Верховную Личность Бога путем умозрительных размышлений, не смогут постичь Тебя, даже изучая Веды в течение долгих лет.

О баба, наш Господь очень милостив. Господь наших сердец - Шри Кришна. Его невозможно постичь, систематически изучая священные писания. Его невозможно постичь материальным разумом. Но даже последнему глупцу, который искренне скажет: лКришна - мой Господь», Господь Кришна милостиво откроет Свою вечную духовную форму, исполненную знания и блаженства. Подумай об этом на досуге, о юный мудрец».
Враджанатх вновь спросил: лА упоминается ли в Ведах о духовной обители Господа Кришны?»
Мудрый Бабаджи ответил: лДуховная обитель Господа подробно описывается в священных писаниях. В однихтекстах она упоминается как пара-вйома (духовное небо), в других - как самвйома (великое небо), в третьих - как брахма-гопала-пури (город Господа Госпала), или же как гокула (обитель коров сурабхи). Об этой вечной обители говорят следующие слова лШветашватара-упанишады» (4.8):

В вечном духовном небе полубоги и ведические гимны верно служат Верховной Личности Бога. Зачем ведические гимны тому, кто не познал Господа? Те же, кто постиг Его, достигли цели своей жизни.

В лМундака-упанишаде» (2.2.1) сказано:

Верховная Личность Бога вечно пребывает в лучезарном духовном мире.

В лПураша-бодхини-шрути» сказано:

В духовном мире, известном как Гокула, расположенном в окрестностях Матхуры, пребывает Господь Кришна, наслаждаясь шутливыми беседами с Радхой и Чандравали.

В лГопала-тапани-упанишаде» сказано:

В духовном мире находится город Господа Гопала.

Враджанатх сказал: лБрахманы-тантрики утверждают, что энергия Господа Шивы является
(изначальной энергией). Почему они так считают?»

Бабаджи ответил: лЭнергия Господа Шивы является энергией майя-шакти. Майя порождает три материальные гуны: благость, страсть и невежество. Брахманы находятся под покровительством гуны благости. Они поклоняются богине Майе, источнику материальной благости. Те, кто находится в гуне страсти, почитают Майю как мать гуны страсти. Люди, пребывающие в гуне невежества, поклоняются Майе как богине Видье, повелительнице вечного мрака. В действительности же Майя представляет собой одну из энергий Верховной Личности Бога. Майя - зависимая энергия. Майя заключает обусловленные души в тюрьму материального мира, но она же и освобождает их. Тех, кто отвращается от Господа Кришны, она жестоко наказывает. Людей, которые относятся к Господу доброжелательно, она помещает в гуну благости и открывает им знание о Господе. Обитатели темниц, подвластных Майе, не способен понять, что Майя является отражением изначальной энергии Верховного Господа. Именно они зачастую и утверждают, что Майя является ади-шакти (изначальной энергией). Однако околдованный Майей человек тоже может постичь истину, если он совершил много благочестивых поступков. Но закоренелый грешник никогда к такому заключению не придет».
Враджанатх спросил: лСреди слуг Господа Кришны - некая богиня по имени Дурга-деви. Кто эта Дурга?»
Праведный Бабаджи ответил: лЭто Йогамая. Она является семенем, из которго вырастает разные формы чит-шакти (духовной-энергии). Она пребывает в духовном мире и считается единой с внутренней энергией Господа. Именно благодаря ее силе духовная энергия Господа воплощается в форме материальной энергии, майи. Дурга, почитаемая в материальном мире, является служанкой Йогамайи. Дурга, живущая в духовном мире, помогает Господу Кришне в Его духовных играх. Обитая в духовном мире в форме Йогамайи, она убеждает гопи, что они выданы замуж за других и что Кришна является их любовником (паракия-бхава). Таким образом она придает играм Господа Кришны неповторимый нектарный вкус. Она отвечает за игры Господа Кришны, известные как раса-лила. Об этом говорят следующие слова лШримад-Бхагаватам» (10.29.10):

Прибегая к содействию Своей энергии, Йогамайи, Господь Кришна наслаждался танцем раса.

Смысл этих утверждений таков: среди множества духовных игр, организуемых внутренней энергией Господа, некоторые кажутся невежественными, хотя в действительности это вовсе не так. Если эти действия могут обострить эмоции, присущие нектарным играм Господа Кришны, Йогамая способствует их проявлению».
Враджанатх проговорил: лЯ хотел бы узнать еще кое-что о духовной обители (дхаме) Господа. Пожалуйста, будь так добр, объсни мне, почему вайшнавы уполтребляют слово шридхама применительно к Навадвипе?»
Бабаджи ответил: УШри Навадвипа во всем подобна Шри Вриндавана-дхаме. Майяпур - высшая духовная обитель. В Навадвипе Шри Майяпур занимает такое же положение, как и Шри Гокула - во Врадже. Майяпур - самая почитаемая местность Навадвипы. В УШримад-БхагаватамФ (7.9.38) сказано:

О Господь, в век Кали Ты не открываешь Себя первому встречному. В этот век Твои качетсва скрыты от обывателей.

Обитель Верховного Господа, Шри Навадвипа, сокрыта в Кали-югу точно так же, как и Его величие. Но, как бы то ни было, в век Кали ни одно священное место не может стравниться со Шри Навадвипой. Тот, кто постиг духовную природу Шри Навадвипы, воистину обрел право жить в духовном мире Враджи. Невежды считают и Враджу, и Навадвипу всего лишь заурядными деревушками, пыльными, грязными и лишенными какого-либо комфорта. Лишь немногие счастливцы, чьи духовные глаза открыты, способны видеть эти священные места в их истинном светеФ.
Враджанатх попросил: УО праведный, расскажи мне о Шри Навадвипа-дхамеФ.
Святой Бабаджи сказал: УГолока, Вриндаван, Шветадвипа - самые сокровенные места духовного мира. На Голоке совершаются игры Господа, известные как свакия, во Вриндаване - игры паракия, а на Шветапвипе - иные игры. Гокула, Вриндаван и Шветадвипа обладают одинаковой природой. Поэтому Шри Навадвипа ничем не отличается от Шветадвипы или Вриндавана. Обитатели Шри Навадвипы считаются очень удачливыми - ведь они являются вечными спутниками Господа Гауранги. Они заслужили возможность родиться в Навадвипе, совершив в прошлых воплощениях множество благочестивых поступков. Те трансцендентные эмоции (расы), которые не были явлены во Вриндаване, открылись в Шри Навадвипе. Человек, наделенный необходимыми качествами, воистину способен вкусить сладость этих эмоцийФ.
Враджанатх спросил: УСкажи, а велика ли Навадвипа?Ф
Бабаджи ответил: УПериметр Шри Навадвипы - шестнадцать крос (тридцать две мили). Священная обитель, Шри Навадвипа, похожа на цветок лотоса с восемью лепестками. Восемь двип Навадвипы составляют восемь лепестков, а серединный остров является сердцевиной лотоса. Восемь цветущих островов составляют лепестки этого лотоса - Симантадвипа, Годрумадвипа, Мадхьядвипа, Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа, Модадрумадвипа и Рудрадвипа. Сердцевина лотоса - Антардвипа. В центре Антардвипы расположен Шри Майяпур. Человек, практикующий садхану-бхакти в Навадвипа-дхаме (особенно в Шри Майяпуре), быстро достигает высот премы (чистой любви к Богу). В самом центре Шри Навадвипы лежит самое святое место - дом Шри Джаганнатхи Мишры. Самые возвышенные преданные способны узреть, как Господь Гаурангадева наслаждается играми в этом священном местеФ.
Пораженный услышанным, Враджанатх спросил: УА игры Господа Гауранга-девы также устраивает внутренняя энергия Господа?Ф
Бабаджи ответил: УИгры Господа Кришны устраивает внутренняя энергия, она же устраивает игры Господа Гауранги. Между Господом Кришной и Господом Гаурангой нет никакого различия. Шри Сварупа Дамодара Госвами разъясняет в своих записях (УШри Чайтанья-чаритамритаФ, Ади 1.5):

Любовные отношения Шри Радхи и Кришны - трансцендентные проявления внутренней, исполненной наслаждения энергии Господа. Хотя Радха и Кришна едины в Своей сущности, Они навеки разделили Себя. Теперь же эти две трансцендентные сущности соединились в форме Шри Кришны Чайтаньи. Я преклоняюсь перед златокожим Господом, который явился в этот мир, наделенный чувствами и цветом тела Шримати Радхарани, оставаясь при этом Самим Кришной.

И Господь Кришна, и Господь Чайтанья существуют вечно. Никто не может сказать, кто из них явился первым, а кто - вторым. Не следует считать, что Господь Чайтанья явился первым, а Шри Шри Радха-Кришна - после Него. Нельзя сказать и того, что первыми явились Шри Шри Радха-Кришна, а вторым - Господь Чайтанья. Истина такова, что и Господь Чайтанья, и Шри Шри Радха и Кришна существуют вечно. Деяния Всевышнего вечны. Если кто-либо считает, что игры Господа Чайтаньи и Шри Шри Радха-Кришны различны по своему значению, то он не осознает истину».
Враджанатх сказал: лШри Гауранга является изначальной формой Верховной Личности Бога. Скажи, как следует Ему поклоняться?»
Бабаджи объснил: лГосподу Кришне поклоняются, воспевая Его имена и мантры, посвященные Ему. Господу Гауранге следует поклоняться, воспевая имена и мантры, посвященные Ему. Точно так же можно поклоняться Господу Гауре посредством воспевания мантр Кришны, а Господу Кришне - посредством воспевания мантр Гауры. Тот, кто считает, что Господь Кришна чем- либо отличается от Господа Гауры, является невежественным глупцом, достойным обитателем материального мира».
Враджанатх вновь спросил: лЕсли Господь Чайтанья является тайной (чханна) инкарнацией, описанной в Седьмой песни лШримад-Бхагаватам», откуда берутся мантры, предписанные для поклонения Ему?»
Бабаджи ответил: лТе же тантры, которые открыто рекомендуют мантры для поклонения явленным инкарнациям Господа, дают мантры и для поклонения скрытой инкарнации Господа. Это доступно для понимания разумных и честных людей».
Враджанатх поинтресовался: лО святой, можно ли, поклоняясь Господу Гауранге, поклоняться и божественной чете, Шри Шри Радхе и Кришне?»
Бабаджи ответил: лЕсть два способа поклоняться Шри Радхе и Шри Кришне, поклоняясь Господу Гауранге: арчана-марга (поклонение Божеству) и бхаджана-марга (практика преданного служения). Следуя арчана-марге, следует поклоняться Гаура-Вишнуприе, а следуя по пути бхаджана-марги - Гаура-Гададхаре».
Враджанатх спросил: лСкажи, какую из энергий Господа Гауранги олицетворяют Шримати Вишнуприя?»
Бабаджи ответил: лПреданные считают, что она является Бху-шакти Господа. Но в действительности она - самвит-шакти, наделенная сущностью хладини-шакти. Это означает, что она - богиня преданности, Бхакти-деви, которая приходит в материальный мир вместе с Господом Гаурангой и помогает Ему провозглашать славу святого имени. Шримати Вишнуприя собой олицетворяет девять видов преданного служения точно также, как эти девять видов преданного служения олицетворены девятью островами Шри Навадвипы».
Враджанатх спросил: лМожно ли сказать, Что Шри Вишнуприя является внутренней энергией Господа?»
Святой Бабаджи ответил: лДруг мой, можно ли в этом сомневаться? Разве внутренняя энергия (сварупа-шакти) не одно и тоже, что самвит-шакти, наделенная сущностью хладини-шакти?»
Выслушав наставления мудрого вайшнава, Враджанатх сказал: лО учитель, скоро я научусь правильно поклоняться Господу Гауранге, но сейчас мой ум не оставляет еще одно сомнение. Чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти проявляются из внутренней энергии (сварупа-шакти) Господа, и эта же внутрення энергия проявляет хладини-шакти, самвит-шакти и санжхини-шакти. Все, что происходит в духовном и материальном мирах, совершается, по всей видимости, энергиями Господа. Энергии Господа творят духовный мир, рождают духовные тела, создают духовные взаимоотношения и устраивают духовные игры. А делает ли что-либо Сам Господь, повелитель всех этих энергий?»
Бабаджи улыбнулся: лЭто сложный вопрос. Не пытаешься ли ты пронзить старика стрелами логических казусов, о юный мудрец? Так вот, уважаемый казуист, ответ на твой сложный вопрос очень прост. Хотя надо признать, что трудно найти человека, способного правильно его понять. Энергии Господа Кришны создают Его имена, формы, качества и игры. Однако независимость Кришны и Его желания не имеют ничего общего с Его энергиями. Они являются частью Его божественной природы. Их способен создать только Сам Господь, Верховная Личность Бога. Господь Кришна может делать все, что Ему заблагорассудится. Он покровительствует Своим энергиям. Кришна - наслаждающийся. Его энергии созданы для того, чтобы доставлять Ему наслаждение. Кришна не зависит ни от чего, а Его энергии полностью зависят от Его воли. Верховная Личность Бога всегда находится в окружении Своих энергий. Но этот факт не уменьшает ни Его независимости, ни Его совершенства. Он постоянно окружен Своими энергиями, будучи их единственным господином. Когда люди приходят к пониманию Всевышнего, им приходится в начале склониться перед энергиями Господа. Потом им трудно понять, что Верховный Господь является господином всех этих энергий и что Он не подвластен их влиянию. Однако преданный, который достиг любви к Господу (премы), может заметить, что Верховный Господь мудро повелевает всеми энергиями и вместе с тем находится за пределами их влияния. Преданное служение (бхакти) тоже является одной из энергий Господа и поэтому несет в себе женскую природу. Энергия преданного служения может помочь живому существу постичь мужскую природу Шри Кришны».
Враджанатх заметил: лЕсли уж за пределами влияния энергий и находится некое существо, то этим существом должен быть описанный в Упанишадах безличный Брахман».
Святой Бабаджи ответил: лОписанный в Упанишадах безличный Брахман не имеет желаний. Пурушей, о котором упоминают Упанишады, является Господь Кришна, Верховный мужчина. Он имеет множество желаний. Эти два аспекта Всевышнего имеют коренные отличия. Имперсональный Брахман не имеет качеств, тогда как Кришна, совершенно независимый от Своих энергий, имеет бесчисленное множество качеств. Они являются частью Его природы - природы Верховного мужчины. Верховного наслаждающегося и Верховного независимого существа. Кришна и Его энергии едины. Энергия, которая позволяет живым существам лицезреть Кришну, также является Самим Господом. Почему бы и нет? Самая возвышенная энергия Господа - Шри Радха. Она слюбовью служит Кришне, и Кришна также с удовольствием служит Ей. Они поклоняются друг другу, и в этом проявляется суть различий между Ними».
Враджанатх сказал: лЕсли доказательством мужской природы Кришны является то обстоятельство, что Он имеет желания и может испытывать наслаждение, то как получается, что Радха, имея женскую природу, тоже имеет определенные желания?»
Святой Бабаджи пояснил: лЖелания Шримати Радхи всегда подчинены желаниям Кришны. Она никогда не желает ничего, что не имело бы связи с Кришной. Радха - это пурна-шакти (вся энергия) или ади-шакти (изначальная энергия). Кришна - Верховный мужчина. Он является господином и повелителем Своей энергии».
Выслушав объяснения святого вайшнава, Враджанатх попросил разрешения отправиться домой. Принеся поклоны достойному бабаджи, счастливый Враджанатх вернулся домой, в Билва-пушкарини. Заметив, что с ним творится что-то странное, бабушка Враджанатха сказала, что ему пора жениться. Но Враджанатх не обратил никакого внимания на ее слова. Днем и ночью он размышлял о том, чему учил его святой бабаджи. Он подумал: лСлова святого бабаджи доставляют моему сердцу огромную радость. Пора снова навестить его», - с этими мыслями он снова отправился во двор Шривасы.

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Вечная религия и три истины:

Самбандха, абхидея, прайоджана

(индивидуальные души)

В этот день Враджанатх явился во двор Шривасы несколько раньше обычного. Там уже собрались преданные из Шри Годрумы - они хотели принять участие в вечернем арати. Бабаджи-парамахамса Шри Према дас, Вайшнава дас, Адвайта дас и все остальные уже вошли в храм и присутствовали на арати. Увидев святых обитателей Шри Годрумы, Враджанатх подумал: лНаконец-то я нахожусь в их обществе! Мой жизнь все-таки обрела смысл». Вайшнавы, видя счастливого, улыбающегося Враджанатха, щедро давали ему свои благословения. Когда через некоторое время они вышли из храма и отправились обратно в Шри Годруму, пожилой бабаджи заметил, что из глаз Враджанатха ручьем текут слезы. К тому времени Рагхунатх дас Бабаджи успел полюбить Враджанатха как сына. Он спросил Враджанатха: лБаба, почему ты плачешь?» Враджанатхх кротко ответил: лО святой учитель, твои наставления и общение с тобой очистили мое сердце от материальной скверны. Теперь я вижу всю тщету материального мира. Мое сердце стремится найти приют у стоп Господа Гауранги. И вот в моем уме возник еще один вопрос: кто я в действительности, и почему я живу в материальном мире?»
Улыбнувшись, Бабаджи сказал: лОтлично! Этим вопросм ты осчастливил меня. Когда в сердце человека нет больше материальной скверны, он задает этот вопрос всем окружающим. Когда я прочту тебе пятых стих лДаша-мулы» и его толкование, в твоем сердце не останется сомнений».
Затем бабаджи открыл книгу и прочел:
Как искры вылетают из пылающего костра, как лучи света исходят из Солнца, так же и индивидуальные души исходят из Верховной Личности Бога, Господа Хари. Как искры и лучи света одновременно едины со своим источником и отличны от Него, так и индивидуальные души едины с Господом и отлично от Него. Господь Хари - верховный повелитель. Он господин материального мира и иллюзорная энергия, майя, находится в его власти. Индивидуальная душа никогда не будет подобна Господу. Даже достигнув освобождения, душа может попасть во власть майи.

Враджанатх воскликнул: лКакое разумное заключение! Я хотел бы узнать, подтверждается ли оно Ведами. Слова Верховного Господа сами по себе являются достойным свидетельством, но когда они подтверждаются словами Упанишад, люди относятся к ним с большим доверием»
Бабаджи сказал: лЭти слова подверждаются многочисленными ведическими текстами. Я процитирую тебе лишь несколько. Пожалуста, слушай внимательно. В лБрихад-аранька-упанишаде» (2.2.20 и 4.3.9) сказано:

Как мелкие искорки вылетают из костра, так и индивидуальные души исходят из Всевышнего.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: