Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 55%

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана (абхидея)

Враджанатх и Виджая-кумар вернулись домой только после полудня. Мать Враджанатха стала заботливо угощать своего брата вкусным обедом. С аппетитом пообедав, дядя и племянник продолжили свой задушевный разговор. Враджанатх пересказал своему дяде все, что услышал ранее от святого бабаджи. Слушая Враджанатха, Виджая-кумар погрузился в океан духовного блаженства. Он сказал племяннику: лТебе очень повезло! Ты выслушал рассказы о духовной истине от великого святого. Слушать повествования о Господе полезно в любой ситуации, но когда эти слова исходят из уст святого, они очень скоро приносят желанный результат. Баба, ты учен и великолепно знаешь все священные писания. В области толкования ньяя-шастр тебе вообще нет равных. Ты родился в семье вайдхика-брахманов. К тому же, ты состоятельный человек. Теперь, когда ты нашел прибежище у стоп вайшнава и наслаждаешься егорассказами о Господе, все эти преимущества лишь украшают тебя».
Сидя в домашнем храме, построенном в честь богини Чанди, дядя и племянник неспешно беседовали о духовной жизни. в это время мать Враджанатха вызвала Виджая-кумара в боковые покои и сказала ему: лБрат, наконец ты навестил нас. Я хочу попросить тебя о помощи. Пожалуйста, постарайся убедить своего племянника в том, что каждый мужчина должен пройти через ашрам домохозяина. Признаюсь, меня пугает поведение Враджанатха. Боюсь, он так никогда и не женится. Многие обращались к нам с заманчивыми брачными предложениями, но ты же знаешь, Враджанатх очень упрям. Он наотрез отказывается жениться. Моя свекровь пыталась его женить, но и ей не удалось его переубедить». Выслушав сестру, Виджая-кумар ответил: лЯ останусь у вас на десять-пятнадцать дней. Так и быть, я подумаю и скажу тебе, что можно сделать. Теперь иди, пожалуйста, в свои покои». Когда мать Враджанатха вернулась к себе, Виджая-кумар и Враджанатх продолжили свою беседу. Они провели весь день, обсуждая волнующие их вопросы. На следующий день Виджая-кумар сказал Враджанатху: лсегодня вечером мы обязательно пойдем во двор Шривасы. Святой Бабаджи обещал поведать о том, как Шрила Рупа Госвами описывает 64 аспекта преданного служения. Враджанатх, если бы не ты, я так никогда и не услышал бы этих нектарных поучений. Помнишь, святой бабаджи сказал, что путь садхана-бхакти состоит их двух частей: вайдха-марга (преданное служение, заключенное в рамки правил и предписаний) и рага-марга (спонтанное преданное служение). В данный момент мы с тобой способны следовать по пути вайдха-марга. Позже мы узнаем все и о рага-марге, но сначала мы должны пройти ступень вайдхи-марга. Слушая, как святой бабаджи описывает 9 методов преданного служения, я не мог понять, с чего следует начинать. Сегодня я обязательно спрошу его об этом». Тем временем солнце, окруженное ореолом своих лучей, стало клониться к западу. Виджая-кумар и Враджанатх с радостным сердцем вошли во двор Шривасы, принесли почтительные поклоны собравшимся вайшнавам и направились в хижину пожилого бабаджи. Увидев своих друзей
, жаждавших услышать духовные истины, святой бабаджи радостно обнял их и усадил их на подстилки из банановых листьев. Дядя и племянник поклонились ему, сели, и после непродолжительного обмена новостями, стали задавать святому мудрецу интересующие их вопросы.
Собравшись с мыслями, Виджая-кумар сказал: лО учитель, мы приносим тебе столько беспокойств. Однако ты кротко сносишь все эти неудобства, потому что очень добр к преданным. Сегодня мы хотели бы услышать, как Шрила Рупа Госвами описывает 64 аспекта преданного служения. Если тебе не трудно, расскажи нам, как проще всего достичь высот преденного служения».
Улыбаясь, святой бабаджи ответил: лЯ с удовольствием расскажу вам о 64 аспектах преданного служения, которые великий ученый-вайшнав, Шрила Рупа Госвами, описывает в своей книге. Первые десять из них таковы:
1) следует обрести прибежище у стоп компетентного духовного учителя;
2) следует получить посвящение у духовного учителя и обучаться у него преданному служению;
3) необходимо с верой и преданностью подчиняться указаниям духовного учителя;
4) необходимо следовать по стопам великих ачарьев (учителей) под руководством духовного учителя;
5) нужно спрашивать у духовного учителя о том, как совершенствоваться в сознании Кришны;
6) следует быть готовым отказаться от всего материального ради удовлетворения Верховной Личности Бога, Шри Кришны (это означает, что, занимаясь преданным служением Кришне, мы должны быть готовы и отказаться от того, что нам нравится, и принять то, что нам совершенно не нравится);
7) следует жить в священном месте паломничества - к примеру, в Двараке или Вриндаване;
8) нужно иметь лишь то, что необходимо для поддержания тела, и вступать в отношения с материальным миром лишь в той степени, в какой это необходимо;
9) следует неукоснительно соблюдать пост в день экадаши;
10) необходимо поклоняться священным деревьям - таким, как баньян.
Следующие 10 аспектов преданного служения - это запреты, которых не следует нарушать. Они таковы:
11) следует безоговорочно оставить общество греховных людей;
12) не следует наставлять человека, который не стремится к преданному служению;
13) не следует слишком увлекаться строительством дорогостоящих храмов и монастырей;
14) не слудует читать слишком много книг или зарабатывать себе на жизнь профессиональным чтением лШримад-Бхагаватам» и лБхагавад-гиты», а также чтением лекций о них;
15) не следует пренебрежительно относиться к повседневным делам;
16) не следует радоваться, обретая что-либо, и печалиться, теряя что-либо;
17) не следует пренебрежительно относиться к полубогам;
18) не следует без необходимости беспокоить ни одно живое существо;
19) не следует допускать оскорбления, воспевая святое имя Господа или поклоняясь Божеству в храме;
20) не следует терпимо относиться к свернословию в адрес Верховной Личности Бога, Кришны, или Его преданных.
Эти двадцать аспектов являются воротами в преданное слудение. Наиболее значимыми из них являются первые три. Следующие же правила таковы: 21) следует украшать свое тело тилакой - отличительным знаком вайшнавов; 22) нанося тилаку, можно написать на теле Харе Кришна; 23) следует принимать как милость цветы и гирлянды, предложенные Божеству и духовному учителю, и украшать ими свое тело; 24) нужно научиться танцевать перед Божеством; 25) следует немедленно кланяться при виде Божества или духовного учителя; 26) следует встать с паланкина, прибыв в храм Господа Кришны; 27) когда Божество выносят для прогулки, преданный должен последовать за процессией; 28) преданный должен посещать храм Вишну по меньшей мере два раза в день - утром и вечером; 29) следует обходить храм по кругу по меньшей мере три раза; 30) следует поклоняться Божеству в храме в соответствии с регулирующими принципами; 31) следует выполнять какое-либо личное служение Божествам; 32) следует петь перед Божествами; 33) необходимо участвовать в санкиртане; 34) следует читать мантры на четках; 35) следует всегда возносить молитвы; 36) следует почаще повторять известные молитвы; 37) следует с благоговением вкушать маха-прасад (пищу с подноса, которая была предложена Божествам); 38) следует пть чаранамриту (воду, которой омывали Божества и которая по традиции предлагается гостям храма); 39) следует вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Божествам; 40) следует почтительно касаться лотосных стоп Божества; 41) следует взирать на Божество с великой преданностью; 42) следует предлагать арати в положенное время; 43) следует слушать описания Господа и Его игр, приведенные в"Шримад-Бхагаватам", лБхагавад-гите» и других священных книгах; 44) следует молить Божество о Его милости; 45) следует почаще вспоминать Божество; 46) следует медитировать на Божество; 47) следует выполнять какое-либо добровольное служение; 48) следует думать о Господе как о своем друге; 49) следует предлагать Господу все, что имеешь сам; 50) следует предлагать Ему какой-либо любимый пре
дмет (к примеру, блюдо или одеяние); 51) необходимо брать на себя всевозможный риск и прилагать любые усилия для удовольствия Кришны; 52) в любой ситуации следует оставаться душой, преданной Господу; 53) следует поливать водой дерево туласи; 54) необходимо регулярно слушать лШримад-Бхагаватам» и другую рекомендуемую литературу; 55) следует жить в священном месте, таком как Матхура, Вриндаван или Дварака; 56) следеует с любовью служить вайшнавам; 57) следует заниматься преданным служением в меру своих возможностей; 58) в месяц карттика (октябрь-ноябрь) следует совершать особое служение; 59) в день Джанмаштами (день явления Кришны в этом мире) следует совершать особое служение; 60) следует служить Божеству с великим почтением и преданностью; 61) следует наслаждаться чтением лБхагаватам» соеди преданных, а не среди ученых-атеистов; 62) необходимо общаться с преданными, которые считаются более возвышенными; 63) следует неустанно воспевать святое имя Господа; 64) рекомендуется жить в районе Матхуры.
Последние пять пунктов уже были перечислены ранее, но они упоминаются вновь потому, что имеют особое значение. Знайте, все эти пункты объясняют, как правильно поклоняться Господу Кришне, вовлекая в служение Ему свое тело, чувства и ум. Правила с 21 по 49 включительно регламентируют посвящение в процесс поклонения Господу Кришне».
Выслушав мудрого бабаджи, Виджая-кумар сказал: лО учитель, пожалуйста, объясни нам первый пункт. Как следует понимать выражение лобрести прибежище у лотосных стоп компетентного духовного учителя?»
Бабаджи ответил: лЧтобы заниматься чистым преданным служением, человек должен обладать необходимыми для этого качествами. Жалая познать науку о Кришне, преданный должен обрести прибежище у стоп духовного учителя. Заниматься преданным служением достоин каждый, кто обладает верой. Когда после многих жизней, посвященных благочестивой деятельности, человеку дается шанс услышать повествования о Господе из уст святого преданного, и если благодаря этому слушанию у него появляется вера в Господа, эту веру называют шраддха. Шраддха (вера) порождает шаранагати (преданность). Вера и преданность - почти одно и тоже. В материальном, как, впрочем, и в духовном мире нет ничего более ценного, чем преданность Господу Кришне. Человеку, который желает стать преданным, следует думать так: лЯ буду делать все, что благоприятствует преданному служению. Я буду избегать всего, что неблагоприятно для преданного служения. Господь Кришна - мой единственный защитник. Я уверен, что Господь Кришна защитит меня от всех напастей. Я жалок и бесполезен. Нехорошо, что я так стремлюсь быть независимым. Мне следует делать только то, что пожелает Господь Кришна».
Человек, который думает так, обладает верой. Он достоин заниматься преданным служением. Чтобы постичь науку преданного служения, человек обращается к компетентному духовному учителю. Веды (лМундака-кпанишада» 1.2.12) провозглашают: лЖелающий изучить трансцендентные предметы должен обратиться к духовному учителю. Направляясь к нему, следует захватить с собой дрова для огненных жертвоприношений. Признаком истинного духовного учителя является то, что он познал смысл священных писаний и поэтому занимается служением Верховной Личности Бога».
В лЧхандогья-упанишаде (6.14.2) сказано: Тот, кто обращается к опытному духовному учителю, может понять все о духовном самоосознании».
Качества компетентного духовного учителя и достойного ученика подробно описаны в лШри Хари-бхакти-виласе». Вкратце это описание можно изложить следующим образом: каждый, кто обладает верой и прямотой характера, достоин стать учеником истинного духовного учителя. А тот, кто занимается чистым преданным служением, кто знаком с наукой преданного служения, кто обладает качествами святого, честностью, прямотой и искренностью, кто свободен от жадности и питает отвращение к имперсонализму, кто неуклонно исполняет свои обязанности, достоин быть духовным учителем. Брахман, обладающий этими качествами и справедливо почитаемый всеми, может стать духовным учителем для представителей всех каст. Если такой брахман отсутствует, кто угодно может стать духовным учителем, при условии, что он превосходит своего ученика в духовных познаниях. Но основной смысл всех этих правил таков: духовным учителем может стать каждый человек, знающий науку о Кришне, независимо от своего положения в социальной системе варнашрамы. Брахманы, которые гордятся своим высоким социальным положением, могут предпочесть духовного учителя из сословия брахманов, но истина такова, что быть духовным учителем достоин быть каждый чистый преданный Господа. Шастры рекомендуют и ученику, и учителю пройти истытательный срок - период, когда духовный учитель и ученик проверяют друг друга. Испытательный срок нужен для того, чтобы духовный учитель мог выяснить, действительно ли искренен кандидат в ученики, и чтобы кандидат в ученики мог убедиться в том, действительно ли выбранный им духовный учитель является чистым преданным Господа. Когда у ученика появляется вера в духовного чителя, духовный учитель дарует свою милость ученику.
Духовные учителя могут быть двух категорий: дикша-гуру (духовный учитель, дающий духовное посвящение, или инициацию) и шикша-гуру (духовный учитель, дающий наставления). Дикша-гуру дает ученику посвящение и обучает его поклоняться Господу. Ученик может может иметь только одного дикша-гуру, но шикша-гуру может быть и не один. Дикша-гуру может выполнять обязанности шикша-гуру».
Виджая-кумар сказал: лУченику не позволено отвергать своего дикша-гуру. Но как быть в том случае, если дикша-гуру не обладает необходимыми для духовного учителя качествами?»
Бабаджи ответил: лКогда кандидат в ученики выбирает духовного учителя, он должен убедиться, достиг ли выбранный им духовный учитель дальнего берега океана науки о Верховном Господе. Ученику не разрешается отвергать своего дикша-гуру. Но существует два обстоятельства, которые дают ученику право отвергнуть своего дикша-гуру. Если в момент выбора духовного учителя ученик не проверил своего избранника и не убедился в том, что тот является вайшнавом и сведущ в духовной науке, то в будущем ученик может отказаться от духовного учителя. Или же, если с течением времени выясняется, что духовный учитель совершает поступки, которые не соответствуют его возвышенному духовному положению, ученик может также отвергнуть духовного учителя. Об этом говорят тексты священных писаний. К примеру, в лНарада-панчаратре» (цитата из нее приводится в лХари-бхакти-виласе» 1.101) сказано: лДуховный учитель, слова которого ложны и лишены логики, и ученик, который слушает такие ложные слова и пренебрегает логикой - оба они отправляются в ад, на мучения, которые кажутся бесконечными».
Кроме того, в священных писаниях сказано (лМахабхарата», лУдйога-парва», лАшвопакхьяна» 179.25): лСледует отказаться от духовного учителя, если он корыстен, если он следует по неверному пути и не знает, что следует делать, а чего - не следует».
Помимо этого, известно следующее утверждение (цитата из лХари-бхакти-виласы» 4.144): лЧеловек, который получает посвящение не от вайшнава, отправляется в ад. Человек, который принял подобное посвящение, должен обязательно получить другое посвящение, но на этот раз от духовного учителя-вайшнава».
Второе обстоятельство, которое может быть причиной отказа от духовного учителя, таково: если в момент выбора духовный учитель был вайшнавом, сведущим в духовной науке, но затем стал имперсоналистом и врагом вайшнавов, такого духовного учителя следует отвернуть. Если человек принимает духовного учителя, который не является ни имперсоналистом, ни врагом вайшнавов, ни закоренелым грешником, однако считается недостаточно ученым, такого духовного учителя отвергать не следует. Подобный духовный учитель заслуживает почтения. Однако с его разрешения следует обратиться к другому вайшнаву, служить ему и обучаться духовной науке у него».
Виджая-кумар спросил: лА что означает пункт второй - лполучить посвящение (кришна-дикшу) от духовного учителя и принимать его наставления (кришна-шикшу) относительно того, как следует нести преданное служение?»
Бабаджи ответил: лУ духовного учителя нужно учиться, как следовать по пути преданного служения Господу и как правильно понимать науку о Господе. Используя это знание надлежащим образом, человек должен искренне служить Господу Кришне и взращивать в своем сердце любовь к Нему. Он должен обучаться различным аспектам поклонения Господу. У стоп духовного учителя следует постичь самбандху (взаимоотношения души с Господом Кришной), абхидею (преданное служение Господу Кришне) и прайоджану (любовь к Господу Кришне)».
Виджая-кумар сказал: лТеперь объясни, что означает пункт третий - лс верой и преданностью подчиняться указаниям духовного учителя?»
Святой бабджи пояснил: лНе следует считать своего духовного учителя обычным человеком. Ученик должен знать, что духовный учитель - воплощение всех полубогов. Ни в коем случае не слелует относиться к нему непочтительно. Следует помнить, что духовный учитель - обитатель духовного мира».
Виджая-кумар спросил: лА что означает пункт четвертый - лследовать по стопам великих ачарьев (учителей), действуя под руководством духовного учителя?»
Бабаджи ответил: лК садхана-бхакти можно отнести все, что помогает человеку думать о Кришне. Но все же следует идти по проторенному пути, который уже прошли великие преданные. На таком пути никогда не встретишь препятствий или страданий, и он обязательно приведет к высшему благу. В лСканда-пуране» сказано:
лСледует идти по пути, проложенному великими преданными, поскольку на таком пути ты не встретишь ни препятствий, ни страданий».
Неискушенный человек не может решить, какой путь является для него наилучшим. Поэтому следует идти по пути преданности, который уже прошли великие преданные. В лБрахма-ямале» сказано:
лПреданное служение, не признающее ведической литературы - Упанишад, Пуран, лНарада-панчаратры» и другие произведения, лишь создает излишнее беспокойство в обществе».
Виджая-кумар спросил: лМожет ли преданное служение стать источником ненужного беспокойства в обществе? Пожалуйста, объясни нам этот момент».
Бабджи сказал: лВысот преданного служения можно достигнуть, следуя по пройденному предшествующими преданными пути. Создавая новые пути, не стоит надеяться на то, что они приведут к чистому преданному служению. Даттатрейя, Будда и другие мыслители давних и недавних времен не смогли постичь эту истину. Одни из них смешивали преданное служение с имперсонализмом, другие - с атеизмом. Они создали бессмысленные философские системы и вообразили, что эти системы приведут своих последователей к чистому преданному служению. Но этого не случится. Эти философские системы стали источниками смятения и разлада в обществе. Путь рага-марги (спонтанной любви) не зависит от правил, представленных а авторитетной ведической литературе - Упанишадах, Пуранах, лНарада-панчаратре» и других произведениях. Этот путь проложен жителями Враджи. Однако преданные, которые пока способны следовать лишь по пути видхи-марга, должны следовать по пути преданности, который указали, Дхрува, Прахлада, Нарада, Вьяса, Шукадева и другие великие души. Для преданных, стоящих на пути видхи-бхакти, нет иного выбора, кроме следования по стопам великих преданных».
Виджая-кумар спросил: лА что означает пункт пятый - лвопрошать духовного учителя о том, как совершенствоваться в сознании Кришны?»
Бабаджи ответил: лУдовольствие, которое мы получаем от вкусной пищи, от хмельных напитков и прочих вещей, называется материальным чувственным удовольсвием. Чувственные удовольствия являются препятствиями на пути преданного служения. Тот, кто ради поклонения Господу Кришне отрекается от них, легко продвигается вперед по пути преданного служения. Человек, привязанный к материальным чувственным удовольствиям, попадает в такую же зависимость от них, как пьяница - от опьяняющих напитков. Одолеваемый разнообразными материальными желаниями, он не сможет достичь высот преданного служения. Поэтому следует есть только прасад - пищу, предложенную Верховному Господу, и лишь столько, сколько необходимо для поддержания тела. К тому же, следует поститься в экадаши. Следуя этим предписаниям, можно навсегда отречься от материальных чувственных удовольствий».
Виджая-кумар спросил: лСкажи, что означает пункт седьмой - лжить в священном месте паломничества - к примеру, в Двараке или Вриндаване?»
Бабджи пояснил: лЕсли человек живет в священном месте, где родился или наслоаждался Своими развлечениями Верховный Господь, если он живет возле Ганги или других священных рек, следует считать, что ему повезло, так как обитателю святого места намного легче обрести твердую веру в преданное служение».
Виджая-кумар молвил: лСкажи, жизнь в Шри Навадвипе очищает лишь потому, чтоо Навадвипа расположена на берегу Ганги, или же есть и другие причины?»
Бабаджи ответил: лО! Жизнь в окружности 32 миль вокруг Навадвипы ничем не отличается от жизни во Вриндаване. Семь священных городов Навадвипы славятся тем, что способны даровать живому существу освобождение. Вот эти города - Айодхья, Матхура, Майяпур, Варанаси, Канчи, Авантипур и Дварака. Но самым возвышенным из них является Майяпур. Шри Махапрабху принес духовный мир Шветадвипы в Майяпур. Когда пройдет 400 лет со дня явления Шри Чайтаньи Махапрабху, земля Майяпура-Шветадвипы станет важнейшим из всех священных мест. Человек, который живет здесь, автоматически избавляется от всех оскорблений и достигает высот чистого преданного служения. Шри Прабодхананда Сарасвати сказал, что земля Навадвипы не отличается от рощиц Шри Вриндавана. Существует мнение, что земля Навадвипы даже более славна, чем земля Вриндавана».
Виджая-кумар спросил: лА что означает пункт восьмой - лпринимать лишь то, что необходимо для поддержания тела, и вступать в отношения с материальным миром лишь в той степени, в какой необходимо?»
Святой бабаджи сказал: лВ лНарадия-пуране» сказано:
лЧеловеку следует зарабатывать и тратить столько денег, сколько ему действительно необходимо - ни больше и не меньше. В противном случае он отвратится от духовной цели».
Человек, достойные практиковать вайдхи-бхакти, должен зарабатывать средства к существованию честным трудом, сообразуясь с принципами варнашрамы. В этом случае его жизнь будет успешной. Если человек требует от жизни больше, чем ему нужно, его духовная жизнь ставится под угрозу. Если человек чрезмерно ограничивает себя, он рискует утратить способность заниматься преданным служением. Если человек не способен полностью от всего отречься, он должен иметь столько денег, сколько ему действительно необходимо. Тогда он сможет должным образом взращивать свое сознание Кришны».
Виджая-кумар спросил: лА как следует понимать пункт девятый - лсоблюдать пост в экадаши?»
Праведный Бабаджи ответил: лЧистый экадаши называется хари-васара. Экадаши не следует соблюдать, когда его прерывает другое титтхи. Если наступает маха-двадаши, соблюдать следует его, а не экадаши. В день перед экадаши следует воздержаться от связей с женщинами, а в сам день экадаши следует поститься, воздерживаясь даже от воды. Кроме того, следует бодрствовать всю ночь, вознося молитвы Господу Хари. На следующий после экадаши день также следует удержаться от связей с женщинами, а в должное время нужно прервать пост. Вот таким образом следует соблюдать экадаши. Во время экадаши следует воздерживаться даже от маха-прасада, иначе воздержание от воды лишается всякого смысла. Тем, кто не способен соблюдать пост в экадаши, позволяется принимать определенную пищу. Правильное соблюдение экадаши описывается в лХари-бхакти-виласе».
Виджая-кумар сказал: лКак следует правильно понимать пункт 10 - лпоклоняться священным деревьям - таким, как баньян?»
Бабаджи ответил: лВ лСканда-пуране» сказано:
лДерево баньян, дерево туласи, дерево дхатри, коровы, земля, полубоги и вайшнавы способны уничтожать грехи людей, которые им поклоняются, медитируют на них или преклоняются перед ними».
Домохозяин, достойный заниматься вайдхи-бхакти, должен в течение своей жизни преклоняться перед ашваттхой и другими дающими тень деревьями, перед дхатри и другими плодоносящими деревьями, перед туласи и другими священными деревьями, перд коровами и другими животными, которые верно служат людям в этом мире, перед брахманами, которые являются учителями всех остальных каст и оплотом истинной цивилизации, и перед вайшнавами - преданными Господа».
Виджая-кумар спросил: лА как следует понимать пункт 11 - лследует оставить общество грешников и атеистов?»
Бабаджи ответил: лКогда в сердце рождается духовная любовь, преданность Господу возрастает. Но если такоя любовь еще не возникла, следует избегать общения с людьми, настроенными против преданного служения. Здесь слово лобщение» подразумевает привязанность к кому-либо. Человеку нередко приходится вступать в отношения с другими людьми, но это не то общение, которое имеется в виду. Если же взаимоотношения с другими порождают в сердце желание общаться с ними, это уже считается лобщением». Поэтому следует избегать общения с людьми, враждебными Верховному Господу. Если в сердце человека уже возникла любовь к Господу, он не станет общаться с враждебными Господу людьми. Но те, кто пока еще находится на уровне вайдхи-бхакти, должны избегать общения с такими людьми. Как слишком горячий летний ветер может погубить лианы на деревьях, так и общение с неблагочестивыми людьми может погубить нежную лиану преданного слежения».
Виджая-кумар попросил: лОтветь, пожалуйста, с какими людьми не следует общаться?»
Бабджи ответил: лЧетыре вида людей враждебны Господу. Это те, у кого нет преданности Господу Кришне, те, кто привязан к материальным чувственным наслаждениям и общению с женщинами, те, чье сердце осквернено влиянием атеизма и имперсонализма, а также те, кто слишком отупел от труда, совершаемого ради материальной выгоды. Следует держаться подаль от общества этих людей».
Виджая-кумар спросил: лТеперь объясни, что означает пункт 12 - лне следует наставлять человека, который не стремится принять наставления?»
Бабаджи ответил: лЕсли духовный учитель жаждет денег и по этой причине принимает много учеников, он недостоин своего знания. Если у духовного учителя набирается слишком много учеников, возникает вероятность того, что некоторые из них окажутся недостойными людьми, не обладающие верой в истинное преданное служение. Принимать таких людей в ученики считается оскорблением. Учеником может быть только человек, имеющий непоколебимую веру».
Виджая-кумар спросил: лА как понимать пункт 13 - лне следует слишком увлекаться строительством дорошостоящих храмов и монастырей?»
Бабджи ответил: лДруг мой, живо просто и занимайся преданным служением Господу. Не привязывайся к помпезности и к такой деятельности, котрая требует слишком больших усилий. Она не направит сердце к поклонению Господу».
Виджая-кумар спросил: лКак следует понимать пункт 14 - лне стремись прочесть слишком много книг и зарабатывать себе на жизнь профессиональным чтением "Шримад-Бхагаватам" и лБхагавад-гиты», а также чтением лекций о них?»
Бабаджи пояснил: лПосания подобны океану. Если человек стремится изучит какой-нибудь предмет, он должен внимательно изучать книги, объясняющий данный предмет. Но если человек читает то одну, то другую, то третью книгу, он никогда не поймет изучаемый им предмет правильно. Без внимательного и всеобъемлющего изучения невозможно понять писания, открывающие суть преданного служения. Следует принимать лишь прямые и недвусмысленные толкования писаний. Не следует напрягаться и придумывать туманный, противоречащий писаниям смысл».
Виджая-кумар спросил: лА как понимать нукт 15 - лне следует пренебрегать повседневными делами?»
Святой бабаджи ответил: лДля поддержания материального тела требуются пища и одежда. Если человек не может их достать, он испытывает смятение, если же он теряет их, он также испытывает тревогу. Когда в жизни преданного возникают материальные проблемы, он не должен позволять им овладеть его сердцем. Наоборот, ему следует сосредоточить свои мысли на Верховном Господе, Шри Хари».
Виджая-кумар спросил: лА что подразумевает пункт 16 - лне следует радоваться, приобретая что-либо, и печалиться, теряя что-либо?»
Бабаджи пояснил: лМожет ли любовь к Господу явиться в сердце, которое снедает скорбь, страх, гнев, жадность, зависть и прочие пороки? Человек, практикующий садхана-бхакти, может чувствовать скорбь, растерянность или другие переживания, вызванные разлукой с близкими, неудовлетверенными желаниями или иными проблемами. Однако преданному не следует позволять скорби, растерянности и прочим эмоциям брать над ним верх. Разлука с детьми, смерть близких и другие несчастья неизбежно приносят скорбь. Однако нужно постараться сосредоточить мысли на Господе Хари и избавиться от этих разрушающих сердце эмоций».
Виджая-кумар спросил: лА как правильно понимать 17 правило - лне следует непочтительно относиться к полубогам?» означает ли оно, что полубогам следует поклоняться?»
Бабаджи ответил: лПреданность человека Господу Кришне не должна быть основана на каких-либо корыстных побуждениях. Не следует насмехаться над теми, кто поклоняется полубогам в силу своего невежества. Полубогов следует чтить, но при этом нельзя забывать, что полубоги поклоняются Господу Кришне. Пока сердце остается под влиянием трех материальных гун, очень трудно обрести истинную преданность Господу Кришне. Лишь те, кто находится под властью гун благости, страсти и невежества, поклоняются полубогам с мыслью, что полубоги равны Верховному Господу. Вера таких людей не может подняться выше веры полубогов. Поэтому не следует относиться к их убеждениям с пренебрежением. По милости полубогов, которые являются верными слугами Господа, их почитатели возвысятся, и в конце концов их сердца освободятся от влияния трех гун материальной природы».
Виджая Кумар спросил: лКак следует понимать 18 правило - лбез необходимости не беспокоить ни одно живое существо?»
Бабаджи ответил: лГосподь Кришна удовлетворен людьми, которые не причиняют другим страданий. Милосердие - одно из самых похвальных добродетелей вайшнава».
Виджая-кумар спросил: лКак следует понимать 19 правило - лтщательно избегать всевозможных оскорблений при воспевании святого имени Господа и при поклонении Божеству в храме?»
Бабаджи ответил: лСледует избегать оскорблений, поклоняясь Господу, а также оскорблений святого имени. Существует 32 оскорбления, которые можно совершить в процессе поклонения Господу. Наиболее тяжкие из них - въезжать в храм на паланкине и носить в храме Господа обувь. Кроме этого, существует 10 оскорблений святого имени. Самое тяжкое из них - критиковать преданных, которые посвятили свою жизнь проповеди славы Господа. Следует тщаетльно избегать всех этих оскорблений».
Виджая-кумар спросил: лТеперь скажи, что означает пункт 20 - лне следует терпеть сквернословия в адрес Верховной Личности Бога, Кришны, или его преданных?» подразумевается ли, что нужно сразу вступить в спор с оскорбителями?»
Безгрешный бабаджи ответил: лЧеловек, который оскорбляет Господа или Его слугу, является врагом Господа. Его нападки не следует оставлять без внимания. Наиболее разумная реакция на подобное действие - перестать общаться с такими людьми».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак связаны эти двадцать составляющих преданного служения с остальными?»
Бабаджи ответил: лОстальные сорок четыре правила входят в первые двадцать, но они оговариваются отдельно для того, чтобы дать более полное представление. Эти правила являются составляющими процесса поклонения Божеству (арчана-марга). Перечислим их еще раз: 21) следует носить три ряда бус из туласи на шее и украшать тело двенадцатью знаками тилака, которые являются лзнаками вайшнавов»; 22) сандаловой пастой наносить на верхнюю часть тела надписи лХаре Кришна», имена Господа Кришны или имена Панча-таттвы; 23) следует принимать как милость предложенные Божеству и духовному учителю цветы и гирлянды и украшать ими свое тело. Уддхава говорит Господу Кришне в лШримад-Бхагаватам» (11.6.31):
лДорогой Господь, гирлянды, благовония, одеяния, украшения и подобные предметы могут быть использованы Твоими слугами после того, как были предложены Тебе. Пользуясь этими предметами и вкушая остатки Твоей пищи, мы сможем преодолеть иллюзоную энергию».
Следующие составляющие преданного служения таковы: 24) следует научиться танцевать перед Божеством; 25) нужно немедленно кланяться при виде Божества или духовного учителя; 26) следует встать с паланкина, прибыв в храм Господа Кришны; 28) преданный должен посещать храм Вишну по меньшей мере два раза в день - утром и вечером; 29) следует ежедневно трижды обходить храм по кругу; 30) следует поклоняться Божеству в храме в соответствии с регулирующими принципами. Эти правила не нуждаются в дополнительных объяснениях.
Тридцать первое правило - личное служение Божествам - объясняется в следующем стихе лБхакти-расамрита-синдху» (1.2.61):
лСледует с любовью служить Божествам, усладжая их с помощью зонта, чамары, инструментальной музыки и иных подношений. Это называется поклонением Господу».
Следующие составляющие преданного служения таковы: 32) следует петь перед Божествами; 33) следует участвовать в процессе санкиртаны; 34) следует читать мантры на четках; 35) следует возносить молитвы; 36) следует почаще вспоминать известные молитвы; 37) следует с удовольствием вкушать маха-прасад (пищу с подноса, которая была предложена Божествам; 38) следует пить чиринамриту (воду, которой омывали Божества и которая предлагается гостям храма); 39) следует вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Божествам; 40) следует с благоговением касаться лотосных стоп Божеств; 41) следует смотреть на Божество с любовью и преданностью; 42) следует предлагать Божествам арати в установленное время; 43) следует слушать повествования о Господе и его играх из лШримад-Бхагаватам», лБхагавад-гиты» и других книг; 44) следует молить Божество о Его милости; 45) следует вспоминать Божество; 46) следует медитировать на Божество; 47) следует нести какое-либо добровольное служение; 48) следует считать Господа своим другом; 49) следует отдать Господу все (атма-ниведанам). Слово атма определяется как представление о собственном ля» и лмое» как о материальном теле. Эти два представления следует пожертвовать (ниведана) Кришне».
Выслушав слова святого Бабаджи, Виджая-кумар попросил: лПожалуйста, объясни нам эти два вопроса: представление о собственном ля» как о материальном теле и представление лмое» как о том, что относится к материальному телу».
Святой бабаджи сказал: лОбитая в материальном теле, обусловленная душа отождествляет себя и свои потребности с этим телом. От этих ошибочных представлений следует отказаться, иными словами, принести их в жертву Господу. Следует считать себя слугой Господа, а свое тело - механизмом, используемым в служении Господу. Это и называется атма-ниведана (вречение всего Господу)».
Виджая-кумар спросил: лСкажи, как понимать пункт 50 - лследует предлагать Господу какой-либо любимый предмет (к примеру, блюдо или одеяние)?»
Бабаджи ответил: лВ материальном мире бывает так, что некоторые предметы бывают дороги человеку. Признание связи, которая существует между этими предметами и Господом Кришной, и назывется лпредложение любимого предмета.».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает правило 51 - лследует брать на себя риск, связанный с преданным служением, и прилагать усилия в интересах Кришны»?»
Бабаджи ответил: лВсе мирские и религиозные обязанности, которые существуют в материальном мире, следует выполнять добросовестно и с пользой для преданного служения. Это и называется лприлагать усилия в интересах Кришны».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто означает правило 52 - лв любой ситуации оставаться душой, преданной Господу»?»
Бабаджи пояснил: лЕсли человек считает себя слугой Господа, он является душой, преданной Господу».
Виджая-кумар спросил: лКак понимать пункт 53 - лнужно поливать водой деревце лтуласи»?»
Святой бабаджи ответил: лИзвестны 9 видов служения туласи. Они таковы: 1) созерцать туласи; 2) касаться туласи; 3) медиторовать на туласи; 4) прославлять туласи; 5) кланяться туласи; 6) слушать повествования о славе туласи; 7) выращивать туласи; 8) служить туласи; 9) регулярно поклоняться туласи. Следуя этим рекомендациям, можно полностью удовлетворить Шримати Туласи, возлюбленную Кришны».
Виджая-кумар спросил: лКак понимать пункт 54 - лследует регулярно слушать лШримад-Бхагаватам» и другую литературу, написанную вайшнавами»?»
Бабаджи ответил: лКниги, которые подробно описывают все тонкости преданного служения, называются шастрами (священными писаниями). Наиболее полным из всех писаний является лШримад-Бхагаватам», поскольку в этой книге широко представлена суть Вед и Веданты. Все остальные книги теряют свою привлекательность для человека, который наслаждается чтением лШримад-Бхагаватам».
Виджая-кумар спросил: лКак следует понимать пункт 55 - жить в священном месте, таком как Матхура, Вриндаван или Дварака»?»
Святой бабаджи ответил: лПоследжователям вайшнавизма рекомендуется жить в Матхуре, но если это по каким-либо причинам невозможно, следует вспоминать ее, прославлять и как можно чаще бывать в ней. Только в святых местах исполняются все духовные желания человека. Кстати, все сказанное о Матхуре относится и к Шри Майяпуру».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевает под собой 56 правило - лслужить вайшнавам»?»
Святой бабаджи ответил: лВсе вайшнавы дороги Верховному Господу. Служа вайшнавам, человек воздает преданное служение и Господу. В писаниях сказано:
лВеды прославляют поклонение полубогам, но поклонение Господу Вишну является наилучшим. Однако служение вайшнавам стоит выше поклонения Вишну».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает 57 пункт - лпреданным служением следует заниматься в меру своих возможностей»?»
Бабаджи ответил: лЧто человек должен предлагать Божеству в храме, а затем и вайшнавам пищу, цветы, благовония и прочие предметы. Это называется махотсава (великий праздник)».
Виджая-кумар спросил: лО мудрец, как следует понимать 58 пункт - лв месяц карттика (октябрь-ноябрь) следует совершать особое служение»?»
Бабаджи ответил: лМесяц карттика, или урджа, почитается как напоминание о детстких играхх Господа. Служение Господу Дамодаре называется урджадара (поклонение в месяц карттика)».
Виджая-кумар спросил: лА как понимать 59 пункт - лв день Джанмаштами (день явления Кришны в этом мире) следует совершать особое служение»?»
Бабаджи ответил: лВеликий праздник явления Господа Кришны, который приходится на восьмой день темной половины луны в месяц бхадра, а также в день полнолуния в месяц пхалгуна, называется лШри Джанра-ятра» (праздник рождения). Преданные должны отмечать эти праздники».
Виджая-кумар сказал: лОтветь, что означает 60 пункт - лследует внимательно и добросовествно служить Божеству?»
Мудрый бабаджи пояснил: лС сердцем, исполненным любви и воодушевления, человек должен преданно служить Божеству Господа. Преданного, который занимается таким служением, не привлекает жалкое и бесполезное имперсональное освобождение. Господь вознаграждает его великим даром преданного служения».
Виджая-кумар спросил: лА как следует понимать 61 пункт - лрекомендуется наслаждаться чтением лБхагаватам» в обществе преданных»?»
Бабаджи ответил: лШримад-Бхагаватам» является сладчайшим плодом древа желаний ведической литературы. лШримад-Бхагаватам» не следует читать в обществе людей, не способных наслаждаться нектаром трансцендентных рас - это неизбежно приведет к оскорблениям. Поэтому читать лШримад-Бхагаватам» следует в обществе чистых преданных, которые жаждут вкусить нектар игр Господа Кришны и осознают все величие лШримад-Бхагаватам». Чтение и слушание лШримад-Бхагаватам» в обществе непреданных приводит к оскорблениям.
Виджа-кумар спросил: лЧто означает 62 правило - лследует общаться с преданными, которые считаются возвышенными»?»
Святой бабджи ответил: лОбщаться следет только с преданными. Преданные стремятся служить Господу Кришне, участвуя в Его трансцендентных играх. Те, в чьем сердце присутствует это желание, считаются бхактами (преданными). Если мы общаемся с возвышенными преданными, перед нами открывается возможность прогрессировать в преданном служении. Если же мы не общаемся с истинными вайшнавами, наш духовный прогресс приостанавливается. Мы уподобляемся тем, с кем общаемся. В писаниях (лХари-бхакти-судходая» 8.51) сказано:
лОбщение имеет огромное значение. Оно подобно кристаллу, который отражает все, что лежит перед ним».
Виджая-кумар спросил: лА что означает пункт 63 - лследует воспевать святое имя Господа»?»
Бабджи ответил: лСвятое имя Господа наделено духовной природой. Оно сознательно и исполнено нектара. Святое имя свободно от пагубного влияния материи. Когда живое существо служит Господу и благодаря этому очищается, святое имя Господа приходит в его сердце. Святое имя Господа неподвластно пониманию материальных чувств. Поэтому нужно постоянно - как в одиночестве, так и в обществе других - воспевать святое имя Господа».
Виджая-кумар сказал: лО святой, благодаря твоей доброте я уже знаю, что означает 64 пункт - лжить в районе Матхуры». Теперь объясни, пожалуйста, суть всех этих составляющих преданного служения».
Праведный бабджи сказал:»Последние пять пунктов считаются самыми важными. Если человек не совершает оскорблений и неукоснительно придерживается этих пяти пунктов, он обязательно обретет чистую любовь к Господу».
Выслушав святого бабаджи, Виджая-кумар спросил: лСкажи, что еще я должен знать о садхана-бхакти?»
Бабаджи ответил: лВ некоторых писаниях упоминается о материальных благах, которые можно обрести с помощью преданного служения. Это сделано для того, чтобы преданным служением привлеклись закоренелые материалисты, которые привыкли искать во всем свою выгоду. Тем не менее, самым важным плодом преданного служения является обретение любви к Господу. Мудрецы, познавшие духовные истины, ценят все составляющие преданного служения и отвергают материалистическую деятельность. Гьяна (знание) и вайрагия (отречение) могут помочь человеку обрести качества, обладая которыми можно вступить в храм преданного служения. Тем не менее, карма и гьяна не считаются составляющими преданного служения. Они делают сердце жестким, в том время как сердце преданного становится милосердным и кротким. Поэтому знание и отречение полезны лишь тогда, когда они являются плодами преданного служения. Преданное служение дарует благословения, которых никогда не дадут ни знание, ни отречение. Практикуя садхану-бхакти и поклоняясь Господу Хари, человек обретает влечение и любовь к Господу. Благодаря этому он теряет влечение к материальным объектам чувств. Человек, желающий стать преданным, должен развивать в себе подлинное отречение (юкта-вайрагья) и отвергать ложное отречение (пхалгу-вайрагья). Использование материальных предметов, которые имеют связь с Господом, называется юкта-вайрагья (истинное отречение). А отказ (в надежде обрести имперсональное освобождение) от тех материальных предметов, которые прямо или косвенно связаны с Кришной, называется пхалгу-вайрагья (ложное отречение). Следует отвергнуть имперсональные измышления и ложное отречение. Показное преданное служение, имеющее целью накопление богатств, власть над учениками и прочие материальные достижения, очень далеко от истинного, чистого преданного служения. Материальный разум и прочие качества, которыми принято гордиться, не являются теми качествами, благодаря которым человек получает право заниматься преданным служением. Поэтому материальные качества не относятся к составляющим преданно
го служения. Владение умом и чувствами, безупречное поведение и иные добродетели обязательно появятся у человека, привязанного к Господу. Чистота помыслов, аккуратность, аскетичность, умиротворение и все остальные добродетели неизменно украшают преданных Господа Кришны. Преданному не нужно прилагать усилий, чтобы их обрести.
Итак, я описал все составляющие преданного служения. Следуя им с верой и твердостью, человек достигнет совершенства. Дузья мои, я вкратце рассказал вам о вайдхи-садхана-бхакти. Пожалуйста, обдумайте все сказанное, посторайтесь понять эти правила и следовать им».
Выслушав наставления святого мудреца, Враджанатх и Виджая-кумар поклонились лотосным стопам своего духовного учителя. Они сказали: лО учитель, пожалуйста, будь к нам милосерден. Пожалуйста, спаси нас, глупцов, тонущих в пучине ложной гордости». Бабаджи ответил: лГосподь Кришна обязательно прольет на вас Свою милость». Было уже поздно, и дядя с племянником, попрощавшись с бабаджи, отправились домой.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: