Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 59%

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана (абхидея: рагануга-садхана-бхакти)

Случилось так, что у Враджанатха, и у Виджая-кумара одновременно возникла одна и та же чудесная мысль. Оба новообращенных вайшнава решили, что должны получить посвящение (дикшу) у святого бабаджи. В детстве Виджая-кумар, как и все его родственники, получил посвящение от своего семейного гуру. Враджанатх, кроме этого, получил повящение в мантру гаятри. В другие мантры он не был повящен. От святого бабаджи они узнали, что повторение мантры, которую дает гуру-имперсоналист, ведет человека в ад. Поэтому они решили, что должны получить посвящение от духовного учителя-вайшнава. Получив посвящение и мантру от возвышенного преданного, ученик очень быстро достигает совершенства. Поэтому Виджая-кумар и Враджанатх решили: лЗавтра утром мы омоем свои тела водами Ганги, а затем попросим посвящение у святого бабаджи». Следующим утром они совершили омовение в Ганге, украсили тела двенадцатью знаками тилаки в точности так, как об этом говорилось раньше, и отправились к дому Шривасы. Увидев святого мудреца, они почтительно склонились перед ним. Шрила Рагхунатх дас Бабаджи - преданный, перед которым раскрылись все сокровенные помыслы людей. Догадываясь о цели их прихода, он спросил: лПочему вы пришли так рано?» Оба ответили: лО учитель, мы - падшие и никчемные люди. Пожалуйста, смилуйся над нами». Святой бабаджи пригласил их по одному в свою хижину и дал им мантру, состоящую из восемнадцати слогов. В восторге от случившегося, новообращенные ученики стали танцевать, восклицая лДжая Гауранга!» видя ожерелья из туласи на их шеях, священные шнуры и двенадцать знаков тилака на их телах, светлые лица, а также начальные признаки саттвика-бхавы, святой бабаджи обнял своих учеников и сказал: лБлагодаря вам, друзья мои, я очистился от материальной скверны». В ответ ученики прикоснулись к пыли, которая лежала у ног святого мудреца. Враджанатх позаботился о том, чтобы в тот день Господу Шри Чайтанье Махапрабху было предложено множество вкусных блюд. По приказанию Враджанатха двое слуг принесли из его дома самые лучшие продукты. Виджая-кумар
и Враджанатх сказали вайшнавам: лПожалуйста, приготовьте из них роскошное угощение и предложите его Господу Чайтанье». Преданный, отвечающий за порядок во дворе Шривасы, велел пуджари приготовить пищу и предложить ее Божествам Панча-таттвы.
Загудела раковина. Пока Господу Махапрабху предлагали бхога-арати, вайшнавы пели, подыгрывая себе на караталах и мридангах. Постепенно в алтарной комнате собралось много вайшнавов. Служба прошла очень пышно. Перед храмом разложили прасад и пригласили всех преданных почтить его. Громко воспевая святые имена Господа Хари, вайшнавы принесли свою посуду. Затем все расселись и отдали должное замечательному угощению, приготовленному с большой любовью. Только Виджая-кумар и Враджанатх не участвовали в общей трапезе. Вайшнавы заметили это и сказали им: лВы домохозяева, ставшие вайшнавами. Мы рады, что удостоились возможности предложить поклоны вашим стопам». На это Виджая-кумар и Враджанатх ответили: лВсе вы - великие вайшнавы-санньяси. Поэтому мы обретем удачу, если съедим остатки прасада, коснувшегося ваших уст. Если же мы станем общаться с вами как с равными, мы совершим тяжкое оскорбление». Бабаджи-вайшнавы возразили им: лМежду вайшнавами - будь они домохозяевами или санньяси - нет различия. Вайшнав обретает величие благодаря своей преданности Господу». Ведя размеренную беседу, вайшнавы почитали прасадам. В надежде получить остатки пищи с тарелки своего духовного учителя, Виджая-кумар и Враджанатх не спешили присоединиться к остальным. Видя, что новопосвященные вайшнавы не едят прасадам, вайшнавы сказали Шриле Рагхунатху дасу Бабаджи: лО лучший среди вайшнавов, пожалуйста, прояви милосердие к своим ученикам. Они не хотят начинать есть, не получив прасадам с твоей тарелки». Услышав об этом, пожилой бабаджи дал ученикам остатки своего прасада. Те приняли их как величайшее благословение и сказали: лМы приносим поклоны нашему духовному учителю». После этого они принялись за еду. Почитая прасадам, вайшнавы вовсю превозносили его качества. Как прекрасен был двор Шривасы в этот момент! Вдруг сияние озарило все вокруг и преданные увидели, что Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху и все Его спутники почитают прасадам вместе с ними, а Шри Шачи, Шри Сита и Шримати Малини-деви раздают его. Придя в восторг, преданные вспомнили сл
едующие стихи их лПрема-виварты» Шри Джагадананды Пандита:
лГосподь Гауранга вечно наслаждается Своими играми в Майяпуре. Духовное зрение позволяет преданным Господа лицезреть эти вечные игры».
Лицезрея ясноликого Господа, оцепеневшие вайшнавы сидели неподвижно, как ряд колонн. Все оставили свои тарелки в сторону. Затем, через какое-то время, Господь скрылся с глаз преданных. Преданные переглянулись, и глаза их затуманились слезами. Невозможно описать тот волшебный вкус, который обрел прасадам, когда его коснулись уста Господа. Собравшиеся решили: лЭти молодые брахманы удостоились милости Господа Чайтаньи Махапрабху. На их празднике Господь Гауранга явил Свои вечные игры». Не в силах удержать слезы, Враджанатхх и Виджая-кумар скзали: лМы слишком ничтожны для этого! Но одно мы знаем точно: все это явилось нашему взору по милости нашего духовного учителя и вайшнавов».
Почтив прасадам и получив разрешение вайшнавов, Виджая-кумар и Враджанатх вернулись домой. С этого дня они каждое утро омывались в Ганге, кланялись стопам своего духовного учителя, созерцали Божество Господа, обходили вокруг туласи, а также исполняли все, что советовал им духовный учитель. Каждый день они узнавали что-нибудь новое. На пятый вечер, завершив свои ежедневные обязанности во дворе Шривасы - участие в арати и совместное воспевание святых имен, они навестили пожилого бабаджив его хижине и обратились к нему с такой просьбой: лО учитель, по твоей милости мы поняли, в чем смысл садхана-бхакти. Теперь мы оба просим тебя - будь так добр, объясни нам, в чем смысл рагануга-бхакти». Святой бабаджи ответил: лГосподь Гауранга принял вас обоих как Своих преданных. Поэтому я не должен ничего от вас скрывать. Я расскажу вам о рагануге-бхакти. Пожалуйста, слушайте внимательно. Я вновь и вновь приношу свои почтительные поклоны Шриле Рупе Госвами, которого Господь Чайтанья спас от влияния яванов, преподав ему в Праяга-кшетре науку трансцендентных эмоций. Я предаюсь стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, которого милостивый Господь извлек из пучины материальной жизни, отдал в руки Шрилы Сварупы Дамодары Госвами и одарил всеми духовными совершенствами.
Однако перед тем, как приступить к описанию рагануга-бхакти, я расскажу вам о природе рагатмика-бхакти».
Враджанатх попросил: лОбъясни, пожалуйста, что означает слово рага».
Мудрый бабджи ответил: лМатериалисты влюблены в объекты своих материальных чувств. Эту любовь можно назвать рагой. Так, при воде женской красоты и иных привлекательных качеств глаза привлекаются этими объектами. Если человек поглощен материальными объектами чувств, в уме его возникает рага, или любовь к ним. Если эта любовь обращается на Господа Кришну и Он является единственным ее объектом, это называется рага-бхакти. Шрила Рупа Госвами разъясняет, что рагой следует считать состояние, когда любовь живого существа сосредоточена на единственном желанном объекте. Преданное служение исполненное такой любви, называется рагатмика-бхакти. Но до тех пор, пока рага не проявит себя, человеку рекомендуется следовать вайдхи-бхакти - правилам и предписаниям шастр. Тремя отличительными чертами вайдхи-бхакти являются благоговение и страх перед Господом, а также вера в Него, а основная отличительная черта рагатмика-бхакти - это сильное желание встретиться с Господом Кришной, общаться с Ним и участвовать в Его играх».
Враджанатх поинтересовался: лКакие же качества помогают человеку удостоиться рага-бхакти?»
Бабаджи ответил: лЧеловек, вера которого направлена всецело на правила писаний, достоин практиковать вайдхи-бхакти. Человек, чья вера поддерживает его желание общаться с Господом, достоин практиковать рагатмика-бхакти. В Духовном мире, во Врадже, личные спутники Господа Кришны практикуют рагатмика-бхакти, которая выражается в соответствии с их духовными расами (взаимоотношениями с Господом Кришной). Человек, стремящийся любить Господа Кришну так, как любят Его жители Враджи, достоин заниматься рагануга-бхакти».
Враджанатх спросил: лЕсть ли этого сильного желания какие-то отличительные качества?»
Бабаджи ответил: лРазумеется. Одно из них заключается в том, что человек, слыша о сладости любви и других эмоций, испытываемых жителями Враджи и духовном мире, стремится попасть туда. Если повествования о Кришне слышит человек, достойный внимать истинам о вайдхи-бхакти, он спокойно размышляет о них, используя свой разум, логику и свидетельства писаний. Но если подобные описания слышит человек, следующий по пути рагануга-бхакти, он не стремится подробно анализировать их, используя разум, логику и свидетельства писаний. Его переполняет желание любить Кришну так же, как любят Его жители Враджи».
Враджанатх поинтересовался: лКакая деятельность присуща рагануга-бхакти?»
Бабаджи ответил: лПреданный, практикующий рагануга-бхакти, всей душой стремится стать обитетелем Враджи, что в духовном мире, и служить Господу Кришне, пребывая у Его стоп. Он постоянно думает о своем желании и стремится обсуждать с другими преданными игры своего возлюбленного Кришны. Он живет во Врадже - там находятся либо его тело, либо мысли. Стремясь обрести такую любовь, которую таят в своем сердце жители Враджи, он становится их последователем. Он постоянно служит Господу. На первый взгляд, он занят практикой садхана-бхакти. Но в действительности он постоянно погружен в созерцание своей изначальной духовной формы, в которой служит Господу».
Враджанатх спросил: лСуществует ли связь между рагануга-бхакти и различными составляющими вайдхи-бхакти?»
Святой бабаджи ответил: лЧеловек, практикующий рагануга-бхакти, автоматически совершает действия в рамках садхана-бхакти - к примеру, слушает и воспевает славу Господа. Тем не менее, он является последователем жителей Враджи. Он вкушает нектар постоянного служения Господу. Тая в сердце свои чувства, он, как и все остальные, практикует садхана-бхакти».
Враджанатх поинтересовался: лСкажи, почему вайшнавы так прославляют рагануга-бхакти?»
Бабаджи ответил: лПрактикуя рагануга-бхакти, человек быстро достигает того, о чем последователи садхана-бхакти могут только мечтать. Вайдхи-бхакти хрупка и непостоянна, а рагануга-бхакти независима и могущественна. Служа стопам жителей Враджа, человек обретает рагу. Рага побуждает его слушать повествования о Господе, воспевать Его святые имена, служить Его лотосным стопам, преклоняться перед Ним и отдавать Ему себя. Когда сердце освобождается от влияния трех материальных гун, человек испытывает желание следовать по стопам жителей Враджи. Поэтому влечение к рагануге-бхакти является источником того вдохновения, которое толкает человека к истинной духовной жизни. Существует много разновидностей рагануга-бхакти, как, впрочем, и разновидностей рагатмика-бхакти».
Враджанатх попросил: лО учитель, перечисли, пожалуйста, разновидности рагатмика-бхакти».
Святой бабаджи ответил: лРагатмика-бхакти бывает двух видов: кама-рупа (преданность, рожденная желанием) и самбандха-рупа (преданность, рожденная взаимоотношениями)».
Враджанатх сказал: лОбъясни, пожалуйста, чем кама-рупа отличается от самбандха-рупы».
Бабаджи ответил: лВ седьмой песни лШримад-Бхагаватам» (7Е1.30-31) сказано:
лОчень многим людям удалось обрести освобождение только благодаря сосредоточенным размышлениям о Кришне и прекращению греховной деятельности. Сосредоточиться на стопах Господа человек может благодаря вожделению, враждебным чувствам, страху, любви или преданному служению. Сейчас я не стану объяснять, как можно удостоиться милости Кришны, сосредоточив на Нем свой ум.
Дорогой царь Юдхиштхира, гопи снискали милость Кришны благодаря вожделению, Камса - благодаря страху, Шишупала и другие цари - благодаря зависти, члены династии Яду - благодаря своим семейным связям с Кришной, вы, Пандавы - благодаря своей любви к Кришне, а мы, обычные преданные - благодаря преданному служению».
В этом тексте упомянуты вожделение, враждебные чувства, страх, семейные узы, любовные чувства и преданное служение. Враждебное отношение и страх не считаются чувствами, подходящих для преданных Господа. Если преданный считает Господа своим другом, он созрел для вайдхи-бхакти. Но если любовные чувства превращаются в искреннюю любовь (прему), они выходят за рамки садханы-бхакти. Шрила Рупа Госвами относит слово бхактья к вайдхи-бхакти. Слово бхакти относится как к вайдхи-бхакти, практикуемой великими мудрецами, так и гьяна-мишра-бхакти (преданному служению с примесями имперсональных измышлений). Слова о том, что многие достигли Господа, подразумевают, что имперсоналисты или враги Кришны, погружающиеся в Брахман, несомненно достигают Кришны. Так они обретают счастье освобождения в Брахмане, которое является искаженной формой освобождения сарупья. В лБрахманда-пуране» сказано, что они отправляются на Сиддхалоку, которая находится по ту сторону океана майи. На Сиддхалоке обитают имперсоналисты, погруженные в сияние Брахмана, и демоны, убитые Кришной. У некоторых из этих освобожденных имперсоналистов проявляются зачатки любви к Кришне (раги). Поклоняясь лотосным стопам Господа Кришны, имперсоналисты в конце концов становятся преданными Господа. Да, они тоже могут обрести любовь (прему) к Господу Кришне. Как солнце не отличается от своих лучей, так и Господь Кришна не отличается от Своего сияния, называемого Брахманом. Из этого следует, что слово тад-гати (это достижение) подразумевает кришна-гати (достижение Господа Кришны). Поэтому имперсоналисты и демоны, которые обретают освобождение саюджья (имперсональное освобождение), достигают Брахмана - сияния Господа Кришны. С другой стороны, преданные, всем сердцем любящие Господа, обретают счастье непосредственного служения Господу Кришне, которого сравнивают с солнечным диском, излучающим солнечный свет - безличный Бразман. Итак, мы разобрали четыре эмоциональных состояния - враждебность, страх, любовные чувства и преданное служение. Остается рассказать лишь о вожделении
и семейных взаимоотношениях. На пути рага-бхакти как вожделение, так и семейные связи имеют огромное значение. Рага-бхакти бывает двух видов: связанная с вожделением (кама) и связанная с семейными отношениями (самбандха)».
Враджанатх спросил: лМожет ли преданное служение иметь что-то общее с вожделением?»
Бабджи ответил: лСлово лвожделение» определяется как лжажда наслаждений». Когда эта жажда наслаждений имеет отношение к рагатмика-бхакти, она перерастает в любовь к Господу Кришне. Преданный, погруженный в состояние рагатмика-бхакти, заботится только об удовольствии Господа Кришны. Преданный не заботится о собственном счастье. Он не отказывается от собственного счастья лишь тогда, когда оно приносит удовольствие Кришне. Эта разновидность любви в совершенстве проявлена у гопи Враджи. Вайшнавы-ученые используют слово лвожделение» (кама) для обозначения любви гопи (премы). Но лвожделение», испытываемое гопи, полностью духовно и свободно от пороков материального вожделения. Вожделение, которое терзает души в материальном мире, очень низменно. Увидев проявления лвожделения», которое испытывали гопи Враджа, Уддхава и другие дорогие Господу преданные жаждали обрести его. Вожделение гопи нельзя сравнивать с материальным вожделением. лВожделение» в сочетании с рагатмика-бхакти можно встретить только во Врадже, и нигде более. То лвожделение», которое проснулось у Кубджи в Матхуре, называется кама-прая (подобием вожделения). Оно несколько напоминает вожделение гопи, но вместе с тем и отличается от него».
Враджанатх спросил: лСкажи, какова природа рага-бхакти, связанной с семейными отношениями?»
Святой бабаджи ответил: лРага-бхакти в расе семейных отношений появляется тогда, когда преданный отождествляет себя с кем-то из родителей или родственников Кришны. Преданные, считающие себя отцом или матерью Кришны, есть в династии Вришни. Однако преданное служение в духе семейных отношений наиболее полно проявлено во Врадже - у Нанды, у Яшоды и у других жителей. Искренняя любовь к Кришне находит свое выражение в этих формах, принявших облик лвожделения» и лсемейных отношений». К этим отношениям обращаются вечно освобожденные души. В описаниях рагануга-бхакти об этих эмоциональных состояниях говорится лишь вкратце. В сфере преданного служения эти состояния выражаются в двух формах: камануга (вожделение) и самбандхануга (семейные отношения)».
Враджанатх спросил: лКакова роль камануга-бхакти в практике рагануга-бхакти?»
Праведный Бабаджи появнил: лЕсли преданный стремится следовать по пути преданного служения в духе камы, это называется камануга. Камануга-бхакти бывает двух видов: самбхогеччхамайи (стремление наслаждаться) и тад-тад-бхавеччхамайи (стремление любить)».
Враджанатх сказал: лО святой, какова природа самбхогеччхамайи?»
Бабаджи ответил: лСлово самбхогеччхамайи переводится как лжелание участвовать в играх Господа Кришны (кели) с гопи».
Враджанатх спросил: лА какова природа тад-тад-бхавеччхамайи?»
Бабаджи ответил: лТад-тад-бхавеччхамайи переводится как лжелание обрести сладость любви, которую испытывают к Господу Кришне гопи Враджи».
Желая узнать все подробности, Враджанатх вновь спросил:: лА как эти два эмоциональных состояния выражаются в практике рагануга-бхакти?»
Бабаджи ответил: лЕсли человек постоянно созерцает сладостную красоту Господа Кришны и слушает повествования об играх Господа Кришны, у него появляется желание любить Кришну. Преданные, испытывающие это желание, практикуют рагануга-бхакти, которая может относиться либо к категории камануга, либор к категории самбандхануга».
Враджанатх сказал: лГосподь Кришна обладает мужской природой, а гопи Враджа - женской. О учитель, мне кажется, что лишь женщины способны практиковать этот вид рагануга-бхакти. А что же делать мужчинам?»
Святой бабаджи ответил: лВсе индивидуальные души, обитающие в материальном мире, имеют изначальную духовную форму, соответствующую одной из пяти рас, а именно дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительская любовь) и мадхурья (супружеская любовь). Во Врадже мужчинам доступна дасья (служение), сакхья (дружба) и ватсалья (родительская любовь). Черпая духовное наслаждение в этих трех расах, мужчины занимаются служением Господу Кришне. однако мадхурья (супружеская любовь) и материнская часть ватсальи доступны лишь женщинам. Но и среди освобожденных, и среди практикующих садхана-бхакти преданных встречается множество таких, внешне материальное тело которых мужского пола, а их изначальная духовная форма - женского».
Враджанатх спросил: лМожет ли преданный, имеющий мужское тело, следовать по стопам гопи Враджа?»
Святой бабаджи ответил: лДуша привлекается расой супружеской любви (шрингара-раса) в соотвествии со своими качествами. Несмотря на внешнюю материальную форму, изначальная женская природа души никогда не меняется. В зависимости от склонностей и изначальной духовной форму у преданного проявляется желание следовать по стопам какой-либо гопи из Враджи. Если преданный следует за этой гопи, возраждается его изначальная духовная форма, и в этой форме он служит Господу Кришне. В лПадма-пуране» рассказывается о том, как живые существа, имеющие мужские тела, в конце концов стали гопи. Эта история повествует о том, как мудрецы леса Дандакараньи, увидев красоту Господа Рамачандры, возжелали обрести Его в качестве своего супруга. Когда Господь Кришна являл Свои игры в Гокуле, эти мудрецы родились в женских телах и служили Господу Кришне, находясь в расе супружеской любви».
Враджантх сказал: лЯ слышал, что женщины Гокулы являются вечно освобожденными душами, которые пришли из духовного мира в материальный для того, чтобы помогать Господу Кришне. Почему же лПадма-пурана» утверждает, что мудрецы Дандакараньи родились в Гокуле как гопи?»
Бабджи пояснил: Чтобы участвовать в играх Господа Кришны, в материальный мир пришло множество вечно освобожденных душ. Но кроме них, в играх Господа Кришны принимали участие и обитатели материального мира, которые удлостоились этого благодаря чистому преданному служению. Поклоняясь ГосподуКришне в духе камануга-бхакти, они родились в Гокуле. История этих гопи описана в лШримад-Бхагаватам» (10.29.8-11). В ней рассказывается о том, как благодаря служению Господу Кришне, в медитации, они покинули свои внешние материальные тела и обрели изначальные, духовные. Многие из этих гопи прежде были мудрецами Дандакараньи».
Враджанатх спросил: лКоторые из этих гопи были вечно освобождены, а которые достигли освобождения благодаря преданному служению?»
Бабаджи ответил: лШримати Радхика является внутренней энергией (сварупа-шакти) Господа Кришны. Она являет Себя в телах восьми Своих близких подруг (ашта-сакхи), а те являют себя в форме других гопи, которых называют сакхи. Все эти гопи являются вечно освобожденными душами (нитья-сиддха). Они не относятся к категории джива-шакти, будучи проявленными посредством внутренней энергии Господа (сварупа-шакти). Кроме этих, есть и другие гопи (также называемые сакхи), которые достигли освобождения, занимаясь преданным служением (садхана-сиддха), после чего им было позволено войти в окружение Шримати Радхики. Такие гопи являются индивидуальными душами, которые достигли освобождения, занимаясь преданным служением. Благодаря хладини-шакти Господа им было даровано освобождение салокья и возможность общаться со Шри Радхой, царицей Враджи. Преданные, следующие по стезе рагануга-бхакти и всем сердцем стремящиеся к шрингара-расе, в конце концов достигают освобождения. Так они входят в общество гопи (сакхи). Преданные, следующие по пути вайдхи-бхакти и желающие наслаждаться обществом Кришны (имеется в виду, что они желают получить Господа Кришну в качестве супруга), становятся женами Господа в Двараке. Преданные, следующие по пути вайдхи-бхакти, не становятся последователями Шри Радхи, богини Враджи. Рождение на земле Враджи получают лишь те преданные, которые на первый взгляд следуют по пути вайдхи-бхакти, но в сердце своем не желают ничего иного, кроме обретения рагануга-бхакти».
Враджанатх спросил: лО учитель, скажи, как избавиться от желания наслаждаться обществом Кришны (римамса), то есть от желания обрести Господа Кришну в качестве своего супруга?»
Святой бабаджи ответил: лПреданные, которые берут на себя роль жен Господа Кришны, должны избавиться от гордыни и смиренно служить Господу Кришне так, как жена служит своему мужу. Но даже это не является гарантией того, что у них возникнет желание стать гопи во Врадже».
Очень заинтересовавшись, Враджанатх попросил:: лПожалуйста, объясни этот момент более подробно».
Бабджи сказал: лПреданные, желающие иметь Господа Кришну в каечстве своего супруга (свакия), становятся женами Господа (махиши-бхава). Таким преданным не дано познать отношений, при которых Кришна выступает в роли любовника (паракия). Именно этой расой наслаждаются гопи Враджа. Расы гопи во Врадже можно достигнуть, лишь следуя по пути рагануга-бхакти и помышляя о Господе как о своем любовнике (паракия)».
Враджанатх произнес: лО мудрец, благодаря твоей милости я понял все это. Теперь будь добр, разреши еще один вопрос: в чем различие между вожделением (кама) и любовью (према)? Если же они ничем не отличаются друг от друга, почему ты используешь слово према-рупа (природа любви)? Слово кама (вожделение) ранит мой слух каждый раз, когда я слышу его».
Бабаджи ответил: лРазличие между вожделением и любовью без сомнения есть. Когда мы говорим о любви, мы подразумеваем чувство, подобное тому, которое испытывают преданные, считающие Кришну членом своей семьи (самбандха). В этом случае стремление использовать Кришну ради собственного наслаждения, как правило, отсутствует. Если преданный относится к Господу как к члену своей семьи, в его уме нет места для эротических помыслов. Тем не менее, его отношения с Кришной, несомненно, основаны на любви (преме). Но если любовь к Кришне сочетается с примесью желания наслаждаться с Кришной, такие отношения называются преданным служением (бхакти) в духе вожделения (камы). В других расах не существует сочетания вожделения и преданного служения. Это сочетание присутствует только в расе супружеской любви. Никто, кроме гопи, не практикует подобного рода преданности с примесью вожделения. В материальном мире слово лвожделение» подразумевает стремление к материальным чувственным наслаждениям. Однако лвожделение», которое питают к Кришне гопи, существенно отличается от материального вожделения. Вожделение гопи чисто и свободно от любых пороков. Материальное вожделение - искаженная форма вожделения гопи. Вожделение, которое испытывала Кубджа, было направлено на Господа Кришну, но его нельзя сравнивать с вожделением гопи (сакшат-кама). Стремление наслаждаться посредством материальных чувств - это бесполезное и низменное эмоциональное состояние. Вожделение иного рода, которое является частью любви к Кришне, возвышенно и исполнено блаженства. Но раз уж материальное вожделение так низменно, что даже упоминание о нем вызывает у тебя отвращение, почему бы тебе не пользоваться словом лдуховное вожделение» (апракрита-кама), чтобы обозначить те эмоции, которые испытывали гопи?»
Враджанатх попросил: лТеперь объясни, пожалуйста, тот аспект рагануга-бхакти, который подразумевает отношение к Господу как к члену семьи».
Бабаджи ответил: лОтношения, при которых у преданного устанавливаются семейные отношения с Кришной, называется самбандхануга-бхакти. Взаимоотношения подобного рода присутствуют в трех расах: дасья (служение), сакхья (дружба) и ватсалья (родительские отношения). Преданный, состоящий с Кришной в таких отношениях, считает Его своим господином, другом или сыном. В своей изначальной форме самбандхануга-бхакти проявляется среди жителей Враджи».
Враджанатх поинтересовался: лА как рагануга-бхакти проявляется в расах дасьи, сакхьи и ватсальи?»
Бабаджи ответил: лПреданный, которого привлекает дасья-раса (служение), должен следовать по стопам Рактаки, Патраки и других вечно освобожденных слуг Господа. Подражая их отношениям с Господом, он в конце концов разовьет свои собственные отношения с Господом Кришной. Преданный, которого привлекает сакхья-раса (дружба), должен следовать по стопам Субалы и других друзей Господа. Благодаря этому он обязательно станет другом Господа. Преданный, которого привлекает ватсалья-раса (родительские отношения), должен следовать по стопам Нанды и Яшоды. Так он придет к непосредственному служению Госопду Кришне».
Враджанатх спросил: лОбъясни, что означает выражение лследовать по стопам?»
Бабаджи ответил: лВечная природа души порождает определенное поведение, которое называется мудра. К примеру, Нанда Махараджа обладает определенной природой, и в соответствии с этой природой он обращается с Кришной. Преданный должен следавать по стопам великих вайшнавов. Однако при этом он не должен думать: лЯ - Нанда». Или лЯ- Субала», или лЯ - Рактака». Он должен следовать примеру этих личностей. Тогда он не совершит случайного оскорбления».
Враджанатх спросил: лО святой, какую расу должен практиковать я, стремясь к совершенству рагануга-бхакти?»
Мудрый бабаджи ответил: лБаба, взгляни на свою природу. Я думаю, ты замечал у себя какие-то определенные склонности? В соответствии с этими склонностями, ты должен принять какую-либо расу и следовать по стопам вечно освобожденной души, которая служит Господу в этой же расе. Я советую тебе внимательно проанализировать собственные желания. Если ты склоняешься к пути рага-бхакти, тебе следует развивать свою преданность в этом духе. Если же ты не привлекаешься путем рага-бхакти, иди по пути вайдхи-бхакти».
Виджая-кумар вступил в беседу: лУчитель, я долго изучал лШримад-Бхагаватам». Слушая или читая об играх Господа Кришны, я всем сердцем желаю служить Божественной чете так, как служит Радхе и Кришне Шримати Лалита».
Бабаджи улыбнулся: лМожешь, больше ничего не говорить. Ты - манджари, подруга Лалиты-деви. А какое служение привлекает тебя больше всего?»
Виджая-кумар признался: лВ глубине души я уверен, что Шри Лалита велела мне делать цветочные гирлянды для Радхи и Кришны. Я собираю прекрасные благоухающие цветы, делаю из них гирлянды и отдаю их в прекрасные руки. Она приветливо улыбается мне и недавает гирлянды на шеи Шри Шри Радхи и Кришны».
Святой бабджи сказал: лОт всей души желаю тебе обрести это служение. Прими мои благословения, о лучший среди вайшнавов».
Залившись счастливыми слезами, Виджая-кумар пал к лотосным стопам своего духовного учителя. Понимая его эмоциональное состояние, святой бабаджи сказал ему: лБаба, в сердце своем ты должен хранить рагануга-бхакти, но внешне постарайся соотвествовать принципам вайдхи-бхакти». Удивленно наблюдая за столь сокровенным разговором, Враджанатх задумался, а затем сказал своему учителю следующие слова: лО учитель, когда я размышляю об играх Господа Кришны, я всегда представляю себя другом Субалы».
Бабаджи поинтересовался: лА к какому служению ты испытываешь влечение?»
Враджанатх ответил: лЯ часто вижу, как мы с Субалой собираем телят, которые отбились от стада. Когда Кришна садится и начинает играть на Своей божественной флейте, я пою телят водой, а затем привожу их к нашему брату Кришне».
Бабаджи сказал: лДаю и тебе свои благословения. Желаю тебе стать другом Субалы и вместе с ним служть Господу Кришне».
С того самого дня Виджая-кумар думал только о том, как лучше выполнять поручения Шримати Лалиты. Даже пожилой бабаджи казался ему воплощением Шри Лалиты. Однажды, сидя у его стоп, Виджая-кумар спросил: лО учитель, что еще могу я сделать для твоей милости?»
Святой бабаджи ответил: лНичего больше делать не надо. Но ты должен узнать, каковы имя, форма и одеяния твоего духовного тела. Зайди как-нибудь ко мне, и я сообщу тебе о них». Виджая-кумар ответил, что выполнит все требования своего учителя.
Случилось так, что с того дня и Враджанатх стал видеть в пожилом бабаджи воплощение Субалы. Узнав об этом, бабаджи сказал ему: лЗайди ко мне один, и я поведаю, каким телом и одеяниями наделена твоя духовная форма». Враджанатх, как и Виджая-кумар, выполнил желание своего учителя.
Не без основания полагая, что их жизнь достигла своего совершенства, Враджанатх и Виджая-кумар радостно следовали по пути рагануга-бхакти. Внешне все оставалось как прежде. Виджая-кумар оставался мужчиной, но в сердце он стал гопи. А Враджанатх в сердце стал пастушком.
Однажды ночью друзья шли домой, повторяя на четках мантру, которую дал их духовный учитель. С чувством произнося:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

Они неспешно шли к Билва-пушкарини. Была уже полночь. Ясная луна взошла над Майяпуром. Было такое время года, когда вся природа цветет и излучает радость. Дойдя до Лакшмана-тилы, они уселись под деревом амалика. Виджая-кумар спросил у Враджанатха: лО Враджанатх, наши сокровенные желания исполнены. Мы обрели милость великого вайшнава, и благодаря этому обретем милость Господа Кришны. Теперь следует подумать о том, что делать в будущем. Враджанатх, скажи мне честно: чем ты хочешь заниматься? Ты женишься, или же примешь паривраджака-санньясу? Этот вопрос исходит вовсе не от меня. Я задаю его только потому, что должен сообщить ответ твоей достойной матери».
Вздохнув, Враджанатх ответил: лДядя, я всей душой предан тебе. Ты пандит и вайшнав. Моего отца давно нет на свете, а ты являешься моим опекуном. Я сделаю то, чего хочешь ты. Но я не хочу привязываться к материальному и так забыть о духовной цели жизни. Поэтому я не хочу жениться. Что ты думаешь об этом?»
Виджая-кумар сказал: лЯ не буду тебя принуждать. Реши сам и затем сообщи мне о своем решении».
Враджанатх ответил: лЯ спрошу у нашего духовного учителя и поступлю так, как он скажет».
Виджая-кумар согласился: лОтлично. Завтра мы узнаем, что скажет об этом Прабхупада».
Враджанатх поинтересовался: лСвятой дядя, а что об этом думаешь ты? Должен ли я стать домохозяином? Неужели ты считаешь, что мне не следует становиться паривраджака-санньяси?»
Улыбнувшись, Виджая-кумар успокоил его: лБаба, мое мнение полностью совпадает с твоим. Прими паривраджака-санньясу, отвергнув соблазны жизни домохозяина. Женитьба иссушит твое сердце. Ты будушь обманут и лишишься нектара, которое приносит преданное служение. Я хочу, чтобы ты поступил так, как скажет наш духовный учитель».
Пора было возвращаться домой. С умиротворением в сердце, воспевая славу Господа Хари, дядя и племянник добрались до дома, почтили прасадам и отправились спать.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: