Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана

В тот день был экадаши. Сидя под деревом бакула во дворе Шривасы, вайшнавы воспевали святые имена Господа. Наш святой бабаджи сидел неподвижно, погрузившись в океан экстатической любви. Кто знает, о чем он размышлял? Через некоторое время он сказал: лО горе мне! - и залился слазами. - Ах! Где же Рупа? Где Санатанаа! Где Рагхунатх дас Госвами? Где свет моей жизни, Кришнадас Кавирадж? Я не могу находиться рядом с ними. О, как я одинок! Счастье покинуло меня! Я молю Рупу и Рагхунатху явиться передо мной и спасти мою жизнь. Я разлучен с вами, но я все еще живу. Но к чему такая жалкая жизнь?» Продолжая сокрушаться, бабаджи опустился на землю во дворе Шривасы, под деревом бакула, и стал осыпать свое тело пылью, которой коснулись стопы вайшнавов. Преданные, которые оказались рядом, стали утешать его: лБабаджи, успокойся. Рупа и Рагхунатх живут в твоем сердце. Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда танцуют перед твоими глазами». Бабаджи поднял глаза и увидел Божества Панча-таттвы. Он сразу же забыл свою скорбь и сказал: лО всеславный Майяпур! Только Маяпур способен излечить тоску по Враджадхаме». В этот момент появились Виджая-кумар с Враджанатхом и принесли Бабаджи и всем остальным вайшнавам свои поклоны. Увидев своих учеников, бабаджи обрадовался и спросил: лСовершенствуетесь ли вы в преданном служении?» Почтительно сложив руки, оба ученика ответили: лО учитель, твоя милость - смысл нашей жизни. Должно быть, в прошлом мы совершили множество благочестивых деяний, а в этой жизни нам была дарована возможность служить твоим дарующим бесстрашие лотосным стопам. Сегодня экадаши. Мы пришли только для того, чтобы увидеть твои священные стопы». Бабаджи ответил: лДорогие ученики, очень скоро вы достигните бхавы». Виджая-кумар спросил: лО учитель, а что такое бхава? Ты не рассказывал нам о ней»
Бабаджи ответил:»До сих пор я учил вас принципам садхана-бхакти. Но постоянная практика садхана-бхакти рано или поздно возводит живое существо на уровень духовного совершенства. Уровень, предшествующий совершенному, называется бхава (экстатическая любовь). Этот уровень описывается следующими словами лДаша-мулы»:
лКогда садхана-бхакти живого существа становится зрелой, оно начинает осознавать свою изначальную духовную форму. Затем хладини-шакти Господа порождает в его сердце экстатическую любовь, мадхура-расу. С этих пор живое существо носит в своем сердце любовь (бхаву) к Шри Шри Радха-Кришне. Затем оно достигает следующего аспекта экстатической любви - прити - и бесконечного блаженства. Душа становится участницей игр Господа и, принимая в них непосредственное участие, обретает право на вечное служение Господу».
В этом стихе описывается конечная цель жизни живого существа (прайоджана). Эта цель - чистая любовь к Господу. Начальная стадия чистой любви описана в последнем стихе лДаша-мулы»:
лКто является Верховным Господом? Кто является индивидуальной душой? Что есть материальный мир? Стремясь найти ответ на эти вопросы, преданный изучает священные писания. Он избавляется от всевозможных оскорблений, от накопившихся грехов, от привязанности к материальной благочестивой деятельности, от стремления слиться воедино с Господом и, считая себя слугой Господа Хари, вкушает блаженный нектар святого имени Господа Хари в обществе других преданных».
Какая чудесная поэма эта лДаша-мула»! Прочтя ее, человек может понять суть учения, котрое изошло из божественных уст Господа Махапрабху».
Выслушав своего учителя, Виджая-кумар спросил: лО святой, можем ли мы услышать стихи, прославляющие лДаша-мулу», хотя бы в кратком изложении?»
Бабаджи ответил: лСлушай:
лЧеловек, внимательно, изучающий лДаша-мулу», освобождается от пут невежества. Общаясь с преданными Господа, он обретает духовную любовь и блаженство».
Виджая-кумар произнес: лО учитель, лДаша-мула» станет ожерельем, которое мы будем носить не снимая. Каждый день мы будем декламировать лДаша-мулу» и приносить поклоны Господу Махапрабху. А теперь, пожалуйста, милостиво объясни значение этих истин».
Бабаджи сказал: лЧистая любовь к Богу (према) подобна сияющему солнцу. Яркие лучи этого солнца олицетворяют собой духовное состояние, известное как шуддха-саттва. Внутренняя природа шуддха-саттвы называется бхава. Проявление шуддха-саттвы, называемое бхавой, также известно под названием рати и преманкура (росток любви). Когда активность всепросветляющей сварупа-шакти (внутренней энергии) проявляется в форме самвит (знания), она называется шуддха-саттва (духовное бытие). Эта деятельность вовсе не является порождением майи (материальной иллюзии). Если активность самвит-шакти сочетается с активностью хладини-шакти, результатом становится проявление бхавы. Деятельность самвит-шакти приносит знание. Деятельность хладини-шакти приносит наслаждение. Таким образом, деятельность сварупа-шакти Господа приносит знание об Абсолютной Истине, Шри Кришне. Незначительный запас энергии знания (самвит-шакти), которым обладают индивидуальные души (джива-шакти), не может обеспечить познание Абсолютной Истины. Но по милости Господа, или же Его преданного, в сердце живого существа рождается сварупа-шакти (внутренняя энергия) Верховной Личности Бога. В этом случае сварупа-шакти может проявить свою несущую знание активность (самвит) в сердце живого существа. Так в сердце возникает знание о духовной природе всего сущего. Извечной формой (сварупой) духовного мира является состояние духовного бытия (шуддха-саттва). Извечной формой материального мира, или майи, является грубая материя, состоящая из различных комбинаций трех гун - благости, страсти и и невежества. Когда реализованное знание о духовном мире сочетается с сущностью хладини-шакти (сара), живое существо может познать удовольствия духовного мира (асвада). Когда наслаждение духовного мира достигает совершенства и полноты (пурна-сварупа), полученный результат называется према (чистая любовь к Богу). Према подобна солнцу, а бхава - лучами этого солнца. Вот такой природой обладает бхава. Особенность бхавы такова: благодаря ручи (влечению к Кришне) сердце живого существа начинает тая
ть и становится мягким (масрина). Здесь слово ручи обозначает желание достичь Кришну, желание удовлетворить Кришну и желание дружить с Кришной. Говорится, что бхава является первой ступенью безграничного великолепия премы. Слово масрина переводится как лтающее сердце». В Тантрах сказано, что бхава - начальное проявление премы. Когда в сердце живого существа рождается бхава, проявляются и признаки экстаза, называемые саттвика-бхава. У вечно освобожденных живых существ эти признаки экстаза появляются спонтанно. У тех, кто находится в темнице материального мира, эти признаки экстаза возникают как форма деятельности ума, и лишь постепенно проявляется их изначальная духовная природа. Эти признаки экстаза возникают сами по себе, но тем не менее кажется, что они вызваны неким внешним влиянием. Активность саттвика-бхавы открывает истинную природу Господа Кришны и Его трансцендентных игр. Тем не менее, рождаясь среди плененных душ, она принимает видимость умственной деятельности, и кажется, что она открывает путь к познанию не духовных, а материальных истин. Саттвика-бхава позволяет живому сущетсву вкусить нектар духовных удовольствий».
Виджая-кумар поинтересовался: лСуществует ли какие-либо разновидности бхавы?»
Бабаджи ответил: лДа. В зависимости от происхождения, бхава бывает двух видов. Бхава может родиться благодаря садхане-бхакти, или же она может возникнуть по милости Господа Кришны или Его преданного. Обычно она возникает благодаря практике садхана-бхакти. По милости она возникает очень редко».
Виджая-кумар спросил: лКакова природа бхавы, возникающей благодаря практике садхана-бхакти?»
Святой бабаджи ответил: лПрактика садхана-бхакти порождает две разновидности бхавы. Одна из них возникает благодаря вайдхи-бхакти, другая - благодаря рагануга-бхакти. У истоков первой из этих двух разновидностей бхавы, порожденной садхана-бхакти, стоит ручи (влечение к Кришне). Ручи порождает асакти (привязанность к Кришне). Затем приходит рати (любовь к Кришне). В Пуранах и натья-шастрах сказано, что слова рати и бхава являются синонимами. Я полностью согласен с этим. Вайидхи-бхакти порождает веру, а за верой следует влечение к Кришне (ручи). Однако рагануга-бхакти порождает ручи сразу (безо всяких промежуточных стадий)».
Виджая-кумар спросил: лКакова природа бхавы, порожденной милостью Господа Кришны или Его преданного?»
Бабаджи ответил: лЕсли в сердце человека, который никогда не практиковал ни вайдхи-бхакти, ни рагануга-бхакти, рождается бхава, это означает, что она дана по милости Господа Кришны или Его преданного».
Виджая-кумар вновь спросил: лВ чем заключается природа бхавы, возникшей по милости Господа Кришны?»
Бабаджи ответил: лМилость Господа Кришны проявляется тремя путями: вачика (посредством Его слов), алокадана (посредством взгляда), харда (непосредственно из Его сердца). Господь Кришна может даровать кому-нибудь Свою милость, сказав: лО царь среди брахманов, пусть преданность Мне - преданность, которая несет в себе трансцендентное блаженство и является средоточием всего самого благоприятного в жизни - родится в твоем сердце». Благодаря этим словам Господа, в сердце этого брахмана возникнет бхава. Аборигены - жители джунглей - никогда раньше не видели Кришну. Однако при первой же встрече с Ним у них в сердцах рождалась бхава. Эта разновидность бхавы называется алока-данаджа-бхава (бхава, порожденная взглядом). Когда в сердце Господа Кришны возникает чувство сострадания, оно порождает бхаву, известную как харда. Эта бхава - привелегия Шукадевы Госвами и других преданных, подобных ему. Когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, Он даровал эти разновидности бхавы многим преданным. Многие обретали бхаву, увидев Господа. Джагай, Мадхай и многие другие обрели бхаву благодаря словам Господа. Шрила Джива Госвами обрел бхаву благодаря милости Господа Кришны».
Виджая-кумар спросил: лКокова природа бхавы, порожденной милостью преданного Господа Кришны?»
Бабаджи ответил: лПо милости Шри Нарады Госвами, в сердцах Дхрувы и Прахлады возникло желание служить Господу. По милости Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и их спутников, желание заниматься преданным служением возникло в сердцах бесчисленного множества людей».
Виджая-кумар поинтересовался: лКаковы признаки появления бхавы?»
Бабаджи ответил: лКогда семя экстатических чувств (бхавы) к Господу Кришне созревает, поведение человека начинает отвечать следующим девяти требованиям: всепрощению, нежеланию напрасно тратить время, непривязанности, отсутствию ложной гордости, надежде, рвению, вкусу к воспеванию святого имени Господа, привязанности к описаниям трансцендентных качеств Господа, влечению к тем местам, где пребывает Господь, - то есть к храму или к священным местам вроде Вриндавана. Эти признаки называются анубхава, второстепенные признаки экстатических эмоций. Они наблюдаются у человека, в сердце которого начинает созревать семя любви к Богу».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевает качество всепрощения?»
Бабаджи ответил: лВсепрощение проявляется тогда, когда даже при наличии достаточных оснований для волнения и гнева человек не возбуждается и не гневается. Это и считается всепрощением. Синонимом и аналогом всепрощения является терпимость».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевает выражение лнежелание напрасно тратить время»?»
Бабаджи ответил: лЭто означает, что человек не тратит времени на бесполезные занятия. Постоянная тяга к преданному служению Господу Хари и есть лнежелание напрасно тратить время».
Виджая-кумар-спросил:»А что такое лнепривязанность»?»
Бабаджи ответил: лЕсли видно, что человек не может наслаждаться так называемыми материальными чувственными удовольствиями, это состояние называется лнепривязанностью».
Виджая-кумар поинтересовался: лЕсли человек принимает санньясу, может ли он утверждать, что достиг высот лнепривязанности»?»
Святой бабаджи ответил: лСанньяса - это материальная условность, характерная для материального мира. Если сердце находит удовольствие в духовной деятельности, а получаемое ею материальное удовольствие все уменьшается и уменьшается до полного исчезновения, это и есть лнепривязанность». Человек, который отрешился от благ материального мира, а затем, стремясь удалить все препятствия с пути достижения бхавы, принимает санньясу, может называться лвайшнавом, достигшим уровня непривязанности». Но человек, который принимает санньясу опрометчиво, без должного понимания того, что является счастьем духовной жизни (бхава), не считается достойным санньясы. Господь, сурово наказав Чхоту Харидаса, преподал соответствующий урок всем».
Виджая-кумар спросил: лВ чем же заключается лотсутствие ложной гордости»?»
Бабаджи ответил: лЧеловек может гордиться своим происхождением, варной, ашрамом, богатством, силой, красотой, высоким положением в обществе и многим другим. Стремление отречься от гордости, возбуждаемой подобными причинами, называется отсутствием ложной гордости. В лПадма-пуране» изложена история великого царя, который таким образом обрел преданность Господу Кришне. Этот царь избавился от гордости, возбуждаемой царским богатством, и прожил свою жизнь как нищий, собирая подаяние мадхукари в столице другого царя, который был его соперником м врагом. Он всегда выражал почтение всем, невзирая на то, брахман пред ним или чандала».
Виджая-кумар спросил: лА что такое надежда»?»
Бабаджи ответил: лЕсли человек занимается преданным служением, твердо веруя в то, что Господь Кришна несомненно явит ему Свою милость, это и называется надеждой».
Виджая-кумар продолжал расспрашивать: лА что подразумевается под лрвением»?»
Бабаджи ответил: лСильное желание обрести вожделенный объектом называется лрвением».
Виджая-кумар спросил: лО святой, как ты можешь охарактеризовать лвкус к воспеванию святого имени Господа»?»
Бабаджи ответил: лНаиважнейшим из всех действий в преданном служении считается воспевание святого имени Господа. Вкус к воспеванию святого имени Господа ведет к исполнению всех духовных желаний. Но воспевание святого имени мы обсудим отдельно, в другое время».
Виджая-кумар сказал: лЧто означает выражение лпривязанность к описаниям трансцендентных качеств Господа»?»
Бабаджи пояснил: лВ Шри-Кришна-канамрите» (стих 65) сказано:
лОн более привлекателен, чем воплощенное желание. Его молодость - олицетворение самого Камадевы. Он более игрив и непоседлив, чем сама игривость и непоследливость. О горе мне, ибо Он украл мое сердце. Как мне теперь быть?»
Можно без устали слушать о трансцендентных качествах Господа Кришны, но этим слушанием невозможно насытиться. Но привязанность к слушанию о качествах Господа может возрастать по мере возрастания преданности Господу».
Виджая-кумар спросил: лА что означает выражение лвлечение к тем местам, где пребывает Господь»?»
Святой бабаджи ответил: лОбходя священную Навадвипу, преданный может спросить: лО жители священной земли, скажите, где родился Господь? По каким дорогам Он водил процессию санкиртаны? Прошу вас, скажите, где Господь наслаждался играми с гопами?» Жители священных мест ответят ему: лГосподь родился в Майяпуре, на возвышенности рядом с рощей туласи. Санкиртану Он проводил в Ганганагаре, Симулии, Гадигачхе, Маджиде и в других селениях». Если преданный, обходящий священные места, будет слушать эти нектарные слова обитателей Гауды, у него проявятся признаки экстаза - он начнет обливаться слезами, и волоски на его теле встанут. Все эти проявления и называются влечением к местам, где пребывает Господь».
Виджая-кумар поинтересовался: УЕсли нас обуревают подобные эмоции, можем ли мы утверждать, что в нашем сердце зародилась Кришна-рати (чистая любовь к Кришне)?Ф
Бабаджи улыбнулся: УНет. Рати рождается лишь тогда, когда сердце становится чистым. Описанные мною признаки могут появляться при наличии иных уровней преданностиФ.
Виджая-кумар попросил: УБудь добр, приведи примеры, чтобы я мог мог лучше понять все этоФ.
Мудрый бабаджи сказал: УЧеловек, стремящийся к имперсональному освобождению, может многократно прибегать к произнесению намабхасы - тусклого отблеска святого имени. Услышав, что могущество святого имени способно даровать освобождение, он может сколько угодно обливаться слезами и падать на земь без сознания. Тем не менее, было бы ошибкой сказать, что он достиг уровня Кришна-рати (любви к Кришне) в состоянии бхавы (экстаза). Такой человек не обладает искренней любовью к Господу. К сожалению, проявляемые им признаки духовного экстаза являются показными (бхавабхаса). Человек, стремящийся к материальным чувственным удовольствиям, может снискать милость богини Дурги, а затем вымаливать у нее желаемые вещи: УПожалуйста, дай мне свои благословения. Пожалуйста, даруй мне богатствоФ. Уверенный в том, что богиня может выполнить его желания, он может плакать и кататься по земле. Тем не менее, нельзя сказать, что он достиг уровня бхавы. Можно, пожалуй, сказать, что он достиг ничтожного проблеска бхавы (бхавабхаса) или, быть может, притворного подражания бхаве (бхава-дауратмья). Бхава не возникает в сердце человека, который не является чистым преданным Господа Кришны. Если у человека, жаждущего материальных чувственных удовольствий или стремящегося к имперсональному освобождению, появляется проблеск бхавы (бхавабхаса), его нельзя считать истинной бхавой. Скорее, это слепое подражание истинной бхаве (бхава-дауратмья). Представ перед Божеством Господа Кришны, такой человек может упасть в обморок и лежать без сознания хоть целые сутки, но даже в таком случае его состояние нельзя будет назвать настоящей бхавой. Даже вечно освобожденные души, свободные от любых материальных желаний, всем сердцем стремятся к настоящей бхаве. Тем не менее, бхава остается сокрытой от них. Даже если человек долгое время занимается преданным служением, Господь Кришна не одаряет его бхавой слишком скоро. Так же и чистая любовь к Господу Кришне (рати) может возникнуть только в чистом сердце, в котором нет ни малейшего желания материальных чувственных на
слаждений или имперсонального освобожденияФ.
Выслушав святого бабаджи, Виджая-кумар промолвил: УО учитель, нередко можно видеть, что жаждущие материальных чувственных удовольствий или имперсонального освобождения люди участвуют в пении святых имен Господа Хари (хари-нама-санкиртане), благодаря чему у них проявляются описанные прежде признаки бхавы. Как же следует рассматривать подобные проявления?Ф
Бабджи ответил: УЛишь глупцы считают подобные проявления чем-то возвышенным. Те же, кому известна истина о бхаве, избегают общества таких людей и вполне обоснованно полагают, что внешние проявления духовного экстаза - лишь проблеск бхавы (бхавабхаса)Ф.
Виджая-кумар спосил: УСуществуют ли какие-то разновидности этого блеска бхавы (бхавабхасы)?Ф
Бабаджи ответил: УБхавабхаса бывает двух видов: пратибимба-рати-абхаса (отражение экстатической любви) и чхайя-рати-абхаса (тусклая тень экстатической любви)Ф.
Виджая-кумар поинтересовался: УСкажи, какова природа отражения экстатической любви?Ф
Святой бабаджи сказал: УЧеловек, стремящийся к имперсональному освобождению, может наивно полагать, что легко достигнет этого освобождения, если обретет бхаву. Так, от всей души желая имперсонального освобождения, он выставляет напоказ поддельные признаки бхавы. Это и называется пратибибмба-рати-абхаса. Имперсоналист может думать так: УЕдинственным путем к имперсональному освобождению является знание о безличном Брахмане. Иных путей не существеут. Однако процесс достижения имперсонального знания весьма сложен и мучителен. И если освобождение так легко достигается посредством воспевания святых имен Господа Хари, то это означает, что посредством того же воспевания так же легко достигнуть знания о безличном БрахманеФ. Так, в надежде легко обрести имперсональное освобождение, невежественный человек прибегает к внешнему подражанию признакам экстаза - таким, как обильные слезы и стоящие волоски на теле. Но все это является лишь отблеском истинной бхавы (абхаса)Ф.
Виджая-кумар спросил: УО учитель, почему этот проблеск называется пратибимба (отражение)?Ф.
Бабаджи ответил: УЕсли жаждущие материальных чувственных наслаждений или имперсонального освобождения люди занимаются воспеванием святых имен Господа и иной деятельностью, затрагивающей преданное служение, судьба может привести их в общество святых преданных. Когда луна истинной бхавы восходит в сердцах этих преданных, она отражается и в сердцах окружающих их притворщиков - гедонистов и имперсоналистов. Поэтому их бхава и именуется пратибимба (отражение). Чистая бхава не рождается в сердце, если человек жаждет материальных чувственных удовольствий или имперсонального освобождения. Но когда он встречается с чистыми преданными Господа (шуддха-бхакта), отблеск этой бхавы отражается и на нем. Это и называется пратибимба-бхавабхаса (отражение истинной бхавы). Пратибимба-бхавабхаса не приносит душе вечного блага. Как только притворщик добивается своей цели - удовлетворения чувств или освобождения, его преданное служение само собой прекращается. Поэтому считается, что пратибимба-бхавабхаса является одним из оскорблений святого имени. Она не достойна того, чтобы так подробно обсуждать ееФ.
Виджая-кумар спросил: лА что такое чхайя-бхавабхаса (тусклая тень экстатической любви)?»
Святой бабаджи ответил: лНачинающий преданный, не очень сведущий в науке преданного служения, может обрести связь с действиями, местами, периодами времени или личностями, дорогими Господу Кришне, и благодаря этой связи его коснется устраняющая страдания и очень приятная, но мимолетная тень истинной любви к Господу (рати). Это и называется чхайя-рати-абхаса. Если у человека есть немного преданности Господу, но эта преданность напрямую зависит от окружения и тех или иных обстоятельств, тогда проявляется эта разновидность преданности (рати-абхаса). Она может возникнуть в сердце человека потому, что в прошлом он совершал какие-либо благочестивые деяния. Тень преданности может принести огромное благо человеку, который обретает ее. По милости чистого преданного Господа Хари, тень любви может преобразоваться в истинную любовь к Господу (шуддха-бхаву). Но если человек оскорбляет вайшнавов, эта тень любви исчезает, словно убывающая луна в темную половину месяца. Кстати, это относится не только к тени любви. Даже чистая любовь (шуддха-бхава) к Господу Кришне может умереть (абхава), если человек оскорбляет преданных Господа. Или же чистая любовь может превратиться в тень любви, или даже опуститься на более низкий уровень. Если человек тесно общается с имперсоналистами, его любовь к Кришне также может превратиться в тень любви, или же он может стать имперсоналистом и убедить себя в том, что сам стал почитаемой Верховной Личностью Бога. Именно из-за дурного общения начинающим преданным (навья-бхактам) порой свойственны имперсональные представления. Иногда новые преданные охотно общаются с имперсоналистами, поскольку не имеют никокого представления о последствиях подобного общения. Тем не менее, дурное общение создает множество проблем. Поэтому начинающим преданным следует тщательно избегать общества имперсоналистов. Иногда бывает, что бхава проявляется у человека, который никогда не занимался практикой преданного служения (садханой). Это означает, что в своих предыдущих воплощениях такой человек совершал выдающиеся деяния в
преданном служении, однако какие-то препятствия не позволили плодам этих деяний созреть сразу же. Эти плоды созревают, когда все препятствия устранены. Если наивысший вид любви, бхава, возникает внезапно, следует считать, что это произошло по милости Господа Кришны. Даже если в поведении человека, одаренного милостью, видны некоторые изъяны, не следует порицать его. Почему? Человек, который обрел любовь к Богу, достиг успеха в жизни. Преданный никогда не грешит. Но если становится известно, что преданный согрешил тем или иным образом, следует думать об этом так: либо вайшнав случайно совершил грех, либо этот грех является следствием прошлого проступка (пурва-папабхаса). Истинные качества преданного (бхава) быстро искоренят этот грех. Очень скоро последствия его будут уничтожены. Из этих объяснений можно сделать вывод, что не следует заострять внимание на недостатках преданных. В лНрисимха-пуране» сказано:
лЕсли человек посвятил служению Верховному Господу свой ум, свое тело и все свои действия, но вместе с тем совершает какие-то неблаговидные поступки, влияние его преданного служения очень скоро уничтожит все неблаговидные поступки. На луне тоже есть пятна, напоминающие оспины, но все же они не могут затмить сияния полной луны».
Мои слова вовсе не означают того, что преданные Господа часто грешат. Человек, имеющий веру в преданное служение, не стремиться грешить. Тем не менее, пока существует материальное тело, существует и вероятность случайного падения. Но преданное служение подобно пылающему пламени - оно сжигает все грехи до тла, и после этого преданный, наученный горьким опытом, ведет себя очень осторожно, чтобы снова не согрешить. Когда преданный приобретает все качества истинного вайшнава, он избавляется от невежества, которое зачастую является корнем греха. Но если человек продолжает грешить, не следует потакать ему, заявляя, что он обладает чистой преданностью Господу Кришне. Грешить с подспудной надеждой на то, что преданное служение нейтрализует грехи, считается оскорблением. Преданные не должны совершать подобных оскорблений.
Любовь к Кришне (рати) побуждает человека к попыткам доставлять Кришне удовольствие. Эта любовь источает теплоту и силу».
Слушая слова святого бабаджи, Враджанатх и Виджая-кумар онемели. Их сердца переполнились божественной любовью. Даже после того, как бабаджи замолк, они долго сидели молча и неподвижно. В конце концов, кто-то из них сказал: лО учитель, нектар твоих наставлений залил наши иссохшие сердца потоком любви. И что же нам делать? Куда нам идти? Мы лишились стойкости и покоя. Мы очень гордимся тем, что родились в семьях брахманов. В наших сердцах нет и капли смирения. Надежда в один прекрасный день обрести экстатическую любовь к Господу (бхаву) - не для нас. Единственная наша надежда - это ты, близкий спутник Господа, преданный исполненный духовной любви (премы). Только ты сможешь разжечь огонь духовной любви (премы) и в наших сердцах. Благодаря знакомству с тобой мы обрели надежду, которая греет наши сердца. Мы жалки и ничтожны. Ты - прекрасный цветок среди истинных преданных Господа. Ты очень милосерден. Пожалуйста, будь добр к нам и объясни, в чем заключаются наши обязанности. О учитель, мы хотим отречься от материального мира, семейной жизни и стать слугами твоих стоп». Тут Виджая-кумар воспользовался случаем и промолвил: лО учитель, Враджанатх еще юноша. Его мать желает, чтобы он стал домохозяином. Однако желания его сердца не соотвествуют настроению матери. Пожалуйста, будь милостив, скажи, как следует поступить в этом случае».
Святой бабджи сказал: лГосподь Кришна дал вам Свою милость. Твоя семейная жизнь должна стать жизнью преданного Господа Кришны, поскольку ты можешь служить Ему, даже будучи женатым. Господь Махапрабху учил весь мир своим примером, и мир должен следовать Его указаниям. В материальном мире существует два положения: жизнь домохозяина и санньяса. Пока человек не обрел качеств, обязательных для санньяси, он должен оставаться домохозяином и служить Господу в этом ашраме. В первые двадцать четыре года своей жизни Господь Шри Чайтанья показал своим последователям пример идеальной жизни вайшнава-домохозяина, а остальные двыдцать четыре года Господь прожил как вайшнав-санньяси. Домохозяева должны следовать примеру Господа. Я думаю, что в данный момент тебе следует вести себя так, как вел Себя Он. Не следует думать, что в ашраме домохозяина ты не сможешь достичь высшего уровня чистой любви к Господу (кришна-премы). Все преданные, получившие величайшую милость Господа Махапрабху, были домохозяевами. Вайшнавы-санньяси возносят молитвы этим домохозяевам и жаждут коснуться пыли с их стоп».
Был поздний вечер. Усевшись вместе с вайшнавами, завседатаями дворика Шривасы, Виджая-кумар и Враджанатх стали петь песни, прославляющие Господа Хари. Они провели всю ночь во дворе Шривасы. На следующее утро они искупались в Ганге, исполнили утренние обязанности, вместе с вайшнавами воспели святые имена и позавтракали маха-прасадом. После полудня они неторопливо направились в Билва-пушкарини. Обсудив вчерашний разговор с бабаджи, и дядя, и племянник решили, что им следует служить Кришне в ашраме домохозяина. Вернувшись в деревню, Виджая-кумар сказал сестре: лВраджанатх согласился жениться. Поскорее приготовь все необходимое. Я же на несколько дней отправлюсь в Модадруму. Пожалуйста, известите меня, когда состоится свадьба Враджанатха, и я приду праздновать этот счастливый день вместе с родными. Завтра же я отправлю сюда Каништху Харинатха, чтобы он помогал тебе готовиться к свадьбе». Услышав это, мать и бабушка Враджанатха преисполнились блаженства. Они одарили Виджая-кумара роскошными одеяниями, богатыми подарками и распрощались с ним до свадьбы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: