Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 64%

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана

(великолепие святого имени)

Издавна селение Билва-пушкарини славилось своей красотой. С северной и западной сторон его опоясывает Ганга. На берегу Пушкарини, в роще деревьев билва, стоит храм Господа Шивы. Недалеко от него расположена другая местность, известная как Бхава-тарана, с одной стороны которой лежит Билва-пушкарини, а с другой - Брахмана-пушкарини. Между ними находится маленькое селение, называемое Симулийя, одна часть которого вплотную доходит до Навадвипы. Дом Враджанатха стоял в центре Билва-пушкарини, к северу от главной деревенской дороги. Следуя прямиком по этой дороге, Виджая-кумар возвращался к сестре. Про себя он решил: лНе уйду от сюда, пока не разузнаю все о святом имени». Вернувшись в Билва-пушкарини, он сказал сестре и племяннику: лЯ останусь с вами еще на два дня, а потом отправлюсь домой». В тот же день, после полудня, два вайшнава со знаками шри-тилака на теле, указывающими на их принадлежность Рамануджа-сампрадайе, присели отдохнуть у Чанди-мандапы, которая располагалась вблизи от дома Враджанатха. Вайшнавы уселись в тени дерева панаса, росшего напротив дома Враджанатха, разожгли костер из сухих веток и стали курить ганджу. Мать Враджанатха очень обрадовалась, получив возможность выказать гостеприимство столь почетным гостям. Увидев, что вайшнавы ничего не едят, она отнесла им продукты. Они очень обрадовались и, замесив тесто, стали печь чапати. Враджанатх и Виджая-кумар, видя умиротворенность и светлые лица вайшнавов, почувствовали влечение к ним. Увидев на телах Враджанатха и Виджая-кумара знаки тилаки, а на шеях - бусы из туласи, вайшнавы почтительно приветствовали их и постелили на земле одеяло, чтобы они могли сесть. Враджанатх спросил вайшнавов о цели их путешествия, и один санньяси ответил: лО махарадж, мы только что посетили Айодхью, а теперь направляемся в Навадвипу. Мы решили посетить места, связанные с играми Чайтаньи Прабху». Враджанатх сказал: лВы уже пришли в Шри Навадвипу. Сегодня вы можете отдохнуть, а завтра побываете на месте рождения Господа Махапрабху и во дворе Шривасы». В ответ санньяси про
цитировали слова Господа Кришны из лБхагавад-гиты» (15.6): лТе, кто достигает Моей высшей обители, никогда не возращаются обратно в материальный мир».
Другой санньяси добавил: лНас посетила большая удача, поскольку мы увидим священный Шри Майяпур, прекраснейший из семи святых городов».
Удобно устроившись под деревом панаса, санньяси стали обсуждать артха-панчаку (пять основных вопросов) Рамануджа-сампрадайи. Эти пять вопросов таковы:
1) сва-сварупа (собственная природа);
2) пара-сварупа (природа других живых существ);
3) упайя-сварупа (методы духовного продвижения);
4) пурушаартха-сварупа (истинная цель жизни);
5) виродха-сварупа (препятствия на пути достижения истинной цели жизни).
Виджая-кумар очень внимательно слушал вайшнавов и обдумывал их слова.санньяси открыли ему таттва-траю (три истины) Шри-сампрадайи. После продолжительного обсуждения, Виджая-кумар спросил: лА как ваша сампрадайя относится к воспеванию святого имени?» Выслушав их ответ, Враджанатх и Виджая-кумар растерялись. Враджанатх сказал: лДядя, обдумав все сказанное, я прихожу к заключению, что лишь святое имя Господа способно принести благо живым существам. Шри Гауранга, повелитель наших жизней, низошел в этот мир, в священный город Майяпур для того, чтобы утвердить славу святого имени. Наставляя нас вчера, Шри Гурудева объяснял, что воспевание святого имени является наилучшей практикой для вайшнавов. Дядя, давай отправимся к нему сегодня вечером и выясним все об этом». Остаток дня они провели, всячески угождая двум вайшнавам и обсуждая с ними множество духовных вопросов.
Вечером, после арати, вайшнавы, как обычно, собрались под деревом бакула во дворе Шривасы. Повторяя святые имена на четках из туласи, Рагхунатх дас Бабаджи сидел среди них. Войдя во дворик, Враджанатх и Виджая-кумар предложили святому мудрецу свои почтительные поклоны. Старый бабаджи обнял их и спросил: лСчастливы ли вы, дорогие друзья?» Виджая-кумар ответил: лО учитель, по твоей милости мы обрели духовное счастье. Пожалуйста, расскажи нам сегодня о святом имени Господа». Возрадовавшись, святой бабаджи сказал: лИмена Верховной Личности Бога бывают двух видов: мукхья (важнейшие) и гауна (второстепенные). Имена, которые указывают на его связь с материальным творением и гунами матиериальной природы, считаются второстепенными. Сришта-карта (творец материального мира), Джагат-пата (хранитель материального мира), Вишва-нията (повелитель материального мира), Вишва-палака (защитник материального мира), Параматма (Сверхдуша, присутствующая повсюду в материальном мире) - вот примеры второстепенных имен. Некоторые другие имена, хотя и указывают на недостижимые для гун материальной природы качества, также относятся ко второстепенным именам. Брахма (Брахман) - пример такого имени. Повторяя второстепенные имена Господа, человек может достичь различных благ; но высшего духовного блага он не получит. Имена, которые описывают всевозможные проявления Господа в духовном мире, за пределами материального времени и пространства, где время присутствует как вечное настоящее (нитья-вартамана), являются духовными и главными. Нараяна, Васудева, Джанардана,Хришикеша, Хари, Ачьюта, Говинда, Гопала, Рама - вот примеры этих имен. Основные имена тождественны форме Верховного Господа, поэтому они существуют в вечном настоящем, в духовном мире. Привлеченные преданным служением, эти святые имена пребывают в сердцах вайшнавов даже в материальном мире. Но эти имена не имеют никакого отношения к материальному миру. Когда святое имя Господа, наделенное всем могуществом Господа, нисходит в материальный мир, оно разрушает мрачные темницы майи. Единств
енный верный друг, который есть у живых существ, обитающих в материальном мире - святое имя Господа Хари. Другого друга и защитника у них нет. В лБрихан-нарадия-пуране» сказано:
лСвятое имя, только святое имя, прекрасное святое имя Господа Хари - моя жизнь и душа. В этот век, полный вражды и лицемерия, единственным шансом на освобождение является воспевание святых имен Господа, и нет иного пути. Нет иного пути, нет иного пути!»
могущество святого имени безгранично. Святое имя с корнем уничтожает все грехи обусловленных душ, пожираемых вожделением. В лГаруда-пуране» сказано:
лЕсли человек произносит святое имя Господа - пусть даже в беспомощном состоянии, пусть даже безо всякого желания - все его грехи разбегаются, словно мелкие животные, напуганные львиным рыком».
Человек, отдающий себя под покровительство святого имени, избавляется от всех страданий. В лСканда-пуране» сказано:
лЯ приношу свои почтительные поклоны безграничному Господу, Верховной Личности Бога. Если человек вспоминает о Нем или произносит Его святые имена, все его телесные и умственные недуги уходят навсегда».
Человек, повторяющий святое имя Господа Хари, очищает всю свою семью, друзей и всех окружающих. В лБрахманда-пуране» сказано:
лСердце человека, который денно и нощно воспевает святое имя Господа, чисто, даже если он успел совершить множество тяжких грехов. Более того, он очищает от материальной скверны весь свой род».
Человек, преданный святому имени, освобождается от любых страданий. В лБрихад-Вишну-пуране» сказано:
лВоспевание святого имени Господа Хари излечивает все телесные болезни, устраняет все препятствия на пути человека и спасает его от всех бед».
Век Кали не может причинить ни малейшего вреда человеку, который воспевает святое имя Господа Хари. В лБрихан-нарадия-пуране» сказано:
лВек Кали не может причинить вреда человеку, постоянно взывающему: лХаре! Кешава! Говинда! Васудева! Джаганмайя!»
Внимая звукам святого имени Господа Хари, освобождаются даже обитатели ада. В лНрисимха-пуране» сказано:
лКогда обитатели ада начинают повторять святое имя Господа Хари, у них в сердцах рождается преданность Господу Хари. Из адских миров они возносятся в райские миры».
Воспевая святое имя, человек разрушает реакции своей прарабдха-кармы. В лШримад-Бхагаватам» (12.3.44) сказано:
»Страшась настигающей его смерти, человек без сил опускается на постель. Голос его содрогается, и он вряд ли осознает, что говорит, но если он найдет в себе силы хоть раз произнести святое имя Верховного Господа, он будет освобожден от последствий своих греховных поступков и достигнет высшего предназначения. Но даже зная об этом, люди века Кали пренебрегают поклонением Верховному Господу».
Святое имя Господа Хари более возвышенно, чем все Веды. В лСканда-пуране» сказано:
лСын мой, не стоит изучать лРиг-веду». Не пытайся постигнуть лЯджур-веду». Даже не думай браться за лСама-веду». Просто пой: лО Говинда!» С радостью в сердце воспевай святые имена Господа Хари».
Святое имя Господа Хари затмевает своей славой славу всех священных мест. В лВамана-пуране»сказано:
лВоспевая святые имена Господа Вишну, человек достигает такого блага, которого не дарует даже многократное посещение священных мест паломничества».
Даже отзвук святого имени (намабхаса) намного полезнее, чем любые благочестивые деяния. В лСканда-пуране» сказано:
лНи раздача миллионов коров, ни проживание в Праяге, у Ганги, на протяжении целой кальпы, ни совершение миллионов ягьй, ни раздача золота, равного по объему горе Меру, не может принести и одной сотой части того блага, которое даруется благодаря пению святых имен Господа Говинды».
Святое имя Господа Хари приносит человеку все возможные блага. В лСканда-пуране» сказано:
лВоспевание святых имен Господа Вишну устраняет все несчастья материальной жизни, одолевает врагов и является неиссякаемым источником духовного знания».
Святое имя Господа Хари обладает неизмеримым могуществом. В лСканда-пуране» сказано:
лГосподь Хари собрал воедино все животворные и благие силы, которыми наделяют раздача милостыни, обеты, аскезы, паломничества, раджасуя-ягья, ашвамедха-ягья, и вложил эти силы в Свои святые имена».
Святое имя Господа Хари приносит духовное блаженство живым существам. В лБхагавад-гите» (11.36) сказано:
лО Хришикеша, мир приходит в ликование, слыша Твое святое имя, и каждый привлекается Тобой».
Весь мир склоняется пред человеком, воспевающим святое имя. В лБрихан-нарадия-пуране» сказано:
лНаделенные разумом люди выражают свое почтение преданным, которые с любовью восклицают: лНараяна! Джаганнатха! Васудева! Джанардана!»
Святое имя - единственное прибежище для тех, кто беспомощен перед напастями материального мира. В лПадма-пуране» сказано:
лДаже самые материалистичные, потерявшие рассудок, неблагочестивые, лишенные знания, целомудрия и прочих добродетелей люди с легкостью достигают высшего духовного предназначения, предавшись Господу Вишну и с любовью призывая Его святое имя».
Святое имя Господа Хари можно воспевать всегда и повсюду. В лВишну-дхармоттара-пуране» сказано:
лЧеловек, который жадно воспевает святое имя Господа Хари, не раздумывает о том, подходит данное место или время для воспевания или нет. Он не признает никаких ограничений в том, что касается воспевания святого имени».
Святое имя дегко одаривает имперсональным освобождением того, кто его желает. В лВараха-пуране» Верховная Личность Бога провозглашает:
лЧеловек, который постоянно произносит: лНараяна! Ачьюта! Ананта! Васудева!», может слиться с Моим бытием, если конечно, он того желает».
В лГаруда-пуране» сказано:»Какая польза от санкхьи? Зачем нужна йога? О царь царей, если хочешь достичь безличного освобождения, воспевай мвятое имя Господа Говинды».
Святое имя Господа Хари открывает перед индивидаульной душой мир Вайкунтхи. В лНанди-пуране» сказано:
лЛюди, совершившие в прошлом множество грехов, но ныне воспевающие святое имя Господа, отправляются в предвечную обитель Господа Вишну».
Воспевание святого имени приносит удовлетворение Верховной Личности Бога. В лБрихан-нарадия-пуране» сказано:
лО брахманы, Верховный Господь, недостижимый для материальных чувств, очень доволен человеком, который несмотря на голод, жажду и множество иных неудобств, продолжает повторять Его святое имя».
Воспевая святое имя Господа Хари, можно привлечь к себе Верховную Личность Бога. В лМахабхарате» Господь Кришна говорит:
лНаходясь очень далеко от Меня, Драупади в отчаянии призвала Меня, воскликнув: лО Говинда!» Этот призыв был услышан Мною, и Я чувствую, как долг перед ней все растет и растет в Моем сердце».
Святое имя Господа Хари открывает людям высшую цель жизни. В лСканда-пуране», а также в лПадма-пуране», сказано:
лВоспевание святого имени Господа Дамодары приносит величайшее благо, величайшее богатство и величайшуюю пользу живому существу».
Воспевание святого имени Господа Хари - лучшее из всех действий, которые можно совершить в рамках преданного служения. В лВайшнава-чинтамани» сказано:
лСтараясь всегда помнить Господа Вишну, человек может свести на нет все свои грехи. Но самое большое благо человек получает, с верой произнося святое имя Господа».
В лВишну-рахасье» сказано:
лТот результат, который в Сатья-югу достигался посредством поклонения Господу Хари, а в Трета-югу - посредством совершения пышных жертвоприношений, в Кали-югу достигается путем воспевания святого имени Господа Говинды».
В лШримад-Бхагаватам» (12.3.52) эти слова находят подтверждение:
лТот результат, который в Сатья-югу достигался посредством медитации на Вишну, в Трета-югу - посредством совершения богатых жертвоприношений, а в Двапара-югу - посредством служения лотосным стопам Господа, в Кали-югу может быть достигнут только воспеванием Харе Кришна маха-мантры».
О Виджая-кумар, подумай об этом, и ты поймешь, что даже тень святого имени Господа Хари лучше всех материальных благочестивых деяний. Почему бы и нет? Благочествые деяния являются всего лишь средством для достижения высшей цели. Когда цель достигнута, сердства уже не нужны. Благочестивые деяния, даже самые ценные, являются материальными. Святое же имя Господа Хари - духовно. Святое имя можно рассматривать как средство достижения цели, но когда цель достигнута, человек обнаруживает, что святое имя является также и самой целью. Подумай об этом, и ты обязательно поймешь, что все составляющие преданного служения находят свое выражение в святом имени Господа Хари».
Выслушав святого Бабаджи, Виджая-кумар сказал: лО учитель, святое имя Господа Хари всецело духовно. Я всей душой верю в эту истину. Однако, желая оградить свою веру от всех сомнений, я хочу понять, каким же образом святое имя, которое, на первый взгляд, состоит всего лишь из ряда слогов, является духовным. Пожалуйста, будь милостив, объясни это».
Бабаджи ответил: лПисания (Падма-пурана) провозглашает следующее:
лСвятое имя Кришны источает трансцендентное блаженство. Оно дарует любые духовные благословения, поскольку является Самим Господом, Шри Кришной, источником всех мыслимых наслаждений. Имя Кришны совершенно, оно является вместилищем бесконечных трансцендентных эмоций. Ни при каких обстоятельствах оно не может стать материальным. Святое имя обладает не меньшим могуществом, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не осквернено материальными качествами, не может быть и речи о том, что оно подвержено влиянию иллюзорной энергии, майи. Имя Кришны всецело свободно и духовно. Оно не подвержено влиянию законов материальной природы. Святое имя Кришны и Сам Кришна - едины».
Виджая-кумар поинтересовался: лСкажи, чем это имя, которое в конце является лишь рядом слогов, отличается от всех остальных звуков материального мира?»
Святой бабаджи ответил: лСвятое имя Господа Хари не принадлежит материальному миру. Индивидуальная душа - крошечная частица духа - способна по-настоящему воспевать святое имя Господа Хари лишь тогда, когда она пребывает в своем изначальном духовном теле. Материальные чувства, присущие душе, находящейся в плену майи, мешают ей воспевать святое имя Господа Хари. Однако по милости хладини-шакти Господа душа может обрести свое изначальное положение. Тогда святое имя явится перед ней во всем своем великолепии. Святое имя проникает в разум преданного, а затем нисходит до языка, если язык очищен преданным служением. Святое имя не является лишь рядом материальных слогов. Оно только кажется состоящим из материальных слогов, когда танцует на языке, оскверненном материей. Такова сокровенная тайна святого имени».
Выслушав мудрого бабаджи, Виджая-кумар спросил: лА какое из основных имен Господа является самым привлекательным?»
Бабаджи ответил: лВ лШата-нама-стотре» сказано:
лОдин лишь звук имени Вишну куда лучше, чем все Веды, вместе взятые. Одно имя Рамы равняется тысячу раз произнесенному имени Вишну».
Далее, в лБрахманда-пуране» сказано:
лБлагие плоды, которые приходят к живому существу благодаря трижды произнесенной тысяче святых имен Господа Вишну, может принести лишь один раз произнесенное имя Кришны».
Поэтому считается, что святое имя Господа Кришны - наиболее возвышенное. Сокровище моего сердца, Господь Шри Гауранга, учил нас на мантре, которая начинается со слов лХаре Кришна, Харе Кришна». Эту мантру ты должен воспевать всегда».
Виджая-кумар спросил: лО святой, как правильно воспевать святое имя?»
Бабаджи ответил: лНужно воспевать святое имя на четках из туласи или, если таковых нет, считая на пальцах. Следует старательно избегать всех оскорблений, которые могут быть совершены при воспевании. Правильно воспевая святое имя, человек достигает премы (чистой любви к Богу). Считать имена на четках нужно для того, чтобы узнать, увеличивается ли количество произнесенных имен. Деревце туласи очень дорого Господу Хари, поэтому воспевание на четках, сделанных из туласи, наиболее эффективно. Воспевая святое имя, человек должен сознавать, что имя Господа Кришны и Сам Господь Кришна неотличны друг от друга».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, существуют девять методов преданного служения, а также 64 категории действий, совершаемых в рамках преданного служения. Если человек без устали повторяет святое имя - а это лишь один вид действий, совершаемых в рамках преданного служения. Если человек без устали повторяет святое имя - где же ему взять время, чтобы совершать все остальные действия, рекомендованные для преданных?»
Бабаджи ответил: лЭто не проблема. 64 категории действий включены в девять методов преданного служения. Можно поклоняться Божеству Господа, или же, по желанию, можно повторять святое имя в уединенном месте. Девять методов преданного служения можно практиковать в любых условиях. Лицезрея Божества, можно слушать повествования о Господе, воспевать, вспоминать святые имена Господа Кришны, а также служить Ему иными действиями. Всю эту деятельность можно считать служением святому имени. Если у человека нет возможности лицезреть Божество, можно вспоминать Его лик, а также практиковать девять методов преданности, начиная со слушания и воспевания святого имени. Из девяти методов преданного служения, берущего свое начало со слушания и пения, воспевание святого имени считается наиболее могущественным. Если преданный испытывает блаженство, воспевая святые имена, этого достаточно для того, чтобы продвигаться по пути преданности. Вовсе не обязательно заниматься всеми видами деятельности одновременно».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает выражение лвоспевать святое имя постоянно»?»
Мудрый бабаджи ответил: лЗа исключением того времени, которое требуется человеку для сна, святое имя можно повторять на протяжении всего дня, занимаясь всевозможной деятельностью. Это и называется постоянным воспеванием святого имени. Святое имя можно произносить в любом месте, в любой ситуации. Никаких ограничений на это не существует».
Виджая-кумар воскликнул: лАх! Если ты не даруешь нам своих благословений, мы никогда не обретем желания воспевать святое имя. Не опираясь на твою милость, мы никогда не станем истинными вайшнавами».
Бабаджи сказал: лДрузья мои, я расскажу вам о различных категориях вайшнавов. Господь Гауранга, повелитель наших сердец, однажды сказал своему слуге, Сатьяраджу, что вайшнавом следует считать любого человека, который хоть единожды в жизни произнес святое имя Господа Кришны. Но человек, постоянно воспевающий святое имя Господа Кришны, является вайшнавом более высокого класса. А тот святой, при одном виде которого святое имя Господа просится на уста других, считается самым возвышенным вайшнавом. С верой и любовью воспевая святое имя Господа Кришны, вы оба непременно станете истинными вайшнавами».
Виджая-кумар попросил: лОбъясни нам, пожалуйста, что является лчистым святым именем Кришны».
Праведный бабаджи ответил: лКогда святое имя Гсопода Кришны произносится с любовью и искренней верой в Господа, это и зовется листинным святым именем Господа Кришны». Любое иное произнесение святого имени является либо намабхасой (отзвуком святого имени), либо намапарадхой (святым именем, произнесенным с оскорблениями)».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, должны ли мы считать святое имя целью (садхья) или же средством (садхана) достижения цели?»
Святой бабаджи пояснил: лКогда преданный практикует садхана-бхакти, он может считать воспевание средством (садхана) достижением цели. Но если преданный достиг уровня бхава-бхакти или према-бхакти, он должен считать воспевание цельюсвоей деятельности (садхья). Таким образом, предназначение святого имени варьируется в зависимости от уровня духовного продвижения преданного».
Виджая-кумар поинтересовался: лПравди ли, что Господь Кришна неотличен от Своего имени? Или это все же преувеличение?
Улыбнувшись, бабаджи ответил: лМежду ними нет ни малейшего отличия. Вернее, одно отличие все же существует: святое имя Господа более милостиво, чем Сам Господь. Если человек совершает оскорбление Господа Кришны, Господь его не прстит. Но если но если человек совершает оскорбления Его святого имени, святое имя обязательно проявит милость и простит его. Тем не менее, оскорблений святого имени следует тщательно избегать. Тот, кто не избавился от оскорблений, не сможет должным орбразом произносить святое имя. Завтра я расскажу об этих оскорблениях святого имени подробнее».
Выслушав наставления святого мудреца, Враджанатх и Виджая-кумарр почтительно коснулись выли со стоп своего духовного учителя и отправились обратно в Билва-пушкарини.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: