Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана

(оскорбления святого имени)

В тот вечер Враджанатх и Виджая-кумар повторили по 50 000 (двадцать девять кругов) святых имен, перебирая свои четки из туласи. Лишь поздно ночью они, наконец, улеглись спать. Предавшись святому имени, они оба чувствовали, как на них исходит милость Господа Кришны. Проснувшись утром, они стали делиться друг с другом переполнявшим их блаженством. Затем друзья совершили омовение в Ганге и занялись поклонением Господу Кришне, а также воспеванием святого имени Господа Хари, декламированием лДаша-мулы», изучением лШримад-Бхагаватам», служением вайшнавам, почитанием прасада Господа и другими действиями в преданном служении. Так они провели весь день. Сумерки застали их у хижины пожилого бабаджи во дворе Шривасы. Поклонившись святому старцу, они уселись, раздумывая о том, что обсуждали вчера вечером. Виджая-кумар задал своему учителю вопрос об оскорблениях святого имени. С радостью, корой неизменно светились его глаза, святой бабаджи ответил: лКак воспевание святого имени является наиблагим из всех духовных действий, так оскорбление святого имени является тяжелейшим их всех грехов. Когда человек обретает покровительство святого имени, все его грехи прощаются. Это не относится лишь к тем, кто совершает оскорбления святого имени. В лПадма-пуране» сказано:
лЛюдям, совершающим оскорбления, также советуется воспевать святое имя, поскольку, продолжая воспевание, они постепенно научатся делать это без оскорблений. Даже если в начале своего духовного пути человек произносит святое имя с оскорблениями, продолжая воспевать его вновь и вновь, он сможет постепенно избавиться от них».
Видишь, баба, как нелегко избавиться от последствий оскорбления святого имени! Разумный человек будет стремиться воспевать святое имя без оскорблений и, несомненно, будет вознагражден возможностью произносить святое имя чисто. Бывает так, что у человека из глаз текут слезы, волоски на теле стоят дыбом и проявляются прочие признаки экстаза, но он, тем не менее, продолжает совершать оскорбления и не способен воспевать святое имя должным образом. Начинающие преданные не смогут воспевать святое имя чисто, если не приложат к тому особых усилий».
Виджая-кумар поинтересовался: лО учитель, а в чем же заключается чистое воспевание святого имени?»
Святой бабаджи ответил: лВоспевание считается чистым лишь тогда, когда человек избегает десяти оскорблений святого имени. В данном случае под лчистым воспеванием» не подразумевается правильное произношение. В лПадма-пуране» сказано:
лЕсли преданный только однажды произнесет святое имя Господа, если святое имя только один раз проникает в его ум или же ухо - канал слухового восприятия, то даже в этом случае оно, несомненно, принесет ему освобождение от пут материи. Произнесено святое имя верно или нет, в соответствии с правилами грамматики или нет, соединены его слоги должным образом или же нет - это произойдет все равно. О брахман, какая великая сила таится в святом имени! Однако если человек пытается воспользоваться святым именем, чтобы обеспечить благополучием материальное тело, стремясь обрести материальное богатство или последователей, или же под влиянием алчности или безбожия - иными словами, если он произносит святое имя с оскорблениями, тогда повторение святого имени не приведет к желанному результату. Поэтому, воспевая святое имя Господа, следует тщательно избегать оскорблений».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар заметил: лТеперь я вижу, что у начинающего преданного нет иного пути, кроме как научиться избегать оскорблений святого имени. Пожалуйста, будь добр, расскажи об этих оскорблениях подробно».
Бабаджи сказал: лСуществует десять оскорблений святого имени. В лПадма-пуране» (Брахма-кханда 25.15-18) они описываются следующим образом:
л1) Оскорбление великих святых, проповедующих славу Харе Кришна маха-мантры, считается наиболее серьезным оскорблением лотосных стоп святого имени. Нама-прабху, который един с Самим Господом, не потерпит подобного злословия ни от кого - даже от того, кто слывет великим преданным. 2) Святое имя Вишну приносит в материальный мир все мыслимые блага. Имя, форма, качества и игры Вишну являют собой трансцендентное, абсолютное знание. поэтому, если человек пытается отделить Абсолютную личность Бога от Его святого имени или Его трансцендентной формы, качеств и игр, считая их материальными, он наносит оскорбление. Подобным же оскорблением является вера в то, что имена полубогов - к примеру, Господа Шивы - обладают такой же силой, как и имя Господа Вишну. 3) Оскорблением является неверное понимание положения духовного учителя и зависть по отношению к нему. 4) Критика ведической литературы - к примеру, четырех Вед или Пуран. 5) Интерпретация святых имен Господа на свой лад. 6) Оскорбительно считать славу святого имени воображаемой. 7) Человек, который считает, что, поскольку Харе Кришна мантра может противодействовать любым последствиям грехов, то можно продолжать греховную деятельность и одновременно повторять Харе Кришна мантру для нейтрализации ее последствий, является величайшим оскорбителем лотосных стоп Хари-намы. Такого человека не спасет ничто - ни аскеза, ни кары Ямараджа. 8) Человек, который приравнивает воспевание Харе Кришна мантры к таким деяниям, как совершение религиозных обрядов, соблюдение суровых обетов, практика отречения и проведение огненных жертвоприношений, наносит великое оскобление. 9) Оскорбительно рассказывать о славе святого имени тому, кто не желает слушать, а также тому, кто является атеистом и не обладает верой в воспевание святого имени 10) Тот, кто услышав о славе трансцендентного святого имени Господа, тем не менее продолжает вести материалистический образ жизни, тот, кто не проявляет почтения и любви к пению Харе Кришна маха-мантры, является оскорбителем святого имени».
Виджая-кумар попросил: лБудь добр, объясни, пожалуйста, каждый стих по отдельности, чтобы мы могли лучше понять суть этих оскорблений».
Святой бабаджи сказал: лПервое оскорбление - оскорбление великих святых, которые отреклись от кармы, дхармы, гьяны и йоги и обрели прибежище у святого имени. Это оскорбление считается самым тяжким. Почему? Святое имя Господа Хари не простит злословия против великих душ, должным образом проповедующих славу святого имени всему миру. Но святое имя обязательно явит свою милость тем, кто воспевает святое имя в обществе святых вайшнавов и избегает злословия в адрес преданных, привязанных к святому имени».
Виджая-кумар сказал: лМне достаточно легко понять, в чем суть первого оскорбления. О учитель, пожалуйста, объясни второе».
Бабаджи продолжил свои объяснения: лВо второй части обсуждаемого нами стиха описывается. Это оскорбление можно объяснить двояким образом. Первое объяснение таково: Господь Вишну и Господь Садашива являются предводителями полубогов. Но считать, что Их качества, имена и прочее свидетельствуют об Их независимости, означает нанести оскорбление святому имени. Предстваление о том, что Господь Вишну, возможно, Верховный Повелитель, но и Господь Шива может быть таким же верховным повелителем, независимым от Господа Вишну, ведет к бхава-ишвара-ваде - теории, утверждающий, что существует много независимых богов. Такое представление является непреодолимым препятствием на пути, ведущем к чистому преданному служению. Однако и Господь Шива, и остальные полубоги полностью зависят от воли Господа Вишну. Понимание этого спасает человека от данного оскорбления святого имени. Второе толкование таково: считать, что имя, форма, качества и игры Всеблагого (шива) Господа, Верховной Личности Бога, отличаются от трансцендентного, вечно духовного тела Господа, означает нанести оскорбление святому имени. Истина же заключается в том, что форма Кришны, имя Кришны, качества Кришны, игры Кришны - полностью духовны. Они ничем не отличаются друг от друга. Человек, который сохраняет и теоритическое (гьяна), и практическое (вигьяна) понимание этой истины, воспевая святые имена, свободен от этого оскорбления святого имени».
Выслушав святого учителя, Виджая-кумар произнес: лЯ понял, в чем суть первого и второго оскорблений. По твоей милости я осознал, что форма Господа Кришны духовна, а не материальна, и что Он един со Своими качествами, именем, а также всем, что связано с Ним. Человек, ищущий прибежища у святого имени, обязан приблизиться к стопам истинного духовного учителя и так постичь истину о положении материи и духа. Теперь, прошу, дай объяснение третьему оскорблению».
Бабаджи сказал: лЧеловек должен обладать непоколебимой преданностью духовному учителю, который учит воспеванию святого имени, поскольку воспевание святого имени является наиглавнейшим из всех духовных действий. Человек, который относится к духовному учителю, дающему святое имя, неуважительно или же считает себя более сведущим в шастрах и философии, наносит оскорбление святому имени. Нет наставника более возвышенного, чем тот, кто познал истину о святом имени. Недооценивать его - означает наносить оскорбление святому имени».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, если наша преданность тебе будет чистой, можно считать, что все наши усилия увенчались успехом. Теперь, пожалуйста, милостиво объясни суть четвертого оскорбления».
Святой бабаджи сказал: лВ шрути-шастрах сказано, что воспевание святого имени - важнейшее из всех духовных действий. В лХари-бхакти-виласе» (11.510-512) приводятся следующие цитаты из Вед:
лО Господь Вишну, мы поняли истину и поклоняемся славе Твоего святого имени.
Ом тат сат ом. Я приношу свои почтительные поклоны стопам Верховной Личности Бога. Стремясь к освобождению, чистые преданные воспевают Его трансцендентные святые имена и обращают к ним свой слух.
Наисвятейшие мудрецы древности пели хвалу Тебе - полному и совершенному целому, отцу Вед. О Господь Вишну, теперь и мы, открыв, наконец, истину, поклоняемся славе Твоего святого имени».
Итак, мы убедились в том, что все Веды и Упанишады поют славу святого имени. Хулить эти писания означает наносить оскорбление святому имени. Если человек почитает священные писания, но отвергает поучения о славе святого имени, он наносит оскорбление святому имени. Из-за этого он рискует утратить влечение к святому имени. Святое имя следует воспевать почтительно, твердо веря в то, что оно является драгоценнейшим камнем в ожерелье Вед».
Смиренно выслушав все сказанное, Виджая-кумар промолвил: лО учитель, твои уста изливают на нас потоки нектара! тЕперь мы жаждем услышать о пятом оскорблении святого имени».
Бабаджи сказал: лПятым оскорблением считаются собственные толкования святого имени Господа. В лДжаймини-самхите» сказано:
лЛюди, считающие, что слава святого имени Господа, описанная в шрути, смрити и Пуранах, является преувеличением, никогда не покидают ада».
В лБрахма-самхите» Верховная Личность Бога объясняет Бодхаяне:
лЯ низвергаю в бездну страданий и всевозможных мучений любого, кто, выслушав описания всех благ, обретаемых посредством воспевания святого имени, все же считает их преувеличенными».
В писаниях утверждается, что святое имя обладает теми же силами, которыми обладет Сам Господь, Верховная Личность Бога. Святое имя полностью духовно. Благодаря своему могуществу оно может освободить человека из круговорота рождений и смертей. В лВишу-дхарма-пуране» сказано:
лДорогой царь, слово лКришна» настолько благотворно, что любой человек, произнесший его, немедленно избавляется от последствий грехов, содеянных за многие жизни».
В лБрихан-нарадия-пуране» сказано следующее:
лО лучший из брахманов, воспевание святого имени Господа Хари - единственный способ избавиться от любого греха. Я не вижу никакого иного пути».
В лБрихад-вишну-пуране» сказано:
лЧеловек, произносящий святое имя Кришны, может избежать последствий всех совершенных им грехов».
Все эти описания славы святого имени полностью соответствуют истине. Но когда об этом слышат люди, зарабатывающие себе на жизнь проведением обрядов или преподаванием имперсональной философии, они, стремясь обезопасить собственные источники дохода, объявляют эти описания преувеличенными. Подобные интерпретаторы предпочитают считать, что описания благ, приносимых святым именем, приводятся для того, чтобы ум людей привлекался к нему. Люди, повинные в этом оскорблении, не чувствуют влечения к святому имени. Поэтому вы должны воспевать святое имя Господа Хари, обладая полной верой в слова писаний. Следует избегать общества людей, позволяющих себе толковать славу святого имени на свой лад. Если же вам все же доведется повстречать такого человека, следует сразу же омыться, не снимая с себя одежду. Об этом говорил Сам Господь Гауранга».
Выслушав святого старца, Виджая-кумар пожаловался: лО учитель, домохозяевам нелегко воспевать святое имя должным образом. Их постоянно окружают люди, которые являются оскорбителями святого имению таким пандитам-брахманам, как я, очень трудно присоединиться к обществу святых вайшнавов. О учитель, пожалуйста, будь милостив, даруй мне духовную силу, которая поможет мне избежать общества закоренелых грешников. Когда я внимаю словам, исходящим из твоих уст, моя вера крепнет. Теперь объясни пожалуйста, суть шестого оскорбления».
Бабаджи сказал: лШестое оскорбление совершается в том случае, если человек считает, что слава святого имени является воображаемой. По мнению имперсоналистов, Всевышний не имеет ни формы, ни имени. Они считают, что мудрецы придумали Господу имена лРама», лКришна» и другие для того, чтобы помочь людям достичь совершенства. Те, кто приемлет подобное умозаключение, являются оскорбителями святого имени. Святое имя неизменно и духовно. Но святое имя является во всем великолепии лишь духовным чувствам, вовлеченным в преданное служение. Принимая наставления духовного учителя и священных писаний, вы должны понять, что святое имя не проявит к вам милости, если вы будете считать его воображаемым».
Виджая-кумар промолвил: лО учитель, до того, как обрести прибежище у твоих стоп, мы пребывали в обществе простых труженников и логиков - последователей ньяйи и, соответственно, рассуждали так же, как они. Благодаря тебе мы отказались от многочисленных заблуждений. Пожалуйста, будь милостив и объясни суть седьмого оскорбления».
В ответ на это святой бабаджи сказал: лГрешить, полагаясь на всеочищающую силу святого имени - означает наносить оскорбление лотосным стопам Хари-намы. Никакая аскеза не очистит человека, который совершает грехи в надежде на то, что святое имя спасет его. Подобное поведение оскорбляет святое имя. Единственный способ искупить этот грех - как можно быстрее избавиться от каких бы то ни было оскорблений святого имени».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, в этом мире не существует греха, которого не искупило бы воспевание святого имени. Почему же святое имя не уничтожает и этот грех?»
Святой бабаджи ответил: лБаба, в тот самый день, когда живое существо обращается к святому имени за покровительством, все его греховные реакции - как прарабдха (те, которые уже начали действовать), так и апрарабдха (те, что принесут страдания в будущем) - мгновенно уничтожаются. В конце концов, святое имя приводит его к преме (чистой любви к Богу). Человек, который обращается за помощью к святому имени, напрочь отбрасывает греховные желания. Он не желает благ, обретаемых благодаря благочестивой деятельности. Он отказывается от разговоров о материальнос благочестии и грехе. Не привлекает его и имперсональное освобождение. Следовательно, человек воспевающий святое имя должным образом, не грешит. Однако, если человек, воспевающий святое имя, совершает грехи, его деятельность считается всего лишь намабхасой (отблеском святого имени). На стадии намабхасы прошлые грехи человека уничтожаются, и греховная деятельность его уже не привлекает. Тем не менее, некоторые дурные привычки все же остаются; они уходят постепенно. И если, в силу пришлых привязанностей, человек совершает какие-либо грехи, намабхаса (отблеск святого имени) избавляет его от них. Но если человек, который обрел прибежище святого имени, сознательно грешит в расчете на прощение, его поведение считается оскорбительным».
Выслушав слова учителя, Виджая-кумар попросил: лПожулуйста, объясни нам суть восьмого оскорбления. Мы будем очень рады».
Бабаджи сказал: лВесьма оскорбительным считается мнение, что воспевание Харе Кришна мантры подобно следованию варнашрама-дхарме, раздаче милостыни, совершению религиозных обрядов, соблюдению суровых обетов, практике отречения или аштанга-йоги, проведению огненных жертвоприношений и другим подобным действиям, которые являются составляющими благочестивой материальной деятельности. Все благочестивые деяния, описанные в шастрах, являются материальными. В отличие от них, святое имя Господа находитя за пределами мира материи. Благочестивые деяния, о которых мы сейчас говорили, являются средствами для достижения определенных целей. Конечная же цель по своей природе является духовной. Благочестивые деяния - всего лишь средство; сами по себе они не являются целью. Однако святое имя Хари является и средством (в стадии садхана-бхакти), и конечной целью (когда преданный пожинает плоды своей духовной деятельности). Поэтому обычная благочестивая деятельность далеко не равна воспеванию святого имени Господа Хари, и человек, который сомневается в этом, наносит оскорбление святому имени. Материальные благочестивые деяния приносят лишь незначительные блага. Человек, который молит святое имя о том, чтобы оно даровало ему эти жалкие материальные блага, наносит оскорбление святому имени. Лишь глупцы считают материальные благочестивые поступки равными ворспеванию святого имени. И только человек, который постиг ничтожность плодов материальной благочестивый деятельности, а также духовную природу святого имени Господа Хари, обладает знанием, именуемым абхидейя-гьяна (знанием о том, как преданное служение обеспечивае духовное продвижение).
Виджая-кумар проговорил: лО учитель, я понял, что ничто не может сравниться со святым именем Господа Хари. Теперь объясни, пожалуйста, суть девятого оскорбления. Мое сердце жаждет услышать об этом»
Святой бабаджи сказал: лВеды учат, что воспевание святого имени Господа Хари является наиважнейшим из всех возможных духовных деяний. Человек, обладающий верой в чистое преданное служение, способен с любовью воспевать святое имя Господа Хари. Люди, не обладающие такой верой, естественно, не склонны к духовной деятельности. Слыша звуки святого имени, они, тем не менее, не привлекаются к нему. Открывать таким людям истину о святом имени считается оскорблением. Воспевание святого имени Господа Хари - благословеннейшее из всех духовных деяний. Святое имя приносит благо всем. Поэтому святые вайшнавы учат нас тому, что в подобном случае лучше всего петь святое имя, представляя таким людям слушать пение. Однако не следует давать посвящения в прецесс воспевания святого имени, не убедившиь сначала в том, что кандидат обладает необходимыми качествами. Лишь став парама-бхагаватой (великим преданным Господа), человек обретает трансцендентную силу и, по милости Господа, может даровать людям веру в святое имя. Возвышенный преданный способен открывать другим истину о святом имени Господа Хари. Но пока человек является мадхьма-вайшнавом (преданным Господа, находящимся на среднем уровне), ему следует избегать общества неверующих, непреданных и тех, кто ненавидит Господа».
Выслушав своего учителя, Виджая-кумар задал ему очередной вопрос: лО учитель, некоторые духовные учителя, побуждаемые неистребимой жаждой славы и денег, дают посвящение в процесс воспевания святого имени Господа Хари даже недостойным. Что ты можешь сказать о таких духовных учителях?»
Святой бабджи ответил: лОни являются оскорбителями святого имени».
Виджая-кумар попросил: лПожалуйста, будь милостив и объясни смысл десятого оскорбления».
Бабаджи сказал: лЛюбой обитатель материального мира, который испытывает опьянение при мысли о своем богатстве и положении в обществе, который изредка размышляя об отречении, обретает отблеск духовного просветления, или же слышит о славе святого имени от пандитов, но не стремиться полюбить святое имя так, как он должен был бы, наносит оскорбление святому имени Господа. В назидание таким людям, Господь говорит в лШри Шикшаштаке» (стих второй):
лО мой Господь, лишь Твое святое имя способно одарить всеми благословениями, поэтому у Тебя сотни и миллионы таких имен, как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии. Воспевание Твоих имен не ограничено жесткими правилами. О мой Господь, по Своей доброте Ты даешь нам возможность приблизиться к Тебе посредством воспевания Твоих святых имен, однако я настолько неудачлив, что не испытываю к ним ни малейшего влечения».
Баба, избегай этих оскорблений и постоянно повторяй святое имя Господа Хари. Лишь тогда святое имя вскоре проявит милость к тебе, даровав прему (чистую любовь к Богу) и обратит тебя в парама-бхагавату (великого преданного Господа)».
Видждая-кумар сказал: лО учитель, теперь я вижу, что и имперсоналисты, и обычные труженики, и йоги - все являются оскорбителями святого имени. Но скажи, если для совместного пения святого имени (санкиртаны) собирается множество людей, правильно ли поступит вайшнав, если присоединится к ним?»
Выслушав ученика, бабджи ответил: лЕсли среди поющих святое имя пробладают оскорбители, истинный вайшнав не должен присоединяться к ним и петь вместе с ними. Однако если святое имя поют чистые вайшнавы или вайшнавы, пение которых находится на уровне намабхасы, то никакого вреда не будет. Несомненно, такое пение принесет благо и духовное счастье. Однако теперь уже поздно. Завтра я расскажу вам о намабхасе».
Плача от любви к святому имени, Виджая-кумар и Враджанатх дрожащими голосами вознесли молитвы святому бабаджи, коснулись пыли с его стоп и направились в Билва-пушкарини.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

ВЕЧНАЯ РЕЛИГИЯ и ТРИ ИСТИНЫ:

Самбандха, Абхидея, Прайоджана

(оскорбления святого имени)

Следующим вечером, в сумерки, Виджая-кумар и Враджанатх вновь пришли к святому бабаджи и склонились перед ним. Выбрав подходящий момент, Виджая-кумар начал разговор: лО учитель, пожалуйста, будь милостив, поведай нам о намабхасе (отблеске сияния святого имени). Мы жаждем вновь услышать о славе святого имени». Святой бабаджи ответил: лДрузья мои, вы весьма удачливы. Желая постичь славу святого имени, вы должны усвоить для себя суть трех предметов: 1) намы (чистого воспевания святого имени); 2) намабхасы (отблеска сияния святого имени); 3) намапарадхи (оскорбления святого имени). Для начала я объясню вам, что такое намабхаса. Намабхасой зовется отблеск сияния святого имени».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, что это за отблеск, и какие его разновидности известны вайшнавам?»
Бабаджи ответил: лСлово абхаса имеет три значения: 1) канти (свет); 2) чхайя (тень); 3) пратибимба (отражение). Светящийся предмет излучает свет, но кроме этого возникают тени. Таким образом, солнце святого имени является также в виде нама-чхайи (тени святого имени) и нама-пратибимбы (отблеска сияния святого имени). Мудрые старцы упоминают также о бхакти-абхасе (частичном присутствии преданного служения), бхавабхасе (частичном присутствии экстатической любви к Богу), намабхасе (частичном присутствии святого имени) и вайшнавабхасе (частичном состоянии вайшнава). Каждая из этих абхас подразделяется на два аспекта: пратибимба (отражение) и чхайя (тень).
Виджая-кумар спросил: лСкажи, какая взаимосвязь существует между бхакти-абхасой, бхавабхасой, намабхасой и вайшнавабхасой?»
Бабаджи ответил: лВайшнав воспевает святое имя Господа Хари. Если он произносит святое имя будучи в состоянии бхакти-абхасы, святое имя предстает перед ним в форме намабхасы, а сам он является вайшнавабхасой. Слова бхава и бхакти указывают на одно и тоже явление, однако оно имеет разные названия по той причине, что один его аспект его ужев, а другой шире».
Виджая-кумар поинтересовался лВ каком же состоянии жизни человек становится вайшнавабхасой?»
Святой бабаджи ответил: лВ лШримад-Бхагаватам» (11.2.47) сказано:
лПракрита, или преданный-материалист, не изучает шастры сознательно и не пытается постичь истинный смысл чистого преданного служения. Следовательно, он напрочь лишен чувства уважения к возвышенным преданным. Тем не менее, он может соблюдать регулирующие принципы, о которых он узнал от своего духовного учителя. Следует считать, что он находится на материальносим уровне, хотя и старается совершенствоваться в преданном служении. Такого человека называют бхакта-прайя (преданный-неофит) или бхактабхаса, поскольку он может быть сведущ в вайшнавской философии».
Слово шраддха, упомянутое в данном стихе, трактуется как шрадхабхаса (присутствие частичной веры). Если вера направлена только на Господа и не охватывает преданных Господа, она называется чхайя (тень) или пратибимба (отражение). Такая вера свойственна заурядным материалистам. Она коренным образом отличается от духовной веры, характеризующей чистое преданное служение. Поскольку бхактабхасе (частично преданному) свойственна и вера, и способ поклонения, материалистичные по своей природе (пракрита), такого преданного-бхактабхасу называют пракрита-бхактой или вайшнавабхасой. По словам Господа Махапрабху, Хиранья-Говардхана был вайшнава-прайя. Слово вайшнава-прайя характеризует человека, который носит бусы, знаки тилаки и подобное и выглядит как настоящий вайшнав, но он воспевает святые имена на уровне намабхасы. Такой человек не является истинным вайшнавом или шуддха-вайшнавом (чистым вайшнавом)».
Виджая-кумар спросил: лЕсли имперсоналист наносит на тело знаки тилаки, носит внешние атрибуты вайшнава, а также воспевает святое имя, можно ли назвать его вайшнавабхасой?»
Святой бабджи пояснил: лНет, его нельзя назвать вайшнавабхасой. Он оскорбитель, и его следует называть вайшнавапарадхи (оскорбителем вайшнавов). Того, кто находит прибежище у пратибимба-намабхасы (отблеска сияния святого имени) и пратибимба-бхавабхасы (отблеска экстатической любви к Господу), можно назвать вайшнавабхасой. Но неверно было бы называть неисправимых оскорбителей лвайшнавами». Их следует называть как-нибудь иначе».
Выслушав пояснения святого старца, Виджая-кумар попросил: лО учитель, пожалуйста, расскажи подробнее о природе чистого воспевания святого имени, чтобы мы как можно лучше усвоили уроки, преподанные тобой».
Бабджи сказал: лВ том случае, если человека, воспевающего святое имя, можно назвать аньябхилашита-шунья (свободным от любых материальных желаний), гьяна-кармадит-анаврита (свободным от имперсонализма и стремления к кармической деятельности) и анукулья-бхава (стремящимся к Господу Кришне), его воспевание является чистым. Употребленное здесь слово аньябхилаша не относится к желанию вкушать трансцендентное блаженство, порождаемого видимым проявлением святого имени. Слово аньябхилаша характеризует желание обрести имперсональ ное освобождение или избавления от последствий греха, как следствие воспевания святого имени. Если у человека присутствуют эти желания, его воспевание осквернено. Если человека обуревает желание наслаждаться воображаемыми благами, которые приносит гьяна и карма, он также не может воспевать святое имя чисто. Но если человек напрочь отбрасывает чувство враждебности к Господу и испытывает по отношению к Нему лишь положительные эмоции, его воспевание чисто. Таким образом, когда воспевание освобождается от намапарадх (оскорблений святого имени) и намабхасы (частичного проявления святого имени), оно становится шуддха-намой (чистым воспеванием святого имени). Господь Гаурачандра, который явился ради спасения пленников Кали-юги, описал такое воспевание следующими словами:
лСвятое имя Господа следует воспевать в смиренном состоянии духа, считая себя ничтожней травинки, растущей на улице. Следует быть терпеливее дерева и, отбросив чувство ложной гордости, всегда с готовностью оказывать почтение другим. В таком состоянии ума человек может постоянно повторять святое имя Господа».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, чем намабхаса отличается от намапарадхи?»
Святой бабаджи ответил: лНамабхаса не является шуддха-намой (чистым воспеванием святого имени). Иногда нечистое воспевание святого имени называют намабхасой, иногда - намапарадхой. Если из-за рассеяности или по глупости человек не способен произносить святое имя чисто, его воспевание считается намабхасой. Но если святое имя произносят негодяй-имперсоналист, стремящийся к безличному освобождению, или же гедонист, жаждущий материальных удовольствий, их оскверненное воспевание считается намапарадхой (оскорблением святого имени). Вчера я рассказал вам о десяти оскорблениях. Если искренний человек по глупости совершает эти оскорбления, его воспевание называется намабхасой. Следует понять, что до тех пор, пока воспевание святого имени находится на уровне намабхасы и лишено примеси намапарадхи, человек может возвысится над уровнем намабхасы и достичь уровня шуддха-намы (чистого воспевания). Но если человек пребывает на уровне намапарадхи, ему будет нелегко произносить святое имя должным образом. Я уже объяснял, каким образом можно избежать намапарадх (оскорблений святого имени)».
Выслушав святого бабджи, Виджая-кумар поинтересовался: лКак же должен поступать человек, находящийся на уровне намабхасы, чтобы его воспевание превратилось в шуддха-наму (чистое пение святого имени)?»
Бабджи ответил: лОбщаясь с чистыми преданными, человек привлекается чистым преданным служением. Когда святое имя является на устах такого человека, его воспевание становится шуддха-намой. Однако такой человек должен тщательно избегать общества тех, чье воспевание находится на уровне намапарадхи. Общаясь с подобными людьми, он не сможет повторять святое имя должным образом. Общение со святыми преданными - единственный путь освобождения, приемлемый для индивидуальной души. Поэтому Господь Гаурачандра, повелитель наших сердец, говорил Санатане Госвами, что общение со святыми вайшнавами является тем корнем, из которого произростает дерево преданного служения. Общаясь с преданными и избегая общества непреданных, а также женщин, человек научится воспевать святое имя Господа Кришны без оскорблений».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, означают ли твои слова, что мужчина, чрезмерно привязанный к обществу своей жены, не сможет воспевать святое имя чисто?»
Святой бабаджи ответил: лВайшнав должен отказаться от общения с женщинами. Но под лобщением с женщинами» здесь вовсе не подразумевается тот случай, когда вайшнав-домохозяин обющается со своей женой и живет так, как и должен жить. Под лобщением с женщинами» подразумевается тот случай, когда мужчина испытывает материальную привязанность к женщине, равно как и женщина - материальную привязанность к мужчине».
Виджая-кумар поинтересовался: лО учитель, о каких разновидностях намабхасы нам следует знать?»
Бабаджи ответил: лВ лШримад-Бхагаватам» (:.2.14) сказано следующее:
лТот, кто произносит святое имя Господа, немедленно освобождается от последствий грехов, даже если он произносит это имя шутя, ради развлечения, или даже пренебрежительно. Этот факт признается всеми учеными».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар задал вопрос: лО мудрейший, что означает выражение лпроизносить имя косвенным образом» (санкетья)?»
Бабаджи ответил: лВ момент смерти небезизвестный вам Аджамила в страхе призвал своего сына, которого звали Нараяна. Произнеся слово лНараяна», которое является именем Господа Кришны, Аджамила обрел благо, которое приносит бессознательное произнесение имени Господа. Млеччхи выражают свой ужас или отвращение словами лХарама! Харама!», что на их языке означает лсвинья». Однако эти же слова можно понять и как лХа Рама!» (О Господь Рама!). невольно повторяя святое имя Господа, млеччхи избавляются от суда Ямараджа. Намабхаса (отблеск святого имени), несомненно, дарует освобождение. Так утверждается во всех священных писаниях. Святые имена Господа едины с Господом. Поэтому тот, кто произносит слово лМукунда», непосредственно соприкасается с Самим Господом. Это кратчайший путь к освобождению. Следуя путем имперсональных разсышлений, человек достигает освобождения с огромным трудом. Но благодаря намабхасе каждый иожет обрести освобождение без особых усилий».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, мы знаем, что многие исполненные высокомерия ученые-имперсоналисты, не имеющие ни малейшего представления об истине млеччхи, а также отрицающие любые духовные ценности атеисты достигли освобождения лишь благодаря тому, что глумясь над святым именем, все же произносили его (парихасья). Я читал об этом в священных писаниях. Пожалуйста, расскажи об этом подробнее».
Мудрый бабаджи сказал: лПроизнесение святого имени с пренебрежением называется стобха. Когда вайшнав искренне воспевает святое имя, кто-нибудь может подойти к нему и сказать: лЭй ты, неужели ты думаешь, что твой Бог даст тебе все, что пожелаешь?» Благодаря такому - даже непочтительному - произнесению святого имени оскорбитель, в конце концов, достигнет освобождения. Таково безмерное могущество святого имени».
Выслушав святого старца, Виджая-кумар спросил: лКак следует относиться к пренебрежительному (хелана) произнесению святого имени?»
Святой бабаджи ответил: лВ лПрабхаса-кханде» сказано:
лИмя Кришны - сладчайшее из всего сладостного и благоприятнейшее из всего благоприятного. Оно является трансцендентным плодом древа всей ведической литературы. О лучший из Бхригу, оно освобождает того, кто произносит его хотя бы однажды - с верой либо презрением».
В этом стихе слово лшрадхая» означает лс почтением», а лхелая» - лбез почтения». Слова нара-матрам тарайет указывают на то, что святое имя освобождает даже яванов».
Виджая-кумар поинтересовался: лРазве это не оскорбление - произносить святое имя без должного почтения?»
Святой бабаджи ответил: лЕсли святое имя высмеивается заведомо порочным человеком, это считается оскорблением. Но если такое действие происходит из-за неведения, оно считается намабхасой (отблеском святого имени».
Внимательно выслушав святого старца, Виджая-кумар попросил: лОбъясни, пожалуйста, какое благо приносит намабхаса, а также раскрой, если можешь, ее отрицательные стороны».
Бабаджи сказал: лСреди благ, приносимых намабхасой, числятся и чувственные удовольствия (бхукти), и освобождение (мукти), и восемнадцать видов совершенства йоги. Однако намабхаса не приносит чистой любви к Господу Кришне (кришна-премы), которая является высшей целью жизни. Если человек, находящийся на уровне намабхасы, общается с чистым преданным (шуддха-бхактой), он может стать мадхьяма-вайшнавом (преданным среднего уровня). Достигнув уровня мадхьяма, преданный сможет без особых усилий труда продвигаться по духовному пути, обрести чистую преданность, научиться воспевать святое имя без оскорблений и, в конце концов, достигнуть чистой любви к Господу Кришне (кришна-премы)».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, в этом мире множество преданных, находящихся на уровне вайшнавабхасы. Они носят на своем теле знаки вайшнава и прилежно воспевают святое имя, хотя это воспевание находится на уровне намабхасы. Однако достичь чистой любви к Господу Кришне (кришна-премы) им не удается. Почему так происходит?»
Бабаджи промолвил: лЛюди, находящиеся на уровне бхакти-абхасы, несомненно, достойны обрести чистое преданное служение. Но в том случае, если они ошибочно считают великими святых людей, которые еще не очистились и не обладают преданностью, они, в конце концов, оказываются в обществе имперсоналистов и прочих оскорбителей святого имени, что крайне неблагоприятно. Таким образом, они воздвигают преграду на пути собственного духовного продвижения. Поддаваясь дурному влиянию, они принимают как истину доктрины имперсоналистов и прочих оскорбителей. В результате они отдаляются от чистого преданного служения и в конце концов сами становятся оскорбителями. Однако если запас благочестивых деяний у таких преданных достаточно велик, они способны отвергнуть дурное общение и найти в себе силы остаться в обществе преданных и стать истинными вайшнавами».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, ответь, какие плоды приносит намапарадха (оскорбление святого имени)?»
Святой бабаджи сказал: лПять видов греховной деятельности, умноженные в миллион раз, не сравняться с одним единственным оскорблением святого имени. Узнав об этом, вы сами можете сделать вывод, какие погубные плоды приносят оскорбления святого имени».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, человек, оскорбляющий святое имя, непременно будет наказан. Но скажи, не получит ли он, тем не менее, пользу благодаря тому, что он все же произносил слоги святого имени?»
Улыбнувшись, святой бабаджи ответил: лСвятое имя исполняет желания того, кто его произносит, какими бы они ни были. Однако тому, кто произносит святое имя с оскорблениями, оно не принесет никакой пользы. Помимо всего прочего, оскорбителю придется вкушать плоды своих оскорблений. Однако если человек, несмотря на свои оскорбления, продолжает регулярно воспевать святое имя, он получит также плоды своего воспевания. Через некоторое время его воспевание станет трансцендентным благочестивым деянием. Затем он получит возможность приобщиться к обществу святых преданных, которые воспевают святое имя с чистым сердцем. Благодаря этому человек в конце концов перестанет оскорблять святое имя. Следует помнить, что даже имперсоналисты, идущие по этому пути, со временем становятся искренними преданными Господа Хари».
Выслушав бабаджи, Виджая-кумар сказал: лПовторив святое имя всего один раз, человек освобождается от всех грехов. О учитель, для чего же тогда всегда воспевать имя Господа?»
Рассмеявшись, бабаджи ответил: лИ сердца, и поступки оскорбителей святого имени нечисты. Они завидуют Господу. Их не привлекают святые люди и священные предметы. Напротив, их очаровывает дурное общество, дурные теории и вредоносные действия. Тем не менее, благодаря неустанному повторению святого имени, со временем они отвращаются от дурных людей и вредной деятельности. Избавившись от дурного общения, они начинают воспевать святое имя с чистым сердцем. Святое имя Господа дает силу, необходимую для продвижения по духовному пути».
Виджая-кумар промолвил: лО учитель, из твоих священных уст льется воистину нектарный поток, прославляющий все ипостаси святого имени. Слух наш внимает этому нектару, который проникает и в наши сердца. Вкушая нектар из этого потока, мы пьянеем от любви к святому имени. Теперь мы осознаем, в чем заключается различие между намой (чистым воспевание святого имени), намабхасой (отблеском святого имени) и намапарадхой (оскорбительным произнесением святого имени). Пожалуйста, скажи, какие выводы следует сделать из всех этих наставлений. Мы выслушаем тебя с предельным вниманием».
Святой бабаджи сказал: лВ лПрема-виварте» Джагананды Пандита весьма изящно представлены эти выводы. Пожалуйста, выслушайте их:
лО брат мой, святое имя Господа Кришны не доступно тому, кто водится с грешниками. Он произносит лишь слоги святого имени, но истинное святое имя не проявляется в его сердце.
Порой отблеск святого имени (намабхаса) освещает такого человека. Но, к великому сожалению, постоянно исходящие из его уст оскорбления святого имени (намапарадхи) перечеркивают все. О брат мой, знай, что оскорбления - величайшее препятствие на пути к Господу.
Если ты действительно желаешь воспевать святое имя Господа Кришны, оставайся в обществе вайшнавов и обходи стороной чувственные удовольствия, стремление к имперсональному освобождению и желание обрести йога-сиддхи.
Избегай десяти оскорблений, оставайся равнодушным к похвалам и обвинениям, исполняй свои обязанности и воспевай святое имя Господа Кришны.
Всегда принимай то, что благоприятно для преданного служения Господу Кришне, и решительно отвергай то, что неблагоприятно для преданнного служения Господу.
Избегай имперсональных измышлений, занятий йогой и кармической деятельности. Бойся показного отречения, свойственного тем, кто, подобно обезьнам, лишь имитирует истинное действие. Это так называемое отречение - всего лишь фарс, разыгрываемый на сцене материального мира.
Всегда думай о Кришне, как о своем защитнике. Смиренно вручив себя Ему, ты избавишься от любых бедствий.
В материальном мире нелегко встретить великого святого. Поэтому Господь Кришна пришел на землю Надии в образе великого вайшнава.
Если ты мудр, то неприменно примешь покровительсво стоп Господа Гауры. Где еще найдешь святого гуру, подобного Господу Гауранге?
О брат-санньяси, когда встречаешься с другими, не слушай сплетен и не принимай участия в пустых разговороах.
О мой брат-санньяси, даже во сне не разговаривай с женщинами. О брат мой, помни, что ты оставил жену и ныне лес - твой единственный дом.
Если не хочешь утратить любви Господа Гауранги, храни в своих мыслях историю Чхоты Харидаса.
Не ешь изысканной пищи и не носи изящной одежды. Всегда храни в своем сердце светлые образы Шри Радхи и Шри Кришны.
Подобно Харидасу Тхакуру, неустанно воспевай святое имя Господа Кришны. При любой возможности поклоняйся Радхе и Кришне в рощах Вриндавана.
И домохозяину, и санньяси следует помнить следующие слова Господа Гауры: лБрат мой, не проводи ни для без пения святого имени»
О брат мой, нет нужды заниматься многочисленными дейстивиями, благоприятными для преданного служения. Единственное, чем следует заниматься - искать прибежище у святого имени Господа Кришны.
Исполненный сострадания к обусловленным душам, Господь Кришна явился в материальный мир в форме Своего святого имени. Исполненный жалости к людям Кали-юги, Господь Кришна низошел на нашу планету в золотистой форме Господа Гауры.
Искренне поклоняйся преданным Господа Гауранги. О брат мой, следуя этим путем, ты придешь к стопам Господа Кришны.
Находясь в обществе преданных Господа Гауры, пой имена Господа Гауры, воспевай Харе Кришна мантру и радостно танцуй.
О брат мой, следуя этим наставлениям, ты обретешь богатство любви к святому имени - богатство, раздавать которое пришел Сам Господь».
Виджая-кумар и Враджанатх слушали лПрема-виварту» Шри Джагананды Пандита из уст пожилого святого бабаджи, и их сердца переполнялись духовной любовью. Завершив свой рассказ, святой бабаджи лишился чувств. Придя в себя, он первым делом возложил руки на шеи Виджая-кумара и Враджанатха, а затем запел:
лБратья, каким могуществом обладает святое имя Господа Кришны!
Испепеленное материальными желаниями, мое сердце было подобно выжженной солнцем пустыне. Но случилось чудо - кто-то, следуя тропою моего слуха, проник в мое сердце и излил на него поток нектара, который не с чем сравнить.
Теперь потоки нектара в моем сердце иссякли. Но зато я чувствую шаги на своем языке. Приняв форму звука, кто-то без устали танцует на нем. И вот результат - голос мой прерывается, тело мое трепещет и стопы мои не могут устоять на месте.
Из глаз моих льются потоки слез, а тело покрыто испариной. Я теряю сознание и падаю на землю. Мне кажется, наступил конец мира. Все мое тело наполнено экстатической любовью.
Все это крейне смущает меня. На мое сердце льется нектар и я, беспомощный и окрыленный, погружаюсь в океан любви. Я не способен ничего понимать, я стал безумцем. У меня похитили богатство, которое я, как последний скупец, таил глубоко в сердце.
Я ищу покровительства Господа, а в ответ Он играет мной. Описать все эти переживания не в моих силах. Я понял лишь одно - святое имя Кришны не зависит ни от чего и действует, как Само пожелает. Если Оно того желает, я счастлив. Вместе с тем - лишь в Нем самом мое счастье.
Святое имя - распускающийся цветок любви. Оно - сосуд для чудесного нектара. Его мугущество не описать словами. Когда этот дивный цветок расцветает, перед моим взором раскрываются его красота и возвышенные качества. Он пленяет меня путами Божественной любви - даром Кришны и покоряет мое сердце.
Когда прекрасный цветок распускается полностью, он начинает источать чудный аромат, вдыхая который, я уношусь во Враджу. Святое имя являет мне свою Божественную форму и игры. Оно дарует мне совершенное, лишенное недостатков духовное тело. Святое имя знакомит меня с Кришной, который окончательно разрушает мое материальное тело.
Святое имя Кришны - драгоценный камень чинтамани. Оно - тот источник, из которого льется нектра любви к Богу. Оно свободно от скверны, чисто и сладостно. Если я скончаюсь от мучений, причиняемых святым именем, я буду очень счастлив».
Так святой бабаджи беспрестанно воспевал славу святого имени. Он замолк лишь когда время подошло к полуночи. Испросив разрешения у своего духовного учителя, Виджая-кумар и Враджанатх, полностью погруженные в нектар святого имени, вернулись домой.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: