Sponsor's links:
Цветы красного клевера применение лечение атеросклероза луговым клевером газон.москва.
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 73%

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

РАСЫ

На следующий день Враджанатх первым делом задал святому Госвами следующий вопрос: лО учитель, я так понимаю, что вибхава, анубхава, саттвика-бхава и вьябхичари-бхава считаются проявлениями одной и той же бхавы. Что же представляет собой стхайи-бхава?»
Выслушав вопрос, Госвами ответил: УЕдинственное проявление бхавы, наделенное полномочиями управлять всеми остальными - как ограниченными, так и свободно выраженными - проявление, которому подчиняются Сам Господь Кришна, называется стхайи-бхавой. Когда в сердце преданного просыпается кришна-рати (влечение к Кришне), его именуют стхайи-бхавой. Например, вибхава является одной из самагри, а аламбана - одной из составляющих вибхавы. Однако существует бхава иного рода - бхава, которая не зависит от каких-либо условий, которая служит источником рас и одухотворяет их, которая является и наслаждением (асвадана), и объектом наслаждения (асвадья). Пожалуйста, подумайте над этим и постарайтесь понять, чем стхайи-бхава отличается от остальных проявлений бхавы. Кроме всего прочего, следует отметить, что стхайи-бхава бывапет двух разновидностей: основная (мукхья-рати) и второстепенная (гауна-рати)Ф.
Враджантх спросил: УЧто представляет собой основная стхайи-бхава?Ф
Святой Госвами ответил: УОбъясняя вам сущность бхава-бхакти, я упоминал о шуддха-саттва-рати. Это то же самое, что и мукхья-ратиФ.
Выслушав ответ Госвами, Враджанатх сказал: УКогда я изучал аланкара-шастры (книги по риторике), я встречал в них множество объяснений природы любви, но та любовь была совсем иной - полностью материальной. Духовная любовь, о которой ты сейчас говоришь, коренным образом отличается от материальной любви. Теперь я понимаю, что лишь человек с чистым сердцем может ощутить нектар любви к Верховному Господу. Любовь, о корой пищут авторы аланкара-шастр - это всего-навсего вожделение, которое возникает в материальных телах и умах душ, заключенных в тюрьму материального мира. Теперь я узнал иной вид любви - той любви, о которой ты говоришь. Эта Божественная любовь является смыслом существования освобожденных душ. По милости хладини-шакти, эту чистую любвь дано ощутить даже заключенным в темницу материального мира обусловленным душам. Теперь я хотел бы узнать о разновидностях чистой духовной любви (шуддха-рати)Ф.
Видя, как быстро Враджанатх схватывет суть духовных истин, Гопала-гуру Госвами обнял его и сказал: лИметь такого ученика, как ты, - великая честь для меня. Слушай же, я расскажу тебе о чистой духовной любви. Мукхья-рати бывает двух видов: свартха (эгоистическая) и парартха (альтруистическая)».
Враджанатх спросил: лКакова природа свартха-мукхья-рати?»
Святой Госвами ответил: лЕсли бхаву не стесняют никакие условия, свартха-мукхья-рати возрастает. Но если развитие бхавы сталкивается с препятствиями, тогда свартха-мукхья-рати иссякает».
Выслушав ответ, Враджанатх поинтересовался: лА какова природа парартха-мукхья-рати?»
Достойный Госвами ответил: лПарартха-мукхья-рати уменьшается независимо от того, есть к тому предпосылки или нет. Следует отметить, что, помимо двух вышеназванных, существует еще один вид мукхья-рати».
Враджанатх спросил: лЧто он собой представляет? Поведай нам об этом, пожалуйста».
Госвами ответил: лЭтот вид экстаза известен как шуддха-мукхья-рати (чистая-любовь). Он подразделяется на пять рас: шанта (нейтральные взаимоотношения), дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительская любовь) и мадхурья (супружеская любовь). Как солнечный свет, преломляясь через призму, являет разные цвета, так и стахайи-бхава выражается в различных формах, которые зависят от качеств человека, который ее испытывает».
Выслушав Гопала-гуру Госвами, Враджанатх попросил: лПожалуйста, расскажи подробнее о шуддха-рати (чистой любви)».
Тронутый серьезностью ученика, Госвами ответил: лВ шастрах описываются три вида шуддха-рати: саманья (обычная), сваччха (светлая) и шанта (умиротворяющая). Саманья-рати - это любовь, которую питают к Господу обычные, простые сердцем люди. Если мукхья-рати входит в сердце преданного подобно свету, блистающему самыми разными отттенками, она именуется сваччха. Одни преданные возносят Кришне молитвы и называют Его господином, другие шутят с Кришной и зовут Его другом, третьи всячески опекают Кришну и именуют Его сыном, а четвертые медитируют на Кришну и называют Его Сверхдушой. Преданные, состоящие в шанта-рати (нейтральных отношениях) с Господом, медитируют на неизменного Всевышнего, черпая в этом умиротворение. Шуддха-рати подразделяется на чистую (кевала) и смешанную (санкула). Расала и Шридхама, знаменитые жители Враджи, являют собой пример преданных, чья любовь к Кришне не смешивается даже с тончайшим оттенком иной расы. Их любвь (шуддха-рати) является чистой (кевала). Другие столь же известные преданные - к примеру, Уддхава и Бхама - испытывают любовь, которая являет собой смесь рас. Их любовь (шуддха-рати) именуется смешанной (санкула)».
Враджанатх сказал: лРаньше я считал, что во Врадже не встретишь преданных, испытывающих чувства шанта-рати. Но теперь, благодаря твоим объяснениям, я понял, что это не так. Ученые, штудирующие книги по риторике (джала-аланкара), не признают шанта-рати разновидностью истинной любви. Однако я согласен с тем, что шанта-рати следует признать одной из разновидностей любви, которую человек может питать ко Всевышнему. Теперь расскажи, пожалуйста, о дасье-рати (любви в духе служения)».
Святой Госвами сказал: лЕсли преданный считает себя слугой Господа, его чувства относятся к дасье-расе. Когда испытывает такие эмоции по отношению к Кришне, его нисколько не привлекают и не удовлетворяют отношения, выходящие за рамки расы служения».
Враджанат спросил: лСкажи, каковы характерные качества сакхья-рати (любви в расе дружественных отношений)?»
Мудрый Госвами ответил: лЕсли преданный твердо убежден, что он равен с Кришной, его любовь к Господу именуется сакхья-рати. Эту Божественную дружбу украшают шутки, смех, шумные игры и всевозможные развлечения».
Выслушав ответ Госвами, Враджанатх попросил: лТеперь объясни, пожалуйста, природу ватсальи-рати (родительской любви)».
Святой Госвами сказал: лТа покровительственная любовь, которую питают к Кришне старшие по возрасту преданные, именуется ватсалья-рати. Они ласкают маленького Кришну, балуют Его, проводят ради Его блага благоприятные священные обряды, дают Ему свои благословения, с нежностью обнимают Его - таковы лишь некотрые проявления ватсальи-рати».
Враджанатх сказал: лТеперь будь добр, опиши качества мадхурья-рати (супружеской любви к Кришне)».
Гопала-гуру Госвами произнес: лПризнаками прияты (любви), а также мадхурья-рати (сладостной любви) является восемь проявлений, начиная с памятования о Кришне и пристального внимания к Кришне.Чаще всего подобные чувства испытывают гопи, наделенные прекрасными глазами лани. Взгляды искоса, кокетливые движения бровей, игривые слова и шутки - вот характерные проявления этой любви. Следует отметить, что мадхурья-рати является апогеем духовной любви. Итак, я познакомил вас с пятью видами мукхья-рас (основных рас)».
Выслушав своего учителя и в знак благодарности склонившись перед его стопами, Враджанатх попросил: лО господин моего сердца, теперь объясни, пожалуйста, второстепенные (гауна) духовные расы».
Достойный Госвами сказал: лВторостепенные расы (гауна-бхава), которые, в свою очередь являются частью аламбаны, таковы: веселье, изумление, рыцарское отношение, скорбь, гнев, страх и отвращение. Находясь под влиянием этих рас, преданный постоянно медитирует на Кришну. Если он достигает уровня чистой любви (шуддха-рати), он находит материальное тело и материальную деятельность весьма непривлекательными. Они вызывают у него крайне отрицательные эмоции. Так рождается седьмая раса - отвращение. Хотя эти расы отличаются от чистой любви (шуддха-рати), они, тем не менее, связаны с парартха-мукхья-рати (основными расами), поэтому их также относят к расам, а для их обозначения используют слово рати (любовь). В некоторых случаях эти чувства остаются устойчивой частью взаимоотношений с Кришной. Но этого никоим образом нельзя сказать обо всех преданных. В большинстве случаев второстепенные расы присутствуют как временное явление. Но иногда второстепенные расы проявляются столь интенсивно, что затмевают дажде естествыенные главные расы».
Выслушав объяснения ученого вайшнава, Враджанатх сказал: лОртодоксальная риторика (аланкара) упоминает лишь о восьми расах, называя основными супружескую любовь, веселье и сострадание. Однако материальные расы выглядят привлекательно лишь с точки зрения матиериальных героев и героинь. Они никак не связаны с духовными расами Враджи, которые являют собой исключительно духовную деятельность и не имеют никакого отношения к работе материального ума. Великие преданные разделили стахайи-бхаву на пять главных и семь второстепенных рас. Так оно и должно быть. Теперь опиши, пожалуйста, хасья-рати (расу веселья)».
Гопала-гуру Госвами сказал: лОпределенные слова, действия ил события рождают в сердце веселье. Когда человек смеется, его глаза широко раскрываются, а лицо становится подвижным. Такой смех возбуждает санкоча-бхава-рати, направленную на Господа Кришну».
Враджанатх спросил: лА что представляет собой раса изумления (висмая-рати)?»
Госвами ответил: лЕсли человек видит что-нибудь из ряда вон выходящее, он, как правило, изумляется. Некоторые из признаков, выражающих изумление, таковы: широко раскрытые глаза, возбужденная речь и стоящие волоски на теле».
Враджанатх поинтересовался:»А как проявлется рыцарская раса (утсаха-рати)?»
Святой Госвами ответил: лКогда в сердце преобладает желание совершать благородные подвиги, воспетые в сказках и легендах, этот настрой является рыцарским. Признаками рыцарской расы являются решительность, нетерпение и энтузиазм».
Враджанатх спросил: лА что являет собой раса гнева (кродха-рати)?»
Госвами: лЕсли сердце человека, который видит несправедливость, воспламеняется, его состояние называется гневом. Признаками гнева является грубость, нахмуренные брови и покрасневшие глаза».
Выслушав пояснения Госвами, Враджанатх задал следующий вопрос: лА как выражается раса страха (кродха-рати)?»
Святой Госвами ответил: лЕсли человек видит что-то ужасное, в его сердце рождается страх. К его признакам относятся желание спрятаться или убежать, а также замирание сердца».
Враджанатх спросил: лА что представляет собой раса отвращения?»
Мудрый Госвами ответил: лКогда человеку претит нечто отталкивающее, его состояние называется отвращением. Признаками отвращения является сплевывание, пренебрежительные гримасы и непрятные слова. Если эта эмоция имеет отношение к Господу, ее относят к духовным расам. В противном же случае, это всего лишь одна из негативных материальных эмоций».
Враджанатх попросил: лОтветь, какие эмоции присутствуют в бхакти-расе (некраных чувствах, сопровождающих преданное служение)?»
Святой Госвами ответил: лК стахайи-бхаве относятся восемь проявлений, к санчари-бхаве - тридцать три, а к саттвика-бхаве - восемь. Если эти проявления берут свое начало из трех гун материальной природы и являются материальными, они служат источником материального счастья и материального стадания. Если эти чувства способствуют развитию взаимоотношений с Кришной, они считаются находящимися вне сферы материальных гун. Они исполнены блаженства, и даже то, что на первый взгляд выглядит как скорбь, в действительности явлется духовным счастьем. Шрила Рупа Госвами говорил, что Господь Кришна и дорогие сердцу Кришны преданные являются двумя аламбанами, или вместилищами, а, соответственно, и источниками духовных рас (рати). Считается, что ряд экстатических признаков, начинающихся с оцепенения, является следствием рати, а ряд экстатических признаков, начинающихся со скорби, способствует развитию рати. Когда в сердце человека пробуждаются духовные чувства, экстатические признаки считаются уже не источником или следствием рас, а вибхавой. Пандиты называют их вибхавой, поскольку они обретают особу привлекательность. Если какие-либо действия усиливают сладостность вибхавы, она перерастает анубхаву. Духовные действия (саттвика) приносят духовные плоды, поэтому подобные действия именуются саттвика-бхавой. Если вибхава подталкивает человека к отречению, ее называют санчари-бхавой. Любители книг, которым нравятся стихи, драмы и другие произведения, главным героем которых выступает Господь Кришна, знают, что вибхава мождет стать причиной обращения к преданному служению. Тем не менее, следует отметить, что проявления рати (чистой любви) непостижимы. Они представляют собой величайшую тайну преданного служения. В лМахабхарате», а также в других писаниях утверждается, что проявления любви к Господу весьма возвышенны. Они непостижимы для обывательского ума и академической логики. В лМахабхарате» упоминается о том, что бхава находится за пределами познавательных способностей материального ума, поэтому обычные методы по отношению к ней н

е применимы. Человеческий ум не может постичь того, что находится за пределами мира материи. Тот, в чьем сердце рождается любовь к Господу, рано или поздно обретает вибхаву, которая увеличивается вместе с привязанностью, которую питает к Господу преданный. Рати, любовь к Кришне, позволяет преданному лицезреть Господа, который явлется источником трансцендентной радости и иных чувств. Узрев форму и познав качества Господа Кришны, преданные все больше и больше привязываются к Нему. Таким образом, вибхава, анубхава, саттвика-бхава и вьябхичари-бхава усиливают выражения рати, а рати, в свою очредь, стимулирует их».

Выслушав святого вайшнава, Враджанатх попросил: лБудь дорб, объясни, в чем разница между любовью к Кришне (кришна-рати) и материальной любовью (вишая-рати)».
Мудрый Госвами промолвил: лМатериальная любовь является частью материального мира. Любовь к Господу лежит за пределами материального мира, и к тому же, она весьма необычна с материальной точки зрения. Мирская любовь приносит удовольствие лишь тогда, когда объект любви отвечает на любовь и находится рядом. Если же объект любви отсутствует ил не отвечает взаимностью, подобная любвь является источником неизмеримых страданий. Если же человек дарит свою любовь Господу, видя Его, он испытывает вкус определенного вида расы, известной как самбхога-сукха (счастье наслаждения вместе с Кришной). Если же Кришна покидает своего преданного, любящий Его испытывает вкус випраламбхи (разлуки), котрая сама по себе порождает ни с чем не сравнимое трансцендентное блаженство. Отвечая на один из вопросов Господа Махапрабху, Рамананда Рай описал то блаженство, которое испытывает преданный, находясь в разлуке с Кришной - блаженство, которое он назвал виварта (лШри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 8.194). Исходя из этого, можно сделать вывод: даже то, что мы привыкли считать страданием, становится наивысшим духовным блаженством, обретая какую-либо связь с Господом».
Враджанатх сказал: лПриверженцы материальной науки уверждают, что расы и их проявления не имеют большого значения, поскольку являются лишь незначительной частью всего сущего. Что можно отметить на подобное заявление?»
Святой Госвами сказал: лТо, что материальные расы не имеют особого значения, верно. Я уже упоминал о том, что материальные составляющие (самагри) питают материальную стхайи-бхаву (постоянные эмоции). Но эти расы материальны, а не духовны. Духовные же расы вечны, полноценны и самодостаточны. Неопытному преданному может показаться, что материальные расы мало чем отличаются от духовных. Когда разлучаются двое любящих друг друга людей, их любовь, как правило, умирает. Духовная раса любви в разлуке имеет нескольку иную природу, чем ее материальный аналог. Божественная энергия хладини-шакти сообщает трансцендентное блаженство расе духовной любви в разлуке. Поэтому эта любовь насыщена совершенно особыми чувствами, которые не поддаются банальным логическим объснениям».
Выслушав безгрешного Госвами, Враджанатх обратился к нему со следующими словами: лО мудрейший, сколько видов духовных рас ты можешь назвать?»
Госпола-гуру Госвами сказал: лНасчитывается пять главных рас, однако все они входят в состав одной основной расы. Если мы прибавим к ней семь второстепенных рас, то получится всего восемь».
Враджанатх попросил: лПожалуйста, перечисли эти расы. Твои слова подобны нектару, проливающемуся на сердце, и мое желание слушать тебя становится все сильней и сильней».
Праведный Госвами ответил: лВ лБхакти-расамрита-синдху» (2.5.115-116) Шрила Рупа Госвами утверджает следующее:
лПять главных рас, каждая из которых более возвывшенна, чем предыдущая, таковы: нейтральные отношения, служение, дружба, родительские отношения и супружеская любовь.
Семь второстепенных рас таковы: веселье, изумление, рыцарские отношения, скорбь, гнев, страх и отвращение».
Выслушав Госвами, Врджанатх произнес следующее: лОтветь, как следует рассматривать слова бхава в контексте духовных рас?»
Святой Госвами ответил: лРазмышляя об истине, великие пандиты написали множдество книг, посвященных расам (раса-шастр), и в этих книгах дали определение понятию бхава. Я уже упоминал о том, что расы бывают двух видов: чинтья-бхава (бхава, которую может постичь материальный ум), ачинтья-бхава (бхава, непостижимая для материального ума). Материальную логику можно использовать для анализа чинтья-бхавы. Дело в том, что эмоции, возникающие в сердце обусловленного человека, сугубо материальны. Представления о Всевышнем, существующие в материальном мире, равно как и соответствующие эмоции, вполне понятны для обывательского ума. Однако материальный ум не способен адекватно воспринимать мысли и чувства, направленные на Верховного Господа, который не ограничен пределами материи. Однако неверно было бы полагать, что если Верховный Господь непостижим, то ему недоступны никакие эмоции. Духовные эмоции недоступны для материального ума. Поэтому храните в своем сердце сосредоточенную привязанность к одной из Божественных рас, связанных с Господом. Медитируйте на стхайи-бхаву и самагри. Только в этом случае перед вами откроется вечная и совершенная духовная раса».
Выслушав безгрешного вайшнава, Враджанатх спросил: лО учитель, что означают твои слова: лхранить сосредоточенную привязанность»?»
Госвами ответил: лБаба, ты в течение многих рождений блуждал в круговороте кармы, оскверненный неутомимыми материальными желаниями. За время пребывания в материальном мире твое сердце и мысли осквернились. Однако каждый может избавиться от материальных мыслей и восстановить свою изначальную природу, общаясь со святыми и занимаясь духовной деятельностью. Когда духовные чувства начнут преобладать в сердце человека, ему откроется Божественная истина».
Выслушав эти слова, Враджанатх поинтересовался: лКто обладает способностью понимать суть духовных рас? Я хотел бы узнать об этом подробнее».
Святой Госвами промолвил: лТот, кто постоянно медитирует на стопы Господа со временем понимает, что ему открылась непостижимая духовная истина. Никто другой не способен понять суть духовных рас. В лБхакти-расамрита-синдху» (2.5.132) Шрила Рупа Госвами объясняет:
лКогда душа поднимается над уровнем экстатической любви и располагается на высшем уровне чистой благости, тогда можно сказать с уверенностью, что в сердце ее очистилось от материальной скверны. Лишь в чистом состоянии бытия можно вкушать этот нектар и чувствовать его вкус. Это состояние именуется расой, или трансцендентным настроением».
Враджанатх спросил: лСкажи, существуют ли несчастные, не достойные вкушать нектар трансцендентной расы? Если уж говорить о славе святого имени недостойному человеку считается оскорблением, то и объяснять ему суть рас должно считаться таким же оскорблением. О учитель, пожалуйста, будь милостив, объясни этот вопрос жалкому падшему существу, каковым являюсь я».
Улыбнувшись, мудрый Госвами проговорил: лОтречение, не имеющее никакого отношения к чистому преданному служению, называется пхалгу-вайрагья (ложное отречение). Тот, кого охватило стремление к ложному отречению, тот, кто привык заниматься бесплодным умствованием, и, конечно же, тот, кто пренебрегает преданным служением, находится в прискобном положении. Люди, привязанные к ритуальным церемониям, предписываемым Ведами, а также к безличному Брахману, не могут наслаждаться трансцендентным блаженством преданного служения. Поэтому преданные, уже вкусившие нектар любви к Господу, должны с превеликой осторожностью оберегать таинство преданного служения от людей, которые занимаются философскими спекуляциями, стремяться возвыситься, совершая религиозные обряды, или пытаются обрести освобождение в имперсональном Брахмане. Преданные должны оберегать драгоценный камень Божественной любви от мошенников и грабителей. Иными словами, разумный преданный не станет прославлять преданное служение и анализировать различные его аспекты в присутствии тех, кто увлечен имперсонализмом или стремится к ложному отречению».
Выслушав эти слова, Враджанатх воскликнул: лМне очень повезло! О учитель, я буду неукоснительно выполнять указания, исходящие из твоих уст».
Молчавший до того времени Виджая-кумар вступил в разговор: лО учитель, я содержу семью благодаря чтению и толкованию лШримад-Бхагатам». лШримад-Бхагаватам» - это книга, прославляющая расы преданного служения. Если человек читает, а затем толкует лШримад-Бхагаватам» ради того, чтобы зарабатывать деньги, совершает ли он оскорбление?»
Святой Госвами воскликнул: лО! лШримад-Бхагаватам» - драгоценнейший камень в блистающем ожерелье священных писаний. Эта книга - спелый плод древа ведического знания. В лШримад-Бхагаватам» (1.1.3) сказано следующее:
лО опытные и вдумчивые люди, наслаждайтесь лШримад-Бхагаватам».
Смысл этих слов в том, что только опытные и вдумчивые люди, способные наслаждаться описанием трансцендентных рас, достойны вкушать нектар лШримад-Бхагаватам». Все остальные вряд ли оценят это произведение по достоинству. Поэтому мой тебе совет - оставь эту профессию. Ты - человек, который способен наслаждаться нектаром трансцендентных рас. Так не наноси же им оскорбления! В Ведах (лТайттирия-упанишада» 2.7) сказано:
лВерховный Господь - воплощение Божественных рас».
Это означает, что Сам Господь Кришна явлется воплощенной расой. Есть множество других книг, которые ты мог бы декламировать и толковать ради поддержания своего материального тела. Ты не должен открывать невеждам смысл лШримад-Бхагаватам» лишь для того, чтобы зарабатывать деньги. Однако если ты знаешь человека, достойного наслаждаться духовными расами, лШримад-Бхагаватам», ты можешь читать ему эту книгу, но не бери за это ни плату, ни дакшину (пожертвование)».
Потрясенный до глубины души, Виджая-кумар промолвил: лО учитель, ты предостерег меня от великого оскорбления. Но какова будет плата за тот грех, который я уже совершил?»
Святой Госвами сказал: лО праведный, это оскорбление не будет иметь никаких последствий. Искренне посвяти себя изучению рас и ищи пребежища в них. Они, несомненно, простят тебя».
Преисполненный благодарности, Виджая-кумар сказал: лО учитель, если понадобится, я займусь подметанием улиц, но не стану рассказывать о расах недостойному человеку и не стану брать деньги за толкование священных писаний».
Мудрый Госвами сказал: лБаба, ты очень разумен. Господь Кришна принял тебя как Своего преданного. Иначе откуда бы у тебя взялась такая искренность и самоотверженность в преданном служении? Несомненно, Господь Гаура одарил тебя благословениями».

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: