Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 74%

РАСЫ

Враджанатх и Виджая-кумар решили остаться в Джаганнатха Пури на чатурмасью. Услышав о духовных расах из уст Шри Гопала-гуру Госвами, они решили следовать пути поклонения Господу в соответствии с расами. Когда бабашка Враджанатха услышала от своего внука о важности соблюдения чатурмасьи, она согласилась с его предложением остаться в Джаганнатха Пури. Каждый день паломники ходили в храм Господа Джаганнатхи. Они омывались в Нарендра-сароваре, посетили все, что только можно было посетить в Джаганнатха Пури, и с великой преданностью созерцали процесс поклонения Господу Джаганнатхе.
Узнав об их решении, Шри Гопала-гуру Госвами очень обрадовался. Он сказал: лО, друзья мои, я люблю вас, словно отец сыновей. Мне жаль было бы расстаться с вами, и я буду счастлив, если вы еще задержитесь здесь. Легко найти искреннего духовного учителя, но искреннего ученика найти трудно».
Выслушав слова духовного учителя, Враджанатх смиренно попросил: лО учитель, опиши пожалуйста, отличительные черты разных рас. Мы будем счастливы, если ты поделишься с нами своей мудростью».
Гопала-гуру Госвами сказал: лЯ рад, что ты интересуешься такими вещами. Выслушайте, пожалуйста, слова, которые Господь Гаурачандра соизволит вложить в мои уста. Для начала мы обсудим шанта-расу (нейтральные отношения). Преобладающая в этой расе стхайи-бхава называется шанта-рати. Счастье, которое приносит погружение в имперсональный Брахман, очень незначительно. Счастье, обретаемое во взаимотношениях с Верховной Личностью много больше, чем имперсональное счастье. Источником духовного счастья служит созерцание духовной формы Верховной Личности Бога. Аламбаной (объектом поклонения) в шанта-расе является четырехрукая форма Господа Нараяны. В этой форме Господь являет в полной мере Свою безграничную власть и Божественное величие. Аламбане соответствует природа вишайи и анубхавы. Ашраей шанта-рати являются умиротворенные люди, расположенные в шанта-расе. Достойными шанта-расы считаются атмарамы и те, кто обладает твердой верой в Верховную Личность Бога. Среди атмарам особенно выделяются четверо мудрецов, воглавляемых Санакой и Сананданой. Эти мудрецы - санньяси в телах маленьких мальчиков. Было время, когда они поклонялись имперсональному Брахману, но, к счастью, их привлекла прекрасная форма Господа. Аскетичные и отреченные люди, пусть даже не до конца освободившиеся от првязанности к имперсональному освобождению, достойны обрести шанта-расу. Слушание Упанишад, проживание в уединенном месте, медитация, поиск истины, изучение писаний, созерцание вселенской формы, общение с теми, кто занимается преданным служением с примесью имперсональных размышлений (джнана-мишра-бхакти) и изучение Упанишад совместно с единомышленниками - таковы уддипаны, вдохновляющие эту расу. Аромат туласи, предложенной лотосным стопам Верховного Господа, звук раковины, священные горы, леса и реки, свобода от материальных желаний и сознание того, что время, рано или поздно, разрушит все материальное, также являются уддипанами, вдохновляющими шанта-расу».
Враджанатх спросил: лКакие проявления анубхавы свойственны этой расе?»
Святой Госвами ответил: лВзирание на кончик носа, поведение, свойственное авадхутам, привычка при ходжении смотреть вперед на расстояние четырех локтей, джнана-мудра (жест, при котором указательный палец соединен с большим), отсутствие ненависти к врагам Верховной Личности Бога, симпатия к преданным, дорогим сердцу Господа, приверженность идее освобождения души, спокойствие, свобода от ложного эго, чувства материальной собственности и материальной гордости и, своего рода, лпрохладная» любовь ко Всевышнему - проявления анубхавы шанта-расы. Кроме всего прочего, к ним можно отнести зевание, отек конечностей, преклонение пред Господом Хари и вознесение молитв Господу Хари».
Враджанатх спросил: лКаковы экстатические признаки саттвика в шанта-расе?»
Святой Госвами ответил: лСреди множества экстатических признаков в этой расе выделяются опустошение и оцепенение. В этой расе отсуствуют признаки экстаза, характеризующие безудержную страсть (дипта)»
Враджанатх поинтересовался: лА какие проявления санчари-бхавы насчитывают вайшнавы ученые?»
Мудрый Госвами ответил: лСкорбь, терпение, радость, задумчивость, приятные воспоминания, меланхолическое настроение, рвение, беспокойсвто и сварливость - вот лишь некоторые из проявлений санчари-бхавы шанта-расы».
Враджанатх спросил: лСколько разновидностей шанта-рати насчитывают вайшнавы-ученые?»
Мудрый Госвами ответил: лСтхайи-бхава шанта-рати бывает двух видов: сама (уравновешенная) и сандра (интенсивная)ю в сама-шанта-рати достаточно часто проявлется асампраджната-самадхи, в состоянии которого всю телесную деятельность человека сопровождает чувство присутствия Верховного Господа. В сандра-шанта-рати часто встречается нирвикалпа-самадхи, состояние которого исключает невежество и сообщает способность лицезреть Верховного Господа, что доставляет человеку ни с чем не сравнимое блаженство. В состоянии с этими двумя видами шанта-рати, можно разделить шанта-рати на парикшья (косвенную) и сакшат-кара-рупа (непосредственную) разновидности. Шукадева Госвами и Билванмангала Тхакур являют собой пример людей, которые переросли шанта-расу и научились наслаждаться блаженством более личностных рас. Великий вайшнав и ученый, Саврабхаума-Бхаттачарья - еще один пример подобного прогресса».
Выслушав духовного учителя, Враджанатх сказал: лВ книгах по риторике (аланкара-шастрах) шанта-раса не упиминается. Почему?»
Святой Госвами промолвил: лМатериалистическая деятельность весьма далека от умиротворения. Величие шанта-расы открывается перед человеком лишь тогда, когда он начинает заниматься деятельностью, которая угодна Господу. Тоже самое можно сказать и обо всех остальных духовных расах. Верховный Господь утверждает следующее: лВера в Меня приносит умиротворение» подумай, можно ли обрести веру в Господа, не будучи под покровительством шанта-рати? Поэтому в начале духовного пути необходимо взрастить в своем сердце шанта-расу».
Враджанатх сказал: УЯ понял, что представляет собой шанта-бхакти-раса. Теперь опиши, пожалуйста, проявления и аспекты дасья-расыФ.
Достойный Госвами сказал: УПандиты называют дасья-расу прита-бхакти-расой. Дасья-раса бывает двух видов: ануграхья-патра-дасья (служение объекту поклонения) и лалья-патра-дасья (служение объекту любви). Прита-раса, в свою осчередь, подразделяется на два вида: самбхрама-прита (с примесью почтения) и гаурава-прита (с примесью смирения)Ф.
Враджанатх спросил: УЧто представляет собой самбхрама-прита?Ф
Святой Госвами ответил: Любовь с примесью некоторого почтения к Кришне, сыну Нанды, свойственна тем, кто гордится положением слуги Господа. Когда эта раса раскрывается во всем своем многообразии, ее называют самбхрама-прита. В этой расе аламбанами являются и Кришна, и Его слугиФ.
Враджанатх поинтересовался: УКакую форму являет Господь Кришна, участвуя в этой расе?Ф
Святой Госвами ответил: УКогда проявления самбхрама-приты имеют место в Гокуле, у Кришны, вовлеченного в эту расу, две руки. В других местах Он являет и двурукую, и четырехрукую формы. В Гокуле Кришна играет роль мальчика-пастушка. У Него две руки, Он везде носит с Собой флейту и павлинье перо в волосах, а также множество других украшений. Вне Гокулы Кришна носит богатые урашения из драгоценных камней, во всем блеске являя аспект айшварьи (величия и богатства). УВ УБхакти-расамрита-синдхуФ (3.2.11-15) Шрила Рупа Госвами утверждает следующее:
УГосподь наших сердец, лотосоокий Кришна наделен следующими качествами: 1) поры Его тела источают миллионы вселенных; 2) Он - океан милосердия; 3) Его энергии непостижимы; 4) Ему верно служат все мистические силы; 5) Он - источник всех Божественных инкарнаций; 6) Его трансцендентные качества пленяют сердца освобожденных душ; 7) Он - Верховный Повелитель; 8) Он - высший объект поклонения; 9) Он всеведущ; 10) Он исполнен решимости; 11) Ему принадлежит все богатство духовного и материального миров; 12) Он терпелив и всепрощающ; 13) Он защищает предавшиеся Ему души; 14) Он счастлив; 15) Он правдив; 16) Он искусен во всем; 17) Он - источник всего благоприятного; 18) Он могущественен; 19) Он религиозен; 20) Он смотрит на все глазами священных писаний; 21) Он лучший друг преданных; 22) Он щедр; 23) Он чудесен; 24) Он Благодарен; 25) из Него исходит воплощенная слава; 26) Он лучший; 27) Он обладает полнотой власти; 28) Он подчиняется любви. Господь Хари явлется аламбаной (объектом любви) для всех Своих слугФ.
С интересом выслушав духовного учителя, Враджанатх задал следующий вопрос: лА каковы разновидности слуг Господа?»
Достойный Госвами ответил: лПреданные, которые обрели прибежище в дасья-расе, делятся на четыре категории: 1) прашрита (стоящие перед своим Господином со смиренно опущенными глазами), 2) аджнануварти (смиренно исполняющие повеления своего Господина), 3) вишваста (обладающие полной верой с своего Господина, 4) прабху-джнане-намра-буддхи (полностью сознающие превосходство своего Господина). Известны также другие определения таких преданных: 1) адхикрита (квалифицированные), 2) ашрита (обретшие покровительство), 3) паришада (спутники), 4) анугата (последователи)».
Враджанатх поинтересовался: лКто из преданных относится к категории адхикрита?»
Святой Госвами ответил: лСлугами и служанками, относящимися к категории адхикрита, являются Брахма, Шива, Индра, а также другие полубоги и полубогини. Являясь координаторами деятельности материального мира, они наделены квалификацией (адхикрита), необходимой для служения Верховному Господу».
Враджанатх спросил: лСкажи, кто из преданных относится к категории ашрита?»
Мудрый Госвами ответил: лСлуги, относящиеся к категории ашрита, бывают трех видов: шаранагата (преданные души), гьяни (мудрые философы) и сева-ништха (люди, склонные кому-либо служить). К слугам категории шаранагата можно отнести Калию и царей, плененных Джарасандхой. К слугам категории гьяни можно отнести Шаунаку и других мудрецов, избавившихся от стремления к имперсональному освобождению и обратившихся за покровительством к Господу Хари. Такие великие вайшнавы, как Чандрадхваджа, Харихара, Бахулашва, Икшвака и Пундарика относятся к двум категориям: сева-ништха и шаранагата, поскольку они испытывали привязанность к поклонению Господу с самого рождения».
Выслушав объяснения мудрого вайшнава, Враджанатх спросил: лО учитель, кого из преданных слуг следует отнести к категории паришада?»
Гопала-гуру Госвами: ответил: лК слугам категории паришада обычно относят Уддхаву, Даруку, Сатьяки, Шрутадеву, Сатраджита, Нанду (не путать с отцом Господа Кришны), Упананду и Бхадру. Они являются советниками Господа Кришны и, кроме того, с любовью служат Ему. Помимо этого, к категории паришада относят Бхишму, Парикшита, Видуру и некоторых других преданных. Достигшим совершенства на этом уровне считается Уддхава, великий вайшнав, преисполненный чистой любви к Господу (премы)».
Враджанатх задал следующий вопрос: лКакие преданные относятся к категории анугата?»
Безгрешный Госвами промолвил: лПреданные, достигшие уровня анугата, делятся на две категории: слуги, живущие в Двараке, и слуги, живущие во Врадже. В блистательногй Двараке счастливо живут верные слуги Господа - Сучандра, Мандала, Стамбха, Сутамбха и многие другие. А не менее счастливые Рактака, Патрака, Патри, Мадхукантха, Расала, Свиласа, Премаканда, Макарандака, Ананда, Чандрахаса, Пайода, Бакула, Расада и Сарада живут во Врадже. Рактака считается наиболее совершенным из преданных, находящихся на уровне анугата. Слуги категории паришада подразделяются на три подкатегории: дхурья (предвадатели), дхира (философы) и вира (герои). Слуг ашрита также подразделяют на три категории: нитья-сиддха (вечносовершенные), сиддха (совершенные) и садхака (стремящиеся к совершенству)».
Враджанатх спросил: УО мудрейший, какие уддипаны дасья-расы известны тебе?Ф
Святой Госвами ответил: УО юный мудрец, звук флейты Кришны, Звук Его буйволиного рога, Его лучистый взгляд, воспевание Его славы, отпечатки Его лотосных стоп, части Его Божественного тела, прекрасные, словно грозовая туча, и аромат Его трансцендентного тела - таковы эти уддипаныФ.
Выслушав ответ Госвами, Враджанатх задал следующий вопрос: УКаковы проявления анубхавы, свойственные этой расе?Ф
Мудрый Госвами сказал: УК особым признакам этой расы относятся идеальное исполнение обязанностей при любых обстоятествах, безоговорочное следование указаниям, свобода от зависти, дружеское отношение к вайшнавам, искренне преданным ГосподуКришне, а также вера в ГосподаКришну. Почтение к личным друзьям Господа Кришны и отказ от всего, что не имеет отношения к служению Кришне, также входят в число этих признаковФ.
Враджанатх поинтересовался: УА каковы саттвика-викары (признаки экстаза), присущие этим аспектам прита-расы (дасья-расы)?Ф
Святой Госвами ответил: УЭтой расе присущи многочисленные саттвика-викары, но основной является оцепенениеФ.
Выслушав ответ, Враджанатх задал следующий вопрос: УО учитель, какие вьябхичари сопровождают эту расу?Ф
Мудрый Госвами ответил: УРадость, гордость, решительность, раскаяние, меланхолия, смирение, беспокойство, воспоминания, мнительность, задумчивость, усердие, неустойчивость, сварливость, страсть, застенчивость, оцепенение, самообман, безумие, скрытность, возбуждение, мечтательность, истощение, болезненность и желание умереть - таковы вьябхичари этой расы. Высокомерие, усталость, страх, забывчивость, ярость, гнев, сон не наблюдаются среди вьябхичари этой расы. Когда преданный встречается с Господом, в его сердце преобладают такие чувства, как радость, гордость и умиротворение. У преданного, разлученного с Господом, появляются истощение, болезненность и желание умеретьФ.
Внимательно выслушав своего учителя, Враджанатх обратился к нему со следующими словами: УО достойнейший, я хотел бы знать, какие проявления стхайи-бхавы присущи прита-расеФ.
Святой Госвами сказал: УОсновным проявлением стхайи-бхавы этой расы является любовь (прити), которая возникает в сердце, исполненном благоговения и содрагающемся при мысли о Господине. В шанта-расе единственным проявлением стхайи-бхавы явлется влечение ко Всевышнему. В дасья-расе проявлением стхайи-бхавы являются нежные чувства в сочетании с навязчивой идеей, которая находит свое выражение в мыслях о том, что Господь явлется собственностью преданного. Это сочетение почтительных и нежных чувств постепенно усиливается, превращаясь в чувство нежной любви (прему), спокойной любви (снеху) и сильной любви (рагу). Когда почтительная нежность (самбхрама-прити) освобождается от чувства благоговейного страха и глубоко укреняется в сердце, она становится чистой, нежной любовью (премой). Когда это чувство усиливается, сердце тает, и према перерастает в снеху (любовь). В этом состоянии преданный не способен пробыть в разлуке с Господом ни одного мгновения. Если же преданный доходит до состояния, при котором обнаруживается, что даже скорбь приносит ему счастье, значит он взрастил в себе сильную любовь к Господу (рагу). Преданный, находящийся в таком состоянии, готов сделать что угодно ради того, чтобы порадовать Кришну - даже ценой собственной жизни. Слуги, относящиеся к категории адхикрита и ашрита, могут возвыситься до уровня премы. Слуги паришада способны возвыситься до уровня снехи. Парикшит, Дарука, Уддхава и другие слуги, живущие во Врадже, могут возвыситься до уровня раги. Рага включает в себя некоторую долю сакхья-расы (дружбы). Ученые пандиты утверждают, что на уровне раги встреча с Кришной называется йогой, а разлука с Ним - айогой. Айога бывает двух видов: уткантхита (тоскливой) и вийога (трагической). Йога, в свою очередь, делится на три категории: сиддхи (совершенство), тушти (счастье) и стхити (совместное проживание)Ф.
Враджанатх сказал: УЯ понял, в чем выражаются проявления самбхрама-прити (почтительной нежности). Теперь опиши, пожалуйста, гаурава-прити (любовь с примесью гордости)Ф.
Святой Госвами промолвил: УЕсли преданный гордится тем, что может обнять Кришну, его чувства рассматриваются как гаурава-прити. Любовные чувства, присущие этой расе, перерастают в гаурава-прити, если их усиливает вибхава. Аламбанами этой любви являются Госоподь Хари, а также слуги, которых любит Господь Хари. Преданный, находящийся в состоянии гаурава-прити, считает Кришну более значительным, более знаменитым, более разумным и более сильным, чем он сам. Кроме того, он уверен в том, что Кришна является его защитником или любящим отцом. Таким образом, Кришна становится объектом любви преданного (вишая). Преданные, подверженные этим чувствам, делятся на две категории: те, кто гордится полодением младшего спутника Кришны, и те, кто гордится положением сына Кришны. Сарана, Гада и Субхадра относятся к категории преданных, которые гордятся положением младшего спутника Кришны. Прадьюмна, Чарудешна и Самба гордятся тем, что являются сыновьями Кришны. Уддипанами этой любви являются родительская любовь Шри Кришны, Его добрая улыбка и многое другое. Преданные, испытывающие чувства гуарава-прити, всегда садятся ниже, чем Кришна. Они отказываются от собственных желаний и исполняют малейшие желания Кришны. Таковы проявления анубхавы, свойственные этим отношениямФ.
Выслушав мудрого вайшнава, Враджанатх спросил: УЧто означает слово гаурава?Ф
Святой Госвами ответил: УСлово гаурава обозначает преданного, который гордится, что Кришна является его отцом или старшим (гуру) по отношению к немуФ. Любовь, исполненная гордости, именуется гаурава-притиФ.
Враджанатх произнес: УО учитель, я понял, что представляет собой прити-раса (дасья-раса). Теперь опиши, пожалуйста, расу, которая известна как прея-бхакта-раса или сакхья-расаФ.
Святой Госвами сказал: УВ этой расе аламбанами являются Кришна и Его друзья. Кришна, царевич Враджи, является вишайей. А Его друзья являются ашрайейФ.
Враджанатх произнес: УЯ хотел бы узнать, каковы категории друзей Кришны. О праведный, кроме того, опиши, пожалуйста, их качестваФ.
Милостиво улыбнувшись, святой Госвами сказал: У Их привычки, тела и одеяния схожи с привычками, телами и одеяниями слуг Кришны. Однако друзья Кришны уверены в том, что могут обращаться с Кришной, как с равным. Им свойственны почтение и благоговение, которые присущи слугам Кришны. Кришна имеет друзей в Двараке и во Врадже. К категории друзей, проживающих в Двараке, относятся Арджуна, Бхимасена, Драупади и Шридам Випра. Из них самым близким другом Кришны считается Арджуна. Друзья Господа, проживающие во Врадже, всегда жаждут встретиться с Ним. Кришна - их жизнь. Они являются наилучшими из всех друзей Кришны. Друзья Кришны, живущие во Врадже, подразделяются на четыре группы: сухрит(доброжелатели), сакха (друзья), прия-сакха (близкие друзья), прия-нарма-ваясья (самые близкие друзья). Обычно доброжелатели несколько старше Кришны, и любовь, которую они к Нему испытывают, имеет оттенок родительской. Будучи старше Кришны, они стараются защитить Его от всевозможных напастей. Поэтому они носят оружие, чтобы дать отпор любому, кто задумает навредить Кришне. К друзьям-дорожелателям Кришны относятся Субхадра, Мандалибхадра, Бхадравардхана, Гобхата, Якша, Индрабхата, Бхадранга, Вирабхадра, Махагуна, Виджая и Балабхадра. Достигшими совершенства на этом поприще считаются Балабхадра и Мандалибхадра. Друзей Кришны, которые моложе Его по возрасту, называют сакхи. К ним относятся Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрастха, Варутхапа, Маранда, Кусумапида, Манибандха и Карандхама. Лучшим из них считается Девапрастха. Друзья, пользующиеся особым доверием Кришны, называются прия-сакхи; все они ровесники Кришны. Поскольку с Господом их связывает доверительная дружба, их поведение по отношению к нему диктуется лишь чистыми дружескими чувствами. К особо приближенным друзьям относятся Шридама, Судама, Дама, Васудама, Кинкини, Стока-кришна, Амсу, Бхадрасена, Виласи, Пундарика, Витанка и Калавинка. Кроме того, у Кришны есть друзья, которым Он доверяет Свои самые сокровенные тайны. Их называют прия-нарма, самыми близкими друзьями. К прия-нармам

относятся Субала, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Удджвала. Достигшим совершенства в этих отношениях считается Уддхава, являющийся вдохновителем самых озорных проделок, которыми любят развлекаться пастушки Враджи. Следует отметить, что одни из друзей относятся к категории нитья-сиддха (вечно совершенные), другие - к категории сурачара (полубоги, заслужившие возможность наслаждаться блаженством дружеской расы), третьи - к категории садхака (Люди, которые достигли высот этой расы посредством преданного служения)Ф.

Выслушав подробные объяснения Гопала-гуру Госвами, Враджанатх спросил: УКакие уддипаны свойственны этой расе?Ф
Святой Госвами ответил: УЮность Кришны, Его красота, Его рожок и флейта, Его раковина,Его чувства, Его чувство юмора, Его безмерное могущество, Его игривое настроение - все это возбуждает (уддипана) дружескую любовь к Нему. Когда Кришна являет Себя как пастушок, Его возраст называют каумара и пауганда. Достигнув шестнадцати лет, Господь отправляется в МатхуруФ.
Преисполнившись духовных эмоций, Враджанатх попросил: УПрошу, опиши анубхавы друзей КришныФ.
Святой Госваами промолвил: УКогда Кришна проводил время со Своими друзьями, они боролись, играли в мяч и в шахматы. Они залезали друг другу на плечи и хвастались искусством метания палок. Друзья-пастушки сидели с Кришной на одном сиденье и катались на одних качелях, лежали с Ним на одном ложе, шутили, плавали в реке, вместе дразнили обезьян и других животных, а также пели, танцевали, одним словом, развлекались, как могли. Эта деятельность называется анубхава. Друзья категории сухрит сидели вместе и давали друг другу советы по поводу того, как следует поступать в тех или иных ситуациях, а иногда побуждали друг друга совершить какое-либо благое дело. Сакхи предлагали друг другу орехи бетеля, расписывали лица друзей знаками тилака и наносили пасту чандана на свои тела. Прия-сакхи любили сражаться с Кришной. Бывало они крали у Него одежду или вытряхивали цветы прямо у Него из рук. Прия-нарма-сакхи занимались приготовлениями, необходимыми для проведения мадхурья-лилы, одной из игр Господа Кришны. Они украшали Кришну лесными цветами и обмахивали Его вееромФ.
Враджанатх спросил: УКакие проявления саттвика-бхавы и санчари-бхавы сопровождают эту расу?Ф
Святой Госвами ответил: УТе же проявления, которые сопровождают дасья-расу, но более ярко выраженныеФ.
Враджанатх спросил: УКакова стхайи-бхава этой расы?Ф
Святой Госвами ответил: УВ одной из глав УБхакти-расамрита-синдхуФ Шрила Рупа Госвами объясняет:
УКогда между Кришной и Его друзьями устанавливаются отношения, лишенные каких-либо почтительных чувств, когда они обращаются друг с другом как с равными, их экстатическая дружеская любовь именуется стхайиФ.
Выслушав ответ, Враджанатх задал следующий вопрос: УЧто в данном случае означает слово вишрамбха?Ф
Святой Госвами ответил: УВ УБхакти-расамрита-синдхуФ (3.3.206) сказано:
УВишрамбха - твердая уверенность в равенстве своего другаФ.
Враджанатх спросил: УА каким образом развиваются эти взаимоотношения?Ф
Мудрый Госвами пояснил: УРазвитие сакхья-расы проходит через следующие стадии: према, снеха, рага и пранаяФ.
Выслушав ответ, Враджанатх поинтересовался: УКакими качествами отличается праная?Ф
Святой Госвами ответил: УВ любви подобного рода полностью отсутствуют почтение и благоговение - даже в тех случаях, когда они были бы уместны. Сакхья-раса столь чудесна, что ее трудно с чем-нибудь сравнить. Сакхья-раса существенно отличается и от дасья-расы, и от ватсалья-расы. Она наиболее дорога Кришне. Между Господом и его друзьями устанавливаются очень близкая, тесная связь. В некоторыом отношении, духовный экстаз сакхья-расы сравним разве что с Божественным экстазом мадхурья-расыФ.

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ

РАСЫ

На следующий день Виджая-кумар и Враджанатх посетили самадхи Харидаса Тхакура. Затем они зашли в храм Шри Тота-Гопинатха, и лишь оттуда отправились в храм Шри Радха-кантхи. Они поклонились Шри Гопала-гуру Госвами и, сев рядом со Шри Дхьяначандрой Госвами, стали обсуждать с ним вопросы, касающиеся преданного служения. Тем временем Шри Гопала-гуру Госвами закончил почитать прасад и присоединился к ним. Желая продолжить вчерашний разговор, Враджанатх задал ему вопрос о ватсалья-бхакти-расе. Удовлетворенный любознаательностью ученика, Шри Гопала-гуру Госвами ответил: лВ ватсалья-расе Кришна выступает вишаей, а Его старшие родственники и другие преданные - ашраей. В ватсалья-расе Господь выступает как честный, искренний, скромный, смиренный, учтивый и щедрый сын и родственник. Чувствами ватсалья-расы наполнены царь и царица Враджи, Рохини, старшие гопи, Деваки, Кунти, Васудева и Сандипани Муни. Нанда и Яшода считаются преданными, достигшими совершенства в этой расе. В уддипаны этой расы входят каумара и другие возрасты Кришны, Его тело, одеяния, Его плавные движения, Его речь, веселые шутки и шумные игры».
Враджанатх поинтересовался: УКаковы проявления анубхавы, свойственной этой расе?Ф
Святой Госвами ответил: УПреданные, чьи сердца целиком принадлежат ватсалья-расе, вдыхают запах волос Кришны, массируют Его тело, дают Ему свои благословения, наставляют Его, балуют Его, всячески опекают Его и дают Ему хорошие советы, а также целуют и обнимают Кришну, дают Ему ласковые прозвища и так далееФ.
Выслушав своего учителя, Враджанатх спросил: УКакие экстатические признаки саттвика украшают эту расу?Ф
Святой Госвами ответил: УК экстатическим признакам саттвика в этой расе относятся истечение молока из груди старших гопи и все вышеупомянутые признаки экстаза, включая оцепенениеФ.
Враджанатх поинтересовался: УА какие вьябхичари-бхавы характеризуют эту расу?Ф
Мудрый Госвами произнес: УВьябхичари, характеризующие ватсалья-расу, ничем не отличаются от вьябхичари в прита-расе (дасья-расе)Ф.
Враджанатх спросил: УА какие проявления стхаи-бхавы присущи этой расе?Ф
Святой Госвами ответил: УЭто милость и любовь, свободные от почтения и благоговения. Любовь, которую питают к Кришне Яшода и другие великие преданные, очень сильна. Развитие стхаи-бхавы в этой расе проходит через стадии премы, снехи и раги. Раса Господа Баларамы является сочетанием дасья-расы и ватсалья-расы. Раса царя Юдхиштхиры представляет собой сочетание ватсальи, дасьи и сакхьи. Царь Уграсена испытывает сочетание ватсальи и сакхьи. Расы Накулы, Сахадевы, Нарады Муни и других преданных представляет собой сочетание сакхьи и дасьи. Расы Шивы, Гаруды и Уддхавы являются сочетанием дасьи и сакхьиФ.
Выслушав пояснения святого мудреца, Враджанатх сказал следующее: УО учитель, ты подробно и с любовью живописал ватсалья-расу. Теперь, пожалуйста, опиши мадхурья-расу, самую возвышенную из всех. Мы сочтем себя счастливыми, если получим возможность услышать твое описание столь возвышенной расыФ.
Святой Госвами промолвил: УМадхурья-расу по праву называют величайшей из всех бхакти -рас. Человек, который пытается наслаждаться материальными расами, может стать преданным Верховного Господа и, постепенно отвращаясь от явлений материального мира, достичь состояния отречения. Преданный, не достигший высот отречения, не способен понять величие духовных рас. Вкусить нектар мадхурья-расы дано лишь единицам, поскольку она очень сокровенна. Эта раса - великое таинство вайшнавизма. О мадхурья-расе можно сказать очень многое, но ограничусь кратким описаниемФ.
Враджанатх сказал: УВраджанатх сказал: лО учитель, я считаю себя последователем пастушка Шри Субалы. Пожалуйста, открой мне то, что посчитаешь нужным».
Святой Госвами сказал: лТем друзьям Кришны, которые являются прия-нарма-сакхи, открыты таинства мадхурья-расы. Учитывая это, я расскажу то, что тебе следует знать, и не стану рассказывать того, чего не следует».
Враджанатх спросил: лО учитель, какие аламбаны свойственны этой расе?»
Праведный Госвами ответил: лВ этой расе вишаей явлется Шри Кришна - Божественный герой, с чьей красотой никто не сравнится. Трансцендентной ашраей являются преданные, которые наслаждаются вместе с Ним. Поэтому гопи Враджи выступают ашраей этой расы. Прекраснейшей из всех гопи является Шри Радха. Первой из множества уддипан, присущих этой расе, выступает звук флейты, на которой играет Кришна. К анубхавам этой расы относятся искрометные взгляды и улыбки. В мадхурья-расе во всей красе расцветают все проявления саттвика-бхавы. Этой расе присущи все вьябхичари, за исключением лени и ярости».
Выслушав святого вайшнава, Враджанатх поинтересовался: лКакова природа стхаи-бхавы этой расы?»
Мудрый Госвами сказал: лВлияние соответствующих проявлений вибхавы лишь усиливает Божественную любовь, присущую мадхурья-расе. Ничто не может сокрушить ту любовь, которую питают друг к другу Шри Радха и Шри Мадхава».
Враджанатх спросил: лКакие разновидности мадхурья-расы ты можешь назвать?»
Святой Госвами ответил: лМадхурья-раса делится на две категории: випраламбха (любовь в разлуке) и самбхога (любовь при встрече)».
Преисполнившись духовных чувств, Враджанатх спросил: лО праведный, что представлдяет собой випраламбха?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лИзвестны три разновидности випраламбхи, а именно: пурва-рага (зарождение любви), мана (ревность) и праваса (разлука)».
Враджанатх сказал: лО мудрый, какое чувство именуется пурва-рагой?»
Святой Госвами промолвил: лПурва-рагой называется трепетное зарождение любви».
Враджанатх задал следующий вопрос: лА что представляет собой мана и праваса?»
Мудрый Госвами ответил: лМана - это ревность, которая встречается довольно часто. Праваса же возникает тогда, когда один возлюбленный лишается общества другого».
Враджанатх спросил: лО учитель, а что такое самбхога?»
Святой Госвами ответил: лКогда возлюбленные встречаются и наслаждаются (бхога) обществом друг друга, их отношения называются самбхога. Друзья мои, на этом я закончу беседу о мадхурья-расе. Если вы желаете узнать больше, советую вам прочесть книгу под названием лШри Удджвала-ниламани».
Выслушав духовного учителя, Враджанатх попросил: лО достойнейший, теперь расскажи нам о гауна-бхакти-расах (второстепенных расах преданного служения)».
Гопала-гуру Госвами сказал: лНасчитывается семь гауна-рас: веселье, изумление, рыцарство, скорбь, гнев, страх и отвращение. Иногда второстепенные расы уподобляются основным и приобретают видимость независимости от них. Как правило, второстепенную расу подпитывают ее собственные стхаи-бхава, вибхава и прочие проявления бхавы, и видимость независимости может на какое-то время сохраниться. Однако истина заключается в том, что пять основных рас являются единственными главными расами, а семь второстепенных рас занимают по отношению к пяти главным место вьябхичари».
Выслушав духовного учителя, Враджанатх сказал: лИзучая аланкару (риторику), я многое узнал о расах. Мне известно немало как о главных, так и о второстепенных расах. Но я хотел бы знать, в какой связи с главными расами преданного служения состоят второстепенные расы. Пожалуйста, объясни мне это».
Святой Госвами сказал: лГоворят, что некоторые расы являются совместимыми (то есть они сочетаются между собой), а некоторые - несовместимыми (то есть они между собой не сочетаются). Совместимыми с шанта-расой являются дасья-раса, а также отвращение, дхарма-вира (рыцарское стремление к подвигам во имя торжества справедливости) и изумление. С изумлением совместимы дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья-раса. Шанта-расе враждебны мадхурья-раса, юддха-вира, гнев и страх. С дасья-расой совместимы отвращение, шанта-раса, дхарма-вира и дана-вира (благородное стремление раздавать милостыню). Дасья-расе враждебны мадхурья-раса, юддха-вира и гнев. С сакхья-расой совместимы мадхурья-раса, веселье и юддха-вира (рыцарство в бою). Враждебны сакхья-расе ватсалья-раса, отвращение, гнев и страх. С ватсалья-расой совместимы смех, сотрадание и страх, а враждебны ей мадхурья-раса, юддха-вира, дасья-раса и гнев. С мадхурья-расой совместимы веселье и сакхья-раса. Не совместимы с мадхурья-расой ватсалья-раса, отвращение, шанта-раса, гнев и страх. Хасья-расе (расе веселья) не чужды отвращение, мадхурья-раса и ватсалья-раса. Враждебнны хасья-расе сострадание и страх. Адбхута-расе (изумлению) не чужды рыцарство, шанта-раса, дасья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса и мадхурья-раса. Враждебны же адбхута-расе гнев и отвращение. С вира-расой (рыцарством) совместимы изумление, велелье, сакхья-раса и дасья-раса. Вира-расе совершенно чужд страх. Некоторые ученые считают, что шанта-раса враждебна вира-расе. По отношению к каруна-расе (состраданию) дружелюбны гнев и ватсалья-раса. Несовместимы с каруна-расой рыцарство, веселье, изумление и часть мадхурья-расы, известная как самбхога (встреча). С раудра-расой (гневом) совместимы сострадание и рыцарство. Несовместимы с раудра-расой смех, мадхурья-раса и страх. С бхаянака-расой (страхом) совместимы отвращение и сострадание. Бхаянака-расе чужды рыцарство, мадхурья- раса, веселье и гнев. С бибхатса-расой (отвращением) совместимы шанта-раса, смех и дасья-раса. Несовместимы с этой расой мадхурья-раса и сакхь
я-раса. Все остальные расы тесно взаимосвязаны».
С интересом выслушав объяснения ученого вайшнава, Враджанатх попросил: лОбъясни, пожалуйста, что происходит, когда расы взаимодействуют друг с другом».
Святой Госвами сказал: лЕсли взаимодействуют совместимые расы, результат этого взаимодействия чаще всего бывает положительным, особенно когда анга-раса (часть) встречает свою анги-расу (целое)».
Враджанатх попросил: лОбъясни, пожалуйста, в чем различие между анги (целым) и анга (частью)».
Святой Госвами пояснил: лКогда одна раса главенствует над другой, доминирующая раса именуется анги. В этом случае анга-раса (подчиненная раса) является санчари-бхавой, которая питает данную анги-расу. В лВишну-дхармоттара-пуране» сказано:
лКогда расы взаимодействуют, преобразующая раса становится стхаи-бхавой, а остальные - санчари-бхавой».
Враджанатх спросил: лА как может случиться, что одна из второстепенных рас (гауна) становится преобладающей (анги-расой)?»
Мудрый Госвами ответил: лВ лБхакти-расамрита-синдху» (4.8.45) Шрила Рупа Госвами объясняет: лГосподь Ваманадева является Верховной Личностью Бога, но в священных писаниях утверждается, что Он - один из братьев Индры. Порой Ваманадеву воспринимают как одного из полубогов, но в действительности Он явлется хранителем Индры, царя полубогов. Он сохраняет Свое изначальное положение Высшего Целого, прародителя всех полубогов. Подобным же образом, преобладающая раса порой может казаться подчиненной, несмотря на свое возвышенное положение».
Враджанатх задал следующий вопрос: лА что происходит, если сталкиваются две несовместимые расы?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лДрузья мои, они преобретают тот же вкус, который можно получить, смешав сладкий нектар с чем-то соленым или кислым. Подобная неудобоваримая смесь называется расабхаса».
Враджанатх спросил: лОзначает ли это, что смешивание несочетаемых рас недопустимо?»
Святой Госвами ответил: лВ лБхакти-расамрита-синдху» (4.8.63-64) утверждается следующее:
лВзаимодействие несовместимых рас приемлемо следующих случаях: если оно используется для опровержения аргументов противника; если оно помогает что-либо вспомнить; если оно способствует сохранению беспристрастного отношения. Кроме того, подобное взаимодействие допустимо между расами, не враждебными друг другу, и при разногласиях между любящим (ашраей) и возлюбленным (вишаей)».
В случае столкновения несовместимых рас не возникает проблем, если духовный экстаз очень силен. В лБхакти-расамрита-синдху» (4.8.83) так объясняется этот момент:
лЕсли затрагиваются интересы очень возвышенных вайшнавов, несовместимые расы соединяются и становятся совместимыми».
Выслушав духовного учителя, Враджанатх заметил: лУченые вайшнавы рассказывали мне, что Господу Махапрабху не нравились слова, оскверненные примесью расабхасы, и что Он никогда не соглашался слушать песен, отличающихся этим недостатком. Благодаря тебе я понял, почему Господь Гауранга так не жаловал расабхасу. А теперь расскажи нам о различных разновидностях расабхасы».
Святой Госвами сказал: лРасабхаса, или смесь несовместимых эиоций, делится на упарасу (ложное выражение), анурасу (подражание) и апарасу (извращенные эмоции). Таким образом, расабхаса может выражаться в большой, средней или меньшей степени».
Враджанатх спросил: лВ чем заключается суть упарасы?»
Святой Госвами ответил: лПод воздействием стхаи-бхавы, вибхавы или анубхавы любая из двенадцати рас может стать упарасой. Упараса рождается тогда, когда стхаи-бхава, вибхава или анубхава проявляются в искаженной форме».
Враджанатх задал следующий вопрос: УО мудрейший, что представляет собой анураса?Ф
Гопала-гуру Госвами ответил: УВ том случае, когда, проявление определенных эмоций не имеет отношения к Кришне, их называют анураса. Если рыцарство и другие расы лишь приближаются к той грани, за которой возникают отношения с Кришной, их считают анурасойФ.
Враджанатх заметил: УНо если эти эмоции не имеют отношения к Кришне, следовательно, они не являются расами. Они просто материальны. Какое же качество анурасы отличает ее от обычных материальных чувств?Ф
Святой Госвами пояснил: УАнураса не имеет прямого отношения к Кришне. Яркий пример анурасы - веселье (хасья-раса) гопи, увидевших танцующую обезьяну, или изумление (адбхута-раса) Нарады, улышавшего, как два попугая обсуждают Веданту в лесу Бхандираваны. Прямой связи с Кришной в данных случаях не просматриваетсяФ.
Враджанатх спросил: УА что представляет собой апараса?Ф
Святой Госвами ответил: УЕсли Кришна становится объектом насмешек или интриг, следовательно, имеет место апараса. Когда Джарасандха увидел, что Кришна бежит с поля боя, он долго смеялся. Это яркий пример апарасы. Шрила Рупа Госвами объясняет в УБхакти-расамрита-синдхуФ:
УОдни называют эти несовместимые эмоции тад-абхасой, другие - расабхасой. Но те, кто знаком с учением о расах используют слово раса лишь применительно к совместимым расамФ.
Услышав эти слова, Виджая-кумар и Враджанатх пали к толосным стопам своего духовного учителя и дрожащими от волнения голосами воскликнули:
УМы приносим свои почтительные поклоны тебе, мудрейший учитель. Факелом знания ты озарил наши заблудшие во мраке невежества сердцаФ.
Переполнившись блаженством духовной любви, Шри Гопала-гуру Госвами обнял обоих учеников и искренне, от всего сердца сказал: УПусть Божественное сияние рас откроется перед вамиФ.
Каждый день Виджая-кумар и Враджанатх обсуждали духовные истины со Шри Дхьяначандрой Госвами. Они пили чаранамриту со стоп Шри Гопала-гуру Госвами и ели нектарные остатки прасада, которого касались его уста. Иногда они проводили весь день в своем бхаджана-кутире, но чаще всего их можно было встретить возле самадхи Шри Харидаса Тхакура, или же в храме Шри Гопинатха. Изредка они навещали вайшнавов, занимавшихся преданным сужением под деревом сиддха-бакула. И Враджанатх, и Виджая-кумар глубоко погрузились в нектарный океан преданного служения, не замутненный материальными желаниями и чувствами. Когда духовный экстаз в их сердцах достигал своего апогея, они оправлялись в те места, где Гаурангу охватывала экстатическая любовь - в места, которые Шрила Рупа Госвами описывал в УСтава-малеФ, а Шрила Рагхунатх дас Госвами - в УСтававалиФ. Нередко они присоединялись к святым вайшнавам, воспевавшим святые именаГоспода Хари. Погрузившись в эту деятельность, Виджая-кумар и Враджанатх существенно продвинулись в преданном служении. Вечерами, сидя на берегу океана, Виджая-кумар думал: УШри Гопала-гуру Госвами рассказал нам о мадхурья-расе далеко не все. Я должен попросить его дать более подробные объяснения. Пусть Враджанатх остается погруженным в нектар сакхья-расы, который приносит ему величайшее блаженство. Я пойду к духовному учителю один и разузнаю все о мадхурья-расеФ.
С помощью Дхьяначандры Госвами, Виджая-кумар достал экземпляр УШри Удджвала-ниламаниФ и стал внимательно изучать эту книгу. Если у него возникали какие-либо сомнения, он обращался с вопросами к Шри Гопала-гуру Госвами.
Однажды днем Виджая-кумар и Враджанатх сидели на берегу океана и наблюдали за волнами, раздумывая над тем, что волны океана очень напоминают человеческую жизнь. Виджая-кумар сказал: УНикто не может знать, что произойдет в будущем. Поэтому мы должны попросить Шри Гопала-гуру Госвами рассказать нам о духовном пути раса-марги (рагануга-бхакти)Ф. Выслушав своего друга Враджанатх промолвил: УШри Дхьяначандра Госвами написал книгу о рага-марге. Я ее видел. Если наш духовный учитель согласиться учить нас по этой книге, мы, несомненно, достигнем успеха. Завтра я сделаю копию этой книгиФ,
На следующий день он обратился к Шри Дхьяначандре с просьбой сделать копию книги. Смутившись, Шри Дхьяначандра ответил: УИзвини, я не могу этого сделать. Сначала ты должен получить разрешение Шри Гопала-гуру ГосвамиФ.
Получив отказ Дхьяначандры, Враджанатх и Виджая-кумар обратились со своей просьбой к Шри Гопала-гуру Госвами. Выслушав ее, он ответил: УХорошо, возьмите у Дхьяначандры экземпляр книги и возвращайтесь ко мнеФ. Получив разрешение духовного учителя, Виджая-кумар и Враджанатх немедленно получили и экземпляр книги. Они решили обратиться к Шри Гопала-гуру Госвами за благословением и под его руководством изучать книгу.
Шри Дхьяначандра Госвами был великим знатоком священных писаний, но лучше всего он знал те писания, которые прославляли преданное служение Господу Хари - в этом ему действительно не было равных. Он был самым талантливым учеником Шри Гопала-гуру Госвами. Считая Виджая-кумара и Враджанатха достойными вайшнавами, он учил их всему, что знал о пути преданного служения. Помимо этого, Виджая-кумар и Враджанатх постоянно обращались с вопросами к священным стопам Шри Гопала-гуру Госвами и получали самые подробные ответы. Они многое узнали о ежедневной деятельности Господа Гауранги, а также ежедневных занятиях Господа Кришны. Изучая писания и воспевая святые имена Господа, они были по-настоящему счастливы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: