Sponsor's links:
Независимая оценка и экспертиза ущерба после пожара zalivunet.ru.
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 78%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ

МАДХУРЬЯ - РАСА

Наступила осень. Однажды ночью, когда взошла луна, Виджая-кумар задумал оправиться в Шраддхавали, а потом и в Сундарачалу. Изучая бесконечное разнообразие рас, Виджая-кумар заметил, что его привлекают только игры Господа Кришны во Врадже и ничто иное. Размышления об этом полностью поглотили его. Виджая-кумар слышал о том, что Господь Махапрабху видел в Сундарачале землю Враджи, и поэтому, не долго думая, направился туда. Он пересек Балаганди и медленно побрел по дороге, окруженной цветущими садами. Он вдыхал аромат цветущих деревьев, размышляя о том, как прекрасна земля Враджи, как вдруг перед его взором, затуманенным прекрасными мечтами, явился Вриндаван. Утопая в океане экстатической любви, Виджая-кумар воскликнул: лО! Как мне повезло! Я вижу перед собой Враджа-пури, который недоступен взору Брахмы и других полубогов. Вот цветущий сад, и там, в окруженной лианами малати и мадхави беседке, Господин моей жизни, Шри Кришна, ведет шутливый разговор с гопи». Забыв о почтении и благоговении, взволнованный Виджая-кумар бросился к тому месту. Однако не выдержав подобного наплыва чувств, Виджая-кумар лишился сознания и упал наземь. Вскоре он очнулся, обдуваемый легким ветерком. Он стал оглядываться по сторонам, но чудесное видение уже исчезло. Расстроенный Виджая-кумар вернулся домой и лег спать. Однако заснуть ему долго не удавалось. Виджая-кумар вспоминал игры Господа Кришны во Врадже, явленные его взору, и сердце его ликовало. Ему не терпелось поведать обо всем своему духовному учителю, но через некоторое время он вспомнил, что человек, увидевший сокровенные игры Господа, не должен никому об этом рассказывать. Размышляя об увиденном, он, наконец, заснул. Проснувшись утром, он не мог думать ни о чем другом. Он почтил прасадам, отправился в дом Каши-мишры и поклонился своему духовному учителю. Гопала-гуру Госвами ласково обнял его и поинтересовался его благополучием. Виджая-кумар не отводил глаз от лотосных стоп духовного учителя. До глубины души потрясенный увиденным накануне, он решился расспросить духовного учител
я о мадхурья-расе.
Наконец, собравшись с мыслями, Виджая-кумар спросил: лО учитель, твоя милость не знает границ. Я хотел бы задать вопрос о заветных истинах прекраснейшей мадхурья-расы. Я читаю лШри Удджвала-ниламани», но, увы, некоторые ее моменты мне недоступны».
Выслушав эти слова, духовный учитель ответил: лБаба, ты мой ученик, который очень мне дорог. Можешь задавать мне любые вопросы. Я отвечу на них, как смогу».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, мы знаем, что самой сокровенной из рас является мадхурья-раса. Мадхурья-расе присущи все добродетели, свойственный шанта-, дасья-, сакхья-, и ватсалья-расам. Мадхурья-раса - ниачудеснейшая из всех рас. Можно ли в этом сомневаться? Следующие по пути отречения не способны постичь Божественную истину, сокрытую в мадхурья-расе. Путь, по которому следуют материалисты, ни к чему хорошему не приводит. Враджа-мадхурья-раса имеет совершенно иную природу, нежели материальные половые отношения. Но если мадхурья-раса Божественна, почему она напоминает отношения обычных мужчин и женщин в материальном мире?»
Святой Госвами сказал: лО Виджая-кумар, ты отлично знаешь, что разнообразия, присутствующее в материальном мире, явлется лишь искаженным отражением Божественного разнообразия мира духовного. Но в этой истине кроется одна тайна, а именно, феномен зеркального отражения. То, что в оригинале является наивысшим, в отражении, становится самым низшим, а низшее в оригинале становится высшим в отражении. Когда в материальном мире отображается тень непостижимой энергии Верховного Господа, отражение искажается. Абсолютная Истина явлется источником величайшего многобразия ни с чем не сравнимых радостей. Высочайшим проявлением этих радостей являются духовные расы. Обусловленные материей души составляют представление о расах, исходя из доступного их воображению материального воплощения этих рас. Некоторые мыслители утверждают, что духовной истине не свойственно разнообразие. Люди, исповедующие подобные взгляды, стремяться слиться со Всевышним воедино. Они полагают, что разнообразие - достояние материального мира, но никоим образом не духовного. Таким людям не дано постичь таинства духовного мира. Однако человек, исходящий в своих духовных поисках из логики и здравого смысла, легко постигает истину. Всевышний явлется источником и вместилищем всех рас. Огромное разнообразие материальных рас является лишь отражением духовного многообразия. Рассматривая и анализируя материальные расы, мы можем кое-что понять об изначальных духовных расах, которые неподвластны восприятию материального разума. В духовном мире низшей расой считается исполненная умиротворения шанта. Чуть выше нее находится дасья-раса, за дасья-расой следует сакхья-раса, затем - ватсалья-раса; вершиной же духовных отношенийявляется мадхурья-раса. Однако эти расы проявлются в материальном мире, их значимость возрастает в обратном порядке. Следовательно, в материальном мире мадхурья-раса занимает самое низшее положение. Выше нее стоит ватсалья-раса, выше ватсалья-расы - сакхья-раса, выше сакхья-расы - дасья-раса. Венчает этот ряд шанта-раса. Ученые, занимающиеся анализ
ом различных рас материального мира, приходят к заключению, что отношения в рамках мадхурья-раса являются весьма несовершенными и постыдными. Напротив, в духовном мире мадхурья-раса - самая возвышенная из всех рас. Она исполнена чистоты, святости и духовного блаженства. Когда в духовном мире Господь Кришна, наделенный мужской природой, взаимодействует со Своими энергиями, которые имеют женскую природу, Их взаимоотношения отличаются Божественной чистотой. Однако искаженное отражение этих отношений в материальном мире является низким и порочным. Дело в том, что Кришна - единственное существо, наделенное мужской природой, а все Его энергии имеют женскую природу. Поэтому в духовном мире супружеская раса не имеет низменной, противоречащей принципам религии природы. В материальном же мире одна индивидуальная душа обязательно занимает положение наслаждающегося, а другая индивидуальная душа - положение дарующего наслаждение. В этом заключается основное противоречие между материальной мадхурья-расой и изначальной духовной реальностью. Живое существо не имеет права делать другое живое существо предметом своего наслаждения. Все индивидуальные души занимают положение дающих наслаждение, а единственным существом, которое наслаждается отношениями с ними, является Господь Кришна. Именно потому, что мадхурья-раса входит в столь резкое противоречие с истонной природой индивидуальной души, материальная мадхурья-раса является такой отвратительной. Давай поразмыслим о природе зеркального отражения. Разумеется, между отражением (т.е. отношениями возлюбленных в материальном мире) и оригиналом (т.е. в высшей степени чистыми трансцендентными играми Господа Кришны) должно быть что-то общее. Однако между ними есть существенное различие, которое сводится к тому, что духовные отношения являются оригиналом, а материальные - жалким подобием».
Выслушав духовного учителя, Враджа-кумар сказал: лО праведный моя жизнь увенчалась успехом. Все мои сомнения рассеялись. Теперь я начинаю понимать суть божественной мадхурья-расы. О, какуя сладость источает само это слово - мадхурья-раса! Эта раса - источник высшего трансцендентного блаженства. Каким несчастным должен быть человек, который предпочтет счастье шанта-расы сладостному блаженству мадхурья-расы! О учитель, я жажду познать самую сокровенную суть мадхурья-расы. Прошу, открой ее мне».
Святой Госвами промолвил: лБаба, слушай внимательно, я открою тебе все, что знаю сам. В мадхурья-расе Кришна является вишаей, а Его возлюбленные - ашраей. Аламбаной служит их встреча».
Виджая-кумар спросил: лКакие качества украшают Господа, являющегося вишайей в мадхурья-расе?»
Святой Госвми ответил: лЭто очень хороший вопрос. Цветом Своего тела Кришна похож на синее грозовое облако. Его качества привлекают к Нему сердца, а красота Его пленяет всех, без исключения. Сила Господа не знает предела. Он серьезен, исполнен глубокомыслия, знаменит, неотразим для всех женщин, непредсказуем, дорог сердцу всех преданных и, кроме всего прочего, виртуозно играет на флейте. Кришна, олицетворяющий изначальную мужскую природу, наделен множеством трансцендентныхх качеств. Отблеск Его сияющих и прекрасных как лотосы глаз затмевает славу Камадевы, бога любви. Его лучезарный взгляд способен покорить любое сердце. Господь Кришна - великое сокровище Божественных игр».
Виджая-кумар проговорил: лКришна обладает неисчислимым множеством духовных качеств. Кришна - единственный герой мадхурья-расы. Благодаря тебе я наконец-то понял это. О праведный, я изучил множество писаний. Я принавал лишь материальную логику. Размышляя о Господе, я не обладал верой в Него. Но ты взрастил в моем сердце росток преданности - той самой, которая явлется корнем влечения к Кришне. Теперь, когда преданность освободила мое сердце от материальной скврены, я принял Кришну своим единственным Господином. Я отвращался от Кришны, но Кришна, тем не менее, никогда не покидал моего сердца. Милосердие его не сравнимо ни с чем! О, теперь я понимаю,в чем суть этих слов лБхакти-расамрита-синдху» (2.5.131-132):
лБезбожникам не дано испытать трансцендантные эмоции, связывающих преданных с Господом. Но тот, кто все посвятил лотосным стопам Кришны, может ощутить вкус этих трансцендентных эмоций.
Когда преданный возвышается над уровнем экстатической любви, чувства эти весьма сокровенны, но они открыты перед тем, кто достиг высшего уровня Божественной благости и очистил свое сердце от материальной скверны. Великие преданные вкушают этот нектар, и способность наслаждаться им именуется расой, или трансцендентным настроем».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, теперь я понял, что расы материального мира не являются истинными. Истинные расы существуют лишь в духовном мире. Каждое живое существо является крохотной частицей духа - душой. Когда душа погружается в сосредоточенную медитацию на преданное служение (бхакти-самадхи), она получает возможность приобщиться к духовным расам. По милости духовного учителя можно осознать изначальную, духовную природу души и всю нелепость ее материального существования».
Святой Госвами заметил: лДорогой Виджая-кумар, все, что ты говоришь - чистая правда. Но чтобы устранить те сомнения, которые могут одолеть тебя, я продолжу свои объяснения. Ответь мне: видишь ли ты связь между изначальной истиной и извращенной истиной?»
Поклонившись своему учителю, Виджая-кумар сказал: лО праведный, если я и смогу верно ответить, то лишь по твоей милости. Но если мои соображения окажутся неверными, будь милостив, поправь меня. То, что существует в действительности, именуется лбытием» (сатта). Таким образом, говорят, что имеет место листинное бытие формы» (рупа-сатта), листинное бытие определенных качеств» (гуна сатта) и листинное бытие определенных действий» (крия-сатта). Истинное бытие (сатта) не имеет ни начала ни конца. Истинное бытие пребывает в вечном ностоящем. Таково чистое бытие (шуддха-саттва). Существование чистого бытия становится возможным благодаря чистой духовной энергии (шуддха-чит-шакти) Господа. Материальный мир, в котором существует и прошлое, и будущее, является тенью изначальной духовной энергии (чит-шакти). Начало бытия в материальном мире происходит из материальной гуны страсти. Конец бытия в материальном мире происходит из материальной гуны невежества. Эти состояния бытия имеют смешанную форму. Душа есть несмешанное, чистое бытие (шуддха-саттва). Форма, качества и действия чистой души также относятся к чистому бытию (шуддха-саттва). Но когда индивидуальная духовная душа оказывается в мире майи, ее качества начинают взаимодействовоать с материальными гунами страсти и невежества».
Святой Госвами сказал: лБаба, ты произвел очень тонкий анализ. Теперь прошу, ответь мне: каким образом сердце живого существа одухотворяется чистым бытием?»
Виджая-кумар произнес: лПока душа находится в темнице материального мира, ее изначальное бытие остается сокрытым. Оно раскрывает лишь тогда, когда проявляется изначальная форма души. Но изначальная форма души никогда не откроется благодаря имперсональным размышлениям (гьяна-честа) или кармической деятельности (карма-честа). Ответь, можно ли очиститься, если моешься грязью? Духовное знание подобно огню. Только этим огнем можно сжечь скверну материализма. Благодаря милости Кришны и святых вайшнавов человек приобщается к преданному служению. Очистившись в огне духовной деятельности, душа восстанавливается в своем изначальном духовном положении. Когда изначальное духовное положение восстановлено, сердце озаряется сиянием чистого духовного бытия».
Святой Госвами промолвил: лБаба, я счастлив иметь такого способного ученика, как ты. Скажи, есть ли у тебя еще какие-либо вопросы?»
Виджая-кумар сказал: лТы говорил:, что существует четыре типа героев: дхиродатта, дхара-лалита, дхира-прашанта и дхиродхата. Скажи, каким является Кришна?»
Мудрый Госвами ответил: лКришне присущи качества всех четырех типов. Если кто-либо спросит, как одна и та же личность может воплощать четыре весьма противоречащих друг другу образа, можно ответить, что Господь является источником всех трансцендентных качеств и действий».
Виджая-кумар попросил: лЕсли ты действиетльно милостив ко мне, прошу, открой мне смысл сказанного тобой». Молвив эти слова, Виджая-кумар со слезами на глазах пал к стопам своего духовного учителя. Святой Госвами обнял его, и слезы, исторгнутые из самых глубин сердца, затуманили его взор. Потом он сказал следующее: лВ мадхурья-расе Кришна играет две роли: супруга и любовника».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, Кришна - наш Вечный супруг. Как и для кого Он может быть еще и любовником?»
Святой Госвами произнес: лЭто весьма сокровенный вопрос. Мадхурья-раса - сверкающее ожерелье среди рас. Самым драгоценным камнем - камнем Каустубха - в ожерелье мадхурья-расы является камень, олицетворяющий отношения любовников (паракия)».
Виджая-кумар сказал: лПреданные, обретшие прибежище в мадхурья-расе, поклоняются Кришне в качестве своего супруга. Неужели существуют еще и отношения любовников?»
Святой Госвами сказал: лЕсли бы Господь был безличным, лишенным каких-либо качеств, Он не мог бы стать объектом каких-либо чувств. Если бы Он не был личностью, утверждение Вед о том, что Верховная Личность Бога является источником трансцендентных рас, было бы пустым звуком. Если Всевышний безличен и не способен испытывать счастье, Он не может быть героем рас. Расы не могут возникать в отношении имперсонального, лишенного качеств Абсолюта. Они могут проистекать только из отношений с Верховной Личностью. Шанта-раса рождает преклонение перед могуществом и великолепием Господа. Дасья-раса, которая превозносит Господа в качестве Верховного Господина, находится выше шанта-расы. Выше дасья-расы стоит сакхья-раса, дружба с Господом. Следующей является ватсалья-раса, родительская любовь к Господу. Выше ватсалья-расы стоит лишь мадхурья-раса. Она явлется самой возвышенной из рас. Сама мадхурья-раса подразделяется на паракию и свакию, причем паракия неизмеримо выше свакии. В основе этих названий лежат слова сва (свое) и пара (чужое). В первом случае подразумевается принадлежность Кришне, во втором - принадлежность кому-то другому. Эти две противоположности находят свое место во взаимоотношениях с Верховной Личностью. Чудесная паракия-раса олицетворяет страстную любовь героя и героини. По сравнению с переполненной счастьем паракия-расой чувства, присущие свакия-расе, могут показаться несколько сдержанными. Паракия-раса прекрасна лишь в том случае, когда ее героем выступает Господь Кришна. Если же индивидуальная душа стремиться стать героем паракии, она совершает непростительную ошибку. В священных писаниях утверждается, что индивидуальная душа позволяющая себе прелюбодеяние, достойна всякого порицания. Шри Рупа Госвами говорил в свое время, что в книгах по материальной риторике (аланкара-шастрах) положение любовника принято считать унизительным. Но это ни в коей мере не относится к Шри Кришне, Верховной Личности Бога, источнику духовных рас».
Виджая-кумар промолвил: лСтало быть, Господь Кришна выступает и в роли супруга, и в роли любовника. О учитель, опиши мне, пожалуйста, Его супружескую роль».
Святой Госвами сказал: лЕсли Он получает руку девушки путем бракосочетания, Он становится ее любящим супругом».
Виджая-кумар спросил: лА какова природа любовных отношений в паракия-расе?»
Мудрый Госвами ответил: лКришна становится любовником, когда, охваченный любовью и страстным желанием, Он переступает через правила религии. Пренебрегая религиозными принципами, питая к институту брака лишь презрение, Он предлагает Себя девушке и наслаждается паракия-расой. Героинями же паракия-расы выступают, как правило, незамужние девушки или чужие жены».
Виджая-кумар спросил: лО достойнейший, какова природа свакия-расы?»
Святой Госвами ответил: лПолучив руку девушки, Кришна становится ее супругом и всячески опекает ее, а она хранит Ему верность. В этом случае имеет место свакия-раса».
Виджая-кумар спросил: лПри каких обстоятелствах Шри Кришна участвует в свакия-расе и при каких - в паракия-расе?»
Святой Госвами ответил: лЖенившись на царицах в Двараке, Он наслаждается свакия-расой, а становясь любовником девушек Враджи, Он наслаждается нектаром паракия-расы».
Выслушав объяснения мудрого вайшнава, Виджая-кумар поинтересовался: лСкажи, какое положение занимают свакия и паракия в Его непроявленных играх?»
После некоторого раздумья, святой Госвами промолвил: лЭто очень сокровенная тема. Тебе известно, что владения Господа Кришны делятся на четыре части. Три четверти занимает духовный мир и одну четверть материальный мир. В этой последней четверти расположены материальные вселенные, состоящие из четырнадцати планетных систем. Границей между материальным и духовными мирами служит река Вираджа. На дальнем берегу этой реки простирается духовный мир. Он окружен стеной яркого света, которую называют брахмаджйоти. За этой световой стеной расположено духовное небо - Вайкунтха. На Вайкунтхе поклоняются аспекту богатства и величия Господа. Там Господу Нараяначандре, царю царей, служит бесконечное множество могущественных духовных энергий. На Вайкунтхе Господь наслаждается отношениями свакия-расы. Шри, Бху, Нила и другие примерные жены служат там Господу Нараяне, своему супругу. Выше Вайкунтхи лежит Голока. На Вайкунтхе царицы Двараки служат Кришне в соответствии со свакия-расой. На Голоке девушки Враджи служат Кришне в соответствии с паракая-расой».
Виджая-кумар сказал: лЕсли Голока является высшей обителью Господа, почему в качестве святейшего места всех трех миров прославляют Враджу?»
Мудрый Госвами сказал: лВраджа, Гокула и Вриндаван расположены в Матхура-мандале. Проявляясь в материальном мире, Голока, высшая духовная обитель, становится Матхура-мандалой».
Виджая-кумар спросил: лВозможно ли это? Я настолько глуп, что не могу понять столь возвышенных вещей».
Улыбнувшись, святой Госвами промолвил: лНи в духовном, ни в материальном мире нет ничего, что было бы неподвластно воле Господа. Непостижимую энергию Господа Кришны нельзя осознать, прибегнув к помощи философии и логики. Духовная обитель, известная как Голока, нисходит в материальный мир и воплощается как Матхура-мандала. В непроявленных играх Господа (апраката-лила) этот мир называется Голокой. Трансцендентные игры Господа Кришны вечны. Человек поднявшийся до уровня чистой преданности, может узреть мир Голоки. Но пока разум человека мучают материальные идеи, он не сможет увидеть тождества Голоки и Гокулы».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, что нужно сделать для того, чтобы увидеть Голоку?»
Святой Госвами ответил: лШрила Шукадева Госвами говорил следующее (лШримад-Бхагаватам», 10.28.14-15):
лКришна сразу же подумал, что его преданным, живущим во Вриндаване, нужно рассказать о духовном мире и планетах Вайкунтхи. Поэтому Он показал им вечное духовное небо, не имеющее границ и исполненное умиротворения. О духовном небе можно узнать лишь от великих святых мудрецов, которые освободились из-под влияния трех материальных гун природы».
Баба, никто не может увидеть Голоку, не снискав милости Господа. Голока, высшая духовная обитель, находится за пределами материального мира. Она вечна и духовна. На Голоке вечно проявлены чудесные духовные игры. Божественное сияние, называемое брахмаджйоти, является лучезарным отблеском великолепия Голоки. Только великие вайшнавы, свободные от привязанностей материального мира, способны увидеть Голоку такой, как она есть».
Виджая-кумар спросил: лВсе ли святые способны видеть Голоку?»
Мудрый Госвами ответил: лСреди многих миллионов достигших освобождения нелегко найти одного-единственного преданного Верховного Господа. Йогам и философам удается достичь освобождения, но оно не открывает им сокровенных духовных истин, касающихся Божественной Враджи. Более того, даже преданные, поклоняющиеся аспекту богатства и великолепия Верховного Господа, не могут увидеть мира Голоки. Следуя зову своего сердца, они отправляются на Вайкунтху и там служат Верховному Господу. О праведный, Голоку могут узреть лишь те, кто удостоился милости Господа Кришны».
Виджая-кумар спросил: лНо если Голоку могут узреть лишь немногие, почему ее описывают лШри Брахма-самхита», лХари-вамша», лПадма-пурана» и другие священные писания? Если милость Господа можно обрести, поклоняясь Ему во Врадже, зачем все эти писания рассказывают о Голоке?»
Святой Госвами ответил: лГосподь Кришна возносит на Голоку преданного-расику, который поклоняется Ему в соответствии с расами Враджи. Такой преданный способен увидеть Голоку во всем ее великолепии. Но из всех преданных, поклоняющихся Кришне во Врадже, очень немногие способны видеть Голоку такой, какая она в действительности. Существует два типа преданных: сиддха (совершенные) и садхака (стремящиеся к совершенству). Преданные-садхаки не способны узреть Голоку. Преданные-сиддха бывают двух видов: васту-сиддха (действиетльно совершенные) и сварупа-сиддха (теоретически совершенные). Преданные васту-сиддха переносятся прямо на Голоку по милости Господа Кришны. Преданные сварупа-сиддха не уходят из материального мира на Голоку, но, тем не менее, способны лицезреть ее истинную форму. Существует множество преданных, чьи глаза постепенно открываются, благодаря милости Господа. Голока открывается им в той степени, в которой они удостаиваются милости Кришны. Предланный, пребывающий на уровне садханы и созерцающий Гокулу в материальном мире, может увидеть лишь отблеск Гокулы. Когда преданный поднимается с уровня садхана-бхакти на уровень бхава-бхакти, он способен видеть Голоку несколько яснее. И, наконец тот, кто достиг уровня премы, может лицезреть Голоку во всем ее великолепии».
Виджая-кумар поинтересовался: лО учитель, есть ли разница между Голокой и Враджей?»
Достойный Госвами сказал: лТо, что можно увидеть во Врадже, можно увидеть и на Голоке. Однако разные люди по-разному видят Враджу. Голока и Вриндаван - тождественны. Различия кроются в зрительных способностях людей. Тот, кто полностью оболванен гуной невежества, будет воспринимать Враджу как географический объект - не более того. Тот, на кого влияет гуна страсти, найдет, что Враджа - довольно красивое месточко. Лишь тот, кто достиг гуны благости, будет видеть духовную суть Враджи».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар проговорил: лО учитель, я начинаю понимать кое-что. Приведи, пожалуйста, несколько примеров, чтобы в моей голове сложилась ясная картина. Хочу тебе сказать, что примеры, в которых явления духовного мира сравниваются с явлениями мира материального, нередко страдают несовершенством. Тем не менее, они бывают полезны, поскольку природу одного явления можно открыть, сравнив его с другим».
Святой Госвами задумчиво сказал: лЭто очень сложный вопрос. Если кто-нибудь и обладет истинно духовным видением, он не станет рассказывать об этом другим. Если, по милости Кришны, преданный и способен видеть сокровенные духовные истины, он должен хранить это в тайне. Я лишь повторяю тебе то, что говорят об этом все великие ачарьи. Если будет на то милость Господа, ты увидишь все сам.
На Голоке существует только чистое духовное видение. Материальных же представлений там совсем нет. Духовная энергия Господа (чит-шакти) рождает необычное состояние бытия (бхаву), питая таким образом расы. Кришна, сущий на Голоке, не имеет начала, Он не был рожден. Однако содействуя Божественному замыслу Господа, Его духовная энергия убеждает Нанду и Яшоду в том, что они являются родителями Кришны. Так проявляется ватсалья-раса. Стимулируя возникновение мадхурья-расы, та же духовная энергия Господа рождает всю палитру чувств випраламбхи (разлуки) и самбхоги (совеместного наслаждения). Таким образом, в вечном настоящем (нитья-вартамана) пребывают паракия-раса и свакия-раса. Как видишь, самые разные идеи и представления возникают благодаря деятельности Йогамайи. Йогамайя убеждает Яшоду, что именно она родила Кришну. Благодаря Йогамайе гопи уверены в том, что они замужем за Абхиманью, Говардхана-гопой и другими жителями Враджи. Таким образом Йогамайя питает паракия -расу. Интересно то, что созданная Йогамайей иллюзия не явлется ложью. Это всего лишь часть Божественной реальности Голоки. Поэтому даже жители Голоки видят мир по-разному».
Виджая-кумар спросил: лСледует ли очищать свои мысли, медитируя на игры Господа в течение восьми частей дня (ашта-калия-лила), чтобы таким образом обрести способность лицезреть Господа в медитации?»
Святой Госвами ответил: лЕсли преданный получает возможность наблюдать игры Господа во Врадже, они навсегда запечатлеваются в его сердце. Взору того, кто снискал милость Господа, занимаясь преданным служением, открываются игры Господа. Нет никакой необходимости очищать мысли, медитируя на игры Господа».
Виджая-кумар сказал: лВ священных писаниях утверждается следующее: лЧеловек достигает уровня, соответствующего его устремлениям». Означает ли это, что, достигнув совершентсва, человек обретает то, на что он медитировал в процессе садхана-бхакти?»
Святой Госвами молвил: лВсе идеи и представления, существующие во Врадже, являются истинными. В них нет даже намека на несовершенство. Если преданный практикует садхана-бхакти в соотвествии с предписаниями священных книг, он достигает совершенства. То, на что он медитирует в процессе садхана-бхакти, открывается его взору с достижением совершенства. Старайся неукоснительно соблюдать принципы садхана-бхакти. Не пытайся очистить от скверны свои мысли. Их очищение выходит за пределы твоих возможностей. Молись о том, чтобы Господь явил Тебе Свою милость. Если Он услышит твои молитвы, тебе достанется сладкий плод».
Выслушав объснения святого вайшнава, Виджая-кумар молвил: лВоистину, сегодня счастливый для меня день. О учитель, у меня есть еще один вопрос. Живут ли жены Господа на Вайкунтхе? Или, может быть, они живут на Голоке?»
Гопала-гуру Госвами сказал: лЖизнь на Вайкунтхе исполнена духовного блаженства. Дварака и все остальные города, любимые Господом, проявлены на Вайкунтхе. В этих городах жены Господа преданно служат Ему. Что же касается мадхурья-расы, то на Голоке живут лишь девушки Враджи. Все игры явленные во Врадже, проявляются и на Голоке. Кроме того, из лГопала-тапани-упанишады» нам известно, что Рукмини-деви, следуя свакия-расе, наслаждается играми в Матхура-пури, на Голоке».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, во Врадже игры паракия-расы проявляются в определенной последовательности. Скажи, на Голоке они проявляются в той же последовательности?»
Святой Госвами ответил: лДа, Там отсутствуют лишь некоторые иллюзии, созданные Йогамайей. На Голоке открывается их духовная суть. Больше нечего сказать об этом я не могу. Ты сам со временем поймешь, что я имею в виду».
Виджая-кумар сказал: лКогда погибает космос, в небытие уходит весь материальный мир. Как может Верховный Господь вечно наслаждаться играми в материальном мире?»
Святой Госвами пояснил: лИгры Господа во Врадже вечны. Господь путешествует по бесчисленным материальным вселенным и поочередно являет Свои игры в каждой из них. В этом смысле игры Господа в материальносм мире проявляются вечно. К тому же, игры Господа всегда существуют в вечном настоящем (нитья-вартмана), даже тогда, когда они скрыты от материальных глаз (апраката)».
Виджая-кумар спросил: лЕсли Господь открыто являет Свои игры (праката-лила) в каждой материальной вселенной, значит, в каждой вселенной есть своя Враджа?»
Святой Госвами ответил: лДа, разумеется. Голока может являть себя повсюду. Обитель Господа появляется в каждой материальной вселенной. Более того, волшебный мир Голоки является в сердце чистого преданного Господа».
Виджая-кумар поинтересовался: лА почему Матхура (матхура-мандала) продолжает существовать в материальном мире несмотря на то, что проявленных игр Господа (праката) там уже нет?»
Мудрый Госвами пояснил: лГосподь продолжает вечно наслаждаться Своими играми, даже если они уже невидимы (апраката) для материальных глаз. К тому же, Господь сохраняет Свою Божественную обитель в далеком от совершенства материальном мире, одаряя милостью Своих преданных».
На этом беседа закончилась. Размышляя о служении Господу, Виджая-кумар вернулся домой.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: