Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 83%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

МАДХУРЬЯ - РАСА

В тот день Виджая-кумар и Враджантх омыли свои тела в Индрадьюмна-сароваре, почтили прасадам и вернулись домой. После обеда Враджантх отправился к самадхи Харидаса Тхакура, а Виджая-кумар - в храм Шри Радха-канты. Увидев своего духовного учителя, он предложил ему почтительные поклоны. В этот день Виджая-кумар твердо решил расспросить святого Госвами о Шри Радхике. Выбрав удобный момент, Виджая-кумар сказал: лО учитель, Шри Радха - свет и душа моей жизни. Как мне выразить переполняющие меня чувства? Когда я слышу имя Радхики, мое сердце тает, как воск. Шри Кришна - единственный смысл моей жизни, мне, тем не менее, хочется слушать рассказы о Его играх со Шри Радхой. Я не люблю слушать рассказы о Шри Кришне, если в них не присутствует лучезарная Радха. О учитель, я больше не желаю называть себя Виджая-кумаром Бхаттачарьей. Я хотел бы стать верной служанкой Шри Радхики. Поверь мне, я не стану пересказывать чудесные описания Враджи материалистам. Когда недостойные люди (арасика) обсуждают славу Шри Радхи, мне хочется бежать с того места».
Святой Госвами промолвил: лТы счастливый человек. Пока у тебя не было твердой веры в возвышенное положение гопи, ты не мог осознать все великолепие трансцендентных игр Радхи и Кришны. Величие этих Божественных игр лежит за пределами познавательных способностей обычных людей. Даже полубогини на Девалоке не способны понять смысла трансцендентных игр. О Виджая-кумар, я уже рассказал тебе о дорогих сердцу Господа гопи. Радха и Чандравали - главные среди них. Каждая из них главенствует над миллионами групп прекрасных гопи. Все эти девушки украшают своей прелестью Божественный танец раса».
Виджая-кумар промолвил: лО учитель, пусть Чандравали главенствует над множеством групп гопи. Тем не менее я желаю, чтобы слава Шри Радхи была единственным нектаром, который наполнит мое оскверненное сердце и очистит его».
Святой Госвами сказал: лДруг мой, именно Радха олицетворяет собой экстатическую любовь (маха-бхава-сварупа). Она отличается самыми возвышенными качествами и во всех отношениях превосходит Чандравали. Обрати внимание - лГопала-тапани-упанишада» называет Ее Гандхарвой и всячески прославляет. В лРик-паришиште» сказано, что Господь Мадхава наиболее прекрасен тогда, когда Радха стоит рядом с Ним. В лПадма-пуране» Нарада Муни утверждает следующее: лКак Радха дорога Кришне, так дорого Ему и Ее озеро, Радха-кунда. Радхика - самая любимая гопи Кришны». Радхарани олицетворяет великую хладини-шакти, самую могущественную из энергий Господа. Радха - сердце хладини-шакти (хладини-сара-бхава)».
Виджая-кумар воскликнул: лТвои слова поистине чудесны! Скажи, какова природа Шри Радхи?»
Мудрый Госвами промолвил: лРадхика - самая прекраная девушка Враджи (суштху-канта-сварупа). Она дочь царя Вришабхану. Ее лучезарную красоту подчеркивают шестнадцать предметов и двенадцать украшений».
Виджая-кумар спросил::»Что ты подразумеваешь под словом суштху-канта-сварупа?»
Святой Госвами ответил: лСмысл заключается в следующем: тело Радхи так прекрасно, что все самые изысканные одеяния и украшения бледнеют рядом с ним. Густые волосы Радхи изящно вьются. Ее лицо подобно цветущему лотосу, ее глаза прекрасны, а высокие груди - великолепны. Ее талия тонка, плечи грациозны, а ногти на Ее пальцах сияют словно ряд драгоценных камней. Ни одна красавица во всех трех мирах не сравниться с Ней».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар сказал: лКаковы шестнадцать предметов, подчеркивающих Ее красоту?»
Достойный Госвами пояснил: лВода, которой Она омывает Свое тело, сверкающий драгоценный камень, украшающий Ее нос, синее одеяние, пояс на Ее талии, Ее длинная коса, серьги, сандаловая паста на ее теле, цветы в волосах, Ее ожерелье, цветок лотоса в Ее руке, орехи бетеля в Ее устах, мускусная точка на подбородке, тушь вокруг Ее глаз, цветные рисунки на Ее щеках, красный лак на стопах, знаки тилаки у Нее на лбу - таковы шестнадцать предметов, подчеркивающих Ее красу».
Виджая-кумар сказал: лЕсли я не ошибаюсь, ты упоминал еще двенадцать украшений?»
Святой Госвами молвил: лИзумительной красоты драгоценный камень на ее голове, Ее золотые серьги, пояс на Ее бедрах, золотой медальон на шее, сверкающие перстни на пальцах, ожерелье из жемчуга, еще одни браслеты на запястьях, колокольчики на Ее щиколотках, кольца на пальцах ног - таковы двенадцать украшений на теле Шри Радхи».
Виджая-кумар попросил: лОпиши, пожалуйста, самые характерные трансцендентные качества Шри Радхи».
Святой Госвами сказал: лБожественные качества царицы Вриндавана, Радхи, безграничны, и, поверь мне, невозможно перечислить их все. Но двадцать пять из них считаются самыми характерными:
1) Она очень мила;
2) Она очень юна;
3) Ее глаза подвижны, словно пугливая лань;
4) Ее улыбка подобна сиянию;
5) Линии судьбы на ее ладонях и подошвах очень благоприятны;
6) Вдыхая аромат Ее тела, Кришна пьянеет от любви;
7) У Нее прекрасный голос;
8) Ее речь очаровательна;
9) Ее шутки оригинальны;
10) Она кротка и смиренна;
11) Она исполнена милосердия;
12) Она очень хитра;
13) Она добросовестно исполняет Свои обязанности;
14) Она робка;
15) Она учтива;
16) Она спокойна;
17) Она серьезна;
18) Она умеет наслаждаться жизнью;
19) Она пребывает на высшем уровне экстатической любви;
20) Она - источник всех любовных приключений Гокулы;
21) Она самая известная из всех смиренных преданных;
22) Она вежлива со старшими;
23) Она покоряется любви Своих подруг;
24) Она - самая главная гопи;
25) Она удерживает Кришну в Своей власти».
Внимателшьно выслушав духовного учителя, Виджая-кумар сказал: лЯ хотел бы услышать подробнее о пятом качестве - ллинии судьбы на Ее ладонях и подошвах очень благоприятны».
Святой Госвами пояснил: лЭти благоприятные линии и знаки описаны в лВараха-пуране», Каши-кханде лДжйотиш-шастры», лМатсья-пуране» и лГаруда-пуране». На левой подошве Шримати Радхарани присутствуют следующие знаки:
1) Зерно ячменя у основания большого пальца;
2) Ниже этого знака - чакра;
3) Ниже среднего пальца - лотос;
4) Под лотосом - вымпел;
5) Под вымпелом - флаг;
6) Линия урдхва-рекха, проходящая от среднего пальца до середины подошвы;
7) Стрекало погонщика слонов под мизинцем.
На правой подошве Радхики присутствуют следующие знаки:
1) раковина у основания большого пальца;
2) на пятке - рыбы;
3) под мизинцем - алтарь;
4) над рыбой - колесница;
5) гора;
6) серьга;
7) палица;
8) знак оружия шакти.
На левой ладони Радхики присутствуют следующие знаки:
1) длинная линия жизни, начинающаяся с места соединения указательного пальца со средним и доходящая до места ниже мизинца;
2) ниже линии жизни - другая линия, кончающаяся между указательным и большим пальцами;
3) кривая линия, идущая от запястья и кончающаяся между большим и указательным пальцами;
4-8) на кончиках всех пяти пальцев явственна видна чакра;
9) под безимянным пальцем - слон;
10) ниже линии жизни - конь;
11) под средней линией - бык;
12) ниже маленького пальца - стрекало погонщика слонов;
13) веер;
14) дерево Шри;
15) юпа;
16) стрела;
17) оружие томара;
18) цветочная гирлянда.
На правой ладони Шримати Радхарани присутствуют следующие знаки:
1-8) как и на левой ладони, три выделяющиеся линии, включая линию жизни, и чакра на кончике каждого пальца;
9) под указательным пальцем - чамара;
10) под маленьким пальцем - стрекало погонщинка слонов;
11) дворец;
12) барабан дундубхи;
13) молния;
14) две колесницы;
15) лук;
16) меч;
17) сосуд для воды.
Таким образом, на левой подошве насчитывается семь знаков, на правой - восемь, на левой ладони - восемнадцать знаков, а на правой - семнадцать. Всего на ладонях и подошвах Шри Радхики пятьдесят благоприятных линий и знаков».
Виджая-кумар поинтересовался: лСкажи, присущи ли кому-либо еще все эти качества?»
Святой Госвами ответил: лДруг мой, только Шри Радха обладает ими в совершенной полноте.
У полубогинь эти качества проявлены сильнее, чем у остальных. Но только будучи принадлежностью Радхи, они целиком духовны и не подвержены влиянию материи».
Виджая-кумар воскликнул: лО учитель! Красота и возвышенные качества Шримати Радхики непостижимы. Вкусить их нектар можно только по милости Божественной возлюбленной Кришны».
Мудрый Госвами задумчиво сказал: лВидя красоту и возвышенные каечства Шри Радхи, Сам Господь Кришна теряет голову. Как же мне описать их словами?»
Виджая-кумар сказал: лО учитель, будь милостив, расскажи мне о подругах Шри Радхи (сакхи)».
Святой Госвами сказал: лВсех девушек, принадлежавших к кругу Радхики, украшает множество трансцендентных качеств. Их игривое поведение неизменно пленяет Господа Кришну».
Виджая-кумар спросил: лКаковы разновидности подруг Шри Радхи (сакхи)?»
Святой Госвами ответил: лИзвестны пять разновидностей подруг Радхики: сакхи (подруги), нитья-сакхи (вечные подруги), прана-сакхи (близкие подруги), прия-сакхи (дорогие подруги), парама-прештха-сакхи (самые любимые подруги)».
Виджая-кумар поинтересовался: лПомнишь ли ты имена сакхи?»
Праведный Госвами ответил: лСакхи являются Кусумика, Вринда и Дхаништха. Эти гопи пользуются известностью среди сакхи».
Виджая-кумар спросил: лА кто из девушек Враджи является нитья-сакхи?»
Гопала-гуру Госвами сказал: лК категории нитья-сакхи относятся Кастури, Мани-манджари и многие другие».
Виджая-кумар промолвил: лА кто из гопи относится к категории прана-сакхи?»
Святой Госвами пояснил: лК категории прана-сакхи относятся Шашимукха, Васанти, Ласика и многие другие девушки. Эти гопи во многом подобны Самой царице Вриндавана».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лКто из девушек Враджи является прия-сакхи?»
Достойный Госвами ответил: лВ число прия-сакхи входят Курангакши, Сумадхья, Маданаласа, Камала, Мадхура, Манджукеша, Кандарпа-сундари, Мадхави, Малати, Камалата, Шашикала и многие другие».
Виджая-кумар поинтересовался: лА кто относится к категории парама-прештха-сакхи?»
Святой Госвами ответил следующее: лВ число парама-прештха-сакхи входят Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви и Судеви. Эти восемь гопи являются наиболее возвышенными. Поэтому их и называют парама-прештха-сакхи. Они находятся на высшем уровне любви к Шри Шри Радхе и Кришне».
Виджая-кумар сказал: лЯ знаю, что означает слово ютха (группа). А как переводится слово гана?»
Мудрый Госвами ответил: лКаждая ютха подразделяется на подгруппы, которые называется гана. К примеру, Лалита является членом группы Шри Радхи. Однако у самой Лалиты также есть наперсницы, которых называют членами ганы (подгруппы) Лалиты».
Выслушав объяснения мудрого вайшнава, Виджая-кумар заметил: лВсе, без исключения, гопи состоят в браке не с Кришной, а с другими гопами. Следовательно, с религиозной точки зрения, их поведение выглядит не очень благопристойным».
Святой Госвами сказал: лВ материальном мире половые обозначения носят исключительно внешний характер. В силу тех или иных кармических реакций, одна душа воплощается в женском теле, а другая - в мужском. В материальном мире многих людей одолевают низкие, греховные желания. По этой причине великие мудрецы осуждают половые отношения вне института брака. Тем не менее, в духовных играх Господа этот вид любви является одной из самых возвышенных рас. Половые отношения между обычными мужчинами и женщинами являются искаженным отражением изначальных рас духовного мира. Поэтому материальные половые отношения скучны, жалки и способны порождать бесконечное множество беспокойств (кунтха). К тому же, принципы религии налагают на эти псевдо-любовные отношения множество ограничений. В материальном мире мужчинам предписано избегать общества чужих жен. Но если Господь Кришна, чья форма вечна, исполнена знания и блаженства, Господь, который является единственным мужчиной и единственным героем Божественных рас, вступает в эти отношения, чтобы придать Своим развлечениям новый вкус, значит Его ничуть не оскверняет подобное поведение. Он не зависит от законов материального мира. Когда Шри Кришна, наслаждающийся Божественными играми на Голоке, низошел в материальный мир, Он принес с Собой трансцендентную паракия-расу. Поверь, не следует подвергать критике поступки Господа, какими бы странными они нам не казались. В противном случае, мы рискуем уподобиться лягушке, которая судит о величине мира, исходя из размеров своего болота».
Вниматьельно выслушав духовного учителя, Виджая-кумар спросил: лО мудрейший, какие признаки духовной любви проявляли гопи Голоки?»
Святой Госвами ответил: лГосподь Кришна является перед гопи в облике сына Нанды. Философы-эмпирики далеки от понимания возвышенной любви гопи к Кришне. даже преданным иногда бывает сложно понять эту любовь. Когда Кришна является в облике Нандананданы, Его величие не затмевает Его Божественной красоты. Однажды Кришна шутя показал гопи Свою четырехрукую форму, но она не произвела на них ни малейшего впечатления. Стоило прекрасной Шри Радхе приблизиться к Кришне, и Его четырехрукая форма сразу исчезла. Сила сокровенной паракия-любви Радхи вернула Кришне двурукую форму».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, прошу, опиши мне разновидности героинь (найик)».
Мудрый Госвами промолвил: лГероини (найики) бывают трех типов: свакия, паракия и саманья. Я уже рассказывал о героинях свакия и паракия. Теперь я поведаю тебе о героинях саманья. Те, кто изучает материальную риторику (аланкару), считают, что героини саманья являются обычными проститутками, которых интересует только деньги. Если их любовник лишен благих качеств, они не испытывают к нему отвращения, а если он одарен добродетелями, они не питают к нему настоящей любви. Поэтому их любовь является лишь искаженным отражением любви. Иногда говорят, что и Кубджа из Матхуры была героиней саманья и совсем не любила своего героя. Но я с этим не согласен. Лично я отношу ее к героиням паракия».
Очень удивившись, Виджая-кумар спросил: лНеужели эта женщина удостоилась положения героини паракия?»
Святой Госвами ответил: лПока Кубджа была отталкивающей, уродливой женщиной, она не любила ни одного мужчину. Но когда она увидела Кришну и пожелала нанести на его тело сандалавую пасту, она подумала о Нем как о своем возлюбленном. Поэтому ее любовь относится к паракия-расе. Однако у Кубджи отсутствовало желание удовлетворить только Кришну - желание, свойственное даже царицам Двараки. Поэтому ее любовь была более низменной, чем любовь цариц. Когда она тянула Кришну за одежду и умоляла Его насладиться с ней любовными играми, она имела определенные корыстные побуждения. Поэтому ее любовь считается садхарани (обычной)».
Виджая-кумар сказал: лЕсли даже Кубджа относится к героиням паракия-расы, можно предположить, что героини паракия и, видимо, свакия также, подразделяются на подгруппы. Пожалуйста, опиши их».
Святой Госвами сказал: лГероини свакия и паракия подразделяются на три разновидности: мугдха, мадхья и прагалбха».
Виджая-кумар заметил: лО учитель, когда я размышляю о духовных расах, я думаю о себе как о гопи во Врадже. В такие моменты я не считаю себя мужчиной, который живет в материальном мире. Когда слушаю о девушках Враджи, на сердце у меня становится неспокойно. Какие подвиги должен я совершить для того, чтобы в один прекрасный день полюбить Господа так, как любят Его гопи? Поэтому сейчас я возлагаю к твоим священным стопам следующий вопрос: какова природа героинь мугдха? Пожалуйста, опиши их».
Святой Госвами промолвил: лГероиня мугдха отличается следующими качествами: она находится в самом расцвете юности (нава-яувана), она поглощена любовной страстью (камини), она любит изображать неприступность (рати-дане-вама), она подчиняется своим подругам (сакхи-васи-бхута). Хотя она стесняется наслаждаться любовными играми открыто, в глубине сердца она жаждет предаться утехам любви со своим возлюбленным. Когда ее возлюбленный обижает ее, она плачет, но не гневается и не говорит Ему обидных слов».
Виджая-кумар спросил: лА какими качествами наделена героиня мадхья?»
Праведный Госвами ответил: лГероиня мадхья наделена следующими качествами: в ней в одинаковых пропорциях присутсвуют и любовная страсть, и стенительность, она пребывает в расцвете юности, и все ее слова отличаются дерзостью. Любовными играми она наслаждается до потери сознания. Она может быть доброй и мягкой, а может быть злой и упрямой. Она достаточно ревнива. Она может оставаться спокойной и вместе с тем испытывать возбуждение (дхирадхира). Героиня, которая насмешливыми словами дразнит обидевшего ее возлюбленного, называется дхира-мадхья. Героиня, которая в подобной ситуации подвергает своего возлюбленного беспощадным, злобным нападкам, называется адхира-мадхья. А героиня, которая в аналогичном положении проливает слезы, говорит ласковые слова, а затем утомившись плакать, насмешливо дразнит своего возлюбленного, называется гопи дхирадхира-мадхья. Героиня мадхья считается наиболее возвышенной из всех трех героинь».
Виджая-кумар спросил: лА каковы качества героини прагалбха?»
Святой Госвами ответил: лГероиня прагалбха отличается следующими качествами: она находится в расцвете юности, как правило, ослеплена гордостью и горит желанием наслаждаться любовными играми. Она очень страстна. Побуждаемая своей природой, она доводит своего возлюбленного до изнеможения. Все ее слова и поступки продиктованы страстью. Если пробудить в ней ревность, она становится грубой. Существует три типа героинь прагалбха: дхира, адхира и дхирадхира. Героиня дхира-прагалбха нередко делает вид, что наслаждения с возлюбленным ее не очень то интересуют. Она хранит внешнее спокойствие, тщательно скрывая страсть в своем сердце. Героиня адхира-прагалбха постоянно обрушивает на своего возлюбленного лавину жестоких и несправедливых слов. Героиня дхирадхира-прагалбха очень похожа на героиню дхирадхира-мадхья. Героини мадхья и прагалбха подразделяются на джайешитха-прагалбха и каништха-прагалбха. Принадлежность героини к джйештха или каништха определяется в соответствии с природой их любви к герою».
Виджая-кумар поинтересовался: лО учитель, сколько разновидностей героинь насчитывается в общей сложности?»
Святой Госвами сказал: лИзвестно пятнадцать разновидностей героинь. Очень юные девушки всегда относятся к категории мугдха - то есть к одной разновидности. Из трех основных категорий - мугдха, мадхья и прагабха - только две последние делятся на последующие разновидности - дхира, адхира и дхирадхира. Таким образом, существует семь видов героинь свакия и семь видов героинь паракия, а всего получается пятнадцать».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар поинтересовался: лКакие состояния бытия присущи героиням мадхурья-расы?»
Святой Госвами ответил: лОни испытывают восемь состояний бытия: 1) абхисарика (свидание с возлюбленным); 2) васака-садджа (подготовка к любовному свиданию); 3) уткантхита (тоска в ожидании возлюбленного); 4) кхандита (прерванная встреча); 5) випраламбха (разлука с возлюбленным); 6) калахантарита (ссора с возлюбленным); 7) прошита-бхартрика (подчинение возлюбленного своей воле). Все героини мадхурья-расы проходят через эти восемь состояний бытия».
Виджая-кумар попросил:? лО праведный, опиши мне природу героини абхисарика».
Мудрый Госвами сказал: лГероиня, которая надеется на встречу со своим возлюбленным или направляется на свидание с Ним, именуется абхисарика. Героиню, которая, направляясь на свидание с любимым в полнолуние, надевает белую одежду, называют джйотснабхисарика. Если, направляясь на свидание с любимым в новолуние, она надевает темную одежду, ее называют тамобхисарика. Она робкая, трепетная и пугливая, как лань. Она идет на свидание с любимым с покрытой головой и в сопровождении дорогой ее сердцу подруги».
Виджая-кумар попросил: лОтветь, какова природа героини васака-садджа?»
Мудрый Госвами сказал: лГероиня, которая в ожидании возлюбленного тщательно украшает и свое тело, и место их встречи, именуют васака-садджа. Она томится в ожидании встречи, не отрывает взгляда от тропы, по которой должен прийти ее любимый, обсуждает с подругами любовные игры и с нетерпением ожидает возвращения своей верной посланницы. Такие занятия близки ее природе».
Виджая-кумар поинтересовался: лА какова природа героини уткантхита?»
Святой Госвами ответил: лГероиню, которую охватывает тоска и беспокойство, когда ее возлюбленный - даже без свякой Его вины - опаздывает на свидание, вайшнавы-ученые именуют уткантхита. Ее лихорадит, она содрагается от страха за своего любимого и придумывает самые немыслимые причины Его отсутствия. Она становится раздражательной и заливается горькими слезами, проклиная свою злочастную судьбу. Такое поведение весьма свойственно ее природе. В отличие от героини васака-садджа, она предается беспокойству по поводу того, что ее возлюбленный оказался в обществе какой-нибудь другой девушки и уже не явится на встречу с ней».
Виджая-кумар попросил: лОтветь, какова природа героини кхандита?»
Святой Госвами сказал: лКогда назначенное для свидания время давным-давно истекло, и ночь почти подошла к концу, а любимый в конце концов приходит с явными признаки любовных игр с другой девушкой, состояние героини характеризуется как кхандита. Эта героиня сердится, тяжело вздыхает и обиженно молчит».
Виджая-кумар спросил: УКакова природа героини випраламбха?Ф
Мудрый Госвами ответил: УГероиню, охваченную беспокойством по поводу того, что ее возлюбленный не явился на свидание, называют випраламбха. Расстроенная до глубины души, она сокрушвется, плачет, вздыхает и теряет сознаниеФ.
Виджая-кумар поинтересовался: УСкажи, какова природа героини калахантарита?Ф
Гопала-гуру Госвами пояснил: УГероиню, которая не простит своего возлюбленного, даже если в окружении всех ее подруг Он смиренно припадает к ее стопам, называют калахантарита. Она печалится, тяжело вздыхает, худеет, однако не изменяет своего решенияФ.
Виджая-кумар спросил: УКакие качества присущи героине прошита-бхартрика?Ф
Святой Госвами ответил: УГероиню, возлюбленный которой находится в далеком путешествии, называют прошита-бхартрика. Она восхваляет добродетели своего любимого, чувствует себя беспомощной, худеет и чахнет, страдает от бессонницы, ее охватывает меланхолия, она теряет покой и предается унынию, ее действия становятся бессмысленнымиФ.
Виджая-кумар спросил: УКакова природа героини свадхина-бхартрика?Ф
Святой Госвами ответил: УГероиню, возлюбленный которой всегда находится при ней и безоговорочно подчиняется ей, называют свадхина-бхартрика. Эта героиня любит гулять со своим возлюбленным по лесу, купаться с Ним в реке, собирать цветы и так далееФ.
Виджая-кумар предположил: УДолжно быть, героиня свадхина-бхартрика очень счастлива!Ф
Святой Госаами сказал: УЕсли своей любовью она полностью подчинила себе возлюбленного и Он ни на шаг не отходит от нее, то героиню свадхина-бхартрика называют мадхави. Гопи, принадлежащие к группам свадхина-бхартрика, васака-садджа и абхисарика, очень счастливы. Упиваясь своим счастьем, они надевают на себя лучшие одежды и великолепные украшения. С другой стороны, гопи, принадлежащие к группам кхандита, випралабдха, уткантхита, прошита-бхартрика и калахантарита, не носят украшений. Зачем украшения девушкам, которые целыми днями переживают и льют слезы?Ф
Виджая-кумар воскликнул: УНеужели любовь к Кришне приносит им несчастье? Возможно ли это?Ф
Святой Госвами молвил: УЛюбовь к Кришне духовна и приносит только блаженство. Эти страдания являются составной частью бесконечного многообразия духовных эмоций. В материальном мире подобные ситуации вызывают страдания, но в мире духовном они доставляют лишь блаженство, хотя и несколько своеобразное. Эта сокровенная истина открывается человеку, наделенному способностью вкушать духовное блаженство. Никто иной не сможет этого понятьФ.
Виджая-кумар задал следующий вопрос: УКаковы степени любви, которую питают к Господу героини мадхурья-расы?Ф
Праведный Гсовами ответил: УВ зависимости от силы их любви, героини подразделяются на три типа: уттама (сильная любовь), мадхьяма (спокойная любовь) и каништха (легкая привязанность). Кришна одаряют героиню такой же любовью, какую она питает к НемуФ.
Виджая-кумар поинтересовался: УКакова природа героини уттама?Ф
Гопала-гуру Госвами ответил: УГероиня уттама готова отказаться от чего угодно, лишь бы доставить удовольствие своему возлюбленному. Если Он ее расстраивает, она не обижается на Него. Если кто-нибудь скажет ей, что любимый с ней несчастен, ее сердце будет разбитоФ.
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лСкажи, какова природа героини мадхьма?»
Свяитой Госвами ответил: лЕсли она слышит, что ее возлюбленный несчастен, в ее сердце вселяется печаль».
Виджая-кумар спросил: лЧем характеризуется природа героини каништха?»
Праведный Госвами ответил: лГероиня каништха беспокоится только о том, что непредвиденные обстоятельства могут помешать ей встретиться с лбимым».
Виджая-кумар спросил: лСколько разновидностей героинь насчитывают ученые-вайшнавы?»
Мудрый Госвами ответил: лИх триста шестьдесят. Те пятнадцать видов героинь, о которых мы уже говорили, следует умножить на восемь последующих. Умножив пятнадцать на восемь, мы получим сто двадцать. Эти сто двадцать видов героинь следует умножить на три. Итого, мы насчитали триста шестьдесят видов героинь».
Выслушав ученого вайшнава, Виджая-кумар сказал: лИтак, я узнал все о героинях. Теперь я хочу услышать о разновидностях ютхешвари (предводительниц групп)».
Святой Госами прмолвил: лВ зависимости от отношений - враждебных или дружественных - ютхешвари подразделяются на три вида: свапакша (союзницы), випакша (враги) и татастха (нейтральные). Кроме того, они подразделяются на три типа, зависящие от их положения: адхика (великие), мадхья (средней значимости) и лагху (незначительные). В зависимости от темперамента ютхешвари деляться на три вида: пракхара (взбалмошные), мадхья (спокойные) и мридви (милые). Пракхара в данном случае выступает синонимом прагалбхи. Когда взбалмошность и мягкость присутствуют в одинаковых пропорциях, ее называют мадхья. Кроме всего прочего, ютхешвари подразделяются на атьянтики (лучших) и апекшики (лекгомыслекнных). Если ютхешвари ни в одной области не имеет себе равных, ее называют атьянтикадхика (лучшая из атьянтик). Но это определение относится только к категории мадхья, и во Врадже Ей нет равных».
Виджая-кумар спросил: лА кто из девушек Враджи относится к категории апекшикадхика (следующему уровню после высочайшего)?»
Святой Госвами ответил: лАпекшикадхикой называют ту ютхешвари, которая признает другую ютхешвари более разумной».
Виджая-кумар поинтересовался: лА кто из гопи относится к категории атьянтики-лагху (или атьянтики-апекшики)?»
Мудрый Госвами промолвил: лАтьянтики-лагху называют ту ютхешвари, которая равна другим героиням. По отношению к атьянтика-адхика-ютхешвари (величайшей ютхешвари, Шри Радхе) все героини занимают подчиненное (лагху) положение. Все остальные ютхешвари, за исключением атьянтики-лагху, являются адхиками. Темне менее, не следует считать, что атьянтики-адхика-ютхешвари (величайшая ютхешвари, Шри Радха) находится на одном уровне с ними или уровнем ниже их. Не следует также думать, что атьянтики-лагху-ютхешвари равны адхика-ютхешвари. Существует всего один вид сама-лагху-ютхешвари. Если подразделить всех ютхешвари в соответствии с мадхья, адхика, пракхара и другими каечствами, получится двенадцать разновидностей, а именно: 2) атьянтика-адхика; 2) сама-лагху; 3) адхика-мадхья; 4) сама-мадхья; 5) лагху-мадхья; 6) адхика-пракара; 7) сама-пракхара; 8) лагху-пракара; 9) адхика-мридви; 10) сама-мридви; 11) лагху-мридви; 12) атьянтика-лагху».
Выслушав подробные объяснения мудрого старца, Виджая-кумар сказал: лТеперь я хотел бы узнать о разновидностях дути (посланниц)».
Мудрый Госвами молвил: лГероини, жаждущие встречи с Кришной, нуждаются в помощи дути. Известны две разновидности дути: сваям-дути (посланницы, действующие по собственной инициативе) и апта-дути (посланницы, которым даны конкретные поручения)».
Виджая-кумар поинтересовался: лКакова природа посланниц сваям-дути?»
Святой Госвами сказал: лЕсли желание встретиться с Кришной разрушает стыдливость героини и она, потеряв голову от любви, открыто выказывает герою свои чувства, ей помогают посланницы сваям-дути. Эти посланницы бывают трех типов: кайика (движения тела), вачика (слова), чакшуша (взгляды)».
Виджая-кумар спросил: лКакова природа вачика (слов)?»
Достойный Госвами ответил: лНамеки (вьянга), выраженные в словах, бывают двух видов: шабда-вьянга (намек, содержащийся в самом звучании слова) и артха-вьянга (намек, содержащийся в значении слова). Порой эти намеки недвусмысленны, порой они представлены так, будто имеют отношение к чему-то другому».
Виджая-кумар спросил: лЧто означают недвусмысленные намеки?»
Святой Госвами ответил: лЭти намеки делятся на прямые и отвлеченные».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак отличить прямой намек?»
Праведный Госвами ответил: лЗаносчивая речь, жалобы и упрашивание - вот три способа намекнуть Кришне о чем-либо».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак выражается намек в форме жалобы?»
Святой Госвами пояснил: лЖалоба, выраженная посредством самого звучания слов (шабда-вьянга) - это один вид жалобного намека, а жалоба, выраженная благодаря смыслу слов (артха-вьянга) - другой вид жалобного намека. Но ты изучал риторику (аланкару) и, следовательно, должен знать об этом кое-что».
Виджая-кумар сказал: лДа, верно. А какова природа намека в форме упрашивания?»
Достойный Госвами ответил следующее: лПросить можно либо за себя, либо за кого-нибудь другого. Упрашивание можно разделить на две категории: упрашивание, выраженное посредством звучания слов (шабда-вьянга) и упрашивание, подкрепленное значением слов (артха-вьянга). Когда героиня просит за себя, она рассказывает свою историю. Когда одна героиня присит за другую, она рассказывает ее историю».
Внимательно выслушав объяснения, Виджая-кумар сказал: лПолагаю, что прямой намек - это безжалостное обвинение в чем-то, брошенное Кришне в лицо. Прямые намеки делятся на шабда-вьянга (выраженные посредством звучания) и артха-вьянга (выраженная в значении). Поэты очень любят вкладывать подобные хитрые намеки в уста актеров и актрис. Теперь, пожалуйста, объясни, что такое вьяпадеша (предлог)».
Выслушав просьбу ученика, святой Госвами промолвил: лВ аланкара-шастре сказано, что ападеша и вьяпадеша являются синонимами. Когда упоминают ападешу, следует знать, что говорят одно, а подразумевают совсем другое. Когда слова с ясно выраженным значанием, в действительности имеют другое значение - это является намеком на желание служить Кришне каким-либо определенным образом. Такой прием называется вьяпадеша. Вьяпадешу должна высказать посланница (дути)».
Виджая-кумар проговорил: лСтало быть, вьяпадеша - это своего рода хитрость, завуалированная просьба о чем-либо. Теперь опиши, пожалуйста, пурастха-вишая-гата-вьянга (намек посредством разговора о том, что находится перед глазами)».
Мудрый Госвами сказал: лКогда гопи меняет тему, заговорив вдруг о каком-нибудь находящемся неподалеку животном или предмете, такой намек называется пурастха-вишая-гата-вьянга. Этот намек также бывает двояким: шабда (выраженный посредством звучания) и артха (смысловой)».
Виджая-кумар попросил: лТеперь опиши, пожалуйста, намеки, содержащиеся в движениях тела».
Святой Госвами ответил: лКогда гопи делает определенные жесты, под каким-либо предлогом делает быстрые движения, из стыдливости покрывает тело, водит по земле пальцами ноги, почесывает ухо, делает жест, подобный жесту нанесения тилаки, одевается определенным образом, играет бровями, обнимает подругу-гопи, наносит удары подруге-гопи, кусает себе губы, перебирает сове ожерелье, звенит украшениями, поводит плечами, пишет имя Кришны, наматывает лиану вокруг дерева и так далее - все эти действия являются намеками, которые содержаться в движениях тела».
Виджая-кумар сказал: лТеперь расскажи, пожалуйста, как можно делать намеки глазами».
Святой Гопала-гуру Госвами пояснил:»Если глаза улыбаются или смеются, если они полузакрыты, очень подвижны, взгляд направлен вдаль, если взгляд исполнен коварства и так далее значит, обладательница этих глаз намекает на что-то».
Почтительно выслушав мурого старца Виджая-кумар сказал: лЯ понял, в чем предназначение сваям-дути. Ты привел лишь несколько примеров, но этого вполне достаточно. Теперь опиши, пожавлуйста, апта-дути».
Святой Госвами промолвил:»Посланницей апта-дути может считаться прекрасная гопи Враджи, если она мила и красноречива, и к тому же способна хранить тайны».
Виджая-кумар поинтересовался: лСуществует ли какие-либо разновидности апта-дути?»
Праведный Госвами ответил:»Апта-дути делятся на три категории: амитартха, нисриштартха и патра-хари. Посланница, которая сводит влюбленных благодаря пониманию языка всевозможных жестов и намеков, называется амитартха-дути. Посланница, которая носит письма, называется патра-хари».
Виджая-кумар спросил: лСуществуют ли какие-то иные виды апта-дути?».
Достойный Госвами сказал следующее:»К категории апта-дути также могут относиться шилпа-карини (художницы), дайваджна (астрологи), лингини (дочери брахманов), паричирика (служанки), дхатрейи (няни), ванадеви (богини лесов), сакхи (подруги-гопи) и многие другие. Шилпа-карини - это девушки, которые служат сближению возлюбленных своим художественным талантом. Дайваджна - это женщины, которые служат той же цели благодаря знанию астрологии. Лингини облекаются в одежду аскетов-брахманов, как Пурнамаси. Посланниц паричарика великое множество, но более всего преуспели Лаванга-манджари и Бхаумати. Дхатрейи - это женщины, которые были нянями Радхи и других гопи. Ванадеви - богини Вриндавана (леса). О сакхи я уже рассказывал. Они также бывают посланницами. Эти девушки передают послания - как прямые и ясные, так и состоящие из туманных намеков (шабда-вьянга и артха-вьянга, о которых я уже говорил) и предположений. В этих посланиях содержаться вьяпадеша (фразы с тайным смыслом), артха-мула, прасамса (слова похвалы), акшепа (жалобы) и многое другоел.
Было уже достаточно поздно. Виджая-кумар почтительно поклонился стопам своего духовного учителя и отправился домой. По пути домой он размышлял обо всем, что услышал от святого Гопала-гуру Госвами и дивился глубоким знаниям мудрого вайшнава.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: