Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 85%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

МАДХУРЬЯ - РАСА

Проснувшись рано утром, Виджая-кумар почтил прасадам и направился к дому Каши-мишры. Он шел по берегу окена и, любуясь на его волны, думал об океане трансцендентных рас. В голове его теснились такие мысли: лЭтот океан напоминает мне экстатическую любовь (бхаву) к Господу Кришне. Этот океан подобен океану рас, о котором рассказывал мой духовный учитель. Настанет день, когда я оставлю эти жалкие материальнгые тела - грубое и тонкое, и обрету тело манджари, присяду на берегу океана рас и буду вкушать их сладость. Господь Кришна, прекрасный, как грозовое облако, является единственным Господином моей судьбы. Шри Вришабханунандини (Шри Радха), которая всегда рядом с Ним - повелительница моей жизни. Этот океан подобен Божественной любви, которую Шри Радха и Шри Кришна испытывают друг к другу. Их расы - словно океан, укрепленный рябью волн. Я стою на берегу этого океана, и тело мое - тело прекраной сакхи (гопи). Я, как лебедь, плещусь в океане према-рас. Господь Кришна - источник Божественных рас. Кришна такого же темного цвета, как океан. Шри Радха - самая высокая волна в океане премы. Она прекрасна как солнце, и тело Ее такого же золотистого цвета. Большие волны в этом океане - ее подруги (сакхи). Маленькие волны - Ее служанки (паричарики)». Погрузившись в эти мысли, Виджая-кумар лишился сознания и опустился на землю. Когда сознание вернулось к нему, он продолжил свой путь. Придя к дому Каши-мишры, он поклонился своему духовному учтителю и уселся рядом с ним. Гопала-гуру Госвами обнял его и спросил: лО Виджая-кумар, все ли у тебя благополучно?» Виджая-кумар ответил: лО учитель, твоя милость - источник моего благополучия. Я понял, что следую по стопам сакхи (подруг Шри Радхи). О мудрейший, пожалуйста, расскажи мне о сакхи».
Святой Госвами промолвил: лО Виджая-кумар, ни один человек не способен прославить сакхи так, как они того заслуживают. Но ты являешься последователем Шрилы Рупы Госвами, поэтому тебе подвласно то, о чем даже не мечтают другие. Прекрасные девушки Враджи - сакхи - очень умело устраивают любовные игры Господа и Радхи (према-лила). Я уже описывал некоторые разновидности сакхи, а именно адхика, сама, лагху, пракхара, мадхья и мридви. В связи с затронутой темой мне хотелось бы процитировать отрывок из лУдджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Сакхи-пракарана 3-5):
лПо уровню духовной любви и добродетелей, а также по некоторым иным признакам, сакхи подразделяются на три группы: адхика, сама и лагху.
Пракхара-сакхи любят употреблять резкие слова, и их трудно переспорить. Мридви-сакхи никогда не позволяют себе грубости. Сама-сакхи ведут себя непредсказуемо. Они могут казаться самой любезностью, а могут нагрубить без видимой причины.
Предводительниц сакхи называют атьянтадхика.
Одни из атьянтадхика-сакхи относятся к категории пракхара, другие - к мадхья, третьи - к мридви».
Виджая-кумар сказал: лЮтхешвари - это предводительница отдельной группы девушек Враджи. Ты уже рассказывал об атьянтика-ютхешвари, а также о категориях пракхара, мадхья и мридви. Из всего сказанного тобой можно сделать вывод, что ютхешвари бывают либо атьянтикадхика-пракхара, либо атьянтикадхика-мадхья, либо атьянтикадхика-мридви. Теперь опиши, пожалуйста, разновидности сакхи».
Святой Госваами: лВ каждой группе единственной атьянтикадхика-сакхи является ютхешвари. Все остальные сакхи относятся к категории апекшадхика, апекшика-сама или апекшика-лагху. Эти категории, в свою очередь, подразделяются на пракхара, мадхья и мридви. Таким образом, умножив три на три, мы получим девять разновидностей, а именно: 1) апекшикадхика-пракхара, 2) апекшикадхика-мадхья, 3) апекшикадхика-мридви, 4) апекшика-сама-пракхара, 5) апекшика-сама-мадхья, 6) апекшика-сама-мридви, 7) апекшика-лагху-пракхара, 8) апекшика-лагху-мадхья, 9) апекшика-лагху-мридви.
Категория атьянтика-лагху подразделяется на две группы: атьянтика-лагху и сама-лагху. Их также следует добавит к предшествующим девяти, а кроме того, добавить еще ютхещвари. Таким образом, в каждой группе насчитывается двенадцать типов героинь».
Виджая-кумар поинтересовался: лО учитель, какие известные гопи являются примерами этих разновидностей сакхи?»
Праведный Госвами ответил: лЛалита, а также многие другие сакхи в группе Шри Радхи являются апекшикадхка-пракхара-сакхи. Вишакха и другие сакхи из ее группы являются апекшикадхика-мадхья-сакхи. Однако Лалита и все остальные ашта-сакхи (восемь ближайших подруг Шри Радхи) переходят в категорию апекшика-лагху, когда их сравнивают с лучезарной Шри Радхой».
Виджая-кумар спросил: лСуществуют ли последующие подразделы апекшика-лагхви-пракхара-сакхи и других групп сакхи?»
Святой Госвами ответил: лЛагху-пракхара-сакхи подразделяются на две группы: вама (левое крыло) и дакшина (правое крыло)».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лКаковы качества, присущие вама-сакхи?»
Мудрый Госвами ответил: лПрежде всего - они очень горды. Они гневаются по малейшему поводу. Они ни за что не согласятся подчиняться своему возлюбленному. Такие сакхи относятся к категории вама. Лалита и многие другие из группы Радхи являются вама-пракхара-сакхи».
Виджая-кумар спросил: лА каковы качества, характерные для дакшина-сакхи?»
Святой Госвами ответил: лЭти героини покладисты и скромны. Они обращаются к своему возлюбленному с ласковыми словами и счастливы, когда Он разговаривает с ними также. Тунгавидья и многие другие девушки из группы Шри Радхи являются дакшина-пракхара-сакхи».
Выслушав ответ духовного учителя, Виджая-кумар спросил: лКакими качествами наделены атьянтика-лагху-сакхи?»
Праведный Госвами ответил: лЭти сакхи всегда ласковы. Кусумика и многие другие гопи являются атьянтика-лагху-сакхи».
Виджая-кумар сказал: лОтветь, пожалуйста, чем занимаются сакхи?»
Святой Госвами ответил: лСакхи приводят героя, преодолевшего значительное расстояние, на свидание с любимой. Кроме того, они передают Ему любовные послания».
Виджая-кумар поинтересовался: лСлучается ли, что сакхи выполняют роли героинь?»
Мудрый Госвами ответил: лЮтхешвари являются самыми настоящими героинями. Апекшикадхика-пракхара, апекшикадхика-мадхья и апекшикадхика-мридви могут выступать в роли как героинь, так и сакхи. В присутствии менее значсительных гопи они могут играть роль героини. В присутствии гопи более высокого положения они играют роль сакхи. Поэтому их называют найика-прая (почти героинями). Апекшика-пракхара, апекшика-мадхья и апекшика-мридви также играют двойную роль. В присутствии старших гопи они ведут себя как сакхи, а в присутствии младших гопи они являются героинями. Апекшика-пракхара, апешика-мадхья и апекшика-мридви являются сакхи. Атьянтика-лагху гопи считаются пятой категорией, они всегда ведут себя, как сакхи».
Виджая-кумар спросил: лА какие сакхи играют роль дути?»
Святой Госвами ответил: лЮтхешвари всегда выступают в роли героинь. Все относятся к ним с особым почтением. Передать послания ютхешвари поручают своим любимым сакхи. Но если случается так, что сакхи становятся объектом любви героя, сама ютхешвари становится ее посланницей. Послания отправляются в двух случаях: когда Кришна присутствует и в том случае, если Он отсутствует».
Виджая-кумар поинтересовался: лКакие разновидности посланий отправляются в присутствии Кришны?»
Святой Госвами ответил: лЭто намеки и прямые высказывания».
Виджая-кумар спросил: лКакими бывают намеки?»
Святой Госвами пояснил: лКогда сакхи посылает Кришну к героине направляя Его взглядом, движением бровей, движением указательного пальца или иной части тела, то говорят, что такое сообщение имеет форму намека».
Виджая-кумар спросил: лО праведный, что представляют собой прямые высказывания?»
Мудрый Госвами ответил: лЕсли посланница говорит о чем-то непосредственно Господу Кришне или тайно, за Его спиной, это называется посланием в форме прямого высказывания».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лТеперь расскажи, пожалуйста, какие послания отправляются в отсутствие Кришны».
Святой Госвами ответил: лТакие послания могут быть переданы при помощи различных способов, каждый из которых отличается большой изобретательностью».
Виджая-кумар спросил: лМогут ли послания передаваться от имени найика-прая (почти героини)?»
Святой Госваами ответил: лКогда апекшадхика-пракхара, апекшадхика-мадхья или апекшадхика-мридви несет послание от гопи более низкого по сравнению с ними положения, это и называется нести послание от имени найика-прая. Сама-сакхи и мадхья-сакхи нередко бывают лучшими подругами. Чаще всего у них теплые дружеские отношения. Пандиты, знающие толк в науке духовной любви (премы), не находят в этом ничего странного».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под посланием, которое передает сакхи-прая (почти сакхи)?»
Праведный Госвами ответил: лТак называется послание, которое несет гопи лагху-пракхара, лагху-мадхья или лагху-мридви. Когда им поручают передать послание, они становятся сакхи-прая (почти сакхи)».
Выслушав ответ, Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧем характеризуется категория нитья-сакхи (вечно сакхи)?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лГопи, которые наслаждаются положением служанок, и не стремятся попасть в героини, называются нитья-сакхи. Нитья-сакхи делятся на две категории: атьянтика-лагху и апекшика-лагху».
Виджая-кумар молвил: лСкажи, являются ли качества, присущие сакхи, постоянными, или они проявляются в зависимости от той или иной ситуации?»
Святой Госвами сказал: лОпределенные качества являются частью вечной природы гопи, но иногда, в зависимости от времени, места и иных обстоятельств, гопи проявляют другие качества - порой противоречащие своей обычной природе. Так бывает, к примеру, когда Лалита пытается успокоить Радху, охваченную пылом ревности, ласковыми словами».
Виджая-кумар заметил: лМне казалось, что Радха, напротив, очень довольна, когда Кришна встречается с Ее подругами».
Улыбнувшись, мудрый Госвами промолви: лО Виджая-кумар, я могу кое-что рассказать об этом. Когда сакхи, несущая послание от Радхики, находит Кришну в уединенном месте и Он просит ее насладиться с Ним любовью, она не соглашается. Она боится обмануть доверие подруги-гопи, отправившей ее с любовным посланием».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лСкажи, чем занимаются сакхи?»
Святой Госвами ответил: лКак правило, сакхи заняты шестнадцатью видами деятельности: 1) восхвалением добродетели героя в присутствии героини и восхвалением добродетели героини в присутствии героя; 2) укреплением любви между героем и героиней; 3) организацией свиданий героя и героини; 4) сопровождением героини к Кришне; 5) острословием; 6) утешением героини; 7) одеванием героини; 8) пробуждением чувств любовников; 9) скрыванием недостатков; 10) раздумьями о том, как обмануть мужа героини и других старших; 11) сопровождением героя к героини; 12) обмахивание героини чамарой; 13) разговорами с героем и героиней; 14) передачей любовных посланий; 15) спасением жизни героини; 16) исполнениме других, не менее важных обязанностей».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, благодарю тебя за столь доходчивые объяснения. Позже я посмотрю, какие примеры приведены в книге лУдджвала-ниламани». Теперь я хотел бы узнать, какие чувства питают сакхи к своей Госпоже и как проявляется их привязанность к Господу».
Святой Госвами промолвил: лСакхи делятся на два типа: те, что любят Кришну и свою ютхешвари одинаково сильно, и те, которые любят Кришну и свою ютхешвари по-разному».
Виджая-кумар поинтересовался: лКакие сакхи любят Кришну и свою ютхешвари по-разному?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лЭтих гопи называют асама-снеха-сакхи, и они также подразделяются на две категории. Одни любят свою ютхешвари больше, чем Кришну. Другие в тайне симпатизируют Кришне. Эти девушки далеки от мысли покинуть свою группу и перейти в другую, но, тем не менее, их любовь к Кришне сильнее их любви к ютхешвари. Гопи, которые гордятся своим служением ютхешвари и любят ее больше, чем Кришну, именуются сакхи-снехадхика».
Виджая-кумар спросил: лКто эти гопи?»
Святой Госвами ответил: лДевушки, которых называют просто сакхи, сильнее любят Кришну (кришна-снехадхика). Описанные же мною нитья-сакхи и прана-сакхи любят свою ютхешвари больше, чем Кришну (сакхи-снехадхика)».
Виджая-кумар спросил: лА существуют ли гопи, любовь которых к Кришне и к своей ютхешвари одинакова сильна?»
Святой Госвами сказал: лГопи, которые одинаково любят Кришну и свою ютхешвари, именуются сама-снеха».
Виджая-кумар поинтересовался: лКакие из этих сакхи занимают более возвышенное положение?»
Праведный Госвами пояснил: лЛучшими считаются те сакхи, которые одинаково любят Радху и Кришну и при этом считают себя и последовательницами Радхи. Их называют прия-сакхи или парама-престха-сакхи».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, расскажи, пожалуйста, о соперничестве различных групп сакхи».
Гопала-гуру Госвами промолвил: лВсе группы девушек Враджи относятся к следующим категорям: сва-пакша (основная группа), сухрит-пакша (дружественная группа), татастха-пакша (группа, соблюдающая нейтралитет) и прати-пакша (враждебная группа). Группы гопи общаются с сухрит-пакшами и татастха-пакшами, избегая прати-пакши. Так осуществляется обмен расами между девушками Враджи».
Виджая-кумар сказал: лОпиши, пожалуйста, подробнее все эти группы».
Святой Госвами промолвил: лКакие качества присущи сва-пакше, я уже объяснил. Теперь я расскажу об отличительных чертах сухрит-пакш и остальных групп. Сухрит-пакши делятся на две категории: ишта-садхака (друзья, испытывающие общую склонность к добрым делам) и аништа-садхака (друзья, питающие общее пристрастие к дурным делам). Татастха-пакши, в свою очередь, спокойно относятся и к сухрит-пакшам, и к прати-пакшам».
Виджая-куцмар попросил: лРасскажи, пожалуйста, о прати-пакшах».
Святой Госвами сказал: лИногда группы прати-пакши называют випакшами. Они враджебны по отношению ко всем. Випакши разрушают все благое и творят зло. Отличительными чертами членов этих групп является коварство, злоба, вечное беспокойство, зависть, презрение, безжалостность, гордость и так далее».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак проявляется их гордость?»
Праведный Госвами пояснил: лШестью основными признаками гордости является непомерно большое ложное эго, повышенное самомнение, самонадеянность, злорадство, крайнее самодовольство и высокомерие».
Виджда-кумар спросил: лКакова природа ложного это?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лПрирода его весьма сложна».
Виджая-кумар спросил: лКак проявлется самомнение?»
Святой Госвами ответил: лЕсли девушки считают, что возвышенная духовная любовь открыта только их группе, это считается проявлением самомнения».
Виджая-кумар спросил: лКак проявляется самонадеянность?»
Святой Гсоваами ответил: лУбежденность девушек в том, самыми возвышенными духовными играми наслаждается их группа, называется самонадеянностью».
Виджая-кумар поинтересовался: лВ каких случаях проявляются злорадство и насмешливость?»
Праведный Госвами сказал: лВ тех случаях, когда высмеиваются члены чужой группы».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак проявляется самодовольство?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли уровень преданного служения в данных группах достаточно высок, это служит прекрасным поводом для самодовольства».
Виджая-кумар спросил: лА в чем проявляется высокомерие?»
Святой Госвами ответил: лВысокомерием называется открытая демонстрация собственного превосходства. К высокомерию относится также критика и оскорбления других сакхи».
Виджая-кумар спросил: лСкажи, ютхешвари тоже открыто проявляют злобу?»
Праведный Госвами ответил: лНет. Ютхешвари всегда спокойны. Они никогда не высказывают злобу открыто. Даже если пракхара-сакхи произносит злобные слова в присутствии ютхешвари, та сохраняет внешнюю благопристойность».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар заметил: лО учитель, все ютхешвари, принимающие участие в играх Господа во Врадже, являются изначально освобожденными душами. Они являются энергией Господа. Почему же в их сердцах присутствует злоба и прочие отрицательные качества? Узнав об этом, философы-атеисты очень обрадуются поводу очернить игры Господа во Врадже. Я даже знаю, что они скажут: лЕсли в духовном мире существует злоба и прочие неблагоприятные качества, с какой стати преданные критикуют материальный мир и отрекаются от него?»
О учитель, я живу в святой Навадвипе, где, по воле Господа Шри Кришны Чайтаньи, довольно много материалистов. Одни из них следуют карма-канде, другие посвящают все свое время бесплодным занятиям логикой, третьи являются имперсоналистами. Короче говоря, глупцов там достаточно. Они чернят игры Господа, заявляя, что они материальны и страдают множеством недостатков».
Святой Госами промолвил: лАрасики (люди, которым не дано постичь духовные расы Господа) утверждают, что вечные спутники Господа должны быть образцом добропорядочности. Только тот, кто обрел способность понимать духовную истину, может в верном свете увидеть мадхурья-расу Враджи - дорогую подругу Господа Кришны, уничтожающего все грехи и Своей трансцендентной формой пленяющего миллионы полубогов. Предназначение злобы и прочих отрицательных эиоций, которые проявляют личные спутники Господа Кришны - привнести разнообразие в трансцендентное наслаждение Господа Кришны. Отрицательные качества проявляются исключительно в играх, поощряемых Кришной. В действительности, во Врадже царит только любовь».
Выслушав ответ святого Госвами, Виджая-кумар вздохнул: лО учитель, я всего лишь ничтожная тварь. Эти сокровенные истины не так-то легко проникают в мое сердце. Будь милостив ко мне, объясни все просто и доходчиво. Это принесет мне огромное длаго».
Праведный Госвами скзал: лРасы духовной любви подобны огромному океану молока. Материальная же логика горька, словно коровья моча. Тот, кто способен возвыситься до постижения духовных рас, обретает благую жизнь. Только после того, как человек совершил множество благочестивых деяний, Бхакти-деви (богиня преданного служения) помещает семя хладини-шакти в его сердце. Только после этого человек будет допущен к постижению высшей истины. Ортодоксальной логике, превозносимой атеистами, не подвластна духовная реальность, поскольку она находится за пределами познавательных способностей материального ума. То представление, которое материалисты считают так называемой истиной, является ложным. Но ты, благодаря милости бхакти-деви, понимаешь все. Ты не являешься материалистом, не последователем карма-канды или гьяна-канды, ни сомневающимся. Ты искренний преданный, практикующий преданное служение в духе вайидхи-бхакти. Поэтому я открою тебе истину. Ты задал мне два вопроса. Ответ на первый вопрос можно найти, используя методы ортодоксальной логики. Ответ на другой вопрос может дать только тот, кто верит в преданное служение. Хочу напомнить тебе, что не следует вступать в споры с материалистами. Они не имеют веры в истину, соответственно твои доводы для них - лишь пустой звук. Без покровительства чит-шакти (духовной энергии) Господа душа, пребывающая в плену Майи, не может приобщиться к непостижимой духовной истине. Преданным служением занимаются самые разнообразные люди, и те, кто способен возвыситься до понимания мадхурья-расы, могут получить наставления из уст их духовного учителя. О Виджая-кумар, игры и расы Господа во Вриндаване прекрасны. Мадхурья-раса, проявленная во Врадже, коренным образом отличается от любовных игр материального мира. Изучая те пять глав лШримад-Бхаватам», в которых описан танец раса, преданный сможет подавить то нездоровое желание, которое, возможно, есть у него в сердце. Известно ли тебе, что за болезненное желание пускает корни в сердцах душ, плененных Майей? Эта болезнь называется материальным в
ожделением. Душа, пребывающая в тонком материальном теле, состоящем из ума, разума и ложного эго, снедаемая материальными желаниями, слепо отождествляющая себя с грубым материальным телом, ошибочно считающая себя мужчиной или женщиной, не имеет силы освободиться от материального вожделения. Избавиться от заразы, известной как материальное вожделение, можно только слушая об играх лотосоокого Господа во Врадже. Человек, чье сердце свободно от вожделения, способен узреть то великое чудо, каким являются игры Господа во Вриндаване. Если человек оставляет философию имперсоналистов, перед ним открывается Божественная мадхурья-раса. Когда человек понимает, что аспект величия Господа, проявленный на Вайкунтхе, является второстепенным, тогда он может постичь и непревзойденную славу блистательных рас Господа. Освобожденную от материальных представлений душу наполняет духовное блаженство. Жалкое счастье, предлагаемое имперсонализмом и унылые удовольствия материального мира теряют для нее значение. Полное и совершенное духовное блаженство по-разному проявляетсяв различных обстоятельствах. В некоторых случаях оно принимает форму любовных чувств, в других - форму злобы и прочих отрицательных эмоций. Злоба, зависть, равнодушие и прочие отрицательные эмоции, проявлемые в материальном мире, отвратительны. Но духовные эмоции имеют совершенно иную природу. Они являются различным и видоизменениями духовного блаженства. Духовные эмоции подобны волнам в огромном океане духовных рас. Благодаря им этот океан становится глубочайшим и неисчерпаемым источником духовного блаженства. Шрила Рупа Госвами утверждал, что множество различных рас показывает, насколько велико многообразие экстатической любви (бхавы). В группах сва-пакша все испытывают однородные эмоции. В группах сухрит-пакша царят в некотрой степени разнящиеся эмоции. В группах татастха-пакша между эмоциями прослеживается некоторая общность. И только в группах випакша рождаются совершенно разнородные эмоции. Видишь ли, если эмоции не сочетаются, возникает напряженная обстановка. В
этой непростой ситуации духовные расы порождают злобу и прочие отрицательные эмоции».
Виджая-кумар поинтересовался: лПочему существуют сва-пакши и випакши?»
Святой Госвами ответил: лКогда встречаются две героини, равные по положению, возникают сва-пакша и випакша. Друг мой, духовные расы порождают как друзей, так и врагов. Но истинное предназначение этих эмоций - усилить сладостность Божественной мадхурья-расы Господа».
Виджая-кумар спросил: лОзначает ли это, что Радха и Чандравали обладают равным могуществом?»
Безгрешный Госвами ответил: лКонечно же нет! Шри Радхика - источник высшей экстатической любви. Она являет Собой сущность хладини-шакти. Чандравали - крохотная частичка трансцендентной формы Шри Радхи. Тем не менее, содействую любовным играм Шри Радхи, Чандравали ведет себя так, словно она равна Радхе и соперничает с Ней (випакша). Эти две ютхешвари никак не могут быть равными. Если иногда и возникает впечатление, что они равны, то это следует считать иллюзией. Точно так же путь книжного червя иногда совпадает с формой какой-нибудь буквы алфавита. Друг мой, надеюсь я рассеял твои сомнения, связанные со сва-пакши и випакши».
Преисполнившись благодарности, Виджая-кумар сказал: лО учитель, все мои сомнения рассеялись. Нектар твоих слов проникает в мое сердце, изгоняя оттуда всю горечь. Теперь мне открылось Божественное многообразие мадхурья-расы. Господь Кришна вечен, исполнен знания и блаженства. Он - единственный герой Божественных игр (наяка). Я с любовью медитирую на Его Божественное тело, качества и деяния. Он является дхиродхаттой, дхира-лалитой, дхира-прашантой и дхироддхатой. Он проявляет качества анукулы, дакшины, шатхи и дхришты. Ему постоянно служат верные спутники - чета, вита, вишудака, титха-мардака и прия-нарма-сакха. Он любит играть на сладкозвучной флейте. О, наконец-то Господь Кришна, наслаждающийся мадхурья-расой, явился в моем сердце! Теперь я знаю все о прекрасных девушках Враджи, которые обрели прибежище в волшебной мадхурья-расе. Они являются героинями (найика). Героини бывают двух видов: свакия и паракия. Величайшей из рас является паракия, явленная во Врадже. Героини паракия делятся на три категории: садхана-пара, деви и нитья-прия. Объединяясь в различные группы, девушки Враджи с любовью служат Господу Кришне. Во Врадже живет множество миллионов прекрасных девушек, и каждая из них подчиняется какой-нибудь ютхешвари. Самые знаменитые ютхешвари - Радха и Чандравали. Кроме всего прочего, во Врадже проявлены пять видов сакхи: сакхи, нитья-сакхи, прана-сакхи, прия-сакхи и парама-прештха-сакхи. Восемь сакхи, возглавялемых Лалитой, сами обладают качествами ютхешвари, но не создают отдельных групп, поскольку предпочитают оставаться просто подругами Шри Радхи. Тем не менее, многие девушки Враджи считают себя служанками этих восьми сакхи. Существуют различные категории героинь: мугдха, мадхья и прагалбха; дхира, адхира и дхарадхира; канья, свакия и паракия. Эти героини проходят через восемь состояний бытия, начиная с абхисарики. К тому же, героинь подразделяют на уттама, мадхьяма и каништха.
О безгрешный, я удостоился высшей чести - прикосновения к Божественным расам Господа. Я понял суть вишаи, ашраи, а также входящих в них вибхавы и аламбаны. О праведный, надеюсь, завтра я услышу от тебя описание уддипан. Господь Кришна очень добр ко мне, поскольку послал мне такого мудрого духовного учителя. Завтра слова, исходящие из твоих уст, вновь вольют в мое сердце Божественный нектар».
Шри Гопала-гуру Госвами обнял Виджая-кумара и сказал: лБаба, то, что ты стал моим учеником - великое счастье для меня. Ты задаешь весьма разумные вопросы, и Господь Чайтанья вкладывает столь же разумные ответы в мои уста».
Наблюдая эту сцену, Дхьяначандра и другие вайшнавы, сидевшие поблизости, прониклись возвышенными духовными чувствами. Они вознесли благодарственные молитвы Божеству Шри Радха-канты и запели песнь, сочиненную Чанди-дасом:
лО подруга, кто же произнес имя Шьямы, поразившее мой слух? Оно проникло ко мне в сердце, и мое дыхание прерывается от любви.
Я не ведаю, почему имя Шьямы приводит меня в такое иссупление. Охваченная блаженством, я повторяю его вновь и вновь. Все мои чувства заполнены только им. Что же будет со мной дальше?
Если от одного звука этого имени мои чувства приходят в смятение, что же произойдет, если его владелец коснется моего тела? Если вдруг я увижу Его собственными глазами, не предсталяю, как смогу я остаться на пути религиозных принципов?
Я хочу забыть Его, но это не так просто. Как же мне быть?
Завидуя судьбе святой девушки, которая оказалась в опасности и может погубить всю свою семью, брахман Чандидас поет эти слова».
Сладкие звуки музыкальных инструментов раздавались в храме Шри Радха-канты долгое время. Через полтора часа, когда киртан закончился, Виджая-кумар предложил поклоны дандават Шри Гопала-гуру Госвами и остальным вайшнавам, почтительно распрощался с ними и направился к дому Харачанди-сакхи.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: