Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 88%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ

МАДХУРЬЯ - РАСА

Все внимание Виджая-кумара было настолько поглощено Кришной и Его играми, что даже его повседневная деятельность стала несколько хаотичной. Он наспех перекусил тем, что оказалось под рукой, и помчался к своему духовному учителю. Увидев святого Шри Гопала-гуру Госвами, он пал к его стопам. Гопала-гуру Госвами осторожно поднял и обнял его. Виджая-кумар сказал: лО учитель, я горю желанием узнать об уддипанах мадхурья-расы». Святой Госвами благосклонно кивнул ему, и, усевшись поудобнее, они завели разговор.
Праведный Госвами начал так: лУддипанами мадхурья-расы служат качества, имена, действия, украшения и все прочее, прямым или косвенным образом связанное с Кришной и Его возлюбленными гопи».
Виджая-кумар попоросил: лОпиши, пожалуйста, эти качества».
Святой Госвами сказал: лКачества эти подразделяются на три категории: качества ума, речи и тела».
Виджая-кумар спросил: лЧто относится к качествам ума?»
Праведный Госвами ответил: лБлагодарность, всепрощение и добродушие - вот лишь некоторые из многичисленных качеств ума».
Виджая-кумар поинтересовался: лкаковы качества речи?»
Святой Госвами пояснил: лЧаще всего к ним относятся приятные для слуха слова».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА какие качества относятся к качестам тела?»
Гопала-гуру Госвами сказал: лЮность, очарование, красота, прелесть, сладострастность и нежность относятся к физическим качествам. Мадхурья-расе присущи четыре периода юности: вая-сандхи, навья-вьяса и пурна-ваяса.
Виджая-кумар спросил: лЧем замечателен период вая-сандхи?»
Святой Госвами ответил: лПереходный период между возрастом яувана именуется вая-сандхи. Иногда его называют пратхама-кайшора. Начало кайшоры и есть вая-сандхи. В данном случае балья и паугандха являются синонимами. Нежность возраста вая-сандхи являются уддипаной, вдохновляющей Господа Кришну».
Виджая-кумар поинтересовался: лА чем характеризуется период навья-ваяса?»
Праведный Госвами пояснил: лЭтот возраст является началом яуваны. Признаки этого возраста таковы: гопи нежно улыбаются, их взгляд становится кокетливым, их сердца начинают волноваться, а грудь - расти».
Виджая-кумар спросил: лЧем отличается возраст, известный как вьякта-ваяса?»
Задав своему учителю этот вопрос, Виджая-кумар заметил, что в храм на даршан Божества пришел вайшнав их Шри-сампрадайи и пандит-санньяси из Шанкара-матха. Последователь Шри-сампрадайи считал себя слугой Господа мужского пола, а санньяси из Шанкара-матха занимался медитацией на имперсональный Брахман. Ни один из них не был готов слушать описание гопи Враджи. Говорить о мадхурья-расе в присутствии человека, твердо убежденного в своей принадлежности к мужскому полу, запрещено. Гопала-гуру Госвами сразу же прекратили свою беседу и заговорили о чем-то менее значительном. Через некоторое время гости отправились к дереву сиддха-бакула. Улыбнувшись, Виджая-кумар, повторил свой вопрос.
Святой Госвами сказал: лВьякта-ваясой назывется тот возраст, когда грудь девушки явно заметна, на талии видны три складки кожи, и все члены тела наливаются красотой».
Виджая-кумар поинтересовался: лА какой возраст называется пурна-ваясой?»
Праведный Госаами ответил: лПурна-ваясой называется тот возраст, когда бедра девушки становятся широкими, талия - тонкой, грудь - высокой, а лицо сияет необыкновенной красотой».
Виджая-кумар сказал: лЯ понял, на какие категории делится возраст. Теперь опиши, пожалуйста, категорию тела».
Мудрый Госвами скзал следующее: лКогда тело сияет такой красотой, что даже кажется украшенным даже тогда, когда на нем нет никаких украшений, оно называется сияющим. Все части такого тела прекрасны».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто есть очарование?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли сияние тела подобно сиянию жемчуга, оно называется очаровательным».
Виджая-кумар спросил: лА что назывется красотой?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лЕсли все части тела имеют правильную форму, если они гармоничны и пропорциональны, они считаются красивыми».
Виджая-кумар спросил: лА что такое сладострастность?»
Святой Госвами ответил: лЕсли тело настолько прекрасно, что не поддается описанию обычными словами, его красота называется сладострастной».
Виджая-кумар поинтереосвался: лА что является нежностью?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лЕсли тело такое хрупкое и чувствительное, если оно не терпит малейшего неосторожного прикосновения, оно называется нежным».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, я понял, что представляют собой трансцендентные качества. Теперь прошу, опиши имена».
Святой Госвами промолвил: лТрансцендентные имена являются источником Божественных рас».
Виджая-кумар сказал: лЯ понял. Теперь расскажи, пожалуйста, о действиях».
Мудрый Госвами проговорил: лДействия делятся на две категории: анубхава и лила. Анубхаву я описывал, рассказывая о вибхаве».
Виджая-кумар попросил: лОпиши, пожалуйста, лилу».
Праведный Госвами сказал: лПрекрасные игры, зажигательные танцы, игра на флейте, дойка коров, выпас коров на склоне горы и другие занятия называются лилой».
Виджая-кумар спросил: лКакие игры называются прекрасными?»
Святой Госвами отвел: Танец раса и игры с мячом - таковы примеры бесконечного множества увлекательных игр, привлекающих сердца Враджи».
Виджая-кумар поинтересовался: лКаковы украшения, присутствующие в духовных играх?»
Праведный Госвами пояснил: лБогатые одеяния, драгоценные украшения, благоухающие гирлянды и косметика - таковы украшения, присутствующие в играх Враджи».
Виджая-кумар попросил: лОтветь, пожалуйста, что состоит в прямой связи с Кришной и гопи?»
Достойный Госвами ответил: лВ прямой связи с Кришной и гопи состоит то, что прикасается к их телам, и то, что находится поблизости».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто может прикасаться к их телам?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лК их телам прикасаются звуки флейты, звуки рожка их рога буйвола, музыка, пение, аромат цветов и благовоний, мелодичное позвякивание украшений, звук вины и тому подобное».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под звуком флейты?»
Госвами ответил: лКогда Кришна касается устами Своей флейты, раздается нектарная музыка. Эта музыка считается прекраснейшей из всех уддипан».
Виджая-кумар сказал: лБудь добр, расскажи, что находится поблизости от Кришны и гопи».
Святой Госвами пояснил: лЭто благоухающие цветы, перья павлина, краски из горных минералов, коровы, посох, флейта, рожок их буйволиного рога, любимые друзья Кришны, поднятая копытами коров пыль, Вриндаван, а также живые существа и предметы, обитающие или находящиеся во Вриндаване, у холма Говардхана, на берегах Ямуны или же там, где был явлен танец раса».
Виджая-кумар спросил: лКакие живые существа нашли прибежище в Божественном Вриндаване?»
Святой Госвами ответил: лВо Вриндаване живет множество птиц, пчел и животных. Кроме того, Вриндаван украшают лианы, растения туласи, цветы карника и деревья кадамба».
Виджая-кумар спросил: лА что состоит в косвенной связи с Кришной и Его любимыми гопи?»
Праведный Госвами ответил: лЭто лунный свет, облака, молнии во время грозы, времена года, полная луна, легкий ветерок и певчие птицы».
Выслушав описание уддипан, Виджая-кумар задумался. Когда он осознал, какие сокровенные тайны были ему поведаны, в его сердце поднялась волна экстатической любви. На его теле проявились признаки анубхавы. Задыхаясь от переполнявших его чувств, Виджая-кумар сказал: лО учитель, прошу, опиши проявления анубхавы. Рассказывая о лилах, ты назвал их частью деяний Господа Кришны».
Обрадованный столь разумной просьбой ученика, святой Госвами сказал: лПроявления анубхавы делятся на три категории: аланкара, удбхасвара и вачика».
Виджая-кумар спросил: лЧто называется аланкара?»
Праведный Госвами ответил: лПрекрасные девушки Враджи, достигшие возраста яувана, носят двадцать видов аланкар (украшений). Этими украшениями они покоряют сердце своего возлюбленного. Они таковы:
А) украшения, порождаемые телом: 1) бхава, 2) хава, 3) хела;
Б) спонтанно возникающие украшения: 4) шобха, 5) канти, 6) дипти, 7) мадхурья, 8) прагалбхата, 9) аударья, 10) дхайрья;
В) естественные украшения: 11) лила, 12) виласа, 13) виччхитти, 14) вибхрама, 15) кила-кинчита, 16) моттайита, 17) куттамита, 18) виббока, 19) лалита, 20) викрита».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто в данном случае подразумевается под бхавой?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли в сердце живет неизменная привязанность к мадхурья-расе, такое состояние называется рати. Первое проявление рати называется бхава. Если рати прочно утвердилась в сердце, это состояние называется саттва. Когда в сердце начинают подниматься волны экстатической любви, такое состояние именуется бхава».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, что такое хава?»
Святой Госвами ответил: лХава - это телодвижения, происходящие от любви, например, наклон головы, движения глаз или бровей и прочее».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое хела?»
Достойный Госвами ответил: лКогда любовные знаки хава выражаются более откровенно, они называются хела».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что такое шобха?»
Праведный Госвами пояснил: лТа красота, которая является отпечатком любовных игр на телах Кришны и его возлюбленных, именуется шобха».
Виджая-кумар спросил: лА что такое канти?»
Святой Госвами ответил: лСияние тела как признак удовлетворения любовных желаний именуется канти».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что является дипти?»
Праведный Госвами пояснил: лЕсли тело светится лучезарным сиянием, исходящим из сочетания юности, удовлетворенного желания, добродетели и иных фактов, такое состояние называется дипти».
Виджая-кумар спросил: лА как проявлется мадхурья?»
Святой Госвами ответил: лМадхурья - это искусность во всем».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто такое прагалбхата?»
Мудрый Госвами ответил: лПрагалбхата - состояние уверенности и свободы от сомнений».
Виджая-кумар спросил: лЧем характеризуется аударья?»
Праведный Госвами ответил: лСпособность сохранять смирение при любых называется аударья».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто означает слово дхайрья».
Святой Госвами ответил: лВозвышенное состояние ума называется дхайрья».
Виджая-кумар спросил: лА как проявлется лила?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лЛилой называется подражение грациозным движениям возлюбленного и стремление носить одежды, похожие на одежды возлюбленного».
Виджая-кумар спросил: лА что означает виласа?»
Святой Госвами ответил: лКогда гопи губами, глазами или как-нибудь иначе посылают возлюбленному знаки любви, это называется виласа».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА как проявлется виччхитти?»
Святой Госвами пояснил: лВиччхитти именуется естественная красота, не нуждающаяся ни в каких украшениях. По мнению некоторых ученых, виччхитти рассматривается как гневное состояние гопи, оскорбленной поведением возлюбленного».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое вибхрама?»
Достойный Госвами ответил: лЕсли, спеша на свидание со своим возлюбленным, девушка так теряет голову от любовного желания, что неправильно одевает ожерелье, гирлянду и прочие украшения, ее состояние называется вибхрама».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем характеризуется кила-кинчита?»
Безгрешный Госвами ответил: лГордость, любовное желание, слезы, смех, ревность, страх и гнев называются кила-кинчита, но только в том случае, если они служат признаками счастья при встрече с возлюбленным».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое моттайита?»
Праведный Госвами дал следующий ответ: лИногда, вспомнив о возлюбленном или получив какую-либо весть о Нем, девушка испытывает любовь, порождающую желание. Подобное состояние называется моттайита».
Виджая-кумар спросил: лА что означает куттамита?»
Праведный Госвами ответил: лКогда возлюбленный касается груди любимой, а та, втайне испытывая удовольствие, делает вид, что гневается, ее состояние называется куттамита».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак проявлется виббока?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли под воздействием гордости или ревности девушка наносит своему любимому оскорбление, ее состояние определяется как виббока».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что означает слово лалита?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лКогда движения тела и бровей выражают безграничную нежность, это состояние называется лалита».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое викрита?»
Праведный Госвами ответил: лЕсли робость, гордость и гнев выражаются не словами, а движениями, подобное состояние называется викрита. Таким образом, определенные состояния тела и ума порождают эти двадцать украшений. Некоторые знатоки рас добавляют к этому списку еще два - маугдхья и чакита».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает маугдхья?»
Святой Госвами ответил: лКогда возлюбленная задает своему любимому вопрос, заранее зная на него ответ, ее уловка называется маугдхья».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что такое чакита?»
Праведный Госвами ответил: лКогда возлюбленная говорит говорит о своем испуге, хотя никаких видимых причин для него нет, ее состояние называется чакита».
Выслушав ответы мудрого старца, Виджая-кумар сказал: лО учитель, ты весьма доходчиво расссказал мне об аланкарах (украшениях). Теперь прошу, опиши мне удбхасвары».
Услышав просьбу ученика, святой Госвами сказал следующее: лКогда Божественная любовь, пылающая в сердце, проявляется в виде определенных телесных признаков, они называются удбхасвара. К примеру, некоторыми из удбхасвар мадхурья-расы являются распущенные пояс и волосы, не полностью застегнутый лиф, сладострастные движения тела, приоткрытый рот, учащенное дыхание и расширенные ноздри».
Виджая-кумар заметил: лО мудрейший, мне кажется, что все эти удбхасвары можно было отнести к разрядам монтайита и виласа».
Праведный Госвами пояснил: лВ них присутствует особая, ни с чем не сравнимая прелесть, поэтому они выделяются в отдельную категорию».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар попросил: лО учитель, пожалуйста, опиши словесные анубхавы».
Гопала-гуру Госвами сказал: лСуществует двенадцать словесных анубхав: алапа, вилапа, самлапа, пралапа, анулапа, апалапа, сандеша, атидеша, ападеша, упадеша, нирдеша и вьяпадеша».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает алапа?»
Мудрый Госвами ответил: лПриятные, лестные слова называются алапа».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто означает вилапа?»
Святой Госвами пояснил: лЖалобные слова называются вилапа».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое самлапа?»
Мудрый Госвами ответил: лПриятные беседы называются самлапа».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто таклое пралапа?»
Святой Госвами ответил следующее: лЛишенная какого-либо смысла речь называется пралапа».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает анулара?»
Безгрешный Госвами пояснил: лАнулапа - это неоднократное повторение одних и тех же слов».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что означает апалапа?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лАпалапа - это повторное объяснение чего-либо».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает сандеша?»
Мудрый Госвами поянил: лСандеша - это письмо, посланное возлюбленному, находящемуся в отлучке».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что такое атидеша?»
Праведный Госвами ответил: лАтидеша характеризуется тем, что гопи выдают свои слова за слова своего дорого Кришны».
Виджая-кумар спросил: лА что означает ападеша?»
Святой Госвами ответил следующее: лАпадеша проявлется в том, что говорится одно, а подразумевается совсем другое».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что такое упадеша?»
Мудрый Госвами пояснил: лУпадеша - это разумные наставления».
Виджая-кумар спросил: лА что такое нирдеша?»
Достойный Госвами ответил: лНирдеша - подтверждение чего-либо (к примеру, - лда, это я»)».
Виджая-кумар спросил: лА что означает вьяпадеша?»
Безгрешный Госвами ответил следующее: лВьяпадеша - введение кого-либо в заблуждение относительно своих истинных желаний. Все вышеперечисленные проявления анубхавы свойственны и остальным расам. Однако они славятся тем, что придают мадхурья-расе особую пикантность».
Выслушав объяснения духовного учителя, Виджая-кумар задал такой вопрос: лО учитель, почему эти проявления раса-анубхавы оговариваются отдельно?»
Достойный Госвами ответил следующее: лКогда в сердце рождаются аламбаны и уддипаны, возникает бхава. Тогда на теле появляются признаки, называемые проявлениями анубхавы. Если не обсудить эти анубхавы отдельно, трудно будет увидеть их истинную природу».
Виджая-кумар попросил: лТеперь опиши, пожалуйста, проявления саттвика-бхавы, свойственные мадхурья-расе».
Святой Госвами сказал: лВ мадхурья-расе присутствуют восемь ранее описанных мною саттвика-бхав. Однако в этой расе они проявлются несколько иначе».
Виджая-кумар поинтересовался: лВ чем же заключается это различие?»
Праведный Госвами пояснил: лОбрати внимание на игры Господа, явленные во Врадже. Оцепенение бывает следствием смеха, страха, изумления, скорби и гнева. Потовыделение сопровождает смех, страх и гнев. Волоски на теле поднимаются от изумления, гнева и страха. Тело трепещет от страха, смеха и гнева. Скорбь, гнев и страх сопровождаются побледнением кожных покровов. Смех, гнев и скорбь вызывают слезы. Опустошение вызывается как счастьем, так и страданием».
Виджая-кумар спросил: лА разве в мадхурья-расе эти экстатические признаки саттвика проявляются по-другому?»
Святой Госвами ответил: лДа, это так. Описывая проявления саттвика-бхавы, я объяснял, что они бывают дхумайита (подобными дыму), джвалита (подобными огню), дипта (сияющими) и уддипта (ослепительно блистающими). В мадхурья-расе присутствуют только два проявления - уддипта (сияние) и судипта (ослепительный блеск)».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, прошу тебя, опиши вьябхичари-бхавы мадхурья-расы».
Святой Госвами сказал: лВ мадхурья-расе присутсвуют почти все проявления вьябхичари-бхавы или санчари-бхавы, о которых я уже тебе рассказывал. В этой расе отсутсвует лишь аугрья (насилие) и аласья (лень). Проявления санчари-бхавы, характерные для мадхурья-расы, воистину чудесны».
Виджая-кумар поинтересовался: лО безгрешный, в чем заключается их необычность?»
Святой Госвами пояснил: лТа любовь к Кришне (кришна-према), которую друзья и старшие родственники Кришны черпают в сакхье-расе и других расах, в мадхурья-расе становится санчари-бхавой. Иными словами, то, что в других расах было стхайи-бхавой, в мадхурья-расе становится санчари-бхавой, или вьябхичари-бхавой».
Виджая-кумар спросил: лЧто еще можно сказать о мадхурья-расе?»
Мудрый Госвами ответил: лПроявления вьябхичари-бхавы не являются составляющими мадхурья-расы. Даже вьябхичари, начинающиеся с марана (желания смерти), не считаются ее непосредственными составляющими. Проявления вьябхичари-бхавы считаются качествами мадхурья-расы».
Виджая-кумар спросил: лКак в этой расе проявляются составляющие вьябхичари-бхавы?»
Святой Госами ответил: лНирведа (расстройство) порождается страданиями, неприятными переживаниями, ревностью, скрбью, невзгодами и оскорблениями».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается дайнья (смирение)?»
Праведный Госвами пояснил: лДайнья порождается несчастьями, страхом и оскорблениями».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается глани (вина)?»
Безгрешный Госвами дал такой ответ: лГлани порождается усталостью, беспокойством и любовным влечением».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождется шрама (усталость)?»
Праведный Госвами ответил: лШрама возникает, когда человек сбивается с пути, танцует, а также вследствие любовного влечения».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается мада (опьянение)?»
Гопала-гуру Госвами ответил так: лМада порождается хмельными напитками. Потребляя их, человек чувствует воодушевление и радость, но теряет свой разум».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается гарва (гордость)?»
Святой Госвами ответил: лГарву попрождают красота, добродетели и удача».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается санка (сомнение)?»
Безгрешный Госвами пояснил: лСанка порождается воровством, грубостью, жестокостью по отношению к другим, непривлекательными живыми существами и неприятными звуками».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается авега (сильные переживания)?»
Святой Госвами ответил: лАвега возникает в присутствии объекта любви, а также во время разговоров о Нем. Кроме того, сильные переживания являются следствием перенесенного потрясения».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается унмада (безумие)?»
Праведный Госвами ответил: лУнмада порождается неумеренными наслаждениями или разлукой с возлюбленным».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается апасмара (забывчивость)?;
Безгрешный Госвами дал такой ответ: лАпасмара возникает, когда человек несчастен, и все его чувства расстроены».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧем порождается вьядхи (болезнь)?»
Святой Госвами ответил: лВьядхи порождает сильная лихорадка, а также беспокойство, сильные переживания и другие отрицательные эмоции».
Виджая-кумар спросил: лКак возникает моха (растерянность)?»
Мудрый Госвами ответил: лМоха является состоянием ума. Она порождается радостью, разлукой с возлюбленным и скорбью».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается мрити (смерть)?»
Гопала-гуру Госвами ответил так: лМрити не присутствует в мадхурья-расе. Но иногда у ревнивых и страдающих гопи появлется желание умереть».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается аласья (лень)?»
Праведный Госвами пояснил: лАласья также не присутсвтует в мадхурья-расе. Лень никак не взаимосвязана с преданным служением Господу Кришне. Тем не менее, это качество проявлется косвенным образом - как противоположность истинного преданного служения».
Виджая-кумар спросил: лЧем порожадется джадья (бездейственность)?»
Святой Госвами ответил: лДжадья возникает, когда гопи слышат о Кришне, видят Его или находятся в разлуке со своим Божественным возлюбленным».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается врида (стыдливость)?»
Безгрешный Госвами ответил следующее: лВриду порождают первое свидание, поступки которые не следует совершать, а также хвалебные и оскорбительные слова».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается авахиттха (скрытность)?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лАвахиттха порождается предательством, стыдом, хитростью, страхом и почтением».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧем порождается смрити (памятование)?»
Святой Госвами ответилд: лСмрити основывается на непосредственном чувственном восприятии».
Виджая-кумар спросил: лО мудрейший, откуда происходит витарка (сварливость)?»
Праведный Госвами ответил: лВитарка порождается неудовлетворением или сомнениями».
Виджая-кумар спросил: лОткуда берется чинта (беспокойство)?»
Мудрый Госами пояснил: лЧинта возникает, если не удается достичь желаемого результата, либо достигается нежелательный результат».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается мати (задумчивость)?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лМати порождается целью понять что-либо».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается дхрити - это устойчивость ума. Она происходит из отсутствия страданий и устойчивого благополучия».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лВ чем источник харши (счастья)?»
Святой Госвами сказал:»Человек, чьи желание сбылись, находится в состоянии, известном как харша».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается аутсукья (рвение)?»
Безгрешный Госвами ответил: лАутсукья порождается жаланием увидеть своего возлюбленного».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается аугрья (насилие)?»
Мудрый Госвами ответил: лСлово аугрья переводится как лнасилие». Как я уже говорил, ему нет места в мадхурья-расе».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается амарша (высокомерие)?»
Святой Госвами пояснил: лНеспособностью выносить непочтение и оскорбления».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лВ чем природа асуи (зависти)?»
Святой Госвами ответил следующее: лАсуей называется нетерпимость к успеху другого. Она порождается судьбой и отрицательными качествами человека».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем порождается чапала (непостоянство)?»
Праведный Госвами пояснил: лЛегкомысленность рождает непостоянство. Кроме того, его источниками могут выступать влечение и отвращение».
Виджая-кумар спросил: лЧем порождается нидра (сон)?»
Святой Госвами ответил: лНидра порождается утомлением».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое бодха (бодрость)?»
Святой Госвами ответил: лБодха есть противоположность сонливости.
О Виджая-кумар, проявления этих вьябхичари делятся на четыре категории: 1) утпатти, 2) санди, 3) шавалья, 4) шанти. Сочетание двух категорий именуется бхава-сандхи. Если сочетание образовано разными проявлениями одной бхавы, оно называется сварупа-сандхи. Если сочетание образовано разными проявлениями, оно именуется бхинна-сандхи. Когда смешивается множество различных проявлений, сочетание именуется бхава-шавалья. Отсутствие бхавы называется бхава-шанти».
Святой Госвами услышав из уст своего духовного учителя описания вибхавы, анубхавы, саттвика-бхавы и вьябхичари-бхавы мадхурья-расы, Виджая-кумар постиг самагри (составляющие) этой расы. Его сердце погрузилось в океан премы (чистой любви). Тем не менее, ему казалось, что в сердце у него нет ни капли любви к Господу. Припав к стопам своего духовного учителя, он спросил: лО безгрешный, почему же мое сердце никак не откроется навстречу Божественной преме? Будь милостив, объясни, что я должен сделать, чтобы проникнуться любовью к лотосоокому Господу». Гопала-гуру Госвами ответил: лЗавтра я расскажу тебе о преме. Ты постиг самагри (составляющие) премы. Но према все еще не проявляется в твоем сердце. До сего дня ты слышал лишь поверхностные описания премы, которая, по сути, являеться стхайи-бхавой. Узнав о том, как према проявлется в мадхурья-расе, ты достигнешь полного совершенства». Произнеся эти слова, Гопала-гуру Госвами обнял Виджая-кумара. Преисполнившись благодарности, Виджая-кумар поклонился духовному учителю и отправился домой.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: