Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 90%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

МАДХУРЬЯ - РАСА

На следующий день Виджая-кумар снова пришел к Гопала-гуру Госвами и предложил ему поклоны дандават. Видя, что Виджая-кумар горит желанием услышать о стхайи-бхаве мадхурья-расы, духовный учитель начал беседу.
Святой Гопала-гуру Госвами сказал: лСтхайи-бхавой мадхурья-расы является мадхурья-рати».
Виджая-кумар спросил: лКак возникает мадхурья-рати?»
Святой Госвами ответил: лМадхурья-рати пробуждает абхийога, вишая, самбандха, абхимана, тадия-вишеша, упама и свабхава. Каждый последующий предмет в этом списке является более возвышенным, нежели предыдущий. Рати, порожденная свабхавой, явлется лучшей из разновидностей рати».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое абхийога?»
Безгрешный Госвами ответил: лОткрытое выражение любви (бхавы) именуется абхийога. Это можно сделать самому, либо через кого-нибудь другого».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое вишая?»
Святой Госвами пояснил: лСуществует пять вишай - звук, прикосновение, форма, вкус и аромат».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто означает самбандха?»
Мудрый Госвами пояснил: лЧетыре основные самбандхи - это семья, красота, добродетель и Божественные игры».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое абхимана?»
Праведный Госвами ответил: лЕсли из множества красивых и полезных предметов человек выбирает именно тот, который больше всего ему нравится, это называется абхимана».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое тадия-вишеша?»
Гопала-гуру Госвами ответил следующее: лТадия-вишеша - это отпечатки стоп, подобных лотосу, пастбища, на которых пасутся тучные коровы, милые сердцу друзья. В данном контексте под пастбищем подразумевается Вриндаван, а под милым сердцу друзьями - преданные, глубоко любящие Кришну».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое упама?»
Святой Госвами ответил: лУпама -некоторая схожесть одного предмета с другим».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто есть свабхава?»
Святой Госвами пояснил: лПрирода, которая проявляется спонтанно, безо всякой внешней причины, именуется свабхава. Свабхава делится на две категории: нисарга и сварупа».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое нисарга?»
Праведный Госвами ответил: лПривычка, порожденная повторяющимися действиями, называется нисарга. К причинам нисарги относятся качества, форма и слух. Если душа в течение нескольких жизней ведет себя определенным образом, у нее складывается привычка, которая и называется нисарга. Если человек, услышавший о качествах и форме Господа Кришны, проявлется внезапную и страстную (хатха) любовь к Кришне (бхаву), значит, эту любовь пробудили прошлые действия в преданном служении (нисарга)».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под сварупой?»
Безгрешный Госвами пояснил: лСварупой именуется сущность, не имеющая начала, нерожденная и вечно совершенная. Сварупа делится на три категории: кришна-ништха (вера в Кришну), лалана-ништха (вера в гопи) и убхая-ништха (вера и в Кришну, и в гопи). Люди, имеющие демоническую природу, не имеют Кришна-ништхи. С другой стороны, люди, обладающие Божественными качествами, преисполнены ею. Просветленные люди могут взрастить в себе лалана-ништху. Если же человек наделен и кришна-ништхой, его вера рассматриваетсякак убхая-ништха».
Виджая-кумар спросил: лОзначает ли это, что все аспекты мадхурья-расы порождены этими семью причинами - абхийогой, вишайей, самбандхой, абхиманой, тадия-вишешей, упамой и свабхавой?»
Святой Госвами ответил: лПрекрасные девушки Враджи любят Кришну той любовью, которая является частью их собственной природы (свабхава), которая совершенна (сварупа-сиддха) и порождена вовсе не семью вышеназванными причинами. Отнюдь нет. Что касается преданных садхана-сиддха (тех, кто достиг совершенства благодаря практике садхана-бхакти) и нисарга-сиддха-садхака (тех, кто находится на пути к совершенству), семь вышеназванных причин действительно вдохновляют их любовь к Кришне».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, мне хотелось бы услышать один-два примера».
Выслушав просьбу ученика, святой Госвами сказал следующие слова: лТакого рода любовь возникает благодаря рагануга-бхакти. Ее невозможно почувствовать, находясь на уровне вайдхи-бхакти. Когда преданный, практикующий садхана-бхакти, видит любовное служение, которое девушки Враджи воздают Господу, когда в его сердце созревает желание служить Кришне подобным образом, тогда причинами его экстатической любви к Кришне становятся перечисленные выше факторы. Таким образом, преданный постепенно обретает рати (духовную любовь) достигнув уровня садхана-сиддха, преданный может наслаждаться лалана-ништхой».
Виджая-кумар спросил: лКакие разновидности рати тебе известны?»
Святой Госвами ответил: лСуществует три разновидности рати: садхарани (начальная), саманджаса (развитая) и самартха (совершенная). Поведение Кубджи является примером садхарани-рати. Она стремилась наслаждаться, используя общество Кришны как источник наслаждения. Поэтому природа ее любви считается низменной. Любовь цариц Двараки считается развитой (саманджаса). Будучи женами Кришны, они стремились удовлетворить Его. Любовь девушек Гокулы - гопи - считается совершенной (самартха). Она находится на уровне, превосходящем обычную мирскую деятельность и банальные принципы религии. Любовь садхарани подобна драгоценному камню, любовь саманджаса подобна камню чинтамани, а несравненная любовь самартха подобна камню Каустубха».
Слезы выступили на глазах Виджая-кумара, и он воскликнул дрожащим голосом: лКакое чудесное описание! О учитель, расскажи мне о садхарани-рати».
Святой Госвами сказал: лКогда душа, увидевшая Кришну, жаждет наслаждаться в Его обществе, выказывая этим зарождающуюся любовь, ее чувства именуются садхарани. Поскольку подобная любовь не является зрелой, к ней примешивается стремление к собственному удовольствию».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое саманджаса-рати?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лЕсли, прослышав о всеблагих качествах Кришны, девушка жаждет стать Его супругой, такая любовь именуется саманджаса. Тем не менее, и в этой любви порой присутствует стремление к собственному наслаждению. С другой строны, не имея этого желания, девушка не стала бы супругой Кришны».
Виджая-кумар спросил: лСкажи, чем характеризуется самартха?»
Святой Госвами ответил следующее: лРати включает в себя стремление к наслаждению. Находясь на уровне садхарани-рати и саманджаса-рати, преданный стремится к собственному наслаждению. Когда преданный стремится доставить удовольствие своему возлюбленному Господу, забыв о самом себе, его чувства называются самартха».
Виджая-кумар спросил: лЧему подобна такая любовь? Прошу, опиши ее более понятным для меня образом».
Праведный Госвами ответил: лЖажда наслаждений бывет двоякой. С одной стороны, девушка желает, чтобы возлюбленный удовлетворял ее чувства. С другой - она желает удовлетворять Его чувства. Первое побуждение называется кама (вожделение), поскольку оно подразумевает стремление к собственному счастью. Во втором случае на первое место выдвигается счастье и благополучие возлюбленного. Такое желание является выражением истинной любви (премы). В любви, известной как садхарани, стремление к собственному наслаждениюявляется весьма сильным. В любви, известной как саманджаса, это стремление значительно слабее. В любви, известной как самартха, стремление к наслаждению имеет совсем иную природу. Как я уже говорил, оно выражается в желании удовлетворить возлюбленного».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар сказал: лПрикосновение возлюбленного - неизбежное удовольствие, которое приносит любовь. Как же может случиться так, что в самартхе отсутствует стремление к подобному удовольствию?»
Достойный Госвами промолвил: лРазумеется, от этого желания трудно избавиться. Однако в самартхе оно проявлется очень слабо, а желание доставить удовольствие возлюбленному - очень сильно. Более сильное желание поглощает более слабое, и в результате оба желания сливаются воедино».
Виджая-кумар поинтересовался: лВ чем заключается исключительность любви самартха?»
Праведный Госвами пояснил: лДело в том, что эта любовь чаще всего возникает сама по себе, без всякой зависимости от каких-либо причин».
Виджая-кумар спросил: лА как стремление к собственному наслаждению сливается воедино с желанием доставить удовольствие возлюбленному?»
Святой Госвами ответил: лПрекрасные девушки Враджи любят Кришну любовью, известной как самартха. Они мечтают принести Ему счастье. Более того, общаясь с Кришной, они и сами безмерно счастливы. Однако они не стремяться к эгоистическому счастью и делают только то, что может порадовать Кришну. Так сталкиваются стремление к собственному наслаждению и стремление удовлетворить Господа. В этих условиях желания не существуют отдельно друг от друга, и стремление порадовать Господа доминирует. Таким образом, стремление к собственному наслаждению перестает существовать».
Виджая-кумар воскликнул: лАх, как прекрасна эта любовь! Я жажду услышать о высшем проявлении ее славы».
Праведный Госвами молвил: лКогда эта любовь (рати) созревает, она достигает ступени, называемой маха-бхава. Все святые стремятся к этому уровню любви».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, прошу тебя, объясни, какие ступени образуют эту любовь».
Гопала-гуру Госвами сказал: лВ лУдджвала-ниламани» (лСтхайи-бхава-пракарана») сказано следующее:
лКогда рати достигает апогея, она становится премой. По мере того, как према становится все слаще и слаще, ее называют снеха, мана, праная, рага, анурага и бхава».
Виджая-кумар попросил: лО учитель, объясни это на каком-либо примере».
Святой Госвами молвил: лСахар куда слаще сахарного тростника, а леденцовые конфеты слаще сахара. Подобное можно сказать о рати, преме, снехе, мане, пранае, раге, анураге и, наконец, бхаве. С каждый уровнем любовь к Господу возрастает».
Виджая-кумар поинтересовался: лПочему эти ступени объединены в одну группу под общим названием према?»
Достойный Госвами пояснил: лШесть разновидностей любви в различных играх выражают разные ступени той же премы. Пандиты, сведущие в этих вопросах, объединяют их общим названием - према».
Виджая-кумар попросил: лРасскажи, пожалуйста, о разновидностях собственно премы».
Святой Госвами сказал: лСуществуют три разновидности премы: праудха (высшая), мадхья (средняя) и манда (низшая)».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает праудха-према?»
Святой Госвами ответил: Если девушка испытывает тревогу, думая, что опоздание обеспокоит ее возлюбленного, ее состояние именуется праудха-према».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем характеризуется мадхья-према?»
Достойный Госвами ответил: лЕсли девушку не особо волнует беспокойство ее возлюбленного, ее любовь называется мадхья-према».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что характерно для манда-премы?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли отношение девушки незьзя назвать ни безразличным, ни озабоченным, оно называется манда-према. Под воздействием этих чувств девушка может чинить препятствия на пути возвышенной любви своей соперницы. О Виджая-кумар, праудха, мадхья и манда являются тремя разновидностями премы. Их можно описать и по-иному: если девушка не может выносить страданий возлюбленного, в ее сердце живет праудха-према. Если девушка равнодушна к страданиям возлюбленного, в ее сердце живет мадхья-према. Когда же девушка вообще забывает о том, страдает ее возлюбленный или нет, в ее сердце живет манда-према».
Виджая-кумар сказал: лТеперь я понял, что означает према. А какими качествами отличается снеха?»
Праведный Госвами ответил: лКогда према достигает наивысшей точки своего развития, она уподобляется сияющему светильнику и именуется чит-према (духовная любовь). Когда от этой духовной любви тает сердце, она называется снеха. Одним из признаков снехи является то, что влюбленная девушка никогда не пресыщается отношениями со своим возлюбленным и не теряет интереса к Нему, даже если видит Его постоянно».
Виджая-кумар спросил: лА существуют ли какие-либо разновидности снехи - к примеру, более высокий и более низкий уровни?»
Достойный Госвами ответил: лНа низшем уровне снехи любящее сердце тает от прикосновения возлюбленного. На среднем уровне снехи сердце тает при виде возлюбленного. На высшем уровне сердце тает даже при упоминании о возлюбленном».
Виджая-кумар спросил: лКакие еще разновидности снехи тебе известны».
Святой Гопала-гуру Госвами ответил: лСнеха подразделяется еще на два вида: гхрита-снеха (любовь, подобная топленому маслу) и мадху-снеха (любовь, подобная меду)».
Виджая-кумар спросил: лЧем характеризуется гхрита-снеха?»
Святой Госвами ответил: лЕсли любовь очень почтительна (адарамайя), она называется гхрита-снеха. Гхрита-снеха по природе прохладна. Когда почтение (адара) увеличивается (гхани-бхута), любовь усиливается. Ее называют гхрита-снеха, поскольку она обладает качествами гхрита (гхи, или топленого масла)».
Виджая-кумар спросил: лКакова природа адары (почтения)?»
Праведный Госвами ответил: лУважение к другим (гаурава) порождает почтение (адара). Это говорит о том, что уважение и почтение взаимосвязаны. Когда любовь (рати) проявлется в сочетании с этими качествами, она называется снеха».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем характеризуется гаурава (уважение)?
Достойный Госвами ответил: лЕсли человек воспринимает кого-либо как гуру, это проявление гауравы. Считается, что адара (почтение) и гаурава взаимозависимы».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает мадху-снеха?»
Праведный Госвами ответил: лЕсли один из возлюбленных думает, что другой является его собственностью, его любовь относится к категории мадху-снеха. Эта сладостная любовь соединяет в себе различнеые расы. Она исполнена страсти и благодаря этома считаетсч горячей. Кроме того, эта любовь сладостна (мадхурья) поэтому и носит название мадху-снеха».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто означают слова лвозлюбленный является собственностью»?»
Святой Госвами пояснил: лКак мы уже говорили, любовь проявлется двояким образом. С одной стороны, один из влюбленных думает: лЯ принадлежу моему любимому». С другой, влюбленный считает, что предмет его страсти всецело принадлежит ему. В гхрита-снехе преобладает первый вариант, а в мадху-снехе - второй. Чувства Чандравали являются гхрита-снехой, а чувства Радхарани - мадху-снехой».
Преисполнившись духовного блаженства, Виджая-кумар припал к лотосным стопам духовного учителя и вознес ему хвалы. Затем он задал следующий вопрос: лО праведный, чем характеризуется мана?»
Святой Госвами ответил: лКогда снеха достигает наивысшей точки развития и наполняется неземным блаженством, влюбленная начинает хитрить со своим возлюбленным. Это и называется мана».
Виджая-кумар спросил: лСуществует ли разновидности маны?»
Достойный Госвами ответил: лМана подразделяется на две категории удатта и лалита».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто характерно для удатта-маны?»
Мудрый Госвами ответил: лУдатта-мана также делится на два вида. В первом случает поведение влюбленного является прямым, открытым и свободным от дипломатии. В другом случае влюбленный скрывает свои чувства и использует дипломатические хитрости. Удатта-мана имеет место в гхрита-снехе».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что характерно для лалита-маны? Не знаю почему, но я испытываю к ней некоторое влечение».
Святой Госвами сказал: лЛалита-мана делится на две категории. Каутилья-лалита-мане сопутствует независимость и вероломство по отношению к возлюбленному. Нарма-лалита-мане сопутствуют шутки и веселье. Оба вида лалита-маны проявляются в мадху-снехе».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое праная?»
Праведный Госвами ответил: лКогда девушка доверяет своему возлюбленному и чувствует душевное родство с Ним, ее чувства именуются праная».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто в данном случае подразумевает слово лдоверие» (вишрамбха)?»
Мудрый Госвами пояснил: лДоверие является истинной природой пранаи. Доверие (вишрамбха) бывает двух видов: майтра и сакхья. Вишрамбха переводится как лпрочное доверие». Такое доверие не просто служит второстепенной причиной пранаи. Оно является изначальной ее причиной, основной составляющей пранаи».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое майтра-вишрамбха?»
Святой Госвами ответил: лСочетание вишрамбхи со смирением именуется майтра».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что такое сакхья-вишрамбха?»
Достойный Госвами ответил: лКогда возлюбленная девушка совершенно свободна от боязни потерять возлюбленного и уверена, что он целиком подчинен ее власти, ее состояние называется сакхья-вишрамбха».
Виджая-кумар спросил: лСкажи, существует ли взаимосвязь между пранаей, снехой и маной?»
Мудрый Госвами дал такой ответ: лВ некоторых обстоятельсвах снеха порождает пранаю, а праная, в свою очередь, порождает ману. В других обстоятельствах снеха порождает ману, а мана, в свою очередь, порождает пранаю. Таким образом, мана и праная могут быть как причиной, так и следствием. Вишрамбха требует отдельного объяснения. Удатта и лалита присутствуют и в майтре, и в сакхье, причем в сакхье их называют су-майтра и су-сакхья».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое рага?»
Святой Госвами дал такой ответ: лКогда праная достигает уровня, когда даже величайшее страдание воспринимается как счастье, она становится рагой».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лСуществуют ли какие-то разновидности раги?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лСуществуют две разновидности раги: нилима-рага и рактима-рага».
Виджая-кумар поинтересовался: лСуществуют ли разновидности нилима-раги?»
Праведный Госвами ответил: лСуществуют две разновидности нилима-раги: нили-рага и шьяма-рага».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое нили-рага?»
Достойный Госвами ответил: лВ этой раге не существует потерь и страданий. При этом любовь скрывается в сердце. Такова нили-рага, которую Чандравали выражает Господу Кришне».
Виджая-кумар поинтересовался: Что такое шьяма-рага?»
Мудрый Госвами ответил следующее: лКогда опоздание возлюбленного настолько тревожит влюбленную, что она поливает лесные растения потоками слез, ее чувства именуются шьяма-рага».
Виджая-кумар спросил: лКаковы разновидности рактима-раги?»
Вятой Госвами ответил: лРактима-рага подразделяется на две разновидности: кусумбха и манджиштха-самбхава».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое кусумбха-рага?»
Гопала-гуру Госвами ответил так: лКусумбха-рага оттеняет красоту и величие других раг. Кусумбха-рага покоится в определенном объекте. Соединяясь с манджиштха-рагой, она порождает скорбь в сердце любящей Кришну гопи (кришна-пранаи)».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто такое манджиштха-рага?»
Праведный Госвами сказал: лВечная, неизменная, сияющая непреходящим великолепием любовь, которую Шри Радха и Шри Мадхава испытывают друг к другу, именуется манджиштха-рага. Гхрита, снеха, удатта, майтра, су-майтра, нилима и все остальные описанные мною проявления любви присущи Чандравали и царицам Двараки, первой из которых является Рукмимни. С другой стороны, мадху, снеха, лалита, сакхья, су-сакхья, рактима и все остальные проявления присутствуют среди чувств Шри Радхи. Порой они обнаруживаются даже у Сатьябхамы. Я уже говорил, что прекрасные девушки Враджи делятся на соперничающие (сва-пакша и випакша) группы. Как следствие, между ними существует множество разногласий. Когда обсуждаемые нами проявления бхавы вступают во взаимодействие с другими чувствами, возникает величайшее многообразие эмоций. Только пандиты, сведущие в данном вопросе, могут понять все это до конца. Иными словами, сейчас я не стану давать тебе более подробные объяснения».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под лдругими чувствами»?»
Святой Госвами пояснил: лСтхаи-мадхурья-бхава, тридцать три вьябхичари и семь проявлений бхавы, которые начинаются с хасьи. Это те чувства, которые я имел в виду».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, я понял, что представляет собой рага. Объясни, пожалуйста, что такое анурага».
Праведный Госвами ответил: лТа рага, благодаря которой Кришна предстает перед взорами гопи во все новой и новой красе, именуется анурага».
Виджая-кумар поинтересовался: лВ чем заключаются особенности этой раги?»
Гопала-гуру Госвами ответил так: лБлагодаря ей девушки оказываются во власти возлюбленного, а возлюбленный - в ее власти. Она порождает према-вайчиттью. Под ее воздействием у человека возникает желание родиться в самом никудышнем теле, но только в святом Вриндаване. Эта рага безгранична. Она дарит общение с Кришной даже тогда, когда преданный находится в разлуке с Ним».
Выслушав мудрого старца, Виджая-кумар сказал:: лЯ понимаю, как анурага приводит возлюбленных в подчинение друг к другу и пробуждает желание родиться низким существом в святой обители Шри Вриндавана. Но, учитель, я не понимаю, что такое према-вайчиттья».
Достойный Госвами пояснил: лПрема-вайчиттья - это любовь, которую преданный испытывает, будучи в разлуке с Кришной. Ты узнаешь о ней позже».
Виджая-кумар попросил: лТогда опиши, пожалуйста, маха-бхаву».
Святой Госвами сказал следующее: лО Виджая-кумар, я ничтожное живое существо. Я не достоин открывать перед другими великолепие чудесных рас Враджи. Но я открою тебе то, чему меня милостиво учили Шрила Рупа Госвами и Шрила Пандит Госвами. Пожалуйста, прими мои слова как их милость к тебе».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, это я, задающий такие вопросы, являюсь падшим и лишенным разума. Но я уверен в том, что ты можешь рассказать о маха-бхаве так, что даже мое зачерствелое сердце откроется навстречу ей».
Праведный Госвами сказал: лШри Радха является ашраей анураги, а Господь Кришна - вишаей. Шри Кришна, сын Нанды, является вишаей мадхурья-расы, а Шри Радха - ее ашраей. Анурага является стхаи-бхавой. Когда анурага достигает своего высочайшего уровня, она именуетися маха-бхавой».
Виджая-кумар воскликнул: лО маха-бхава! Сегодня я в конце концов кое-что понял о ней. Маха-бхава является высшим уровнем преданности. Пожалуйста, приведи какой-либо пример маха-бхавы».
Достойный Госвами молвил: лО Виджая-кумар, ты очень удачливый человек, ибо не каждому открываются тайны маха-бхавы. Следующий стих являет собой пример маха-бхавы:
лВринда-деви сказала лотосоокому Кришне: лО царственный слон, странствующий по горам и джунглям, Твои любовные игры рассеивают грусть Радхи, даже если Она в разлуке с Тобой. Твоя любовь подобна художнику, который рисует славную картину на стенах дворца этого мира красками вечной, прекрасной любви».
Виджая-кумар поинтересовался: лКому дарована маха-бхава?»
Святой Госвами ответил: лМаха-бхава не доступна даже царицам Двараки. Она пребывает лишь в сердцах гопи, девушек Враджи».
Виджая-кумар спросил: лКак понять все это?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лЕсли возлюбленных связывают узы, их взаимоотношения относятся к свакия-расе, а любовь характеризуется как самаджаса. Следовательно, самартха, которая обеспечивает возможность возникновения маха-бхавы, отсутствует. Во Врадже царит паракия-раса. Маха-бхава проявлется на высшем уровне любви самартха паракия-расы».
Виджая-кумар поинтересовался: лСколько разновидностей маха-бхавы ты можешь перечислить?»
Святой Госвами промолвил: лОднажды возникнув, маха-бхава переполняет сердце нектаром. Маха-бхава делится на две разновидности: рудха и адхирудха».
Виджая-кумар спросил: лЧто представляет собой рудха-маха-бхава?»
Праведный Госвами ответил: лКогда сияние всех проявлений саттвика-бхавы достигает наивысшей точки, оно именуется рудха-маха-бхава».
Выслушав ответ, Виджая-кумар попросил: лОпиши, пожалуйста, проявления маха-бхавы».
Мудрый Госвами сказал: лКогда гопи страдают от того, что им приходится иногда закрывать глаза и тогда они не видят своего возлюбленного Кришну, когда они вселяют сострадание в сердца тех, кто находится поблизости и видит их переживания, когда они считают, что кальпа продолжается всего мгновение, когда они беспокоятся, что Кришна страдает, хотя очевидно, что Он счастлив, когда они думают, что одно мгновение без Кришны длится целую кальпу, когда они полностью забывают себя, хотя не находятся под влиянием иллюзии, тогда можно сказать, что имеют место проявления маха-бхавы. Они присутствуют как при встрече с возлюбленным (самбхога), так и в разлуке с Ним (випраламбха)».
Виджая-кумар спросил: лПочему гопи страдают от того, что им приходится закрывать глаза?»
Святой Госвами ответил: лВ маха-бхаве чувство разлуки (випраламбха) присутствует даже при встрече (самбхага). На Курукшетре гопи проклинали творца вселенной, Брахма, за то, что он создал веки, мешающие им постоянно созерцать Кришну».
Виджая-кумар поинтересовался: лТы сказал, что вид девушек Враджи волнует сердца тех, кто находится поблизости. Что это значит?»
Достойный Госвами пояснил: лКогда цари и их жены, собравшиеся на Курукшетре, увидели гопи, они были тронуты до самой глубины сердца».
Виджая-кумар спросил: лПочему они считают, что кальпа продолжается всего одно мгновение?»
Праведный Госвами дал такой ответ: лТанец раса продолжался целую ночь Брахмы. Тем не менее, гопи думали, что он длится всего одно мгновение».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лПочему девушки Враджи беспокоятся, что Кришна страдает, хотя очевидно, что Он счастлив?»
Святой Госвами ответил: лОни слишком любят Кришну. В лШримад-Бхагаватам» (10.31.19) описывается тревога гопи по поводу того, что Кришна будет страдать, если возложит Свои нежные лотосные стопы на их твердые груди».
Виджая-кумар спросил: лПочему гопи полностью забывают себя, хотя не находятся под влиянием иллюзии?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лКришна всегда находится рядом с гопи, поэтому они не попадают во власть иллюзии. Тем не менее, в присутствии Кришны они забывают обо всем на свете».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает выражение лони думают, что одно мгновение длится целую кальпу»?»
Святой Госвами пояснил: лКришна говорил Уддхаве: лКогда Я проводил время с гопи во Врандаване, целые ночи пролетали как мгновения. Но сейчас, в разлуке со Мной, каждая ночь длится для них как кальпа». Этот пример наглядно иллюстрирует данную ситуацию».
Выслушав объяснения духовного учителя, Виджая-кумар сказал: лЯ уяснил, что такое рудха-бхавы. Теперь опиши, пожалуйста, адхирудха-бхаву».
Святой Госвами промолвил: лКогда проявления рудха-бхавы, о корых я тебе говорил, приближаются к совершенству, их называют адхирудха-бхавами».
Виджая-кумар спросил: лСколько разновидностей адхирудха-бхавы известно ученым-вайшнавам?»
Мудрый Госвами ответил: лСуществуют две разновидности адхирудха-бхавы: модана и мохона».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое модана?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лКогда адхирудха-бхаву испытывают и Радха, и Кришна, когда проявления саттвика-бхавы являются во всем великолепии, чувства божественных влюбленных именуют модана. В модана-бхаве и Радха, и Кришна испытывают сильнейшее волнение. Это состояние - высшее проявление духовной любви, которое доступно лишь любящим Господа Кришну гопи».
Виджая-кумар спросил: лКому доступна модана-бхава?»
Святой Госвами ответил: лМодана-бхава доступна только девушкам, принадлежащим к окружению Шри Радхи. Модана-бхава проявляется в самых сокровенных играх хладини-шакти. Когда возлюбленные разлучаются, модана порождает мохану. Когда кто-либо из возлюбленных страдает из-за вынужденной разлуки, саттвика-бхава проявляется вовсем великолепии».
Виджая-кумар попросил: лОпиши, пожалуйста, проявления анубхавы, характерные для моханы».
Святой Госвами промолвил: лПопадая в объятья Своей возлюбленной, Кришна теряет сознание. Подвергаясь невыносимым страданиям, которые приносит любовь, Радха, тем не менее, продолжает думать лишь о счастье Кришны. Она испытывает такое желание прикоснуться к Кришне, что сходит с ума и задумывается о самоубийстве, отчего духовный и материальный миры наполняются тревогой, а находящиеся неподалеку животные обливаются слезами. Однако Ее любовь к Кришне настолько сильна, что она просит своих подруг-гопи сохранить ее тело ради утешения ее единственного возлюбленного, Шри Кришны. Мохана-бхаву испытывает только Шри Радха, царица Вриндавана. Ни в ком другом, кроме Радхи, не проявляются признаки мохана-вьябхичари-бхавы».
Виджая-кумар сказал: лО учитель, если ты считаешь, что это допустимо, опиши, пожалуйста, дивйонмаду (трансцендентное безумие)».
Святой Госвами промолвил: лДостигнув определенного уровня, мохана-бхава начинает напоминать состояние умалишенного. Это удивительное состояние называют дивйонмада. У этого состояния есть свои ступени - удгхурна (волнение) и читра-джалпа (гневная речь)».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое удгхурна?»
Праведный Госвами пояснил: лУдгхурна имеет множество форм проявления. К примеру, удгхурну испытывала Шри Радха, когда Кришна отправился в Матхуру».
Виджая-кумар спросил: лЧто представляет собой читра-джалпа?»
Мудрый Госвами ответил: лУвидев кого-либо из друзей своего возлюбленного, разгневанная девушка резкими словами отчитывает его, хотя на самом деле чувствует тоску и тревогу. Это состояние и называют читра-джалпа».
Виджая-кумар спросил: лСуществуют ли какие-то разновидности читра-джалпы?»
Праведный Госвами ответил: лСуществует десять видов читра-джалпы: 1) праджалпа; 2) париджалпита; 3) виджалпа; 4) удджалпа; 5) санджалпа; 6) аваджалпа; 7) абхиджалпа; 8) аджалпа; 9) пратиджалпа; 10) суджалпа. Все разновидности читра-джалпы описаны в той главе Десятой песни лШримад-Бхагаватам», которую называют лБхрамара-гитой».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар спросил: лЧто представляет собой праджалпа?»
Святой Госвами ответил: лЧитра-джалпа проявлется в бесконечном множестве форм, из-за чего очень сложно описать ее исчерпывающим образом. Поэтому я опишу ее кратко. Если возлюбленная язвительно, злобно и страстно оскорбляет своего возлюбленного - это праджалпа».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧем характеризуется париджалпита?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли девушка утверждает, что ее возлюбленный, Господин ее сердца - безжалостный, коварный и непостоянный, следовательно, имеет место париджалпита».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто представляет собой виджалпа?»
Мудрый Госвами ответил так: лВиджалпа прослеживается тогда, когда девушка бросает на Кришну злобные взгляды и говорит язвительные слова, а в сердце почитает и любит Его».
Виджая-кумар спросил: лЧем характеризуется удджалпа?»
Святой Госвами ответил следующее: лЕсли влюбленная девушка гневно, высокомерно и язвительно наносит оскорбления Кришне, называя Его жуликом и повесой - это удджалпа».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое санджалпа?»
Гопала-гуру Госвами пояснил: лСанджалпа встречается, когда влюбленная дразнит Кришну и жалуется всем на Его неблагодарность».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое аваджалпа?»
Достойный Госвами ответил: лКогда влюбленная девушка говорит об испытываемом ужасе по поводу того, чем чем может кончиться любовь к такому грубому, похотливому и коварному созданию, как Кришна, - это аваджалпа».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое абхиджалпа?»
Святой Госвами ответил: лАбхиджалпа проявлется, когда влюбленная лукаво говорит: лЛюбить Кришну глупо и бесполезно. Он такой жестокий, что мучает даже невинных птиц».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧем характеризуется аджалпа?»
Праведный Госвами сказал: лЕсли влюбленная девушка с чувством глубочайшего отвращения заявляет: лКришна - коварный обманщик. Он приносит нам одни неприятности. Давайте прекратим разговоры о Нем да побеседуем о чем-нибудь более приятном», - это аджалпа».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое пратиджалпа».
Святой Госвами ответил: лЕсли девушка заявляет: лВ любовных делах Кришна - просто разбойник с большой дороги. Он повеса, любящий наслаждаться обществом наивных девушек. Но ко мне Он пусть даже близко не подходит», - это пратиджалпа».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА чем характеризуется суджалпа?»
Достойный Госвами пояснил: лСуджалпа проявляется, когда влюбленная девушка с искренним и глубоким чувством тревоги задает множество вопросов о Кришне».
Виджая-кумар спросил: лО учитель, достоин ли я постигнуть суть маданы?»
Выслушав вопрос своего ученика, праведный Госвами молвил: лКогда самая возвышенная, самая прекрасная из всех духовных эмоций - хладини-шакти проявлется во всем великолепии, ее называют модана. Модана-бхавой наделена Шри Радха».
Виджая-кумар спросил: лА присуща ли модана-бхаве ревность?»
Достойный Госвами ответил следующее: лРевность играет заметную роль в модана-бхаве. Подчас она бывает направлена даже на неодушевленные предметы. Но опять же, иногда хвалебные слова возносятся в адрес всех, кто состоит в связи с Кришной. В качестве уместных примеров можно было бы привести слова, выражающие ревность к флейте Кришны, а также слова, восхваляющие девушек пулинда».
Виджая-кумар поинтересовался: лКак проявлется модана?»
Святой Госвами сказал: лДивная модана-бхава проявлется, когда влюбленные встречаются и вместе наслаждаются любовными играми. В вечных играх Божественных возлюбленных модана-бхава воплощается в тясячах различных форм».
Выслушав святого старца, Виджая-кумар сказал следующий вопрос: лО учитель, описывали ли модана-бхаву великие мудрецы?»
Достойный Госвами сказал: лМодана-раса безгранична. Сам Господь Кришна не берется судить о духовной модана-расе. Великий мудрец Шукадева Госвами нашел себя неспособным исчерпывающе описать ее. Должным образом описать модана-расу не смогли ни признанный раса-ачарья, Шри Бхарата Муни, ни другие великие мудрецы».
Потрясенный услышанным, Виджая-кумар воскликнул: лЧто я слышу! Даже Сам Господь Кришна, наслаждающийся модана-расой, не берется судить о ней! Как же так?»
Святой Госвами сказал: лГосподь Кришна явлется олицетворением всех рас. Он безграничен, всеведущ и всемогущ. Не существует то, чего Он не смог бы познать, достигнуть или свершить. Он един с расами и в то же самое время отличен от них. Он является атмарамой (существом, насладающимся духовными расами). Он присутствует во всех расах одновременно. Кроме собственной (атма) расы Кришны, существуют расы других живых существ (пара). Эти расы обеспечивают ощущение беспредельного счастья, царящего в духовных играх. Когда раса других живых существ (пара) выражается в высшей степени своего совершенства, ее называют паракия-раса. Этот высший уровень проявлется только на святой земле Вриндавана. Когда атма-раса (свакия-раса) отходит на второй план, а паракия-раса расцветает во всем великолепии, модана-раса достигает своей кульминации. Так модана-раса проявлется в апраката-лилах (невидимых для материального глаза играх Господа на Голоке). Так же она проявлется и на земле Враджи в материальном мире».
Виджая-кумар промолвил: лО учитель, твоя милость ко мне не знает границ. Прошу тебя, изложи в кратком виде все, сказанное тобой о мадхурья-расе».
Святой Госвами сказал: лРазличные чувства девушек Враджи находятся за пределами влияния материального мира. Они непостижимы для оскверненного материей разума. Из писаний я знаю, что Шри Радха чувствовала любовь (рагу) к Кришне еще до встречи с Ним. Из этой раги возникла анурага снеха, затем - мана и праная. Но все это невозможно осмыслить. В садхарани-рати проявлется дхумаита. В саманджаса-рати проявлются снехъа, мана, праная, рага и анурага. Затем возникает лучезарная дипти-рати. Затем возникают рудха, уддипта, модана и судипта-рати. Однако следует иметь в виду, что это краткое изложение подобно общему правилу, которое может иметь исключения в зависимости от конкретной личности, а также обстоятельств, времени и места. Садхарани-рати достигает наивысшей точки развития в преме. Саманджаса-рати обретает совершенство в анураге. Самартха-рати достигает наивысшей точки развития в маха-бхаве».
Виджая-кумар спросил: лКакого уровня достигает рати в сакхья-расе?»
Святой Госвами ответил: лВысшим уровнем, которого достигают нарма-сакхи, явлется анурага. Однако Субала и некоторые другие друзья Кришны достигают маха-бхавы».
Виджая-кумар произнес: лТы уже описывал стхаи-бхаву. Стхаи-бхава достигает наивысшего уровня в маха-бхаве. Но почему в стхаи-бхаве, обладающей определенной природой, представлены различные расы?»
Святой Госвами сказал: лСхаи-бхава проявлется в различных расах. Они возникают благодаря воздействию соответствующих самагри, которые также существуют в стхаи-бхаве».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар задал последний вопрос: лСкажи, свакия-раса являются вечными составляющими мадхурья-расы?»
Достойный Госвами ответил так: лДа. И свакия, и паркия вечны. Различие между ними не явлется простой материальной условностью. Если бы различие между ними было материальным, то и сами расы имели бы материальную природу. Расы вечны. Они являются источником ручи (влечения к Кришне), бхаджаны (служения Кришне) и прапти (общения с Кришной). Свакия-раса также проявлена во Врадже. Испытывая чувства, характерные для этой расы, живое существо считает Кришну своим супругом. Этой расе также свойственны ручи, садхана, бхаджана и прапти. Свакия-раса, проявленная вДвараке, тождественна этой расе, проявленной на Вайкунтхе. Но знай, что свакия-раса, проявленная во Врадже, соответствует расе Голоки и отличается от расы Вайкунтхи».
Виджая-кумар с величайшей любовью поклонился своему духовному учителю и отправился домой.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: