Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 93%

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

ШРИНГАРА - РАСА (МАДХУРЬЯ - РАСА)

На следующий день Виджая-кумар снова отправился к своему духовному учителю и, увидев его, почтительно поклонился. Горя нетерпением снова услышать его наставления, подобные божественному нектару, он произнес следующие слова: лО учитель, ты открыл мне тайны вибхавы, анубхавы, саттвика-бхавы и вьябхичари-бхавы. Я узнал, что представляет собой стахайи-бхава. Но все же раса, которую порождает сочетание стхайи-бхавы и упомянутыми четырьмя составляющими, остается для меня загадкой. Почему это происходит?».
Святой Гопала-гуру Госвами ответил: лО Виджая-кумар, тебе следует познать расу, называемую шрингара-расой. Лишь тогда ты сможешь ощутить сладостный вкус стхайи-бхавы».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое шрингара-раса?»
Достойный Госвами ответил: лКогда мадхурья-раса расцветает, как бутон розы, и предстает во всей своей красе, ее называют шрингара-расой. Эта раса делится на две разновидности: випраламбха (разлука) и самбхога (совместное наслаждение)».
Виджая-кумар сказал: лО досточтимый, расскажи мне о випраламбхе».
Святой Госвами начал свой рассказ так: лПри встрече ли, или в разлуке, молодые влюбленные всегда жаждут наслаждаться объятиями и любовными играми. Если эти желания остаются неудовлетворенными, их любовь (бхава) только усиливается. Это эмоциональное сотояние, которое обостряет ощущение счастья при встрече, именуется випраламбхой. В данном контексте под словом випраламбха подразумевается вираха (разлука после встречи) или вийога (отсутствие общения)».
Виджая-кумар поинтересовался: лКаким образом випраламбха усиливает ощущение счастья при встрече (самбхога)?»
Праведный Госвами пояснил: лКогда красную ткань погружают в красную краску, она становится еще ярче. Подобным же образом випраламбха усиливает наслаждение влюбленных при встрече. Без випраламбхи наслаждение самбхоги было бы неполным».
Виджая-кумар спросил: лКакие разновидности випраламбхи известны ученым-вайшнавам?»
Святой Госвами ответил: лВипраламбха делится на четыре категории: пурва-рага, мана, према-вайчиттья и праваса».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое пурва-рага?»
Достойный Госвами пояснил: лБывает так, что еще до своей первой встречи юные влюбленные увидят друг друга, услышат друг о друге или каким-нибудь образом узнают друг о друге. Если они начинают испытывать влечение друг к другу, а затем и взаимную любовь, их состояние рассматривается как пурва-рага».
Виджая-кумар спросил: лКаким образом они могут увидеть друг друга?»
Святой Госвами ответил: лДевушка может увидеть Кришну случайно, увидеть изображение Кришны или же увидеть Его во сне».
Виджая-кумар поинтересовался: лА как влюбленные могут услышать друг о друге?»
Святой Госвами ответил: лОни могут услышать друг о друге из уст поэта, читающего гимны, из уст подруги-гопи или посланницы-гопи, в какой-нибудь песне и т.д. все эти способы известны как шравана».
Виджая-кумар спросил: лА какие причины пробуждают взаимное влечение и любовь (рати)?»
Праведный Госвами ответил следующее: лСуществует множество причин, пробуждающих рати. Я уже рассказывал тебе о них. Следует добавить, что эти же причины считаются причинами возникновения и пурва-раги».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лУ кого в сердце сначала возникает пурва-рага - у Кришны или у гопи?»
Достойный Госвами сказал: лОтвечая на этот вопрос, следует учесть разные факторы. В материальном мире женщины отличаются робостью и стыдливостью. По этой причине именно мужчина проявлет инициативу, желая сблизиться с женщиной. Однако считается, что женщины испытывают больший интерес к любовным делам, и потому гопи, наделенные глазами лани, чувствуют пурва-рагу первыми. В бхакти-шастрах сказано, что сначала преданный начинает чувствовать пурва-рагу, а вслед за ним ее ощущает и Верховный Господь».
Виджая-кумар спросил: лКакие вьябхичари свойственны пурва-раге?»
Святой Госвами ответил: лК вьябхичари пурва-раги относятся болезни, сомнения, ревность, усталость, расстройство, желание, смирение, волнение, сонливость, бодрость, жалобы, заторможенность, безумие, растерянность и желание умереть».
Виджая-кумар поинтересовался: лСуществуют ли разновидности пурва-раги?»
Гопала-гуру Госвами ответил: лСуществует три разновидности пурва-раги: праудха, самаджаса и садхарана».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое праудха-пурва-рага?»
Праведный Госвами ответил: лКогда пурва-рага проявлется в самартха-рати, она принимает форму праудха-пурва-раги. Эта разновидность пурва-раги сопряжена с тоской, жаждой смерти и другими пессимимстическими состояниями бытия. Вьябхичари их изобилуют тоской и томными желаниями».
Виджая-кумар попросил: лОпиши, пожалуйста, эти состояния бытия».
Святой Госвами произнес: лВ лУдджвала-ниламани» сказано следующее:
лТоска, тревога, жизнерадостность, истощение, оцепенение, растерянность, болезни, безумие, иллюзия и желание смерти - таковы основные десять состояний, свойственных пурва-раге».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под лтоской»?»
Праведный Госвами пояснил: лТоска в данном случае - сильное желанеи обрести возлюбленного. Ее сопровождают беспокойство, метание, тяжелые вздохи и прочие подобные признаки».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лтревогой»?"
Святой Госвами ответил: лТревога - суть беспокойство ума. Для этого состояния характерны глубокие вздохи, волнение, оцепенение, беспокойство, слезы, бледность, потоотделение и прочие подорбные признаки».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто подразумевается под лбодростью»?»
Достойный Госвами ответил так: лБодрость - антоним сонливости. Этому состоянию присущи оцепенение, гнев и прочие подобные признаки».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под листощением»?»
Мудрый Госвами ответил: лИстощение наступает, когда тело слишком худеет. Это состояние сопровождается слабостью, головокружением и прочими подобными признаками. В некоторых текстах вместо истощения употребляется слово вилапа (сетования)».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под лоцепенением»?»
Достойный Госвами пояснил: лЧеловек, находящийся в оцепенении, не способен отличать желаемое от нежелаемого, отвечать на вопросы, а также видеть и слышать. К признакам оцепенения относятся невнятные звуки, издаваемые внезапно, без всякой причины, неподвижность, долгие тяжкие вздохи и растерянность».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лрастерянностью»?»
Гопала-гуру Госвами дал такой ответ: лРастрянностью называется состояние глубокого расстройства, сопровождаемого неспособностью справляться с разнообразными жизненными ситуациями. Этому состоянию присущи разочарование, скорбь, ревность и потеря различительной способности разума».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто подразумевается под лболезнью»?»
Святой Госвами промолвил: лБолезнь характеризуется бледностью и лихорадочным состоянием, которые возникают из-за невозможности встретиться с возлюбленным. Это состояние сопровождается растерянностью, тяжелыми вздохами и падением наземь».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лбезумием»?»
Праведный промолвил: лЕсли влюбленный находится в полной растерянности и говорит то, что соотвествует действительности, его состояние считается безумием. К признакам безумия относятся ненависть к возлюбленному, вздохи и трогательные жалобы при разлуке с возлюбленным».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лиллюзией»?»
Святой Госвами произнес: лИллюзией именуется состояние, в котором ум действует не так, как должен, а прямо противоположным образом. В состоянии иллюзии у человека наблюдается неподвижность и потеря сознания».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто подразумевается под лстремлением к смерти»?»
Достойный Госвами ответил следующее: лЕсли девушка прилагает все усилия, чтобы вернуть возлюбленного, но Он все не возвращается, она испытывает такие муки любви, что начинает жалать смерти. Она завещает подругам свои самые любимые вещи: нежный ветерок, лунный свет, цветки кадамба и шмелей. Такова эта анубхава».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает саманджаса-пурва-рага?»
Праведный Госвами отвтеил: лСаманджаса-пурва-рага проявлется в саманджаса-рати. Ей присущи страстное желание, задумчивость, воспоминания, преувеличение добродетелей возлюбленного, тревоги, жалобы на бессердечие любимого, безумие, болезни, оцепенение и желание смерти».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто подразумевается под лжеланием»?»
Святой Госвами пояснил: лСтремление прикоснуться к возлюбленному называется желанием. Ради исполнения этого желания влюбленная девушка надевает на себя лучшие украшения и признается своему милому в своей страсти».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лзадумчивостью»?»
Достойный Госвами ответил: лВлюбленная девушка не перестает размышлять о том, как привлечь возлюбленного. В состоянии задумчивости она аккуратно стелит постель, тяжело вздыхает и тревожно поглядывает в ту сторону, откуда должен явиться возлюбленный».
Виджая-кумар поинтересовался: лА что подразумеваетьсяч под лвоспоминаниями»?»
Праведный Госвами ответил следующее: лВоспоминаниями называются мысли о возлюбленном, а также о том, что связано с Ним. В этом состоянии влюбленную девушку охватывает дрожь, лишающая ее возможности управлять своим телом, она плачет, тяжело вздыхает и тоскует».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лпрославлением добродетелей возлюбленного»?»
Гопала-гуру Госвами ответил так: лПод этим подразумевается прославление красоты и возвышенных качеств возлюбленного. К проявлениям анубхавы, сопровождающим это состояние, относятся дрожь, стоящие волоски на теле и прерывистый голос. Остальные признаки саманджаса-пурва-раги - тревога, болезни, оцепенение и желание смерти - проявляются так же, как и в саманджаса-рати».
Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар попросил: лО досточтимый, опиши, пожалуйста, садхарана-пурварагу».
Достойный Госвами промолвил: лСадхарана-саманджаса-пурва-рага подобна садхарана-рати. В ней обнаруживается те же шесть состояний, но в более мягкой форме. Я думаю, в данном случае нет необходимости приводить примеры. В этой пурва-раге влюбленные, пользуясь услугами посланников, обмениваются любовными письмами, гирляндами и другими предметами».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто представляют из себя любовные письма?»
Праведный Госвами ответил: лЛюбовные письма бывают двух видов: написанные символами и написанные словами. Эти письма называют любовными потому, что в них содержится признание в любви».
Виджая-кумар спросил: лКакимим бывают любовные письма, написанные символами?»
Святой Госвами пояснил: лАвтор может ногтем вывести полумесяц на красном лепестке или стебельке цветка. Такое письмо написано без слов».
Виджая-кумар спросил: лА какими бывают любовные письма, написанные словами?»
Праведный Госвами ответил: лКогда влюбленный собственноручно пишет послание в стихах или в прозе, его послание называется письмом, написанным словами. Для написания такого письма используют чернила из красной хингулы, мускуса или смеси пепла с водой. Бумагой служат большие лепестки цветов. Страницы сшивают волокном лотоса и кладут печать из кункумы».
Виджая-кумар поинтересовался: лВ какой последоваетльности развиваются события в пурва-раге?»
Святой Госвами ответил: лСначала глаза замечают приятный для созерцания объект. Затем возникают мысли об этом объекте. Потом возникает привязанность, затем - тоска, бессоница, истощение, отрешение от всего остального, потеря стыды, безумие и жажда смерти. Такие стадии любви проходят как герой, так и героиня. Однако сначала они обнаруживаются у героинь и лишь затем - у Кришны».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧто такое лгнев ревности»?»
Праведный Госвами ответил: лКогда влюбленные встречаются после долгой разлуки, но героиня не позволяет возлюбленному прикоснуться к ней, ее состояние именуется гневом ревности. К проявлениям санчари-бхавы такого гнева относятся отвращение, тревога, беспокойство, высокомерие, зависть, скрытность, телесное истощение и волнение».
Виджая-кумар спросил: лЧто является источником гнева ревности?»
Святой Госвами ответил: лИсточником этого гнева является праная (любовь). До возникновения пранаи этого гнева не существует. Гнев ревности делится на две категории: обоснованный и необоснованный».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто представляет собой обоснованный гнев ревности?»
Достойный Госвами пояснил: лКогда влюбленная девушка чувствует гнев из-за того, что ее возлюбленный отдает Свою любовь сопернице, ее гнев считается обоснованным. Мудрецы древности утверждают, что гнев порожденный ревностью, не возникает, если нет любви (пранаи). Поэтому проявления такого гнева свидетельствуют о любви героя и героини. Девушка, которая искренне любит своего избранного, не может выносить даже мысли о сопернице, с которой ее возлюбленный делит свои чувства. Когда царицы Двараки услышали о том, что Кришна подарил Рукмини цветок париджата, гнев ревности воспылал только в сердце Сатьябхамы, а остальные царицы сохранили спокойствие».
Виджая-кумар спросил: лА откуда влюбленная девушка узнает о существовании соперницы (випакши)?»
Праведный Госвами ответил следующее: лСуществует три способа узнать об этом. Во-первых, влюбленная может услышать о своей сопернице. Во-вторых, она может подозревать о существовании сопреницы. И, наконец, в -третьих, она может увидеть соперницу воочию».
Виджая-кумар поинтересовался: лКаким образом можно услышать о сопернице?»
Святой Госвами пояснил: лО ней может сообщить подруга влюбленной девушки, попугай или кто-либо еще».
Виджая-кумар спросил: лА почему влюбленная девушка начинает подозревать о существовании соперницы?»
Святой Госвами ответил: лОна увидеть знаки, оставленные любовными играми, услышать случайно произнесенное имя соперницы или же увидеть ее во сне. Естественно, после этого у девушки возникает подозрение о существовании соперницы. Возможно, влюбленная увидит разные признаки наслаждения с другой девушкой на теле своего избранника - это называется луслышатьслучайно произнесенное имя соперницы». От всего этого героиня погружается в такую грусть, что начинает желать смерти».
Виджая-кумар спросил: лА что означает выражение лувидеть соперницу воочию»?»
Достойный Госвами ответил: лДевушка может своими глазами увидеть, как ее возлюбленный наслажадется играми с ее соперницей - это и называется лвоочию увидеть соперницу».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лА что подразумевается под лнеобоснованным гневом ревности»?»
Праведный Госвами промолвил: лЕсли реального повода для такого гнева не существует, но под влиянием пранаи (любви) героиня находит некий предлог, возникает необоснованный гнев ревности. Пандиты древности провозглашают, что духовная любовь развивается по кривой, подобно движению змеи. Поэтому героиня испытывает два вида ревнивого гнева - обоснованный и необоснованный. В этой расе проявлется множество вьябхичари. Самой важной из них считается скрытность».
Виджая-кумар спросил: лКак возлюбленный успокаивает влюбленную девушку, охваченную необоснованным гневом ревности?»
Святой Госвами ответил: лНеобоснованный гнев ревности проходит сам собой, для этого не нужно прилагать особых усилий. Обоснованный гнев ревности можно устранить, помирившись с девушкой, поссорившись с ней окончательно или преподнеся ей подарок».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лпримирением»?»
Праведный Госвами ответил: лПримирение достигается с помощью нежных слов любви».
Виджая-кумар спросил: лЧто подразумевается под лссорой»?»
Святой Госвами ответил: лПоссориться влюбленные могут, чрезмерно восхваляя себя или подговорив друзей, чтобы те подняли предмет увлечения на смех».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто означает выражение лпреподнести ей подарок»?»
Мудрый Госвами ответил: лКогда под каким-либо предлогом возлюбленной преподносят украшение или какой-нибудь иной предмет, это и называется преподнести подарок».
Виджая-кумар спросил: лЧто означает слово упекша?»
Праведный Госвами промолвил: лЕсли влюбленный видит, что ревнивицу не удастся успокоить ни примерением, ни какими-либо иными способами, он просто хранит молчание. Это и называется упекша. Некотрые ученые вайшнавы считают, что в данном контексте упекша обозначает попытку успокоить разгневанную девушку шутливыми словами».
Виджая-кумар заметил: лНаряду со словом упекша ты использовал слово расантара. Что оно означает?»
Достойный Госвами ответил следующее: лРасантара - это слова, которые пугают ревнующую девушку. Расантара подразделяется на две категории: ядриччхика и буддхи-пурвака. Если пугающие слова произносятся случайно, их называют ядриччхика. Если же влюбленный находит и произносит такие слова намеренно, они носят название буддхи-пурвака».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лКак еще влюбленный может утихомирить Свою разгневанную возлюбленную?»
Святой Госвами ответил: лКогда Кришна играет на флейте, гнев девушек Враджи утихает, каким бы сильным он ни был. Существуют и другие способы успокоить ревнивых гопи. Небольшой приступ гнева проходит быстро. Сильный гнев погасить сложно, даже прилагая к тому огромные усилия. Гопи, пребывающие в состоянии гнева, могут выражать свои чувства следующими словами: лО коварный хитрец, о предводитель злопыхателей, о царь мошенников и обманщиков, о лучший из худших, о величайший демон, жестокосердный, бесстыдный, грешный повеса, развратник, преследующий гопи и похищающий сердца прекрасных девиц, о губитель благочестия гопи, прохвост, издевающийся над святыми гопи, о царь развратников, о чернь греха, похититель одеяний гопи, разбойник с большой дороги, скрывающийся в долине у холма Говардхана!»
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое према-вайчиттья?»
Святой Госвами пояснил: лЕсли в обществе своего возлюбленного девушка страдает, ошибочно считая, что Он далеко, ее состояние называется према-вайчиттья. Вайчиттья - это столь сильное чувство любви, что охваченной им девушке кажется, будто ее возлюбленный далеко-далеко».
Виджая-кумар спросил: лЧто такое праваса?»
Праведный Госвами ответил: лКогда бывшие некогда вместе герой и героиня ныне находятся в разных городах, а также в разных расах, их положение именуется праваса. Разлуке праваса свойственны те же вьябхичари, что и шрингара-расе, за исключением радости, гордости, страсти и робости. Праваса делится на две разновидности: лБуддхи-пурвака и абуддхи-пурвака».
Виджая-кумар задал следующий вопрос: лЧем характеризуется буддхи-пурвака-праваса?»
Святой Госвами дал такой ответ: лКогда возлюбленный отправляется в отдаленную местность для исполнения каких-либо обязанностей, ситуация рассматривается как буддхи-пурвака-праваса. Обязанность Кришны в данной ситуации - доставить удовольствие Своим преданным. Праваса делится на две категории: путешествие на короткое расстояние и путешествие на значительное расстояние. Путешествие на значительное расстояние также подразделяется на три категории: 1) в будущем, 2) в настоящем, 3) в прошлом. В случае продолжительного путешествия возлюбленные обязательно обмениваются письмами».
Виджая-кумар поинтересовался: лЧто такое абуддхи-пурвака-праваса?»
Достойный Госвами пояснил: лЕсли злой рок вынуждает возлюбленных жить в разных краях, их положение рассматривается как абуддхи-пурвака-праваса. Эта праваса обычно сопровождается десятью следующими состояниями: тревогой, бессонницей, беспокойством, истощением, побледнением конечностей, несвязной речью, болезнями, безумием, растерянностью и жаждой смерти. Если Кришна далеко, все десять состояний проявлеются во всей красе. О Виджая-кумар, разновидности духовной любви (премы), а также их проявления можно осознать лишь благодаря особой милости. Иначе постичь их невозможно».
Внимательно выслушав духовного учителя, Виджая-кумар произнес следующие слова: лКогда мой разум погружается в размышления о Божественных проявлениях любви, он говорит, что разлука не может быть самоцелью. Ее предназначение - увеличить океан того наслаждения, которое влюбленные испытывают при встрече. Разумеется, плененная майей душа отдаст предпочтение тому океану счастья, в который влюбленные погружаются при встрече, и сочтет его превосходящим расу разлуки. Тем не менее, игры Господа, лишенные этих рас, не были бы столь чудесными».

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: