Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Книги Махараджа. НИЩИЙ I Молитвы и медитация на Верховного Господа Бхакти-тиртха Свами Содержание Благодарность. Предисловие редактора. Примечания автора. Медитация 1 Матушка, спасибо за пробуждение Медитация 2 Все, что будет сегодня, посвящено Тебе Медитация 3 Кто может быть терпеливее Господа и Его преданных? Медитация 4 Дорогой Господь, где же Ты? Медитация 5 Неужели разлука и вправду непереносима? Медитация 6 После пробуждения Медитация 7 Подношение Божественной Матушке Медитация 8 Сегодня мне предстоит приобрести нечто новое Медитация 9 Признание Божественной Матушке Медитация 10 Маленький народец Медитация 11 Моя хроническая болезнь Медитация 12 Кто способен привлечь внимание Господа? Медитация 13 Размышления на отдыхе Медитация 14 Заглянув в лицо садху Медитация 15 Где скрывается кришнапрема? Медитация 16 Прими имя Господа и умри Медитация 17 Оброни сюда немного милости Медитация 18 Безусловная любовь Медитация 19 Дорогой Господь, научи меня быть благодарным Медитация 20 Вот и еще один день прошел, мой Господь Медитация 21 Пожалуйста, прости меня Медитация 22 Твой успех это наша свобода Медитация 23 В ожидании Божественного вмешательства Медитация 24 Умереть, чтобы жить Медитация 25 Выходя за рамки поклонения Медитация 26 Как мне понять Господа? Медитация 27 Мой глупый ум Медитация 28 Мой дорогой Господь Шьямасундара Медитация 29 Хотя бы еще один раз Медитация 30 В поисках Господа Медитация 31 В царстве Бога нет места несовершенству Медитация 32 Не проповедуй о необходимости проповеди Медитация 33 Сострадание это ключ к царству Бога Медитация 34 Природа Господа Медитация 35 Я должен быть готов на любую жертву Медитация 36 Мне показалось, что Ты отверг меня Медитация 37 Департамент беспричинной милости Господа Медитация 38 Научи меня любить Тебя Медитация 39 У меня нет желания Медитация 40 Увидел ли ты Господа? Медитация 41 Как Господь спасет от смерти? Глоссарий Об авторе Предисловие редактора Книжная серия "Нищий" представляет собой собрание размышлений и медитативных зарисовок Его Святейшества Бхактитиртхи Свами, единственного афроамериканского гуру в вайшнавской традиции, записанных им на протяжении многих лет. Несмотря на очевидную новизну для многих из нас, традиция вайшнавизма, перенесенная в лоно Запада Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, передавалась от учителя к ученику на протяжении пяти тысяч лет без какихлибо искажений или потерь.

Одним из основополагающих текстов традиции вайшнавов является "Бхагавадгита", изложенная на бумаге беседа, состоявшаяся между Господом и Его преданным, великим воином Арджуной. Во время этой беседы Господь рассказал, что высшая цель жизни и истинный источник непреходящего счастья заключается в воссоединении с Господом посредством любовного преданного служения Ему и Его спутникам. Затем Господь продолжил свои объяснения, сказав, что лишь по причине Своей любви к живым существам Он время от времени нисходит на землю, либо присылает Своих посланников с тем, чтобы напомнить нам о нашем высшем предназначении. Христос, Аллах, Кришна, Иегова, ЯхвеЕ имена могут изменяться так же, как существуют и поверхностные отличия в религиозной практике, основополагающее послание всегда остается неизменным: любовное непрерывное служение Господу, находящее выражение уже в этой жизни в нашем служении и заботе друг о друге.
Среди своих размышлений Бхактитиртха Свами приводит несколько цитат из "Бхагавадгиты" и других произведений, составляющих кладезь ведической литературы. Иногда он обращается к нам, взывая от лица героя той или иной древней исторической хроники. Несмотря на очевидность того факта, что знакомство с ведическим наследием помогает глубже проникнуть в понимание сказанного им, эти размышления не оставят равнодушными ни одного мыслящего человека, даже не имеющего отношения к вайшнавской традиции. Всякий, кто прилагал усилия, чтобы удержаться на пути духовного развития, а также всякий, кому жизнь подарила восхитительные мгновения нежданной беспричинной любви и сострадания истинного духовного наставника, почувствуют сопереживание размышлениям автора и откроют в себе способность по достоинству оценить таинство проявления этих наставлений в мрачной и безрадостной повседневной жизни.
Его Святейшество обращается к Господу, прибегая к различным именам, взятым из Вед с тем, чтобы подчеркнуть различные настроения и формы взаимоотношений между душой и Господом, подражая использованию слов "гн Смит", "папа" и "шеф" как достойных обращений к одной и той же личности, но подчеркивающих различные формы взаимоотношений между автором и объектом обращения. В конце книги мы поместили глоссарий, где приведены различные слова из Вед, которые могут показаться читателю непонятными.
Мы очень рады представившейся возможности поделиться первым сборником размышлений из серии "Нищий" и хотим пожелать всем нашим читателям обрести веру в любовь и милость Господа, которые достигают нас благодаря состраданию Его посланников, которых мы называем гуру.
Медитация 1
Матушка, спасибо за пробуждение
Вчера мне приснился кошмар: я узник материального мира. Я был напуган, опечален и подавлен. Вокруг меня полыхали вражда и войны, раздирающие народы, племена и даже семьи. Люди сильно пристрастились к сексу, мясу и одурманивающим веществам и продолжительному сну, посвящая оставшееся время бессмысленной деятельности.
В своем сне я увидел множество безумных людей голодных и обездоленных. Страдая под гнетом собственных чувств, все жители этого мира пребывают в непрерывном беспокойстве, состоянии, которое они направляют друг на друга, что подталкивает их к агрессии и оскорблениям. Доверие забыто, потому что все лжецы. Те, кто считал себя благочестивее остальных, прикрывались показной религиозностью, не позволявшей им ни освободиться самим, ни освободить своих близких от рабства. Я бродил в поисках истины и смысла существования, подобно безумцу, испытывая в своем безумии необычайное горе.
Не желая сдаваться, я устремился ко всему, что было доступно: учеба и наука, разная работа и деятельность на благо общества. У меня было множество друзей, но отношения с каждым из них одаривали меня лишь горечью разочарования. Я попытался похоронить свое разочарование в отношениях с противоположным полом, стремясь найти совершенную подругу. Но меня ждали лишь страшное разочарование и неотступно преследовавшая меня мысль о том, что я лишь изображаю из себя счастливого человека.
Мою боль, как и пережитые страдания, невозможно описать словами. Тоска и терзания сковывали мое тело. Мысли о самоубийстве похотливо заигрывали со мной. Я обратил свой взор к мистике и духовности, пытаясь отыскать ответы в нетрадиционном знании. Но чем больше я отдавал времени различным организациям, тем более спонтанной становилась моя собственная жизнь. Мои муки многократно усилились, как только я осознал, что не найду дома здесь, в этом мире, но о своем истинном пристанище я не знал абсолютно ничего.
Я присоединился к преданным. Не столь строгие в своей духовной жизни, они, по крайней мере, были уверены, что хотят вырваться за рамки этого мира. Многие из них долгое время пытались этого достичь, но вскоре оставили свои усилия, снова возвратившись в иллюзию материальной жизни.
С каждым днем мое недомогание все возрастало. Я истово тосковал по Господу моего сердца. Я рвался встретиться с Ним в Его царстве. Я наслаждался Его приключениями и играми, и страшно сожалел, что не мог принять в них участия. Заигрывая со своим умом, я не оставлял себе ни одной праздной минуты, чтобы приглушить агонию, раздиравшую меня изнутри. Может быть, проблемы скрывались во мне? Большинство людей занимаются своими делами, не задумываясь о необходимости вырваться из пут этого мира. Может быть, это Бог не всеблаг? За что Он бросил меня на произвол судьбы в этом страшном мире? Я кричал, призывая Его беспричинную милость.
Все казалось напрасным, пока я не почувствовал призывный трепет, исходящий от Тебя, моя дорогая Божественная Мама. Твоя забота о ребенке пробудила меня от этого кошмара. Невозможно подобрать слова, чтобы описать то ощущение облегчения и счастья, когда я осознал, что адская тюрьма была лишь сном. Я испытал неописуемое блаженство, когда узнал, что я ни на мгновение не оставлял общества моих спутников и Обители моих наставников. Мой Отец не покинул меня. Искренняя забота моей Матушки снова вернула меня в волшебную реальность, к которой я когдато принадлежал.
О Божественная Мама, я молю, чтобы Твой милостивый взгляд всегда ласкал меня. Лишенные Твоего участия живые существа страдают от адских иллюзий и снов, увлекающих их в материальную вселеннуюЕ Я буду вечно благодарен Тебе.
Медитация 4
Дорогой Господь, где же Ты?
Не так давно Земля содрогалась под бременем холокоста, когда были уничтожены более шести миллионов человек. Невинные люди, беспомощные женщины, любимые дети. Многие из тех, кто умер в те дни, ненавидели Тебя, другим Ты был не нужен, но были и те, кто возносил к Тебе молитвы. Некоторые из них впервые в жизни обратились к Тебе среди страшных страданий. Для них стало правилом каждый день искренне призывать Твои имена. Однако никому из них не удалось выжить в те страшные времена правления режима ГитлераЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
Некоторые вставали на колени, чтобы вознести Тебе молитвы перед сном. Ктото из них обращался к Тебе за благословением за обеденным столом. Комуто довелось стать учителями и проповедниками. Остальные бездумно носились повсюду, не зная ничего, кроме чувственного наслаждения. Все они, и поклонявшиеся Тебе, и пытавшиеся избежать Тебя, были уничтожены в ядерном угаре ХиросимыЕ Дорогой Господь, где же Ты был?
Миллионы детей со вздутыми животами, доведенные до крайней степени истощения матери и отцы, не способные поднять лопату, чтобы заработать себе на хлеб, потому что у них не оставалось никаких сил, умерли от истощения в ЭфиопииЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
Люди думали, что весь мир рушится. Каждый из нас потерял много близких людей. Смерть никого не обошла стороной. Как трудно проститься с телом близкого человека! В XIV веке Европа была поражена Черной Чумой, когда умерло более трети населения ЗемлиЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
Люди жили в гармонии с природой и друг с другом. Они дружили с дикими зверями и выражали почтение полубогам. Они были сильной нацией и, несмотря на то, что жили в богатейшей стране, в наше время они считаются наибеднейшими людьми, достойными только наихудшего обращения. Лишенные собственной земли, подвергнутые жестоким гонениям и переселенные в резервации, они начинают постепенно вымирать. Ничто не указывает на лучшее будущее для этих людей, потому что уровень детской смертности в этой стране побил все печальные рекорды других стран. Эти миллионы индийцев, призывающие Тебя, вывешивающие на стены своих домов Твои изображения, искренне надеясь на защиту, умирают, теряют землю и свое будущееЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
Тысячи невинных людей умирают каждый день. Многим предстоит умереть завтра и в день последующийЕ Многие выжившие предпочли бы умереть и будут стремиться к этому, ибо они обречены на кошмарные страдания до конца своей жизни. Бедные индийцы, погибшие во время химической катастрофы в Бхопале, многие из них приходили в храм каждый день. Многие возносили молитвы с просьбой защитить их. Однако ни они сами, ни их близкие не обрели спасенияЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
Более 90 миллионов людей лишились собственных семей, оказавшись, подобно диким животным, закованными в цепи, были погружены на корабли, ставшие для них последним прибежищем, где их и настигла смерть. Те, кто выжил, позже позавидовали своим усопшим друзьям, потому что им не суждено было увидеть своих близких и родину. Их женами становились женщины, указанные перстом хозяина, а родившиеся дети росли в атмосфере ненависти и отчуждения. Обозленные на весь мир, позабыв о культурном наследии своих предков, несмотря на освобождение из рабства, они так и остались людьми второго сорта в стране, озолотившейся на эксплуатации этих людей. Эти рабы, похищенные в Африке, возносили Богу молитвы, когда их поймали, когда продавали и в последний раз, когда они умиралиЕ Дорогой мой Господь, где же Ты был?
640 миллионов человек сражались 18 дней, послушавшись Твоего приказа. Все они погибли, кроме пяти великих воинов. Друг выступил против друга, ученик против учителя, нанося близким смертельные удары, глядя в глаза друг другу. Это сражение при Курукшетре считалось религиозной войной, но, Господь, Ты был там! Ты сам сказал:
"Тот, кто познал трансцендентную природу Моего явления и деяний, покидая это тело, не родится вновь в этом материальном мире, но обретет Мою вечную обитель, о Арджуна".
["Бхагавадгита", 4.9]
Ты объяснил, что этот материальный мир представляет собой место повторяющихся рождения и смерти, которое не достойно того, чтобы здесь находился порядочный человек. Этот мир вместилище массовых и страшных по силе страданий. Нам дарована свобода воли, которая позволяет нам давать оценку своим и чужим действиям, но также может привести к деградации и вызвать в нас жестокость по отношению ко всему человечеству. Мой дорогой Господь, боль и страдания, навлекаемые бесчеловечным отношением людей ко всему живому, несут лишь всепоглощающий ужас. Без Тебя не может быть и речи о любви, счастье и чувстве умиротворения. Те, кто воистину предан Тебе, не знают ничего, кроме Тебя, а Ты не знаешь ничего, кроме них. Ты всегда рядом, доступен и готов в любой момент вывести нас прочь из этого мира, наполненного страданиями и множеством ограничений. Пожалуйста, держи меня рядом с Собой и позволь мне быть Твоим настоящим трансцендентным слугой в счастье и в горе.
Ты говорил нам, что в этом материальном мире опасность подстерегает нас на каждом шагу и наша жизнь закончится крахом, так будет продолжаться до тех пор, пока мы не примем Твое прибежище. Я не должен спрашивать Тебя "Где был Ты?", но должен задать вопрос "Где были мы, каждый из нас?" Как мы распорядились дарованной нам свободой воли? Мой Господь, заметив, как часто люди пренебрегают свободой волеизъявления, сегодня я скажу лишь одно: "Пусть возобладает свобода воли". Я умоляю Тебя, заставь меня всецело отдаться служению Тебе, пока еще не слишком поздно. Господь, теперь я все понимаю. Ты всегда был рядомЕ Не хватало лишь нашего участия.
Медитация 19
Дорогой Господь, научи меня быть благодарным
Мой дорогой Господь Нитьянанда, я пытался поблагодарить Тебя за беспричинную милость, но я очень глупый и неблагодарный. Именно благодаря Тебе я повторяю святые имена Бога. Оглянувшись на свою прежнюю жизнь, я прихожу к выводу, что не обладаю необходимыми качествами для ежедневного повторения священных имен. Благодаря Своей беспричинной милости Ты позволил мне повторять джапу, но пожалуйста, научи меня быть благодарным.
Мой дорогой Господь Нитьянанда, Ты изначальный духовный учитель. Писания утверждают, что по милости гуру человек может получить милость Кришны, а по милости Кришны человек встречает гуру. Люди, подобные мне, никогда не смогут получить милость Кришны, потому что не обладают качествами, необходимыми для принятия гуру. Но Ты был столь милостив, что позволил мне приблизиться к лучшему из гуру, Его Божественной Милости Шриле Прабхупаде. Одари меня снова этой беспричинной милостью и научи быть благодарным.
Мой дорогой Господь Нитьянанда, именно благодаря Твоей любви я окружен понастоящему замечательными людьми. Я худший из преданных, который никогда не сможет быть достойным общества чистых вайшнавов. Ты видел, как я болен, поэтому посылал ко мне специалистов по моему заболеванию тогда, когда мне это было нужно более всего. Эта беспричинная милость стала источником излечения моих крайне серьезных заболеваний. Пожалуйста, научи меня быть благодарным.
Мой дорогой Господь Нитьянанда, каждый день я читаю и слушаю рассказы об удивительных играх Божественной Четы. Я не понимаю этих игр, ибо не обладаю необходимыми качествами для того, чтобы слушать и пересказывать их. Отметив мое стремление заниматься праджалпой, Ты постепенно замещаешь мои мирские желания кришнакатхой. Это тоже беспричинная милость, которую Ты даровал мне с тем, чтобы я имел возможность слушать о Божественной Чете. Пожалуйста, научи меня быть благодарным.
Мой дорогой Господь Нитьянанда, Ты послал мне так много учеников и предоставил так много возможностей, чтобы я мог служить моему духовному учителю. К сожалению, я не научился должным образом обращаться с Твоими дарами. Когда я не осознаю ценности этих даров, я поступаю с ними легкомысленно. Но вместо того, чтобы забрать у меня все или оставить совсем немногое, Ты каждый раз даешь много больше. Той же беспричинной милостью, подарившей мне столь замечательное общение и различные возможности, пожалуйста, научи меня быть благодарным.
Мой дорогой Господь Нитьянанда, по Твоей беспричинной милости мне было даровано слишком много, а многочисленные духовные переживания оказали на меня сильнейшее воздействие. Однако каково мое реальное положение? Я практически ничем не отплатил Тебе, я бросаю вызов всему, что слышу, я сомневаюсь во всем, что происходит в моем сердце, поэтому я столь невежествен и не способен просить большей милости. Я не знаю, как долго Ты еще будешь терпеть меня и мое пагубное влияние на других. Сам я ничего не заслуживаю, однако ради других, пожалуйста, пролей Свою милость с тем, чтобы я не превратил других в таких же глупцов и упрямцев, как я. И снова, всем, что во мне есть ценного, заклинаю Тебя, так же как в прошлом Ты проливал на меня Свою беспричинную милость, пролей ее вновь ради других и научи меня быть благодарным.
Такова полная отчаяния просьба Твоего неблагодарного слуги.
Медитация 20
Вот и еще один день прошел, мой Господь
Вот и еще один день прошел, дорогой мой Господь. Еще 24 часа минуло, а я все еще не предался Тебе. Обрати внимание! Никто не должен служить этому глупцу, никто не должен быть добрым по отношению ко мне. Этому идиоту помогали много раз изо дня в день, из года в год. Я нахожусь под ниспадающим на мою неблагодарную голову потоком наставлений и всетаки я так и не предался Господу в своем сердце. Забросайте меня камнями, протащите меня по улицам города, обзовите меня "мерзавцем", "вором", "упрямым глупцом". Никто не посмеет подражать мне.
Чем я отплатил за ту доброту, что была искренне предложена мне? Что я сделал, чтобы отблагодарить за эту доброту? Я просто пытался наслаждаться богатствами Отца. Пожалуйста, забейте меня палками, чтобы я оставил все привязанности к этому телу. Я прочитал все книги, прослушал все лекции, даже посетил различные места паломничества. Я никогда не нарушал принципы и данные обеты, никогда не пропускал ни одного круга повторения святого имени, ни разу, я получил благословения садху и гуру. Но чего я стою на деле, если я не познал Господа в своем сердце?
Я не могу вынести взгляда, с которым встречаюсь каждый раз, когда смотрю в зеркало, не могу видеть свою тень и даже слышать собственный голос. Для меня это слишком. Если никто не накажет меня, тогда я буду вынужден наказать самого себя. Я не смогу жить дальше, истязая собственный ум, разум и тело.
Меня хоть ктонибудь слышитЕ?
Мои дорогие, пожалуйста, учитесь на моих ошибках, тогда я смогу сказать, что жил хотя бы для этого. Я могу так и не встретить Господа в моем сердце, потому что я слишком завистлив и неблагодарен. Все вы очень дороги мне, и я прошу вас взращивайте эту любовь, избивая меня, оскорбителя. Устраните эту помеху, препятствующую развитию планов Господа, и ваше служение одарит вас любовью. Если же вы решите не забивать этого глупца до смерти, тогда по крайней мере благословите его.
О Господь Шьямасундара, хотя бы раз даруй мне возможность мимолетного общения с Тобой. Это самое важное для меня. Какой прок в жизни, лишенной общения с Тобой? Я слепой глупец. Мне не нужны глаза, если я не могу взирать на Твою чудесную форму. Ты остаешься гдето там, далеко от меня!..
Какой прок в глазах, если я не могу узреть образ Господа в моем сердце? Пусть все знают, что нет ничего достойного нашего восприятия.
Медитация 24
Умереть, чтобы жить
Мой дорогой Господь Нитьянанда, я не обладаю необходимыми качествами, чтобы считаться наставником, святым или даже серьезным учеником. И все же я устремляюсь к Твоей милости. Умоляя вести меня по жизненному пути и осознавая себя недостойным Твоих благословений, я прошу Тебя наделить меня необходимыми силами, защитой и спасением. Благодаря тому, что Ты очень милостив, я ухвачусь за эту возможность и, припав к Твоим стопам, вручаю Тебе свою жизнь. Моя смиренная просьба заключается в том, чтобы Ты сделал из меня достойного наставника. По той причине, что Ты никогда не отворачиваешься от Своего слуги, я знаю, что однажды придет время, когда Ты примешь такого низкого возгордившегося притворщика, как я. Так как мне некуда больше идти, как я смогу покинуть Твое прибежище? Пожалуйста, сообщи мне наставления таким образом, чтобы я не пребывал в этом жалком состоянии.
Голос Господа был нежным, но твердым:
Мое дорогое дитя, это очень просто. Если ты хочешь обрести Мое наставничество и благословения, ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются обрести Мои благословения, оставаясь привязанными к семейной жизни. Принимая прибежище и умиротворение в общении с женой, мужем, детьми или другими родственниками, человек относится к ним, как к самому важному в своей жизни. Я говорю таким жалким глупцам:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются обрести Мое наставничество и благословения, продолжая испытывать привязанность к красивой женщине. Каждый день такой человек посещает распродажу женской красоты, прицениваясь и пытаясь сделать выбор. Он покупает лучшее из лучшего, приходит домой и наслаждается до изнеможения. Такому жалкому глупцу Я говорю:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Другие пытаются обрести Мое наставничество и благословения, не избавившись от гордости за полученное образование. Стремясь продемонстрировать собственный интеллектуальный уровень, он кичится разными степенями, хотя измышления и заблуждения единственное, чем ему удалось "овладеть". Я говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются завоевать мое расположение и благословения, стремясь заручиться поддержкой множества друзей и почитателей. Они судят об успехе в собственной жизни, обращая внимание на одобрение друзей, преодолевая препятствия и жертвуя многим ради сохранения уважения таких же глупцов, как и они сами. Я говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются заручиться Моей поддержкой и благословениями, оставаясь падкими на деньги. Прилагая массу усилий для того, чтобы обезопасить свои сбережения, он, сам того не замечая, привыкает обманывать и красть. Для него ничто не важно, если оно не приносит ему выгоду. Поэтому у него нет искреннего стимула в работе. Я говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются получить Мое наставничество и благословения, прикрывая этим показным желанием страсть к многочисленным своим же последователям. Озабоченный лишь стремлением к славе, признакам отличия и почитания, он получает титул "великий преданный". Он совершает чудовищные поступки лишь для того, чтобы привлечь свежие силы в ряды своих последователей. Я говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются получить Мое наставничество и благословения, но слишком привязаны к мирским обязанностям. Будучи правдивым, человек наслаждается от факта, что он праведный человек. Он не осознает, что может миллионы лет подряд жить по этим принципам, но так и не получит необходимых качеств для обретения Моих благословений. Меня нельзя одурачить, так же как сложно задурить Мне голову аскезой и исполнением так называемых предписанных обязанностей. Я говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Некоторые пытаются получить Мои наставления и благословения, став слишком религиозными. Я позволил этим религиозным людям существовать для того, чтобы пробудить в человеке понятия морали, этики и благочестивой жизни. Эти качества необходимы прежде всего, чтобы стать духовным человеком, но лишь на элементарном уровне. Такой человек переходит из одной церкви в другую, из храма в храм, от мечети к мечети, от книги к книге, считая, что Меня можно найти в организации или философских измышлениях. Меня могут познать лишь Мои чистые преданные. Говорю такому жалкому глупцу:
Ты должен УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Он продолжал:
Мое дорогое дитя, даже Господь Брахма, самая разумная личность в этой вселенной, сначала пребывал в состоянии замешательства. Обескураженный и одинокий, он совершил ошибку, выполняя свои обязанности. Более того, желание полового удовлетворения настолько переполнило его, что погнался за собственной дочерью. Ему пришлось оставить это тело, прежде чем он смог обрести Мою милость. Мое дитя, ты охвачен греховными желаниями, но твой разум очень далек от разума Брахмы, поэтому попытайся понять необходимость оставить иллюзии, заблуждения, привязанности и ложное эго вместе со своим тонким телом. Мое наставничество и благословения доступны каждому, но чтобы сделать это, ТЫ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ в чистом, неискаженном, бескорыстном, любовном служении Мне. Именно через такую смерть ты действительно начнешь жить!
Медитация 27
Мой глупый ум
О мой глупый ум, почему ты пытаешься удержать меня от обретения цели моей жизни, лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары? Почему бы тебе не присоединиться ко мне? Ведь только в таком случае мы обретем истинные наслаждение и любовь.
Глупый ум, как долго ты еще будешь прятаться, набрасываясь на меня тогда, когда тебе кажется, что я сплю? Не пытайся вынудить меня покинуть лотосоподобные стопы Господа Шьямасундары, ибо только под их сенью мы обретем истинные наслаждение и любовь.
На протяжении многих жизней ты повсюду следовал за мной, словно близкий друг, оставаясь при этом моим опаснейшим врагом. Пользуясь моей слабостью, ты хочешь удержать меня вдали от лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и Его преданных. Именно их стопы даруют мне жизнь. Поэтому забудь об этой глупости и давай вместе искать наслаждение и любовь.
Глупый ум, устанешь ли ты когданибудь? Прекрати завидовать моему дорогому Господу. Не приняв прибежище лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и его преданных, жизнь завершится крахом.
Глупый ум, ты ценишь признание и почитание, ожидая от меня подобной реакции. Но сейчас мое единственное желание заключается в том, чтобы устремиться за благословением лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и Его преданных. Именно там можно найти истинное наслаждение и любовь.
Глупый ум, ты направил на меня свои орудия сомнения и страха, однако я принимаю полное прибежище Господа Шьямасундары и Его преданных. Что может сделать твое оружие против такой защиты? Лучше отложи их в сторону и присоединись ко мне в поиске истинного наслаждения и любви.
Глупый ум, ты мошенник. Я предлагаю тебе предложить мне самое ценное из того, что у тебя есть. Но заранее знаю, что все это вещи бесполезные. Бесценные лотосоподобные стопы Господа Шьямасундары намного превосходят все то, чем ты владеешь. Отойди от меня. Оставь меня у источника истинного наслаждения и любви.
Глупый ум, ты ищешь внимания. Пожалуйста, отправляйся куданибудь в другое место, потому что я уже выучил все твои уловки. Впредь мое внимание будет всецело сосредоточено на Господе и Его преданных. Их лотосоподобные стопы захватили само мое существование.
Глупый ум, иногда ты приходишь в другом обличии, принимая образ моего брата, учителя, друга или наставника, но я понял твою хитрость. Твои преследования привели меня под сень лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и Его преданных. Именно здесь все человечество может обрести истинное наслаждение и любовь.
О глупый ум, ты называешь меня по имени. Но я готов слушать лишь трансцендентное имя Господа Шьямасундары. Призвать Его по имени значит услышать совершенство и источник всех звуков. Пожалуйста, прекрати шуметь, чтобы я смог сосредоточиться на этом божественном звуке.
Глупый ум, ты жулик. Ты показываешь мне все эти объекты похотливых желаний, пытаясь соблазнить меня именно сейчас, когда я нашел источник истинной любви и готов приобрести ее. Прежде тебе удавалось сбить меня с толку, но только не сейчас. Те дни минули. Я заплачу сполна за даршан лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и Его спутников, ибо они источник истинного наслаждения и любви.
О глупый ум, ты очень умело выдаешь иллюзию за реальность, а реальность представляешь как иллюзиюЕ
Мошенник!! Нет ничего реальнее прибежища Господа Шьямасундары и Его преданных. Как же мне не терпится обрести это наслаждение и любовь.
Глупый ум, ты часто вынуждал меня оскорблять многих великих преданных. Но сейчас тебе следует присоединиться ко мне и принять прибежище лотосоподобных стоп Господа Шьямасундары и великих вайшнавов. Именно там мы найдем истинное наслаждение, мир и любовь.
Медитация 30
В поисках Господа
Многие говорили мне, что Бог существует и если ты будешь стремиться найти Его, ты добьешься успеха. Еще ребенком я пытался разглядеть Его в небесах, надеясь, что однажды Он выйдет изза облаков. Но этого не произошло.
Когда я чуть подрос, я начал искать Его на занятиях в воскресной школе и классах по Библии. Мой учитель сказал мне, что если бы я был хорошим мальчиком, Бог благословил бы меня, и тогда, я, несомненно, встретился бы с Ним. Я надевал красивую одежду и каждый раз с радостью направлялся в класс, пытаясь вести себя предельно вежливо, как говорил об этом учитель. Однако вскоре мне пришлось признать, что ни он, ни я не нашли Господа.
Потом мне говорили: "Если ты на самом деле хочешь познать Бога, ты должен петь в хоре, принять крещение и каждую неделю соблюдать правило церковной десятины". Как же я был счастлив узнать об этом. Однако, выполнив все рекомендации, я заметил, что никто из тех, кто поделился со мной этим знанием, так и не встретился с Богом.
Я немного повзрослел и общение с моими товарищами и элементарные представления о Боге стали много разнообразнее. Мои друзья смеялись надо мной, а некоторые даже говорили:
Если ты действительно хочешь познать Бога, ты должен уйти в другую церковь.
Ты сможешь найти Его в мечети, услышал я.
Близкий друг сказал мне:
Он есть только у Бахайи.
Я часто посещал эти организации, но так и не смог встретить ни Бога, ни тех, кто нашел Его.
После поступления в колледж мое рвение к Богу существенно ослабло. Близкие друзья, отметив во мне состояние опустошенности, сказали мне:
Твоя проблема заключается в том, что у тебя ошибочные представления о Боге. Только дети и неразумные взрослые думают о Боге, как о личности. Бог это ум, энергия внутри и вокруг нас. Ты сможешь отыскать Его на занятиях по метафизике.
Я присоединился к нескольким подобным организациям. Однако встретил там только людей, оказывающих друг на друга психическое воздействие. Я не мог понять: неужели Бога можно определить как некий симптом нашей психической составляющей?
Один "продвинутый" друг сказал мне однажды: "Ты знаешь, почему тебе не удалось найти Бога?" рассмеялся он. Потому что ты это Он". Он начал объяснять мне, что я Бог, более того, он зашел еще дальше. Он объяснил, что и он был Богом, более того, каждый из нас Бог. Он был очень серьезен. Когда он сказал мне, что у него заболела голова и, вполне возможно, завтра он сможет более подробно объяснить мне, что все мы Бог, я поспешил уйти подальше, догадываясь, что его голову мучает не только мигрень. Разве может Бог испытывать страдания и болеть? Как же я, будучи Богом, смог забыть об этом? С другой стороны, я испытал облегчение, поняв, что ни он, ни я не являемся Богом, а также еще раз осознал, что мы не смогли найти Его.
Я уже почти потерял надежду отыскать Бога, когда одна женщина из движения "New Age" сообщила мне, что самый быстрый и короткий путь к Богу возможен при объединении мужской и женской энергии, посредством идеального сексуального взаимообмена. Мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что все они были притворщиками, притом отъявленными, потому что ни я, ни она не имели ни малейшего представления о том, где найти Бога.
Всем остальным не удалось узнать об этом, к числу этих неудачников относился и я. Мой близкий друг попытался воодушевить меня, пустившись в объяснения о том, что волшебство осознания Бога возможно обрести посредством экспериментов с наркотиками. Он объяснил, что, достигнув должного уровня возбуждения сознания, человек узрит Бога во всем Его великолепии. Тогда я уже был в состоянии, далеком от нормального, поэтому решил, что вся эта чушь не нанесет мне серьезного вреда. Но к своему разочарованию, наблюдая за одурманенным другом, понял, что все его "переживания" и разговоры о том, что он Бог, попытки описать мне свои ощущения полный мрак сознания. Он даже не понимал, что смел на пол все свои наркотики. Тогда я подумал про себя: "Неужели Богу необходимо принимать наркотики, чтобы познать Себя? Если наркотики наделяют его сознанием Бога, тогда Богом являются наркотики и они скрывают в себе намного более могущественную интенсивность переживаний, чем Сам Бог". Я понял, что ни он, ни его наркотики не могут считаться Богом.
И в этот момент я просто сдался. Я попробовал все, что можно, но не смог найти Бога, так же как не встретил никого, кто Его встретил. Но однажды я увидел чистого преданного Господа и спросил его:
Вы познали Бога?
Кто я такой, чтобы познать Бога? ответил он.
Он объяснил мне, что он знал лишь о своем духовном учителе и садху. Он сказал, что его гуру завещал ему постоянно служить преданным, скрупулезно изучать явленные человечеству Писания и делиться со всеми тем незначительным знанием, которое он уже успел обрести. Он объяснил, что сделал эти наставления смыслом своей жизни, после чего добавил, что всякий раз, когда он думает о своем гуру и его наставлениях, его сердце наполняется любовью. Он сказал мне, что лично он не чувствовал себя достойным увидеть Господа, однако решил посвятить всю свою жизнь служению Его преданным. Поразившись его искренности, я не смог сдержать слез. Я обнял его и заметил, что он также плакал. Он заметил мое стремление познать Бога, а я почувствовал его огромное сострадание. Прерывающимся голосом я сказал:
Я хочу вместе с вами служить преданным. Я хочу проникнуть сквозь все оболочки, погружаясь все глубже на уровни высшего сознания, подготавливая себя ко встрече со всеславным Господом.
В тот день я встретил настоящего преданного моего любимого Господа. Теперь я могу смело прекратить свои поиски и могу начать поиск совершенно иной с настоящим другом. Только Сам Господь мог послать мне такого спутника, поэтому я уверен, что вскоре я увижу и Его, хотя и считаю себя падшим нищим.
Медитация 31
В царстве Бога нет места несовершенству
Наступило время присоединиться к Господу и Его преданным. Нужно удостовериться в том, что я готов к этому. Я должен приблизиться к Господу, предавшись всем своим существом, предложив Ему все, что у меня есть. Я так хочу общаться с этими преданными, но понимаю, что они не могут не заметить мой своенравный ум и бесконечные сомнения. Когда эти великие преданные замечают подобное, они восклицают:
Ты еще не готов! В царстве Бога нет места несовершенству.
Наступило время присоединиться к Господу и Его преданным. Нужно удостовериться в том, что я готов к этому. Я должен приблизиться к Господу, предавшись всем своим существом, предложив Ему все, что у меня есть.
Я так стремлюсь к общению с этими преданными, но когда они глядят на меня, они не могут не заметить мой эгоизм, а также нежелание делиться тем, что у меня есть. Они скажут:
Бедное дитя. Ты такой требовательный, но не готов отдавать. А в царстве Бога нет места несовершенству.
Наступило время присоединиться к Господу и Его преданным. Нужно удостовериться в том, что я готов к этому. Я должен приблизиться к Господу, предавшись всем своим существом, предложив Ему все, что у меня есть. Я так хочу общаться с этими преданными, но когда они увидят меня, они воскликнут:
Он не готов! Он все еще наслаждается и страдает, переживая счастье и горе, подстраивая все для собственного наслаждения, испытывая растерянность каждый раз, сталкиваясь с горем. Дорогой мой, ты еще не готов. В царстве Бога нет места несовершенству.
Наступило время присоединиться к Господу и Его преданным. Нужно удостовериться в том, что я готов к этому. Я должен приблизиться к Господу, предавшись всем своим существом, предложив Ему все, что у меня есть. Я очень хочу общаться с этими преданными, но когда они глядят на меня, то сразу восклицают:
Этот человек слишком часто думает, что владеет и контролирует чтото! Очевидно, что он не готов. В царстве Бога нет места несовершенству.
Наступило время присоединиться к Господу и Его преданным. Нужно удостовериться в том, что я готов к этому. Я должен приблизиться к Господу, предавшись всем своим существом, предложив Ему все, что у меня есть. Но, как только эти великие преданные останавливают на мне свой взгляд, они восклицают:
Этого человека обуревают страхи и обусловленность. Хуже того, у него нет любви к Господу. Он еще не готов. В царстве Бога нет места несовершенству.
После этого анализа я даже удивился, насколько далек от желаемого круга общения. Чувствуя себя отвергнутым, я неожиданно услышал восклицание одного преданного:
"Хотя он не обладает необходимыми качествами, его случай особый. Он удостоился жалости Господа Нитьянанды и к нему пришел наставник, чтобы помочь ему избавиться от анартх. Этот наставник настолько могуществен и необычайно милостив, что на его возвращение и начало личного служения Господу не понадобится много времени. Трудно понять, что стало причиной такой милости и благословений, выпавших на долю этой души?"
Когда я услышал эти слова, произнесенные слугами моего возлюбленного Господа, я испытал необычайное ликование, осознав, что уже в этой жизни смогу вернуться обратно в духовный мир. Я понял, насколько важно и необходимо научиться распознавать собственные анартхи и немедленно избавляться от них. Все необходимое для достижения совершенства и возвращения домой уже поджидало меня, потому что в царстве Бога нет места несовершенствам.
Медитация 33
Сострадание это ключ к царству Бога
Дорогой Господь Шьяма, вчера я пытался обратиться к Тебе. Я спросил:
Дорогой Господь, я очень долго был вдали от Тебя, пытаясь в этом материальном мире делать Твою работу, не думаешь ли Ты, что уже пришло мое время возвращаться домой, обратно в Твою божественную обитель?
Ты с вниманием и любовью посмотрел на меня и вместо того, чтобы разгневаться на мое самодовольное и высокомерное заявление, с превеликой заботой попросил моего духовного учителя просветить меня.
Духовный учитель сказал:
Мое дорогое дитя, пойдем вместе со мной. Посмотри на этого слепого человека, слоняющегося повсюду, в то время как остальные люди осыпают его ударами? Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив его от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над положением слепца и преисполнился сострадания к нему.
Духовный учитель сказал:
Мое дорогое дитя, пойдем со мной. Посмотри на этого немого человека. В этом мире так много вещей, о которых он хотел бы поговорить с другими, чувств, которые он был бы счастлив выразить другим, но он не может сделать этого, поэтому остается лишенным внимания. И это превратило его в самого несчастного человека в мире. Когда ты будешь готов занять его место, чтобы избавить его от этих терзаний, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над положением немого и преисполнился сострадания к нему.
Духовный учитель попросил меня продолжить путь вместе с ним. Он сказал:
Посмотри на инвалида, прикованного к постели. Представь, каким бременем он является для своих так называемых друзей и родственников. Они испытают такое облегчение, когда он в конце концов умрет. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив его от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над положением инвалида и преисполнился сострадания.
Духовный учитель двинулся дальше:
Теперь сюда, мое любимое дитя. Посмотри на этого бездомного. На исходе дня его никто не ждет, потому что у него нет семьи, а когда он устает, ему негде отдохнуть, иногда дети издеваются над ним, а полиция время от времени арестовывает его. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над положением бездомного и преисполнился сострадания.
Духовный учитель снова попросил меня пойти с ним. Он сказал:
Посмотри на эту одинокую женщинумать нескольких детей. Так долго она искала любовь, надежность и защиту. Однако в результате обмана и насилия со стороны своих мужей она осталась одна, не способная обеспечивать себя и своих детей. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять ее место, освободив ее от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над ее положением и преисполнился сострадания.
Затем мой духовный учитель привел меня в место, пребывание в котором поставило меня в тупик. Он сказал: "Посмотри на эту женщину".
Мы увидели очень богатую даму, которая показалась мне очень уверенной в себе. Однако каждое мгновение ее жизни превратилось в ад, потому что у нее не было детей, а она отчаянно хотела стать матерью. Она не могла стать матерью, и все вокруг знали об этом. Она кляла судьбу и часто задумывалась о самоубийстве.
Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять ее место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над ее положением и преисполнился сострадания.
Духовный учитель попросил меня продолжить наше путешествие. Я последовал за ним и услышал его слова:
Посмотри на этого несчастного, приговоренного к пожизненному заключению. Каждый день он пробуждается и понимает, что ему не к чему стремиться. Он давно потерял связь с внешним миром. Даже его собственная семья перестала признавать его. Он горько жалеет о своем явлении в этот мир и молит о скорейшем завершении жизни. Он готов совершить самоубийство, но условия заточения не позволяют ему сделать даже этого. Когда твое сострадание, мое дорогое дитя, станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над положением заключенного и преисполнился сострадания.
Духовный учитель попросил меня посмотреть на беспомощного ребенка, который постоянно подвергается насилию со стороны тех, кто призван его оберегать. Невинное дитя обращалось к собственным родителям и другим за любовью и защитой, но все, что они отдавали ему, было еще большим насилием. К сожалению, малое дитя приучилось воспринимать весь мир как место, где взрослые лишь причиняют ему боль.
И снова, сын мой, я должен сказать тебе, что твое сострадание к этой душе должно стать столь сильным, чтобы ты добровольно захотел занять его место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Задумавшись над положением малыша, я преисполнился сострадания.
Духовный учитель обратил мое внимание на семью беженцев. Они жили словно животные, перегоняемые от одной опасности к другой. Пытаясь найти пищу, прибежище и защиту, хотя и не за колючей проволокой, они, заточенные в стены отчаяния, ничем не лучше заключенных в тюрьму. Подгоняемые жутким страхом, они пытаются освободиться от своего прошлого, переезжая из города в город, из лагеря в лагерь. Единственное избавление обещает им лишь смерть, преследующая их буквально по пятам.
Мой духовный учитель повторил:
Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять их место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога.
Я задумался над их жалким положением и преисполнился сострадания.
Я не успел опомниться, как духовный учитель уже сказал мне:
Пойдем дальше. Посмотри на эту пожилую женщину. Она подарила свою жизнь семье и друзьям, но сейчас, когда она постарела, а ее лицо покрылось морщинами, никто даже не хочет посмотреть в ее сторону. Даже ее собственные дети обращаются с ней, как будто она страдает заразным заболеванием и избегают ее, что причиняет ей страшную боль. Даже самая незначительная ее просьба вызывает в них такую ярость, что они часто избивают ее. Члены ее семьи стали хуже хищников. Они отобрали ее деньги и все нажитое за долгую жизнь, в надежде, что она скоро умрет, чтобы забыть о ней раз и навсегда.
Духовный учитель посмотрел на меня полными слез глазами. Я даже представить себе не мог, насколько глубоко он переживал об участи этих несчастных. Слезы потекли по его щеке, когда он сказал прерывающимся голосом:
Когда твое сострадание к этим страждущим душам станет столь сильным, что ты не только согласишься занять их место, но и с готовностью согласишься вечно жить на этой адской планете, предоставив другим наслаждаться своими прежними заслугами; когда ты откажешься от всего, что могло бы способствовать твоему освобождению, ради освобождения всех этих людей только в таком случае ты станешь достойным возвратиться домой, обратно в царство Бога.
Проблемы и страдания всех этих людей обуревали меня. Я подумал: "Возможно ли, чтобы хоть ктонибудь обладал подобным состраданием?" Прежде чем я успел выразить эту мысль словами, я снова заглянул в лицо моего гуру и понял, сколь удачлив я, потому что могу стоять рядом с ним, могу следовать его наставлениям, наставлениям такой великой бескорыстной души. Я был уверен, что он с радостью согласился бы отказаться от всех своих заслуг, если бы это гарантировало возвращение других душ обратно в царство Бога.
Мне было нечего сказать или сделать, кроме как пообещать духовному учителю, что я не успокоюсь, пока не разовью столь сильное сострадание. Такое сострадание невозможно без благословений возвышенных людей гуру и других душ, поэтому я умоляю об их благословениях. Без этого я обречен оставаться псевдопреданным.
Я молю Тебя, благослови меня стать таким чистым преданным, хоть я и самый последний в очереди недостойных этого благословения.
Об авторе
Бхактитиртха Свами, урожденный Джон Фейворс, родился в благочестивой, богобоязненной семье. Став юным проповедником Евангелия, он регулярно принимал участие в телевизионных программах. Юношей он стал лидером Движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга (младшего). В Принстонском университете был президентом студенческого совета, а также выполнял обязанности председателя "Третьей Мировой Коалиции". Несмотря на то, что его специализация пролегала в области психологии, он также стал специалистом в самых различных сферах, включая политику, африкановедение, индологию и международное право. Его Святейшество служил координатором реформы уголовного преследования в НьюДжерси, а также руководителем нескольких клиник для наркозависимых, расположенных в различных городах Соединенных Штатов. Помимо этого он выступал в качестве консультанта в "Службе тестирования в сфере образования", а также возглавлял предвыборные штабы нескольких политиков. Бхактитиртха Свами завоевал широкую известность и признание в качестве представителя "Бхактиведанта Бук Траст", в частности, за свою выдающуюся работу в среде ученых стран Восточной Европы, некогда исповедовавших коммунизм.
Будучи единственным афроамериканским вайшнавагуру в мире, Бхактитиртха Свами непосредственно следит за развитием деятельности своих подопечных в Соединенных Штатах (в частности, в Вашингтоне, Потомаке, Мериленде, Детройте, Пенсильвании и Западной Вирджинии), Западной Африке, Южной Африке, Швейцарии и Франции. Он также является директором Американской Федерации Вайшнавских Колледжей. В Соединенных Штатах Бхактитиртха Свами стал основателем и директором "Прикладной духовной технологии", директором "Международного комитета духовного развития города", а также международным координатором "Конгресса семи панафриканских стран". Подобная нагрузка отражает его разнообразные интересы, поэтому неудивительно, что он также является членом "Института духовных наук", "Центра оборонной информации", член Организации Объединенных Наций от Америки, "Национального фонда борьбы за мир", "Общества за будущее мира" и "Всемирного форума духовных лидеров".
Будучи специалистом в сфере международных отношений и решении конфликтных ситуаций, Бхактитиртха Свами постоянно путешествует по всему миру, выступая в качестве духовного консультанта высокопоставленных членов ООН, известных людей и некоторых вождей, правителей и высших судей. В 1990 году Его Святейшество был коронован как вождь племени Варри, Нигерия, в знак признательности за выдающуюся работу, проделанную им в Африке и на других континентах. За последнее время он несколько раз встречался с экспрезидентом Южной Африки Нельсоном Манделой, чтобы поделиться с ним своим восприятием происходящего в современном мире и стратегией достижения мира.
С целью развития системы самодостаточности, достигаемой посредством развития сети школ, клиник, ферм и коттеджей, Бхактитиртха Свами проводит семинары и лекции, посвященные освоению принципов эффективного руководства, духовного развития, межличностных отношений, преодоления стрессовых ситуаций, эффективному управлению временем и многим другим подобным темам. Он также считается признанным специалистом, предлагающим эффективные решения глобальных конфликтов.

а

Оглавление | Каталог библиотеки
Sponsor's links: