Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Книги Махараджа. НИЩИЙ III Ложное эго: опаснейший враг духовного лидера Содержание Посвящение Предисловие редактора Предисловие МЕДИТАЦИЯ 1 ОТВЕРЖЕНИЕ ФАКТА ПРИСУТСТВИЯ ЛОЖНОГО ЭГО ЕСТЬ ПРИЗНАК ОГРОМНОГО ЛОЖНОГО ЭГО Медитация 2 В ПОИСКАХ ЛОЖНОГО ЭГО МЕДИТАЦИЯ 3 ЛОЖНОЕ ЭГО БЫЛО МОИМ НАСТАВНИКОМ МЕДИТАЦИЯ 4 ЛОЖНОЕ ЭГО ПОДТАЛКИВАЕТ К ДУХОВНОМУ САМОУБИЙСТВУ МЕДИТИЦИЯ 5 НЕДОСТАТОЧНО ТОЛЬКО СЛУШАТЬ МЕДИТАЦИЯ 6 ДУМАЙ БОЛЬШЕ О ДРУГИХ И МЕНЬШЕ О СЕБЕ МЕДИТАЦИЯ 7 БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ, СМИРЕННЫМ И ХРАБРЫМ МЕДИТАЦИЯ 8 БОЛЕЗНЬ КАК ОСОБЫЙ ДАР БОГА МЕДИТАЦИЯ 9 КУЛЬТУРА МИЛОСТИ МЕДИТАЦИЯ 10 ЛЮБЯЩИЙ, НО ПРОТИВОСТОЯЩИЙ МНЕ МЕДИТАЦИЯ 11 ПЛАЧЬ ВМЕСТЕ С ГОСПОДОМ МЕДИТАЦИЯ 12 УДАЛИ ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ВСЕЦЕЛО ОТДАТЬСЯ ЛЮБВИ ДРУГ ДРУГА МЕДИТАЦИЯ 13 ОПУСТОШЕННЫЙ БЕСКОНЕЧНЫМИ РАЗОБЛАЧЕНИЯМИ ИЛЛЮЗИИ МЕДИТАЦИЯ 14 ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЪЯТЬ ЧУДО МЕДИТАЦИЯ 15 НИЧЕГО НЕ ЖЕЛАЙ И ВСЕ ПОЛУЧИШЬ МЕДИТАЦИЯ 16 МИЛОСТЬ ГОСПОДА ПРЕВЫШЕ ЕГО ЗАКОНА МЕДИТАЦИЯ 17 ПРОНИКНИСЬ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ КУЛЬТУРОЙ МЕДИТАЦИЯ 18 СПАСИБО ЗА МОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ МЕДИТАЦИЯ 19 ВСЕ МОИ НАСТАВНИКИ УШЛИ; ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? МЕДИТАЦИЯ 20 ЕЩЕ НА ОДИН ДЕНЬ МЕНЬШЕ ДО НАШЕЙ ВСТРЕЧИ МЕДИТАЦИЯ 21 ЗА НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ Предисловие редактора Книжная серия "Нищий" представляет собой собрание размышлений и медитативных зарисовок, записанных на протяжении многих лет Его Святейшеством Бхакти-тиртхой Свами, единственным афро-американским гуру в вайшнавской традиции, записанных им на протяжении многих лет. Несмотря на очевидную новизну для многих из нас, традиция вайшнавизма, перенесенная в лоно Запада Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой, передавалась от учителя к ученику на протяжении пяти тысяч лет без каких-либо искажений или потерь.

Одним из основополагающих текстов традиции вайшнавов является "Бхагавад-гита" - изложенная на бумаге беседа, состоявшаяся между Господом и Его преданным, великим воином Арджуной. Во время этой беседы Господь рассказал, что высшая цель жизни и истинный источник непреходящего счастья заключается в воссоединении с Господом посредством любовного преданного служения Ему и Его спутникам. Затем Господь продолжил свои объяснения, сказав, что лишь по причине Своей любви к живым существам Он время от времени нисходит на землю, либо присылает Своих посланников, чтобы напомнить нам о высшем предназначении каждого из нас. Христос, Аллах, Кришна, Иегова, Яхве - их имена могут изменяться, также как и поверхностные отличия в религиозной практике, основополагающее послание всегда остается неизменным: любовное непрерывное служение Господу, находящее выражение уже в этой жизни в том, как мы служим и заботимся друг о друге.
Среди своих размышлений Бхакти-тиртха Свами приводит несколько цитат из "Бхагавад-гиты" и других произведений, составляющих кладезь ведической литературы. Иногда он обращается к нам, словно взывая от лица героя той или иной древней исторической хроники. Несмотря на очевидность того факта, что знакомство с ведическим наследием помогает глубже проникнутся в понимание сказанного автором, эти размышления не оставят равнодушными ни одного мыслящего человека даже не имеющего отношения к вайшнавской традиции. Всякий прилагающий усилия для удержания на пути духовного развития, а также всякий, кому жизнь подарила восхитительные мгновения нежданной беспричинной любви и сострадания истинного духовного наставника, почувствуют сопереживание размышлениям автора и откроют в себе способность по достоинству оценить таинство проявления этих наставлений в мрачной и безрадостной повседневной жизни.
Его Святейшество обращается к Господу, прибегая к различным именам, взятым из Вед, чтобы подчеркнуть различные настроения и формы взаимоотношений между душой и Господом, подражая использованию слов "г-н Смит", "папа" и "шеф", как достойных обращений к одной и той же личности, но выделяющих различные формы взаимоотношений между автором и объектом его молитвы. В конце книги мы поместили глоссарий с различными ведическими именами на случай непонятности их читателю.
Мы очень рады представившейся возможности поделится этим сборником размышлений из серии "Нищий" и хотим пожелать всем нашим читателям обрести веру в любовь и милость Господа, ибо они достигают нас благодаря состраданию Его посланников, которых мы называем гуру.
Предисловие
Все мы родились в этом мире в телах, наделенных пятью чувствами, которые мы постепенно открываем в себе и попадаем в зависимость от них, становясь заложниками ощущений и воспоминаний, вызванных этими же пятью чувствами. Воспоминания и ощущения постепенно корректируются наставлениями и нравоучениями родителей и старших, а также тех, кто сумел внушить нам необходимость думать, говорить и вести себя определенным образом. Одним из самых первых выводов, основанном на субъективных ощущениях, сопровождающих ранний этап развития, было заключение о собственной независимости как существа отдельного, по природе стремящегося лично контролировать ход событий своей собственной жизни. Очень скоро мы начинаем понимать, что в каждом из нас есть некая субстанция под названием ум, которая беспрерывно общается с нами, поддерживая наше стремление к выражению индивидуальности и подогревая желания, сопровождающие это стремление. Мы думаем о человеке или сущности каждого из нас, воспринимаемом посредством пяти чувств, как о теле. Некоторые называют это отождествление словом "эго", "связкой тело-ум" или "я - есть". Мы ошибочно принимаем эту категорию за собственную сущность. Когда ход событий нашей жизни не удовлетворяет нас, данное сочетание убеждений, ощущений и желаний выталкивает на поверхность нашего сознания все скрывавшиеся в его глубинах сомнения, страхи, разочарование, помешательство и злость, чтобы убедить нас в необходимости с неослабевающим вниманием прислушиваться к нему, позволять контролировать нас. И все это только потому, что эго кажется нам реальным и достойным нашего всецелого доверия. Время от времени из глубин нашего естества мы слышим напоминание о том, что где-то глубоко в сердце и далеко за пределами досягаемости наших чувств, существует нечто, к чему мы должны прислушиваться, особенно когда не знаем, как поступить, к кому обратиться за советом или помощью.
И вот мы встречаемся с Джоном Фейворсом, который рассказывает нам о том, кем он был до того, как стать всемирно известным и повсеместно почитаемым духовным лидером, прославившимся под именем Его Святейшества Бхакти-тиртха Свами Кришнапады. Бхакти-тиртха Свами обращается к лидерам многих стран, стараясь осветить стиль руководства в настроении слуги в своей книге "Лидер новой эпохи", а также обращается к обычным людям, беседуя с ними на страницах книг из серии "Духовный Воин". Бхакти-тиртха Свами любит всех нас достаточно искренне, чтобы найти в себе силы поделиться с нами своими самыми сокровенными, пронизанными болью молитвами и размышлениями, обращенными к его духовному учителю и единому Творцу каждого из нас, на страницах серии книг под названием "Нищий".
В своей последней книге из этой серии "Ложное эго: опаснейший враг духовного лидера", Бхакти-тиртха Свами откровенно делиться с нами своими страхами, сомнениями и тоской, свойственными каждому в тот момент, когда ложное эго (я-есть) пытается убедить нас, что оно, это самое эго, - единственное, что мы имеем, при этом оставляя нас в состоянии безволия и безнадежности перед лицом многочисленных проблем современного мира. Но погодите! Ответ на его молитвы и размышления одаривает нас мудростью, любовью и "беспричинной милостью", которые всегда готовы помочь нам, если мы будем искренне и проникновенно просить о помощи на пути служения Богу. Бхакти-тиртха Свами смело и в тоже самое время смиренно позволяет нам услышать его беседы с собственным ложным эго, происходящие во время медитации, во время ожидания момента, когда эго успокоится, и он расслышит призыв Высшей Души и совет своих духовных учителей. Внутренние переживания, молитвы, медитация и размышления Бхакти-тиртхи Свами крайне важны, ибо помогают нам, читателям, понять, что мы не одни в борьбе с ложным эго. Эта борьба - часть нашего человеческого естества и благодаря ей мы становимся сильнее и со временем находим в себе силы для поклона перед Всевышним и проникновения Его сознанием (сознанием Кришны, сознанием Христа и так далее).
Величайшая заслуга Бхакти-тиртхи Свами заключается в том, что он смог показать всему миру ценность сопротивления нападкам ложного эго и возвышению над телесными представлениями о собственной сущности. Каждый из нас должен научится жить и совершать поступки во имя любви, направляя свою жизненную энергию на раскрытие своего бесконечного внутреннего потенциала, обретение высшего блага, вооружившись которым мы сможем, уподобившись Творцу, своим примером обучать других науке бескорыстного дарения этой любви всем, кто нас окружает.
Я пришел к выводу, что в моем случае процесс противостояния ложному эго протекает крайне болезненно, по всей видимости, в связи, что мое ложное эго очень мощное и изворотливое, научившееся находить проверенные ходы, помогающие занимать выгодное положение между мною и Высшей Сущностью, в существовании которой я не сомневаюсь. Поэтому самым серьезным испытанием для меня было суметь довериться этому процессу. И мы должны преодолеть его, если решительно настроены быть лидерами на пути возвышения сознания человечества, своего собственного сознания и научиться любить и выражать любовь, обучая других. "Нищий III" - это дар любви, способный помочь нам в нашей борьбе. Мы познаем величие этого дара только в том случае, если вступим на путь предания, молитвы и медитации, последовав по стопам этого великого духовного учителя. А его книги и лекции помогут нам в этом. "Нищий III" заставит нас задуматься и, что очень важно, пробудит в нашем сердце стремление к совершенству, которое Творец с огромной любовью и милосердием даровал каждому из нас.
Книги Бхакти-тиртхи Свами написаны, чтобы сообщить нам необходимую силу, позволяющую высшему началу контролировать всю нашу жизнь на пути высвобождения нашего внутреннего потенциала и обретения высшего блага.
Нищий III - это его последняя на данный момент опубликованная работа, способствующая нашей внутренней работе по осознанию того факта, что жизненная сила - есть сила божественная. Как и подобает всякому истинному лидеру, Бхакти-тиртха Свами обучает любви собственным примером. Я приглашаю вас присоединиться к этому удивительному процессу!
Желаю вам любви, внутреннего спокойствия и безупречного здоровья,
Джон Чиссел,
автор книги "Пирамида власти"
"Ложное эго означает отождествление себя со своим же телом. Если человек осознает, что он - не это тело, что он - душа, так проявляется истинное эго. Это есть всегда, и от ложного эго следует избавиться, сохранив при этом эго истинное . Ложное эго порицается, но не истинное эго. В ведической литературе ("Брихад-араньяка Упанишад", 1.4.10) сказано: ахам брахмасми: я - Брахман, я - дух. Это ощущение "я-есть" существует и в освобожденном состоянии осознавшей себя души. Это ощущение "я-есть" в связке с временным телом является ложным эго. Но когда "я-есть" проявлено в контексте реального мира, оно называется истинным эго. Некоторые философы, говорящие о необходимости отбросить всякое эго, заблуждаются - эго нельзя отбросить, потому что оно означает "личность". Однако не вызывает сомнений, что мы должны отказаться от ложного отождествления с телом". ("Бхагавад-гита", 13.8-12, комментарий)
"Махат-таттва - является промежуточной средой между чистым духом и материальным миром. Это соединение материи и духа является источником ложного эго живого существа. Все живые существа представляют собой отличающиеся друга от друга неотъемлемые частички Личности Бога. Находясь под бременем влияния ложного эго, обусловленные души, несмотря на свою природу неотъемлемых частичек Верховной Личности Бога, считают себя наслаждающимися материальной природой. Это ложное эго представляет собой цепь, крепко привязывающую их к материальному существованию. Господь снова и снова предоставляет запутавшейся обусловленной душе возможность вырваться из под влияния ложного эго, и поэтому материальное творение проявляется через некоторые интервалы времени. Он предоставляет обусловленным душам все необходимое для исправления последствий поступков, совершенных под воздействием ложного эго, однако при этом не препятствует проявлению их незначительной независимости, свойственной всем без исключения неотъемлемым частичкам Господа". ("Шримад-Бхагаватам", 3.5.28, комментарий).
"Всякая невнимательность или беспечность способна привести к падению. Причиной такого падения является ложное эго. Неверное использование независимости в состоянии чистого сознания приводит к возникновению ложного эго. Мы не будем говорить о том, каким образом ложное эго возникает в состоянии чистого сознания. В действительности возможность его проявления существует всегда и поэтому человеку следует быть крайне осторожным. Ложное эго - это основополагающий принцип всей материальной деятельности, осуществляемой в рамках гун материальной природы. Как только человек теряет чистое сознание Бога, он начинает запутываться в хитросплетениях материальных последствий. Обусловленность материального мира проявляется посредством материального ума источника чувств и их материальных органов". ("Шримад-Бхагаватам", 3.26.23-24, комментарий)
МЕДИТАЦИЯ 1
ОТВЕРЖЕНИЕ ФАКТА ПРИСУТСТВИЯ ЛОЖНОГО ЭГО ЕСТЬ ПРИЗНАК ОГРОМНОГО ЛОЖНОГО ЭГО
Мое ложное эго приветливо улыбнулось мне:
- Добро пожаловать в новое тысячелетие. Я благодарю тебя за поддержку, которую ты оказывал мне прежде и надеюсь, что на пороге новой эпохи ты будешь еще лучше помогать мне.
Я не узнал того, кто обращается ко мне, также как и не понял, о чем вообще идет речь. У меня не было ни времени, ни желания вникать в эти слова. В конце концов, многочисленные ученики и почитатели с нетерпением дожидались моего выхода. Когда я не обратил на это внимания, ложное эго подбежало ко мне и, не скрывая радости, похлопало по плечу:
- Ты такой классный парень. С тобой приятно иметь дело.
Мой первый ученик вошел в мой кабинет с намерением увидеться со мной. На меня смотрели ясные глаза скромного юноши.
- Дорогой Учитель,- обратился он ко мне, предложив поклоны. - Как мне
развить в себе настроение почтения согласно ведических наставлений, разъясненных нам Шрилой Прабхупадой и великими ачарьями?
Я ответил:
- Просто старайся читать осознанно, по крайней мере, в течении 1-2 часов в день. Читай в таком настроении, как будто позже тебе придется объяснить другим то, о чем ты прочтешь в книге.
Когда ученик закрыл за собой дверь, я подумал про себя: "А читаю ли я столь скрупулезно каждый день ведическую литературу? Конечно же, нет. Я слишком погружен в разъяснения того факта, что величайшее препятствие на пути духовного развития моих подопечных заключается в пренебрежении внимательного изучения священных текстов и писаний".
Ложное эго подбежало ко мне и, не скрывая радости, похлопало по плечу:
-Ты такой классный парень. С тобой приятно иметь дело.
В кабинет вошел второй ученик:
-Учитель, мне очень сложно подчинить контролю сексуальную жизнь со своей женой. Что мне делать?
Я ответил:
- Прекрати вожделеть ее тело и научись любить ее душу. Полюби ее пение святых имен, ее умение готовить пищу, ее служение Божествам и ее заботу о ваших детях. Полюби ее способность скромно одеваться, ее улыбку, пронизанную состраданием. Полюби ее способность столь грациозно служить всем вайшнавам. Полюби ее внимание, с которым она слушает твою проповедь. Загляни в ее глаза и научись сопереживать ее радостям и боли. А когда она плачет, полюби ее еще сильнее за ни с чем не сравнимое терпение.
Когда он выходил, я подумал: "Почему мои ученики-домохозяева относятся ко мне, как консультанту по вопросам брака?" Ложное эго подбежало ко мне и, не скрывая радости, похлопало по плечу:
- Ты такой классный парень. С тобой приятно иметь дело.
Отреченный ученик вошел сразу после домохозяина. Он низко поклонился. Прошло некоторое время, пока он поднялся.
- Учитель, - произнес он, стоя на коленях. - Как мне придерживаться целомудрия в уме и физически?
Не моргнув глазом, я ответил:
- Будь внимательным при выборе объекта для своих глаз и ушей, а также в общении. Контролируй свой язык! Следи за тем, что говоришь и что ешь. С энтузиазмом поддерживай свой ум постоянно занятым. Не будь легкомысленным в обществе женщин. Будь постоянно сосредоточен на своей миссии. Живи просто, не испытывая привязанности ко всему, что тебя окружает.
Прежде чем вошел следующий преданный, я вслух сказал, обращаясь к самому себе. "Когда же все эти простодушные преданные научатся общаться со всеми окружающими их людьми на языке сердца, как это делаю я? Когда же они станут слушать только свое скрдце, не обращая внимания на посулы ума, разума, языка и гениталий?"
Ложное эго подбежало ко мне и, не скрывая радости, похлопало по плечу:
- Ты самый лучший. Мне так повезло, что ты рядом со мной!
В тот же самый момент в кабинет вошла семейная пара:
- Свами, нам очень трудно воспитывать своих детей - 21-летнего сына и 19-летнюю дочь.
Я перебил их, чтобы не дать им расстроиться от ощущения безысходности, приведшей их ко мне:
- Ваши дети уже взрослые, хотя пока и молодые, поэтому не относитесь к ним, как прежде, а попытайтесь стать их друзьями. Наставляя их, старайтесь проводить с ними больше времени, чтобы понять, в чем они нуждаются и как воспринимают окружающий мир. Дайте им понять, что вы всегда будете рядом с ними, поддерживая и уважая их индивидуальность.
Когда они вышли, я подумал: "Эти двое сами-то ужасно не собраны, разве они смогут вырастить здравомыслящих, духовно просвещенных детей?"
Мое ложное эго выплясывало джигу:
- Браво, герой моего романа. Как же мне хочется думать и вести себя в точности как ты, ибо ты - лучший!
- Гуру Махарадж, - тихо и смиренно обратился ко мне очередной ученик. -Пожалуйста, наставьте меня, как мне улучшить качество воспевания моих кругов.
Мой ответ не заставил себя долго ждать, надо признать - нашелся я мгновенно:
- Избегай десяти оскорблений. Повторяй имена в настроении отчаяния и смирения. Воспринимай свое повторение в качестве канала внутренней электронной связи с Гуру и Божественной Четой. Будь бдителен и старайся закончить повторение в ранние утренние часы.
Он попытался что-то уточнить, но я прервал его:
- Мне очень жаль, но у меня еще десять кругов, а уже, как видишь, поздний вечер.
- Я в восторге от тебя, - воскликнуло мое ложное эго. - Я и представить себе не могло, что ты на такое способен.
Я погрузился в чистое воспевание, но меня прервал очередной ученик. Этого интересовало, каким образом можно принять прибежище в молитве.
- Мы не должны молиться, предъявляя требования, - напомнил я ему. - Наше положение предполагает служение Всевышнему Господу - а не обращение к нему с просьбами.
Мне показалось, что ему хватило этих объяснений. Тогда, наслаждаясь звуком собственного голоса, я уточнил:
- Если мы будем каждый свой поступок совершать взвешенно, после тщательных раздумий, тогда все наши поступки станут одной непрерывной молитвой. Как только мы достигнем этого уровня, мы сможем без тени сомнения сказать, что Господь слышит нас. Господь действительно слышит нас. Но даже не надейся услышать Его ответ. Помни, что ум и разум способны сыграть с нами злую шутку. При этом они сделают это так, что мы ничего и не заметим.
Этот ученик был внимательнее других. Он был настолько восхищен мной, что я не мог удержаться, чтобы не приукрасить свой рассказ еще немного.
- Существует десять видов молитв, которые возносят вайшнавы, - сказал я, после чего в тонкостях описал каждую из них.
- Должен ли я практиковать одну или все эти молитвы вместе, Гурудев?
Неожиданно тон моего голоса изменился, причем не в самую лучшую сторону.
- Разве ты не читал мои книги? В своих замечательных работах я подробно объяснял эти десять видов молитв?
Он смутился и от стыда опустил глаза.
- Написание этих книг отняло у меня уйму драгоценного времени. Так почему же ты не читаешь и не ценишь их? - Я задал это вопрос и посмотрел на него с гримасой недовольства на своем лице.
Мое ложное эго радовалось, как безумное.
- Ты такой удивительный. Я польщено быть рядом с тобой.
Следующими вошли несколько старших учеников, чтобы увидеться со мной и выразить свою благодарность за наставления, полученные ими недавно.
- Учитель, вы так добры, терпеливы и смиренны. Каждый день вы проводите за написанием книг, отвечая на многочисленные письма и проповедуя в среде, часто враждебно настроенных людей. Вы проповедуете жителям всего мира, но не забываете и тех, кто вас окружает. Более того, вы терпеливо принимаете участие в решении проблем множества преданных. Вы очень дороги нам, и ваш пример наделяет нас необычайной силой.
Я улыбнулся, думая про себя: "Вот ведь какие серьезные епитимьи пришлось вынести этим великим душам в прошлой жизни, чтобы обрести мое общение. Интересно, осознают ли они, насколько удачливы, обретя возможность узнать и служить мне?
В это самое мгновение один из них прервал меня:
- В чем секрет вашего оглушительного успеха, Свами?
- Это милость моего Гуру и Кришны.
Мое ложное эго встало в знак почтения моему величию, не поскупившись на слова пропитанные восторженностью:
- Я не достоин находиться рядом с тобой! Говориться, что в эту Эпоху вражды и лицемерия никто не должен принимать санньясу, но ты удивительным образом нашел себя в этом ашраме. Ты - эксперт манипулирования сознанием других, наилучший представитель Кали-юги. Я молю тебя, пожалуйста, обучи меня всему, что ты знаешь.
В этот момент что-то заставило меня присмотреться к этому несдержанному существу. Популярные и избалованные известностью люди, подобные мне, радуются, становясь объектом почитания не всегда здоровых психически приверженцев. Я не мог понять, что у нас может быть с ним общего и почему он решил, что я должен обращать на него свое внимание. На самом деле у меня не было и малейшего представления о том, что это за существо и чего оно от меня хочет. Но одно я могу сказать определенно. Оно прекрасно разбирается в героях-наставниках, а то, что оно гордиться мои обществом, вообще приятно слышать. И кроме того, по какой-то причине оно настолько удачливо, что в его сердце поселилось желание общаться со мной. Может быть, оно прочитало обо мне статью в известном журнале? В любом случае, оно очевидно хочет получать мои наставления, как и все остальные мои почитатели. Тогда что мне остается делать? Похоже, придется найти время, чтобы милостиво наставить его на путь истинный.
МЕДИТАЦИЯ 3
ЛОЖНОЕ ЭГО БЫЛО МОИМ НАСТАВНИКОМ
Очень скоро мне предстоит расстаться со своим ложным эго, и предстоящая разлука всколыхнула во мне неоднозначные чувства. Его отсутствие наверняка станет причиной возникновения чувства опустошенности, потому что ложное эго было для меня практически всем, что я знал и на что тратил время. В то же самое время я понял, каким был глупцом, когда держался за его общество и искал его дружбы. Мы постоянно были вместе, поэтому оно казалось мне ближайшим другом, но теперь я понимаю, что оно было и остается моим величайшими врагом.
Я не знаю, почему мне понадобилось так много времени, чтобы понять это, но мне все-таки удалось распознать его гнусные замыслы. Оно вмешивалось каждый раз, когда я устремлялся к истинным любовным отношениям. Оно грамотно убеждало меня в том, что все окружающие меня люди - мои соперники, при этом внушая мне единственную мысль: мои настоящие враги - это друзья, а настоящие друзья - враги.
Подозревая меня в связях со всеми подряд, мое ложное эго постоянно убеждало меня, что мое идеальное состояние проявляется в то время, когда я становлюсь лицемером и манипулирую другими. Оно же уверяло, что когда я веду себя бесхитростно, искренне и прямолинейно, то поступаю глупо и наивно, добровольно подставляя себя под удар или, хуже того, сердечный приступ.
Будучи основным свидетелем всего произошедшего в моей жизни, ложное эго учило меня отношению к своему телу как единственному заслуживающему моего внимания объекту в этом мире.
- Будь первым или последним - это, в принципе, неважно, - говорило оно, - главное оставайся всегда на виду. Если для этого необходимо быть смиренным, из кожи лезь вон, но заставь всех окружающих думать, что ты - самый смиренный. Если же для этого понадобиться проявить инициативу, будь первым и сделай вид, что тебе больше всех необходимо заполучить это служение.
Когда мы оставались один на один, мое ложное эго наставляло меня, как заставить других прислушаться к нашей точке зрения. В зависимости от ситуации, следовало говорить очень громко или обойтись молчанием.
- В конце концов, - говорило оно, - иногда нет ничего громче молчания.
Таковыми были предложения моего ложного эго, и я, словно последний глупец, верил каждому его слову, бывшему воплощением лжи и преувеличений. Мое ложное эго жило со мной много жизней, неотступно сопровождая, словно тень. Мы все делали вместе. Так, вместе обедали и каждый раз за приемом пищи планировали свой следующий маневр. Благодаря нашему плодотворному сотрудничеству, мы постепенно достигли удивительных результатов. Каждый раз, когда мне удавалось воплотить в реальность свой очередной замысел, ответственность за него несло мое ложное эго. В каждом своем усилии, мое ложное эго нашептывало мне на ухо:
- Ты должен быть лучшим. Побей все прежние рекорды и обгони всех своих соперников, если ты действительно намерен оставить свой след в истории.
Словно искренне любящая мать, мое ложное эго никогда не оставляло меня одного. Практически, куда бы я ни направился, чем бы я ни занимался, с кем бы я ни общался, мое ложное эго играло первую скрипку. Лишь благодаря усердию моего ложного эго, меня окружают столько почитателей.
Везде, где бы я ни был, люди постоянно приветствовали меня, выражая почтение за достигнутые успехи. Они прославляли меня за самоотверженный труд и амбициозные проекты. Некоторые были поражены моей способностью в любое мгновение найти время для служения или наставлений всем окружающим. Если бы они только знали об истинных мотивах, они испытали бы шок, узнав, что мои победы были отнюдь не моей заслугой, наоборот, ответственность за все совершенное мной всецело лежала на моем ложном эго.
Даже в политике мое ложное эго находило в себе силы навязать свое отношение к происходящему. Когда в моде были революционные настроения, оно рекомендовало мне в своих речах переключиться на радикальную риторику. Если же мне предстояло погасить пожар некого противостояния, мои речи отличались спокойствием и проникновенностью. Даже если мне приходилось облачиться в отличные от основной массы людей одежды, мое эго убеждало меня в необходимости этого, лишь бы не остаться незамеченным и привлечь внимание общественности. Каждый раз, когда чувственное наслаждение начинало маячить на горизонте, оно было готово соответствовать всем требованиям, лишь бы быть на хорошем счету в глазах всех, кто меня окружает.
Наличие богатейшего опыта моего ложного эго, предполагало его способность к предвзятому отношению к другим людям. Каждый раз, когда мне было нужно набрать очки ценой критики рядом стоящего, мое эго приковывало ко мне пристальные взгляды толпы, смакующей мои изощренные обвинения. Вдалбливая в мое сознание уроки критики, облаченные в стихотворную форму, оно шло на все, чтобы я усвоил материал. И если это было уместно, оно нашептывало мне столько времени, сколько требовалось для полного уяснения его мысли. Однако стоило ситуации измениться, и требовалось занять позицию соглашателя, нескольких секунд хватало для моего превращения в самого откровенного подхалима.
Теперь я понимаю, что был исключительно послушным рабом моего неуемного ложного эго. На самом деле оно использовало меня для осуществления лишь своих бесконечных желаний. Оно использовало все, что было нам доступно, а именно - тело, чувства, ум и разум, не взирая на высшие интересы, потребности и переживания.
Под давлением моего ложного эго, я вел себя словно одержимый, каждый поступок которого был продиктован внешними обстоятельствами. Считая, что всецело контролирую ситуацию, на деле я был порабощен прихотями своего прожорливого ложного эго. Чем дольше я думал о наших отношениях, тем яснее понимал, что это рабство не создает ничего, кроме бесконечного потока проблем для меня и окружающих людей. Хотя мое ложное эго постоянно убеждало меня в том, что я какой-то особенный и уникальный, теперь, отстранившись от прошлого, я вижу, что каждый мой поступок обладал разрушительной природой, потому что, отвергнув служение представителю Господа, я добровольно отказался от служения моим собственным насущным интересам.
Мое ложное эго поставило меня в затруднительное положение, каждый день жестоко обманывая меня. Иногда оно советовало мне совершать нелепые действия лишь для того, чтобы уменьшить значимость поступков других людей и снова возвратить меня в центр всеобщего внимания. Трудно понять, как такой очевидный лицемер и обманщик мог так долго держать меня за дурака, с другой стороны в этом нет ничего удивительного, потому что я слышал от людей, что всякий, кто очень хорошо знает нас, знает и наши слабые стороны. Мое ложное это постоянно подчеркивало мои слабости, одновременно с этим пытаясь убедить меня в том, что я вправе наслаждаться чувством превосходства над другими до тех пор, пока у меня есть такой советник.
Мне очень больно признать, что ложное эго ломало меня жизнь за жизнью, шантажируя при каждом удобном случае, особенно когда я намеревался подняться на одну ступеньку выше и развить в себе любовь к другим, избавившись от каких-либо эгоцентричных мотивов. Все мое естество и каждый поступок был подношением на алтарь моего ложного эго, а взамен я не получал ничего, кроме боли. Знаешь, никто не способен причинить тебе такую боль и страдания, как предательство человека, которому ты доверяешь как самому себе. И теперь мне уже трудно определить, чего в моем сердце больше - ненависти или боли.
Просто представь себе, что бы ты почувствовал, если бы тот, кому ты отдал всего себя без остатка, предал бы тебя. Представь, что тебя предал некто, кому ты бескорыстно служил и с кем никогда не расставался, с кем вы делили все - самые сокровенные секреты, опасения и желания лишь для того, чтобы однажды открыть для себя, что все это было направлено на твое порабощение и уничтожение.
Более того, когда я открыто выступил против него, мое ложное эго не испытало никакого стыда и не пыталось выпросить у меня прощения. Напротив, оно задало мне вопрос:
- А чего ты хотел? Такова моя природа. Просто я -такое существо и никогда не претендовало на иную роль.
Самое смешное, что я все еще прекрасно помню те времена, когда у нас с ложным эго было много общего. Меня интересовали лишь престиж, почитание и поклонение, поэтому у нас получился отличный дует, что и позволило нам довольствоваться обществом друг друга на протяжении многих жизней, пронизанных преступными деяниями. Но теперь, когда я остыл ко всем надуманным устремлениям, внушаемым им, я чувствую устойчивое отторжение.
Но я должен доверять ему. Оно удивительно изощренно и многоопытно предает меня. Мое ложное эго - это изворотливый предатель и каждый раз, когда я ловлю его с поличным, оно умудряется обвинить меня в том, что я пытаюсь его использовать.
- Это стремление обманывать, манипулировать другими и преследовать лишь собственные интересы, - услышал я в свой адрес, - я никогда бы не пригласило тебя жить вместе со мной и ни за что не стало бы с тобой сотрудничать.
- В конце концов, - продолжало эго, - Меня везде и всюду встретят с распростертыми объятьями, и я уж точно нигде не пропаду.
Закончив похваляться своими заслугами, оно даже обозвало меня неблагодарным и упрекнуло в том, что, понадеявшись на меня, отвергло множество предложений, сыпавшихся со всех сторон. И ради чего? Ради какого-то болвана, неспособного на серьезные поступки.
- С таких как я нужно пылинки сдувать. Никогда об этом не забывай, - разразилось оно очередной тирадой. - Все без исключения просят моего совета и стремятся к общению со мной. Но если ты утратил желание общаться со мной, если ты остыл и не хочешь меня слышать, тогда я ухожу от тебя. - Но потом после долгой паузы оно добавляет: - Конечно, я могу остаться еще ненадолго, только если ты сам этого хочешь.
После этих слов, меня одолели сомнения. Вот рядом со мной стоит существо, с которым мы делили все невзгоды. Нам пришлось пережить все - и плохое, и хорошее. Мы уже стали родственными душами. И все-таки, несмотря на глубокую привязанность, существующую между нами, оно готово покинуть меня навсегда, забрав с собой все свои броские наряды.
Представив, что со мной будет, если мое ложное эго покинет меня, я страшно испугался. Но в следующее мгновение воспылал ненавистью:
- Я не хочу иметь с тобой ничего общего! - прокричал я. И в это же мгновение, увидев его на пороге, с чемоданами в руках, я был вновь настигнут волной страха перед одиноким будущим, в котором его уже никогда не будет.
"Каково мне будет жить в одиночестве? - подумал я, - Когда оно было рядом, я был уверен, что оно не покинет меня. В моей жизни не осталось абсолютно ничего, к чему эго было бы непричастно. А может быть, пусть оно живет где-нибудь неподалеку, чтобы в любой момент можно было позвать его? Или, может быть, поселить его где-нибудь неподалеку, чтобы "зависать" с ним по большим праздникам и на выходные. Вдруг ко мне кто-нибудь приедет, и мне будет приятно произвести на гостя впечатление, познакомив со столь выдающимся другом?"
Однако, оставляя ложное эго неподалеку, я ничего не менял, потому что никто не мог гарантировать, что я смогу контролировать его поступки, ведь прежде - если кто-то кого и контролировал, то скорее, оно меня, чем наоборот. Безудержное стремление к славе превратило его в существо намного сильнее и умнее меня, поэтому я никогда не мог сдержать его натиска. Разве что-то изменилось?
Я хотел потребовать, чтобы оно немедленно покинуло меня, но чем ближе было расставание, тем ужаснее вырисовывалась картина моего существования без него. Сама мысль о существовании вне общества моего ложного эго, представлялась мне устрашающей. Но, несмотря на все свои опасения, я продолжал следить за тем, как оно взяло свои пожитки и ушло из моей жизни. Меня не посетила мысль ни предложить свою помощь, ни даже попрощаться.
После его ухода я смог лишь откинуться на спинку моего кресла, чувствую себя опустошенным, изнеможденным и опечаленным. И хотя мое тело оставалось неподвижным, в моем уме царил хаос взбесившихся мыслей. "Какой прок в обладании столь огромными познаниями? - спросил я себя, - Если впереди тебя ожидает лишь состояние одиночества? Какой прок в избавлении от дурного и неблагоприятного, если удовлетворение так и не наступает?" Из моих глаз потекли слезы, а я продолжал смаковать свои тяжкие мысли об удивительных загадках бытия. "Это несправедливо", подумал я, вытирая слезы.
Неожиданно я вернулся к происходящему. "А насколько реально то, что я увидел?" Я огляделся. Слезы высохли сами собой, и моему взору открылась изумительная картина. Все, что было в моем доме, изменилось до неузнаваемости. Когда мое ложное эго было рядом, оно постоянно внушало мне, что все вокруг было нашим и предназначалось лишь для нашего наслаждения. И в подобном состоянии сознания все книги, мебель и полотна картин воспринимались мной как бремя. Но теперь, когда ложное эго покинуло меня, все эти предметы, насытившись энергией Всевышнего, обрели новый смысл. На самом деле каждая вещь представлялась мне живым существом, которое словно улыбалось мне и излучало некое удивительное внутреннее тепло.
Все это произвело на меня неизгладимое впечатление и приятное ощущение благополучия вернулось ко мне. Прежде, чем я впервые познал удивительное состояние праздника, мои собственные чувства уже предвосхищали его, побуждая прилив положительных эмоций в моем сознании.
Неожиданно я понял, каким же глупым был, жертвуя все внимание своему ложному эго, и пытаясь выполнить все его прихоти. Но теперь, когда мы, наконец, расстались, меня ждут множество удивительных открытий, обещающих поразительные переживания, описать которые не под силу даже самому талантливому поэту.
МЕДИТАЦИЯ 7
БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ, СМИРЕННЫМ И ХРАБРЫМ
Многие люди умирают в очень юном возрасте. Некоторые живут с надеждой на лучшее будущее, а остальные проводят жизнь, насладившись всеми ее чудесными моментами. Есть такие части света, где средняя продолжительность жизни человека не превышает 46 лет, что вызвано воздействием войн и различных заболеваний. Однако во многих странах Европы и Америки средняя продолжительность жизни достигает 75 лет.
В момент написания этих слов мне было 50, поэтому, можно сказать, что мне суждено прожить еще около 25 лет. Я отдаю себе отчет, что могу не дожить до столь преклонного возраста, но мне в любом случае придется покинуть это тело, поэтому в голову приходят различные мысли о неудачах, испытаниях и свершениях, имевших место в моей жизни, о которых мне хотелось бы рассказать вам, прослеживая их связь с главной жизненной целью.
Я молился и взывал о помощи самых различных наставников, чтобы они помогли мне прояснить мое положение. И все наставники в один голос советовали мне постараться заглянуть вглубь себя, и мои впечатления станут первым шагом на этом пути. Оглянувшись назад, я понял, что практически постоянно меня сопровождали могущественные наставники, но, несмотря на их покровительство, я никогда не был по-настоящему бескорыстным, смиренным и храбрым.
Мои наставники были крайне терпеливы, а их советы - бесконечно полезны, хотя я редко по достоинству ценил их качества, оставаясь неблагодарным и требовательным. По причине собственной незрелости, я часто сомневался в их словах и бросал им открытый вызов. Втайне я сравнивал их друг с другом и с самим собой. Несмотря на мое благоговение перед ними, я следовал лишь тем их советам, которые мне нравились.
Моим ужасным проступком было то, что я приписывал себе заслуги за все пришедшее ко мне лишь по их милости. Но, что еще хуже, я никогда не благодарил их за то наставничество, которым они одарили меня, потому что не был в достаточной степени бескорыстным, смиренным и храбрым.
Насколько память позволяет мне обозревать свое прошлое, я постоянно стремился найти знание и истину. Даже сегодня я постоянно читаю, чтобы понять окружающий меня мир. И теперь по милости многочисленных книг моего наставника, я знаю почти все, что хотел узнать, но, по правде говоря, я забыл практически все, что знал прежде, при этом не совсем ясно, - понял ли я все то, о чем успел забыть. Я прочел и услышал очень много, но понял ужасно мало. Я пытался набраться знаний и познать истину, используя свой ум и разум, но по той причине, что никогда не был достаточно бескорыстным, смиренным и храбрым, я нахватался информации, которая с истинной мудростью и знанием связана лишь поверхностно.
Будучи человеком крайне неугомонным, я постоянно путешествовал по всему миру. Я побывал на всех континентах и посетил большинство стран, где встречал тысячи замечательных людей, посетивших мои лекции и семинары. Они слушали, как я веду киртаны и провожу фестивали. Хотя мои ученики, духовные братья и сестры были очень добры ко мне, я воспринимал их общество как данность, потому что никогда не был истинно бескорыстным, смиренным и храбрым.
Мне всегда нравились культура и развлечения. На пути бхакти-йоги человек оказывается в атмосфере пиров, фестивалей, искусства и культурных мероприятий, с участием танцоров, певцов и театральных постановок. Помимо ритуалов, проводимых по случаю ухода человека, практически каждый день ИСККОН проводил фестиваль. И хоть я приводил свое тело на многие из этих мероприятий, зачастую сам я был где-то далеко от происходящего. Иногда мне сложно разобраться, почему это происходило, хотя ответ лежал на поверхности: я не погружен в культуру бхакти всецело, потому что не достаточно бескорыстен, смиренен и храбр.
Будучи микрокосмом огромной общины, семья считается крайне важным ее элементом. Я представляю огромную духовную семью, оставаясь членом большой семьи кровных родственников. В обеих семьях меня очень любят и часто из-за меня терпят множество неудобств. Многие из родственников и близких людей даже жертвуют своим временем и деньгами только для того, чтобы увидеть меня, и чем же я отвечаю на их искренность? Чаще всего, я элементарно не обращаю на них никакого внимания или же служу им каким-то утилитарным способом. Возможно, если бы я был более бескорыстным, смиренным и храбрым, я смог бы найти в себе силы служить им искреннее.
Так как я наслаждаюсь, выслушивая прославления в свой адрес, всякий превозносящий меня может получить у меня все желаемое. Помимо прославлений, мне нравятся выражение почтения и поздравления. Но как только меня начинаю игнорировать или критиковать, я чувствую себя уязвленным, оскорбленным и даже гневаюсь. Иногда обиды за нанесенные оскорбления затаиваются в моем сердце на месяцы и даже годы. Конечно же, всякий прославляющий меня может быть уверенным в моем наилучшем к нему отношении, пусть даже его любезность зиждется на двойственности и лицемерии.
Поносить других - это искусство, освоенное мною в совершенстве, что позволяет мне в практически любой ситуации перевести удар с себя на человека невинного. Словно профессиональный теннисист, я способен отразить любую критику в мой адрес, стоит ей только возникнуть на горизонте. Я привык отыскивать недостатки в других и никогда не замечал их в себе, по той лишь причине, что лишен должной степени бескорыстия, храбрости и смирения.
Но вот я стою на пороге смерти, при этом оставаясь в недоумении относительно собственной недалекости, проявленной прежде. Мне часто предоставлялась возможность помочь проповедовать, выступить за правое дело, или защитить истину, но, при этом, я всегда занимал выжидательную позицию, надеясь, что кто-то другой сделает первый шаг и взвалит на себя ответственность. Проводя годы в ожидании, я внушал себе, что сам я очень занят и у меня впереди куда более важные свершения. Я делал это так часто, что уже давно забыл чувство вины, убедив себя, что мое бездействие оправданно и благородно, вместо того, чтобы признать себя ленивым трусом. Если бы я был на таким горделивым и эгоцентричным, я несомненно смог бы стать много храбрее.
Господь Кришна сказал, что Он лично награждает того, кто предается Ему. Предание не предполагает, что мы должны меньше думать о себе, мы лишь должны перестать думать только о себе, и тогда мы сможем стать воистину бескорыстными.
Настоящие преданные стараются постоянно заботится о других и готовы служить им, практически не оставляя времени для себя. Кришна замечает таких преданных, решает все их проблемы, чтобы они могли как можно лучше служить другим. Кришна обеспечивает таких преданных всем, чего им недостает, и оберегает то, чем они обладают.
Смирение - это еще один неразлучный спутник предания. Быть смиренным означает открыть свое сердце для любови, величия и сладостности, царящих в отношении между Радхой и Кришной. Быть смиренным означает признать значение наследия, оставленного великими вайшнава-ачарьями. Быть смиренными означает поклоняться писаниям и изучать их. Быть смиренными означает уметь радоваться, когда другие добиваются успеха и испытывать боль, сопереживая их страданиям.
Храбрость - это одно из самых важных аспектов предания. Человек не сможет развить в себе духовную храбрость, не будучи бескорыстным и смиренным. До тех пор, пока он не станет воистину бескорыстным и смиренным, он не сможет по достоинству ценить успехи и достижения окружающих, и по этой причине будет стремиться лишь к своему личному так называемому благополучию. Но с проявлением этих качеств преданный станет искренним слугой окружающих. Бескорыстный, смиренный преданный настолько храбр, что, при необходимости, сможет и в одиночку отстоять истину.
Храбрый преданный решительно настроен представлять ачарьев и предлагает им лишь самые лучшие подношения. Храбрый преданный - это наилучший духовный воин, потому что он сражается на тонком уровне сознания, вооружившись состраданием, истиной и любовью. Храбрый преданный отдает себе отчет за совершаемые поступки, будучи направляемым своим гуру, садху и шастрой. Таким образом, преданный уверенно и решительно следует по этому пути.
Очевидно, что мне скоро придется умереть, наблюдая со стороны за собой сегодняшним. Я понимаю, что мне не хватает этих трех самых важных качеств вайшнава. Я недостаточно смиренен, бескорыстен и храбр, а времени на перемены в характере у меня, увы, не осталось. Я уже много лет растил в себе неблагодарность и скорбь. И сейчас я отчетливо вижу причину моих неудач. Мне следует стать воистину бескорыстным, смиренным и храбрым. Я должен развить в себе способность не уменьшать значение задачи, потому что мое ложное эго также знает об этом и уже сделало все возможное, чтобы свести все мои усилия на нет.
Так как же я смогу помочь себе стать преданным, если я и есть страшнейший враг самого себя? У меня совсем немного времени, чтобы стать бескорыстным, смиренным и храбрым, но мое ложное эго смеется и осыпает меня обвинениями:
- Слишком поздно, ты проиграл. Просто оглянись назад и посмотри, как часто ты пытался, но у тебя ничего не получалось.
Если бы мне только удалось обрести храбрость, я бы доказал своему ложному эго, что оно заблуждается. Дорогие Шри Шри Радха Дамодара, Вы - моя единственная надежда, я умоляю Вас даровать столь нужные мне бескорыстие, храбрость и смирение, пока не стало слишком поздно!
МЕДИТАЦИЯ 8
БОЛЕЗНЬ КАК ОСОБЫЙ ДАР БОГА
Болезнь может оказаться одним из самых ценных даров Бога. Когда наши тела готовы развалится на части, мы обретаем необычайную возможность приобщится к высшему сознанию. Когда мы здоровы, мы буквально все происходящее с нами принимаем как должное. Лично я, пребывая в прекрасном расположении тела и духа, более всего остального сосредоточен на еде, сне, совокуплении и защите. Но стоит мне заболеть, как желание насладиться пищей куда-то улетучивается. В лучшем случае, я могу попытаться вспомнить, каким восхитительным был аромат того или иного блюда, но все равно мне очень трудно заставить себя проглотить хоть кусочек, потому что я понимаю, что прием пищи лишь усугубит мое болезненное состояние.
Иногда, когда болезнь ставит меня на колени, я мечтаю о сне и начинаю понимать, как важно иметь привычку крепко спать в ночные часы. К сожалению, когда я заболеваю, меня начинает одолевать бессонница и возможности отдохнуть у меня практически не остается.
Что касается совокупления и защиты, в благополучном состоянии я иногда брежу приключениями на поле брани или на поприще сексуальных развлечений. С другой стороны, мысли об этом не докучают мне в болезненном состоянии, потому что мне не хватает энергии на подобные вещи. Таким образом, болезнь и все сопряженные с нею страдания на самом деле способны возвысить наше сознание, высвободив его из темницы телесных представлений о жизни и давая возможность сосредоточиться на Божественном.
Болезнь может оказаться одним из самых ценных даров Бога. Когда наши тела готовы развалится на части, мы обретаем необычайную возможность приобщится к высшему сознанию. Обычно я исполнен ощущением гордыни и неустанно стремлюсь к наслаждению. Но стоит мне заболеть, как я естественным образом становлюсь крайне смиренным и теряю всякий интерес к почестям.
Пребывать в материальном теле значит стремиться к чувственным наслаждениям и другим проявлениям ложного эго. Болезнь способна возвысить нас и высвободить из оков телесных представлений о жизни, обрекая на страшные телесные страдания. Таким образом, болезнь может оказаться одним из самых ценных благословений Бога.
Мне бывает очень трудно рационально распоряжаться временем, и поэтому иногда приходится разрываться между несколькими проектами, на запуск которых требуется затратить огромные усилия. Я поступаю так, потому что обманываю себя, думая, будто в будущем мне предстоит сделать очень многое. Таким образом, я часто забываю о вещах действительно важных, откладывая их на потом, а иногда сосредотачиваю все свои усилия на второстепенном, даже не вспоминая о проблемах особой важности.
Но как только я заболеваю, все становится на свои места. На самом деле, в таком состоянии мне совсем не трудно расставить приоритеты, потому что в такие мгновения я ясно понимаю, что действительно важно, а что непринципиально и может быть отложено в долгий ящик.
Когда я болен, я крайне обостренно воспринимаю все сенсационные известия. Каждое мгновение, каждая секунда четко отпечатывается в моем сознании. Каждое мгновение переживания боли в моем восприятии длится вечно. Но стоит мне почувствовать, что боль и дискомфорт отступили, как меня пронизывает чувство бесконечной благодарности.
Но когда я здоров, я настолько рассеян, что не замечаю, как мимо меня пролетают дни и ночи, а мой эгоцентризм оставляет меня бесчувственным к реальности.
Разве не удивительно, что болезнь способна позволить нам покинуть рамки телесного сознания, и почувствовать благодарность за те бесценные дары, которые мы привыкли воспринимать как должное.
Болезнь может оказаться одним из самых ценных даров Бога. Когда наши тела готовы развалится на части, мы обретаем необычайную возможность приобщится к высшему сознанию. Когда мы страдаем, на поверхность всплывают самые прекрасные и самые отвратительные стороны нашего характера. Страдания, вызванные болезнью, вынуждают людей сомневаться в милости и любви Бога. А хронические заболевания и боль могут даже вызвать приступ ненависти и депрессии.
Боль, испытываемая страждущим человеком, часто невыносима, что вполне может подтолкнуть его к мысли о самоубийстве, заставив думать, что ему больше не суждено жить в этом теле. Находясь в таком состоянии, человек, не ожидающий от будущего ничего кроме очередных приступов боли, начинает испытывать теплые чувства к тем, кто также страдает от тяжелых физических недугов и хронической боли. Таким образом, их боль может предоставить им великолепную возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческой природы и двойственности материального мира.
Страдая, я испытываю даже большее сострадание к отношению ко всем тяжело больным людям. Страдания, вызванные болезнью, позволили мне сосредоточиться на ограниченности и иллюзорной природе материального существования, а мое болезненное состояние помогает мне больше ценить те дни, когда тело не становится источником боли. Страдания, вызванные болезнью, помогли мне осознать, что в материальном мире невозможно отыскать истинные счастье и безопасность. Поразительно, но именно болезнь вынудила меня задуматься о высших ценностях, помогла моему сознанию вырасти из телесных представлений и сосредоточится на них.
Болезнь может оказаться одним из самых ценных даров Бога. Когда наши тела готовы развалится на части, мы обретаем необычайную возможность приобщится к высшему сознанию. Никто не сможет сделать первый шаг на пути духовного продвижения однажды не отчаявшись. Только тогда могут прийти решимость и целеустремленность. Таким образом Кришна часто одаривает милостью Своих слуг, устраивая для них безвыходные ситуации, где они будут вынуждены балансировать на грани между жизнью и смертью. Когда эти слуги Господа переживают столь серьезные испытания, они обретают способность неподдельно, искренне взывать к Его милости, моля даровать благословения духовной ясности, внутреннего роста и ощущения Его покровительства. Этот процесс многократно ускоряет их духовное развитие, позволяя прорваться сквозь множество слоев ложного эго.
Дорогой Господь, я сознаю, что Ты одарил меня бесценным благословением, позволив обрести столь болезненный, но чрезвычайно полезный опыт, давший мне возможность возвыситься над материальным телом. Сейчас, когда мое тело раздирают страдания, я способен с легкостью распознать бесконечные ухищрения моего ложного эго. Я даже могу понять, что стоит за моей душевной косностью. Я молю Тебя, дорогой мой Господь, даже если мне придется перенести страшные страдания, сделай все, чтобы помочь мне улучшить служение Тебе и Твоим слугам. В конце концов, дорогой Господь, все, чего я желаю - возвыситься над двойственностью этого мира и всеми его метаморфозами. Ты знаешь об этом моем желании, и я не сомневаюсь: любое насланное Тобой испытание поможет мне.
Спасибо Тебе, дорогой Господь, за то, что Ты позволил мне насладиться милостью, скрывающейся под покровом болезни. Болезнь помогла мне вырваться за рамки телесных представлений о жизни, и укрепило мое сострадание по отношению к другим. А теперь по Твоей милости я смог отрешиться от всех проявлений двойственности и обрел способность отстраниться от иллюзий, созданных моим ложным эго. Спасибо тебе, дорогой Господь, за это тайное чудесное благословение и за дозволение его распознать.

Оглавление | Каталог библиотеки
Sponsor's links: