Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%

ГЛАВА ВТОРАЯ


   1. Лживость, опрометчивость, коварство (лукавство), глупость, жадность, нечистоплотность и жестокость - это семь естественных женских изьянов.
   2. Контролировать язык, когда готовая пища в руке, быть сильным и мужественным в обществе своей религиозной жены, думать о благотворительности, когда процветаешь, эти вещи являются плодами необычных аскез.
   3. Тот, кому подчиняется собственный сын, чья жена действует по его желаньям и кто довольствуется собственным богатством, по сути живет в раю.
   4. Сыновьями считаются те, кто преданны своему отцу. Отцом считается тот, кто поддерживает своих сыновей. Другом считается тот, кому мы можем доверять и женой считается та, в присутствии которой муж чувствует себя довольным и умиротворенным.
   5. Избегай тех, кто сладко говорит в твоем присутствии, но за вашей спиной пытается погубить ; он подобен кувшину наверху которого молочная пенка, скрывающая сосуд яда.
   6. Не доверяйте плохому знакомому, не доверяйте даже обычному другу, ибо когда он разозлиться на вас он может выдать все ваши тайны.
   7. Не открывай то, что ты думаешь сделать, но разумно держи это в тайне, пока не исполнишь задуманное.
   8. Глупость действительно болезненна, но еще большую боль принесет зависимое положение в чьем-то доме.
   9. Не бывает в каждой горе рубинов, ни жемчуга во лбу каждого слона, невозможно в любом месте отыскать садху и найти сандаловые деревья в каждом лесу.
   10. Мудрый человек всегда должен поднимать своих сыновей в следовании морали различным путем, ибо дети которые имеют знание нити-шастры и обладают хорошими качествами становяться славой для их семьи.
   11. Те родители, которые не обучают своих сыновей являются их врагами, как журавли среди лебедей так и невежественные сыновья выделяются в обществе.
   12. Много плохих привычек развиваются из вседозволенности и много хороших через наказание, поэтому наказывайте своего сына так же как ученика, никогда не распускайте их.
   13. Не пропускайте ни одного дня не выучив стих, пол стиха, или четверть, или даже одну букву, также без благотворительности, изучений и других благочестивых действий.
   14. Разлука с женой, бесчестие со стороны близких людей, спасенный в битве враг, служение маломощному царю, бедность и плохо организованное общество: эти шесть видов зла, если они затрагивают кого то,то сжигают его даже без огня.
   15. Деревья на берегу реки, женщина в доме чужого мужщины и цари без советников приближаются без сомнения к своей быстрой погибели.
   16. Брахмана силен в своих познаниях,царь в своей армии,вайшья в своих богатствах и шудра в своем служении.
   17. Проститутка должна избегать человека у которого нет денег. Подданному царя, который не может его защитить, птицам с деревьев, не имеющие плодов, и гостям лучше покинуть дом после того как они закончат свою трапезу.
   18. Брахманы оставляют своих благодетелей получив милостыню от них, ученые оставляют своих учителей получив от них образование и животные покидают сожженный лес. 19. Тот кто имеет друзей с порочными характерами, нечистым видением, явных обманщиков скоро встретит свою погибель. 20. Дружба между равными процветаема, служение царю уважаемо, хорошо иметь деловое умонастроение в обществе и красивая женщина - безопасность в ее собственном доме.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ


1. В какой семье в этом мире нет недостатков? Кто свободен от болезней и горя? И кто счастлив? 2. Происхождение человека можно определить его поведением, по его стране, его произношением языка, его дружбой, его теплотой и пылом, его способности к еде и по его телу. 3. Отдай замуж дочь в хорошую семью, займи сына образованием, смотри чтобы твои враги были в печали и занимай своих друзей в дхарме (сознании Кришны). 4. Из негодяя и змеи, змея лучше,ибо она жалит один раз,тогда как негодяй на каждом шагу. 5. Поэтому цари должны окружать себя людьми из хороших семей, они не должны избегать их не в начале, ни в середине, ни в конце. 6. Во времена пралаи (вселенского разрушения) океаны выходят из берегов и меняются, но святая личность никогда не изменяется. 7. Не общайтесь с глупцом, ибо мы можем видеть,что он двуногое животное. Как невидимый рог он пронзает сердце острыми словами. 8. Хотя люди могут быть наделены красотой и молодостью и рождены в достойных семьях, если они не образованы они напоминают цветок паласа, лишенный сладкого аромата. 9. Красота кукушки в ее звуках, женщины в ее преданности мужу, уродливого человека в знании и аскета в прощении. 10. Оставь члена семьи ради спасения всей семьи, семью ради спасения деревни, деревню ради спасения страны и страну ради спасения себя. 11. Нет бедности у трудолюбивого. Грех не касается того, кто повторяет джапу (воспевание имен Бога). 12. Те,кто погружены в маунам (молчаливое памятование о Господе) не имеют ссор с другими. Те,кто имеют ясный ум всегда бесстрашны. 13. Какая трудность будет для сильного и какое место будет далекое для тех кто прилагает большие усилия? Какая страна будет чужой для знающего? Кто будет нетерпим к тому кто приятно говорит? 14. Как целый лес наполняется запахом всего одного дерева с приятно пахнущими цветами, так и семья становиться известной достойным сыном. 15. Как отдельное иссохнувшее дерево, загоревшись может сжечь весь лес, так и негодный сын разрушит всю семью. 16. Как ночь выглядит прекрасной из-за сияющей луны, так и семья имеющая даже одного ученого и достойного сына станет знаменита. 17. В чем польза иметь много сыновей,если они приносят горе и раздражение? Лучше иметь одного сына от которого вся семья сможет получить поддержку и спокойствие. 18. Ласкай сына до пятилетнего возраста и используй розгу последующие десять лет, но когда ему исполниться шестнадцать оберегай его как друга. 19. Тот,кто убегает от страшной опасности, от иностранного вторжения, от ужасного голода и от порочных людей спасен. 20. Тот, кто не приобретает одно из следующих вещей - религиозные качества (дхарма), богатство (артха), удовлетворение желаний (кама), или освобождения (мокша) - вынужден снова родиться для того чтобы умереть. 21. Лакшми богиня удачи приходит по Своему желанию туда,где не уважают глупцов, хорошо храниться зерно, и где не ссоряться муж и жена. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 1. Пять вещей определяются еще в утробе матери: продолжительность жизни, вид труда, богатство, образование и время собственной смерти. 2. Потомтство, друзья и родственники отворачиваются от преданного Господа: те же кто следует ему приносят благо для своих семей через свою преданность. 3. Рыба, черепаха и птицы заботятся о своих детей используя взгляд, внимание и прикосновение. Также и святая личность защищает окружающих подобным же образом. 4. Испоьзуй свое здоровое тело, пока смерть еще далеко, для спасения души, когда смерть близка, что ты будешь делать? 5. Знание подобно корове желаний. Его, как корову, можно доить во все времена года. Как мать оно кормит вас в вашем путешествии. Поэтому знание это спрятанное богатство. 6. Единственный сын, наделенный хорошими качествами намного лучше сотни, лишенных таких качеств. Одна луна освещает всю тьму, звезды же, которых много не могут этого сделать. 7. Мертворожденный сын выше, чем глупый сын имеющий долгую жизнь. Первый приносит печаль на мгновение, послепдний же как горящий огонь сижагет своих родителей в жизненном горе. 8. Нахождение в деревне, лишенной жизненных условий, служение личности, родившейся в низшей семье, нездоровая пища, хмурая жена, глупый сын и дочь вдова сжигают тело без огня. 9. Какая польза от коровы, если она не дает молока или не рождает теленка? Так какая польза от сына если он не учен и не предан Господу? 10. Когда кто-то сжигается страданиями жизни, три вещи дают ему облегчение: потомство, жена и общество преданных Господа. 11. Царь говорит один раз, ученый человек говорит один раз и дочь выдают замуж один раз. Все эти вещи происходят один раз и только один раз. 12. Религиозные аскезы нужно практиковать одному, изучать вдвоем и петь втроем. Путешествие надо совершать вчетвером, заниматься сельским хозяйством впятером и войной все вместе. 13. Настоящая жена та, что чиста (шучи), искусна, целомудрена, приносит удовольствие мужу и правдива. 14. Дом, человека не имеющего детей пуст, у кого нет родственников, для того все стороны пусты,сердце глупца тоже пусто, но для нищего все пусто. 15. Наставления писаний не прилагаемые на практике - яд; пища для человека болеющем несварением желудка - яд; общественное собрание людей для нищего тоже яд; и молодая жена - яд для пожилого. 16. Человек без религии и милости должен быть отвергнут. Гуру без духовного знания должен быть отвергнут. Жена с оскорбляющим лицом должна быть отвергнута и также те родственники, которых не любят. 17. Человек стареет от постоянных путешествий, лошадь стареет от того что постоянно связана, женщина стареет от чрезмерных половых контактов с ее мужем и одежда ветшает оставленная на солнце. 18. Принимайте во внимание следующее: правильное время, настоящие друзья, нужное место, правильные способы зарабатывания денег, правильная трата денег и источник откуда вы получаете силу. 19. Для дваждырожденного огонь (Агни) - представитель Бога. Всевышний Господь находиться в сердце Своих преданных. Те у кого мало разума видят Бога в Его шри-мурти, но те у кого широкое видение видят Всевышнего Господа повсюду. ГЛАВА ПЯТАЯ 1. Агни почитаемая личность для дваждырожденных, брахмана почитаем для других каст, муж почитаем для жены и гость приходящий поесть в полдень почитаем для всех. 2. Как золото проверяется четырмя путями потиранием, резанием, нагреванием и ковкой, так же человек должен проверять четыре вещи: свое отречение, свое поведение, свои качества и свои действия. 3. Вещь может быть страшна до тех пор пока вы не овладели ею, но однажды прийдя постарайтесь избавиться от нее без всякого сожаления. 4. Те, кто рождаются из одного чрева и под одними и теми же звездами остаются разными, как тысяча фруктов на дереве бадари. 5. Те у кого руки чисты не хотят иметь должность (обязанность); тот, кто ничего не желает, заботится не о телесных урашениях; тот кто не до конца образован, не может говорить приятно, и тот кто говорит просто не может быть обманщиком. 6. Ученому завидует глупый, богатому бедный, целомудренной распущенные и красивой женщине уродливая. 7. Ленивое прилежание разрушают учебу, доверенные деньги другим теряются, малое количество зерна,посаженное фермером уничтожается и армия теряется по желанию командующего. 8. Ученость сохраняется практикой, престиж семьи поддерживается хорошим поведением, уважаемая личность становиться признанной за выдающиеся качества и гнев определяется по глазам. 9. Религия сохраняется богатством, знание старательной практикой, царь примиряющими словами и дом исполнительной домохозяйкой. 10. Тот кто оскорбляет Веды, кто осмеивает образ жизни рекомендованный шастрами и тот, кто осмеивает человека со спокойным характером, встречают ненужное горе и печаль. 11. Благотворительность приносит конец бедности, правдивость заканчивает страдание, осмотрительность - невежество, а критический разбор страху. 12. Не существует болезни так разрушительной как вожделение, не существует врага такого разрушительного как пристрастие, не существует огня такого разрушительного как ярость и не существует счастья такого разрушительного (для грехов) как духовное знание. 13. Человек рождается один и умирает один, и один он испытывает последствия греховных или благочестивых поступков, один же он отправляется в ад или в высшую обитель. 14. Небеса подчиняются тому, кто понял духовную жизнь (сознание Кришны), жизнь подчиняется храброму человеку, женщина подчиняется тому, кто подчинил себе свои чувства и всееленная подчиняется тому кто не имеет привязанностей к этому миру. 15. Ученость - друг в путешествии, жена - друг в доме, лекарство в болезни и религиозные плоды друзья после смерти. 16. Излишний дождь бесполезен для земли, еда бесполезна для сытого, для богатого бесполезен подарок и зажженная свеча бесполезна днем. 17. Не бывает воды похожей на дождь, не бывает силы похожей на нашу, не бывает света как наши глаза и не бывает богатства более дорогого, чем зерновая пища. 18. Бедный желает богатства, животные дара речи, люди желают небеса и божественная личность освобождения. 19. Земля поддерживается силой правды, сила правды делает солнце сияющем и ветер блуждающим, на самом деле все вещи покоятся на правде. 20. Богиня богатства переменчива, так же как и дыхание жизни. Продолжительность жизни и место проживания подвержены изменениям, но в этом нестабильном мире неподвижными остаются только религиозные плоды. 21. Среди людей самй хитрый - парикмахер, среди птиц - ворона, среди зверей - шакал и среди женщин - малин (цветочная девушка). 22. Существуют пять отцов: тот, кто дает рождение, священный шнур, учит вас, снабжает вас пищей и защищает вас от страшных ситуаций. 23. Следующих пять нужно принимать за матерей: царская жена, жена наставника,жена друга и ваша собственная мать. ГЛАВА ШЕСТАЯ 1. Слушанием можно понять дхарму, уничтожить злобу, получить знание и обрести освобождение. 2. Среди птиц самая отвратительная это ворона, среди зверей собака, аскет чьи грехи отвратительны, и кто оскобляет других - худший среди чандалов. 3. Латунь очищается золой, медь тамариндом, женщина месячными и река течением. 4. Царь, брахмана и йоги-аскеты, идущие в чужие страны, уважаемы, но женщина, делающая так, безвозратно разрушается. 5. Тот, кто имеет богатство, имеет друзей. Тот кто богат имеет родственников. Лишь только богатые зовутся людьми и лишь они уважаются как пандиты. 6. По указке Провидения работает разум, деятельность также руководиться Провидением и по желанию Провидения нас окружают помощники. 7. Время совершенствует живые существа, равно как и убивает их, оно остается пробужденным всегда,когда другие спят. Время непреодолимо. 8. Те кто рождаются слепыми не могут видеть, так же слеп тот, кто покрыт вожделением, гордые не понимают зла, и тот кто спрашивает что-то у богатых не видет греха в их действиях. 9. Духовная душа испытывает собственную карму и сама страдает от плохих или хороших результатов. Собственными действиями она втягивает себя в самсару и собственными усилиями выходит из нее. 10. Царь обязан принимать грехи своих подчиненных, священник страдает от грехов царя, муж от грехов жены и гуру страдает от грехов его учеников. 11. Постоянный должник, порочная мать, красивая жена и необразованый сын считаются врагами в собственном доме. 12. Примири завистливого подарками, упрямого - приветствуя со сложенными руками, глупца шутя с ним и ученного человека правдивыми словами. 13. Лучше быть без царства чем управлять чем-то незначительным, лучше остаться без друзей чем иметь друга негодяя, лучше не иметь учеников, чем иметь глупого и лучше оставаться без жены, чем иметь плохую. 14. Какое счастье человек может испытать в незначительном государстве? Какой мир можно ожидать от друга негодяя? Какое счастье может придти в общество плохой жены? Какую награду мы получим наставляя плохого ученика? 15. Учись у льва одной вещью, у журавля тоже одной, у петуха четырьмя, у вороны пяти, у собаки шести и трем у осла. 16. Одно важное качество, которое мы можем перенять у льва это то, что чтобы человек не делал он должен это делать всем сердцем и прилагать энергичные усилия. 17. Мудрый должен сдерживать свои чувства как журавль и достигать свои цели прилагая знание места, времени и способности. 18. Вставать в нужное время, занимать смелую позицию и сражаться, делать справедливый раздел имущества среди родственников и зарабатывать на хлеб собственными усилиями - этим четырем вещам можно поучиться у петуха. 1 19. Соединение в одиночестве (со своей женой), бесстрашие, делать запасы полезными вещами, бдительность и не так легко доверять другим эти пять вещей можно выучить у вороны. 20. Удовлетворенность малым количеством пищи, или вообще никаким,несмотря на то что есть большой аппетит, мгновенно пробуждаться несмотря на глубокий сон, неотступная преданность хозяину и храбрость этим шести качествам нужно выучиться у собаки. 21. Хотя осел устает он продолжает нести груз, он не обращает внимания на холод, жару и он всегда остается довольным, этим трем вещам нужно научиться у осла. 22. Тот кто практикует эти двадцать качеств становиться непобедимым в своих попытках. ГЛАВА СЕДЬМАЯ 1. Мудрый человек не раскрывает потерю своего богатства, досаду своего ума, не подобающее поведение своей жены, низменные слова сказанные другими и позор который упал на него. 2. Тот кто оставляет застенчивость в денежных делах, в обретении знания, в еде и в бизнесе становиться счастливым. 3. Счастье и мир достигается теми, кто удовлетворен нектаром духовного умиротворения, но это не доступно жадным, которые безостановочно мечются из стороны в сторону. 4. Нужно быть удовлетворенным следующими тремя вещами: своей собственной женой, пищей дарованной судьбой и богатством полученным собственным трудом, но никогда нельзя быть удовлетворенным следующими тремя: изучением, воспеванием святых имен Господа (джапа) и благотворительностью. 5. Не проходи между двумя брахманами, между брахманом и жертвенным огнем, между женой и ее мужем, господином и его слугой и между плугом и быком. 6. Не дотрагивайтесь ногой до огня, духовного учителя или брахмана, коровы, девственницы пожилого или ребенка. 7. Держись на тысячу шагов подальше от слона, на сто от лошади, на десять от рогатого зверя, но покидайте страну от порочных людей. 8. Слона можно обуздать стрекалом, лошадь шлепком руки, рогатое животное показав ему хворостину и мошенника саблей. 9. Брахманы находят удовлетворение в хорошой пище, павлины в раскате грома, садху видя процветание других и порочный находит удовлетворение, видя как страдают остальные. 10. Умиротвори сильного смирением, порочного сопротивлением и равного вежливостью или силой. 11. Сила царя заключена в его могучих руках,сила брахмана в его духовном знании, сила женщины в ее красивой молодости и приятных словах. 12. Не будьте слишком честными в ваших делах, вы можете отправиться в лес и посмотреть что прямые деревья срубаются, а кривые продолжают стоять долго. 13. Лебеди живут там, где есть вода и оставляют то место, которое высыхает, почему бы человеку не поступать подобным образом, приходить и уходить получив удовлетворение. 14. Накопленные богатства спасаются их тратой, словно свежая вода приходит взамен стоячей. 15. Тот, кто имееет богатство, имеет друзей и родственников, он один выживет и будет уважаем как человек. 16. Следующие четыре качества, присущие обитателям небес, характеризуют людей на земле: благотворительность,сладкие слова, поклонение Верховной Личности Бога и удовлетворение нужд брахмана. 17. Следующие качества обитателей ада могут быть видны в людях: сильная ярость, грубая речь, враждебность к собственным родственникам, общение с низменным и служение людям низких качеств. 18. Отправившись в пещеру ко льву можно найти жемчуг с головы слона, но посещая шакала можно найти лишь хвост теленка или кожу осла. 19. Жизнь необразованного человека бесполезна словно хвост собаки, который еле покрывает ее щуплый зад и не помогает даже огородиться от укусов насекомых. 20. Чистота речи, ума, чувств и сосстрадательное сердце необходимы тому, кто желает подняться на божественную платформу. 21. Как ты находишь запах в цветке, масло в зернах кунжута, огонь в дереве, ги в молоке и и сахар в тростнике, так же ищи дух который находиться в теле способами различения. ГЛАВА ВОСЬМАЯ 1. Люди низшего класса желают богатств, люди средного класса богаатств и почета,но только благородный почет является единственным истинным богатством человека. 2. Свеча пожирает огонь и поэтому она порождает черный свет, таким же образом в соответствии с природой нашего питания (саттва, раджас, тамас) мы получаем детей в соответствии с нашей природой. 3. О мудрый человек! Давай свое богатство только достойным и никогда остальным. Вода моря получаемая облаками всегда сладка. Дождь оживляет всех живых существ как движущиехся так и неподвижных и снова затем возвращается в океан. 4. Мудрые которые познали суть вещей заключили, что явана (мясоед) равен по своей низменности тысячам чандалов,следовательно явана нижайший из людей, на самом нет никого ниже. 5. После того как кто-то нанес масло на тело, окурился дымом с погребального костра, после половых отношений и после того как был обрит, пока он не принял омовение он считается чандалой. 6. Вода - это лекарство от несварения. Она укрепляет когда принимаемая пища перевариваема, она подобна нектару, если ее пить в середине обеда и она может стать ядом если пить в конце. 7. Знание теряется, не воплотившись на практике; мужчина теряется вследствии невежества; армия теряется без командующего и женщина без мужа. 8. Человек встречающий следующие три вещи считается несчастным: смерть жены в старости, доверение денег родственникам и зависимость в пище от других. 9. Произносение Вед без ритуалистических жертвоприношений Всевышнему Господу посредством Агни и жертвоприношение без щедрых даров бесполезны. Совершенство можно достичь только через преданность Господу,это основа всего успеха. 10. Нет равной аскезы чем уравновешенный ум и нет равного счастья чем удовлетворенность, нет равной болезни чем алчность и нет равной добродетели чем милость. 11. Гнев - это олицетворение Ямы (полубога смерти), жажда подобна адской реке Ваитарани, знание подобно камадхену (корова изобилия) и удовлетворенность подобна Нандавана (сад Индры) 12. Моральные достойнства - это украшения личной красоты, правильного поведения, высокого рождения, успеха в изучении и правильного распределения богатств. 13. Красота портиться безнравственной природой, благородное рождение плохим поведением, знание не доведением до совершенства и богатство неправильным использованием. 14. Просочившаяся в землю вода чиста, преданная жена также чиста, благодетельный царь чист и чист удовлетворенный брахмана. 15. Неудовлетворенные брахманы, греховные цари, застенчивые проститутки и нескромные жены потерпят крах. 16. Какой толк в высоком рождении, если человек необразован? Но если даже он низкого рождения, но учен его прославляют полубоги. 17. Ученный человек почитаем людьми. Он известен повсюду за свою ученость. Знание всегда в почете. 18. Те кто наделен красотой и молодостью и достойным рождением бесполезны если не имеют знания. Они подобны цветам кумшука, внешне прекрасным, но не имеющие запаха. 19. Земля обременена мясоедами, пьяницами, болванами и дураками, которые есть нечто иное как звери в образе людей. 20. Нет большего врага, чем ягья сжигающая царство из-за того, что не накормили много людей; сжигается свящнник, который неправильно произносит мантры и сжигается раздатчик, когда после ягьи не раздает даров. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ 1. Мое дорогое дитя, если ты желаешь освободиться из цикла рождния и смерти,тогда оставь обьекты чувственного наслаждения словно яд. Вместо этого пей нектар терпеливости, честного поведения, милости, чистоты и правды. 2. Те низменные люди, которые говорят о тайных ошибках других разрушают себя как змеи, случайно забредшие в муравейник. 3. Возможно, никто не советует Господу Брахме превращать аромат в золото, фрукты в сахар, цветы в сандаловые деревья, богатство в знание и удлинять жизнь царю. 4. Нектар (амрита) лучшее из лекарств, вкушение хорошой пищи лучшее из видов счастье, глаза - главные среди всех органов и голова занимает высшее положение среди остальных частей тела. 5. Никакие почтальоны не путешествуют в небе и никаких известий оттуда не поступает. Никто не слышал голоса обитателей небес и не имел с ними общения. Поэтому брахмана предсказывающий заходы луны и солнца должен считаться видваной (человеком большой учености). 6. Студента, слугу, путешественика, голодного человека, напуганного человека, охраника, и управляющего: этих семерых нужно будить,если они заснули. 7. Змею, царя, тигра, осу, маленького ребенка, собаку, принадлежащую другим людям, и глупца: этих семерых не надо будить. 8. Те,кто изучает Веды ради материальных благ и те, кто принимает пищу предложенную шудрами, какую потенцию они имеют? Они подобны змеям без ядовитых зубов. 9. Тот кто не возбуждает страха своим гневом, и не дарует свою благосклонность, когда он удовлетворен,не может ни контролировать ни защищать. Что же он может тогда вообще делать? 10. Змея может перестать быть ядовитой и высоко поднять свой клобук, но показав что-то ужасное можно достаточно серьезно напугать людей-какой бы он не был ужасный или нет. 11. Приготавливая гирлянды для Божеств собственными руками, нанося сандаловую пасту на тело Господа и написаание священных текстов собственными руками - благославляется богатством равному тем, что имеет Индра. 12. Бедность преодолевается мужеством, изношенные одежды содержанием их в чистоте, испорченная пища разогреванием и уродливость хорошим поведением. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 1. Тот, кто нуждакется в богатстве - ненуждающийся, на самом деле он богат (если он учен), но человек лишенный образования - нуждающийся на каждом шагу. 2. Мы должны тщательно изучить место прежде чем туда сделаем шаг (относится к тому чтобы место было чисто от грязи и насекомых), мы должны пить воду предварительно отфильтровав ее через чистую ткань, мы должны говорить то, что находит потверждение в шастрах, и осмотрительно обдумывать каждое действие, которое хотим совершить. 3. Тот, кто желает чувственого наслаждения, должен оставить все мысли приобрести знание, и тот кто ищет знание должен оставить надежды на чувственное наслаждение. Как может тотя4, я0кто обладает знанием наслаждаться мирским наслаждением и как может ищущий наслаждения получить знание? 4я4. я0Существует ли такая вещья4, я0о чем поэты избегают писать? Есть ли такое действие, коя4тя0орое бы женщина смогла исполнить? Есть ли такая вещь о чем пьяницы не болтали бы? Что эта за пища, которую ворона не ся4ъя0ела бы? 5я4. я0Судьба делает нищего царем и царя нищим. Она делает богатого бедным и бедного богатым. 6я4. я0Враг нищего я4- я0скупость, враг глупца я4- я0мудрый советник,враг порочной женщины я4- я0ее муж, и враг вора я4- я0луна. 7я4. я0Тея4, я0кто лишен знания, аскез, образования, хорошего положения, добродетели и милосердияя4, я0являются животными блуждающия4ми я0по земле в человеческих формах. 8я4. я0Тея4, я0у кого пустой умя4, я0не могут получить наставления. Бамбук не перенимает качества сандала,я4 я0даже если растет вместе с ним. 9я4. я0Что могут сделатья4 я0хоя4ря0ошего писания человеку у которого нет собственного разума? Какая польза для слепого обладать зеркалом? 10я4. я0Ничего не может обатить плохого человека,словно задняя часть тела никогда не может стать высшей сколько ее не мой. 11я4. я0Жизнь теряется оскорбля4ением я0родственника, богатство теряется оскорбля4ением я0остальных, все теряется оскорблением царя и семья разрушается оскорблением брахмана. 12я4. я0Лучше жить под деревом в лесу,я4 я0где много тигров и слонов, поддерживая себя кореньямия4, я0фруктами и весенней водой, лежать на траве и носить кору деревьев вместо одеждыя4, я0чем жить среди собственных родственников,уя4нижаемых я0нищетой. 13я4. я0Брахмана подобен деревуя4: я0корни я4- я0его молитвыя4; я0ветви - чтение Вед, листья - его религиозны действия. Так усилия должны быть направлены на сохранения корней, ибо если корни разрушаются ветви и листья уничтожаются. 14. Моя мать Камала Деви (Лакшми), мой отец Господь Джанардана (Вишну), мои родственники вишну-бхакты (Вайшнавы) и моя родная земля все три мира. 15. Ночью много птиц ночуют вместе на одном дереве, но утром разлетаются кто куда в десяти направлениях. Зачем об этом сожалеть? (Подобно этому не стоит слишком горевать об утрате дорогого нам человека). 16. Тот, кто обладает разумом, силен; как может неразумный обладать силой? 17. Почему я должен быть озабочен собственным поддержанием во время молитв, прославляющих Господа Вишвамбару, поддерживающего всех. Без милости Господа Хари, как может литься молоко из груди матери для кормления ребенка? Снова и снова думая об этом, О Господь Ядавов, О муж Лакшми, все свое время я провожу в служении Вашим стопам. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ 1. Великодушие, приятное обращение, мужество и уместность поведения - эти качества не приходят сами сабой, их культивируют. 2. Тот, кто избегает свое общество и присоединяется к другому побен царю обнимающему неправедность. 3. Слон обладает огромным телом, но подчиняется стрекалу, неужели это стрекало больше самого слона? Свеча рассеивает тьму, неужели она больше тьмы? Гора разрушается молнией, неужели молния больше горы? Нет, кто обладает преобладающей силой по-настоящему, - силен. Причем тогда здесь масса? 4. Тот, кто погряз в семейной жизни, никогда не получит знания, тот кто поедает плоть не получит милости, тот кто жаден не будет честен и чистоту невозможно отыскать в женщине охотника. 5. Порочный человек не обретет святости, даже если получит множество наставлений, подобно этому дерево нима не станет сладким, даже если все время поливать его молоком и ги. 6. Грязь ума невозможно смыть, даже если принимать омовения во всех священных реках кувшин с вином невозможно очистить, даже если бросить в огонь все имеющееся вино. 7. Нет ничего странного в том что человек осуждает то, о чем у него нет знания, словно как жена охотника найдя в лесу жемчуг со лба слона выбрасывает его и одевает гундж (вид семян испоьзуемых бедняками для украшения). 8. Тот, кто один год вкушает молча (медитируя на прасад Господа), отправляется на небесные планеты на тысячу кроров лет (крор-десять миллионов). 9. Ученик брахмачари должен отказываться от восьми вещей: вожэделения, гнева, жадности, желание сладкого, чувство вкуса к украшению тела, чрезмерное любопытство, чрезмерный сон и чрезмерные усилмя для поддержания тела. 10. Настоящий брахмана тот кто удовлетворяется пищей один раз в день, который имеет шесть самскар (или действий для очищения) совершенные для него. 11. Брахмана, погрязший в мирских делах, вскармливающий корову и занимающийся торговлей, по-настоящему называется вайшей. 12. Брахманы, имеющие дела с вещами, маслом, краской, шелковыми одеждами, медом, ги, жидкостями и плотью называются шудрами. 13. Брахмана, который мешает делам других, лицемерный, эгоистичный и без нужды злобный и также, тот кто говорит нежно, но в сердца других сеет жестокость зовется кошкой. 14. Брахмана, разрушающий пруд, колодец,емкость с чем то, сад и храм, зовется млечхой. 15. Брахмана крадущий имущество Божеств и духовного наставника, который совокуплякется с чужой женой и кто поддерживает себя, поедая все, что попало, зовется чандалой. 16. Достойным награды люди должны давать в милостыню все, что у них есть, за исключением их собственной нужды.Только благодаря благотворительности Карна, Бали и царь Викрамадитья живы до сих пор. Посмотри на пчел, которые лежат на земле с перебитыми ногами. Они говорят себе:"Увы, мы не можем ни наслаждаться нашими запасами меда, ни раздать его, и сечас кто-то пришел и забрал у нас все." ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ 1. Благословлен тот грихастха в чьем доме царит блаженная атмосфера, чьи дети талантливы, чья жена говорит сладко, чье богатство хватает чтобы удовлетворить свои желания, кто находит удовольствие в обществе своей жены, чьи слуги послушны, в чьем доме принято гостеприимство, где ежедневно поклоняются Всевышнему Господу, принимаются вкусные блюда и кто находит радость в обществе преданных. 2. Тот, кто преданно предлагает немного брахману получит обратно больше. Поэтому, О Принц, что дается хорошему брахману, возвращается в неизмеримом количестве больше. 3. В этом мире счастлив тот, кто великодушен с родственниками, добр к незнакомцам, безразличен к порочным, дружит с хорошими, осторожен и проницателен с неблагородными, хорошо настроен к ученым людям, смел с врагами, смирен перед старшими и строг с женой. 4. О шакал, оставь в покое тело того человека,чьи руки ни разу не давали милостыню, чьи уши ни разу не слушаали голос знания,чьи глааза не смотрели на чистого преданного Господа, чьи стопы никогда не были в святых местах, чей живот наполнен всякой гадостью и чья голова высоко поднята вверх из за тщеславия. Не ешь его, о шакал, иначе ты осквернишься. 5. "Позор тому, кто не имеет преданности лотосным стопам Шри Кришны, сыну матери Яшоды, тому кто не имеет привязанности прославлять Шримати Радхарани, тому кто не жаждет услышать о лиле Господа". Таково обьяснение звуков мриданги на киртане. 6. В чем же вина весны, если побеги бамбукка не прорастают? В чем же вина солнца если сова днем не видит. Виновны ли облака в том, что капли дождя не попадают в рот птиц чатаки? Кто может стереть то, что пишет Господь Брахма во время нашего рождения? 7. Порочный человек может развить качества святого в обществе преданного, но преданный не станет осверненным в обществе порочных. Земля может быть крашена опавшими цветами, но цветы не смешиваются с запахом земли. 8. После встречи с преданным можно сразу же очистится,тогда как река очищает только после продолжительного контакта. 9. Незнакомец спросил брахмана: "Скажи кто самый великий в этом городе?" Брахмана ответил: "Роща деревьев пальмира самая великая".Тогда путешественик спросил: "Какая самая щедрая личность?" Брахмана ответил:"Прачка, которая забирает одежду утром и возвращает вечером, наиболее щедрая". Затем он спросил:"Кто самый способный?" Брахмана ответил: "Каждый, кто очень искусен в воровстве чужих жен и богатства".Снова человек спросил брахману:"Как ты умудряешься жить в таком городе?" Брахмана ответил: "Червь выживает даже в отбросах, неужели я не смогу выжить здесь?" 10. Дом, в котором не омываются лотосные стопы брахманов, в котором не произносятся громко Ведические мантры и в котором не совершаются жертвенные подношения Господу и предкам подобен крематорию. 11. Говорится, что когда сажху спрашивают о членах его семьи, он говорит так: истина моя мать, мой отец духовное знание, честное поведения мой брат и милость мой друг, внутреннее спокойствие моя жена и всепрощение мой сын. Все шесть - мои родственники. 12. Наши тела бренны, богатство непостояно и смерть всегда поблизости. Поэтому мы должны немедленно заняться чем-то полезным. 13. Арджуна сказал Кришне: "Брахманы находят удовольствие в пирах, коровы в поедании своей травы, жены в обществе своих мужей и знай, О Кришна, подобно этому я наслаждаюсь в битве." 14. Тот, кто смотрит на чужих жен, как на своих матерей, на чужое богатство как на кучку грязи и наслаждение и боль других живых существ принимает как свою собственную - правильно видит вещи в своем истинном свете, и он - настоящий пандит. 15. О Рагхава, склоность к добродетели, удовлетворяющей речи и к желанию совершать баготворительность, отсутствие лукаства в отношения с друзьями, смиренность в присутствии гуру, глубокое спокойствие ума, чистое поведение, чувство различения добродетели, реализованное знание шастр, красота формы и преданность Богу, все это можно найти в тебе". (Великий мудрец Васиштха Муни,духовный наставник династии солнца,сказал эти слова Господу Рамачандре во время Его коронации). 16. Дерево желаний - дерево, золотая гора Меру - неподвижна, исплняющий желания камень чинттамани - просто камень, солнце обжигает, луна склонна пропадать, полубог вожделения оставляет свое тело (по проклятью Шивы), Бали Махараджа, сын Дити родился в клане демонов, и Камадхену просто животное. Господь династии Рагху! Я не могу сравнить Тебя ни с одним из этих (беря в расчет их возможности). 17. Осознанное знание (видья) наш друг в путешествии, жена наш друг дома, лекарство друг больного и благочестивые результаты - друзья в момент смертию. 18. Судебной тяжбе нужно выучиться у принцов, искусство вести беседы у пандитов, лжи у игроков и обману женщин. 19. Бездумный тратчик, бездомный мальчишка, затейник ссор, человек отвергающюю свою жену и невнимательный в своих поступках,- всех вскоре ожидает гибель. 20. Мудрый не беспокоиться о своей пищи, он должен беспокоиться о том, чтобыбыть занятым в дхарме (сознании Кришны). 21. Пища каждого создается для него с момента его рождения. Тот, кто не смущается в попытках обрести богатство, зерно и знания и принятии своей пищи будет счастлив. 22. Капля за каплей наполнят кувшин, так и знание, мужество и богатсттво постепенно придут. 23. Человек, который остается глупцом даже в старости, по-настоящему глупец,словно как фрукт Индры-Варуны не становиться сладок несмотря на то, каким бы он ни был зрелым. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 1. Человек может жить мгновенье, но это мгновенье он должен проводить совершая благочестивые действия. Бесполезно жить кальпу и приносить страдания двум мирам (этот мир и следующий). 2. Мы не должны сожалеть о прошлом, не должны мы беспокоиться о будущем, мудрый имеет отношения только с настоящим. 3. Несомненно, легко удовлетвориться - это природа полубогов, людей с хорошим характером и родителей. Близкие и дальние родственники удовлетворяться гостеприимно встреченные, омовением, пищей и напитком, и паандиты удовлетворяться возможностью вести духовные беседы. 4я4. я0Даже еще не выйдя из утробы матери,я4 я0живое существо в своей жизни имеет пять определенных вещей:известна продолжительность его жизни,я4 я0деятельность,я4 я0размеры богатства и знания и время смерти. 5я4. я0Посмотри разве это не удивительно. Деяния великих страя4ня0новаты. Они стремятся к богатству как к свету, но получив его сгибаются под его тяжестью. 6я4. я0Тотя4, я0кто слишком привязан к членам своей семьия4, я0испытывает страх и горея4, я0корень всех несчастий я4- я0привязанность. Так нужно отмести в сторону эту привязанность ради счастья. 7я4. я0Тотя4, я0кто готовиться к будущему и умно поступает в любой ситуациия4, счастливы, но фаталистичный человекя4, я0который полностью зависит от удачи гибнет. 8. Если царь дородетелен то и подданые его добродетельны. Если царь греховеня4, я0то и они греховны. Если он посредственныйя4, я0то и подданые посредственные. Поданные следуют примеру царя. Иначе говояя4, я0каков царья4, я0такие и поданные. 9я4. я0Я считаю тогоя4, я0кто не поступает религиозноя4, я0мертвым хотя он жив, но тотя4, я0кто действует религиозно умираяя4, я0продолжает жить. 10. Тотя4,я0 кто не ищет добродетели,я4 я0богатства,я4 я0удовлетворения желанийя4 я0и освобождения (дхарма, артха, кама, мокша) живет бесполезной жизнью, подобно колокольчикам на шее у козла. 11я4. я0Сердца низменных людей сожгутся до пожара чужой славы и они убьют их будучи сами неспособны подняться до такого уровня. 12я4. я0Чрезмерная привязанность к чувственному наслааждению приводит к рабству и отречение о наслаждения дает освобождение. Поэтому это один ум один отвечает за рабство или освобождение. 13я4. я0Тотя4, я0кто оставляет ложное отождествление путем знания о Параматмея4, я0будет всегда погружен в медитативный транс, куда бы не вел его ум. 14я4. я0Кто может понять все счастьея4, я0которое мы желаем? Все находиться в руках Господа. Поэтому нужно научиться удовлетворенности. 15я4. я0Как теленок находит свою мать из тысячи коров так и действия хорошие или плохие находят человека. 16я4. я0Тотя4, я0чьи действия имеют хаотичный характер не будет иметь счастья ни среди людейя4, я0ни в джунглях - в обществе его сердце сожгется общественными отношениями, а в джунглях оно сгорит от беспомощности. 17я4. я0Как человек копает яму лопатой и находит там воду, так и ученик должен обрести знаание служа духовному учителю. 18я4. я0Люди пожинают плоды своих действий и мудрые терпят знаки поступков совершенных в прошлых жизнях, даже мудрые действуют очень осмотрительно. 19я4. я0Даже тотя4, я0кто учит духовному зная4чея0нию просто одноя4й я0буквы достоен поклонения. Тот кто оказывает почтение такому гуру рождается собакой сто раз и после этого рождается к тому я4же я0чандалой. 20я4. я0В конце этой юги Гора Меру разрушиться, в конце кальпы воды семи океанов выйдут из берегов, но садху никогда не свернет со своего пути. 21я4. я0На земле есть только три драгоценности: пища, вода и приятные словая4. Тя0олько глупцы (мудхи) пинимают камни за драгоценность. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 1я4. я0Бедность, болезни, горе, лишение свободы и другие несчастья я4- есть плоды с нашего деревая4 я0грехов. 2я4. я0Богатство, друга, жену и царство можно возвратитья4, я0но если потерять это тело то его уже не вернешь. 3я4. я0Враг может быть одолен союзом большого числа ваших сторонников, словно как трава защищает землю сообща от крупного града. 4я4. я0Масло в воде, сообщенный секрет низменному человеку, подарок данный достойной личности и духовные наставления данные разумному человеку широко рааспространяются из за своей благородной природы. 5я4. я0Если человек всегда помнит умом свои ощущения, когда он слышит о религиозных наставлениях, когда он находиться на земле крематория и когда он более - тогда как тут не достигнуть освобождния? 6я4. я0Если человек чувствует до чегоя4-то я0раскаивание как он бы чувствовал после, как тут не достигнуть совершенства? 7я4. я0Мы не должны гордиться нашей благотворительностью, аскезами, мужеством, духовным знанием, смиренностью и нравственностью к миру. 8я4. я0Тотя4, я0кто живет в нашем уме гдея4-я0то близко, хотя на самом деле может быть очень далеко, но тотя4, я0кто даже рядом и не находиться в нашем сердце очень далек от нас. 9я4. я0Мы всегда должны говорить тоя4, я0что удовлетворит человека от которого мы хотить получить расположение, словно как охотник сладко поет чтобы завлечь оленя и убить его. 10я4. я0Это губительно быть фамильярным с царем, огнем, духовным наставником и женщиной. Но вместе с этим быть равнодушными с ними лишить нас возможности получить благо. Следовательно наше общение с ними должно вестись с безопасного рассотяния. 11я4. я0Мы всегда должны бытть осторожными с огнем, водой, женщиной, глупыми людьми, змеями и членами царской семьи, ибо когда представиться случай они могу принести нам смерть. 12я4. я0Тот считается живымя4, я0кто благочестив и добродетелен, но жизнь тогоя4, я0кто лишен религии и доя4бя0родетелия4, я0лишеня4а я0благосля4ая0вя4ля0ений. 13я4. я0Если вы захотите контролировать весь мир одним своим действием, тогда держите эти пятнадцать, которые блуждают то туда то сюдаа, чтобы они стали вашей правой рукой: пять чувственных обьектов (видение,звук,запах,вкус и прикосновение), пять чувственных органов (уши,глаза,нос,язык и кожа) и органы действий (руки, ноги, рот, гениталии и анус). 14я4. я0Пандитом является тотя4, я0кто говорит подходящее для данного случая, кто исполняет любовное служение в соответствии со своими способностями и кто знает пределы своего гнева. 15я4. я0Один единственный обя4ъя0ект (женщина) появляется тремя путями: для совершающего аскаезы как труп, для я4ищущего я0чувственного я4наслаждения как женщина и для собаки куском мяса. 16я4. я0Мудрый не должен разглашать рецепт лекарства,которое он хорошо приготовил, акт благотворительности который он совершил, домашние конфликты, частную жизнь с женой, бедно приготовленную пищуя4, я0которую он предложил и жаргон который он мог услышать. 17я4. я0Кукушки молчат продолжительное время прежде чем смогут сладко петь (весной) и дать нам радость. 18я4. я0Мы должны охранять и держать при себе следующее: благословления достойных поступков, богатство, зерна, слова духовного учителя и редкостные лекарства. Иначе жизнь станет невозможной. 19я4. я0Избегайте общества порочных и общайтесь со святыми. Приобретайте добродетель день и ночь и всегда медитируйте на я4то, я0что вечно и забудьте тоя4, я0что временно. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ 1я4. я0Для техя4, я0чье сердце наполнено состраданием ко всему сотворенному, для них нет нужды в знании, освобождении, пучках волос на голове и золе на теле. 2я4. я0На земле нет богатства, которя4ое я0бы покрыля4о я0долг ученика по отношению к его гуру за духовные наставления даже об одной букве. 3я4. я0Есть два способа как избавиться от колючек и порочных людей, в первом использовать обувь и во втором пристыдить их так чтобы они не смогли поднять своей головы и держались так на расстоянии. 4я4. я0Тотя4, я0кто одевает нечистые одежды, имее грязные зубы, неприятно говорит и я4ложится спать я0после захода солнца, даже не смотря я4на то, что они великие личности, потеряют благосклонность Лакшми. 5я4. я0Тотя4, я0кто теряет свои деньги избегаем друзьями, женой, прислугой и родственниками. Но возратив вновь свои достояния они возвращаются к нему. Поэтому богатство лучший родственник. 6я4. я0Греховно накопленное богатство остается десять лет, на одиннадцатый оно исчезаетя4. 7я4. я0Плохое действиея4, я0совершенное великим не осуждается (нет такого чтобы повлияло бы на него) и хорошее дейся4тя0вие низшего отвергается (ибо никто не уважает я4ея0го). Только посмотрия4: я0нектар пить очень приятно, но он стал гибелью для Раху, и пить яд опасно, но когда Господь Шива выпил его оно стало украшением на его шее (нила-канта). 8я4. я0Хороша пища только тая4, я0что состоит из остатков пищи брахманов. Любовья4, я0проявляемая к другим настоящая любовь, я4но не та, я0что заботится о собственном благе. Воздержание от греха я4- я0ися4тя0инная свободая4; бя0лаготворительность я4- я0без тщеславия настоящаяч благотворительность. 9я4. я0Желающие оценитть драгоценности лежащие на помойке и осколки стекол на голове вместто украшения не должны думать что драгоценности уже не ценны и стекло наоборот подоражало. Когда приходит человек с критическим взглядомя4, я0все сразу встает на свои места. 10я4. я0Знание шастр бесконечно и есть множество искуств которым мя4оя0жно научиться. Но время коротко и наши стремления выучить все встречают препятствия. Поэтому выбери то что наиболее важно для изучения,словно как лебедь пьет только молоко в воде. 11я4. я0Тот зовется чандалой ктоя4, я0вкушая свой обед не приглашает внезапно пришедшего незнакомца, идущего с дальнего путешествия. 12я4. я0Ктоя4-я0то может знать Веды и Дхарма-шася4тя0ру, я4и я0все жея4, я0если он не имеет реализации собственной сущностия4, я0он подобен черпаку, которым накладывают разнообразную пищу, но которя4ыя0й сам не знает вкуса ни одной. 13я4. я0Возвышенны те благословленные душия4, я0которыея4, я0пересекая океан жизни принимают убежище у настоящего брахманая4, я0подобного лодке. Но они не желательные пассажиры на обычном корабле, который рискует быть потопленным. 14я4. я0Луна я4- я0обитель нектара и божество всех лекарств, я4- я0несмотря я4на я4то, я0что оня4а я0бессмертня4ая я0как амрита и имея4ея0т сияющею форму, становя4ия0тся блекля4ой я0в обители солнца (днем). Поэтому только необычный человек будет чувствовать себя в низшем положении отправляясь жить в чужом доме. 15я4. я0Смиренная пчела, находящееся всегда среди лепестков лотоса и пьющая их нектар сейчас наслаждается на обычном цветке кутаджи.П обывав в незнакомой стране, где не растут лотосы, пыльца кутаджи кажеттся ей прекрасной. 16я4. я0Господь Вишну спросил у Лакшми, почему та не хочет жить в домах брахманов. Лакшми ответила:"О Господь риши по имени Агастья выпил Моего отца (океан) в гневе, Бхригу Муни ударил Тебя, брахманы гордяться своим знанием желая получить благосклонность Моей соперницы Сарасвати, и в дополнении они каждый день срывают цветок лотоса в Моей обители, поклоняясь Господу Шиве. Поэтомуя4, я0О Господья4, Я боюсь жить с брахманами и это правильно. 17я4. я0Существует множество путей связывания в этом мире, с помощью которых можно контролировать и доминировать и сильнейшим из них является привязанность. Взять к примеру пчелу, которая искуся4ся0ня4о умеет жалить даже твердое дерево, но иногда сттановиться жертвой закрывшихся лепестков ее возлюбленного цветка. 18я4. я0Хотя сандал может быть разломан на кускя4и, я0все же я4он я0не теряет своего запаха, так и слон не теряет своей резвости даже с годами. Сахарный тростник не перестает быть сладким даже после того как его выжали так и достойный человек нетерят своих хороших качествя4, я0не смотря на то как сильно его мучает бедность. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ 1я4. я0Сердце женщины не полно, оно поделено. Разговаривая с одним, она с вожделением смотрит на другого и в своем сердце пытается думать о третьем. 2. Глупец,я4 я0воображающий себе что очаровательная девушка любит его,я4 я0становиться ее рабом и танцует у нее в руках как марионетка. 3. Найдется ли тотя4, я0кто став богатым не загордился? Как распущенный человек кладет конец своим страданиям? Какой мужщина в этом мире не находитться под влиянием женщины? Кто это человек, которого всегда любит царь? Есть ли такой на кого не влияет время? Какой нищий добился славы? Кто стал счастлив уменьшая пороки порочных? 4. Человек становится велик своими делами, а не занимая возвышенное место. Можем ли мы назвать ворону ястря4ея0бом, только поя4тя0омуя4, я0что она сидия4д я0на верхушке холма? 5. Человек которого прославляют как великогоя4, я0нужно принимать таковым, хотя он может быть лишен добродетели.Но тот кто поет песния4, прославляя себяя4, - я0низший из всех, несмотря на тоя4, я0что он может быть Индрой. 6. Если хорошие качества характерезуют тогоя4, я0кто имет дар различения, то сияние его качеств будет как драгоценность, которая еще больше сияетя4, я0оправленная в золото. 7. Даже несмотря на тоя4, я0что ктоя4-то я0обладает знаниемя4, он страдает.я4 я0Драгоцености мало, необходимо ее золотое обрамление. 8. Я не хочу богатства,я4 я0которое достатолсь нечеловеческими усилиями или пренебрегая добродетелью или уничтожением врагов. 9. Тея4, я0кто не насытился наслаждением богатства,я4 я0пищей и женщинами уже умерли,я4 я0так же те кто пытается насыщааться этим сейчас умирают и в будущем многие уйдут так и не испытав насыщение. 10. Милостыня и жертвоприношения (совершенные ради плодов)я4, я0приносят временные результаты, ноя4 я0дарыя4,я0 данные личности сознающей Кришнуя4,я0 и предлагаемая всем живым существам я4защита я0не исчезают. 1я41. я0Травинка легкая,я4 я0нитка еще легче и бедняк несомненно еще легче.я4 я0Почему бы ветру не носить их по воздуху?я4 я0Да потому что он боиться,я4 я0что они попросят у него подаяния. 1я42. я0Лучше умеретья4, я0чем продолжать существовать в бесчестье. Жизнь может испортиться мгновенной печалью, но бесчестие приносит печаль каждый день и всю жизнь. 1я43. я0Все удовлетворяются произнесенными с любовью словами, поэтому нужно говорить тоя4, что я0приятно другим. 14. Есть два нектарных фрукта свисающих с дерева этого мира: это слушание сладких слов (кришна-катха) и общество святых личностей. 15. Хорошие склнности к благотворительности, учености и аскезам практиковавшиеся многие предыдущие жизни продолжают развиваться в этом рождении дородетельной цепочкой (йогой), связывающую настоящую жизнь с предыдущими. 16. Тотя4, я0чье знание ограничивается кния4гя0ами и чья4ия0м богатством обладают другие, во времена нужды, если понадобитсяя4, я0не сможет использовать ни знание, ни богатство. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ 1я4. я0Ученый человек обладающий знанием и не получивший благословления духовного учителя не производит впечатления в обществе истинно знающих людей, словно ребенокя4, я0находясь в обществе взрослых. 2я4. я0Мы должны благодарить в ответ людей делая им добро, но для порочных мы должны возвращать им в ответ зло, в которм нет греха, ибо порочному можно отплатить его же монетой. 3я4. я0Та вещья4, я0которая находится на далеком расстояниия4, - труднодоступная4, я0и тоя4, я0что находиться вне нашего восприятияя4, я0легко достижимо с помощью тапасьи, ибо ничя4то я0не можт превзойти тапасью. 4я4. я0Есть ли худший порок чем алчность? Что более греховно чем убийство? Для техя4, я0кто честен, еся4ть я0ли нужда для него в аскезах? Для техя4, я0кто чист сердцем, есть ли нужда в паломничестве? Если у кого хорошее положения, что еще ему нужно? Если человек славеня4, я0зачем ему другие привлекающие черты? Зачем нужно богатся4тя0во томуя4, я0кто имеет практическое знание? И если человек опзорен,чем будет плоха смерть? 5я4. я0Хотя океан, источник всех драгоценностей, является отцом раковины и сестрой раковины является богиня удачи Лакшми, все же раковина должна ходить от двери к дверия4, я0прося о подаянии (в руках пилигримма). И это истина, никто ничего не получит не отдав все прошлом. 6я4. я0Когда в человеке не остается сил он становиться садху, те кто не имеют богатсттва будут действовать как брахмачари, больной человек будет дйствовать как преданный Господа, а когда женщина стареет она все более становиться преданной ее мужу. 7. я4У я0змеи яд находиться в зубе, у мухи во рту и у скорпиона в жале, но порочный человек переполнен им. 8. Женщиная4, я0которая поститься и соблюдает религиозные обеты без разрешения ее мужая4, я0укорачивает свою жизнь и отправляется в ад. 9. Женщина не становится святой раздав много милостыни, совершив множество постов и обрызгивавшись священной водой, но она может стать такой побрызгав на себя воду после омовения стоп своего мужа. 1я40. я0Поедая фрукты тунди человек лишается своих чувств, но вкусив корня вача снова приходит в себя. Так женщина однажды крадет энергию мужчины, но молоко вя4оя0станавливает ее. 1я41. я0Тотя4, я0кто воспитывает в себе милсердиея4, я0в своем сердце преодолеет все трудности и будетт получать все богатства на каждом шагу. 1я42. я0Какой толк отправляться наслаждатьсяв царство Индры если есть любящаая и добродетельная жена, если есть богатство, если есть хороший сын наделенный хорошиымыи качествыами если есть внуки сыновыей? 1я43. я0Царь, проститутка, Господь Ямараджа, огонь, вор, юноша и нищий не могут понять страдания других. Восьмой из этой категории собиратель налогов.