Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 5%

ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ


     Целью моей, говоря о Духовной Экономике, является отличить ее по характеру и применению от традиционной материалистической экономики. Духовная Экономика понимается в свете духовного знания, а именно, определений и понимания духовного знания, которое мы находим в традиции индийских Гаудийа Вайшнавов, основанного на Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам, переведенного Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.
     Духовную и материалистическую экономики следует различать по тем же самым принципам, которые характеризуют материю и дух. В двух словах: духовный элемент - личностен, вечен, полностью осознан и полон блаженства; закончен во всех аспектах без никаких нехваток чего-либо. И вечно связан с Верховным Создателем. Материальный же элемент безличностен, временен, существует в состоянии невежества и совершенно не имеет ни блаженства, ни счастья. Он воспринимается как неполный в себе из-за отсутствия связи со Всевысшей Причиной.
     Все живые существа по природе своей духовны и полны в своих духовных качествах. Однако, когда они появляются в материальном царстве и отождествляют себя с материальной оболочкой своего физического тела и ума, именно это отождествление является причиной того, что они принимают, приобретают характеристики материальной энергии, описанные выше. И с п о л ь з у е м а я в н а с т о я щ е е в р е - м я э к о н о м и ч е с к а я с и с т е м а у с т р о е - н а т а к, ч т о б ы р а з в и в а т ь м а т е р и а - л и с т и ч е с к о е п о н и м а н и е ж и з н и у о б л а д а ю щ и х м а т е р и а л и с т и ч е с к и м с оз н а н и е м.
     Экономика занимается, в основном, производством и распределением материальных благ и услуг, необходимых или желаемых людьми в их повседневной жизни. Люди, попавшие в сети материального сознания, действуют в соответствии с кознями и махинациями материалистической экономики. Эта степень материалистического сознания описана в Бхагавад-Гите (16.11-15):
     "Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств". Демон думает: "Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я - господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость".
     Однако, когда человек получает возможность понять свою настоящую духовную природу и начинает действовать в соответствии с принципами преданного служения, в этом случае он действует в рамках царства Духовной Экономики. Позже мы рассмотрим широкие возможности применения в жизни этих отличительных черт Духовной Экономики. Очень важно показать контраст между материалистической и Духовной Экономикой; итак, позвольте мне начать с кратного описания материалистической экономики. Надеюсь, что вам не наскучу.


НАЧАЛО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ


     Чтобы понять причину появления нашей теперешней экономики, мы должны обратиться к страницам Шримад Бхагаватам, которая объясняет, что материальное сознание имеет место по двум причинам: дать живым существам возможность очистить свое сознание и вернуться домой, назад Богу и дать возможность жить в иллюзии того, что они сами создают и наслаждаются различными телами и удовлетворением различных чувств тем людям, которые выберут этот путь. В процессе сотворения мира Господь Брахма вынужден был создать необходимую среду для двух этих ситуаций.
     "Сначала Брахма создал такую агностику как самообман, чувство смерти, злость после разочарования, чувство ложного владычества и иллюзорную телесную концепцию - т.е. забывчивость нашей реальной сущности".

Ш.Б. 3.12.2
Особое значение в этом вопросе приобретают следующие
комментарии Шрилы Прабхупады:
"Если живое существо не забудет свою действительную
сущность, ему невозможно жить в условиях материальной жизни.
Поэтому первое условие материального существования - это забыть
свою реальную сущность. Итак, забывая свою действительную
сущность, человек, конечно же, начинает бояться смерти, хотя
чистая живая душа бессмертна и нерождаема. Это ложное
отождествление себя с материальной природой и является причиной
ложного владения вещами, которые нам даны свыше. Все
материальные ресурсы даны живым существам для их жизни в мире
(мирной жизни) и для осуществления задачи самореализации в
обусловленной жизни. Однако, из-за ложного отождествления
обусловленная душа становится жертвой чувства ложного
владычества над собственностью Верховного Господа".
Те живые существа, которые приходят в этот мир с целью
наслаждаться, принимают себя за материальное тело, и все, что
имеет отношение к этому телу за "свое". История говорит, что
попыткам наслаждаться нет предела. Взять пример демона
Хираньякашипу, завоевавшего небеса и объявившего себя Богом. Он
является наиболее заметным примером этих пустых усилий стать
Господом; хотя в этом мире полным-полно людей, которые
посвящают себя этому занятию соответственно своей власти и
способностям. Так, в этом мире есть наслаждающиеся на всех
уровнях: т.е. те, которые считают себя обладателями и
управляющими - странами, армиями или многонациональными
корпорациями, или просто их детьми, домашними животными,
машинами. И хотя между одними и другими по шкале может и быть
разница, но стремление одно - отождествление себя с телом и его
владениями. Это сознание "Меня и моего".
Вот как комментирует Шрила Прабхупада концепцию "Я и мое":
"Два неправильных представления о жизни, а именно: "Я" и
"Мое" истинно проявляются в двух категориях людей. Понятие
"мое" на низком уровне очень бросается в глаза. А на более
высшем уровне - неправильное понимание "Меня". На животном
уровне жизни неправильное представление о "моем" видно даже на
примере котов и собак, дерущихся друг с другом с тем же
неправильным пониманием "моего". На низшем уровне человеческой
жизни то же самое неправильное понимание проявляется в
установках "Это мое тело", "Это мой дом", "Это моя семья", "Это
мое сословие", "Это моя нация", "Это моя страна" и т.д. И на
более высшей стадии спекулятивного знания то же самое
неправильное понимание "моего" трансформируется в "Я есть" или
"Это все Я" и т.д. Существуют множества категорий людей,
которые воспринимают это неправильное понятие "Меня" и "Моего"
под различными углами зрения". (2)
Ш.Б. 2.9.3
Понятие собственности является основой для такого аспекта
ложного эго, как "Мое". Слово "собственность" для разных людей
означает разное. Это зависит, главным образом, от культурных
различий людей. Именно так, как говорит Шрила Прабхупада:
"Существуют различные категории людей, воспринимающих это
неправильное понятие "Меня" и "Моего" под различными углами
зрения".
Сегодняшнее западное понятие собственности пришло к нам от
римлян, которые считали, что все должно иметь своего владельца.
Римляне не признавали собственность Бога. Они считали, что все
должно иметь хозяина-человека, каждая вещь. И этот хозяин
должен быть очень избранным. Со временем римский закон издал
декрет о том, что "свободный" человек может иметь и владеть
неограниченными количествами всего, что он мог найти средства
заиметь, включая животных, землю и других людей. Эти концепции
постепенно распространились по всей Европе и, в результате
развития западной цивилизации, постепенно охватили весь земной
шар. Так, нам может показаться, что весь мир разделяет ту же
самую концепцию собственничества. Хотя на сегодняшний день это
может быть и верным, до совсем недавнего времени дела обстояли
совсем по-другому, и история предоставляет нам возможность
рассмотреть различные культуры, которые руководствовались
совершенно другим понятием собственности.


«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: