Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 36%

ГЛАВА 15
Полуденные игры в Навадвипе-дхаме

КАКИЕ БЫ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ игры Господа Гауранги ни вспоминались мне, я буду немедленно записывать их, независимо от их хронологической последовательности.

Милость Господа Гауранги

Однажды мама Шачи собрала все остатки прасада Господа Чаитаньи и отдала их мне. Вкушая божественный нектар остатков пищи моего Господа, я погрузился в глубочайший экстаз.
Посчастливится ли мне когда-нибудь, хотя бы раз в жизни, вновь наслаждаться прасадом, приготовленным матерью Шачи: ачьюта-шак (дикорастущий шпинат), моча-гхант (удивительное блюдо из цветов банана), качу-шак с жареными шариками из растертых бобов, ман чаки, нимба патал, дабха бари и другими?

Визит в деревню Гадигача

Насладившись остатками пищи Господа, я присоединился к Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде Прабху и Их спутникам, которые грациозно, словно лебеди, двигались по берегу Ганги. Непрестанно воспевая Святые Имена Кришны, мы достигли деревни Гадигачи. Шри Говинда играл на мриданге, Шри Васу Гхоша пел, а Шрила Гададхара Пандит и Шри Вакрешвара Пандит танцевали в экстазе. Звуки имени Господа Хари наполнили воздух, высокие голоса женщин, казалось, пронизывали небо, и все растворились в океане экстаза любви к Господу Гауранге.
Я всегда танцую очень неуклюже, но даже я танцевал, воздев руки, потому что меня заставил мой Господь Гауранга, войдя в мое тело и сердце. Я начисто лишен чувства мелодии и ритма, но это не мешает мне танцевать и петь. Как это возможно? Я не могу понять. Но мой Господь Гауранга, сияющий, как Луна, знает обо мне все.

Пастушки в деревне служат Господу

Войдя в деревню Гадигачу, мы отправились в ту ее часть, где жили пастухи и молочники, и Господь Гауранга предложил нам: лМои дорогие преданные! Давайте отдохнем на берегу этого пруда и немного вздремнем под деревом. Посмотрите, как счастливо пасутся коровы! Давайте присоединимся к пастухам, отдыхающим вон под тем деревом баньян!╗ Увидев нас, пастухи вышли нам навстречу и предложили нам йогурт, творог, масло и другие вкуснейшие молочные продукты. Их теплый прием и прекрасная пища прогнали всю нашу усталость после путешествия. Шри Нрисимхананда, Шри Прадьюмна и Шри Пурушоттама Ачарья пришли, чтобы присоединиться к нам в совместном воспевании Святых Имен Кришны. Местные жители вышли из своих домов, привлеченные музыкой и пением под гулкий ритм мриданги. Громкий, радостный звук Имен Господа Хари наполнил собой лазоревое небо.
Пастушок по имени Бхима подошел к нам и сказал: лУважаемые господа, моя мать Шьяма Ц очень благочестивая и всеми уважаемая женщина в нашей общине. Она дочь садху, пастуха, живущего сейчас в Ганганагаре.
В сердце своем она без устали служит матери Шачи и называет ее своей мамой. Поэтому Ты Ц мой дядя по матери. Дорогой дядя, позволь мне пригласить Тебя и всех Твоих спутников к себе домой. Пусть они продолжают счастливо петь Святое Имя Господа Кришны. Все йогурт и молоко, сколько их есть в моем доме, я хочу раздать преданным, а потом послужить Тебе, массируя Твои лотосные стопы╗.

Господа Гауранга посещает дом Бхимы и принимает рис

Решительность, с которой Бхима пригласил всех к себе домой, пришлась по душе Господу, и Он согласился. Шьяма, мать Бхимы, приветствовала каждого преданного традиционным благоприятным звуком, который женщины издают языком, и предложила всем места для сидения.
Шьяма спросил Господу Гаурангу: лМой дорогой старший брат, Нимай Пандит, как живет Мама Шачи?╗ Господь ответил: лО! Очень, очень хорошо!╗ Шьяма раздала каждому преданному тарелки из банановых листьев и наполнила их сгущенным молоком, которое Нимай и все Его спутники приняли с огромным наслаждением.

Пруд Горадаха

После трапезы Господь в сопровождении Своих спутников вернулся на берег пруда и начал тихим, нежным голосом петь славу Верховного Господа Хари. Пастушок по имени Рамадаса рассказал Господу, что коровы никогда не пьют воду из этого озера. Он сказал, что огромный страшный крокодил живет в воде, и, видя его, коровы отказываются пить и в страхе мычат и ревут. Услышав это, Господь Гауранга начал повторять Святое Имя громче, и крокодила немедленно привлекли сладкие мелодичные звуки.
Чудовище вылезло на берег, приблизилось к Господу Гауранге и коснулось Его лотосных стоп. В ту же секунду крокодил превратился в прекрасного маленького мальчика. Плача, он предложил молитвы Господу и рассказал грустную историю своей прошлой жизни.

Прошлая жизнь мальчика

Мальчик сказал: лМой дорогой Господь! Это ужасное тело крокодила я получил по проклятию мудреца Дурвасы. После этого, куда бы я ни отправился, я сеял вокруг себя один только ужас. Однажды в лесу Камьявана великий мудрец уснул. Я, озорной мальчишка, отрезал у него несколько прядей спутанных волос. Он проснулся и в ярости проклял меня стать крокодилом на следующие четыре йуги.
Я горько сожалело содеянном и просил его простить меня. Смягчившись, мудрец с состраданием ответил: лО прекрасный мальчик! Когда Господь Кришна, сын Нанды Махараджа, явится в Навадвипе как дорогой сын Матери Шачи, ты услышишь, как Он громко поет Святое Имя Господа. Это освободит тебя от проклятия, и ты снова получишь свое красивое тело и поднимешься выше трех миров╗.

Мальчик возносит молитвы

Слава, слава сыну Матери Шачи! Он очищает падшие обусловленные души, великодушно давая прибежище безнадежным, всеми презираемым и нищим! Твои удивительные деяния восхваляет вся Вселенная. Ты спас даже такое отвратительное создание, как я, поэжтому нет никаких границ Твоей милости! Навадвипа Ц самая возвышенная дхама, суть всех других мест паломничсества, и здесь в этот век Кали Господь явился с Воем самом милостивом воплощении! Ты пришел, чтобы спасти обусловленные души Кали-йуги, одарив их воспеванием Святого Имени Бога. Я приноше свои смиреннейшие поклоны Тебе, Верховной Божественной Личности.
Четыре йуги я провел в мерзком теле крокодила, и теперь Ты пришел и освободил меня от этих страданий. Ты бесконечно милостив, Ты Ц Сам Господь Хари. Звуки Святого Имени из Твоих уст настолько сладки, что бесконечное множество движущихся и неподвижных существ освобождается благодаря Твоему нектарному воспеванию. Мой дорогой Господь, пожалуйста, позволь мне вернуться домой, к родителям. Их счастью не будет предела, когда они вновь увидят меня╗.

Мальчик возвращается к себе домой

Вознеся эти замечательные молитвы, мальчик с позволения Господа вернулся к себе домой. Видя, что солнце приближается к зениту, преданные стали собираться назад в Майапур. Любой, кто с верой и преданностью выслушает рассказ об этой игре Господа Гауранги, освободится от любого, даже самого страшного проклятия (брахмашапы).

Результаты созерцания пруда Горадаха

После этого случая пруд стали называть Горадаха, по аналогии с прудом Калиядаха во Вриндаване, где Господь Кришна победил змея Калию. Видя этот пруд и прикасаясь к его воде, человек освобождается от всех грехов и постепенно поднимается на уровень чистого преданного служения Господу. Так говорится в Ведах. Чудо, произошедшее прямо на глазах пастухов, в высшей степени изумило их. С радостью они подняли Господа на руки, восклицая: лСлава, слава нашему дяде!╗
Полуденные игры Господа Гауранги равноценны полуденным играм Господа Баларамы и Господа Кришны во Вриндаване. Здесь, у пруда Горадаха, преданные вечно могут созерцать холм Говардхана, Манаси-гангу и игры Господа Кришны, пасущего коров. Всем этим пастухам открылась истинная природа Господа Нимая, ведь Его игры неотличны от игр Шри Кришны, сына Махараджи Нанды.

ГЛАВА 16
Природа божественной любви

Шрила Рагхунатха даса Госвами задает вопросы

ОДНАЖДЫ РАГХУНАТХА ДАСА ГОСВАМИ попросил Сварупу Дамодару: лПожалуйста, просвети меня! Помоги мне осознать природу божественной любви. Мне непонятны возвышенные описания любви в песнях Чандидаса и Видьяпати. В их стихах я улавливаю только мирской смысл, который напоминает чувства влечения между мужчиной и женщиной. Разве можно такие эмоции считать духовными? Как мирское вожделение можно путать с духовной любовью?
Вы с Господом Чаитаньей часто поете эти песни и наслаждаетесь их глубинным смыслом, я же лишен доступа к таким сокровенным темам. Господь послал меня к тебе, чтобы я получал от тебя духовную поддержку и наставления. Поэтому, пожалуйста, помоги мне понять эти возвышенные истины. Будь милостив, объясни, что такое божественная любовь. Если мои сомнения рассеются, я буду вечно благодарен тебе.

Духовная любовь

Сварупа Дамодара ответил: лДорогой Рагхунатха даса, давай поговорим об этих эзотерических темах наедине. Ни Рамананда Райя, ни Гададхара Пандит, ни я сам до конца не понимаем этих духовных истин, которые воплощены в Самом Господе. Но если Господь Гаурачандра появится на моем языке и по Своей беспричинной милости Сам раскроет высочайшие трансцендентные темы о Себе, то можешь не сомневаться Ц все, что ты услышишь, будет истиной. О Рагхунатха даса, пусть этот рассказ принесет тебе бесконечное блаженство.
Никогда не сомневайся в том, что песни Чандидаса и Видьяпати, темы книги лКришна-Карнамрита╗, пьесы Рамананды Райа Ц все это несравненные произведения. Темы, раскрытые в них, лишены даже малой капли материального вожделения. Эти трансцендентные произведения учат только чистой любви к Богу, а описания отношений мужчин и женщин на их страницах использованы только в качестве аналогий. Нужно понять их духовный смысл, потому что невозможно увидеть Кришну в мирской литературе эротического содержания. И мужчины, и женщины, если они считают себя материальным телом и заняты только наслаждением чувств, никогда и ничего не смогут понять в духовной науке. Духовный учитель, который объявляет себя представителем Кришны, но сам не понимает природы чистых любовных отношений с Господом, не достоин занимать положение гуру. Его преданное служение Ц просто показуха. Майа крепко держит его в своих когтях, и потому он Ц представитель майи, а не Кришны.

Любовь к Богу, Кришне

Духовная любовь к Кришне кристально чиста, как священные воды Ганги. Ее можно сравнить с бесконечным океаном нектара. Духовная привязанность преданного к этим любовным отношениям лишена даже мельчайшей крупицы материального осквернения и подобна чистому белому холсту.
Чистая любовь к Господу подобна океану нектара, и даже маленькая капля из этого океана способна затопить целую вселенную. Я, жалкий и никчемный, полностью привязан к своему материальному телу; вожделение управляет мной, как хочет, а моя чистая духовная форма никогда не проявляется. Но тот, кто не прекращает искренне умолять Кришну о милости, несомненно, будет награжден успехом.
Духовные эмоции, того, кто испытывает любовь к Кришне, трансцендентны. В нем проявляются все признаки духовных любовных вкусов. Экстатические признаки расы супружеских отношений выше материального мира. Их могут испытывать только Кришна и чистые существа на духовном уровне.
О! Как удачлива Лилашука, Билвамангала Тхакура! Господь Сам явился этой возвышенной душе и открыл суть духовных отношений с Ним в трансцендентном настроении Враджа-дхамы. Лилашука освободился от потребностей физического тела и развил отвращение к мирским чувствам, а это очень нравится Кришне.
Видьяпати и Чандидаса потеряли всякий интерес к поддельным, не соответствующим писаниям лдуховным╗ вкусам, которые раньше они принимали за подлинно духовные чувства. Прежде они тоже переносили мирские представления на отношения между Кришной и Его любимыми преданными, но по милости Господа они очистились и осознали природу истинных трансцендентных рас. Они отказались от своих незрелых сентиментов и предались Кришне, заняв себя трансцендентным любовным служением Ему.
Тому, кто погряз в плотских наслаждениях, не суждено ощутить вкус любовных отношений с Кришной. Даже образ юного Кришны, играющего на флейте, не может пробудить в нем экстатических духовных эмоций. Такой неудачник считает себя телом и занят только заботой о нем. Когда смерть, внезапная, как удар молнии, настигает его, кто знает, каково будет его следующее рождение? В лучшем случае, он станет насекомым.
С другой стороны, если человеку все же удастся выйти из-под власти материальных чувств, вечно требующих наслаждений, и развить истинный вкус к любовному преданному служению лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа, он сможет непосредственно видеть совершенный облик Господа Кришны. Такая душа с легкостью возвращается назад, в свой вечный дом, чтобы в своем духовном теле наслаждаться играми в лесах Голоки, навсегда порвав любые связи со своим прошлым отождествлением и материальным общением.

Шлока, составленная Господом Чаитаньей

лВ Моем сердце нет даже следа любви к Богу. Когда Вы видите Меня плачущим в разлуке, знайте, что это просто игра; Я лишь демонстрирую свою великую удачу. Не видя перед Собой прекрасного лица Кришны, играющего на флейте, Я еще продолжаю жить вместо того, чтобы броситься в огонь и погибнуть. В Моей жизни не больше смысла, чем в жизни ночной бабочки╗.

Только девушкам Враджи (гопи) понятны трансцендентные любовные отношения

Все только и говорят ллюбовь, любовь╗, но кто по-настоящему понимает, что это такое? Тот, кто поймет духовную любовь к Господу, достоин стать пастушкой в рощах Враджи. Слово пирити, или любовь, состоящее из трех слогов, известно во всей вселенной. Эта любовь полностью овладевает всяким, кто бы ни соприкоснулся с ней, заставляя забыть о стыде и репутации. Постепенно такая душа развивает настроение гопи и начинает вспоминать свое изначальное положение в духовном мире и разрубает на куски все материальные привязанности. Господь Кришна становится единственным объектом любви, а душа Ц ее хранилищем. Она обращается к Господу через посредника, который всегда напоминает ей о ее возлюбленном Кришне. Так продолжаются отношения в настроении влюбленных.
Паракийа-бхава, или вкус отношений двух влюбленных, не состоящих между собой в браке, доступна только во Враджа-дхаме. На Ваикунтхе нет таких отношений между Господом Нараяной и Лакшми-деви, там это считается аморальным.

Мирская сентиментальная ллюбовь╗ сахаджиев

Определенная группа людей Ц сахаджии, - выдают мирское влечение мужчины и женщины и порочную поэзию за духовную любовь. Нет сомнений, что им уготованы вечные страдания в аду за попытки привнести трансцендентные эмоции в мирские отношения. Но если сахаджии примут истинный путь преданного служения и получат милость Кришны, они почувствуют отвращение к материальному телу, чувствам и наслаждению, которые можно из них извлечь, и устремятся к духовному нектару преданного служения.

Любовь Райа Рамананды

Преданное служение Шри Рамананды Райа чисто, просто и точно соответствует принципам религии. Он совершенно отрешен от материи и все использует только в преданном с лужении Господу, хотя, казалось бы, находится в материальном теле. Его тело духовно, и он постоянно служит Господу в настроении Вриндаваны, потому что он получил милость Господа Чаитаньи. Он пишет и сам ставит пьесы, в которых играют прекрасные юные артистки, но столь близкий контакт с женщинами никак не отражается на нем и он никогда не падает с трансцендентного уровня.
Никто, кроме Рамананды Райа, не способен понять природу божественной любви и не достоин обучать других этим сокровенным предметам. Если в уме человека еще сохраняется желание прикасаться к женщинам, смотреть на них и наслаждаться ими, значит, он еще не достаточно чист, чтобы понять сокровенные истины божественной любви.

Чистой преданности не сможет достичь тот, кто считает себя мужчиной или женщиной

Если сознание человека осквернено общением с женщинами или с похотливыми мужчинами, он никогда не получит бесценного дара любовного преданного служения. Плотские наслаждения мимолетны и не могут перенести нас в трансцендентное царство.
Только тот, кто действует на трансцендентном уровне преданного служения в настроении девушек Вриндаваны, может жить истинной духовной жизнью. Развив настроение гопи Враджи, он навсегда теряет всякий вкус к мирским отношениям между мужчиной и женщиной. Несомненно, достоин любви к Кришне тот, чьи поведение и поступки в обществе безупречны, кто строго следует пути религии, никогда не отклоняется от духовных наставлений, а внутри старательно культивирует настроение гопи Вриндаваны, служа лотосным стопам Господа Кришны всем своим сердцем.
Поэма, которая начинается со слов йах каумара харах Ц лтот, кто украл мое сердце в юности╗, используется Господом Чаитаньей лишь как аналогия. Необходимо подняться выше физического уровня, тогда очаровательный Кришна становится Героем, а его супруга Ц Героиней всех трансцендентных игр, и преданный начинает служить Им с чистейшей любовью.

Сахаджии Ц жертвы Кали-йуги, и заслуживают ада

Утверждения о том, что с помощью какого-либо внешнего процесса можно перенести духовную природу в этот материальный мир, что обычному человеку можно поклоняться, как Верховному Господу Кришне, и что таков путь к высшей цели жизни, - ложь. Как наставлял нас Господь Чаитанья, такие заявления неприемлемы. Такой извращенный разум, несомненно, заведет человека только в ад. Необходимо всеми силами избегать общения с людьми, которые считают, что материальное тело можно как-то искусственно лодухотворить╗. Дать такому человеку сознание Кришны практически невозможно. Благодаря тлетворному влиянию Кали-йуги сахаджия распространилась очень широко, и такие идеи только компрометируют чистую религию вайшнавов.
Тот, кто развил твердую веру в Господа, поймет, что материальные любовные отношения приводятся лишь в качестве аналогии, и не будет принимать их буквально. Такой возвышенный святой поклоняется Господу Кришне в своем изначальном духовном теле. Великие преданные, такие как Чандидаса и Видьяпати Ц совершенные примеры освобожденных душ, которые отвергли свои прошлые заблуждения и встали на настоящий духовный путь.
Кульминация чистого преданного служения Ц это поклонение трансцендентным любовным отношениям Верховного Господа Кришны в чистом духовном сознании. Но материалистический ум с большой неохотой принимает этот факт. Дорогой Рагхунатха, внимательно обдумай все это, потому что в скором будущем ты должен будешь стать преданным, который подаст пример поведения идеального вайшнава. Открой Господу Чаитанье свое желание поклоняться Верховному Господу в таком сокровенном настроении и получи у Него позволение. Будь стойким и решительным, сосредоточься на достижении высшей цели╗.
Затем Рагхунатха дас Госвами с большим смирением обратился к Господу Чаитанье с просьбой разрешить ему совершать преданное служение в этом настроении. Господь Чаитанья в моем присутствии дал Свое согласие, и сейчас Рагхунатха даса Госвами с удовлетворением в душе служит Господу Кришне.

Наставления Господа Чаитаньи Рагхунатхе дасу Госвами

Не слушай болтовню материалистов и не трать время на бессмысленные разговоры. Зачем есть ради удовлетворения вкусовых бугорков и потакать прихотям тела, погружаясь в изысканные удовольствия? Не жди, что тебя будут ценить и почитать, но сам оказывай почтение каждому. Прими прибежище у Святого Имени Кришны и постоянно воспевай Его в глубине своего сердца. Служи Шримати Радхарани и Шри Кришне в настроении Враджа.
Ясные наставления Господа открыли глаза Рагхунатхе дасу Госвами, и он понял, что чистая любовь никогда не зародится в сердце того, кто не освободился от всех материальных иллюзий.
Господь Чаитанья продолжал: лЧистым воспеванием и метитацией развивай свою чистую, совершенную духовную форму и поклоняйся Кришне, Господину Шримати Радхарани. Освободись от стремления к почету и популярности. Всегда почитай других, развей полную отрешенность от материальной жизни и стань таким же терпеливым, как дерево. В материальном теле постоянно повторяй Имя Господа Кришны, а в сердце всегда служи Шри Шри Радха-Кришне в своем духовном теле. Обуздай свой жадный язык и откажись от роскоши и комфорта. Делай только то, что необходимо для поддержания тела╗.

Марката-вайрагйа или обезьянье отречение

Не пытайся искусственно назвать материальное духовным, наивно полагая, что обычные мужчина и женщина Ц Это Божественная Чета, Радха и Кришна. Этот самообман уничтожает все религиозные принципы. Господь Чаитанья предупредил нас: лОтрешенный шарлатан Ц это человек, который внешне не привязан, но на самом деле, всегда ищет наслаждений в материальном мире. Он подобен обезьяне, которая кажется отрешенной ввиду своих естественных инстинктов, но при этом чрезмерно привязана к сексу╗.

Настоящая отрешенность

Поистине отрешенный человек всегда воспевает Святое Имя. Он просит только то, что необходимо ему для поддержания этого тела. Если человек практикует отречение, завися в своем поддержании не от Кришны, а от других, то он вряд ли добьется духовного успеха. Кришна также отвергнет его. Если такой подвижник идет на поводу у побуждений своего языка, он становится рабом чувств и утрачивает шанс достичь духовного мира.
По-настоящему отрешенный человек всегда живет с Именем Господа Кришны на устах. Его диета проста, - она состоит из лиственных овощей, фруктов, кореньев и т.д. Но похотливый человек, ходящий по домам людей, чтобы потворствовать своему языку, никогда не получит прибежища лотосных стоп Господа Кришны.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: