Sponsor's links:
http://gorritual.moscow/ как организовать похороны близкого человека в москве.
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Глава 7

ПРЕДТЕЧА

В Южной Индии бхакти, любовь и преданность Господу Кришне, культивировалась с самых давних времен, и храм Господа Ранганатхи в Шри Рангаме всегда был ее оплотом. Поскольку Господь Чайтанья только что побывал здесь, уместно будет рассказать о Его непосредственных предшественниках. В ранние века религию бхакти поддерживали двенадцать альваров, великих южно-индийских святых. Их считают воплощениями божественных атрибутов Господа Вишну - диска, раковины, лотоса, булавы и т.д. Это были: Поюгай - воплощение булавы (гада) Вишну, Бхутам - раковина (шанка) Вишну, Пей - меч (нандака) Вишну, Тирумалишай - диск (чакра) Вишну, Наммальвар из Сатакора - это Вишваксена, Мадхуракави-альвар, Кулашекхар - драгоценный камень каустубха Вишну, Перий (или Вишнучитта) - Гаруда, орел, несущий Вишну на спине, Андаль - Бхудеви (супруга Вишну), Тондарадипподи - гирлянда (ванамала) Вишну, Тируппанальвар и Тирумангай - лук (шарнга) Вишну. Слово альвар означает <погруженный в медитацию>, или <человек, обладающий глубоким интуитивным знанием о Боге>. В <Шримад-Бхагаватам> есть пророчество о появлении альваров: <Дорогой царь, жители Сатья-юги и других эпох жаждут принять рождение в Кали-югу, потому что в этот век будет много преданных Верховного Господа Нараяны. Эти преданные появятся в различных местах, но особенно много их будет в Южной Индии. О царь, в век Кали люди, испившие воды святых рек Дравида-деши - Тамрапарни, Критамалы, Пайасвини, исключительно благочестивой Кавери и Пратичи Махаради, - станут самыми возвышенными преданными Верховной Личности Бога, Васудевы> (11.5.38-40). В <Прабандхе> альвары выражают состояние души, полностью зависящей от Бога и предавшейся Ему, прославляют Господа Нараяну и самое почитаемое в Южной Индии божество Вишну - Господа Ранганатху в Шри Рангаме. Жития трех ранних альваров показывают, как развивалась философская мысль южно-индийских святых: Поюгай осознавал бытие Бога через трансцендентное знание (парагьяна); Путаттар уже говорил о преданности (парабхакти); а Пейальвар соединил знание и преданность, считая совершенством созерцание формы Вишну и Его божественной супруги (парамагьяна). Тирумангай-альвар написал более 1200 стихов, описывая чувство преданности в любовных отношениях с Богом - от рыцарских до супружеских и воспевая любовь в разлуке (любимая тема альваров). Вишнучитта, или Перийальвар, написал 500 стихов в настроении ватсалья, выражая глубокую родительскую любовь к малышу Кришне. Дочь Перийальвара по имени Котай, которая скоро прославилась как Андаль (<та, что управляет Богом>), написала много прекрасных по форме стихов, описывающих чувства гопи и игры Андаль с Богом в уединенных рощах. Среди альваров, прославившихся как поэты, Наммальвар - главный, потому что он оставил более 1200 стихов, в которых гармонично переплелись метафоричность <Веданты> и пылкая любовь к Кришне. Из остальных альваров Тирумалишай был достигшим совершенства йогом, Тируппан - неприкасаемым, Тондарадипподи - храмовым священнослужителем, Кулашекхар - праведным царем, а Мадхуракави - странствующим певцом (бардом). Кем бы ни были, все альвары с самых давних времен поддерживали южно-индийскую традицию бхакти. С приходом Шри Шанкарачарьи в VIII веке по всей Индии распространилась философия майявады. Но уже ко второй половине XII века стала ощущаться неудовлетворенность пустыми абстракциями майявади. Современники и преемники Шанкары создавали разные версии доктрины Адвайта-веданты, но изложение взглядов Шанкары на <Веданту> подчас звучало неубедительно и породило множество школ, каждая из которых претендовала на лучшее толкование. Расхождения возникали не только между, но и внутри школ - между гуру и учеником и среди учеников. Несмотря на то что через пятьсот лет после прихода Шанкары монизм имел огромное влияние, всеобщий интерес и восхищение этими идеями стали спадать. К XII веку философия из серьезных исканий Бога и вечной жизни превратилась в сухие логические упражнения, развивавшие умение доказывать и опровергать. И в то же время по всей стране стал возрождаться интерес к бхакти, преданности Богу. Даже далекие от философии люди чувствовали, что майявади исказили цель единения с Богом, о которой говорят Упанишады, предлагаемое же ими единение - недостижимо. Отрицание Верховной воли и знания о Боге уже не привлекало, так же как не привлекали и утверждения <Бог в конце концов нереален> или <Пурушоттама (Бог) - плод воображения>. С начала XI века духовным учителем храма Ранганатхи стал Шри Ямуначарья, а потом - его знаменитый ученик Шри Рамануджа. Величайшие ученые, они до конца XII века возглавляли традицию бхакти, одерживая блестящие победы над учеными-майявади и устанавливая принципы поклонения Верховной Личности Бога, Шри Вишну. К X веку проповедь южно-индийских вайшнавов достигла апогея, и возникла необходимость в формальном союзе с <Ведантой>. Вайшнавизм не мог больше довольствоваться подчиненным положением. Шри Ямуначарья раскрыл сокровенный смысл поэзии альваров, а также в своей <Сиддхитрайе> указал на недостатки майявады. Однако оставалась необходимость в систематических комментариях. Древние писания Бодхаяны, Танка и других исчезли или устарели в стиле и методе, и знаменитые комментарии Шри Шанкарачарьи целиком их затмили. Нужно было написать новые комментарии, которые превзошли бы все достижения в области <Веданты> и поставили вайшнавизм в центр современной философии. Задача эта была блестяще решена Шри Рамануджачарьей, который написал обширные комментарии к <Веданта-сутре> и <Бхагавад-гите> и раскрыл истинный смысл <Веданты> на основе писаний и логики. <Я кланяюсь Шрипад Рамануджачарье, воплощению Ананты, который принял рождение в Тундирадеше. Он пришел на Землю распространить философию Шри Вишну>. Если Гаудия-вайшнавы относятся к Брахма-сампрадайе, то Шрипад Рамануджачарья (1017 - 1137) является основателем-ачарьей Шри-сампрадайи, которая берет начало у Лакшми (или Шри), вечной супруги Вишну. Его комментарии к <Веданте>, опровергающие философию майявады, распространены в Южной Индии, говорящей на тамильском языке, где Шри-вайшнавизм живет и по сей день. Рамануджачарья проповедовал философию вишишта-адвайта-вада, или ограниченный монизм. Но прежде чем говорить о Раманудже как величайшем предшественнике Шри Чайтаньи Махапрабху, о его роли в развитии философии и практики вайшнавизма, необходимо ближе познакомиться с вайшнавской традицией в Южной Индии после альваров. Натхамуни Альвары, поглощенные любвью к Богу, оставили после себя песни преданности. Пришедшие за ними вайшнава-ачарьи философски описали духовный опыт альваров и стали апостолами Шривайшнавизма. Первым выдающимся ачарьей школы Шри-вайшнавизма, который изложил теорию преданности, был Шри Натхамуни, сын ученого брахмана, родившийся в Южной Индии в 824 году. Он был потомком переселенцев с берегов Ганги и уже в юности стал муни. Натхамуни был первым значительным учителем, который соединил наставления ведических санскритских текстов и древних тамильских гимнов альваров. Традиция гласит, что именно Натхамуни чудесным образом отыскал утерянное с веками произведение Наммальвара <Тируваймоли>, которое почиталось как слово Бога, подобное Ведам, и полное собрание молитв, песен преданности и гимнов Вишну, созданных альварами, - <Нилайира-дивья-прабандха>, что означает <четыре тысячи божественных стихов>. В Кумбаканам Натхамуни случилось услышать гимны Наммальвара. Он сразу проникся сладостью этих божественных песен и решил непременно отыскать само произведение. Однако <Прабандха> альваров с веками исчезла с лица Земли. Натхамуни, горя желанием услышать песни альваров, отправился в Тирунагари, где чудесным образом обрел полную <Прабандху>. Двенадцать тысяч раз он прочитал стих, написанный Мадхуракави-альваром во славу своего духовного учителя Наммальвара. Тогда Наммалвар явился ему и прочитал всю <Прабандху>. Натхамуни записал ее, разделив на четыре части, как прежде Вьясадева разделил единую Веду на четыре Веды. С тех пор <Прабандху> стали считать <тамильскими Ведами>. Чтение гимнов <Прабандхи> перед божеством Вишну стало обязательной частью поклонения в храме Шри Рангам, самом знаменитом в Южной Индии, и до сих пор поддерживается во всех храмах Шри-сампрадайи. Эзотерические истины <Прабандхи> блестяще раскрыл внук Натхамуни - Ямуначарья, а потом передал их Раманудже. Сын Натхамуни умер в молодости, когда жена его была беременной. Он не увидел своего сына Ямуну, внука Натхамуни, который впоследствии прославился как Ямуначарья и был непосредственным духовным предшественником Шри Рамануджи. После смерти своего сына Натхамуни принял санньясу. В конце жизни он возглавил храм Шри Рангам и написал две значительных книги (которые, к сожалению, не сохранились), а за обладание йогическими совершенствами прославился как Йогиндра. В 920г. Натхамуни вошел в самадхи. Ямуначарья После Натхамуни Шри Ямуначарья (916 - 1036) считается самым выдающимся представителем вайшнавской традиции до появления Рамануджи. Родившийся в Мадуре, столице царства Пандура, Ямуна воспитывался матерью и бабушкой, потому что отец его умер, а дедушка Натхамуни принял санньясу. Хотя он был сиротой, он хорошо учился и очень скоро превзошел своих одноклассников. Глубокие познания юного Ямуны изумляли всех. Он очень любил своего учителя Шри Бхашьячарью и был всеобщим любимцем за свой покладистый нрав. Когда Ямуначарье было двенадцать лет, он покорил все царство силой своего разума. В это время придворный пандит царя Пандии по имени Колахала объявил себя лучшим пандитом в стране. Царь очень любил его, и, пользуясь этим, придворный пандит обложил данью всех пандитов этой страны. Кто отказывался платить ему, царским приказом осуждался на смерть. Из страха потерять свою репутацию пандиты регулярно выплачивали дань, и настал день, когда ученик Колы пришел и в ашрам Бхашьячарьи. Гуру не оказалось в это время, а сам Ямуна отказался платить, видя в таком требовании оскорбление своего учителя, и отослал ученика обратно сообщить, что ничтожный последователь Бхашьячарьи вызывает придворного пандита на открытый диспут. Когда придворный пандит услышал о вызове двенадцатилетнего мальчика, он просто рассмеялся. - Хорошо! - воскликнул он. - Приведите этого смельчака сюда, мы проверим силу его разума. В назначенный день мальчика на паланкине привезли к царскому двору. Царица была очарована красотой Ямуны и сразу приняла его сторону, хотя царь был на стороне своего пандита. Они заключили пари: <Если пандит победит в дебатах, царица станет служанкой царских слуг, а если прекрасный Ямуна победит пандита, царь отдаст ему половину царства>. Сначала пандит задавал ребенку простые вопросы по санскритской грамматике, но, видя, что мальчик без труда отвечает на них, он стал задавать сложные. Однако и на эти вопросы Ямуначарья отвечал с легкостью. Когда настала очередь Ямуны, он сказал: - Я сделаю три утверждения, и, если ты опровергнешь их, я признаю свое поражение. Первое из них - ваша мать не бесплодная женщина. Придворный пандит смутился. Это утверждение невозможно было опровергнуть, потому что его собственная жизнь была тому доказательством. Он молчал, а Ямуна высказал второе утверждение: <Царь Пандия в высшей степени праведный человек>. Колахала предчувствовал неминуемое поражение. Царь сидел прямо перед ним, как он мог опровергнуть такое утверждение? Наконец Ямуна высказал третье утверждение: <Царица Пандии так же благочестива и верна своему супругу, как Савитри>. Колахала не в силах был сдерживать гнева. - Ты негодяй! - воскликнул он. - Как может верноподданный сказать о своем царе, что он нечестивец, а его супруга неверна ему?! Мое молчание не означает, что я побежден. Сначала сам опровергни свои утверждения, а иначе ты будешь казнен. Во дворце началось волнение, но Ямуна успокоил всех, сказав: - Не стоит спорить, я опровергну свои утверждения. Первое из них гласило, что ваша мать не бездетная женщина, но, согласно законам Ману, если женщина имеет только одного ребенка, ее нужно считать бездетной. Поскольку ваша мать дала жизнь только одному сыну, пусть даже великих достоинств, согласно шастрам, ее нужно считать бездетной. Во-вторых, я говорил, что царь Пандия очень праведный человек, однако <Ману-самхита> говорит, что царь наслаждается одной шестой благочестия своих подданных, а также берет на себя одну шестую ноши их грехов. И поскольку в нынешний век Кали люди скорее греховны, чем благочестивы, наш царь, пусть и безупречного нрава, несет тяжкое бремя грехов. А теперь - мое третье утверждение, гласящее, что наша царица благочестива и верна, как Савитри. Однако законы Ману говорят, что царь является представителем Агни, Вайю, Сурьи, Чандры, Ямы, Куверы, Варуны и Индры. Значит, царица замужем не только за одним мужчиной, но также и за восемью полубогами. Можно ли говорить, что она благочестива? Все присутствующие были изумлены. Без сомнения, мальчик одержал победу над придворным пандитом. Царица радостно обняла Ямуначарью, воскликнув: - Ала-бандара! Он победил! Царь, проигравший пари царице, поднялся и сказал: - Как при восходе солнца меркнут звезды, так и ты, о мудрый Алабандара, затмил своей ученостью гордого Колахалу. Недавно он требовал твоей смерти, а теперь ты можешь поступать с ним, как пожелаешь. Я обещал в награду за твою победу отдать тебе половину царства и, конечно, сдержу слово. Разумеется, Ямуначарья простил Колахалу, и, хотя он был двенадцатилетним мальчиком, он сразу стал править дарованным царством. С бедностью было покончено. Прославившись под именем Алабандара, мальчик-царь с годами стал отходить от духовного пути своего деда Натхамуни, потому что был занят политикой и окружен роскошью, как и подобало царю. Он позабыл, что эта жизнь временна в нашем вечном существовании, и перестал совершать преданное служение Господу Вишну. Тем временем Натхамуни, дед Алабандары, покинул этот мир, но перед уходом он попросил своего ученика Намби вдохновить Ямуначарью, его любимого внука, отречься от царства и стать вайшнавом. Как он, никто не сможет проповедовать вайшнавизм, никто другой не сможет занять место Натхамуни. Шли годы. Настало время вдохновить Ямуначарью, и Намби, помня приказ своего гурудева, отправился увидеться с Ямуначарьей, чтобы поговорить с ним об отречении от мира и о проповеди. Однако у царских ворот его остановили, нелегко было смиренному монаху увидеть великого царя Алабандару. И тогда Намби познакомился с придворным поваром. Однажды, когда повар возвращался с базара, Намби остановил его и дал свежего шпината тудувалай, который развивает в человеке добродетель, успокаивает и развивает ум, а также пробуждает тягу к духовной жизни. Он попросил повара приготовить этот шпинат для царя и пообещал приносить его каждый день. Повар сразу оценил этот редкий и чистый шпинат и с удовольствием принял его. С того дня Намби каждый день в течение двух месяцев приносил тудувалай на царскую кухню, и царь наслаждался шпинатом. Но однажды Намби не пришел. Царь, не видя любимого салата, спросил повара, почему не приготовили тудувалай. И тогда повар сказал об удивительном монахе, который приносил траву для удовольствия царя. - Когда в следующий раз появится

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: