Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

в Шри Рангам, где началась новая страница его жизни. В Шри Рангаме Рамануджачарья погрузился в изучение писаний под руководством Махапурны, знаменитого ученика Ямуначарьи. С помощью Махапурны Рамануджачарья глубоко изучил многие писания. Махапурна посоветовал Раманудже идти к великому Гоштипурне и принять у него посвящение в вайшнава-мантру. По повелению Махапурны Рамануджа приблизился к Гоштипурне, прося у него мантру, но получил отказ, потому что Гоштипурна не склонен был давать столь сокровенную мантру неизвестным пришельцам. Рамануджачарья восемнадцать раз в величайшем смирении подходил к Гоштипурне, обливаясь слезами и моля о милости. Наконец Гоштипурна дал ему мантру, прежде взяв с него клятву держать ее в полном секрете. Как только Рамануджа дал обет никогда не разглашать тайны, Гоштипурна прошептал ему в ухо мантру, сказав, что она очень могущественна. Всякий, кто повторяет ее, вернется на духовные планеты Вайкунтхи, где обретет личное служение Господу. Как только Рамануджа покинул храм, чтобы вернуться в Шри Рангам, огромная толпа людей обступила его. Они прослышали, что он получил великую мантру от Гоштипурны, и молили раскрыть ее. Магическая мантра могла освободить всякого, кто ее повторит, от материального бытия, и вдохновленный Рамануджа объявил толпе: - Слушайте эту мантру - Ом намо Нараяная. Счастливая толпа обрела желанное благословение, но как только эта новость достигла Гоштипурны, он позвал Рамануджу. Разгневанный тем, что его новый ученик так быстро нарушил его волю, он потребовал объяснений. - Я велел тебе держать эту мантру в секрете. Почему же ты тут же раскрыл ее людям? Ты знаешь, что будешь наказан за такое поведение? - Да, гурудев, я готов отправиться в ад за то, что нарушил твой приказ. - Зачем же тогда ты сделал это? - О возлюбленный учитель, я понял, что могущественная мантра, которую ты дал мне, может освободить всякого, кто услышит ее. Когда я увидел великое желание этих людей спастись от материальной жизни, я не в силах был сдержаться. Я почувствовал какое-то божественное вдохновение раздать твою милость всем. И если это великий грех, я готов понести наказание. Отправь меня в ад, если мой грех столь велик, но только прошу, не обрушивай своего гнева на этих простых людей, которые просили у меня мантру. Исключительная искренность Рамануджи смягчила Гоштипурну. В конце концов, нет ничего выше, чем раздавать милость Господа. Хотя Рамануджа не стал следовать наставлениям Гоштипурны, он хорошо понимал истинный смысл мантры. Он был великим проповедником Шри-сампрадайи и показал, что способен сеять преданность в сердцах тысяч людей. Возможно ли тогда его осуждать? Гоштипурна упал Раманудже в ноги и сказал: - Прости меня, дитя мое. Ты мой учитель, а я твой ученик. Кто я такой, чтобы быть твоим гуру? Откуда мне было знать о твоем величии? Прими меня как своего ученика. После этого случая слава Рамануджа прославился еще больше. Его считали воплощением самого Лакшмана. Он обучал все больше и больше учеников, и ашрам его разрастался. Дискутируя со многими учеными, он одерживал над ними верх, утверждая собственные взгляды на <Веданту>, которые получили название Вишишта-адвайта-вада, или ограниченный монизм. Одним из таких ученых был Ягьямурти. Ягьямурти был знаменитым пандитом, который победил в философских спорах многих ученых и написал немало комментариев к священным писаниям. Он бросил Раманудже вызов, сказав, что в случае поражения будет носить туфли Рамануджи и станет его учеником. Рамануджа, в свою очередь, объявил, что, проиграв, он оставит работу над книгами и больше никогда не будет вступать в философские диспуты. Дискуссия началась и длилась семнадцать дней. Рамануджа молился Господу Вараде, своему любимому божеству, о помощи. Однажды ночью божество во сне уверило его, что он непременно одержит победу, и посоветовало следовать идеям Ямуначарьи. После божественного видения Рамануджа появился в зале дискуссий с новыми силами. Однако, прежде чем беседа началась, Ягьямурти предался святым стопам Рамануджачарьи, сказав: - Ты мой учитель. Ты сияешь уверенностью человека, который соприкоснулся с божественным. Теперь я понял, что напрасно сражался с тобой. Пожалуйста, прими меня. Славе Рамануджи не было предела. Вместе со своими учениками он путешествовал по Индии, дойдя до Кашмира на севере Индии, и повсюду обсуждал комментарии к <Ведантасутре>. Рамануджа также был великим поборником правильного поклонения божеству и, где бы ни появился, устанавливал панчаратрику, систему поклонения, описанную Нарадой Муни. Во всех вайшнавских храмах Индии он упразднил многие не-вайшнавские элементы, со временем вошедшие в традицию. Однако его идеи не приняли в Джаганнатха Пури, где поклонение совершалось по системе рага-марга, или спонтанной преданности. Говорят, что, когда Рамануджа обратился к царю Ориссы с просьбой подискутировать с местными пандитами, жрецы храма Джаганнатхи стали молить Господа о спасении. В ту же ночь Своей безграничной силой Господь Джаганнатха перенес спящего Рамануджу в Курмастхан. Проснувшись, Рамануджа подумал, что совершил великое оскорбление Вишну. Ошибочно приняв божество Курмы за Шива-лингам, он подумал, что Вишну бросил его в храм Шивы. Поняв наконец, что находится в храме Господа Курмы, Рамануджа и здесь усовершенствовал ритуал поклонения божеству. После этого Рамануджа написал <Шрибхашью>, комментарии к <Веданте>, чем приумножил свою славу. В это же время царь Колуттунга I, великий последователь Шивы, разослал всем знаменитым ученым Южной Индии послание, провозглашая Господа Шиву - Верховным. Многие ученые подписались под этим посланием, но Рамануджа отказался. Когда царь узнал об этом, то решил убить Рамануджу, который спасся благодаря преданному ему ученику Куреше. Они обменялись одеждами, и Рамануджа, словно обычный домохозяин, проскользнул мимо стражников, которые окружили его ашрам. Тем временем царские солдаты схватили Курешу, одетого в одежды санньяси. Курешу привели к царю, и царь потребовал, чтобы Куреша признал Шиву Всевышним, но Куреша отказался. Царь разгневался, но не стал убивать узника, потому что помнил, как Рамануджа спас его дочь от привидения. Он велел своим слугам просто выколоть ему глаза, которые не желают видеть верховного положения Шивы. Ослепшего Курешу освободили изпод стражи. Царь праздновал победу, не ведая, что дни его сочтены. Скоро у него на шее появился черный нарыв, и царь умер. С тех пор в народе его стали называть крими-кантха, <червивая глотка>. Когда Рамануджачарья вернулся из изгнания, он увидел в Канчипурам слепого Курешу, который каждый день молился Господу Варадарадже. Молитва его была такой сладкой, что Господь, очень довольный им, спросил:

- Чего ты хочешь?
- Мой Господь, - отвечал Куреша, -

пожалуйста, прости тех, кто пытал меня! Он продолжал возносить молитвы, и когда бы Господь ни пожелал благословить его, Куреша только просил за своих мучителей. Тогда Рамануджа сказал ему:

- Это очень хорошо, что ты просишь

за других. Но ты забыл, что тело твое не принадлежит тебе. Ты отдал его в служение духовному учителю. Сейчас оно несовершенно и не может служить, как надо. И поэтому, если Господь снова захочет благословить тебя, ты должен сказать, что ты сделал гуру подарок, но гуру не может пользоваться им, потому что твой подарок стал неполноценным. Ты должен сделать свое тело зрячим, чтобы оно могло служить гуру. Куреша в ответ только поклонился и продолжил свой бхаджан. Господь Варадараджа снова сказал ему:

- Я исполню любое твое желание.

И тогда Куреша поднялся, предложил Господу молитвы и попросил:

- Я отдал свое тело в служение

моему гуру, но оно потеряло зрение. Я бы хотел восстановить собственность моего гуру, чтобы он мог ею пользоваться. И к Куреше вернулось зрение. Рамануджа освобождал тысячи людей, обращая их в Шри-вайшнавизм, и открывал новые храмы. Он путешествовал по Мадураи и Мисоре, обращая многих джайнов. Он одержал победу над тысячей джайнов в дискуссиях, хотя они готовы были скорее совершить самоубийство, чем стать вайшнавами. Рамануджа являл свою милость не только отреченным монахам, но также и грихастхам, которые отдавали свои жизни его миссии. Таким грихастхой был Дханурдас. Когда он встретил Рамануджу, он был очень привязан к своей красивой жене. Однажды Рамануджа спросил его, хочет ли он увидеть истинную красоту, из любопытства Дханурдас согласился. Рамануджа отвел его в храм Нараяны и явил красоту божества. Осознав, что красота Господа превосходит любое создание красоты в этом мире, Дханурдас стал великим преданным и учеником Рамануджи. Люди стали уважать Дханурдаса за его преданность, скромность и честность. Рамануджа не раз отмечал Дханурдаса, желая показать своим молодым ученикам-брахманам, что человека следует ценить за его нрав, а не за происхождение. Однако некоторые из них, видя близкие отношения своего гуру с более низким по рождению человеком, осмелились даже назвать его поведение неподобающим. Желая избавить своих учеников от заблуждений, Рамануджа решил преподать им урок, который позволил бы им оценить качества вайшнава. Рамануджа как-то повел одного из таких учеников к тому месту, где санньяси стирали одежды, чтобы юноша мог оценить поведение отреченных монахов. Людей кругом было много, одежды монахов были разбросаны и перепутались. Когда санньяси закончили омовение, они ошибочно стали одевать чужие одежды, спорить и ссориться. К ним присоединялись новые санньяси, закончившие омовение, перебранка росла. Эти великие <отреченные> ученые проявили великую привязанность к кускам своей одежды. Тогда Рамануджа послал своего ученика к Дханурдасу, которого в этот час не было дома, потому что он был занят служением в храме. Ученик пришел к Дханурдасу вечером и, исполняя волю Рамануджи, стал снимать драгоценности с его жены, которая притворилась спящей. Сняв украшения с одной стороны ее тела, ученик уже собирался уйти, когда она неожиданно повернулась во сне на другой бок. Ученик перепугался и тут же выпрыгнул через окно. Рамануджа велел ему подождать в укромном месте возвращения Дханурдаса и посмотреть, как он поведет себя. Вскоре Дханурдас вернулся домой, и жена спросила его: - Дханурдас, что случилось в храме? - Ничего не случилось, моя дорогая, а почему ты спрашиваешь? - Я думаю, храм нуждается в деньгах, но монахи стыдятся просить. Мы должны им чем-нибудь помочь. - Почему ты вдруг говоришь об этом? - Потому что один из храмовых преданных залез через окно и стал снимать с меня драгоценности. Я думаю, эти бедные святые очень нуждаются в нашей помощи, раз отваживаются на грабеж. - А ты что сделала? - Я повернулась к нему другим боком, и он убежал через окно. - Зачем ты сделала это? Ты испугала его. Что нам теперь делать? - Я не хотела пугать его. Я повернулась другим боком, только чтобы ему было удобней снимать с меня украшения. - Если бы ты не была во власти ложного эго, - ругал Дханурдас жену, - ты бы отдала ему все свои украшения. А теперь что нам делать? Какие мы неудачники! - Ты прав, - стала сокрушаться его жена, - лишь моя гордость не позволяет мне целиком предаться Господу. Как же нам теперь духовно развиваться? Сидя в своем укрытии, ученик Рамануджи удивлялся смирению и преданности Дханурдаса и его жены. Вернувшись к своему гуру, он рассказал все, и Рамануджа объяснил ему смысл этих двух случаев - с одеждами санньяси и драгоценностями жены Дханурдаса. Санньяси были так привязаны к простым кускам ткани, что даже начали браниться между собой, а Дханурдас и его жена, будучи грихастхами, были свободны от привязанности к материальным вещам и хотели отдать свои драгоценности, если преданные нуждались в этом для служения Господу. Рамануджа продолжал наставлять своих учеников, приводя примеры и давая заповеди. Его влияние на вайшнавизм было столь велико, что ощущается и сегодня. <Шри-Бхашья>, его комментарии к <Веданте>, до сих пор остаются самым значительным вызовом комментариям Шанкарачарьи. Помимо <Шри-Бхашьи>, наиболее известными работами Рамануджачарьи стали его комментарии к <Бхагавад-Гите>, а также <Ведартха-самграха>, которая выражает суть ведических принципов. Традиция гласит, что Шрипад Рамануджачарья прожил сто лет. Его ученики продолжают успешно поддерживать вайшнавские традиции до сегодняшних дней, поклоняются божествам, изучают философию, которую проповедовал Рамануджачарья. Покинул этот мир Рамануджачарья на десятый день убывающей луны месяца Пхалгуна, что соответствует январю-февралю по христианскому календарю.

Глава 8 В МЕСТАХ ПАЛОМНИЧЕСТВА Д орога все дальше вела Господа Чайтанью от одного святого места к другому. Он не чувствовал усталости и был счастлив, постоянно воспевая святое имя Кришны. Скоро Он достиг холма Ришабха, расположенного к югу от Карнати в провинции Мадура. В двенадцати милях к северу находится лес Кутакачала, где Господь Ришабхадев предал Себя огню. Господь Чайтанья посетил местный храм Господа Нараяны. Глядя на божество, Он вознес молитвы и поклонился. Услыхав, что у холма Ришабхи сейчас находится Парамананда Пури, не откладывая, Он поспешил увидеться с ним.

* * *

Парамананда Пури, любимый ученик Мадхавендры Пури, был дорог Шри Чайтанье Махапрабху, как Уддхава был дорог Господу Кришне. Он вырос в семье брахманов в провинции Уттар-Прадеш, и мысли его с детства были заняты Кришной. Шри Чайтанья почитал Парамананду Пури так же, как и Своего духовного учителя Ишвару Пури. После встречи у холма Ришабхи Парамананда Пури, вечный спутник Господа, войдет в игры Господа в Нилачале. Парамананда Пури жил в одинокой келье с западной стороны храма Джаганнатхи. Рядом был вырыт колодец, однако вода в нем была горькой на вкус, и никто не решался ее пить. И вот однажды Господь Чайтанья пришел к нему. Они стали беседовать о сокровенных играх Кришны и не заметили, как пролетело несколько часов. Зная, какой грязный у Парамананды колодец, Господь Чайтанья сказал: - Как тебе нравится вода в этом колодце? - О, это очень плохой колодец, - отозвался Парамананда, - он очень грязный. Шри Чайтанья проникся сочувствием к судьбе Парамананды. - На самом деле кто возьмет воду из этого колодца, очистится ото всех грехов. Но мистической силой Господа Джаганнатхи вода стала такой грязной, что никто не решится ее пить или даже коснуться. Это показывает лишь, что Господь Джаганнатха очень скупой. Шри Чайтанья поднялся и, воздев руки к небу, стал взывать: - О Господь Джаганнатха, Я прошу у Тебя благословений, чтобы мать-Ганга вошла в этот колодец. Пожалуйста, вели Гангадеви направить сюда свои воды и появиться в этом колодце! Ночь Господь Чайтанья провел с преданными в Своей маленькой комнате. Пока преданные спали, Гангадеви, исполняя волю Господа, появилась в колодце Парамананды, и наутро все увидели чудо - вода в колодце стала кристально чистой. Изумленные, они стали петь святые имена Господа, а Шри Пури Госвами чуть сознание не потерял от радости. Всем было ясно, что Ганга вошла в колодец. Когда Махапрабху услышал эту новость, Он поспешил увидеть чистую, свежую воду. Очень довольный, Он сказал преданным:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: