Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%

Идеальный супруг, Господь Джаганнатха проводит пятнадцать дней с Махалакшми, но потом все-таки покидает Ее ради вайшнавов. Как видно, встречи с преданными приносят Ему больше удовольствия, чем общество Лакшми. Две недели преданные страдают в разлуке, но когда наступает новая встреча, она превращается в праздник Нандотсава, который начинается ранним утром и проходит радостно и пышно. Господь Чайтанья с раннего утра пребывал в самом счастливом состоянии духа. Он собрал всех преданных, и торжественным шествием они отправились в храм. Впереди шел Кашишвара, чтобы сдержать напор толпы, жаждавшей коснуться лотосных стоп Господа. Прямо перед Шри Чайтаньей шли Парамананда Пури и Брахмананда Бхарати, а справа и слева - Сварупа Дамодара и Адвайта Ачарья. За ними следовали остальные, и замыкал шествие Говинда с полной воды лотой в руке. Ликуя, Господь Чайтанья и Его спутники вступили в храм Господа Джаганнатхи. Они так мечтали увидеть прекрасный лик Джаганнатхи, что забыли обо всех правилах поведения в храме и, взволнованные, не отрывая глаз от божества, вплотную подошли к залу, где Господь наслаждался прасадом. Больше всех жаждал увидеть Джаганнатху Шри Чайтанья Махапрабху. Глаза Его были подобны двум шмелям, что пьют мед с лотосных глаз Джаганнатхи и не могут напиться. Господь Джаганнатха - это Сам Кришна, глаза Его красотой своей превосходили распускающийся цветок лотоса, а шея отражала свет горящих светильников, словно зеркало из темно-синих сапфиров. Шри Чайтанья не мог налюбоваться красотой Господа Джаганнатхи. Обычно Он взирал на Него с почтительного расстояния, стоя у колонны Гаруды, но двухнедельная разлука причинила Шри Чайтанье невыразимую боль, и сейчас Он не мог сдержать Своей радости. Господь Чайтанья пересек зал киртанов и вошел туда, где божеству предлагают прасад. Не сводя глаз, Он стоял и смотрел на божественный лик Джаганнатхи, позабыв все запреты. Обычно никому не дозволяется в храме слишком близко подходить к божеству или к духовному учителю. Иначе люди могут увидеть в божестве простой камень, а в гуру - обычного человека. Подбородок Господа Джаганнатхи был окрашен в темно-желтый цвет и красотой превосходил цветы бандхули. Этот желтый цвет делал еще ослепительней прекрасную улыбку Господа, которая вызывает у преданных столько восторга. От лика Джаганнатхи исходило чудесное сияние. Сотни и тысячи влюбленных глаз, подобно пчелам, пили нектарный мед с этого лотосного лица. И чем дольше преданные взирали на Господа, тем сильнее им хотелось смотреть еще и еще. До самого полудня Шри Чайтанья и Его спутники наслаждались трансцендентным блаженством, не отрывая взгляда от лика Господа Джаганнатхи. Шри Чайтанья Махапрабху погрузился в состояние духовного экстаза. Он покрылся испариной, Его золотистое тело дрожало, из глаз непрерывно текли слезы. Как ни пытался, Он не мог сдержать их, слезы застилали глаза, и Он не мог видеть божественный лик Джаганнатхи. Он не сводил глаз с Господа, пока не началась церемония предложения прасада. Тогда Шри Чайтанья отошел в сторону, но стоило служителям закончить, как Он вернулся, и глаза Его вновь устремились к лотосному лику Джаганнатхи. Шри Чайтанья начал киртану, голос Его звучал высоко и нежно. Глядя на Джаганнатху, Господь Чайтанья забыл обо всем на свете, отдаваясь всепоглощающему блаженству. Пришло время принимать прасад, и вайшнавы увели Шри Чайтанью из храма. На следующее утро должен был начаться великий праздник колесниц Господа Джаганнатхи, а сегодня Его слуги готовили горы праздничного прасада.

Глава 14 ТАНЕЦ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ С лушайте, слушайте внимательно рассказ об удивительном танце Господа Чайтаньи перед колесницами Джаганнатхи! Этот божественный танец наполнил радостью весь мир и привел в изумление Самого Джаганнатху - Владыку Вселенной!

* * *

Наступил благословенный день Ратхаятры. Господь Чайтанья и Его близкие спутники поднялись задолго до восхода солнца. Было еще совсем темно, когда они совершили омовение в море и отправились в храм, чтобы успеть на церемонию Пандовиджаю. В это время Господь Джаганнатха покидает Свой трон, чтобы взойти на колесницу. Царь Пратапарудра устроил так, чтобы Шри Чайтанье и Его спутникам удобно было наблюдать Пандовиджаю. Шри Чайтанья Махапрабху, Адвайта Ачарья, Нитьянанда Прабху и другие преданные счастливыми глазами смотрели, как Господь Джаганнатха начинает Ратхаятру. К трону божества приблизились служители-даиты, рослые, крепкие слуги, могучие, словно пьяные слоны. У Господа Джаганнатхи было несколько таких слуг. Словом даита называют того, кто обретает милость Господа. Даиты заботятся о Шри Джаганнатхе все дни Ратха-ятры, начиная с той самой минуты, когда они переносят Господа на колесницу, и до того мгновенья, когда Господь возвращается в Свой храм на алтарь. Даиты подхватили Господа Джаганнатху на руки, поддерживая Его за плечи и лотосные стопы. В поясе Господь Джаганнатха был перехвачен толстыми крепкими веревками, скрученными из шелка. Держа за веревки с двух сторон, даиты подняли божество, чтобы нести Его на высокую колесницу. Весь путь от трона Господа до колесницы был устлан огромными мягкими подушками, набитыми ватой, их называют тулис. Даиты осторожно переносили Господа Джаганнатху от одной подушки к другой, и под тяжестью Его тела тулис лопались с громким треском, а в воздух летели хлопья ваты. Господь Джаганнатха Своей силой поддерживает всю Вселенную. Найдется ли на свете такой могучий человек, который смог бы перенести Его с места на место? Не служители храма несли божество, а Господь Джаганнатха, являя милость, Сам шествовал к колесницам. Пока продолжалось это прекрасное шествие, воздух наполнился звучанием флейт, гонгов и барабанов. Радостный Шри Чайтанья, не сводя глаз с Господа Джаганнатхи, все время повторял: - Монима! Монима! Это было самым почтительным обращением в Ориссе, и Шри Чайтанья восторженно приветствовал Господа. Джаганнатху несли к колесницам. Царь Пратапарудра взял золотой черенок и принялся расчищать перед Господом дорогу, одновременно обрызгивая ее водой, смешанной с благоуханным сандалом. Могучий царь, грозный правитель Ориссы служил Господу Джаганнатхе как обыкновенный слуга, и Шри Чайтанья с удовлетворением взирал на эту картину. Своим смирением царь снискал милость Господа. Наконец процессия приблизилась к гигантской колеснице Джаганнатхи. Изумительно украшенная, она вызывала восторг и восхищение. Великолепная колесница на шестнадцати больших деревянных колесах была около пятидесяти футов в высоту и тридцати шести в ширину. Вслед за ней стояли еще две не менее впечатляющие колесницы, размером чуть поменьше - Господа Баладевы и Субхадры. Хотя каждую из трех колесниц за веревки тянули люди, впереди были помещены деревянные кони: у Господа Джаганнатхи белые, у Господа Баладевы - черные, а у Их сестры Субхадры - красные. Две тысячи священнослужителей на бортах колесниц готовились сопровождать Господа среди многомиллионных толп народа. Уходя верхушкой в небо, колесница Джаганнатхи среди людского моря возвышалась подобно горе Сумеру, чистым золотом сверкали ее борта. Множество зеркал и сотни чамар - вееров из хвоста белого яка - украшали ее. Сверху ратху покрывал изящный светлый полог, над которым развевался флаг, а изнутри она была убрана узорчатыми шелковыми тканями, которые свешивались с бортов. Под мелодичный звон гонгов и латунных колокольчиков Господь Джаганнатха величаво взошел на Свою колесницу. Затем на две другие поднялись Его сестра Субхадра и старший брат Баладева. После двухнедельного уединения с Махалакшми Господь счастлив был черно\б иллюстрация 2

отдать Себя на волю Своих преданных. Есть два вида супружеских отношений с Господом - свакия-раса и паракияраса. Свакия-раса проявлена в Двараке, где Кришна живет со своими женами. Но во Вриндаване супружеской любовью Кришну любят гопи, Его девушки-подружки. Супружеская любовь гопи называется паракия-раса. Господь Джаганнатха оставляет общество богини процветания (в свакия-расе) и отправляется во Вриндаван, чтобы насладиться паракия-расой. Это означает, что отношения с гопи возвышеннее и слаще, чем отношения с царицами Двараки. Дорожка, по которой несли божество, была посыпана красным и белым песком и напоминала берег Ямуны, а цветущие сады по обе стороны дороги казались лесами Вриндавана. Господь Джаганнатха с наслаждением взирал на эту красоту с высоты Своей колесницы. Как это обычно бывает на Ратхаятре, слуги, которых называют гауды, впряженные в длинные веревки, тащили на себе огромную колесницу Господа. Везти ратху на празднике - великая милость, и потому гауды делали свое дело радостно и с удовольствием. Тем не менее колесница подчиняется только воле Самого Господа, а не усилиям людей, ее продвижение вперед зависит только от желания Джаганнатхи. Поэтому временами она шла очень быстро, а временами - совсем медленно. Порой она вовсе останавливалась, и ее не сдвинуть было с места, хоть за веревки тянули с удесятеренной силой. Как только колесница остановилась, Господь Чайтанья стал собирать Своих преданных. Он надел на них цветочные гирлянды, и Сам стал каждому цветком наносить на виски сандаловую пасту. Когда Адвайта Ачарья, Нитьянанда Прабху и все остальные чувствовали прикосновение руки Господа, восторг их усиливался, и они просто пьянели от радости. Затем Шри Чайтанья разделил всех участников санкиртаны на четыре группы, каждая из которых состояла из двадцати четырех певцов, двух искусных музыкантов на мриданге и восьми помощников. Главными киртанкарами были Сварупа Грандиозный праздник Ратхаятры в Джаганнатха Пури (Орисса), который сейчас проводится так же, как и во времена Господа Чайтаньи.

Дамодара и Шривас Тхакур, их сильные голоса слышали все. Немного подумав, Господь Чайтанья повелел Нитьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Харидасу Тхакуру и Вакрешваре Пандиту танцевать в каждой из четырех групп. Сварупа Дамодара вел первую группу, пять преданных поддерживали пение - Дамодара Пандит, Нараяна, Говинда Датта, Рагхава Пандит и Шри Говиндананда. Адвайта Ачарья танцевал среди них. Вторую группу возглавил Шривас Тхакур, и снова пятеро преданных помогали ему петь - Гангадас, Харидас, Шриман, Субхананда и Шри Рама Пандит. А танцевал Нитьянанда Прабху. Третью группу возглавил Мукунда, ему помогали Васудева, Гопинатха, Мурари, Шриканта и Валлабха Сена, а танцевал Харидас Тхакур. Четвертую вел Говинда Гхош, с ним вместе пели Харидас младший, Вишнудас, Рагхава и два брата - Мадхава Гхош и Васудева Гхош, а танцевал Вакрешвара Пандит. К этим четырем группам присоединилось еще множество преданных, среди которых были прекрасные певцы и танцоры, и стихийно образовалось семь групп санкиртаны. В первой были жители Кулина-грама, а танцевали Рамананда и Сатьяраджа. Вторая, созданная Адвайтой Ачарьей, пришла из Шантипура, здесь пели лучшие певцы, а танцевал Ачьютананда. Следующую группу составили жители Кханды, и танцевали в ней Нарахари Прабху и Рагхунандана. Четыре основные группы санкиртаны пели перед Господом Джаганнатхой. Остальные преданные пели и танцевали по всей длине огромной процессии: две группы шли по обеим сторонам колесницы Господа Джаганнатхи, а последняя - заключала шествие. В каждой из семи групп было два человека, которые били в барабаны. Таким образом, одновременно звучало четырнадцать мриданг! Звуки эти достигали небес и проникали в самое сердце, сводя с ума от экстатической любви к Кришне. Толпы вайшнавов вокруг колесниц Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы напоминали стаи облаков в сезон дождей. Когда они повторяли святые имена, из глаз их текли слезы блаженства, подобно облакам, проливающим потоки дождя. Зазвучала божественно прекрасная киртана, воспевание святых имен Господа заполнило все три мира. Не было слышно ни одного постороннего звука, только святое имя. Господь Чайтанья Махапрабху, танцуя, переходил от одной группы к другой. Он громко пел святое имя Хари и, взывая руками к небу, восклицал: - Слава Господу Джаганнатхе! В эти восторженные мгновенья преданные всех семи групп видели Господа каждый - в своей. Счастливые тем, что Господь Чайтанья рядом, они говорили друзьям: - Посмотрите! Господь Чайтанья Махапрабху танцует с нами и никуда не хочет уходить! Он одарил нас Своей милостью! Но никто не понимал, что Господь Чайтанья одновременно находился в каждой из семи групп, явив Себя в семи Своих подобиях! Возможно ли осознать непостижимое могущество Господа?! Это удел лишь самых близких Его спутников. Господь Джаганнатха был очень доволен киртаной. Он даже замедлил ход Своей колесницы, чтобы насладиться прекрасным зрелищем. Что же касается царя Пратапарудры, то он был просто поражен размахом и красотой праздничной санкиртаны и замер от восторга, чувствуя, как необычайная любовь к Кришне завладевает им. В неописуемой радости царь обернулся к Каши Мишре и стал прославлять Господа. - О царь, - порадовался Каши Мишра, - нет предела твоей удаче, раз в тебе живет такая любовь к Господу! Царь Пратапарудра доставил удовольствие Шри Чайтанье Махапрабху, когда смиренным слугой с метлой в руках расчищал дорогу перед колесницей Господа Джаганнатхи. Хотя Господь не пожелал встречаться с царем, сейчас Он позволил ему узреть Свое мистическое могущество. Лишь царь Пратапарудра и Сарвабхаума Бхаттачарья видели чудеса Господа Чайтаньи, потому что оба были отмечены божественной милостью, без которой даже Брахма не в силах понять игры Всевышнего. Шри Чайтанья пел, а вокруг Него танцевали Его близкие спутники. Шествие продолжалось, и вместе с ним продолжалось божественное откровение. Верховный Господь всегда остается единым и многими одновременно. Каждое мгновенье картина менялась: Шри Чайтанья представал перед колесницей Джаганнатхи то один, то в семи Своих подобиях, чтобы вместе со Своими преданными танцевать во всех группах санкиртаны. Господь беспределен, Он может делать все, что пожелает. Джаганнатха Свами был изумлен божественным танцем Шри Чайтаньи и пением святого имени, в иные моменты Он просто замирал от восторга. Господь Чайтанья, заметив это, стал танцевать еще более вдохновенно. Еще одно чудо было явлено людям на этой Ратха-ятре: танцор и зритель были одной и той же Верховной Личностью Бога! Озаренный божественной любовью, царь Пратапарудра видел, как наслаждаются сейчас друг другом Господь Чайтанья Махапрабху и Господь Джаганнатха, и более того, он видел все чудеса Шри Чайтаньи. Порою Он представал как Верховный Господь, а порою снова принимал облик преданного. Все Его игры божественны и непостижимы и раскрываются только чистым преданным Господа. Сарвабхаума Бхаттачарья и Каши Мишра поражались милости, которую явил Шри Чайтанья царю Пратапарудре, ведь большинство людей на Ратха-ятре были лишены трансцендентного видения. Танцуя перед колесницами Джаганнатхи, Господь Чайтанья совсем забыл о Себе. Он погрузился в океан блаженства и, казалось, потерял всякую способность думать или видеть. Его духовная сила (лила-шакти) сама творила чудеса. Он танцевал сейчас подобно Кришне, который проявил Себя многими и танцевал с каждой гопи на берегу Ямуны во Вриндаване. Каждая видела Кришну рядом с собой и думала, что Кришна танцует только с нею. Потом в Двараке, когда Кришна женился на 16 108 принцессах и жил с ними одновременно в 16 108 дворцах, каждая

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: