Sponsor's links:
Химчистка замшевых диванов выездная химчистка.
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

себя, как подобает семейному человеку, они успокоились. Счастливые, они перестали его стеречь. Ощущая себя совсем другим человеком, Рагхунатха теперь из сердца получал наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он умело управлял владениями отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя на первый взгляд роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатха торопил день, когда он отречется от всего мирского ради простой жизни слуги Господа Чайтаньи. * * * Как только Шри Чайтанья Махапрабху достиг Нилачалы, Он сразу направился в храм Джаганнатхи. Тем временем по городу молниеносно разнеслась счастливая весть о возвращении Господа. <Движущийся Господь Джаганнатха вернулся в Нилачалу!> - говорили люди. К храму стали сбегаться счастливые преданные. Сарвабхаума Бхаттачарья, Каши Мишра, Рамананда Рай, Гададхара Пандит и многие другие, ликуя, встречали Шри Чайтанью, и Он с любовью обнимал каждого. - Я решил идти во Вриндаван через Бенгалию, - рассказывал Он, - чтобы увидеть Свою мать и реку Гангу. Но в Бенгалии тысячи людей последовали за Мной. Бесчисленные толпы приходили увидеть Меня. Даже из простого любопытства собиралось столько народа, что Я не мог спокойно пройти по дороге. Толпы эти были столь велики, что под их натиском рушились заборы и стены домов, где Я останавливался. Куда бы Я ни посмотрел, всюду было безграничное людское море. С великими трудностями добрался Я до деревни Рамакели, где встретил двух братьев, Рупу и Санатану. Это великие преданные Господа Кришны, обоих Кришна одарил особой милостью. Они служат министрами у царя Бенгалии, Наваба Хуссейна. Рупа и Санатана наделены великим умом, они сильны и образованны. Более того, они владеют наукой преданного служения, но считают себя ниже пучка соломы, что валяется на дороге. Смирение этих братьев может растопить камень. Я был очень доволен ими и сказал: <Оба вы возвышенны и свободны от гордыни. Таковы качества чистых преданных. Как бы преданный ни был богат, учен, каких бы высот власти ни достигал, он всегда считает себя ниже пучка соломы на улице. Смирением он приковывает к себе взор Верховного Господа Кришны, и Кришна очень скоро освобождает его из когтей майи>. На этом мы готовы были проститься, но перед уходом Санатана сказал Мне: <Нехорошо, когда паломника во Вриндаван сопровождают такие толпы народа!> Сначала Я не придал значения этим словам и на следующее утро направился в Канаи Наташалу. И там, ночью, Я снова вспомнил последнюю фразу Санатаны. Я думал об этом всю ночь и понял, что он был прав. Повсюду за Мной шли тясячи людей, и нигде Я не мог остаться один. Я подумал, что, когда другие увидят, как Я иду во Вриндаван в сопровождении этих несметных толп, они скажут: <Вот еще один обманщик!> Они решат, что Я хочу славы и нарочно поднимаю вокруг Себя такой шум. Потом Я подумал о Вриндаване. Ведь это сокровенное место, самое святое из всех святых мест. К нему даже приблизиться трудно, оно почти недостижимо. Я должен идти туда один. В крайнем случае, со Мной пойдут еще один-два человека, не больше. Мадхавендра Пури ходил во Вриндаван один, и Кришна наградил его встречей, представ перед ним с горшочком молока. А Я собрался во Вриндаван, словно факир со своими публичными фокусами. Это очень плохо. Никто не ходит туда в окружении стольких людей. И Я подумал: <Вместо того чтобы идти в святую дхаму в одиночестве и тишине, Я шел, словно полководец во главе великой армии, под бой барабанов. Какой стыд!> Поэтому Я решил вернуться к берегам Ганги в Шантипур, а во Вриндаван пойти после, когда останусь один. Тогда Мое паломничество можно будет назвать прекрасным. С этими мыслями Я вернулся к вам в Нилачалу. Надеюсь, вы довольны Мной, и жду вашего совета. Меня мучает то, что Я оставил в Нилачале Гададхару Пандита. Он чувствует себя таким несчастным! Из-за этого Я не могу идти во Вриндаван со спокойным сердцем. От этих слов Гададхару Пандита захлестнули волны духовной любви. Обняв лотосные стопы Господа, Гададхара смиренно сказал: - Где бы Ты ни находился, там Вриндаван, там река Ямуна, Ганга и все святые места паломничества. Но хотя Ты Сам создаешь вокруг Себя Вриндаван, Ты все же идешь туда, чтобы показать людям, как им следует поступать. Твои деяния несут благо каждому. Скоро начнется сезон дождей. В это время неудобно путешествовать, лучше останься пока в Джаганнатха Пури. А через четыре месяца делай все, что пожелаешь. Ведь никто не в силах заставить Тебя остаться или уйти, если Ты этого не хочешь! Все преданные согласились с Гададхарой Пандитом, ведь он выразил всеобщее желание. По просьбе преданных Господь Чайтанья остался в Джаганнатха Пури на весь сезон дождей. Когда об этом узнал царь Пратапарудра, он возликовал. Вместе с Гададхарой и Нитьянандой Господь Чайтанья посещал божество Гопинатхи, который был для Него не каменным изваянием, а живым сыном царя Нанды, Кришной, играющим на Своей флейте. Охваченный волнением гопи, Махапрабху крепко обнимал Гопинатху и впадал в парализующее смущение, влекомый к божеству, словно к источнику жизни. Видя своего золотого Махапрабху в состоянии экстаза и зная, что Он и есть Кришна, Гададхара чувствовал трансцендентное блаженство. Живое воплощение Радхи, он прижимал Господа к груди, помогая сойти с алтаря Гопинатхи, и успокаивал Его. Дни Свои в Нилачале Господь проводил в упоительном танце и сладкой возвышенной киртане, которую было слышно повсюду. Часто танцуя перед Господом Джаганнатхой в храме, Он забывал о Себе. Господь танцевал и во дворе дома Каши Мишры, а иногда бежал на берег океана и танцевал там в такт прибою. Забыв обо всем, Господь являл Свои удивительные игры. Он поднимался с первой утренней раковиной и входил в храм Господа Джаганнатхи, как только открывались двери. Его любовь к Господу Джаганнатхе была столь велика, что слезы, словно река Ганга, текли из Его лотосных глаз. Люди замирали в восторге, их печали и беспокойства исчезали как дым. Куда бы ни пошел, толпы следовали за Ним. Все были взволнованны и вдохновлены, громко воспевая <Хари! Хари!>. Шри Чайтанья Махапрабху продолжал Свои безграничные и непостижимые игры. Кто в силах описать их? Даже Господь Анантадева, у которого тысячи уст, до сих пор не закончил Своего рассказа об одной из них.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ ВРИНДАВАН \ Глава 23 В СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ КРИШНЫ Н аступила долгожданная осень, и Шри Чайтанья Махапрабху снова решил отправиться во Вриндаван. Никому не раскрывая Своих намерений, Он позвал в уединенное место Рамананду Рая и Сварупу Дамодару, Своих самых близких друзей, и попросил их помочь Ему незаметно покинуть Нилачалу. - Я уйду рано утром, один, и никого не возьму с Собой, - сказал Господь Чайтанья. - Я пойду через лес, избегая людей, чтобы никто не сопровождал Меня. Если же кто-то в Нилачале догадается о Моем уходе и все же захочет последовать за Мной, прошу вас, не допустите этого. Я хочу идти во Вриндаван один и прошу у вас благословения на это путешествие. Дайте его с радостью в сердце, вы не должны огорчаться из-за Моего ухода. Иначе не знать Мне покоя всю дорогу до Вриндавана. Выслушав Господа, Рамананда Рай и Сварупа Дамодара ответили: - О дорогой Господь, Ты независим и волен делать

Карта Шри Враджа Мандалы

все, что пожелаешь. Но Ты Сам говоришь, что черпаешь Свое счастье в нашем счастье, а потому выслушай лишь одну нашу просьбу. Мы отпустим Тебя и будем спокойны, если Ты возьмешь с Собой одного спутника, какого-нибудь хорошего брахмана. Он будет собирать для Тебя милостыню, готовить в дороге, кормить прасадом и нести Твой кувшинчик для воды. Ты собираешься идти через джунгли, там не будет брахманов, у которых можно пообедать, там никто не будет угощать Тебя прасадом. Позволь же одному чистому брахману сопровождать Тебя в этом нелегком путешествии! - Нет, со Мной никто не пойдет, - не согласился Шри Чайтанья. - Если Я возьму с Собой кого-то из друзей, остальные почувствуют себя обделенными. Он посмотрел на расстроенные лица Своих преданных. - Ну ладно, если вы думаете, что Мне в дороге непременно нужен слуга, то пусть это будет совсем новый человек. Он должен быть спокойным и скромным. Если вы найдете такого, Я возьму его с Собой. После путешествия по Южной Индии вместе с брахманом Калой Кришнадасом у Господа Чайтаньи не было никакого желания искать Себе спутника в дорогу. Сколько у Него тогда было хлопот! На этот раз Господь поставил непременное условие, и Сварупа Дамодара с радостью воскликнул: - Хорошо! В нашем городе живет один такой брахман, зовут его Балабхадра Бхаттачарья. Образованный и честный человек, он весьма сведущ в духовной науке. Сердце его полно глубокой любви к Тебе. Вслед за Тобой он пришел сюда из Бенгалии и тоже хочет посетить святые места. Балабхадра Бхаттачарья будет Тебе хорошим спутником и слугой. Но я думаю, одному ему будет трудно справиться со всеми обязанностями, поэтому лучше Тебе взять с Собой еще одного брахмана, который помогал бы Балабхадре Бхаттачарье в дороге и готовил еду. Если бы Ты согласился, мы были бы счастливы. С двумя верными слугами дорога через джунгли не покажется Тебе слишком трудной. Пусть второй брахман несет Твою одежду и лоту, а Балабхадра Бхаттачарья собирает милостыню и готовит прасад. Господь Чайтанья уступил просьбам Сварупы Дамодары и взял с Собой двух верных спутников. Спустилась ночь. Весь город спал, и лишь Шри Чайтанье было не до сна. Он пошел в храм, чтобы увидеть Господа Джаганнатху и испросить Его позволения на паломничество во Вриндаван. Ночь была тихой и ясной, звезды мерцали на небе, словно драгоценные камни. Когда же в предвестии утра они начали бледнеть, Господь бесшумно поднялся и покинул город. Он ни с кем не попрощался, зная, что преданные непременно последуют за Ним. Ранним утром, как обычно, к дому Господа Чайтаньи стали подходить преданные. Они хотели увидеть Его, но дом был тих и пуст. Всех охватила тревога, и они принялись повсюду искать Господа, но безуспешно. Господь Чайтанья уже давно был в пути. Наконец появился Сварупа Дамодара и успокоил испуганных вайшнавов: - Не ищите Шри Чайтанью Махапрабху, Господь ушел во Вриндаван. Он хотел идти один и потому ни с кем не простился. Среди преданных воцарилось печальное молчание... Господь Чайтанья не пошел большой дорогой. Все ее хорошо знали, в считанные дни жители окрестных деревень толпами бы последовали за Ним, и тогда прощай Его мечта посетить Вриндаван! Господь решил идти лесом, в обход. Он углубился в джунгли и спокойно пошел по узкой лесной тропинке, которая вилась среди густых зарослей тростника. Царский город Катака остался справа от Господа и Его спутников. Шри Чайтанья Махапрабху шел через густой безлюдный лес и громко повторял святое имя Кришны. Лицо Его сияло счастьем, а сердце пело от переполнявшей Его любви. Лесные звери останавливались, видя Господа. Словно позабыв, куда и зачем направлялись, тигры, стада слонов, медведи и носороги замерли за деревьями вдоль тропы, по которой Он шел. Балабхадра Бхаттачарья был в ужасе от этих огромных грозных зверей, но Господь спокойно проходил мимо. Зачарованные божественной силой Господа, лесные звери стояли по правую руку от Него, не пытаясь причинить путникам никакого вреда. Но когда на узкой лесной тропе разлегся громадный тигр, а Господь Чайтанья даже не замедлил шага, Балабхадра Бхаттачарья замер от изумления. Перешагивая через тигра, Господь Чайтанья слегка коснулся его ногой, сказав: - Повторяй святое имя Кришны! Тигр тут же поднялся на задние лапы и, танцуя, запел: - Кришна! Кришна! На другой день, когда Шри Чайтанья совершал омовение, к берегу реки на водопой подошло стадо слонов. Господь в это время стоял по пояс в воде и повторял мантру гайатри. Громадные черные слоны стали грозно надвигаться на Него, но Господь брызнул на них водой и приказал повторять святые имена Кришны. Тотчас слоны начали танцевать, качая головами, и петь: <Кришна! Кришна!> Одни из них грузно падали на спину и катались по песку, а другие, задрав к небу хоботы, кричали от охватившего их восторга. И от такой необычайной картины спутники Шри Чайтаньи застыли в удивлении. Шри Чайтанья Махапрабху был самой Верховной Личностью Бога, но на Земле Он играл роль великого преданного, маха-бхагаваты, который не делает различий между друзьями и врагами. В каждом живом существе он видит слугу Кришны. Кришна пребывает в сердце каждого, будь то тигр, слон или медведь, и каждое живое существо исполняет приказы Господа. Кришна говорит диким зверям: <Перед вами маха-бхагавата. Пожалуйста, не беспокойте его!> И тигры, слоны и медведи послушно обходят такого святого стороной. У маха-бхагаваты не бывает врагов, он дружелюбен ко всем живым существам. Господь Чайтанья шел через джунгли, но мысли Его ни на мгновенье не покидали лесов Вриндавана, одаривая Его бесконечным счастьем. Забыв обо всем на свете, Он искал Кришну. Иногда Он пел святые имена Кришны так громко, что на Его сладостный голос сбегались все обитатели леса. Дикие лани с детенышами неслышно следовали за Ним с обеих сторон дороги. Господь Чайтанья с любопытством разглядывал их, улыбаясь, гладил, а они доверчиво ласкались к Нему. Господь вспомнил слова гопи Вриндавана: <О, как благословенны эти глупые лани! Они совсем близко подходят к сыну Нанды Махараджа, когда Он играет на Своей флейте. Как красиво Он одет! Нет сомнения, эти лани поклоняются Господу с великой любовью и преданностью>. За деревьями показались пять или семь тигров. Спокойные и кроткие, они так же, как и лани, следовали за Господом. Как удивительно было видеть свирепых хищников рядом с их вечными жертвами! И Шри Чайтанья тут же подумал о божественной земле Вриндавана: <Вриндаван - это трансцендентная обитель Господа. Там нет ни гнева, ни голода, ни жажды. Люди и хищные животные живут там в мире и дружбе, хотя сама природа предписала им вражду!> И Шри Чайтанья воскликнул, обращаясь к Своим лесным спутникам: - Воспевайте имя Кришны! И тигры с оленями стали танцевать и петь: - Кришна! Кришна! Изумлению Балабхадры Бхаттачарьи не было предела, ничего подобного не знал еще земной мир. Тигры и лани пели святое имя, танцевали и прыгали вместе, а потом стали обнимать и целовать друг друга. Господь Чайтанья не мог сдержать улыбки при виде такого веселья. Не только животные, но и птицы следовали за Господом Чайтаньей по лесной дороге. Павлины, чакоры и попугаи танцевали и повторяли святые имена, казалось, они обезумели от радости. Когда Господь громко восклицал <Хари бол!>, деревья и лианы ликовали. Все обитатели леса Джарикханда - движущиеся и неподвижные - сходили с ума от трансцендентного блаженства, слушая, как Шри Чайтанья Махапрабху поет святое имя Господа Кришны. Дорога вела через маленькие деревни диких племен в джунглях Джарикханда. Их жители были полностью лишены сознания Бога, но Господь Чайтанья даже их одарил Своей милостью. Ликующие дикари танцевали и пели святые имена и становились преданными. Где бы ни проходил Господь Чайтанья, всюду Он приносил счастье и покой,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: