Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%

друг другу, между ними нет разницы. Они абсолютны и исполнены вечного духовного блаженства. Нет разницы между Кришной и Его телом, Кришной и Его именем. Обусловленная душа живет в двойственности. Имя человека отличается от него самого и от его тела. Сколько ни зови по имени, если он далеко, он не услышит и не придет. Человеческое имя - это просто имя и ничего больше, но святое имя Кришны исполнено духовного блаженства, оно несет все духовные благословения. Как и Сам Кришна, Его святое имя - это вместилище бесконечного духовного блаженства. Оно совершенно и выражает всю духовную сладость. Святое имя нематериально, не подвержено изменениям этого мира и могущественно, как Сам Кришна. К несчастью, майавади думают, что тело Господа и Его имя материальны, и этим наносят величайшее оскорбление Кришне. Имя Кришны никогда не загрязняется несовершенствами этого мира, оно всегда свободно и всегда духовно. Законы материальной природы не имеют над ним власти, потому что святое имя Кришны тождественно Ему Самому. Святое имя Кришны, Его тело и игры невозможно постичь материальными чувствами. Все, что связано с Кришной, прекрасно, как и Он Сам, духовно и преисполнено блаженства. Но в сознании Кришны обусловленная душа пробуждается и начинает служить Господу. Когда человек повторяет святое имя Кришны и вкушает прасад, остатки пищи Господа, язык его очищается, и тогда святое имя без труда приходит к нему. Постепенно человек начинает понимать, кто же есть Кришна. Его сладостные игры привлекают всех, даже гьяни, наслаждающихся осознанием Брахмана, потому что полны блаженства. <Шримад-Бхагаватам> говорит: <Позвольте мне почтительно поклониться моему духовному учителю, сыну Вьясадевы, Шукадеве Госвами. Он свободен от всего неблагоприятного в этой Вселенной. Погруженный в блаженство осознания Брахмана, он жил в уединенном месте, но оставил другие виды осознания, привлекшись исполненными музыки играми Господа Шри Кришны. Поэтому он милостиво поведал наивысшую из Пуран - ШримадБхагаватам - которая сияет светом Абсолютной Истины и описывает все деяния Господа Кришны> (12.12.68). Трансцендентные качества Шри Кришны дышат блаженством и потому привлекают умы даже самореализованных душ. <Самоудовлетворенные души, неподвластные внешним материальным желаниям, тоже привлекаются любовным служением Шри Кришне, чьи качества трансцендентны, а деяния прекрасны. Хари, Личность Бога, называют Кришна, потому что Он обладает такими трансцендентными привлекательными качествами>. Оставаясь вдали от игр Господа Кришны, но улавливая аромат листьев туласи, которые предлагают Его лотосным стопам, самореализованные личности чувствуют влечение к Господу. <Когда ветер приносит аромат листьев туласи и шафрана с лотосных стоп лотосоокой Личности Бога, аромат этот через ноздри проникает в сердца мудрецов (Кумаров), и они чувствуют перемену в теле и уме, несмотря на то, что были привязаны к осознанию безличного Брахмана>. - Хари, Личность Господа, зовут Кришна, - продолжал Он, - потому что Его божественные качества привлекают сердца всех живых существ. Но майавади - великие оскорбители Господа. Откровенно говоря, они просто безбожники, поэтому святое имя никогда не появится у них на устах. Они постоянно оскорбляют Верховную Личность Бога, говоря, что у Него нет тела, головы, рук или ног, что у Него нет сердца и чувств, поэтому Он не может любить и Его любить невозможно. Они мечтают слиться с Богом в единое целое и в конце концов стать Самим Богом. Я пришел в этот город, чтобы продать ценный товар - любовь к Богу, но не могу найти покупателя. Если Мне так и не удастся это сделать, Я вынужден буду забрать все с Собой. Я принес в Варанаси тяжелую ношу, и возвращаться с нею обратно Мне будет нелегко. Если кто-нибудь заплатит Мне хотя бы полцены, Я с радостью оставлю Свой товар. С этими словами Господь Чайтанья благословил брахмана воспеванием святого имени, а на следующее утро Он уже покинул Варанаси и отправился в Матхуру. Тапана Мишра, Чандрашекхара и брахман из Махараштры хотели последовать за Ним, но Махапрабху мягко остановил их и попросил вернуться домой. Страдая в разлуке с Господом, они часто встречались и говорили о Нем. От этих возвышенных бесед все трое погружались в великую любовь к Богу, забывая обо всех печалях.

Глава 24 МАТХУРА Н аправляясь из Варанаси в Матхуру, Господь Чайтанья посетил Праяг, древний город, что стоит у слияния трех священных рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати. И хотя сейчас река Сарасвати скрылась от глаз людей, Праяг до сих пор остается местом паломничества. Здесь была пролита капля из кувшина с амритой, которую полубоги и демоны добыли при пахтаньи Молочного океана. Верховный Господь в облике красавицы Мохини украл у демонов кувшин с напитком бессмертия и спрятал его в Праяге. С тех пор сюда со всей Индии стекаются святые и подвижники, чтобы принять омовение в Ганге, особенно в период Магха-мелы, великого праздника в месяце Магха. Омовение в месте слияния Ганги и Ямуны в такое благоприятное время очищает от множества грехов. Господь Чайтанья совершил омовение и посетил храм Вену Мадхавы. В великом восторге Он пел святые имена и танцевал перед божеством, а затем вместе со Своим спутником спустился к Ямуне. Едва приблизившись к реке, Господь Чайтанья бросился в воду, охваченный всепоглощающей любовью к Кришне. Как сладостны воды Ямуны, в которых купался Сам Кришна! Шри Чайтанья был вне Себя от счастья. Испуганный Балабхадра Бхаттачарья поспешно кинулся за Ним и заботливо вытащил из воды. Господь Чайтанья провел в Праяге три дня. Все это время Он пел святое имя Кришны и дарил освобождение многим людям, пробуждая в них любовь к Богу. Где бы ни останавливался по дороге в Матхуру, всюду Он раздавал Свою милость. Люди радостно пели и танцевали вслед за Ним. Сейчас Он шел по Западной Индии и всех обращал в вайшнавов, как делал это прежде в южной части страны. Несколько раз дорогу Ему преграждала река Ямуна. Лишь увидев ее, Шри Чайтанья прыгал в воду, теряя Карта Матхуры

сознание от неистовой любви к Кришне. Наконец вдали показалась божественная Матхура, святое место рождения Кришны. Шри Чайтанья упал на землю в почтительном поклоне, Он сразу ощутил Себя в лесу Махаван, и волны экстаза пробежали по Его телу. От непреодолимого восторга Господь потерял сознание. Падая прямо в дорожную пыль, Гаурахари кричал: <Акрура! Акрура!> и снова терял сознание, предчувствуя скорую встречу с Матхурой. Три дня Он пролежал на дороге, погруженный во враджа-бхаву. Наконец вместе с Балабхадрой они вошли в город, и Господь совершил омовение в Вишрамагхате. Затем Он посетил место рождения Кришны - удивительную восьмиугольную комнату в тюрьме злого царя Камсы, где сейчас стоит храм Кешаваджи. Господь Чайтанья пел и танцевал перед божеством со слезами на глазах, а за Ним среди прочей толпы наблюдал некий брахман из Матхуры. Изумленный экстатическим танцем Господа Чайтаньи, он подумал про себя: <Что за возвышенная душа? Откуда пришел этот молодой санньяси? Как мне повезло, что я вижу Его святые стопы! Мне кажется, что это Шукадева или Прахлад!> Он тут же припал к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, а потом вместе с Ним закружился в танце. Брахман чувствовал, как любовь к Богу волной разливается в его сердце, и не в силах был сдерживать радости. Так они танцевали оба - Господь Чайтанья и незнакомый брахман - обнявшись и забыв обо всем на свете. Воздев к небу руки, они кричали людям: - Пойте святые имена Кришны и Хари! И в ответ им звучало: - Хари! Хари! Привлеченные шумной киртаной, к храму стали сбегаться жители Матхуры. Вскоре все окрестности сотрясались от оглушительного рева многотысячной толпы: <Хари! Хари!> Прекрасный танец Шри Чайтаньи пьянил всех, казалось, небо готово расколоться на части, а земля дрожит от охватившего ее блаженства. Служитель храма с почтением надел на Шри Чайтанью Махапрабху цветочную гирлянду, а люди говорили: - Просто невероятно, что может существовать такая беспредельная любовь к Богу! Одного взгляда на Шри Чайтанью достаточно, чтобы сойти с ума от любви к Кришне! Неудивительно, что люди смеются, плачут, танцуют, поют и принимают святое имя Кришны. Это Сам Кришна, Он снова явился в Матхуре, чтобы освободить каждого из нас! Тем временем Шри Чайтанья отвел в сторону брахмана, который танцевал с Ним вместе, и принялся его расспрашивать: - О брахман, кто ты? Как твое имя? - Меня звать Кришнадас. В ответ Гауранга разразился экстатическим смехом, который напоминал редкие и оглушительные раскаты грома и вырывался из самой груди. - Ты - пожилой брахман, возвышенная душа, и Я вижу, ты очень искренен! - немного успокоившись, продолжал Господь. - Ты, безусловно, многого достиг в духовной жизни. Скажи Мне, откуда ты получил это трансцендентное богатство любви к Кришне? - Его Святейшество Шри Мадхавендра Пури приходил в Матхуру во время своих странствий, - ответил брахман. - Он оказал мне великую милость. Шрипада Мадхавендра Пури посетил мой дом и принял меня в ученики. Он даже пообедал в моем доме. После того как Шрила Мадхавендра Пури установил во Врадже божество Гопала, он служил Ему некоторое время. Этому божеству до сих пор поклоняются у холма Говардхан. Как только Господь Чайтанья услышал о том, что перед Ним ученик Мадхавендры Пури, Он тут же склонился перед брахманом в почтительном поклоне. Брахман очень испугался и немедленно поклонился в ответ. А Господь Чайтанья сказал: - Ты так же велик, как и Мой духовный учитель. Считай Меня своим учеником. Ты - мой духовный учитель, и ты не должен кланяться Мне. Услышав такие речи, брахман испугался еще больше. - Зачем Ты так говоришь со мною? Ведь Ты - санньяси! - воскликнул он. - Видя Твою безграничную любовь к Кришне, я сразу понял, что Ты в каких-то отношениях с Мадхавендрой Пури. Без его милости невозможно ощутить и капли божественной любви! Тут к брахману подошел Балабхадра Бхаттачарья. Он объяснил, какие отношения связывают Господа Чайтанью с Мадхавендрой Пури, и это привело брахмана в восторг. Он начал танцевать от радости, а успокоившись, пригласил Шри Чайтанью к себе в дом. Ему хотелось что-нибудь сделать для Господа, и он стал оказывать Ему служение, попросив Балабхадру приготовить обед. Господь Чайтанья услышал его просьбу и с улыбкой сказал: - Мадхавендра Пури уже обедал в твоем доме, поэтому ты можешь приготовить для Меня сам. Это Мое наставление. Что бы ни делала великая личность, простые люди следуют ее примеру. Брахман этот принадлежал к общине санодия-брахманов, которые были священниками вайшьев, торговцев и ремесленников и потому считались низшими среди брахманов. Странствующим санньяси запрещалось принимать милостыню или пищу в доме такого брахмана. Но несмотря на это Шрила Мадхавендра Пури оценил сердце вайшнава и принял его своим учеником. Он даже поел то, что брахман приготовил для него. Такие духовные отношения устанавливаются на духовной основе независимо от материальных обозначений. По этой же причине Шри Чайтанья Махапрабху попросил его сготовить. - Это величайшая удача для меня - угостить Тебя! - смиренно ответил брахман. - Ты - Верховный Господь и пребываешь за пределами материального мира. Ты ничем не ограничен и всемогущ. Глупцы хулят Тебя, но я не в силах сносить их ложь и богохульство! - Веды, Пураны и великие мудрецы не всегда бывают согласны между собой. В этом мире невозможно достичь согласия, поэтому существует так много религий и учений. Но чистые и истинные религиозные принципы устанавливают преданные Кришны, и Мадхавендра Пури был живым воплощением законов религии. Таких великих святых с безупречно чистой душой называют махаджанами или махатмами, что значит <великая душа>. Господь Чайтанья продолжал: - Сухие рассуждения ничего не дают. Великие души, которые не расходятся между собой во мнениях, считаются великими мудрецами. Просто изучая Веды, столь многоцветистые, человек не обретет истинного пути понимания религиозных законов. Мошенники, кого глупая толпа называет великими только потому, что они угождают ее прихотям, не обладают мудростью. Истина сокрыта в сердцах чистых преданных Господа, достигших самосознания, и люди должны следовать за такими махаджанами. Брахман Кришнадас подал Господу Чайтанье прасад, а после обеда у его дома собрались все жители Матхуры, им хотелось увидеть Господа Чайтанью. Люди шли тысячами, их невозможно было сосчитать, все толпились у дверей и выкрикивали имя Шри Чайтаньи Махапрабху. И тогда Господь вышел из дома. Он обратил руки к небу и громко воскликнул: - Хари-и-бо-о-л! - Хари-и-бо-о-л! - разом отозвались тысячи голосов. Всех охватила величайшая радость духовного пробуждения. Словно безумные, люди принялись танцевать, непрерывное звучание святого имени заполнило пространство. Господь Чайтанья провел в Матхуре несколько счастливых дней, беседуя с Кришнадасом об играх Господа Кришны. - Ты все знаешь о Кришне, - как-то сказал Он, - твое имя говорит о том, что ты близкий Его слуга. Матхурамандала - излюбленное место игр Господа Кришны. Ты родился здесь, ты великий преданный, без сомнения, ты знаешь все святые места игр Кришны, поэтому прошу, проведи Меня по ним. - О, я не знаю всех мест, только двенадцать лесов, - уверял Кришнадас, но Гауранга улыбнулся ему и в одно мгновенье благословил полным знанием священной обители. - О мой Господь, - тут же ответил брахман, - я покажу Тебе все места игр Кришны в Матхуре и расскажу обо всех подвигах Кришны, начиная с Его рождения и до победы над Камсой. Я знаю, что в действительности Ты - сын Махараджа Нанды. Сейчас Ты наделил меня знанием всех игр Шри Кришны в Матхура-мандале и указал, где они проходили. Довольный брахманом, Господь Чайтанья посадил его к Себе на колени и стал петь славу Господу Кришне. Они провели эту ночь в бесконечных рассказах о Матхуре. - В Матхура-мандале река Ямуна самая счастливая, - говорил Кришнадас, - потому что Кришна являл много игр на обоих ее берегах. На восточной стороне Ямуны находятся пять лесов, а на западной - семь. Кришна совершал Свои трансцендентные игры на обоих берегах, но только преданные сознают их сокровенный смысл. Дворец Камсы стоит на берегу Ямуны, а в восьми милях к северу от него лежит лес Вриндавана, где Кришна совершал множество игр, исполненных сладких рас. Кумудван находится на юго-западе, на границе с Матхурой. Кхадираван - на севере. Талаван и Мадхуван расположены в четырех милях к югу от Матхуры. Камьяван не так далеко отсюда, а Калия-даха находится на западном берегу Ямуны. Холм Говардхан величаво возвышается в сорока милях к западу от Матхуры, а лес Бахулаван - к северо-западу. Эти семь лесов находятся на западном берегу Ямуны. Сейчас я назову пять лесов на восточном берегу: лес Махаван находится у самой реки, в восьми милях от Матхуры, немного западнее его называют Вишва, а двумя милями севернее - лес Лохаван. Лес Бхандираван находится дальше к северу по восточному берегу Ямуны, а Билваван и Бхадраван - рядом с Ямуной. Шри Кришна наслаждался бесконечными блаженными играми в этих двенадцати лесах. А теперь я покажу их Тебе. На следующий день Господь Чайтанья, закончив Свои утренние обязанности,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: