Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 10%

невозможно. Во всех своих книгах - <Бхаварта-дипика>, комментарии к <Шримад-Бхагаватам>, <Субодхини>, комментарии к <Бхагавад-гите> и <Атмапракаше>, комментарии к <ВишнуПуране> - Шридхара Свами разоблачает философию майавады. Он также принимал литературу <Панчаратра>, тогда как Шанкарачарья отвергал ее. Шридхара Свами считал Рудру основателем своей философской системы и поклонялся Господу Шри Нрисимхадеву, что еще раз доказывает его принадлежность к Вишнусвамисампрадайе. Он также написал поэму <Враджа-вихара>, описывающую любовь Кришны и гопи, несколько стихов из которой Шри Рупа Госвами включил в свою <Падьявали>. Билвамангал Тхакур, который тоже принадлежал к этой последовательности учителей, затронул в своей <Кришна-карнамрите> темы Шридхары Свами. Однако установить положение Шридхары Свами трудно. Валлабхачарья и его последователи, хотя и причисляли себя к Вишнусвами-сампрадайе, на деле не принимали его. Валлабхачарья пользовался большим влиянием в XVI веке, тогда как Шридхара Свами жил в XIV веке, а Вишнусвами еще задолго до этого. Валлабхачарья стал скорее ответвлением от Вишнусвами-сампрадайи, и этим объясняются его расхождения со Шридхарой Свами и доктриной Вишнусвами. Валлабхачарья был сыном ученого брахмана из Южной Индии по имени Лакшман Бхатта, он вырос в деревне близ Бенареса. Предки его совершили сто жертвоприношений сома. Хотя есть несколько мнений о том, кто был отцом Валлабхи и где он родился, доподлинно известно, что произошло это в 1400 году Шакабда эры на экадаши в темную луну месяца Чаитра. Валлабха родился под деревом семимесячным младенцем, когда Лакшман Бхатта, его отец, бежал из Бенареса, заслышав о вторжении мусульман. Говорят, что отец его к этому времени уже стал санньяси, но вернулся домой, чтобы принять Валлабхачарью своим сыном. Когда Валлабхе исполнилось восемь лет, отец дал ему посвящение и передал заботам Вишнучитты, у которого Валлабха получил начальное образование. Он продолжал изучать Веды под руководством нескольких учителей, которые принадлежали к Мадхвасампрадайе. Проведя одиннадцать лет в Варанаси, Валлабхачарья получил хорошее образование и снова появился в родной деревне. Здесь он узнал о смерти отца. Оставив своего брата и мать дома, он отправился в первое паломничество и начал принимать учеников. Заслышав о диспуте при дворе царя Видьянагары, он вместе со своими учениками отправился на берега реки Тунгабхадры в Видьянагару, где просветил Кришнадева, внука царя Буккараджа. Здесь же после многодневной дискуссии Валлабха одержал победу над великим майавади Видьятиртхой. На этой дискуссии присутствовал знаменитый ачарья из Мадхва-сампрадайи по имени Вьясатиртха, который был большим пандитом и гуру при дворе. Из Видьянагары Валлабха отправился по многим местам паломничества на юге и на севере. Он трижды обошел всю Индию, и каждое из его путешествий длилось не менее шести лет. В течение восемнадцати лет Валлабхачарья одерживал блестящие победы в дискуссиях на темы из явленных священных писаний, и повсюду с ним был его экземпляр <Шримад-Бхагаватам> и Шалаграма-шила. В тридцать лет он женился на девушке из брахманской семьи по имени Махалакшми, которая родила ему двоих сыновей - Гопинатху и Виттхаланатху. Близ холма Говардхан в долине он установил для поклонения божество, а потом пришел в Адайлаграм, что находится на другой стороне Праяга. В это время и произошла первая встреча Валлабхи Бхатты со Шри Чайтаньей Махапрабху. К концу жизни Валлабхачарья принял отречение и стал санньяси. Покинул этот мир он в 1533 году на берегу Ганги в Бенаресе. Говорят, что у Шри Валлабхи было 85 лучших учеников, и написал он 84 литературных труда, из которых сохранился только 31. Итак, Валлабха, много слышавший о Шри Чайтанье Махапрабху, поспешил в Праяг увидеться с Ним, тем более что дом его стоял неподалеку. Он почтительно поклонился. Шри Чайтанья в ответ сердечно обнял его, и между ними завязалась беседа об играх Кришны. Стоило им заговорить о Кришне, как Шри Чайтанья тут же почувствовал небывалой силы трансцендентный экстаз. Не желая обнаруживать Своих чувств перед Валлабхой, Господь пытался сохранять на лице спокойствие. Однако это Ему плохо удавалось, потому что в сердце бушевала беспредельная любовь к лотосным стопам Кришны. Валлабха Бхатта, повидавший в жизни немало святых и йогов, был потрясен и не мог отвести взгляда от Господа Чайтаньи. После беседы Валлабха предложил Господу принять прасад у него в доме, и Господь представил ему Рупу и Анупаму. Остановившись на внушительном расстоянии от Валлабхи, Рупа Госвами и Анупама смиренно поклонились. Валлабха Бхатта хотел подойти к ним поближе, но братья поспешно отошли. - Пожалуйста, не касайся меня, - поспешил предупредить его Рупа Госвами. - Я самый последний грешник, ко мне нельзя прикасаться. Это только осквернит тебя! Валлабха Бхатта был немало удивлен, зато Господь Чайтанья остался доволен. Он повернулся к Валлабхе и сказал: - Не касайся его, он принадлежит к низшей касте. Ты следуешь наставлениям Вед и опытен в совершении жертвоприношений. Ты из знатного сословия, и не следует тебе касаться того, кто ниже тебя! Хотя многие потомственные брахманы, особенно из Южной Индии, всегда гордятся своим происхождением и совершением ведических жертвоприношений, Шри Чайтанья Махапрабху начал революционное движение против кастовой системы, всем давая Харе Кришна мантру. Воспевая святое имя, любой может обрести освобождение, независимо от касты, веры, цвета кожи или социального положения. Человек сразу очищается и возвышается до трансцендентного преданного служения Господу. Шри Чайтанья Махапрабху намекнул Валлабхе Бхаттачарье, что возвышенный брахман, который совершает жертвоприношения и следует ведическим законам, не должен отвергать человека, занятого преданным служением Господу через воспевание Его святого имени. В действительности Шрила Рупа Госвами не принадлежал к низшей касте. Он был выходцем из аристократической семьи, но из-за вынужденного общения с мусульманином Навабом Хуссейном был изгнан из общества брахманов и считался оскверненным. Однако Шри Чайтанья относился к нему как к Госвами, потому что Рупа был великим преданным. Валлабха Бхатта знал, что чистый преданный Господа выше кастовых и религиозных различий, и все же в глубине души испытывал некоторое чувство превосходства. Валлабха задумался. Он слышал, как Рупа и Анупама постоянно повторяют святые имена, и понял, на что намекал Господь Чайтанья. - Разве могут эти люди быть неприкасаемыми? - возразил он. - Ведь они постоянно повторяют святое имя Кришны. Напротив, они исполнены величия и всех достоинств! И Валлабха привел в подтверждение такой стих из <Шримад-Бхагаватам>: <Дорогой Господь, человек, у которого Твое святое имя всегда на языке, становится более велик, чем ученый брахман. Пусть он родился в семье чандалов и в миру его считают низшим из людей, он всегда достоин прославления. Таковы чудесные плоды повторения святого имени Господа. Если человек повторяет святое имя, значит, он уже совершил все виды аскез и ведических жертвоприношений; он уже принял омовение во всех святых местах, изучил Веды и является истинным арием> (3.33.7). Шри Чайтанье это доставило такое удовольствие, что Он похвалил Валлабху и, чувствуя экстатическую любовь к Кришне, тоже начал читать стихи из писаний: <Кто развил в себе чистые качества брахмана благодаря преданному служению Господу, которое подобно разгоревшемуся огню, сжигающему все грехи прошлых жизней, поистине освободился от греховных последствий, таких как рождение в низшей семье. Ученые брахманы признают даже человека из семьи собакоеда. И наоборот, никто не признает безбожника, пусть и сведущего в ведическом знании>. <Для человека, который избегает преданного служения, рождение в великой семье или народе, знание священных писаний, совершение аскез, принятие покаяний и суровых обетов, повторение ведических мантр - подобно украшениям на мертвеце. Такие украшения приносят удовольствие лишь толпе глупцов>. Господь читал стихи, и Его прекрасные лотосные глаза были полуприкрыты, а каждое слово сходило с уст подобно драгоценному бриллианту. Валлабха Бхатта искренне изумлялся силе Его любви к Богу, глубокому пониманию сути преданного служения, а также беспредельному личному обаянию, красоте и необычайному влиянию на людей. Наконец их беседа закончилась, и Валлабха посадил Шри Чайтанью и Его спутников в лодку, чтобы отвезти на другой берег к себе домой и угостить там обедом. Темные воды Ямуны поблескивали на солнце, лодка плавно покачивалась, с каждой минутой удаляясь от берега. Господь Чайтанья смотрел в прозрачные воды и чувствовал волнение в сердце, потому что это была Ямуна. Неистовая любовь к Кришне в одно мгновенье завладела Им. Он неожиданно громко вскрикнул и прыгнул в реку. Спутники Господа перепугались и едва успели схватить Шри Чайтанью, чтобы вытащить из воды. Все четверо дрожали от страха, не зная, что произойдет в следующий момент. Шри Чайтанья выпрямился во весь рост на краю лодки и начал танцевать. Под тяжестью Его тела лодка накренилась и черпнула воды. Потом она накренилась в другую сторону и снова набрала воды... Казалось, лодка вот-вот пойдет ко дну и со всеми пассажирами бесследно исчезнет в темных водах Ямуны. Грозящая опасность и всеобщее смятенье заставили Господа Чайтанью прийти в Себя, и лодка благополучно причалила к берегу Адайлы. Валлабха Бхаттачарья, беспокоясь за Господа, помог Ему совершить омовение в реке, а затем повел к себе в дом. Он удобно усадил Шри Чайтанью и по всем правилам омыл Ему стопы, а водой с лотосных стоп побрызгал себе на голову, жене и двум сыновьям. Валлабха предложил Господу новые одежды и вообще поклонялся Господу с великой пышностью. Он предложил Ему благовония, цветы, светильники, а Балабхадру он почтительно попросил приготовить прасад. Когда обед был готов, Валлабха с любовью и заботой предложил его Господу Чайтанье. Остатки с тарелки Господа он подал сначала Рупе Госвами и Анупаме, а затем Кришнадасу. После обеда Господу предложили благоухающие специи, чтобы освежить рот. Валлабха Бхатта проводил Шри Чайтанью отдохнуть, и, когда Господь лег, он принялся растирать Ему стопы. ГосподьЧайтанья беспокоился о том, что Валлабха еще не обедал. Он заставил его пойти принять прасад и немного отдохнуть. Но сразу после прасада Валлабха снова вернулся к лотосным стопам Господа. Как раз в это время в дом зашел Рагхупати Упадхьяя из Бихара, ученый человек и великий преданный. За свои возвышенные качества вайшнава он пользовался всеобщим уважением. Рагхупати тут же выразил свое почтение Господу Чайтанье, и Господь благословил его: - Всегда оставайся в сознании Кришны! От благословений Господа сердце Рагхупати затрепетало, радость переполняла его. Не успел он прийти в себя, как Шри Чайтанья уже просил его рассказать о Кришне. В ответ на эту просьбу Рагхупати стал читать стихи о Кришне собственного сочинения, и стихи эти вызвали в сердце Господа бурю переживаний. <Кто боится мирской жизни, поклоняется Ведам. Одни почитают <Веданту>, другие - <Махабхарату>. Что до меня, то я поклоняюсь Махараджу Нанде, отцу Кришны. Во дворе его дома, словно обычный ребенок, играет Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина>. - Почитай еще! - попросил Господь Чайтанья. Рагхупати поклонился и продолжал: <Кто поверит мне, если я скажу, что Кришна, Верховная Личность Господа, охотится на гопи, прячась в кустах по берегам реки Ямуны? Такие удивительные игры являет Господь!> Шри Чайтанья был целиком во власти трансцендентных чувств. Силы покинули Его, Он был близок к обмороку. - О, продолжай! Говори! - еле слышно просил Он словно в оцепенении. Когда Рагхупати увидел необычайный экстаз Шри Чайтаньи, он понял, что перед ним не обычный человек, а Сам Кришна. - Какой из миллионов обликов Господа Кришны наилучший? - спросил Шри Чайтанья. - Шьямасундара, - тут же отозвался Рагхупати. Прекрасное темное тело Шьямасундары изгибается в трех местах, а в руках Он держит флейту. Преданные, чьи сердца исполнены любви к Кришне, всегда видят этот божественный образ Шьямасундары. Поэтому Рагхупати Упадхьяя сказал, что среди множества проявлений Всевышнего Господа - Нараяны, Вишну, Нарасимхи, Варахи и других - Кришна изначальный и наивысший. Кришна - это Шьямасундара, который играет на Своей флейте. - Среди всех обителей Кришны какая наилучшая? - продолжал спрашивать Господь Чайтанья. - Матхура, без сомнения, наилучшая, - не задумываясь, ответил Рагхупати. - Иногда Кришна живет в Матхуре, иногда - в Двараке, но Матхура всегда остается Его любимой обителью. - Из трех периодов жизни Кришны - детства, отрочества и юности - какое время наилучшее? - спрашивал Господь. - Без сомнения, юность, - отвечал Рагхупати. Тогда Господь Чайтанья задал ему последний вопрос: - Среди всего нектара игр Кришны что ты считаешь самым сладким? - Супружескую любовь! - ответил Рагхупати Упадхьяя. - Поистине, - воскликнул Господь Чайтанья, - ты сделал самые возвышенные заключения! И Он прочитал весь стих дрожащим от волнения голосом: <Облик Шьямасундары - наивысший среди всех проявлений Господа, город Матхура - наивысшая среди обителей, размышлять всегда нужно о юности Господа Кришны, а сладость супружеской любви - наивысшая!> И, охваченный любовью к Кришне, Шри Чайтанья обнял Рагхупати. Рагхупати, чувствуя, что тонет в море божественной любви, закружился в танце, радость его выплескивалась через край. Господь Чайтанья и Рагхупати Упадхьяя танцевали, забыв обо всем на свете, и Валлабха Бхатта в полном изумлении наблюдал за ними. Проникшись благоговением, он привел двух своих сыновей и велел им склониться к лотосным стопам Господа. Между тем по всей деревне разнеслась весть о появлении в Адайле Шри Чайтаньи Махапрабху. И дом Валлабхи потихоньку стал исчезать в людском море. Одного взгляда на Шри Чайтанью было достаточно, чтобы последний грешник стал преданным Кришны. Деревенские брахманы жаждали пригласить Господа к себе, но Валлабха Бхаттачарья не позволил им сделать это. Он боялся, как бы в экстазе любви Господь снова не прыгнул в Ямуну, и потому не хотел удерживать Его в Адайле. Брахманам Валлабха объявил, что увозит Господа в Праяг. - Если хотите, вы можете пойти вместе с нами и пригласить Шри Чайтанью в Праяг, - сказал он им. Вскоре Валлабха повез Шри Чайтанью обратно, но на этот раз уже постарался избежать Ямуны. Он посадил Господа в лодку, и они медленно поплыли по Ганге. Путешествие было спокойным, и вскоре они благополучно прибыли в Праяг. Куда бы ни пошел Господь Чайтанья, огромные толпы народа следовали за Ним по пятам. Люди стерегли, когда Он выйдет из дома, шли за Ним в храм и места омовения, из-за чего Шри Чайтанья не раз оказывался в затруднительном положении. Спасаясь от людей, Он решил удалиться в Дашашвамедха-гхат и попросил Рупу Госвами сопровождать Его. Здесь Господь провел десять дней, раскрывая Рупе науку преданного служения. Всевышний Господь обладает особой силой распространять среди людей сознание Кришны. В <Чайтаньячаритамрите> (Антья 7.11) сказано: <Невозможно проповедовать святое имя Кришны, если Господь Кришна не наделит для этого особой силой>. Преданный,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: