Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%

наделенный такой духовной силой, очень удачлив. Проповедуя сознание Кришны, он открывает людям их истинное положение и изначальные отношения с Кришной. Он всегда молит Господа наделить его такой силой, чтобы его проповедь была услышана. Люди забыли о своих взаимоотношениях с Богом и, ведя материальный образ жизни, тяжело трудятся под покровом майи из жизни в жизнь. Верховный Господь Шри Кришна из сострадания Сам приходит на Землю, чтобы объяснить людям неестественное положение в материальном мире и призвать обратно в духовный мир, родной дом. Шри Чайтанья Махапрабху - это Сам Кришна, проповедующий бхакти, а Шрила Рупа Госвами - Его преданный, наделенный силой пробуждать в людях духовное сознание. Господь Чайтанья раскрыл ему сокровенную истину о Господе Кришне, науку преданного служения и сладость супружеской любви Радхи и Кришны. Господь рассказал Рупе Госвами о заключениях <ШримадБхагаватам> и обучил всему, что услышал от Рамананды Рая, наделив способностью понять тайны тайн духовной жизни. Войдя в сердце Рупы Госвами, Господь Чайтанья вложил в это сердце суть всех духовных истин. Благодаря Господу, Рупа Госвами стал очень опытен в преданном служении и сумел изложить знание о Боге в традициях великих ачарьев. С течением времени божественные игры Кришны во Вриндаване были забыты. Дабы возродить память об этих трансцендентных играх, Шри Чайтанья наделил Рупу и Санатану нектаром Своей милости и повелел отправляться во Вриндаван. Там оба брата должны были разыскать святые места игр Господа Кришны и описать их. С самого начала Шрила Рупа Госвами был глубоко привязан к Господу Чайтанье и поэтому смог отказаться от семейной жизни, славы и роскоши. Шрила Рупа и его младший брат Валлабха обрели благословение Шри Чайтаньи Махапрабху. В Праяге вечный трансцендентный Господь рассказал Рупе Госвами о трансцендентной экстатической любви к Кришне. Господь нежно обнял его, изливая всю Свою милость. Без сомнений, Шри Рупа Госвами, близкий друг Сварупы Дамодары, был подобен Шри Чайтанье Махапрабху, он был очень и очень дорог Господу. Само воплощение экстатической любви, Рупа Госвами был прекрасен. Он строго следовал всем наставлениям Господа Чайтаньи и был достоин описать и объяснить игры Шри Кришны. В Праяге Господь Чайтанья рассказал Рупе Госвами о безграничной духовной любви к Кришне и о том, как ее достичь. Шри Чайтанья даровал Свою милость Рупе Госвами, чтобы он мог исполнить возложенное на него служение и написать духовные книги. - Слушай Меня, дорогой Рупа, - говорил Господь Чайтанья. - Невозможно во всей полноте описать преданное служение, оно подобно бескрайнему океану. Но Я попытаюсь объяснить тебе хоть малую часть этой великой и беспредельной науки, и ты поймешь, что такое бхакти, как можно узнать вкус воды в океане, испив из него одну каплю. - Во Вселенной обитает бесчисленное множество живых существ, - говорил Рупе Господь Чайтанья. - Они пребывают в восьми миллионах четырехстах тысячах видов жизни. Среди них есть полубоги, люди, животные, демоны, растения. В соответствии со своими поступками и желаниями они переходят из одного вида в другой и перемещаются на разные планеты. Тело живого существа может быть очень большим или очень маленьким, но его истинная и неизменная сущность - душа. Она очень мала. Если мы возьмем кончик волоса и разделим его на сто частей, а потом возьмем одну из них и снова разделим на сто, то это и будет размер дживы, живого существа. Это духовная частица, и природа ее нематериальна. Бесчисленные живые существа бывают движущиеся и неподвижные. Движущиеся делятся на человеческие и животные формы жизни, а человеческие могут быть цивилизованными и варварскими. Люди, которые следуют духовным принципам, как они представлены в ведических писаниях, считаются цивилизованными. Однако и среди них встречается немало таких, чья духовность не более чем видимость. Среди искренних последователей духовной культуры многие озабочены собственным освобождением (если не явными материальными желаниями под видом духовности). Редко встречается столь возвышенная душа, которая искренне стремится достичь конечной цели жизни. Из миллионов и миллионов воистину разумных едва ли один может достичь подлинного освобождения. А из миллионов таких самых счастливых душ лишь единицы возвышаются до чистой преданности. Шри Чайтанья отметил, что бесчисленные живые существа, воплощаясь в различных телах, жизнь за жизнью блуждают в лабиринтах материальных вселенных в бесплодных поисках счастья и откровения, то наслаждаясь на райских планетах, то изнывая в аду. Однако если душе выпадает счастье стать одной из немногих, встретивших на своем пути истинного духовного учителя (чистого преданного в цепи преемственности духовных учителей), она обретает наконец долгожданное семя чистого преданного служения, бхакти-латабиджа, которое со временем прочно укоренится в сердце. Видя, с каким удовольствием Рупа и Анупама внимают Его наставлениям, Махапрабху, Учитель, продолжал: - Такой удачливый человек, точно опытный садовник, должен бережно заботиться о семени преданности, каждый день поливая его слушанием и воспеванием славы Шри Кришне. Со временем семя всходит, и росток преданного служения, поднимаясь все выше и выше, выходит за пределы обусловленной вселенной, увлекая своего счастливого обладателя прямо в духовный мир. Когда душа, получившая семя преданности, в конце концов достигает Голоки Вриндаваны, высшей обители Шри Кришны, растение, выросшее из этого семени, в изобилии приносит плоды божественной любви, то есть качества према-пхала. Эти неисчерпаемые дары поддерживают все космическое проявление, и лишь они способны доставить подлинное наслаждение как живому существу, так и Верховной Личности Бога. Далее Шри Чайтанья предупредил Рупу и Анупаму, что стремящийся к чистому преданному служению должен быть очень внимателен, чтобы, развивая свою преданность Богу, не нанести оскорбления чистым вайшнавам. Подобные оскорбления сравнивают с бешеным слоном, способным растоптать хрупкий росток. Духовному садовнику необходимо старательно оберегать растение от оскорблений, подобных бешеному слону. Шри Чайтанья указал также и на другую опасность, подстерегающую того, кто идет по великому пути преданности: вместе с растением преданного служения могут взойти сорняки материальных желаний. Нет числа грубым и тонким материальным желаниям, и садовнику нужно быть очень внимательным, чтобы, поливая росток преданности, не взрастить рядом с ним сорняков. Цветок преданности распускается, а вместе с ним расцветает и наше духовное сознание. Описывая прему, чистую любовь к Богу, Шри Чайтанья привел пример сахара. Сначала появляется побег сахарного тростника, а затем взрослое растение, из которого извлекают сладкий сок. После кипячения сок загустевает, превращаясь в жидкую патоку, а подвергаясь дальнейшему нагреванию, становится твердой массой. Из этой массы получают сахар, а из сахара - сладкий леденец. Таким образом, в процессе последовательных преобразований сырье превращается в рафинад. Любовь к Богу также проходит ряд строго определенных стадий, и каждая последующая более <насыщена> любовью, чем предыдущая. Описав каждую из этих стадий, Шри Чайтанья рассказал братьям, как чистая любовь к Господу достигает своей вершины в самоосознании и человек восстанавливает свои изначальные отношения с Кришной. Отношения эти (раса-таттва) проявляются в пяти основных формах: шанта-рати, нейтральные; дасья-рати, слуги и господина; сакхья-рати, дружеские; ватсалья-рати, родительской привязанности; мадхурья-рати, супружеской любви. Позднее эта теория рас была систематизирована Рупой Госвами в книге <Бхакти-расамритасиндху> и получила дальнейшее развитие в <Удж-джвала-ниламани>. Затем Шри Чайтанья объяснил Рупе и Анупаме, что привязанность к Кришне проявляется либо в благоговении и почитании (аишварья), либо в чистой непроизвольной любви (мадхурья). Благоговейная и почтительная привязанность к Господу встречается на всех духовных планетах Вайкунтхах. Однако Голока Вриндавана, высшая духовная планета, является исключением. Если на других планетах проявлено богатство Господа и служение Ему осуществляется в нейтральной расе слуги и господина, то на Голоке Вриндаване преобладают братские, родительские и супружеские отношения со Шри Кришной, заставляющие забыть благоговейный страх и почитание. Преданные Голоки осознают неисчерпаемое богатство Кришны, но оно не вызывает у них трепета, поскольку всю полноту чувств они изливают в естественной любви к Нему. Каждая последующая стадия любви включает в себя все достоинства предыдущей, однако внутреннее сближение с Господом усиливается. Например, дасья-раса, слуги и господина, уже предполагает нейтральные отношения, а братская привязанность включает элементы шантарасы и дасья-расы. Однако, в отличие от них, сакхья-раса полностью лишена благоговения, и то же происходит в родительской и супружеской расах. Преданные в узах родительской любви переживают, кроме того, и чувство дружбы, служения и нейтральные отношения, они могут также считать себя защитниками Господа. Кришна получает особое удовольствие, позволяя Своему преданному играть роль старшего. Сам Он при этом целиком полагается на него и вручает Себя его заботам. Из четырех перечисленных типов взаимоотношений наивысшими считаются узы супружеской любви, в которой всеобъемлющая привязанность к Кришне, служение, чувство братства и нежной родительской заботы о Нем постоянно возрастают и усиливаются, но господствует над ними трансцендентная романтическая любовь. Однако нужно сказать, что слово <любовь> в данном случае не имеет ничего общего с пониманием этого слова в мире рождений и смертей. Любовь, проявленная Шри Чайтаньей, лишена похоти, легковесности и непостоянства, что отличает любовь в материальном мире. Напротив, супружеская раса всецело духовна - неисчерпаема и бесконечна. - Эта божественная любовь столь возвышенна, что ее невозможно описать словами, - говорил Шри Чайтанья Рупе и Анупаме. Лишь коснувшись этой сокровенной темы, все трое сразу почувствовали высочайший духовный экстаз. Впоследствии Шри Рупа удостоился титула Расачарья, что подтвердило его обширные познания в теологии рас. Завершая наставления Рупе и Анупаме, Шри Чайтанья сказал: - Я рассказал тебе о преданном служении лишь в целом. Подумай, как описать его и сделать понятным для людей. Постоянно думая о Кришне, человек чувствует, как в его сердце пробуждается любовь к Господу. И даже если познания его невелики, по милости Кришны он может приблизиться к океану блаженной любви к Богу. С этими словами Господь Чайтанья нежно обнял Шрилу Рупу Госвами и благословил. Теперь Его дела в Праяге были завершены, и Господь решил вернуться в Варанаси. На следующее утро Он поднялся очень рано и стал готовиться в дорогу. В это время к Нему подошел Рупа Госвами. - Позволь мне идти с Тобой, - попросил он. - Для меня нестерпима сама мысль о разлуке! - Ты должен исполнить Мою волю, - мягко ответил ему Господь Чайтанья. - Иди во Вриндаван. Ты будешь жить там и прославлять игры Кришны, а потом, пройдя Бенгалию, ты придешь в Джаганнатха Пури. И там мы увидимся снова. На прощанье Шри Чайтанья обнял Рупу Госвами и сел в лодку. Лодочник безучастно оттолкнулся веслом от берега, а Рупа, видя, как удаляется Господь Чайтанья, упал на землю без чувств. Один из местных брахманов вскоре нашел его на берегу и отнес к себе в дом. Рупа Госвами пришел в себя и попытался собраться с мыслями. Настало время ему отправляться во Вриндаван, чтобы исполнить волю Господа Чайтаньи.

* * *

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал Свой путь, и недалеко от Варанаси Его встретил Чандрашекхара, которому ночью приснилось, как в дом к нему входит Господь Чайтанья. Он принял этот сон за вещий и наутро поспешил за черту города, навстречу Господу. Когда Чандрашекхара увидел Шри Чайтанью, который шел по дороге, сияя, как утренний луч солнца, он тут же упал в пыль, выражая почтение Его лотосным стопам. Он был так счастлив! Не нарадуясь встрече, Чандрашекхара отвел Господа к себе домой. Новость о появлении в городе Шри Чайтаньи Махапрабху быстро облетела Варанаси и дошла до Тапаны Мишры, который тут же поспешил к Чандрашекхаре поприветствовать Господа. Он пригласил Его к себе и угостил великолепным прасадом, пока Чандрашекхара угощал Балабхадру Бхаттачарью. Рагхунатха Бхатта, маленький сын Тапаны Мишры, был счастлив снова увидеть Господа и послужить Ему. Подождав, пока Господь завершит трапезу, Тапана Мишра обратился к Нему с просьбой: - Окажи милость, не принимай никаких приглашений! Пока Ты в Варанаси, обедай у меня! Господь Чайтанья думал провести в Варанаси не более пяти или семи дней, и Ему совсем не хотелось тратить время на посещения санньяси-майявади, населявших этот город. Поэтому Он охотно согласился на просьбу Тапаны Мишры, однако жить остался у Чандрашекхары. Когда бы Шри Чайтанья ни появился в доме Тапаны Мишры, маленький Рагхунатха Бхатта с волнением подходил к Нему и просил самого простого служения. Шри Чайтанья позволял мальчику растирать Ему стопы и мыть за Ним посуду. Исполнение этих обязанностей доставляло Рагхунатхе огромное наслаждение. Дом Тапаны Мишры всегда был открыт для гостей. Почтенные жители Варанаси - брахманы и кшатрии - узнав о приходе Господа Чайтаньи, жаждали увидеть Его и поклониться Ему. И Шри Чайтанья Махапрабху щедро одаривал всех Своей милостью.

Глава 27 БЕНАРЕС. БЛАГОСЛОВЕНИЕ САНАТАНЕ Ц арь Наваб Хуссейн посадил Санатану под стражу, а сам отправился в завоевательный поход на соседние с Бенгалией государства. Как раз в это время Санатана получил письмо от своего младшего брата Рупы. Он счастлив был узнать последние новости о Господе Чайтанье и стал готовиться к побегу. Не теряя времени, Санатана через верного слугу забрал у лавочника десять тысяч золотых монет, оставленных Рупой, а потом встретился с начальником тюрьмы. Это был мусульманин, на чьем столе всегда было мясо, однако Санатана обратился к нему, словно к святому: - Дорогой господин, ты такой святой и удачливый человек! Ты в совершенстве знаешь Коран и другие писания. Тебе, конечно, известно, что, освобождая человека из-под стражи или, наоборот, заключая в тюрьму согласно законам религии, милостью Верховного Господа можно обрести освобождение от материального рабства. Санатана Госвами, первый министр могущественного бенгальского царя, умел разговаривать с людьми. Его ласковые слова обворожили тюремщика, и, видя это, Санатана раскрыл свои намерения: - Было время, когда я сделал для тебя немало хорошего. Теперь я сам попал в беду. Отплати же мне добром, освободи из тюрьмы. Ты совершишь благочестивый поступок и обретешь милость Господа. К тому же я предлагаю тебе деньги за свою свободу. Смотри, здесь пять тысяч золотых монет! Прошу тебя, прими их. Ты выиграешь вдвойне от моего побега - совершишь благочестивое дело и разбогатеешь. Тюремщик колебался. - Я бы рад помочь тебе, мой господин, - вздыхал он. - Но я страшно боюсь царского гнева. - Ничего не бойся! - воскликнул

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: