Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%

с собой лишь то, что на вас надето. Это означало отречение. - Построй себе шалаш на берегу реки, - продолжал Нарада Муни, - и перед входом, на возвышении, посади священное деревце туласи. Когда туласи вырастет, каждый день обходи ее, давая ей воду и все необходимое, и постоянно повторяй Харе Кришна мантру. Это будет началом твоей духовной жизни. Каждый день я буду посылать вам с женой пищу, но ты бери лишь сколько тебе нужно. Закончив наставления, Нарада Муни оживил всех убитых животных. Они тут же поднялись на ноги и убежали в лес. Чудо это поразило охотника. Снова и снова он почтительно кланялся мудрецу Нараде, а потом отправился домой. Нарада продолжил свой путь, а охотник, воротясь домой, стал исполнять его указания. По деревне тотчас же разнеслась весть о том, что жестокий охотник стал вайшнавом. К его дому стали приходить люди и по обычаю приносить милостыню. Шли даже из окрестных селений, чтобы посмотреть на нового вайшнава. Люди приносили с собой столько зерна и фруктов, что хватило бы накормить десять человек, но охотник и его жена брали себе только на еду. Прошло несколько дней, и Нарада Муни решил посмотреть, как живет его новый ученик. - У меня есть ученик, - сказал Нарада Муни своему другу Парвате Муни. - Пойдем посмотрим, как у него дела. И святые мудрецы появились на берегу реки неподалеку от шалаша бывшего охотника. Мригари завидел их еще издали. Он выбежал навстречу своему духовному учителю и хотел поклониться, но увидел у себя под ногами снующих муравьев. Когда-то Мригари был свирепым охотником, а теперь не мог обидеть даже муравья. Он начал осторожно смахивать муравьев краем одежды и, только очистив землю, упал перед Нарадой Муни, выражая почтение своему духовному учителю. - О дорогой охотник, - сказал ему Нарада, - твой поступок радует меня, но не удивляет. Когда человек становится преданным Господа, он уже никому не может причинять зла. Преданные Кришны - лучшие из людей. Они никому не завидуют и поэтому не причиняют боли. Охотник пригласил обоих мудрецов в свое жилище. Он расстелил на земле соломенную подстилку и почтительно предложил им сесть. Затем он принес воду и с любовью омыл мудрецам стопы. Когда все было закончено, Мригари и его жена выпили святую воду и окропили ею головы. И в тот же миг он почувствовал экстаз любви к Богу. Охотник повторял Харе Кришна мантру, тело его затрепетало, а из глаз полились слезы. Он вскинул руки к небу и принялся танцевать. Когда Парвата Муни увидел, какая великая любовь к Богу пробудилась в сердце охотника, он сказал Нараде: - Поистине ты - философский камень, который превращает железо в золото! Ты слывешь мудрецом среди полубогов, но по твоей милости даже самый падший человек может немедленно достичь Господа Кришны. И охотник Мригари - лучший тому пример. Нарада Муни спросил своего ученика, где он добывает пищу. - Дорогой духовный учитель, - ответил Мригари, - все, кого ты посылаешь ко мне, приносят с собой зерно и фрукты. Еды так много, что мы с женой просто не в состоянии все это съесть. Прошу тебя, не присылай так много! Как истинный вайшнав, Мригари не хотел делать запасы на завтрашний день, целиком полагаясь на милость Господа. Нараде Муни понравилась его просьба, и он благословил Мригари: - Ты очень удачлив! Сказав это, Нарада Муни и Парвата Муни исчезли, оставив охотника в сладостном состоянии преданного служения Господу. - О дорогой Санатана, вот и вся история охотника Мригари, - закончил Господь Чайтанья. - Услышав ее, каждый поймет, какую огромную силу таит в себе общение с преданными Господа Кришны.

Глава 28 ПОБЕДА НАД МАЙЯВАДОЙ Н ет предела милости Господа Чайтаньи Махапрабху, как нет конца волнам в океане. Он преисполнен сострадания ко всем душам, томящимся в клетке материального мира, и пришел даровать им освобождение, находя для этого множество путей. Весь мир Господь Чайтанья одаривал чистой любовью к Богу. По воле Господа самые последние из людей - низкорожденные и мясоеды - тоже обретали эту милость, идя за Шри Чайтаньей Махапрабху в Его движении санкиртаны. Но все же находились те, кто избегал встречи с Ним. Это были майявади, последователи знаменитого философа Шанкарачарьи, которые считали, что Бог не личность, а сияющий Брахман, пронизывающий все материальное творение. У Господа нет имени, тела, чувств и желаний. Искажая смысл ведических писаний, они говорили, что Господь лишен рук, ног, глаз и ушей, они отвергали Его трансцендентное тело и оскорбляли Верховного Господа. Надеясь, что изучение <Веданты> и рассуждения о Боге позволят им обрести освобожение, они впустую растрачивали жизнь в философских диспутах и аскезах. Сияющий Брахман проявлен в каждом живом существе и во всей природе, и поэтому каждый может стать Богом, освободившись от иллюзии страстей и слившись с бытием Бога. И это было самым большим заблуждением майявади. Им непонятна была восторженная любовь Господа Чайтаньи, и они смеялись над Ним, не признавая ни пения святого имени, ни танца, ни поклонения божеству. Они называли Шри Чайтанью безумцем. Однако Господь не мог обойти Своей милостью этих несчастных, чувствуя сострадание ко всем. Майявади считали себя великими мудрецами, а на деле не имели ни малейшего представления о духовной жизни. Преданное служение, бхакти, оставалось для них сокрытым. И теперь Господь Чайтанья должен был пролить Свою милость на тех, кто так несправедливо ругал Его. Вернувшись в Варанаси, Он просто ждал подходящего случая.

* * *

Все знали, что Шри Чайтанья избегает майявади и не принимает участия в их собраниях. Друзья Его страдали, когда им приходилось слышать оскорбления Господа. Наконец Чандрашекхара и Тапана Мишра не выдержали и обратились к Нему с мольбой: - Дорогой Господь, сколько же нам терпеть оскорбления в Твой адрес? Посмотри, как эти негодяи обсуждают Твое поведение! Нам легче умереть, чем слышать сплетни. Санньяси-майявади обсуждают каждый Твой шаг. Их оскорбления разбивают наши сердца. Поверь, мы больше не в силах молчать! Шри Чайтанья слушал преданных с легкой улыбкой на лице и хранил полное молчание. Тут в дом вошел брахман из Махараштры. Увидев Господа Чайтанью, он просиял от радости. Брахман тут же припал к Его лотосным стопам и сказал: - Дорогой Господь, я собираю в своем доме всех санньяси Бенареса. Прошу, прими и Ты приглашение. Это мое самое большое желание. Дорогой Господь, я знаю, обычно Ты не посещаешь подобных собраний. Но прошу, на этот раз яви Свою милость! Слыша очередные насмешки, брахман из Махараштры подумал, что всем санньяси-майявади нужно увидеть и послушать Шри Чайтанью. <Без сомнений, они пленятся Его божественной красотой и примут как Верховного Господа, - думал он. - Остаток дней своих я должен провести в Варанаси. Если мне не удастся осуществить свой план, я обречен страдать от депрессии>. И он задумал собрать у себя всех санньясимайявади, чтобы, повстречавшись с Господом Чайтаньей, они стали Его преданными. С этими мыслями брахман из Махараштры стал рассылать приглашения всем санньяси Варанаси. Когда все было готово и до встречи оставался один день, он приблизился к Господу Чайтанье и пригласил Его. Боясь получить отказ, брахман просил так настойчиво, что Чайтанья принял его предложение. Он не мог видеть печаль Своих преданных. Настало время спасти Варанаси. На следующий день, завершив Свои дневные обязанности, Господь Чайтанья появился в доме этого брахмана, когда все санньяси уже собрались. Он поклонился им, выражая почтение, а затем вышел во двор, чтобы омыть стопы. Не спеша, Шри Чайтанья закончил омовение и присел рядом, не возвращаясь в дом. Никто не замечал скромного санньяси, сидевшего во дворе. Но тут Господь Чайтанья явил Свою мистическую силу - из Его тела стало исходить яркое сияние, подобное сиянию миллионов солнц! Ослепленные чудесным сиянием, санньяси-майявади повскакивали со своих мест и застыли от изумления. Собрание возглавлял знаменитый на весь Бенарес Пракашананда Сарасвати. Он тоже поднялся и с великим почтением обратился к Господу Чайтанье: - Пожалуйста, подойдите сюда! Ваша Светлость, почему Вы сели в таком нечистом месте? Пожалуйста, идемте сюда! Может быть, мы обидели Вас чемнибудь? - О нет! - ответил Господь. - Ничем вы Меня не обидели. Просто Я самый низкий из всех санньяси в этом высоком собрании и недостоин сидеть рядом с такой личностью, как ты. Тогда Пракашананда Сарасвати сам подошел к Чайтанье Махапрабху, взял Его за руку, привел в дом и усадил посреди собрания. После этого он заговорил с величайшим почтением: - Я понял, кто Ты. Твое имя - Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Ты - ученик Кешавы Бхарати и уже поэтому достоин прославления. Но почему же Ты не хочешь беседовать с нами и не посещаешь наших собраний? Ведь Твой духовный учитель тоже принадлежит к школе Шанкары. Ты живешь в Варанаси, но всячески избегаешь встречи с нами. Почему? Пракашананда Сарасвати помолчал немного и продолжал: - Все мы знаем, что Ты санньяси. Почему же тогда Ты поешь и танцуешь, увлеченный санкиртаной? Санньяси должен изучать <Веданту> и заниматься медитацией, он всегда спокоен и, ища уединения, размышляет в тишине. Но вместо того Ты поешь и танцуешь, окруженный фанатичными последователями. Скажи, как понимать Тебя? Вопросам Пракашананды не было конца, Чайтанья Махапрабху поистине изумлял Своим поведением. - Ты светишься, словно Сам Нараяна. Сразу видно, что Ты необычайно возвышенная личность. Почему же тогда Ты ведешь Себя, словно последний невежда самого низкого сословия? Будь добр, объяснись! И Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, сиявший, подобно солнцу, с улыбкой ответил: - Дорогой господин, пожалуйста, выслушай Меня. Мой духовный учитель видел, что Я полный глупец, и потому наказал Меня. Он сказал: <Ты слишком глуп, чтобы изучать <Веданту>. Если хочешь достигнуть Бога, повторяй святое имя Кришны. Воспевание святого имени - это вершина всех мантр и ведических гимнов, цель всех священных писаний. Святое имя дарует освобождение от бед и привязанностей материального мира. Просто повторяя Харе Кришна мантру, можно увидеть лотосные стопы Господа>. И Мой духовный учитель прочитал стих, который Я запомнил на всю жизнь. Звучит он так: Харер нама харер нама харер намаива кевалам калау насти эва насти эва насти эва гатир аньятха: <В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути для духовного осознания, чем повторение святого имени, святого имени, святого имени Господа>. Исполняя приказ Моего духовного учителя, Я стал повторять святое имя. И чем больше Я пел святое имя, тем большую любовь к Богу испытывал. Тут со Мной стали происходить удивительные вещи. Судите сами: порой Я забывал о Себе и о том, что происходит вокруг. В состоянии чистого экстаза Я неожиданно смеялся и плакал, пел и танцевал, словно безумный. Набравшись терпения, Я начал осознавать, что повторение святого имени превосходит все Мои духовные познания. В полном замешательстве Я припал к лотосным стопам Моего духовного учителя и спросил: <Дорогой господин, что за мантру ты дал Мне? Я повторяю ее и становлюсь полным безумцем! Мантра эта заставляет Меня танцевать, смеяться и плакать от счастья!> От этих слов Мой духовный учитель улыбнулся и ласково сказал: <Да, духовная сила Харе Кришна маха-мантры безгранично велика. Кто повторяет ее, начинает испытывать экстаз любви к Кришне. Веды провозглашают, что религиозность, материальное преуспевание, удовлетворение чувств и освобождение являются четырьмя целями человеческой жизни. Однако любовь к Богу превосходит все цели. Это пятая и самая высокая цель. Рядом с нею все остальное становится не значительнее пучка соломы на обочине дороги. Преданному, вкусившему любви к Богу, они кажутся каплей из океана истинного счастья. Он никогда не расстанется и ни за что не променяет свое духовое богатство. Ты пробудил в Своем сердце дремлющую любовь к Богу, великая удача, что это случилось с Тобою. Таково заключение всех явленных священных писаний>. И еще сказал Мне духовный учитель: <Ничего не бойся. Такова природа трансцендентной любви к Богу. Определенными признаками она проявляется на теле и вызывает в человеке неодолимое желание обрести прибежище у лотосных стоп Господа. То, что происходит с Тобой, должно происходить. В Твоем сердце распускается прекрасный цветок любви к Богу, это он заставляет Тебя плакать, смеяться, кружиться и танцевать, словно Ты сошел с ума. Испарина, дрожь, волосы дыбом на теле, слезы, заикание, бледность, безумие, грусть, терпение, радость и смирение - все это естественные признаки экстатической любви к Богу. Ты поешь Харе Кришна мантру и плывешь в бескрайнем океане духовного блаженства. Какое Тебе дело до посторонних, если они не понимают Тебя и смеются>. Санньяси-майявади слушали Господа Чайтанью, затаив дыхание. Они чувствовали, что упустили в своей жизни что-то очень важное. Никогда прежде они не испытывали духовного блаженства. Как далеки они были от истины в своих рассуждениях о Боге! Этот юный санньяси теперь раскрывал им глаза. А Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: - Мой духовный учитель сказал: <О мое дорогое дитя, это прекрасно, что Ты достиг высшей цели жизни, развив в сердце любовь к Богу. Знай, что я полностью доволен Тобой и теперь многим Тебе обязан. Дорогой мальчик, продолжай танцевать и петь святое имя вместе с другими преданными. Идите и говорите каждому о бесценном даре святого имени. Я верю, что Ты сумеешь освободить все падшие души, которые так страдают в материальном мире. Это мое последнее наставление Тебе>. Сказав это, он научил Меня одному стиху из <Шримад-Бхагаватам>, который выражает суть всех наставлений <Бхагаватам>: <Совершенствуясь духовно и черпая наслаждение в повторении святого имени Господа, который становится очень дорог, человек взволнован и громко повторяет святое имя. Он смеется, плачет, волнуется и повторяет его, как безумный, не думая об окружающих> (11.2.40). Я твердо поверил в слова Моего духовного учителя и с тех пор всегда пою святое имя и танцую от радости, а Мои друзья и преданные танцуют вместе со Мной. Прошу вас, не думайте, что Я делаю это нарочно, чтобы привлечь к Себе внимание. Мне все равно, что обо Мне скажут. Святое имя Кришны заставляет Меня танцевать, и Я никогда не откажусь от этой радости. Поймите, дорогие мои, Бог - это личность, у Него очень много имен, но самое привлекательное из них - Кришна. И воспевание Харе Кришна мантры приносит такую радость, что по сравнению с ней вся медитация и изучение <Веданты> - просто обмелевший ручей в летнюю жару! <О дорогой Господь! О хозяин Вселенной! Я вижу Тебя, и в Моем сердце разливается океан духовного блаженства. В сравнении с этим океаном все остальное кажется Мне не больше лужицы величиной с телячье копытце!> В глубокой тишине звучал подобный чистому ручью голос Господа Чайтаньи, наставлявшего санньяси-майявади. Они слушали Его, затаив дыхание. Как только Господь замолчал, среди них началось движение - все были под впечатлением услышанного. Отношение майявади к Шри Чайтанье изменилось, и они обратились к Нему с самыми приятными словами, какие только могли найти.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: