Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

- Дорогой Шри Чайтанья Махапрабху, все, что Ты сказал, - истинная правда. Редкий избранник судьбы обретает любовь к Богу. Нет сомнений в том, что Ты великий преданный Господа Кришны. Встреча с Тобой оборачивается благом для каждого, и мы считаем себя самыми удачливыми во всех трех мирах. Но объясни, почему Ты не хочешь обсуждать <Веданту>? Что в этом плохого? Господь Чайтанья, слегка улыбнувшись, ответил: - Я расскажу вам кое-что о <Веданте>, если вы согласитесь выслушать Меня. Санньяси выглядели уже более смиренными и почитали Шри Чайтанью Махапрабху как Самого Нараяну, которым, как они считали, Он и был. Хотя они лишены истинного понимания Бога, благодаря их аскетизму Господь Чайтанья наделил их способностью понять, что Он и был Самим Господом Нараяной. - Дорогой Чайтанья Махапрабху, - сказали они, - мы должны сознаться, что речи Твои приятны, а лицо так прекрасно, что, глядя на Тебя, мы чувствуем необыкновенное блаженство. Слова Твои преисполнены мудрости, и великая удача - услышать их. Будь же милостив, объясни нам <Веданта-сутру>. - Слова <Веданта-сутры> изошли из уст Самой Верховной Личности Бога, Нараяны, который принял облик мудреца Вьясадевы. Книги, написанные людьми, грешат неизбежными недостатками, поскольку люди, которые их пишут, страдая несовершенством чувств, допускают ошибки, впадают в иллюзию и лгут друг другу. Но в словах Господа нет изъяна. Абсолютная Истина описана в Упанишадах и <Брахма-сутре>, и человеку должно научиться понимать смысл священных писаний, каким поведал его Бог. Это вершина понимания. Истинный мудрец никогда не искажает писаний, и потому его прославляют в веках. Если же человек делает это, он погибнет и принесет гибель каждому, кто будет слушать его. Шрипада Шанкарачарья растолковал всю ведическую литературу, скрывая ее истинный смысл и цель. Слушая его толкования, вы обрекаете себя на гибель. Но в этом нет вины Шанкары, потому что сам он был великим преданным Господа Кришны и исполнял приказ Верховной Личности Бога. По воле Господа он сокрыл от людей истинный смысл Вед, конечная цель которых - бескорыстное служение Господу в чистой любви и преданности. Если понимать Веды так, как они были написаны, Абсолютная Истина - это Верховная Личность Бога, которая обладает всеми духовными богатствами. Нет никого равного или более великого, чем Господь. Все, связанное с Верховной Личностью Бога, духовно и исполнено могущества - Его тело, богатства и атрибуты. Однако теория майявады скрывает Его духовные достоинства, в силу невежества считая их проявлением материальной гуны благости и провозглашая теорию имперсонализма. Шанкарачарья в своей философии Адвайта-веданта конечной Реальностью считает Брахман, или Атман, который един без второго. Не существует ничего, кроме Брахмана, ни внутри Него (как Его часть или атрибут), ни вне. Брахман - это ниругна, Он лишен всяких качеств, и нирвишеша - лишен всех категорий интеллекта. Это Чистое Сознание, чистое единство, абсолютно однородное. Ниргуна Брахмана также называют Пара-Брахман, или Высший Брахман. Брахман, или Атман, - это лишенный качеств Абсолют. Он единственная реальность. Это самосветящаяся сущность, которая превосходит двойственность субъекта-объекта и триединство <знающий, познаваемое и знание>. Вся философия Шанкары выражается в одном утверждении: брахма сатьям джаган митхья дживо брахмаива напарах - <Брахман - единственная Реальность; мир в конечном счете ложен; индивидуальная душа тождественна Брахману>. Но если не существует ничего, кроме Брахмана, как объяснить появление физического мира и наше индивидуальное бытие? Шанкарачарья решает этот вопрос, представив <теорию майи>. Брахман, вступая в контакт со Своей энергией майей, проявляется как качественный, сагуна-Брахман. Этот сагуна-Брахман и есть Ишвара, или Бог, который творит, поддерживает и уничтожает этот мир. Таким образом, Шанкара считает Богом апара-Брахман, Низший Брахман. Этот мир лишен реального бытия, он просто появляется в Брахмане благодаря Его мистической созидательной силе. Несмотря на бытие, которое считается порождением майи, Ишвара - хозяин майи, волшебник, который благодаря своей непостижимой магической силе создает иллюзию появления физических объектов и живых существ. Теория, что мир - это иллюзия, проявившаяся в Брахмане, называется Виварта-вада. Классическим примером этой теории является <веревка-змея> и <раковина-серебро>. В полутьме веревку на земле можно принять за змею, точно так же все психические и эмоциональные реакции, происходящие в человеке, не более реальны, чем змея. Эта аналогия показывает, что, хотя мир нереален, мы под влиянием невежества думаем о нем как о реальности. Другой пример - раковина, мать жемчужин, которая под определенным углом освещения кажется серебряной. Объясняется это тем, что серебро, хотя и не-существующее, было наложено на раковину. Раковина - это основание, на которое наложили серебро. Аналогично мир, хотя и не существует, считается помещенным, или спроецированным в Брахмане. Брахман, связанный с энергий майи, и есть основа, на которую наложен феноментальный мир. Мир - это не трансформация (паринама) Брахмана, а иллюзия (виварта). Согласно Шанкаре отношения между причиной и следствием - иллюзия, потому что причина реальна, а следствие нереально или является наложением, и потому нереально. Виварата-вада сводит все следствия просто к появлению безо всякой их подлинности. Поэтому когда становится известна основа, или фундамент наложения, то наложение исчезает, раскрывается истина о том, что единственно реален только Брахман, основание. Философия Шанкары утверждает, что если познать Брахман таким, каков Он есть, то мир проявлений автоматически выключается и скрывающаяся за ним единственная истина начинает сиять с новой силой как единственная реальность. Но если Брахман лишен разнообразия, если нет ничего, кроме Него, чем оправдано появление физического мира и живых существ? В ответ на этот вопрос Шанкара предлагает теорию майи и <концепцию различных состояний бытия>. Он говорит, что есть три состояния бытия: парамартхика, вьявахарика и пратибхасика. Абсолютное бытие, или Реальность на уровне Брахмана, называется парамартхика. В этом состоянии чистого бытия нет формы, индивидуальности, деятельности или чувств - таково состояние Чистого Сознания. Эмпирическая реальность этого мира называется вьявахарика. С точки зрения человеческого познания мир, из-за майи, являющийся наложением в Брахмане, до некоторой степени реален. Он подобен сну, когда видения кажутся нам очень реальными. Они существуют только во сне и исчезают, когда мы пробуждаемся. Аналогично мир кажется реальным лишь до тех пор, пока не проявится истинное знание. Состояние бытия, которое называется пратибхасика - воображаемое. Некоторые комментаторы называют его <иллюзия иллюзии>, и это - отождествление своего <я> с телом. Отождествление себя с индивидуальной душой - состояние вьявахарика, а отождествление с Брахманом - состояние парамартхика, единственная реальность. Согласно Шанкаре, майя, или авидья - это не только отсутствие знания, а также позитивно ошибочное знание, или иллюзия, и потому это позитивное бытие. В то же время его не существует, потому что единственно существующее - это Брахман, но и не может не существовать, потому что майя обладает могуществом проявлять мир в Брахмане. Фактически Шанкара считает, что майя <существует, не существует и ни то ни другое>. Невозможно одновременное существование и не существование, потому что это самоотрицающая концепция. Майя реальна и нереальна, поэтому Шанкара говорит, что майя необъяснима. Майя без начала и без конца, так как она исчезает в мокше, освобождении. Майя устраняется брахма-гьяной, знанием неотъемлемого единства дживы и Брахмана. Когда видья (знание) нисходит, авидья (невежество) исчезает. Когда веревка узнана, <змея-веревка> исчезает. Все различия - это результат невежества, не окончательная истина. Имена и формы - только плод невежественного воображения. Они реальны и нереальны. Шанкара не допускает, что индивидуальная душа в конце концов реальна. Напротив, Брахман, истинное <Я>, один, но Он проявлен во многих. Множественность джив, которую мы видим в обычной жизни, объясняется на основе упадхи, ограничивающих дополнений. В целом есть две теории, объясняющие, как Брахман становится многими. Единое <Я> становится многими благодаря упадхи (грубому телу и тонкому телу). Например, акаша, или космос, - всепроникающий и единственный, но когда он обусловливается различными телами (микрокосм), мы называем его акашами. Таким же образом существует только одно <Я>, или Атман, но обусловленный различными тонкими телами, Он проявляется как многообразные дживы. Другая теория - отражений, которую можно понять на примере отражения луны в водах океана. Как луна становится многими, отражаясь в воде, так <Я> становится многими, отражаясь в бесчисленных упадхи. Ишвара - трудный вопрос для последователей Шанкары. Одни говорят, что Ишвара - отражение Брахмана в невежестве (авидья). Другие считают, что Ишвара - это Брахман, ограниченный или обусловленный майей; а дживы - это Брахман, ограниченный невежеством, или материальными упадхи (тонкое и грубое тело, продукт авидьи). Ишвара ограничен собственной силой неведенья и проявляется во многих феноменальных <я>, подобно космосу, проявляющемуся как различные <космосы>, ограниченные дополнениями (упадхи), то есть грубым и тонким телами. Всезнание, вездесущность и всемогущество Ишвары проявляются вследствие упадхи, помощников невежества. Эти качества - не окончательная истина. Когда реализуется единение Атмана, они исчезают. Поэтому творение обусловлено невежеством. В конце концов, оно нереально. Брахман - единственная реальность. Он абсолютно неопределенный и недвойственный. Он вне речи и ума. Он необъясним, потому что описания его не могут быть полными. Лучшее его описание - через формулу отрицания <не то - не то>. Следствия можно отвергнуть, потому что они нереальны. Но причина, Брахман, не может быть отвергнута, потому что Он - конечная основа, на которой покоятся все следствия. Ишвара становится <нереальным> только для тех, кто осознал свое единство с Брахманом, поднявшись над речью и умом. Для нас, обусловленных душ, Ишвара - это все во всем. Ограниченная мысль не может охватить Брахман, и поэтому, когда говорят о Брахмане, на самом деле говорят об Ишваре. Даже слова <необусловленный Брахман> в действительности обращены к <обусловленному> Ишваре, потому что в тот момент, когда мы произносим Брахман, Он перестает быть Брахманом и становится Ишварой. Брахман, отраженный или обусловленный майей, называется Ишвара, или Бог. Это <знаменитое> отличие между Богом и Абсолютом, отмеченное Шанкарой. Ишвару еще называют Апара-Брахман, или Низший Брахман, в противоположность необусловленному Брахману, которого называют Пара-Брахман, или Высший Брахман. Ишвара, или Бог, - это сач-читананда. Он - совершенная личность. Он - Бог майи. Он постоянный в целой Вселенной, которую Он изнутри контролирует. Он - душа всех душ, так же как Душа Природы. Он трансцендентен, потому что своей собственной природой Он превосходит Вселенную. Он - источник всего, конечное прибежище. Он - Всеобщая Реальность, Верховная Индивидуальность, Целый, Единый во многих. Он - источник добродетельной жизни. Он - объект преданности. Он - все во всем. Брахман можно реализовать исключительно через гьяну, но не через карму или бхакти. Чтобы достичь реализации Брахмана, или освобождения, необходимы полное отречение и медитация на <тат твам аси>. Проповедуя санньяси-майявади, Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что те, кто следуют философии Шанкарачарьи, обречены. Они утратят все свои достижения в духовной жизни. Кто считает трансцендентное тело Господа Вишну порождением материальной природы, является величайшим оскорбителем лотосных стоп Господа. Нет большего богохульника Верховной Личности Бога. Господь подобен великому пламени огня, а живые существа - искрам этого огня. Живые существа - энергия, а не источник энергии. Источник - Кришна. Это объясняется в <Бхагавад-гите>, <Вишну Пуране> и другой ведической литературе: <Помимо низшей природы, о сильнорукий Арджуна, Я обладаю еще и высшей энергией, к которой относятся все живые существа, борющиеся с материальной природой и поддерживающие Вселенную> (Бг.,7.5). <Вишну Пурана> далее описывает: <Энергии Господа Вишну можно описать в трех категориях - духовная энергия; живые существа, принадлежащие к духовной энергии, но подверженные заблуждению; и энергия, полная невежества, которая всегда проявляется в материальной деятельности живых существ>. Когда Шрила Вьясадева в медитации увидел Верховную Личность Бога, он также увидел отделенную энергию Господа, которая стояла позади Него. Вьясадева понял, что это материальная энергия, которая скрывает истинное знание от живого существа. Отделенная материальная энергия вводит в заблуждение живые существа, под ее влиянием они тяжело работают, не ведая, что пренебрегают своим истинным предназначением. Философия майявади настолько деградировала, что принимает незначительное живое существо за Господа, Верховную Истину, идеей монизма скрывая славу и верховенство Абсолютной Истины. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что все ведические писания провозглашают истину о живых существах - они одной духовной природы с Господом. Если человек не принимает живое существо как бесконечно малую частицу Верховного Господа, а приравнивает дживу к Верховному Брахману или Верховной Личности Бога, он пребывает в заблуждении. Шрипада Шанкарачарья осознанно провозгласил живое существо равным Верховному Господу, поэтому вся его философия основывается на заблуждении. Ошибка эта сбивает людей с толку, делает безбожниками, цель их жизни остается не достигнутой. <Бхагавад-гита> провозглашает целью жизни преданность Верховному Господу, служение Ему. Но философы-майявади бросают вызов бытию Бога и провозглашают себя Верховным Господом. Этим они обманывают сотни и тысячи невинных людей, создавая хаос в мире и приводя к безбожию. В своей <Веданта-сутре> Шрила Вьясадева объясняет, что мир есть преобразование энергии Бога. Шанкарачарья, однако, вводит всех в заблуждение, говоря, что Вьясадева допустил ошибку. Этим он вызывает огромную волну безбожия во всем мире. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что в своей <Веданта-сутре> Шрила Вьясадева со всей определенностью утверждает, что все космическое проявление - это плод преобразования различных энергий Бога. Шанкарачарья, однако, не принимает энергии Бога, думая, что они и есть Сам Бог, но изменившийся. Шанкарачарья говорит, что Бог имперсонален, доказывая ошибочность теории преобразования энергии Верховного Господа. Принимая существование различных энергий Абсолютной Истины, человек тут же примет и то, что Абсолютная Истина - личность. Например, человек может создать много вещей, преобразуя свою энергию. Бизнесмен создает много фабрик или процесс производства и при этом остается личностью, хотя его энергия преобразовалась в фабрики и продукцию. Шанкара приводит множество утверждений из Вед и искажает их, чтобы доказать, что, если Бог, Абсолютная Истина, подвергся преобразованию, Его единство нарушилось. Таким образом, он обвиняет Шрилу Вьясадеву в ошибке. Развивая свою философию монизма, он утверждает виварта-ваду, теорию иллюзии.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: