Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 70%

Согласно Шанкарачарье, принимая теорию преобразования энергии Господа (паринама-вада), человек создает иллюзию (виварта-вада), косвенно допуская, что Абсолютная Истина изменилась. Но Абсолютная Истина настолько совершенна, что, сколько бы энергий ни изошло из Господа, ни проявилось творений, которые существуют отдельно от Него, Он всегда остается той же личностью, неизменной при любых обстоятельствах. Из этого можно заключить, что все космическое проявление - это преобразование энергии Верховного Господа, но не Сам Верховный Господь, Абсолютная Истина, Брахман, который является изначальным источником. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, если человек не имеет ясного понимания паринама-вады, он не может понять истины относительно этого материального космоса и живых существ. В <Чандогья Упанишаде> говорится, что материальный мир и дживы существуют раздельно, они - вечная истина, они не ложны. Абсолютная Истина, Брахман - изначальная причина, а живые существа и космическое проявление - следствие этой причины. Причина реально существует, и следствие тоже реально существует. Они не иллюзорны. Шанкарачарья пытается доказать, что принимать мир и дживы следствием первопричины, Верховного Господа, - иллюзия, потому что в этой концепции существования мира и джив есть различие и отделенность от Абсолютной Истины. Он доказывает, что Абсолютная Истина - факт, но космическое проявление и живые существа просто иллюзорны, или все они существуют в Абсолютной Истине. Этот материальный мир и живые существа не имеют отдельного существования. Шанкарачарья, пытаясь представить Бога, мир и живые существа нераздельными и невежественными, скрывает славу Верховной Личности Бога. Говоря, что материальное космическое проявление ложно, он совершает величайшее оскорбление. Если Верховная Личность Бога реальна, как Его творение может быть ложным? Даже в обычной жизни человек не должен думать, что это материальное творение ложно. Философы-вайшнавы говорят, что космическое проявление не ложно, а временно. Оно отделено от Верховной Личности Бога, но, поскольку оно так прекрасно создано энергией Бога, говорить, что оно ложно, - оскорбление. Шанкарачарья излишне опасается, что в процессе преобразования энергии Брахман тоже трансформируется. И предполагает, что материальный мир и живые существа ложны и не имеют индивидуальности. Жонглируя словами, он доказывает, что индивидуальность живых существ и материального мира иллюзорна, и приводит пример, как легко можно принять веревку за змею. Он самым ужасным образом обманывает людей. Принять веревку за змею можно, лишь отождествляя тело с душой. Хотя душа в действительности - духовная частица, как это говорится в <Бхагавад-гите>, из-за иллюзии (виварта-вады) люди, подобно животным, отождествляют тело со своим <я>. Это хороший пример виварты, или иллюзии. Незнание истинных фактов и ошибочное принятие одного за другое (например, принятие тела за <я>) называется виварта-вадой. Каждое обусловленное живое существо, которое отождествляет тело с душой, введено в заблуждение виварта-вадой. Забывая о непостижимом могуществе всепроникающей Личности Бога, человек становится подвержен философии виварта-вады. Как объясняется в <Ишопанишад>, Верховная Личность Бога всегда остается неизменной. Бог полон. Даже если полное проявление исходит из Него, Он остается полным. Материальное творение проявлено энергией Бога, но Он остается неизменным. Его форма, атрибуты, качества и т.д. никогда не меняются. Верховная Личность Бога обладает всеми достоинствами. Поэтому посредством Своих непостижимых энергий Он преобразует материальное космическое проявление. Подобно философскому камню, который своей силой превращает железо в золото и все же остается неизменным, Верховная Личность Бога, преобразуя Свои бесчисленные энергии, остается неизменным. Хотя философский камень создает много золота, он остается таким же, не меняя изначальной формы. Если есть такие непостижимые возможности в материальном объекте, почему же мы не верим в непостижимое могущество Верховной Личности Бога? Ведическая звуковая вибрация омкара, главное слово в ведической литературе, - основа всех ведических вибраций, потому что представляет Господа Кришну, постижение которого является конечной целью Вед. Человек должен принять омкару как звуковое воплощение Верховной Личности Бога и вместилище космического проявления. Но майявади не могут понять этого простого факта, объясненного в <Бхагавад-гите>, и гордятся, считая себя ведантистами. Поэтому иногда мы называем философов-ведантистов <беззубыми> (данта означает <зубы>, ве -<без>). Утверждения философии Шанкары, которая является <зубами> философов-майявади, всегда разбиваются могучими аргументами вайшнавовфилософов, таких великих ачарьев, как Рамануджа и Мадхва. Они <выбили зубы> философам-майявади, которых после этого стали называть ведантистами, то есть <беззубыми>. Цель Верховной Личности Бога - представить пранаву (омкару) как вместилище всего ведического знания. Слова тат твам аси (<ты такой же духовной природы>) - только частичное объяснение ведического знания. Однако философы-майявади подчеркивают именно это утверждение, избегая истинной маха-мантры (омкары). В <Бхагавадгите> Кришна говорит: <Думай обо Мне, выражай почтение и поклоняйся Мне> (9.34). Но такие философы говорят, что предаваться нужно вовсе не Кришне. Они страдают уже в этой жизни и будут страдать в следующих. Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: - Вся ведическая литература провозглашает Кришну целью познания, но последователи Шанкары скрывают истинный смысл Вед, давая косвенные толкования. Ведическая литература не нуждается в доказательствах извне, она сама является высшим доказательством всего. Но если эту литературу исказить, ее самодоказующая природа исчезает. Школа майявади, отвергая реальный, легкодоступный смысл ведической литературы, представляет косвенные значения, основываясь на своем воображаемом могуществе, чтобы доказать свою философию. Собравшиеся санньяси-майявади в полном изумлении слушали Шри Чайтанью Махапрабху, который обнажил перед ними недостатки толкований Шанкары. - О Чайтанья Махапрабху, узнай же, что мы в действительности не ссорились с Тобой, опровергая истинный смысл Вед. Ты раскрыл нам смысл этих стихов. Мы знаем, что жонглерство словами - плод фантазии Шанкарачарьи. Но поскольку мы принадлежим к его школе, мы принимаем это жонглерство, хотя оно не удовлетворяет нас. Позволь нам просить Тебя объяснить сутры <Веданты> в их прямом значении. Исполняя их просьбу, Господь Чайтанья начал объяснять <Ведантасутру>. - Брахман, который более велик, чем самый величайший, - это Верховная Личность Бога. Он исполнен шести достоинств во всей их полноте, и поэтому Он - вместилище конечной истины и абсолютного знания. В Своем изначальном облике Верховная Личность Бога полна трансцендентных богатств, свободных от материальной скверны. Это означает, что вся ведическая литература провозглашает Верховную Личность Бога конечной целью. Когда мы говорим, что Всевышний безличен, мы отвергаем Его духовное могущество. Естественно, если вы принимаете половину истины, вы не можете понять целое. Только преданным служением, которое начинается со слушания, человек может приблизиться к Верховному Господу. Философы-майявади довольствуются пониманием того, что Брахман - это вместилище всего знания, но вайшнавы не только во всех подробностях познали Верховную Личность Бога, но знают также, как непосредственно приблизиться к Нему. Неся преданное служение под руководством духовного учителя, человек пробуждает дремлющую в сердце любовь к Богу. Процесс этот называется абхидейя. Развивая любовь к Богу и чувствуя привязанность к лотосным стопам Господа Кришны, человек постепенно утрачивает привязанность ко всему остальному. Любовь к Богу столь возвышенна, что считается пятой целью жизни. Когда в сердце пробуждается любовь к Богу, человек возвышается до уровня супружеской любви, наслаждаясь ею уже в этой жизни. Верховный Господь, который более велик, чем самый великий, становится покорен даже самому незначительному преданному благодаря его искреннему служению. Такова прекрасная и возвышенная природа преданного служения - независимый Господь оказывается во власти незначительного живого существа. В любовных взаимоотношениях с Господом преданный действительно наслаждается трансцендентной сладостью преданного служения. Взаимоотношения человека с Верховной Личностью Бога, деятельность в этих взаимоотношениях и конечная цель жизни (развитие любви к Богу) - вот три предмета, которые объясняются в каждом стихе <Веданта-сутры>, потому что стихи эти - вершина всей философии <Веданты>. Услышав объяснения Шри Чайтаньи Махапрабху, основанные на самбандхе, абхидейе и прайоджане, санньяси почувствовали глубокое смирение перед Господом. Очень почтительно они обратились к Нему: - О Шри Чайтанья, Ты - само ведическое знание, Ты - Сам Господь Нараяна. Милостиво прости нам оскорбления, нанесенные Твоим лотосным стопам. Лишь невежество послужило тому причиной! - Не стоит говорить об этом, - ответил Господь Чайтанья. - Лучше воспевайте святое имя Кришны! Следуя за Господом Чайтаньей, санньяси стали воспевать вместе с Ним: <Кришна! Кришна!> Господь Чайтанья милостиво простил оскорбления майявади и благословил их воспеванием святого имени. Санньяси посадили Чайтанью Махапрабху в середину, и вместе они пообедали, а потом Господь вернулся в дом Чандрашекхары. Завершилась необыкновенная встреча, во время которой Господь Чайтанья, Гаурасундара, обратил всех майявади в преданных Кришны. Все друзья - Чандрашекхара, Тапана Мишра, Санатана Госвами - ликовали, прославляя победу Махапрабху. Весть о встрече Господа Чайтаньи с майявади скоро облетела весь город. Множество санньяси приходили выразить Ему свое восхищение. Варанаси прославлял Его. Ученые брахманы стремились побеседовать с Ним о Ведах, и в этих беседах Господь всегда выходил победителем. Каждому Он ясно показывал, как важно преданное служение. Народ постоянно толпился в дверях дома Чандрашекхары. Когда бы Господь Чайтанья ни пришел в храм Вишвешвара, там собирались сотни и тысячи людей - все хотели увидеть Его. Огромные толпы шли за Господом к берегам Ганги, где Он принимал омовение. И как ни были велики эти толпы, Господь Чайтанья всех благословлял хари-намой, воспеванием святого имени. По дороге Он часто останавливался, поднимал руки к небу и громко взывал: <Хари! Хари!> А толпа вновь и вновь вторила Ему, наполняя воздух, землю и небо звучанием святого имени. Следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, люди начинали петь Харе Кришна мантру, они смеялись, пели и танцевали вместе с Господом. Санньясимайявади оставили изучение <Веданты> и философские дискуссии и искали только служения Кришне. Когда Пракашананда Сарасвати, знаменитый учитель майявады в Варанаси, собрал своих учеников, один из них поднялся и стал прославлять Шри Чайтанью Махапрабху: - Все, что говорит Шри Чайтанья Махапрабху, - абсолютная истина. Я долго следовал учению Шанкары, но теперь не хочу этим заниматься. Оно безбожно и не принесет ни освобождения, ни милости Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху всякого приведет к совершенству. Все остальное - ложь. И с этими словами ученик Пракашананды запел святые имена Кришны. Тогда заговорил сам Пракашананда Сарасвати: - Слова Шри Чайтаньи Махапрабху подобны потоку нектара. Все, что Он говорит о Боге, Ведах и Абсолютной Истине, - это суть всего духовного знания. Сердце брахмана из Махараштры наполнилось радостью, когда он услышал такие слова. Он поспешил к Господу Чайтанье, чтобы рассказать о необыкновенном собрании. Господь только совершил омовение в водах Панча-нады и шел в храм Бинду Мадхавы. Брахман догнал Его по дороге и рассказал о том, что происходит с учениками Пракашананды и самим их учителем. Слушая брахмана, Господь Чайтанья счастливо улыбнулся, но не сказал ни слова. В храме Шри Чайтанья увидел прекрасного Господа Бинду Мадхаву и сразу почувствовал экстатическую любовь. Он танцевал во дворе храме, окруженный Чандрашекхаром, Тапаной Мишрой, Санатаной Госвами и Параманандой Пури. Все вместе они пели Харе Кришна маха-мантру следующим образом: Харайе намах кришна ядавайя намах гопал говинда рама шри-мадхусудана. Далеко за пределами храма было слышно воспевание святых имен Кришны. И во всех направлениях слышались голоса сотен тысяч людей, которые подхватили: <Хари! Хари!> Воздух гудел, всю Вселенную заполнили прекрасные звуки святого имени. Пракашананда Сарасвати в это время был недалеко от храма Бинду Мадхавы. Заслышав зов многотысячной толпы, которая пела Харе Кришна мантру, он вместе со своими учениками немедленно поспешил увидеть Господа. Не успел он подойти к Шри Чайтанье, как его ученики тут же присоединились к огромной критане. Сам Пракашананда был очарован трансцендентной красотой танцующего Господа Чайтаньи и Его экстатической любовью к Кришне. Господь Чайтанья был охвачен экстазом. Он весь дрожал и голос Его прерывался, по бледному лицу непрестанно катились слезы. Все, кто стоял рядом, стали мокрыми от Его слез. До кончиков пальцев Он покрылся сыпью, похожей на распускающиеся цветы кадамба. Те, кто видел Господа в эти мгновенья, были поражены силой Его чувств. В Нем одновременно были радость и смирение, а с губ слетали непонятные слова. Весь Варанаси был захвачен Его безграничным духовным восторгом. Когда Шри Чайтанья пришел в Себя, Он увидел, что вокруг собралась огромная толпа, там было множество санньяси-майявади и простых горожан. Тогда Господь перестал танцевать, остановил киртану и, показывая пример смирения, поклонился стопам Пракашананды. Пракашананда Сарасвати тут же вышел вперед и пал ниц перед Господом, обнимая Его лотосные стопы. Не пытаясь отстранить его от Себя, Господь сказал: - О господин! Ты духовный учитель всего мира и Сам достоин поклонения! Я же недостоин даже быть учеником Твоего ученика. Ты - великий святой и не должен поклоняться такой незначительной личности, как Я. Я намного ниже Тебя, и, принимая твое поклонение, я потеряю Свою духовную силу. Ты прекрасен, как сияющий Брахман. Дорогой господин, ты в каждом видишь проявление имперсонального Брахмана, но среди ученых и почтенных людей ты должен вести себя иначе. - Поистине я совершил тяжкий грех, осуждая Тебя, - отвечал Пракашананда Сарасвати. - Но сейчас все мои прегрешения исчезли, потому что я коснулся Твоих лотосных стоп. Человек может достичь совершенства, но, если он оскорбит Верховную Личность Господа, источник непостижимых энергий, он снова падет, ища наслаждений в материальном мире. И Пракашананда Сарасвати прочитал стих из <Шримад-Бхагаватам>: <Прикосновение лотосной стопы Шри Кришны сразу же освободило змею от последствий ее прошлых грехов. Змея оставила тело и превратилась в прекрасного полубога Видьядхару> (10.34.9). Но Господь Чайтанья громко запротестовал, чтобы Его называли Верховным Господом и еще подкрепляли это стихами <Шримад-Бхагаватам>, и стал читать святые имена Вишну: - Если человек почитает падшую душу как Вишну, Всевышнего Господа или Его воплощение, он совершает тяжкий грех! На самом-то деле Шри Чайтанья Махапрабху и был настоящим Вишну, Верховной Личностью Бога. Но Он пришел в мир в облике преданного, чтобы учить людей собственным примером. В наше время, Кали-югу, появилось много людей, объявляющих себя Богом. Они не

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: