Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 80%

понимают, что наносят тем самым великое оскорбление Господу, и доверчивые глупцы разделяют этот грех. - Даже Господа Брахму или Господа Шиву нельзя почитать наравне с Вишну, Нараяной, - продолжал Шри Чайтанья. - Если кто-либо думает, что эти полубоги равны Вишну или Нараяне, он уже безбожно грешит. Что же тогда говорить об обыкновенном живом существе? - Ты - Верховная Личность Господа, Сам Кришна, - ответил на это Пракашананда, - хотя и называешь Себя Его вечным слугой. Ты говоришь о Себе как о слуге Господа, но Ты достоин поклонения. Ты неизмеримо более велик и могуществен, чем я. Не понимая этого, я смеялся над Тобой, и потому все мои духовные достижения ныне утрачены. Писания говорят, что из многих миллионов людей едва ли найдется один чистый преданный Нараяны. Но только он по-настоящему счастлив и спокоен. Понося такую великую душу, мы утрачиваем, словно дым, богатство, доброе имя, благочестие, удачу и саму жизнь. Пока мы не примем с благоговением пыль с лотосных стоп великих преданных Господа, Кришна не обратит на нас никакого внимания. Теперь я должен служить Твоим лотосным стопам. За этим я пришел и падаю ниц перед Тобой! Такими словами Пракашананда прославил Шри Чайтанью, а потом он сел рядом с Махапрабху и начал задавать вопросы. - Ты объяснил ошибки майявады, - сказал Пракашананда. - И мы поняли, что все рассуждения Шанкары - лишь плод фантазии. Дорогой Господь, Ты открыл нам истину священных писаний. Удивительно было слышать Твои толкования! Ты - Верховная Личность Господа и обладаешь непостижимыми энергиями. Я прошу Тебя, кратко разъясни мне стихи <Веданты>! - Я - обычный человек и мало что знаю, - ответил Господь Чайтанья. - Но смысл <Веданты> необычайно глубок и велик, потому что ее создал Шрила Вьясадева, Сама Верховная Личность Господа. Он ч.б иллюстрация 7

знал, что обычному человеку не под силу осознать смысл и цель <Веданты> и милостиво объяснил ее, написав комментарий к <Веданте>, который называется <Шримад-Бхагаватам>. Все Веды заключены в священном слоге ом, с которого начинаются ведические гимны. Смысл омкары подробно разъяснен в четырех стихах <ШримадБхагаватам> (2.9.33-36) - чатух-шлоки. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, раскрыл Брахме, первому живому существу во Вселенной: <О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, личность Бога, и то, что остается после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога>. <О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай же, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме>. <О Брахма, как первоэлементы Вселенной входят в космос и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего>. <Кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными путями>. Господь Брахма передал это знание своему сыну Нараде, величайшему из мудрецов, Нарада рассказал Шриле Вьясадеве, а Вьясадева, глубоко осмыслив наставления своего духовного учителя, понял, что объяснения <омкары>, которые он услышал от Нарады Муни, он должен подробно раскрыть в своей книге <Шримад-Бхагаватам>, которая стала комментарием к <Ведантасутре>. Выводы четырех Вед и ста восьми Упанишад Вьясадева кратко изложил в <Веданта-сутре>. Та же цель всех священных писаний изложена в восемнадцати тысячах стихах <ШримадБхагаватам>: <Над всем во Вселенной царит Господь. Он - владыка всего живого и неживого. Каждому Господь выделяет его долю, необходимую для жизни. И человек должен принимать ее, не требуя лишнего, хорошо зная, кому все принадлежит> (8.1.10). Суть <Шримад-Бхагаватам> - наши взаимоотношения с Верховным Господом, деятельность и цель жизни. Она выражена в четырех стихах, чатухшлоки. Все объясняется в них. Изучай <Шримад-Бхагаватам> очень внимательно, и тогда ты поймешь истинный смысл <Веданта-сутры>. Обсуждай <Шримад-Бхагаватам> и всегда повторяй святое имя Господа Кришны - и ты без труда достигнешь освобождения и вкусишь нектар любви к Богу. Поистине без изучения <Шримад-Бхагаватам> человек никогда не поймет науку <Веданты> и смысла других священных писаний. Он просто запутается и кончит тем, что станет явным или тайным безбожником. Однако тот, кто находится на духовном уровне, однажды осознает Верховного Брахмана и обретет полное счастье. Такой человек никогда не страдает и не желает ничего. Он одинаково относится ко всем живым существам. В таком состоянии он обретает чистое преданное служение Кришне. Даже освобожденные души, погруженные в имперсональное сияние Брахмана, очаровываются играми Кришны. Они устанавливают божество и совершают служение Господу. В <ШримадБхагаватам> Шукадева Госвами сказал об этом Махараджу Парикшиту: <Дорогой царь, хотя я целиком пребывал на трансцендентном уровне, меня все же привлекли игры Господа Кришны. Поэтому я занялся изучением <ШримадБхагаватам> у моего отца Вьясадевы> (2.1.9). <Когда мудрецы Кумары вдохнули аромат листьев туласи и шафрана с лотосных стоп лотосоокой Личности Господа, они почувствовали перемену в сердце, хотя прежде были привязаны к безличному Брахману> (Бхаг.,3.15.43). <Все святые души желают любовного служения Шри Кришне, чьи деяния удивительны и духовны. Хари, Личность Господа, называют Кришной, потому что Он непостижимо привлекателен> (Бхаг.,1.7.10). В этот момент брахман из Махараштры напомнил, как Господь Чайтанья растолковал знаменитый стих <атмарама> из <Шримад-Бхагаватам>. - Шри Чайтанья раскрыл шестьдесят одно толкование этого стиха! - сказал он. Собравшиеся искренне изумились глубине познаний Господа Чайтаньи. Даже величайшие из мудрецов неспособны были на это. Люди выразили желание услышать эти толкования Господа Чайтаньи, и Господь вновь повторил их все. Объяснения Шри Чайтаньи Махапрабху атмарама-шлоки потрясли слушателей. Никто уже не сомневался, что Шри Чайтанья - не кто иной, как Сам Господь Кришна. Закончив говорить, Он поднялся, чтобы уйти, а люди вокруг пали перед Ним ниц и стали повторять маха-мантру. Охваченные непреодолимой любовью к Кришне, все жители Варанаси пели, смеялись, плакали и танцевали. С тех пор санньяси и ученые Бенареса читали и обсуждали <ШримадБхагаватам>. Господь Чайтанья даровал им освобождение, Он превратил Варанаси во вторую Навадвипу, город преданных. Глядя на недавних майявади, танцующих от любви к Кришне, Шри Чайтанья рассмеялся и сказал Своим спутникам: - Я пришел в Варанаси, чтобы продать Свой товар, но на него не нашлось покупателя. Мне даже показалось, что придется везти его обратно. Однако вы из-за этого чувствовали себя такими несчастными! Вам невыносима была мысль, что Я увезу отсюда Свой товар. И лишь по вашей милости Я сумел распродать все без труда. - Ты пришел в этот мир, чтобы освободить падшие души, - ответили преданные. - Ты уже освободил тех, кто живет на востоке и на юге, а теперь пришел освободить тех, кто живет на западе. Варанаси был единственным городом, где люди не обрели еще Твоей милости, они не хотели слушать Твою проповедь. Но Ты освободил их, и мы счастливы! Поразительная новость о том, что весь Варанаси поет имена Господа Кришны и изучает <Бхагаватам>, разнеслась по всем ближайшим городам и деревням. Сотни тысяч людей потянулись в Варанаси, чтобы увидеть Шри Чайтанью Махапрабху. Но домик Чандрашекхары, в котором жил Господь, был таким маленьким! Поэтому когда Господь шел к Ганге, чтобы совершить омовение, люди выстраивались по обеим сторонам дороги, чтобы увидеть Господа. Приняв омовение, Господь направлялся в храм Бинду Мадхавы. И опять по обеим сторонам дороги толпились люди. Тогда Господь Чайтанья вскидывал к небу Свои прекрасные длинные руки и кричал толпе: - Повторяйте имя Кришны! Пойте имя Хари! И повсюду звучала маха-мантра. Так продолжалось пять дней. На исходе пятого дня Шри Чайтанья решил покинуть Варанаси. Утром Он поднялся очень рано и тихо вышел из города. Тапана Мишра, Чандрашекхара, брахман из Махараштры хотели идти вместе с Ним в Джаганнатха Пури, но Господь остановил их. - Если вы хотите увидеться со Мной, - сказал Он, - приходите в Пури позже, Я с радостью встречу вас. Но сейчас Мне хотелось бы одному пройти через лес Джарикханда. Санатане Госвами Он повелел идти во Вриндаван: - Твои братья уже там и ждут тебя. Ты знаешь, что Мои преданные во Вриндаване обычно очень бедны. У них нет ничего, кроме старой накидки и кувшинчика для воды. Поэтому, Санатана, всегда поддерживай их! С этими словами Господь Чайтанья обнял Своих преданных и, не оглядываясь, отправился в путь, а преданные плакали от душевной боли, пока не потеряли сознание. Придя в себя, они поднялись и, убитые горем, Храм Вишвешвара в Варанаси, где бесчисленные толпы людей вместе с Чайтаньей Махапрабху повторяли Харе Кришна мантру.

вернулись в город. В тот же день Санатана Госвами вышел на дорогу, которая вела во Вриндаван.

* * *

Шрила Рупа Госвами, простившись с Господом Чайтаньей в Праяге, достиг Матхуры. Исполняя волю Шри Чайтаньи Махапрабху, он шел во Вриндаван. Там, у Дхрува-гхата на берегу Ямуны, он увидел Субуддхи Рая. Когда-то Субуддхи Рай был очень богат. Он владел большими землями в Бенгалии, имел много золота и ни в чем не знал нужды. Но однажды жизнь его неожиданно изменилась. Он должен был все оставить и покинуть свой большой полный достатка дом. Среди многочисленных слуг Субуддхи Рая был один по имени Шайяда Хуссейн Кхан. Субуддхи повелел выкопать большой пруд, но Хуссейн Кхан оказался ленивым работником и не спешил исполнить приказ хозяина. Окончательно рассерженный, Субуддхи ударил Хуссейна кнутом. Тот испугался и принялся за работу. Потихоньку ссора уладилась, о ней забыли. Субуддхи всегда заботился о своих слугах, и Хуссейну он тоже помогал, когда случалась нужда. Прошло время, и неожиданно Хуссейн стал Навабом в этой провинции. Получив власть, Хуссейн Кхан не забыл своего прежнего хозяина и в благодарность приумножил богатства Субуддхи Рая. Но однажды жена Хуссейна увидела на теле мужа след от плетки и пристала с расспросами. Хуссейну пришлось рассказать ей давнюю историю. - Убей Субуддхи Рая! - потребовала жена. - Отомсти за свой позор! - Что ты! Субуддхи всегда был добр ко мне, - возразил ей Хуссейн. - Вспомни, как Он заботился о нас, словно отец. А ты просишь, чтобы я его убил. Дурная мысль пришла тебе в голову! - Тогда отомсти иначе, - не отставала жена. - Обрати его в мусульманство! - Но это все равно что убить, - ответил Хуссейн. - Субуддхи Рай не станет жить, если я заставлю его переменить веру! Однако жена не давала ему покоя. Каждый день она заводила разговор о мести, просила и требовала, так что для Хуссейна Кхана померк белый свет. Он потерял всякое терпение и после очередной атаки направился к дому Субуддхи Рая. Не говоря ни слова, Хуссейн зачерпнул горсть воды из мусульманского кувшина и брызнул Субуддхи на голову. Этого было достаточно. Теперь все знали, что Субуддхи из индуса превратился в мусульманина. Друзья и родственники Субуддхи перепугались и не знали, что делать, один Субуддхи оставался спокоен. <Теперь я могу спокойно оставить семью, дела и уйти в Варанаси>, - подумал он. Субуддхи понимал, что весь этот смехотворный обряд не мог изменить его сердца и сделать мусульманином. Как и прежде, он оставался преданным Господа Шри Кришны. Все происшедшее с ним Субуддхи принял как знак к отречению, особую милость Господа Кришны. Но все же обряд посвящения в мусульманство был совершен, и теперь надо было подумать, как от него очиститься. С этими мыслями Субуддхи покинул Бенгалию и пришел в Варанаси, ища совета у ученых брахманов. Выслушав его историю, брахманы озабоченно покачали головами и сказали, что Субуддхи надо выпить раскаленного масла и расстаться с жизнью - другого выхода нет. Субуддхи поблагодарил их и отправился к другим брахманам, которые, наоборот, стали утешать его, заверять, что ничего страшного не случилось, пить раскаленное масло и расставаться с жизнью совсем не обязательно. От всех советов у Субуддхи голова пошла кругом, растерянный, он не знал, как поступать. На его счастье в это время в Варанаси находился Господь Чайтанья. <Пойду к Нему! - отчаялся Субуддхи. - Как Он скажет, так и сделаю>. Субуддхи направился к Господу и рассказал всю историю. - Что мне теперь делать? - спросил он Шри Чайтанью. - Иди во Вриндаван, - посоветовал ему Господь, - и там все время повторяй Харе Кришна мантру. Как только повторение станет чистым, все твои грехи исчезнут, словно туман под лучами солнца. А когда ты достигнешь совершенства в повторении мантры, ты обретешь прибежище у лотосных стоп Господа Кришны. И тогда ни один грех не коснется тебя. Исполняя волю Господа Чайтаньи, Субуддхи Рай покинул Варанаси и отправился во Вриндаван, попутно посещая многие места паломничества - Праяг, Айодхью, лес Наймишаранья. Пока Субуддхи Рай был в Наймишаранье, Чайтанья уже вернулся из Вриндавана в Праяг. В Матхуре Субуддхи Рай узнал, что разминулся с Господом, и очень расстроился, что больше не увидит Его. В окрестных лесах Матхуры Субуддхи Рай собрал немного сухого дерева и стал продавать его в городе. За каждую вязанку он получал пять-шесть пайсов. С тех пор он стал зарабатывать себе на жизнь продажей хвороста и дров. Но сколько бы ни заработал Субуддхи, он оставлял себе только один пайс на пропитание и покупал на него горсть жареного молодого горошка. Остальные деньги Субуддхи отдавал на хранение одному купцу. Когда у него накапливался избыток, он покупал йогурт и раздавал его бенгальским паломникам, посещавшим Матхуру. На эти же деньги он покупал иногда вареный рис и масло и тоже раздавал. Когда Субуддхи видел на улице просящего подаяние вайшнава, он тут же брал у купца свои деньги, чтобы накормить его. Когда в Матхуру пришел Рупа Госвами, Субуддхи Рай стал его слугой. Он знал Рупу еще с тех пор, когда Рупа находился на службе у Наваба Хуссейна Шаха, и всегда любил и почитал Рупу Госвами. Он провел его через двенадцать лесов Вриндавана и показал все места паломничества. Месяц, проведенный во Вриндаване, где проходили трансцендентные игры Господа Кришны, был таким вдохновляющим, что Рупа Госвами задумал пьесу об играх Господа Кришны. И начал работать над вступлением, в котором молил Господа об удаче и благословении. Однако дела призвали Рупу в Бенгалию, и работу на время путешествия пришлось прервать. К тому же Рупе нужно было разыскать старшего брата Санатану. Рупа Госвами простился с Субуддхи, который все это время был рядом с ним, и покинул Вриндаван. Рупа и Анупама шли берегом Ганги, а Санатана - главной дорогой, и потому они разминулись. В Матхуре Санатана Госвами повстречал Субуддхи Рая, который рассказал ему все, что знал о Рупе и Анупаме. Субуддхи Рай и Санатана Госвами знали друг друга еще

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: