Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 90%

в Бенгалии. Субуддхи был очень привязан к Санатане, но Санатану, столь строгого в исполнении обетов санньяси, смущала эта нежная дружба. Приютом ему служила тень дерева, а пищей - немного пахты. В Матхуре Шрила Санатана стал собирать сведения и старинные книги о святых местах Вриндавана, чтобы исполнить волю Господа Чайтаньи и разыскать их. Пока Санатана Госвами путешествовал по Вриндавану, Рупа Госвами и Анупама пришли в Варанаси. Тапана Мишра, Чандрашекхар и брахман из Махараштры счастливы были этой встрече. Общение с чистыми преданными Господа так же сладостно, как и с Самим Господом. Рупа Госвами жил в доме Чандрашекхара, а прасад принимал у Тапаны Мишры, как это делал Господь Чайтанья. Преданные рассказали Рупе Госвами о тех наставлениях, которые в течение двух месяцев Господь Чайтанья давал Санатане Госвами. С подлинным блаженством Рупа слушал историю о том, как Господь даровал освобождение санньяси-майявади. Своей беспричинной милостью, подобной наводнению, Господь Чайтанья изменил духовную жизнь Варанаси. Видя, как жители Варанаси почитают Шри Чайтанью Махапрабху, Рупа радовался еще больше. Десять дней прожил он в Варанаси, а потом пошел в Бенгалию. Все великие преданные Шри Чайтаньи Махапрабху почитали и любили Шрилу Рупу и Шрилу Санатану. Если кто-нибудь из Пури совершал паломничество во Вриндаван, то по возвращении его обязательно спрашивали: - Как живут во Вриндаване Рупа и Санатана? Чем они занимаются? Где находят еду? Как совершают свое служение? - Оба брата не имеют дома, - прославляли Рупу Госвами и Санатану Госвами вриндаванские паломники. - Кровом им служит тенистое дерево. Но, проведя под ним одну ночь, они переходят к другому. Они находят себе скудную еду, стучась в дома брахманов. Братья отказались от всех мирских удовольствий. Если им подают лакомства, они отказываются и принимают только кусок черствого хлеба и жареный молодой горошек. Все их имущество - это маленький кувшинчик для воды и старое стеганое одеяло на плечах. Но Рупа и Санатана чувствуют себя самыми счастливыми людьми на свете. Они постоянно поют святые имена Кришны и говорят об играх Господа. Беседы эти вызывают в них такое неудержимое ликование, что они начинают танцевать. Двадцать четыре часа в сутки братья заняты служением Господу. Обычно они спят не больше часа, иногда полчаса, а иногда не спят вовсе, непрестанно повторяя святое имя Господа. Они пишут прекрасные духовные книги о преданном служении, слушают рассказы об играх Шри Чайтаньи Махапрабху и размышляют о Господе. Слушая о том, как живут Рупа и Санатана, спутники Господа Чайтаньи приходили в изумление. - Что за удивительные люди, эти братья?! - восклицали они. - Какую великую милость Господа они обрели! В своих книгах Шрила Рупа Госвами сам рассказал о том, как ГосподьЧайтанья явил ему Свою милость: <Хотя я - последний из людей и совсем ничего не знаю, Господь наградил меня Своей милостью и вдохновил писать духовные книги о преданном служении. Поэтому я почтительно кланяюсь лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Верховной Личности Господа, который дал мне возможность писать о Нем>. Исполняя волю Шри Чайтаньи Махапрабху, которая стала миссией их жизни, Рупа Госвами и Санатана Госвами, а вслед за ними и все остальные из шести Госвами Вриндавана - Шрила Рагхунатха Даса Госвами, Шри Гопал Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Рагхунатха Бхатта Госвами - записали и систематизировали все наставления Господа Чайтаньи, разъясняя каждую философскую тонкость в сложной санскритской терминологии. До появления работ шести Госвами <философия святого имени>, которую проповедовал Шри Чайтанья и которая проявилась в Его необычайном экстазе во время воспевания святого имени, не имела философского обоснования. В традиции гаудия-вайшнавов не было осознания, почему воспевание святого имени пробуждает в сердце любовь к Богу. Но Госвами Вриндавана представили убедительные доказательства в пользу утверждения Шри Чайтаньи: <Господь и Его имя суть одно>. Они учили, что, поскольку Господь абсолютен, нет различий между Ним и Его святым именем. А потому, когда воспевание чисто, имя приводит человека в непосредственный контакт со Всевышним. Шри Чайтанья показал это собственной жизнью, в духовном экстазе возносясь к Господу. Подобный экстаз испытывали и сами Госвами и описали его в своих книгах. Шесть Госвами говорили, что во время воспевания святого имени, если это делается с верой, присутствует не только могущество Господа, но и Сам Господь. Они назвали эту убежденность доктриной наманаминовадвайта, или наманаминорабхеда, <отсутствие различий между Носящим Имя и Его Именем>. Джива Госвами в своей <Бхагават-сандарбхе> прямо называет главную цель: бхагават-сварупам эва нам, <имя Верховного Господа - Его подлинная сущность>. Он же в другой цитате говорит: <Разговор об аватаре, нисхождении Господа, - это сама аватара Всевышнего, воплощенная в звуке: варнау-пенаватаро йам>. Шесть Госвами Вриндавана изложили философию Шри Чайтаньи и снабдили комментариями для блага будущих поколений. Но в разрешении этой задачи Госвами были не одиноки. Другие авторитетные авторы, редакторы и философы школы Чайтаньи и десятки других замечательных личностей внесли свой уникальный вклад в общее дело. Однако из непосредственных учеников Шри Чайтаньи шесть Госвами Вриндавана были самыми выдающимися. Во время странствий по Индии Господь Чайтанья повстречался со своими будущими учениками-Госвами в такой последовательности: первым в Шантипуре Он встретил Рагхунатху даса, затем в Южной Индии - Гопала Бхатту, далее в Рамакели - Рупу и Санатану (здесь можно назвать и Дживу Госвами) и последним в Бенаресе по пути во Вриндаван - Рагхунатху Бхатту. Хотя игры Шри Чайтаньи полны мистических происшествий и религиозных откровений, Его встречи с шестью Госвами представляют собой самое значительное событие в ранней истории движения санкиртаны, поскольку именно Госвами Вриндавана облекли в канонический вид несравненные по своей глубине наставления Шри Чайтаньи. Они создали 219 произведений на санскрите, что является самым значительным научным вкладом в духовную литературу на санскрите, и связали гаудиявайшнавизм со всей ведической традицией.

* * *

Покинув Варанаси, Господь Чайтанья через джунгли Джарикханда возвращался в Джаганнатха Пури. Лесная дорога доставляла Ему удовольствие. Как и прежде, Господь совершал удивительные игры с дикими животными, пробуждая в них изначальное духовное сознание, благословляя пением Харе Кришна мантры. В экстазе любви Он восклицал: <Ха Джаганнатх!> - и, словно лев, решительно устремлялся вперед, так что Его спутник еле успевал за Ним. Не дожидаясь Балабхадры, Господь вошел в маленькую лесную деревушку. Навстречу Ему шел, как видно, на базар, мальчикпастушок с горшком свежей простокваши. - О дорогой пастушок, - остановил его Шри Чайтанья, - Я изнемогаю от жажды. Не дашь ли ты Мне немного молока? Мальчик упал Господу в ноги и ответил: - Пожалуйста, возьми сколько хочешь! И Господь Чайтанья одним глотком опустошил горшок и отправился дальше, бросив на ходу: - Постой здесь, сейчас подойдет Мой спутник, он расплатится с тобой. Господь быстро скрылся из виду, а мальчик присел и задумался. Вскоре на дороге показался Балабхадра. - Ты не видел тут санньяси? - спросил он пастушка. - Да, Он выпил все мое молоко и сказал, что ты заплатишь мне. Если у тебя есть какие-то деньги, пожалуйста, заплати, и я пойду домой. - Откуда ж у меня деньги? - удивился Балабхадра. - У меня нет ни пайса. - Хорошо, - согласился мальчик, - забудем об этом. Только передайте этому санньяси, что я смиренно кланяюсь Его лотосным стопам. И мальчик, собравшись уходить, нагнулся за пустым горшком, но не смог его поднять. Горшок оказался таким тяжелым, что он даже не сдвинул его с места. Подняв крышку, он с изумлением увидел, что горшок полон золота и драгоценных камней. Мальчик тут же побежал в ту сторону, куда не так давно ушел Господь Чайтанья, и скоро увидел Его, поджидающего Своего спутника. Махапрабху добродушно улыбнулся мальчику. Тут подошел и Балабхадра, счастливый тем, что пастушок обрел прибежище лотосных стоп Господа. - Эй, пастушок, беги домой! - сказал Шри Чайтанья. - Ты получил благословение, Кришна одарил тебя Своей милостью! Возвращаясь домой, мальчик не чувствовал земли под ногами от радости. Через мгновенье волна божественной любви захлестнула его, ноги сами танцевали. Обезумев от экстаза Кришна-премы, он пел святое имя Хари, танцевал и катался в пыли. Скоро он собрал вокруг себя всю деревню, заражая всех экстатическим весельем. Нет предела трансцендентным играм Господа Чайтаньи на Его пути в Нилачалу. В Атхаранале, недалеко от Джаганнатха Пури, Господь послал Балабхадру Бхаттачарью вперед, чтобы он созвал всех преданных. Балабхадра Бхаттачарья спешил изо всех сил, но новость о возвращении Господа опережала его. Живительной влагой пролилась она на преданных, жизнь стала возвращаться к ним. Ликующие толпы вайшнавов устремились навстречу Господу Чайтанье. Огромная киртана оглашала своды Вселенной, радость преданных не знала границ. Впереди всех шли Шри Парамананда Пури и Брахмананда Бхарати. Наконец они увидели Его у берега озера Нарендра. Гул величайшего ликования стоял в воздухе. Увидев духовных братьев Своего гуру, Господь Чайтанья почтительно поклонился. В ответ оба с великой любовью обняли Шри Чайтанью. Господа окружили Сварупа Дамодара, Гададхара Пандит, Джагадананда, Кашишвара, Говинда и Вакрешвара, Каши Мишра, Прадьюмна Мишра, Дамодара Пандит, Харидас Тхакур, Шанкара Пандит и еще множество преданных. Они падали к Его лотосным стопам, а Шри Чайтанья обнимал их в великом восторге. Все преданные тонули в океане духовного блаженства. Окруженный несметной толпой преданных, Господь направился в храм Джаганнатхи. <Сейчас Я увижу Господа Джаганнатху!> - с блаженством думал Он про Себя и выдыхал: - Ха Джаганнатха! У главных ворот храма, Симха-двары, Он издал громкий крик и вбежал в храм. Как только Шри Чайтанья увидел Господа Джаганнатху, Его захлестнули волны трансцендентной любви. Началась радостная киртана, весь город сбежался в храм, приветствуя Господа Чайтанью. Остаток дня и ночь Господь пел святые имена и танцевал вместе со Своими возлюбленными преданными, прославляя трансцендентные качества Господа Хари. Наутро служитель храма надел на Шри Чайтанью цветочную гирлянду с божеств и предложил прасад, а храмовый сторож Туласи почтительно стоял рядом. Сарвабхаума Бхаттачарья, Рамананда Рай и Ванинатха Рай ни на мгновенье не отходили от Махапрабху. Из храма они повели Его в дом Каши Мишры. Сарвабхаума Бхаттачарья и Гошани Пандит пригласили Гаурангу к себе на обед. Господь с удовольствием принял приглашение, попросив принести прасад Господа Джаганнатхи. Сарвабхаума Бхаттачарья и Пандит Гошани немедленно отправились в храм и принесли горы прасада, и Господь пообедал вместе со Своими друзьями. Его путешествие во Вриндаван закончилось, и теперь Он с восторгом рассказывал о нем преданным.

\ ЭПИЛОГ Н а этом завершается Мадхья-лила, странствия Шри Чайтаньи Махапрабху по Индии, в которых Он провел шесть лет. Ему было 30 лет, когда Он вернулся в Пури, чтобы больше не покидать его до конца Своих игр на Земле. Оставшиеся восемьнадцать лет Господь проведет в возвышенном состоянии всепоглощающей любви к Богу, наставляя последователей, являя мистические и экстатические откровения и вдохновляя весь мир возвыситься до чистой любви к Богу, когда слезы, словно реки, сами катятся из глаз. Миллионы книг не опишут до конца трансцендентные игры Господа Чайтаньи. Первые шесть лет после принятия санньясы Он провел в паломничестве, после каждого путешествия неизменно возвращаясь в Джаганнатха Пури, а потом снова покидая его. Странствуя из края в край, Он дарил освобождение падшим душам этого мира, наслаждался нектаром преданного служения Кришне и проповедовал повсюду. Он говорил о преданном служении, о любви к Богу и невыразимой сладости игр Господа. Шри Чайтанья разъяснял глубочайший духовный смысл и цель <ШримадБхагаватам>, который тождествен Самому Верховному Господу. <Бхагаватам> - это воплощение Кришны в слове. Иногда Шри Чайтанья проповедовал Сам, а иногда наделял Своего чистого преданного силой говорить об исполненном любви и верности служении и Сам внимал его словам. Любой наделенный разумом человек поймет, что во всех трех мирах нет никого милостивее Шри Чайтаньи Махапрабху, никто не сравнится с Ним величием. Нет никого, кто был бы так же добр к своим преданным, которые с верой и любовью внимают рассказу об играх Господа Чайтаньи. Они обретают прибежище у Его лотосных стоп. С пониманием игр Шри Чайтаньи Махапрабху приходит знание о Кришне. Нет ничего выше, нечего больше постигать в этом мире. Игры Господа Кришны - нектар духовной науки. Подобно сотням ручейков, нектар этот течет по Вселенной, омывая души людей. Игры Шри Чайтаньи Махапрабху - вечный и неиссякающий источник блаженства. Пусть ум лебедем плавает в этом мистическом озере. Преданное служение Кришне подобно ликующим зарослям лотосов, полных нектарного меда. Каждый может изведать его небесный вкус. Если все ученые, размышляющие о мире, призовут пчел своего ума в эти заросли лотосов и радостно насладятся восторгом любви к Кришне, они получат ответы на все вопросы. Преданные Господа Кришны подобны лебедям и птицам чакравака, которые играют среди лотосов. Бутоны лотосов - это никогда не прекращающиеся игры Кришны, и, подобные лебедям, преданные вкушают их. Все преданные Шри Чайтаньи Махапрабху подходят к берегам этого великого духовного озера и в его божественных водах становятся лебедями и птицами чакравака, ища прибежища под сенью лотосных стоп Господа Чайтаньи. Все их страдания исчезают, словно туман. Продолжая свое служение, они обретают величайшее счастье и ликуют от любви к Богу. Вайшнавы, нашедшие прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, могут напоить нектаром преданного служения весь мир, Господь наделил их таким могуществом. Они подобны облакам, проливающим на землю желанный дождь. Дождь преданного служения питает плод любви к Богу в этом мире. Игры Господа Чайтаньи Махапрабху исполнены нектара, а игры Кришны подобны камфаре. Когда нектар смешивают с камфарой, получается необычайно сладкий вкус. Всякий может изведать его по милости чистых преданных, постоянно наслаждающихся этим нектаром. Без нектара игр Господа Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху преданный слабеет и падает. Но одна лишь капля его оживляет утраченную силу и ум и заставляет смеяться, петь и танцевать от счастья. Ничто в мире не сравнится с этим нектаром. Нужно твердо верить в Господа Чайтанью и опасаться множества небылиц о Господе или бездны духовного падения. Кто оступается - погибает.

* * *

<Шри Чайтанья-чаритамрита> - необычайно возвышенная книга. В ней описываются игры Господа Чайтаньи, поэтому она всегда остается жизнью и душой всех вайшнавов и недоступна мирскому человеку. Люди, завистливые, как свиньи, не почувствуют ее сладости и не полюбят. Но для всех святых и чистых сердцем игры Господа Чайтаньи покажутся неисчерпаемо сладостными. Пусть же эта сладость растет в их сердцах день ото дня!> (Кришнадас

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: