Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%

проводить физические упражнения, следует избегать острой и соленой пищи.

Зима - наилучшее время для пищеварения, ибо холод задерживает теплоту в желудке и теплота не рассеивается. Зима лучше всех времен года разбивает черную желчь вследствие своей холодности и краткости дня при длинной ночи. Зимой скапливается много слизи, частые простудные заболевания увеличивают количество слизи и запирают ее. Поэтому зимой необходимо принимать разрежающие лекарства. Можно сделать лекарство для зимнего периода - это алоэ, мед и вино, смешанные вместе. Отрывающие липкую аму с дош -сок свеклы, полынь, тысячелистник, цикорий, аир. Питаться зимой лучше теплой, жидкой пищей, наподобие всевозможных супов, крупяных каш, творог. ( см. в разделе " питание " )

Летом уменьшается количество крови и слизи. Летом умножается желтая желчь, а в конце лета увеличивается количество черной желчи. Сроки болезней летом сокращаются, горячий воздух способствует растворению соков, доводит материю болезни до зрелости и изгоняет ее. Жаркое и сухое лето быстро разрешает болезни, тогда как сырое лето увеличивает их сроки. В сырое лето часто бывает водянка, "скользкость кишок", когда из-за обилия слизи пища из желудка быстро проскальзывает в кишечник, не пройдя процесса первого переваривания пищи. Этому всему способствует обильное нисхождение соков сверху вниз, особенно из головы.

Осенью бывает много заболеваний, ибо люди часто находятся на горячем солнце днем, а потом переходят в холодное -место, а также из-за обилия плодов, которые портят соки. Соки тела портятся осенью из-за дурных кушаний. Осенью кровь сильно уменьшается в количестве, осень не способствует зарождению крови, из соков осенью умножаются в теле черная и желтая желчь.

Осенние болезни - шелушащаяся лихорадка, раковые опухоли, боли в суставах, лихорадка, также осенью увеличивается селезенка и бывает недержание мочи, так как в мочевом пузыре происходит изменение натуры от жары и от холода. Осенью обостряются болезни легких, боли в спине и бедрах, так как осенью материя в теле меньше движется, она сжата от холода. Также осенью набирают силу черви в животе, потому что телесные силы осенью ослабевают, пища должным образом не переваривается и потому появляются излишки материи. Осень - самое вредное время года для легочных, чахоточных больных. Наилучшая осень - влажная и дождливая.

Кроме воздуха как внешний фактор на человека оказывает воздействие вода. Вода является одним из элементов нашего тела, питает, проводит питательные вещества и улучшает их консистенцию. Лучшая вода - это вода родников, которые протекают по чистой земле, в почве которой не преобладают посторонние свойства и качества, или по каменистой земле, которая лучше сохраняется от загнивания. Но земля, состоящая из чистой глины, лучше, чем каменистая. При кипячении происходит отделение от воды тяжелых частиц земли, кипячение утончает воду, устраняя уплотнение от холода, примеси, выпадают в осадок. Что же касается воды из колодцев и подземных каналов, то по сравнению с родниковой водой она не совсем хорошая, ибо она состоит из запертых вод, которые в течении долго времени были смешаны с частицами земли и она не свободна от некоторой гнилостности. Такая вода извлекается из глубины и приводится в движение понуждающей внешней силой, а не силой, заложенной в ней самой, склонной устремляться наружу. Извлечение из глубины достигается искусственно, с помощью хитрости человека, облегчающего возможность воде вырваться наружу. Хуже всего та вода, для которой проложили проход в свинцовых трубах, она заимствует силу свинца, и это обстоятельство часто вызывает язвы в кишках. Снеговая вода и вода талая является густой по качеству. Стоячие воды, каковы бы они не были, не подходят для желудка.

Холодная вода в умеренном количестве - наиболее подходящая для здоровых людей, хотя она иногда вредна для нервов и вредна для тех людей, которые страдают опухолями внутренностей. Холодная вода возбуждает аппетит. Горячая вода портит пищеварение, у людей конституции Питта она может гасить аппетит. Теплая вода, если ее пить натощак промывает желудок и опускает естество.

Процесс превращения пищи в четыре основные материи

С момента попадания пищи в рот и до тех пор пока она усвоится и превратится в составную часть тканей тела, она проходит четыре стадии превращений. Каждую из них соответственно называют первым, вторым, третьим и четвертым этапами переваривания, или усвоения. Каждый этап усвоения имеет свои особенности, его конечный результат, или продукт превращения, свойственен только этому этапу, точно так же ему свойственны и определенные отходы ненужных веществ, удаляемые из организма. Конечный полезный продукт каждого этапа остается для дальнейшего усвоения в качестве питательного вещества, а отходы этого этапа удаляются наиболее близкими и доступными путями.

Первый этап начинается с момента пережевывания пищи во рту и заканчивается тогда, когда пища в виде теплой кашицы поступает из желудка в печень и в кишечник. Эта кашица называется " килус ". Жидкая часть "килуса" по волосяным протокам или сосудам, соединяющим желудок с печенью, проходит в печень. Густая, более плотная часть кашицы, переходит в кишечник, и ее называют "бироз" (выделения). На этом заканчивается первый этап переваривания пищи в организме. Второй этап переваривания называется "кимус", происходит в печени. Этот этап состоит в том, что пищевая кашица ( килус ), поступившая из желудка в печень, превращается в основные материи организма (ахлот), то есть в кровь, лимфу, сафру и савду, которые следуют в кишечник, а отходы этого этапа, моча выводятся из организма через почки и мочевой пузырь. На языке Аюрведы жидкости тела отождествляются с тремя дошами в теле. Так, например, если в крови преобладает сафра ( желтая желчь ) - это преобладает Питта. В крови преобладает савда ( черная желчь ) - преобладает Вата. Если в крови преобладает слизь ( лимфа ) - преобладает Кафа.

Третий этап превращения происходит в сосудах и состоит из превращения основных материй в составную часть тканей и органов в пропорции, которая определяется конституцией человека. Именно здесь сказывается преобладание той или иной материи в организме того или иного человека, что определяет конституцию его тела.

Четвертый этап преобразования пищи происходит в органах и тканях тела. Он состоит в превращении жидкости в вещество, подобное или идентичное веществу органа или ткани. Отходы этого этапа - пот и вязкие жировые выделения - удаляются из организма.

Итак, четыре основные материи - это жидкие текучие вещества, которые получаются путем расщепления килуса, или пищевой кашицы.

Те вещества переработанного килуса, которые подверглись действию естественного тепла организма, полностью созрели и поднялись на поверхность, представляют собой сафру (пена крови, желчь). Вещества, которые выпали в осадок, это савда (черная желчь), более тяжелая часть жидкости, обремененная осадком. Та часть вещества и жидкости, которая остается посредине между поверхностным (более легким) и нижним (более тяжелым) слоями это кровь. Вещества, которые не поддались за это время действию естественного тепла организма и остались не созревшими, сырыми, - это лимфа.

Конституция (что означает смешение) - это состояние организма, которое происходит от смешения четырех основных его движущихся жидких материй (крови, лимфы, сафры и савды). Их взаимодействие и взаимосмешение происходит согласно макету тонкого тела, и жидкости тела перестраиваются таким образом, что какая-то одна жидкость занимает главную позицию. Если будет преобладать лимфа, человек будет конституции Кафа, если будет преобладать сафра, то человек будет иметь конституцию Питта. Как правило, в натуре человека преобладают две жидкости, например, савда-сафра - конституция ВатаПитта или сафралимфа - конституция Питта-Кафа и т. п. Это означает, что человек имеет двойную конституцию. Природа, или естество, этих материй имеют свойства: тепло, холод, сухость, влага. Например, кровь имеет горячую, влажную природу, лимфа - холодную, влажную природу, сафра - имеет горячую сухую природу, а савда имеет холодную, сухую природу.

Материи могут менять свой статус в зависимости от количества. Кровь может увеличиваться по своему количеству, объему, не меняя своего состава и свойств и будет действовать преобладающим образом только благодаря своему количественному перевесу. Кровь может стать более густой и будет преобладать благодаря степени своей концентрации. Она может стать более жидкой, ниже среднего уровня концентрации, в ней могут появиться гнилостные вещества и т. д. Все это также свидетельствует о том, что преобладание какого-либо свойства никогда не бывает постоянным, а лишь временным. Так, преобладание холода ведет к накоплению жидкостей, лимфы, ввиду чего по1лучит преобладание и влажность, а это означает, что в теще будет преобладать лимфа с присущей ей холодностью и влажностью.

1 Горячая натура ведет к высушиванию материй, и тогда возобладает тепло и сухость вместе взятые, то есть сафра, и натура станет сложной - горячей и сухой.

В противоположность одной конституции ( конституция Вата, или конституция Питта, или конституция Кафа), Двойные конституции, как правило, являются более жизнестойкими, так как жидкости тела видоизменяются только в определенных пределах в зависимости от условий внешней среды, возрастных периодов жизни.

Разделение натур людей в зависимости от преобладания одной из четырех материй, идущее из глубины веков через труды мудрецов Индии, труды древнегреческих, арабских, таджикских и персидских ученых - медиков вошло еще в средние века в медицинский обиход и в европейскую медицину. Так люди, в конституции которых преобладала кровь, относились к сангвиникам, то есть имели сангвинический темперамент (от латинского слова "сангвис" - кровь). Люди этого типа живые, подвижные, жизнерадостные, увлекающиеся, горячие.

Те люди, в конституции которых преобладает лимфа, относятся к флегматическому типу, то есть являются флегматиками (от греческого слова "флегма" - слизь). Эти люди спокойны, медлительны, внешне слабо выражают свои чувства.

Люди с преобладанием сафры принадлежат к холерическому темпераменту, то есть являются холериками (от греческого слова "холе" - желчь). Они энергичны, легко возбудимы, горячие по натуре.

Те люди, у которых преобладает савда, относятся к меланхолическому типу и являются меланхоликами (от греческих слов "мела" - черный и "холе" - желчь). Такие люди склонны к грустным мыслям и угнетенному настроению.

Особенности и свойства основных материй и натур

Медицина - одна из древнейших наук, истоки которой восходят к первому духовному учителю всего человечества, к Кришне. В письменном наследии древних народов Египта и Греции, Рима, Ирана, Индии и Тибета, Средней Азии и других стран упоминаются труды индийских медиков. Выдающийся ученый-энциклопедист средневековья, прославленный медик и врач-клиницист Абубакр Мухаммад ибн Закария Рози в своем труде использовал комментарий индийского мудреца Сушруты к медицинским сведениям и предписаниям, содержащимся в Ведах.

Греко-арабско-персидско-таджикская медицина основана на признании четырех элементов, или стихий природы: воздуха, воды, огня, земли. Соответственно, и в организме человека различаются четыре основные материи (арабское "хилт"), каждая из которых соответствует какому-либо элементу или стихии. Так, кровь по своей природе подобна воздуху и имеет такую же природу, как и воздух. Лимфа уподобляется воде и имеет ту же природу, сафра подобна огню и имеет ту же природу, савда подобная земле и имеет те же качества, что и земля. Как мы видим из этого примера, сходство между стихиями природы и главными материями организма прослеживалось не на основе их физического состояния - твердое, жидкое, газообразное, а лишь по сходству их воздействия на другие предметы, растения, животных, человека по основным свойствам - жару, холоду, влажности и сухости. Здесь подразумевается, что каждое из этих свойств, если оно присуще самому веществу, воздействует на другие вещества соответствующим образом. Например, жар - это свойство горячить, разгорячать все, с чем соприкасается предмет, обладающий им, холод холодит, влага увлажняет, сухость высушивает.

Однако это соответствие и соотношение между стихиями и основными материями организма человека в различных медицинских системах Востока приводится по-разному. В теоретических основах индийской медицины признаются не четыре стихии природы, а пять. Это земля, вода, огонь, воздух, эфир. Но в основе практической аюрведической медицины лежат лишь три основные материи организма: желчь, лимфа, воздух. В аюрведической медицине эти материи-имеют гораздо больший смысл. Так, желчь понимается как основной фактор, воздействующий на кровообращение и обмен веществ в организме, лимфа - фактор, увлажняющий организм и охлаждающий его, воздух - основной действующий фактор, заставляющий функционировать нервную систему и проявляющий жизнь и жизненные функции организма.

Что же касается китайской медицины, то она основана на совершенно иных принципах. В ней прежде всего признаются два начала (или основы) - мужское и женское. Помимо этих двух основ, или начал, в китайской медицине признается пять элементов, или стихий природы: вода, земля, огонь, металл, дерево. Стихии здесь соотносятся не с материями (соками), а с различными органами человеческого тела. Вода соотносится с почками, земля - с селезенкой, огонь - с сердцем, металл - с легкими, дерево с печенью. Причина этого различия основных материй заключается в различиях климата, условий жизни, питания и т. д, потому что лекарственные вещества или продукты питания в условиях одной страны оказывает одно действие, а в другой стране в других климатических и иных условиях - другое действие. Эти различия и отражены в описаниях свойств веществ различного происхождения. Например, во многих медицинских произведениях, написанных в Индии, имеется немало отличий такого рода по сравнению с медицинскими книгами, созданными вне пределов Индии - в Средней Азии, Иране и странах арабского Востока. Эти сведения дополняют и расширяют круг наших знаний о лекарственных свойствах различных веществ.

СТЕПЕНИ ДЕЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ СВОЙСТВ ( тепло, влажность, сухость, холод ) И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

Все вещества растительного, органического, животного и минерального происхождения по своим свойствам подразделяются на определенные категории в соответствии с их основными свойствами. Так вещества могут обладать нагревающими и высушивающими свойствами. Однако такого рода веществ очень много, и все они различаются в той или иной мере между собой. Иначе говоря, мера или степень одного и того же качества в разных веществах бывает различной. Поэтому в старой медицине введено деление каждого из основных свойств: горячего, холодного, влажного и сухого - на четыре степени. При этом первая степень какого либо свойства означает его незначительное количество, как бы начальную ступень, вторая степень - уже явно выраженное качество, третье - резко и сильно выраженное качество и действие и, наконец, четвертая степень представляет собой наиболее резко и крайне выраженное сильно действующее качество. Например, тмин обыкновенный его естество горячее и сухое во второй степени, уксус холодный и сухой во второй степени, естество сливы холодное в первой степени и влажное во второй, черный перец - естество его горячее и сухое в третьей степени.

Как лекарственные, так и питательные вещества оказывают общие воздействия в соответствии с их свойствами, например, способность нагревания, способности разделять и раздроблять вещества, растворения теплом, охлаждения, затвердения холодом, смягчения, превращения в скользкую жидкость, высушивания, огрубления и закрепления сухостью.

Так, с точки зрения пользы для определенных органов, способствующих деятельности мозга и укрепляющими его считаются такие средства, как яблоки, груши, имбирь, гвоздика, лепестки красной розы, розовая вода, шиповник. Укрепляющими желудок считаются айва, корица, гвоздика, лепестки красной розы, тмин. Укрепляющими сердце и улучшающими настроение считаются ревень, груша, сладкие гранаты, корица, шалфей, шафран, яблоки, сушеная кинза, лепестки красной розы, янтарь.

По определенному виду воздействия лекарственные средства подразделяются на многочисленные категории, такие как закрепляющие, слабительные, выводящие сафру, савду, разжижающие лимфу и т. п.

Например, закрепляющими свойствами обладает рис, чечевица, янтарь, тмин, пшено, крахмал. Выводящими сафру считаются слива, полынь, сушеная фиалка, лепестки красной розы, сыворотка, уксусомед, кориандр и др.

Средствами выводящими и уменьшающими лимфу, являются алоэ, лист сенны, перец черный, перец красный, кардамон, корица, гвоздика и др.

Средствами, выводящими савду, являются лаванда, лист сенны, корица, гвоздика, куркума, листья карри и др.

Растворяющими плотные и густые материи и вязкие материи являются ромашка, тысячелистник, мята, лавровый лист, сок свеклы, свекольный лист, лист березы, лист ивы, лист дуба.

Разжижающими густые и вязкие материи считаются ромашка, крапива, мята, щавель, горчица, корица, чеснок, уксус и др.

Средствами, способствующими быстрейшему созреванию сырых материй, а также нарывов, опухолей считаются инжир, шафран, капуста и др.

Средства, успокаивающие разгоряченность ("кипение крови"), - цикорий и салат (особенно их семена), кинза, лепестки красной розы, лимон, уксусомед и др.

Средства, устраняющие густоту и вязкость крови, ее сгущенность - уксусомед, слива и сливовый сок, бадьян, медовая вода, а также и другие специальные средства в зависимости от причины или материи, сгустившей кровь, ( например, если сгущение произошло от савды, применяют средства, выводящие савду, если причиной является лимфа, употребляются средства, рассасывающие и выводящие ее ).

Обладающими мочегонным и потогонным действием являются ромашка, анис, тысячелистник, корица, петрушка и др.

Успокаивающими боль являются квасцы, листья березы, кора дуба, листья ивы, лопух, крахмал и др.

Средства, рассеивающие ветры, газы, испарения и выводящие их из организма, - являются имбирь, анис, черный перец, петрушка и др.

Утучняющими, дающими поправку тела являются рис, отваренный в молоке, финики и инжир, отваренные в молоке, изюм с молоком, орехи грецкие с изюмом или инжиром.

Средствами, расслабляющими ткани и открывающими (расширяющими поры) и способствующими выводу застойных и вредных веществ, являются примочки из тмина, аниса или льняного семени.

Особую и оригинальную категорию лекарственных веществ составляют средства, улучшающие и повышающие настроение. Эти вещества хорошо действуют на тонкие ткани мозга, способствуют его оптимальной активности и оказывают в большинстве случаев благоприятное воздействие на работу сердца, стимулируя его деятельность в определенном мажорном режиме. Поэтому многие сердечные средства являются одновременно средствами, улучшающими настроение, к ним относятся сладкий гранат, лаванда, корица, гвоздика, кардамон, кориандр, шафран, лимон, груша, сладкое яблоко. Некоторые вещества и продукты являются "по совместительству" и улучшающими настроение, и дающими хорошее, доброкачественное питание телу и всем органам. К таким продуктам относятся молоко и молочные продукты. Молоко с размолотыми ядрами грецких орехов очень вкусно, питательно и полезно для органов, в него можно для улучшения вкуса добавить одну треть молотой корицы, кардамона, шафрана, ложечку меда или жженого сахара. Такой состав оказывает тройное действие: хорошо питает, веселит сердце и нейтрализует действие вредных веществ.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИИ

Исходя из различия организмов древняя Аюрведа признает лишь строго дифференцированное лечение. Это значит, что для каждого типа организма требуется свой метод лечения. Те средства, которые хороши для человека с горячей натурой ( эти средства должны быть, в основном, охлаждающими ), никак не могут быть применены для человека с холодной натурой, ибо такое лечение еще более переохладит организм и поэтому охлаждающие средства могут усилить приступ болезни или даже вызвать новую.

Для того, чтобы пользоваться методами лечения согласно принципам Аюрведы, нужно прежде всего выяснить состояние своей конституции, так как природная конституция, данная человеку с рождения, может изменить свои качества, поэтому мы говорим о выяснении состояния своей конституции. Присущая данному человеку устойчивая конституция может расстраиваться по разным причинам: от неправильного питания, от неправильного лечения, от влияния окружающей среды и т. п.

После определения конституции и состояния организма в данный момент необходимо выяснить преобладающую материю в организме. При этом следует иметь в виду, что преобладать, то есть находиться в излишнем количестве и концентрации может не только одна, но даже две материи.

Так, признаками преобладания крови, то есть ее кзлишка, являются: тяжесть в теле и краснота и налитость сосудов в глазах, краснота лица, появление прыщей на лице, некоторая подавленность и притупленность органов чувств, сладкий вкус во рту особенно утром после пробуждения.

Признаками преобладания сафры являются: желтизна лица и тела, наличие некоторой желтизны в белках глаз, горький вкус во рту, шершавость языка, сухость во рту и в носу, сильная жажда, слабость аппетита, тошнота.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: