Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%

Глава 1

Аюрведа

Аюрведа - ucrnounuk вневременного врачевания

Ayus - Жизнь Veda - Знание Аюрведа - Наука жизни

Наше

внутреннее <Я> - объект идеального здоровья, источник всех знаний и, собственно, <дирижер жизни>.

Многие люди, соприкоснувшиеся в последние годы с Аюрведой. поражены простотой и логикой законов этой древней науки врачевания и поэтому сразу проникаются к ней доверием. В чем причина такого восприятия? <Карака-Самхита>, одно из трех основных произведений аюрведической литературы, даст нам следующий ответ: законы Аюрведы универсальны, они действуют независимо от времени, так как описывают саму природу жизни. То, что прозревали риши - ясновидцы ведического периода в Индии, - это законы природы, действующие в нас самих и в окружающем нас мире и потому глубоко близкие нам. Более того, мы сами олицетворяем эти законы Известное ведическое изречение гласит: <БЕДА ХАМ> - <Я ЕСТЬ ВЕДА>. Стало быть, истинные корни <науки жизни> следует искать не в Азии, не в медицинских грактатах древней Индии или памятниках культуры далекого прошлого. С точки зрения ведического учения, они находятся во внутреннем мире каждого человека, в истоках его мыслей, действий и чувств, во внутреннем <Я>.

Внутреннее <Я> - это своего рода космическая библиотека, где хранятся все книги мудрости и знания. Каждому из нас знакомы минуты в жизни, когда мы глубоко проникаем в осознание процессов этой области знания. Как говорят ведические мудрецы, обитель Веды - это потаенные уголки человеческого <Я>, область спокойного осознания того, что люди соприкасаются с космической сферой бытия и составляют с ней единое целое.

<Махариши-Аюрведа> - новая Я(изнЬ древней nayku врачевания

Исходя из такого представления, совершенно не имеет значения, насчитывает Аюрведа три или пять тысяч лет. Самые старые тексты не восходят к документальным источникам. Первоначально знания передавались устно, и только много позже они воплотились в письменную форму. В ходе долгой истории Аюрведы некоторые важные виды терапии и приемы лечения были забыты или изменились. Частично они сохранились до нашего времени только в традициях отдельных семей. Таким образом, в значительной мере была нарушена целостность Аюрведы и тем самым утрачены многие из ее возможностей. Поэтому уже в начале нашего столетия в Индии наметилось стремление к обновлению Аюрведы. Но решающий прорыв произошел чуть более десяти лет назад, когда ведический ученый Махариши Махеш Йоги вместе с ведущими экспертами страны приступил к кардинальной реформе Аюрведы. Главная цель заключалась в выработке <чистых>, не зависящих от культурных традиций, универсальных принципов этой науки, в поисках формулировок, созвучных нашему времени, и в новом освоении всех изначальных приемов лечения. Вот эта интерпретация и носит название <Махариши-Аюрведа>. В течение нескольких лет она распространилась по всему миру как форма современной психосоматической медицины и как раз сейчас вновь завоевывает свою родину.

На территории центрального индийского штата Мадхья-Прадеш в соответствии с единогласным решением парламента штата начата организация ведических университетов, носящих имя Махариши. Там планируется преподавание на базе его знаний сорока ведических направлений науки, а также современной и обновленной формы Аюрведы. Имя Махариши - это в какой-то степени фирменная марка, гарантирующая компетентное применение всех ведических направлений науки, их постоянное совершенствование международным коллективом экспертов и соответствие современному естествознанию. Таким образом, Махариши-Аюрведа защищена от злоупотреблений и спекуляций.

Организм челобеРа - CAenok npupogbl

В древней науке, предстающей сегодня перед нами в своей первоначальной целостности в виде Махариши-Аюрведы, организм человека рассматривается как полноценный слепок природы. При этом целостная модель здоровья не противопоставляется современной медицине, а дополняет и углубляет ее в важнейших областях

Целостная модель здоровья оживляет интеллект человека, корни и истоки сил самоисцеления через объединение с внутренней сущностью, йога, техники

Беда является древнейшим дошедшим до нас научным достоянием человечества. Она охватывает весь диапазон творения, начиная от конкретных форм проявления жизни и заканчивая абстрактными сферами сознания. Высказывания <ведистов> в значительной степени пересекаются с представлениями современной квантовой физики, которая в едином поле законов природы видит базу всех материальных и энергетических полей. Веда идентифицирует единое поле как сферу чистого сознания. Цель Веды заключается в поиске человеком самого себя и самореализации через каждодневный опыт чистого сознания.

Практическое использование Веды, а также знание ведической

литературы и ведических приемов природного врачевания позволяют каждому открыть для себя здоровье и хорошее самочувствие как неотъемлемое право, которым человек наделен от рождения.

медитации (например, трансцендентальная медитация).

В Махариши-Джотишь, ведической астрологии, применяются математические расчеты относительно влияния планет (наших космических <дополнений>) на здоровье человека.

В Стхапатьяведе, ведическом учении о домоустройстве, полное знание о порядке и устройстве природы включает в себя науку об экологически чистых способах возведения зданий и о самих постройках, вплоть до оптимального их планирования, оформления интерьера и ориентации отдельных строений и целых городов по сторонам света.

Наконец, Аюрведа как целостное учение о ьрачевании может быть использована в обучении здоровому образу жизни, в профилактике и лечении различных заболеваний и, таким образом, естественно дополнить современную медицину и в этих областях' например, за счет рационального питания, лечебных растений, очистительной терапии, повседневных и сезонных упражнений, диагностики пульса и многого другого. Такой подход в значительной степени положен в основу настоящей книги

духовная и телесная природа

С тем чтобы успешно использовать аюрведические приемы и рекомендации по лечению при различных ревматических недугах, необходимо сначала составить представление об элементарных формах взаимосвязи между телом и духом с точки зрения Аюрведы. Постигнуть их с помощью интуиции не составит труда, и

в результате существенно расширятся ваши представления о физических и духовных закономерностях развития болезней и здоровья в целом.

Три доши

Особое значение имеет учение о трех дошах, основополагающих и целостных принципах, которые регулируют все духовно-телесные процессы. Эти доши называются Вата, Питта и Кафа. Они являются своего рода инструментами жизни, которые, если мы здоровы, гармонично <исполняют песню> нашего космического бытия. При различных расстройствах и болезнях они. наоборот, становятся причиной неудовлетворенности и дисбаланса.

Правильная nacrnpouka <инструментов Аизнш

Поскольку мы сами должны заботиться о правильной настройке дошей как <инструментов жизни>, необходимо напомнить их природу и особенности. Именно напомнить, ведь доши нам хорошо известны в качестве естественных принципов регуляции организма. В прошлом мы, возможно, не всегда адекватно реагировали на их сигналы, касающиеся сохранения здоровья и поддержания внутреннего равновесия. Но доши всегда заявляли о себе, когда речь шла о выражении внутренних потребностей, о нарушении равновесия между духом и телом или, если они <звучали в унисон>, о проявлении хорошего самочувствия, счастья, творческого порыва. Аюрведа напоминает об их <совместной игре>, помогает гармонично настроить эти <инструменты жизни>. И что особенно привлекательно и ценно, она позволяет выявить и понять нашу внутреннюю природу, конституциональный тип, к которому мы принадлежим, и тем самым жить в гармонии с нашими природными наклонностями и способностями. Анкета, приведенная на с. 16, поможет глубже понять доши и их проявление в вас самих.

Barna позволяет осуществлять движение и РоммуниНацию

Самые простые и точные слова для характеристики Ватазадач - это движение и коммуникация. Вата позволяет осуществлять различные действия, от простых движений при ходьбе и беге, разговоре, пении и танце вплоть до сложнейших комплексных двигательных стереотипов, которые отработал пианист для исполнения пьесы Моцарта или освоил акробат для демонстрации циркового трюка. Каждый из нас наделен собственной, данной ему природой манерой двигаться и <идти по жизни>. То, как мы это делаем, характеризует состояние возбуждения доши Вата. Существует много причин, которые могут вывести ее

из равновесия. На некоторые из них следует обратить внимание при описании различных ревматических заболеваний (см. с. 74-87). Ибо избыток Ваты, то есть нарушение управляющей функции в этой области нашей психологии, находится в центре такого распространенного заболевания. как оевматизм во всех (Ьоомах его пооявления.

Постоянное возбуждение Ваты стало одной из важнейших причин многих заболеваний нашего времени.

Вата - не только движущая сила наших видимых действий и всех связанных с ними осознанных двигательных стереотипов. Она направляет и координирует все бессоз-

нательные, то есть вегетативные, двигательные процессы. Она определяет ритм и частоту дыхания и ударов сердца, подводит питательные вещества к клеткам и тканям, доставляет информацию, гормоны и иммунные комплексы по назначению. Если этот свободный

поток информации окажется заблокирован, возникают боль, напряжение и расстройства движений и ощущений, Виновниками этого могут оказаться токсические вещества, отложения и продукты неправильного обмена веществ. Аюрведа называет их <Ама>, и это важный круг вопросов, которые нам еще предстоит рассмотреть.

БодростЬ, восприятие, чувство счастЬя и болЬ

Вата является движущей силой умственной деятельности, мыслительных процессов и основой внутреннего бодрствования человека, а также его духовной и физической ., активности. Вата позволяет нам осуществлять процесс восприя-

Разнообразные рецепторы периферической нервной системы под влиянием Ваты передают свои сигналы центральной нервной системе, откуда они достигают нашего сознания.

Разнообразные ^д g помощью органов чувств рецепторы ^ получать информацию из окрумриферическои жающего мира. Здесь мы вновь нервной системы сталкиваемся с важным момен-

"^ ^<<"<^ В"> том в понимании ревматических передают свои " " ^ сигналы центральной заболевании. Ощущение счастья и

нервной системе, комфорта, переживание боли во откуда они достигают всех ее формах и качественных нашего сознания, проявлениях - таков, прежде L л всего, круг Вата-задач. Мы еще рассмотрим в дальнейшем, как

может зависеть боль, например, от вида сустава или мышцы, а также от двух других дош - Питты и Кафы. Однако основополагающее качество всех ощущений - приятных и неприятных - всегда передается с помощью Ваты.

Адаптация или изменение - nokou или движение?

При оценке доши Вата мы должны сознавать, что ревматизм - это распространенное заболевание органов движения, а Вата по своей функции является определяющей силой движения и изменения, то есть самой важной величиной, оказывающей воздействие на боли в сус-

Воспалительные явления, покраснение кожи и чувство жара - типичные признаки ревматических заболеваний, например, острой формы подагры, сопровождающейся резкой колющей болью, которая возникает, как правило, сначала в 1-м плюснефаланговом суставе (большом пальце стопы).

тавах и в позвоночнике и, таким образом, заслуживающей нашего самого пристального внимания при лечении и восстановлении хорошего самочувствия. Движение неотделимо от изменения. Ограниченность или острота ума, малоподвижность или физическая активность - это различные уровни проявления принципа Вата-движения. И здесь мы касаемся психосоматических аспектов ревматизма, которые порой проявляются в некоторых картинах заболеваний.

Пигпта образце^ тепло. управляет обменом веществ и энергеппичес1сим обменом

Питта отвечает за сгорание пищевых продуктов, обмен веществ и энергетический обмен. Она регулирует все обменные процессы в органах пищеварения, в клетках и тканях. Питта влияет на преобразование веществ в нашем организме и дает энергию для всех протекающих в нем процессов. У людей с уравновешенной Питтой нормальная температура тела, хорошее кровообращение и, как правило, цветущий вид. Они излучают тепло как в физическом, так в и духовном смысле. Благодаря свойственным им юмору, способности увлекаться и творческой жилке, они создают вокруг себя теплую, сердечную атмосферу

Когда Питта нарушена

Нарушения, связанные обычно с избытком Питты, могут вызывать повышенную температуру тела, воспаление,

раздражительность, агрессивное или эксцентричное поведение, а также специфические телесные недуги и пси-^ хические расстройства

В отношении ревматизма Питта важна прежде всего как доша воспаления, покраснений и жара.

Темперамент и Ясизненное ппепло

Питта разжигает в нас огонь не только в период болезни, ной-по мере необходимости - в самых разных повседневных ситуациях, особенно если при рождении природа наделила нас изрядным зарядом этой доша-энергии

Люди типа Питта, будь они здоровы или больны, реагируют соответственно своему темпераменту При простуде или лихорадке у них, как правило, быстро повышается температура и отмечается сильное потоотделение. Больные суставы часто вызывают покраснение кожи, припухлости, чувство жара и другие воспалительные явления.

OcmptMu ум u m6op4eckue идеи

В духовной сфере доша Питта наделяет острым умом, управляет миром наших чувств и эмоций, поставляет энергию для духовной деятельности и творческих идей

Кафа ответственна за cmpykmypy u форму

Кафа ответственна за структуру, форму, вид клеток и тканей организма Она отвечает также за стабильность и составляет материальную основу нашего существования Кроме того, к компетенции этой доши относятся все жидкости в нашем организме Сбалансированная Кафа дает духовную стабильность и хорошую долговременную память. Люди, обладающие от природы ярко выраженной

Если при ревматизме Кафа нарастает, появляется выпот; суставы склонны к ригидности и утолщению.

дошей Кафа, сильны и выносливы Они спокойны и чувствуют твердую почву под ногами Их трудно вывести из равновесия Они ценят перспективное, стабильное планирование, предпочитая его поспешным решениям и быстрой смене курса в повседневной жизни, и ведут себя в ней

скорее невозмутимо, со снисходительной лояльностью Если Кафа превалирует физически и духовно, то это вызывает инертность, флегматичность и малоподвижность В тканях организма могут накапливаться жидкости, процесс циркуляции жизненных соков затормаживается, а слизистые оболочки отекают

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: