Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%

2. Насилие над животными
То, что от мяса следует отказаться лишь только ради здоровья, становится еще очевиднее, если мы проверим условия, в которых сегодня "производится мясо", то есть через что проходят животные и их плоть, прежде чем она приземляется прекрасно упакованной в хозяйственную сумку ничего не подозревающего потребителя.

Разбавленная плоть
В своем номере за 2/87 журнал "Natur" опубликовал статью под названием "Закулисное зверство", в которой была мужественно вскрыта взаимовязь между стремящимися к наживе фармацевтическими фирмами, бессовестными фермерами и скотобойнями. Проблематика современного животноводства представлена в статье следующим образом: "Торговая война ведется ценами. Вначале кажется, что это дело потребителя. Но ведь ведение ценовой войны возможно лишь при массовом серийном производстве. Ни одна из торговых сетей не купит у фермера 50 кур - им нужно 50000 за одну поставку".Производство животного протеина" на массовых животноводческих фермах ориентировано именно на это. То, что теперь идет в желудок потребителю, сдобрено стимуляторами роста, гормонами, антибиотиками и успокаивающими препаратами. В лучшем случае, он получит дешевое, бедное питательными веществами, раздутое мясо - в худшем случае отравленное... То, что происходит при массовом разведении животных и на бойнях, неустанно скрывается".
А от того, что скрывается, волосы дыбом встают. Если однажды неприятным образом возникнет скандал, то общественность будет крепко шокирована. Так, например, журнал "Der Spiegel" (33/88) писал в статье: "Мясное свинство": "Западногерманское сельское хозяйство переживает самый серьезный за свою историю "гормональный" скандал. Нелегальные торговые круги и бессовестные ветеринары превратились в "мафию мясного бизнеса", наживающуюся на животноводстве. Вспрыскивается под кожу и сыплется в кормушки почти все, что производится фармацевтической промышленностью, чтобы удержать на ногах коров, свиней или птицу до места убоя... Если свиньи, с тем, чтобы было выгодно, путем такой "накачки" достигают за шесть месяцев веса в 2 центнера, то их скелет не поспевает за плотью и животные падают под тяжестью собственного тела".
Все чаще публикуются материалы, указывающие на различные химические манипуляции с мясом. Во-первых, мясо должно быть как-то законсервировано, чтобы дурной запах одно-семидневного мяса не портил аппетита покупателю, а во-вторых, серо-зеленое мясо подкрашивается в красный цвет, иначе его вряд ли продашь.
Убийственная жестокость
Сегодня животных больше не считают живыми существами, с ними обходятся как с мясными машинами. Жизнь содержащихся в плену убойных животных от начала и до конца противоречит всем нормам и законам творения - начиная с выращивания в условиях, схожих с концентрационным лагерем, кастрации и накачки гормональными препаратами, откорма искусственной пищей на убой до долгой, болезненной транспортировки в состоянии полного страха и, наконец, жестокого конца на бойне.
Забой животных можно назвать как угодно, но только не "гуманным". В действительности, скотобойни составляют конкуренцию аду. Кричащих животных оглушают ударами кувалды, электрошоком или пневматическим оружием. Их цепляют крюком за задние ноги и волокут по полностью автоматизированному конвейеру через фабрику смерти. Глотки им перерезают, когда тело еще живо, а плоть обрабатывают, когда они еще умирают, истекая кровью. Такой метод позволяет сэкономить время и увеличить доход.
Точно как для человека, так и для животного быть убиваемым, значит испытывать страх и панику, что моментально вызывает быстро протекающие биохимические изменения и, как следствие, весь труп отравляется гормонами страха. Известный в мире защитник животных и эколог из Швейцарии Франц Вебер заявил в одной радиопередаче: "Рассмотрим пример из Гамбурга, где люди получили отравление после того, как ели консервированного тунца. Почему? Тунец разрезался живьем (!), и пойманные рыбы испытали столь невероятный страх, что выделился яд, поступивший в плоть. Это было известно еще древним римлянам. Для того, чтобы получить определенный яд, они пытали рабов до смерти, и слюной этих мертвецов можно было отравить других людей. Страх смерти проникает таким образом в ткань и поедается человеком.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
По этой причине также и недавно разрекламированное "естественное пастбищное мясо" "счастливых" убойных животных, которых пасли при солнечном свете, не может быть альтернативой, но, напротив, лишь новой коммерческой тактикой мясопроизводителей, чтобы успокоить неуверенного потребителя. Ведь "счастливые" животные тоже испытывают страх смерти!
Производство так называемого "биомяса" - это, собственно говоря, шизофрения: с одной стороны, хотят уважать животных как живых существ и обеспечивают им поэтому более благоприятные условия для жизни, а с другой стороны, их убивают и поедают. Единственно натуральное мясо - это мясо животного, умершего естественной смертью.
Подобным образом ежегодно в мире убивают свыше 2 миллиардов животных и свыше 20 миллиардов птиц. Число ежегодно убиваемой рыбы составляет биллионы. (Эти цифры не учитывают миллионы жертв опытов и меховой индустрии.)

3. Разрушительные последствия для человечества
В 4 в. до н. э. Платон написал свою знаменитое "Государство", которое содержит различные речи великого философа Сократа. Среди прочих тем Сократ говорит и о том, как можно сохранить свое экономическое положение в благополучном состоянии, и в этой связи он указывает на необходимость всеобщего вегетарианского питания. Он предостерегает, что потребовалось бы больше пастбищных земель, если бы люди занялись увеличением поголовья скота, чтобы держать убойных животных: "И страна, которая изначально была достаточно большой, чтобы обеспечить всех живущих здесь, сразу же становится слишком маленькой, и так мы будем неизбежно втянуты в войну".
Удивительно, что философу Сократу были знакомы не только отрицательные стороны мясоедения в отношении здоровья, но, очевидно, и экономические. Он с полным основанием указывает на то, что земля дает достаточно пищи всем жителям, но ошибочное поведение лишь немногих людей уже может иметь далеко идущие последствия.
Масштабы таких роковых последствий сегодняшнего дня, конечно, даже Сократ мог едва ли себе представить. Колдовской круг, возникший из мясоедения, вероятно, самый типичный пример сочетания человеческой неразумности и разрушения.

Растранжиривание продуктов питания
Мясо кормит немногих за счет многих. Чтобы получить мясо, животным скармливают ценнейшие злаки, которыми человек может непосредственно питаться. Согласно служебным данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов свыше 90% возделываемых в Америке злаковых культур идет в корм животным (крупнорогатому скоту, свиньям, овцам, птице и т. д. ). Можно выразиться иначе: убойным животным Америки ежегодно скармливается больше зерна, чем это требуется Индии и Китаю вместе взятым для питания. (Хеллер: Das Brot des Siegers, 1985/S. 27)
Все же этот метод превращения зерна в мясо расточителен сверх всех пределов. Производство мяса, с точки зрения энергозатрат, представляет собой наихудшую форму использования земель: одной корове в течение года необходимо 0, 5 га земли. Через год от этого животного получат приблизительно 300 кг
съедобного мяса. Если бы в течение того же года и на том же
самом месте выращивались злаковые или картофель, то получили бы 3000 кг и 20000 кг продуктов питания соответственно, иными словами, в 10 раз больше зерна, в 65 раз больше картофеля, чем мяса!
Такое расточительное производство продуктов питания происходит намеренно. За последние 40 лет, то есть со времен 2 Мировой войны крепкие в финансовом отношении концерны начали скупать бесчисленные малые предприятия и превращать их в гигантские коммерческие фермы, чтобы эксплуатировать землю путем возделывания монокультур.
Вследствие этого, крупные земельные угодья (принадлежащие, главным образом, европейским, американским и японским химическим, страховым и банковским компаниям) давали тройные и более высокие урожаи зерна, что было возможно лишь благодаря использованию самых современных сельскохозяйственных машин, подвергаемому генетическим манипуляциям посевному материалу, применению химических удобрений сельскохозяйственных ядов. Чтобы воспрепятствовать падению цен вследствие перепроизводства, урожай держался подальше от рынка, он поступал на другие "базары", то есть разбазаривался.
Перед производителями вставал вопрос, как можно избавиться от излишков, при этом выгодно заработав. За ответом не надо было далеко ходить: мясопроизводство! Расчет был прост: сначала откормить искусственно выращенных животных излишками продуктов питания, представлявшими из себя мертвый капитал, а затем извлечь выгоду, продав мясо.
Животные поедают больше корма, чем от них на бойнях получают мяса, а из всех животных крупнорогатый скот считается самым неподходящим для преобразования растительного протеина в животный. Говядина представляет собой таким образом "идеальный" вид разбазаривания: 1 кг говядины соответствует 16 кг зерна. Остальные 15 кг, то есть 94%, для человека потеряны.
Итак, мясная промышленность выступает в роли уничтожителя продуктов питания. И тем не менее (или как раз поэтому), новые законы поддерживают мясопроизводство огромными дотациями, а именно, за счет потребителя: их налогов в виде дотаций скотобойням и повышения цен на здоровье, естественные продукты питания, такие как хлеб, молоко, овощи и фрукты. В то время, как мясо искусственным образом дешевеет, цены на хлеб и молоко растут!
Описанная выше тактика крупных концернов вела к резкому всплеску спроса на мясо, и народу нужно было преподнести кусок плоти разбухающей мясной горы как-то в более аппетитном виде. Широко поставленная реклама и "научная пропаганда" кричали: мясо - это здоровая пища, человек нуждается в большом количестве протеинов, растительный протеин малоценен, вегетарианцы страдают от недостатков и т. д.
К сожалению, и в наши дни еще многие студенты-медики, врачи и другие верят в этот рекламно-технический бред и разносят его дальше.
Эксплуатация Третьего мира
Развитые страны не только транжирят свои собственные злаки, скармливая их убойным животным, но и используют для этих целей кормоносители, выращиваемые в странах Третьего мира. Вследствие этого у местных крестьян крадется жизненно необходимая пахотная и пастбищная земля, что нарушает равновесие в экономике этих стран, ведет к гибели поголовья скота, к дефициту продуктов питания, и, как результат, к импортной зависимости и задолженностям. 47% продукции мирового зернопроизводства скармливается убойным животным. В противоположность этому, ежедневно по данным ООН умирают от голода 43000 детей. Представляя всех тех, кто выявил такую взаимосвязь, член Национального Совета Швейцарии, эксперт по делам стран Третьего мира, профессор Жан Циглер говорит: "Я больше не хочу участвовать в этом леденящем душу массовом убийстве. Не есть мясо - это начало- минимум".
Эти факты побудили экспертов по мировой экономике указать на то, что в возникновении проблемы голода в мире виновны, в принципе, немногие люди. Причиной нехватки продовольствия, от чего страдает сегодня почти 3/4 населения планеты, является не надуманная перенаселенность, а злоупотребление в использовании продуктов питания. Мы производим продуктов питания более чем достаточно для всех людей на нашей планете, но все же мы распределяем это неоправданным образом, разбазаривая продукты питания, то есть скармливая их убойным животным (или выбрасываем тоннами в море, чтобы поддерживать стабильность цен).
Производство же мяса вызывает в странах Третьего мира не только голод, но также разрушает окружающую среду.
Тропические леса, основной источник кислорода на нашей планете, еще в 1945 году покрывали пространство в 16 миллионов кв. км. Но за последние 40 лет эти "зеленые легкие" свернулись во всем мире почти на 50%. Там, где раньше произрастала пышная тропическая растительность, служившая жизненным пространством многим видам животных и растений, после вырубки начинается эрозия, и через несколько лет пропитанного стремлением к наживе использования не остается ничего, кроме скудного пустынного ландшафта. А кто виноват? Главным образом, это концерны по производству мяса, гамбургеров, они используют выкорчеванные земли в качестве пастбищ для стад животных, которые будут убиты, или пахотной земли для огромных плантаций кормовых растений (например, сои), и некоторая доля приходится на бумажные и лесоперерабатывающие гиганты".Богатейшая экосистема Земли перерабатывается на гамбургеры, * заборы и упаковочную бумагу - для европейцев, американцев и японцев". (Neue Zuercher Zeitung. 30. 3. 1983)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
По данным статистики самый крупный в мире концерн по производству гамбургеров ежегодно открывает более 500 новых филиалов (по одному каждые 17 часов), а в секунду продается 140 гамбургеров (тенденция к быстрому увеличению темпа). Для приготовления одного-единственного гамбургера (!) вырубаются и превращаются в пастбищную и пахотную землю 4-5 кв. м тропического леса.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Местные мелкие крестьяне беззастенчиво сгоняются в города, земля эксплуатируется монокультурами и химией, почвы давят тяжелыми машинами, естественный замкнутый цикл продовольственного обеспечения нарушен.
Бразильский архиепископ Хельдер Чамара охарактеризовал это безобразие следующим образом: "Везде в странах Третьего мира сельское хозяйство модернизируется за счет народа. Чтобы удовлетворить потребительские запросы богачей, которые хотят все больше и больше есть мясо, на скудные угодья беззащитных мелких крестьян гонят чужой скот, вытаптывающий все вокруг". (Цитата из: "Die Schuld der Fleischfresser", Tаgesanzeiger, Zuerich, 23. 9. 1978)
Нарушение экологического равновесия
Но дьявольские жернова вращаются все дальше и дальше. Звери вымирают, в среднем, по меньшей мере, один вид животных в день! Не только животные реликтовых лесов, но также и другие погибают от разрушения среды обитания и жажды человека к убийству. И это бьет бумерангом по человеку. Например, многие крестьяне отмечают, что участились жалобы на вредных насекомых, так как с выращиванием монокультур, применением полевых ядов, вырубкой лесов и кустарников исчезают виды насекомоядных птиц.
Огромные масштабы вырубки лесов являются также одной из непосредственных причин климатических отклонений в мире, катастрофические последствия которых (парниковый эффект, засуха, наступление пустыни, наводнения, таяние полярных шапок и т. д. ) еще нельзя конкретно предвидеть, однако можно предположить.
Также и в современных индустриальных странах ущерб, возникающий из-за возделывания монокультур, стремления к барышам и мясоедения, носит фатальный характер. Он выражается прежде всего в экстремальном загрязнении окружающей среды.
Сильно загрязненные сточные воды с откормочных предприятий и скотобоен в высокой степени способствуют засорению испражнениями и умерщвлению озер, рек и морей. Только на одном среднем откормочном предприятии на 5000 бычков ежегодно образуется 10 миллионов литров испражнений! В Германии откармливаемые животные производят экскременты в таких количествах, что ежегодно на человека приходится более 3 тонн испражнений. (Взято из: "Мясо поедает", ARD, 18. 10. 1987)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ARD - одна из ТВ программ в Германии (прим. перев. ).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Один пример: для получения 1 кг пшеницы требуется только около 60 л воды, а на производство 1 кг мяса уходит от 2500 до 6000 л, которое приводнится в сточные канавы. Куда деться с таким морем испражнений? Люди пытаются избавиться от этого бремени и вывозят навоз на поля; однако поскольку больше не
существует связи между массой животных экскрементов и данной землей, то поля часто безмерно переполняются удобрениями. Так испражнения, содержащие такие даваемые животными химикалии, попадают в грунтовые воды (=питьевую воду!) и/или в стоки и далее в водоемы (реки, озера, моря).
Одним из очевидных последствий этого наступления на природу является умирание морей, таких как Северное и Средиземное моря. Гибнет рыба, происходит бурный рост водорослей и т. д. Причиной тому стал в первую очередь сброс фосфатов и нитратов. Лишь в Северное море ежегодно сбрасывают почти 100000 т фосфатов и 1000000 т нитратов. Эти соли поступают с промышленных предприятий и через городскую канализацию, расположенных вдоль притоков, а также, как показывают исследования большей частью с коммерческих предприятий, сельскохозяйственных и откормочных ферм.
Производимые в массовом порядке экскременты животных вызывают кроме этого еще и другой побочный эффект: кислотные дожди. Правительство Голландии, исследовавшее эту взаимосвязь, пришло к выводу, что эмиссии метана и аммония из экскрементных емкостей крупных животноводческих предприятий ведут к выпадению кислотных дождей и являются причиной гибели одной трети всех лесов.
Доктор Георг Боргстрем, специалист по экологии, подсчитал, что мясопроизводство загрязняет окружающую среду в 10 раз больше, чем личное подсобное хозяйство и в 3 раза больше, чем промышленность. (Лаппе, Die Oеko-Diat, 1982)
Другими словами, вегетарианское питание могло бы за один раз решить многие проблемы, которые беспокоят сегодняшний мир. Приняв во внимание все эти причины, очень трудно понять, как кто-то еще может оставаться мясоедом.

4. Морально-этические основания
"Даже если бы мы вовсе не могли надеяться, что все люди однажды перейдут к вегетарианскому образу жизни, все равно никто не имел бы права есть мясо. Несправедливость остается несправедливостью даже тогда, когда это допускают все".
Магнус Швантье (1877-1959), один из великих зачинателей борьбы за вегетарианство и защиту животных; в 1902 году ввел понятие "боязнь жизни".
До этого мы рассматривали лишь отрицательные стороны мясоедения, касающиеся здоровья, экономики и экологии. Следующий вопрос глубже. Имеем ли мы вообще право - приняв во внимание последствия - убивать животных? Этот вопрос уводит нас в область этики, - науки, которая изучает не только безжизненную материю, как это делают сегодня популярные науки, но выходит за пределы этой безжизненной материи в поисках жизни и смысла. Этика считается в наше время технического прогресса падчерицей, в школах и университетах ее уже больше не изучают. Но ведь без этики, вопросов о смысле и ценности какого-либо действия, всякая наука будет бессмысленной и не имеющей никакой ценности. Этика должна поэтому стать основой любых научных усилий. Греческое слово ethos, от которого происходит слово "этика", означает "внутреннее мировоззрение, нравы и ведение жизни", которые основываются на ответственности перед творением. И поэтому неудивительно, что представители этики всегда обсуждают также и тему вегетарианства.
Слово "вегетарианец", появившееся в 1842 году с основанием Британского Вегетарианского Общества, происходит от латинского слова vegetus, что означает "невредимый, здоровый, свежий" или "крепкий". (Homo vegetus - так называли древние римляне "здоровых духом и телом людей"). Изначальное значение слова указывает, таким образом, на устойчивую в философском и моральном отношении жизненную позицию, которая вмещает в себя гораздо больше, чем просто поедание овощей и фруктов.
Большинство вегетарианцев - это люди, которые поняли, что нашим вкладом в создание более справедливого и мирного общества должно стать сначала решение проблемы насилия в наших собственных действиях. Они осознали, что мясоедение несет в себе насилие над другими живыми существами, которое безответственно.
Многие люди, без сомнения, сразу же стали бы вегетарианцами, если бы увидели кричащих и агонизирующих животных на бойне, или если бы они, прежде чем съесть мясо, должны были сами убить животное. Это открыло бы некоторым мясоедам глаза и сердце.

"Несмотря на это, мне вкусно"
Исходя из приведенных выше наблюдений, можно сделать вывод, что мясоедение не представляет никакой ценности ни с точки зрения необходимости, ни здоровья, ни экономики. Мясо делает человека больным, пассивным и безответственным по отношению к животным, природе и окружающим его людям. Остается только вот еще эгоистичный аргумент, сознательно отбрасывающий за борт все глубокие размышления и, таким образом, лишенный всякого разума: "Как бы там ни было, мне все равно вкусно".
Но кто дал нам право эксплуатировать другие живые существа и готовить им конец, полный ужаса, просто, чтобы есть мясо - на том основании, что нам "вкусно" и нам хочется? Разве нельзя, если бы это было так просто, на том же дешевом основании оправдать и другие насильственные преступления? Но принял ли бы какой-нибудь суд в мире подобное объяснение убийства или изнасилования? Разве страдания, которые я испытываю, отказываясь от мяса, мучительнее, чем те, что испытывают животные, из которых я готовлю жаркое?
Этот вопрос этики подняла также "Schweizer Illustrierte" в номере от 8. 6. 1987, где была приведена цитата известного немецкого писателя Фолькера Элиса Пильгрима: "Приготовленная вовремя котлета лежит на полке подобно картонке, тарелке или пуговице от брюк. Но это не так. Еще вчера это принадлежало дышащему, чувствующему, пульсирующему целому. Хочу ли я убивать, чтобы вот так получить мою котлету? Нет, я не хочу. Теперь - повернемся все серьезно лицом к этому вопросу, есть ли в Швейцарии, предположительно, все еще вегетарианцы. И мы задали бы этот вопрос в хорошем обществе поэтов и мыслителей всех времен, которые всегда считали убийство животных недостойным человеческого духа".
А таких личностей много! К самым известным этическим вегетарианцам относятся Будда, Далай Лама, Заратустра, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Аристотель, Гораций, Овидий, Сенека, Плутарх, Франциск Ассизский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Гумбольдт, Лев Толстой, Вильгельм Буш, Рудольф Штайнер, Томас Алва Эдисон, Ральф Валдо Эмерсон, Джордж Бернард Шоу, Райнер Мария Рильке, Рихард Вагнер, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и т. д. - о многих вегетарианцах современности и не скажешь.
Всегда были великие культуры и личности, оказывавшие животным уважение, на которое они имеют право. В то время, как на нашей параллели еще царили примитивнейшие условия жизни, в Индии уже цвела высокоразвитая цивилизация, о чем мы узнаем из древних санскритских писаний той эпохи. Прежде всего в "Бхагавад-гите", важнейшем из этих писаний, сказано, что возделывание земли, торговля натуральными продуктами и защита коров являются экономическими столпами общества, способного противостоять кризисам. Кроме этого, "Бхагавад-гита" раскрывает, что таково желание Бога - все люди должны питаться вегетарианской пищей. (Другие подробности об учении "Бхагавад-гиты" приводятся в 6 главе и в послесловии. )
Также и в древнеевропейской культуре, в античной Греции вегетарианство было идеалом высшего поведения. Цитата из произведения Платона "Государство" и названные выше имена это уже проиллюстрировали.
Пифагор (ок. 500 г. до н. э. ), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм - насколько еще далек такой человек от преступления?"
А Аристотель продолжал эту мысль: "Если человек в совершенстве своем - самое благородное создание, то оторванный от закона и морали, он - самый худший из всех".
Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-120 гг н. э. ) пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений
Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения".
Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором".
Цитаты знаменитых вегетарианцев
Во все времена находились люди, которые настоятельно указывали на необходимость безмясного питания. Приводимые ниже цитаты говорят сами за себя:
Гораций (65-8 г. до н. э. , римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".
Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы - ходячие кладбища!"
"Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека".
Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"
Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): "Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа".
Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик): "Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник".
Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".
Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ):
"Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом".
Лев Толстой (1828-1910, русский писатель): Если человек серьезен и искреннен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть- это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству"
Вильгельм Буш (1832-1908, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом".
Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".
Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург): "Животные - мои друзья, и я не ем моих друзей!"
Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".
Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".
Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем". (при разглядывании рыб в аквариуме)
Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления): "Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела".
"Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным".
Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года):
"Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества".
Исаак Башевис Зингер (1904, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы):
"Мы все творения божьи - и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".
"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это - мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость - мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство - мой шаг. И я думаю, очень важный".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: