Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%

явление очень редкое, мы рассчитали расположение планет с интервалом 3 дня от начала Кали-юги до наших дней. Величина выравнивания измерялась как средняя величина долготы планет относительно Зета Рыб. (Для Раху, конечно, бралась величина отклонения долготы от 180 градусов). Наша программа разделила время прошедшее от начала Кали-юги на 510 10-летних интервалов. За весь этот период найдено только три интервала, сравнимых по величине выравнивания с расположением планет на начало Кали-юги. Мы видим, что датирование привязка? начала Кали-юги к 3102 году до нашей эры имеет историческую основу, и что необычно сильно выравнивание планет в это время - также исторический факт. По мнению современных исследователей, эпоха Кали-юги выдумана в период раннего средневековья. В соответствии с их логикой, индийские астрономы использовали заимствованную греческую науку, чтобы вычислить взаимное расположение планет три тысячи лет назад. Проделав огромное количество вычислений, они, затем придумали фиктивную эру Кали-юги, которая, якобы, продолжается уже три тысячи лет. Самое удивительное то, что им удалось убедить в этом народы огромного полуострова. Далее, в соответствии с этой хронологией, ими было написано множество Пуран, и народы всей Индии признали их писаниями тысячелетней давности, несмотря на то, что они были совершенно неизвестны их предкам. В этой истории непонятно, как вообще могла прийти кому-то мысль исследовать астрономическое выравнивание тысячи лет назад и затем переделывать историю целой цивилизации на основе найденных величин. Было бы правдоподобно предположить, что история Кали-юги достоверна, что выравнивание, произошедшее в ее начале - исторический факт, и что Пураны действительно действительно были написаны до начала этой эпохи. Следует заметить, что во многих исторических хрониках Индии летоисчисление ведется от начала Кали-юги. Начало нашей эры датируется, таким образом, 3102 годом. Интересные примеры таких дат, берущих начало от Шанкарачарьи имеются в книге Ади Шанкара, под редакцией С.Л.Кулкарни. Такое летоисчисление используется также в книге "Век войн Бхарат", серии статей к юбилею "Махабхараты" под редакцией Г.С.Агарвала. Примеров использования летоисчислений от начала Кали-юги в различных частях Индии говорит о том, что дата 3102 года до нашей эры является исторической реальностью, а не выдумкой птолемеевских средневековых астрономов. В некоторых ссылках встречается 3101 год до нашей эры. Причина этого может заключаться в том, что нулевой год (между первым годом до нашей эры и первым годом нашей эры) иногда включается в отсчет, а иногда нет, по современным расчетам. Можно возразить, что выравнивание планет по в начале Кали-юги является весьма приближенным, в то время, как ас. говорят о точном выравнивании. Это может показаться серьезным дефектом йш. Но следует заметить, что хотя современные астрономические вычислительные методы и являются весьма точными в наши дни, невозможно проверить, насколько они применимы к периоду времени ранее, чем несколько столетий назад. Следовательно вполне вероятно, что эти методы дают значительную ошибку для 3102 года до нашей эры, и что выравнивание планет, на самом деле, было гораздо более тонким. Конечно, если бы выравнивание было таким неточным, как в таблице 5, надо было бы полагать, что в йш была внесена значительная ошибка, вероятнее всего в современный период. Однако, даже эта гипотеза не согласуется с предположением, что эта дата 18 февраля 3102 года до нашей эры выбрана на основании Птолемеевских вычислений, так как эти вычисления обнаружили бы очень грубую степень выравнивания в этот день. Как бы то ни было, мы должны заметить, что ас. не обеспечивают совершенной точности расчетов отдаленных моментов времени. Это отмечено в Шарья-сиддханте следующими словами посланца бога Солнца, обращенными к асуру Майа: "О, Майа, слушай внимательно это превосходное астрономическое знание, которое изначально поведал великим святым сам бог Солнца. Я даю тебе то же самое древнее знание. Но различия в его применение теперь и в древние времена обусловлено только ходом времени, сменой юг"(55, стр. 5). В соответствии с самими йш., астрономическое знание, которое они содержат имеет два источника: 1) откровения полубогов; 2) наблюдения, сделанные людьми. Расчетные методы ас. достаточно просты, чтобы быть выполненными вручную, однако при этом требуется точность расчетов. Приведенная выше цитата посланца бога Солнца свидетельствует о том, что эти методы время от времени уточнялись для лучшего соответствия небесным явлениям. Мы провели компьютерный анализ соответствия Шарья-сиддханты современным астрономическим методом. Анализ показывает, что такое уточнение, вероятно, имело место около 1000 года нашей эры, так как примерно в это время данные Шарья-сиддханты наиболее близко соответствуют результатам современных расчетов. Это, однако, не означает, что Шарьясиддханта была тогда впервые написана. Это скорее означает то, что параметры движения планет в оригинальном тексте были пересчитаны, чтобы обеспечивать лучшее соответствие данным измерениям того времени. Так как этот текст был настолько совершенен, что для этого достаточно было изменить параметры, то расчеты могли делаться для очень отдаленных моментов в прошлом. Детальное обсуждения происхождения астрономической системы Арйабхаты приводится в положении 2. Там мы увидим, что параметры этой системы вычисленийбыли вероятно определены на основании наблюдений, сделанных при жизни Арйабхаты, т. е. в конце V, начале VI веков нашей эры. Арйабхата писал о своих теоретических методах: "Милостью Брахмы затонувший драгоценный алмаз истинного знания вывезен много из океана истинного и ложного знания на лодке моего разума" (VW, cтр. 213). Эта цитата говорит о том, что Арйабхата не претендовал на открытие чего-то нового, а скорее освободил старинное учение от искажений, внесенных с течением времени. Вообще, по нашему предположению, мы бы сказали, что приобретение астрономической информации в откровениях, полученных от полубогов, было обычным делом (во времена, предшествующие Кали-юге). 2. Вообще, мы бы сказали, что астрономическая информация приобреталась обычно откровениями, полученными от полубогов. В период Кали-юги астрономы-наблюдатели обычно старались поддерживать систему в астрономических вычислениях на уровне требований своего времени и в результате многие параметры в существующих работах имеют современное происхождение. Так как индийская астрономическая традиция очень консервативна и ориентирована на удовлетворение повседневных нужд, весьма возможно, что методы, используемые в этих работах, являются очень и очень древними. В заключении мы рассмотрим возможное возражение, состоящее в том, что индийские астрономы не описывали детально, как они проводили наблюдения и как рассчитывали астрономические параметры на основе этих наблюдений. Это может навести на то, что традиции сложных астрономических наблюдений никогда не существовали в Индии. Существует, однако, множество доказательств существования в Индии в последние столетия сложных программ астрономических наблюдений. На обложке этой книги изображен астрономический инструмент, который видел в Бенаресе в 1772 году англичанин по имени Роберт Баркер, в те времена говорили, что он насчитывает уже 200 лет. Инструмент высотой 20 футов содержит два квадрата, разделенных на градусы, которые использовались для определения положения Солнца. Этот инструмент являлся частью оборудования обсерватории, содержащей другие каменные и бронзовые инструменты для наблюдения звезд и планет (PR, стр. 31-33). Также инструменты были построены в Агре и Дели. Обсерватория в Дели была основана Раджей Джасингом в 1710 году под покровительством Мокамму-шаха и существует до настоящего времени. Хотя эти обсерватории не являются древними, нет причин утверждать, что строительство подобных сооружений началось лишь недавно. Более естественно полагать, что такие обсерватории на протяжении тысячелетий возникали в Индии по мере надобности. Подробные описания методов наблюдения отсутствуют в йш., потому что эти труды представляют собой просто краткие руководства для вычислителей, а не полные учебники. Учебники никогда не были написаны так как предполагалось, что знание знание будет передавать непосредственно от учителя к ученику. Это подтверждается следующим местом из шс: "О, Майа, эта наука, являющаяся секретом да-же для богов, не должна передаваться никому, кроме прилежного ученика, который целый год посвятил обучению" (SS, стр. 56). Аналогично, после упоминания ртутного двигателя для управления вращающейся моделью вселенной, мы находим следующее предостережение: "Метод создания вращающихся инструментов должен держаться в секрете, ибо выйдя отсюда он станет известен всем" (SS, стр.90). История ложного последователя Дроначарьи в "Махабхарате" показывает, что ограничительный подход к распространению знаний был обычным для ведической культуры.
         
ЙД - йоджана 1. Е. Размеры и расстояние планет. В части 1.А. этой главы мы вычислили относительные расстояния между планетами на основании данных од их орбитах, содержащихся в шс. Эти расстояния выражены в астрономических единицах (ае), равных расстоянию от Земли до Солнца. В этом разделе мы рассмотрим абсолютные расстояния, измеряемые в милях или йоджанах. Наше рассмотрение выявит интересную особенность ШС: похоже, что диаметры планет зашифрованы стихами седьмой главы текста. Их диаметры очень хорошо соответствуют современным значениям диаметров планет. Это примечательный факт, так как трудно представить себе, как можно выучить эти значения путем наблюдений без помощи современных мощных телескопов. Абсолютные расстояния даны в ШС. в йоджанах, такие же единицы используются в Шримад-Бхагаватам. Что-бы выразить эту единицу в километрах или милях, надо сравнить известные значения расстояний в йоджанах и километрах. Шрила Прабхупада полагал, что йоджана равна восьми милям (в Индии для измерения расстояний используются и мили и йоджаны). Так как относительно величины йоджаны существуют некоторые сомнения, вот дополнительная информация об этой единице. Обычно йоджану полагают равной четырем крошам, причем кроша - это расстояние, на котором может быть слышен крик человека (предполагаются нормальные уровни голоса и слуха). Это расстояние невозможно определить точно, однако, по всей видимости, оно не может превышать две мили. Другое определение говорит, что йоджана равна восьми тысячам нри, где нри - рост человека. Если положить в йоджане 8 миль, а в миле 5280 футов, то значение нри получается 5.28. футов, что весьма похоже на истину. В Приложении 1 мы приведем несколько других определений йоджаны, берущих за основу размеры человеческого тела. Более точное определение можно получить из значения диаметра Земли, данного индийскими астрономами. Арйабхата приводит значение диаметра Земли 1050 йоджан (АА). Учитывая современное значение (7928 миль), мы получаем величину йоджаны 7, 55 миль, что близко к 8. Заметим также, что Аль-Бирут (AL) приводил для йоджаны значение 8 миль, хотя не совсем ясно, совпадает ли его миля с современной. В Сиддханташиромани Бхаскарагарйи значение диаметра Земли считается равным 1518 йоджан (SSB 2, p. 83), а в ШС используется значение 1600 йоджан (SS, p. 83). Эти данные соответствуют 5 милям на йоджану, что по видимому является заниженной оценкой. (Вспомним, что одна йоджана = 800 нри, что требует, следовательно, значения роста человека 3,3 фута, что, очевидно слишком мало). Так как в этих работах значения всех расстояний превышают данные Арйабхаты на 60 процентов, то Индийский астроном Парамешвара полагает, что в этих работах используется другой стандарт йоджаны. Таким образом можно заключить, что йоджана представляет собой традиционную меру длины, причем астрономы используют стандартные ее значения 5 и примерно 8 миль. В связи с этим имеет смысл рассмотреть когда именно индийские астрономы измерили диаметр Земли. Метод, описанный в их трудах (GP, р.84), аналогичен методу древнегреческого астронома Эрагосфена. Если Земля имеет форму шара, то вертикальные направления в дbух различных точках будут составлять угол, равный в градусах расстоянию между этими точками, деленному на длину окружности Земли (и умноженному на 360). Этот угол можно определить, одновременно измеряя длину тени, отбрасываемую в полдень в разных точках Земной поверхности (в предположении, что солнечные лучи в обеих точках параллельны). На расстоянии, скажем, 500 миль, угол падения солнечных лучей отличается на 7 градусов. Эту величину можно легко измерить и использовать для вычислений размеров Земли рис.2 Взаимосвязь истинного диаметра планеты и диаметра ее проекции на лунную орбиту. -------------------------------------------------------- Сурья-сиддханта приводит значения диаметра Луны, 430 йоджан, а окружности лунной орбиты - 324 000 йоджан. Полагая 1 йоджана = 5 миль (одно из пяти стандартных значений, получим расстояние в милях соответственно 2400 и 1 620 000 миль, что близко к современным значениям 2160 и 1 495 000). В таблице 6 приведены некоторые данные ШС об окружностях орбит планет в геоцентрической системе диаметров их видимых дисков. Значения окружностей орбит всех планет, кроме Луны, намного меньшесовременных. При первом взгляде на данные о диаметрах планет, приведен-ных в таблице 6, кажется, что только значения для Луны находятся в соот-ветствии с данными современной науки. например для диаметра Солнца при-водится значение 32 500 миль, что весьма далеко от современного (865 110миль). Значения диаметров Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна вйоджанах даны для проэкции планетного диска на орбиту Луны. Такие дан-ные дают наглядное наглядное представление, насколько большими доолжнывыглядеть эти планеты по сравнению с полной Луной. В среднем эти значе-ния завышены примерно на порядок, и это хорошо, если учесть, что плане-ты наблюдались невооруженным глазом. Действительно, эти планеты видныкак точки, весьма похожие на звезды. Угловые размеры планет от Меркурия до Сатурна находятся в пределахот нескольких секунд до 1'. Для сравнения, угловой размер Луны состав-ляет 31,2'. Это означает, что проекции планет на лунную орбиту не будутпревышать 15,4 йоджан.Таблица 6. Диаметры планет в соответствии с ШС орбита плане-ты-------------------- В первом столбце приведены окружности планетар-ных орбит (SS, p.87). Второй столбец содержит диаметры планет, приведен-ных к орбите Луны, (SS,p.59), а третий - соответствующие реальные диаметры; эти значения расчи-таны на основе данных столбцов 1. и 2. (кроме Солнца, Луны, Земли), дан-ные для которых взяты из SS, р. 41). Четвертый столбец содержит совре-менные западные значения диаметров планет, а последний столбец - отноше-ние данных Западной астрономии. ШС.С точки зрения современной науки неудивительно, что в древних астрономи-ческих трудах, таких, как ШС приводятся неточные значения планетныхдисков. Удивительно, что древние астрономы, не имея телескопов, смоглиувидеть, что планеты от Меркурия до Солнца вообще имеют диски. Если мы однако пристально посмотрим на данные таблицы 6, то мы сде-лаем потрясающее открытие. Реальные диаметры планет соотносятся с диа-метрами их проекций следующим образом: диаметр проекций x окружность орбитыреальный диаметр = - окружность лунной орбиты Если мы по этой формуле вычислим реальные диаметры, то увидим, чтополученные значение очень хорошо совпадают с современными. (Последние 3столбца таблицы). Таким образом величины расстояний и видимых диаметров(или диаметров проекций) отличаются от современных, но величины реальныхдиаметров находятся в хорошем соответствии. Это, в самом деле, удиви-тельно, если учесть, что современные астрономы обычно вычисляют диамет-ры планет, используя измеренные величины расстояний и видимых диаметров. Заметим, что в то время, как диаметры Меркурия и Марса, полученныенами, очень близки к современным, диаметры Венеры и Юпитера отличаютсяпочти точно в два раза. Эта ошибка, по нашему мнению, могла быть внесе-на невнимательным переписчиком какоголибо из старых текстов, вошедших воснову современных ШС, который где-то перепутал радиус и диаметр. Такое объяснение подтверждают нашу гипотезу, что существующие шсамогут быть несовершенным изложением более древней ведической астрономи-ческой науки. Мы полагаем, что такие сведения о диаметрах планет былиизвестны во времена Вед, но это знание было искажено каким-то образом стечением Кали-юги. Однако это знание присутствует в скрытом виде в современных текстах ШС. Окружности планетных орбит, приведенные в табли-це 6 вычислены в предположении ШС, что все планеты движутся в прос-транстве с одинаковой средней скоростью. Используя это предположение,можно вычислить среднее расстояние до планет из их видимой средней ско-рости. Точно также окружности, приведенные в таблице, ввычислялись в ШС. Такое же предположение о движении планет можно найти в других рабо-тах школы сиддханты, однако его нет в ШБ. Это положение не согласует-ся с современной астрономией, которая утверждает, что более далекие отсолнца планеты движутся медленнее. Следует подчеркнуть, что это положение относится только среднимскоростям планет в их циклическом движении вокруг Земли. Реальные ско-рости планет изменяются с течением времени, и в ШС приводится прави-ло для вычиления изменений видимого диаметра планет с изменением их рас-стояния от Земли. Горится, что движение плент вызывается ветром Правахаи управляется полубогами. Так как относительные расстояния планет, вычисленные на основе Шсв разделе 1.А., не соответствуют окружностям орбит, приведенны в таблице 6, похоже, что в ШС перемешано несколько теоретических систем. Этотакже подтверждает точку зрения, что дошедшие до нас ИТ могут пред-ставлять собой не до конца понятые остатки системы знаний, известнойполностью глубокой древности. В таблице 7 сведены наши выводы относительно данных о диаметрах ирасстояниях планет, содержащихся ШС. В настоящее время у нас нетобъснения хорошему совпадению значений реальных диаметров при наличиизначительной ошибки в расстояниях и видимом диаметре. В современной ас-трономии значение реального диаметра может быть получено только путемпрямого измерения видимого диаметра с использованием мощных телескоповпри точном знании и расстоянии до планеты. Долдно быть, в ведическиевремена были известны другие методы. Мы должны, заодно, отметить, что значения диаметров планет можнонайти не только в английском переводе ШС (SS), но и в переводе на бен-гали, пренадлежащем Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Это подтверждает, что эти значения принадлежат изначальной ШС, а не вненсеныв наше время в погоне за сенсацией. Следует также рассмотреть возможность заимствования данных о диа-метрах планет из греческих источников. Такое заимствование исключается,так как в книге Птолемея "Гипотезы о планетах" приводятся данные о види-мом диаметре планет в долях диаметра солнечного диска. Для Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна эти значения составляют 1 1/3,1/15, 1/10, 1/20, 1/12, 1/18 (SW, p. 167). Соответствующие видимые диа-метры можно вычислить из ШС, взяв диаметры планет, приведенные к лун-ной орбите и разделив на 48 621, диаметр Солнца, приведенный к луннойорбите. Полученные значения, однако, совершенно отличны от найденныхПтолемеем. Птолемей вычислит также реальные (истииные) диаметры, выражая их вединицах диаметра Земли, используя свои значения средних расстояний пла-нет от Земли. В результате для Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера иСатурна получили (в милях) 2312, 294, 2246, 9061, 34 553 и 34 090 (SW,p.170). За исключением данных для Луны эти данные отличаются как от современных, так и полученных ШСЫ и приведенных в таблице 5. Единственное сходство между ШС и Птолемеем заключается в том, чтооба источника используют необъяснимо большие значения видимых диаметровпланет. Если бы планеты действительно имели такой большой видимый диа-метр, они были бы видны с Земли как небольшие диски, а не как звезды.Древние значения видимых диаметров, следовательно, казались бы сплошнойфикцией, если бы не полное совпадение ссовременными значениями реальныхдиаметров, полученных по данным ШС. Такая ситуация имело бы место, ес-ли бы измерения видимых диаметров планет производилась бы с необычайноблизкого расстояния.Табл.7. Диаметры планет по современным данным и согласно Шс----------------------------------------------------------------планета срелнее расстояние видимый диаметр реальный диаметр от Земли---- - -


- -- - - -- - - -- - - --------------------------------------------------------

----------"совп." обозначает, что значения отличаются не более, чем на 10 %"х2" значит, что значения отличаются вдвое в пределах 7 % точности.1. F. Размеры Вселенной. В Шримад-Бхагаватам для размера вселенной проводится величина 500млн. йоджан, равной 8 милям, что составит 4 биллиона миль, что соответ-ствует орбите Сатурна по современным представлениям. При этом Уран, Нептун и Плутон оказываются за пределами вселенной, так как это значение кажется совершенно ничтожным, интересно привести комментарии Шрилы Прабхупады к ЧЧ МЛ 21.84: Кришна сказал: "Твоя собственная вселенная простирается на 4 биллиона миль, так что она самая маленькая из всех вселенных. Следовательно ты имеешь только 4 головы". Комментарий: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, один из величайших астрологов своего времени приводит информацию из "Сиддханта-Широмани", что окружность вселенной составляет 18 712 069 200 000 000 х 8 миль. По некоторым источником- это только половина окружности. В своем комментарии "Анубхасья" этого стиха из "Чайтанья-чаритамриты" Шрила Бхактисиддханта Сарасвати приводит цитату из ШС 12.90, "Окружность сферы Брахманды, в которых распространяются лучи Солнца составляют 18 712 080 864 000 000" UJ (SS,p.87). Затем он цитирует "Сиддханта Широмани", Голадхйайа Бхувана-коша: "Некоторые астрономы приняли значение окружности небесной сферы, равным 18 712 069 200 000 000" йоджан. Некоторые говорят, что эта окружность обеих полусфер Брахманды. Некоторые Пураны говорят, что это длина окружности Локалока Парвата (адришйа-дришйака-гирим, SS ВI, p. 26). Значение 18 712 069 200 000 000 соответствует диаметру 5 956 200000 000 000 йоджан, это число намного больше, чем 500 000 000 йоджан, приведенные в Шримад-Бхагаватам, и мы можем спросить, как они соотносятся друг с другом. В соответствии с Бхагаватам (5.20.37). "Всевышней волей Кришны, горой, известной как Локалока, обозначена внешняя граница трех миров - Бхурлока, Бхуварлока и Сваргалока - чтобы управлять распространением лучей Солнца и до Дхрувалоки простирают свои лучи через все три мира, но только в пределах границы, образованной этой горой". Этот стих объединяет утверждения, что окружность в 18 квадриллионов йоджан ограничивает распространение лучей Солнца, и что такие же размеры имеет гора Локалока. Заметим также, что в Шримад-Бхагаватам (5.20.38) говорится, что диаметр Локалоки составляет половину диаметра Вселеной. Это соответствует словам Шрилы Прабхупады, что некоторые утверждают, что это только половина окружности. Таким образом, мы имеем картину вселенной, в которой лучи Солнца и других светил распространяются в сфере радиуса 2 978 100 000 000 000 йоджан, ограниченной во всех направлениях необычайной горой. Эта гора находится на полпути между Солнцем и внешней оболочкой Вселенной, то есть расстояние от Солнца до этой оболочки составляет около 5077 световых лет, где световой год - расстояние, проходимое за год лучом света, распространяющимся со скоростью 186000 миль/с, 300 000 км/с. В главах 3 и 4 мы вернемся к вопросу о соответствии между разными данными о размерах Вселенной, приведенных в йоджанах и ШБ. А здесь мы рассмотрим, что йш говорят о радиусе Вселенной. Оказывается, что Сиддханта-широмани, шса и многие другие ЙШ дают простое правило для его вычисления. ШС дает следующее правило: Умножьте число оборотов Луны в течение кальпы на длину лунной орбиты; произведение даст нам окружность Брахманды: такой орбиты достигают солнечные лучи. (SS, p.86) Если мы проделаем это вычисление, то найдем, что окружность Брахманды, или Вселенной равняется: 57 753 336 х 1000 х 324 000 = 18712080864 000 000 йоджан В Арйабхатйи Арйабхаты мы найдем утверждение, что окружность небес в йоджанах в 10 раз превышает число секунд дуги, покрываемой Луной за одну дивйа-югу. (АА, р. 13). Это дает: 57 753 336 х 360 х 60 х 10 =12 474 720 576 000 йоджан. Следует учесть, что Арйабхата использовал значение йоджан, равное 7,55 миль, а не 5 миль. Если приведем значение,найденное Арйабхатой к 5-миллионным йдам, то получим значение почти точно в 1000 раз меньшее числа, полученного по данным Сурйа-сиддханты и Сиддханта-широмани. Это можно объяснить тем, что Арйабхата брал число оборотов Луны за дивйа-югу, а не за кальпу (в одной кальпе - 1000 дивйа-юг). Мы упомянули вычисления Арйабхаты для полноты изложения. Это - не единственное место, где Арйабхата расходится с другими индийскими астрономами (АА). Например он рассматривал все четыре юги равной длительности, а так-же сделал предположение о суточном вращении Земли вокруг оси. (Все другие астрономы говорили о калачакре, вращающейся вокруг Земли.) Мы хотим подчеркнуть здесь, что размеры Вселенной оцениваются в йоджанах очень большими числами, и эти значения приняты Шрилой Вишванатхой Cарасвати Тхакуром и Шрилой Прабхупадой.


2. Ведическая физика: Природа пространства, времени и материи. "Даже мудрецы и полубо-

ги введены им в заблуждение, подобно тому,как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в пустыне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные действием трех гун природы, кажутся действительными, хотя, на самом деле они нереальны". (SВ 1. 1. 1) Основой нашего представления о вселенной является пространство времени и материи. Когда мы смотрим на небо, мы непосредственно ощущаем лишь световые картины. Эти картины ничего не говорят о природе источника этого света. Чтобы сказать чтолибо о космических природных явлениях, создающих этот свет, необходимо предположить, что вселенная состоит из некоторой субстанции, называемой материей, имеющей определенные характеристики и подчиняющейся определенным законам. В таких предположениях мы можем задаться вопросом, какая именно структура этой материи, действуя в соответствии с этими законами, будет вызывать наблюдаемые нами световые картины. Если нам удастся на основе известных свойств и законов составить полное объяснение наблюдаемых явлений, то мы склонны полагать, что правильно понимаем природу действительности. Умозрительно мы ощущаем, как наши теоритические методы упиваются воздухом конкретной реальности, и это такое ощущение, как будто мы держим вселенную у себя на ладони. На протяжении большей части современной истории люди были прикованы к земной поверхности и были вынуждены основывать свои идеи о природе вещей материи на наблюдении, приводимых в этих ограниченных условиях с помощью обычных чувств. За последние двести-триста лет западными учеными путем экспериментов и анализа их результатов было построено быстро растущее дерево знания - современная физическая наука - которое дает подробную картину свойств материи и законов, управляющих ее поведением. Современное западное учение о природе и структуре Вселенной в целом основано на интерпретации наблюдаемых небесных явлений в рамках современной физики. Мы утверждаем, что эти рамки слишком ограничены, чтобы вместить многие явления, происходящие в этой Вселенной. В частности, в эти рамки не входят многие особенности Вселенной, описанные в ведической литературе, и поэтому, сведения, изложенные в Ведах, часто кажутся абсурдными или мифологическими, если их рассматривать с позиций современной науки. В настоящее время определенные изложения современной физики шли в основу мировоззрения большинства членов общества. Эти положения несовместимы с основами ведического мировоззрения, и такая ситуация препятствует

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: