Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 70%

6.А. Принципы относительности и движения планет.


     Наша новая космология должна учитывать множество важных выводов предшествующей науки. Одним из них является принцип относительности движения. Бурное развитие современной астрономии началось с того, момента, когда Коперник заменил древнюю геоцентрическую модель Вселенной на геоцентрическую. Хотя в начале сравнительные достоинства обеих моделей и были предметов дебатов, открытие Ньютоном законов движения привело к полному торжеству геоцентрической модели. Ход мысли здесь можно представить следующим образом: если звезды и планеты совершают суточное вращение Земли, они должные испытывать действия центробежных сил, которые были как-то уравновешены. Не будет ли более естественным предположить, что Земля, которая намного меньше остальной части Вселенной, сама вращается вокруг своей оси? Точно так же более естественно предположить, что маленькая Земля вращается вокруг массивного Солнца, чем пытаться представить себе движение Солнца вокруг Земли.
     Это противоречит частично снимается путем привлечения идеи относительно движения. Рассмотрим два объекта, А и В, сближающиеся друг с другом с плстоянной скоростью. В соответствии с классической физикой, утверждения, что А приближается к В, и что В приближается к А, физически эквивалентны. Таким образом, рассматривая ситуацию в рамках физики, мы не можем выбрать одно из этих двух утверждений.
     Классическая физика полагает, что принцип относительности движения неприменим к вращательному движению. Представим себе ось, проходящую через центры А и В. Пусть А вращается относительно В вокруг этой оси. согласно классической физике, вращательно движение вызывает центробежные силы, измеряя которые можно узнать скорость вращения. Таким образом, если на А ощущается действие этой центрабежной силы, а на В - нет, то классический физик скажет, что А вращается, а В - нет.
     Однако, физик Эрнст Мах поставил вопрос следующим образом, пусть А и В - единственные объекты во Вселенной, и пусть массы их одинаковы. Тогда относительно чего вращается А? В наших предположениях мы не можем сказать, вращается ли А относительно В или В относительно А. Тогда почему именно на А должны обнаруживаться признаки вращения? Мах делает вывод, что в этом случае ни на А ни на В мы не обнаружим центробежной силы, если А и В - единственные объекты во Вселенной. Он видвтнул предположение, что центробежные силы в этом случае вызываются вращением вокруг отдельного объекта другого, намного превосходящего его размер. Таким образом, Мах полагал, что утверждения "Вселенная вращается вокруг А". Это означает, что у нас нет физического основания отвергать утверждение типа "А покоится, а вселенная вращается вокруг А".
     Здесь можно возразить, что вращение Земли можно обнаружить непосредственно с помощью маятника Фуко или по влиянию силы Корнолика на направление ветра. Точно также вращение Земли вокруг Солнца подтверждается рядом тонких, но измеримых эффектов, как например абберация света и параллакс некоторых звезд.
     Получается, однако, что рассуждение Маха применимо и в этих случаях. Например, эффект Маятника Фуко может быть вызван вращением Вселенной вокруг Земли, точно так же, как и вращение Земли вокруг своей оси.
     Если принять идею относительности движения, то получается, что геоцентрическая и гелиоцентрическая точки зрения одинаково применимы физически,и наш выбор одной из них зависит только от нашего удобства итрадиций. В случае астрономических сиддхант выбор геоцентрической системы продиктован нуждами выражения практических вычислений в понятных земных терминах. А если мы интуитивно предпочитаем рассматривать большие массы, как неподвижные, а малые - как движущиеся, то для нас более предпочтительной окажется гелиоцентрическая точка зрения.
     Вернувшись к космологии Бхагаватам, мы ненаходим более сложную ситуацию. В Бхагаватам утверждается, что ветер праваха вращает небесные тела вокруг полярной оси. Это можно трактовать с точки зрения принципа относительности движения следующим образом: ветер праваха представляет собой что-то вроде тонкой атмосферы, которая существует в области антарикши, или внешнего пространства. Если мы будем считать Землю вращающейся вокруг своей оси, то звезды будут неподвижно покоится в этой атмосфере. Если же считать, что эта атмосфера вращается вокруг Земли, увлекая за собой звезды, то окажется, что звезды опять-таки неподвижны относительно нее. Это заставляет вспомнить аналогию с облаками и ветром, которую приводил Шрила Прабхупада для иллюстрации эффекта майи: "Точно также, как облака не замечаю движения ветра, который их уносит, так и люди, увлекаемые майей, не замечают ее влияния".
     Теперь можно рассмотреть Бху-мандалу, как уже отмечалось в главе 3, если Бху-мандала расположена в плоскости эклиптики, то она должна совершать суточное вращение с калачакрой. Движение Солнца в Бху-мандале представляет собой годовое вращение после часовой стрелки, и, в свою очередь, Бху-мандала, Солнце и другие планеты совершают суточное вращение по часовой стрелке, увлекаемые ветром праваха. С точки зрения относительности движения можно рассматривать вращение Земли на фоне неподвижных звезд, атмосферы праваха и Бху-мандалы. Солнце, очевидно, совершает вращение относительно Бху-мандалы, влекомое своей колесницей. Это выглядит естественно, если считать большие массы неподвижными, так как Бху-мандала неизменно больше Солнца.
    Если принять в рассмотрение внешние оболочки Вселенной и учесть, что ветер праваха дует относительно этих оболочек, картина получится следующей: естественным будет предположение, что атмосфера праваха вместе с небесными силами движется относительно оболочек Вселенной, так как эти оболочки намного массивнее небесных тел. Точно также имеет смысл рассматривать движение Солнца относительно Бху-мандалы. Это, конечно, совпадает с картиной движения небесных тел, изложенной в Бхагаватам.
     Как уже отмечалось в главе 3, идея относительности движения присутствует в описании движения Солнца, данным Шукадевой Госвами. Махараджа Парикшит спросил его:
     "Мой дорогой господин, вы уже подтвердили, что всемогущий бог Солнца обходит вокруг Дхрувалоки, имея гору Шумеру и Дхрувалоку справа от себя. Однако, в то же время бог Солнца обращен лицом к Зодиаку, а Шумеру и Дхрувалока находятся слева от него. Как нам наглядно представить себе такое движение бога Солнца? (SB 5.22.1)
     Здесь движение, оставляющее гору справа - это суточное движение Солнца (по часовой стрелке), а другое движение - это годовое движение Солнца (против часовой стрелки). Шукадева Госвам ответил следующее:
     "Когда мы смотрим на муравьев, ползущих по вращающемуся гончарному кругу, можно заметить, что их движение отличается от движения круга, поскольку они появляются в разных частях круга". (Ш.Б. 5.22.2)
     Шукадева Госвами объяснил, что в этой аналогией гончарного круга является калачакра, которая несет на себе звезды и Зодиак. Муравьи - это Солнце и другие планеты, которые движутся против часовой стрелки, в то время как круг вращается против часовой стрелки, в то время как кругвращается в противоположную сторону. Таким образом, идея о том, что движение выглядит по-разному в завивсимости от способа видения, несомненно, присутствует в Бхагаватам.
     Мы провели такое детальное рассмотрение для того, чтобы показать, что ведическую космологию не стоит отбрасывать на основании наивных аргументов, рассматривающих относительное движение Земли, Солнца и Вселенной как единое целое. Для того, чтобы полностью сопоставить ведическую космологию с законами современной физики, будет необходимо осознать, и какое значение для нашего понимания принципа относительности имеют структуры типа Бху-мандалы или оболочек Вселенной. Так как эти структуры содержат высшие измерения и изменения масштаба времени, как в истории царя Какудми и Ревати, мы не думаем, чтобы это было легкой задачей. Но это вполне возможно, и полученная модель окажется, без сомнения, еще более удивительной для нас, чем квантовая теория для физиков начала века.
     Следует также заметить, что теория относительности Энштейна возникла из необходимости разрешить противоречия гелиоцентрической модели солнечной системы. Эта теория зародилась в конце прошлого века на основе данных экспериментов, проводимых многими физиками (в том числе Майкельсоном и Морли), целью которой было обнаружение движения Земли относительно эфира. Как известно, в результате этих экспериментов "эфирный ветер " обнаружен не был.
     Так как эфир рассматривался как абсолютно неподвижная среда, это, вроде бы, означало, что Земля покоится относительно некоторой абсолютной системы отсчета. Объяснить это было невозможным в рамках классической физик, хотя было сделано множество попыток такого объяснения.
     Дилемма разрешилась только с развитием теории Энштейна, включающей радикальные изменения в физических концепциях пространства и времени и имеющей множество поразительных противоестественных следствий. Можно упомянуть знаменитый порадокс близнецов, в котором рассматривается космический путешественник, возвратившийся на Землю после космического полета со скоростью, близкой к скорости света, в течение года, и обнаруживший, что на Земле прошли многие десятилетия. Рассмотрение этих порадоксов уведет нас далеко в сторону от нашего основного предмета, но мы упоминаем их для того, чтобы подчеркнуть, что выбор между геоцентрической и гелиочентрической космологией не столь тривиален, как сразу может показаться.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: