Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Е.С. Партха Саратхи Прабху

Дневник сражающегося садхаки

Том 1: май - октябрь 1997 г.

Введение


  Предисловие к 1-му выпуску англоязычного издания
  Партха Саратхи дас
  Несколько лет назад, занимаясь во Вриндаване преподавательской деятельностью, я с воодушевлением начал вести дневник, куда записывал свои стихи, размышления и цитаты из книг Шрилы Прабхупады. У меня было достаточно времени и я чувствовал потребность поддерживать связь с южно-африканскими преданными, с которыми установились отношения. Вернувшись в Южную Африку, я на время свой дневник отложил, поскольку у меня был напряженный график проповеднической деятельности и множество разнообразных обязанностей.
  Сейчас, когда я пишу это введение, прошло уже пять месяцев, со дня моего отъезда из Южной Африки, и мне снова не хватает общения со своими учениками и другими преданными, живущими там, где я провел последние 23 года своей жизни.
  Когда в 1974 году меня отправили в Южную Африку, я был юношей 21 года отроду, и из 23-х лет, в течение которых я служу миссии Шрилы Прабхупады общее время моего отсутствия в Южной Африке составит, наверное, месяцев 18.
  Но теперь я путешествую чаще, проводя за пределами Южной Африки около шести месяцев в году. Свои мысли я стал записывать в дневник более регулярно. Это необходимо мне для самоочищения. Как пишет Сатсварупа дас Госвами, "Ея обнаружил, что ведение дневника помогло мне стать честнее и лучше познать себя самого. Это также помогло мне увидеть то, что находится за пределами моих эгоистичных желаний и действовать как подобает преданному".
  Некоторые мысли и раздумья могут показаться бессвязными и кое-где нелогичными, но я пишу о том, что для меня видится важным. Я не предлагаю публиковать все мои записи, поскольку не все они здесь уместны. Может быть, когда я умру, будет опубликована оставшаяся часть написанного мной.
  Я искренне обязан всем преданным из Южной Африки, которые помогают мне служить миссии Шрилы ПрабхупадыЕ Мне бы очень хотелось проводить больше времени вместе со всеми вами, чтобы выразить вам свою признательность, но, к сожалению, этого не позволяют здоровье и мой график. Но я могу, в конце концов, общаться в вами посредством этого дневника.
  Последние 14 месяцев я страдаю так называемой невралгией. Это болезнь, поражающая центральную нервную систему, усугубляемая стрессами и напряжением. Поэтому я больше времени уделяю чтению и литературной деятельности.
  Простите мне, пожалуйста, если я проповедую не так активно. Я принял эту болезнь как благословение ГосподаЕ Шрила Прабхупада пишет: "Поэтому долг преданного - безропотно терпеть все страдания, ниспосылаемые ему Господом, и принимать их как Его благословенияЕ Чистый преданный Господа видит в несчастьях благословения Господа. Между тем и другим нет никакой материальной разницы, ибо Господь абсолютен".
  Я надеюсь, что мы сможем публиковать этот дневник хотя бы четыре раза в год, и что со временем я достигну искусства связно излагать свои мысли и реализации. Дневник также включает раздел, где своими впечатления о нашем путешествии делится Шридама дас.
  Мне хочется еще раз поблагодарить вас за служение проповеднической миссии Шрилы Прабхупады, и я горячо молюсь, чтобы вас коснулся благосклонный взгляд Его Божественной МилостиЕ
  Жаждущий служить вайшнавамЕ
  Партха Саратхи дас
  Открытое письмо ученикам = напечатано вместо Предисловия ко 2-му выпуску англоязычного издания
  Дорогие ученики, а также стремящиеся стать учениками и друзья, примите, пожалуйста, мои почтительные приветствия. Вся слава Шриле Прабхупаде!
  Я сижу за столом напротив окна на третьем этаже храма в Хилброу. Через несколько дней вместе с группой преданных из 32 человек я уезжаю во Вриндаван. Пройдет еще несколько недель, и Шри Шри Гоур Нитай покинут храм в Хилброу, отправившись в Леназию. Мы оставим позади храм в Хилброу и тем завершится еще одна глава истории ИСККОНа.
  Двадцать два года тому назад, я, будучи брахмачари, жил в нашем первом настоящем храме в Еовиле, в Йоханнесбурге. Временами я был главным пуджари, иногда - садовником, иногда проводил подписку на попечительство, а еще распространял книги. По Своей милости Кришна давал мне возможность Ему служитьЕ
  Похоже на то, что мое служение включает также и литературную деятельность. К сожалению, литература никогда не была в числе предметов, по которым я преуспевал в школе. Мои строки не ложатся легко и гладко, часто выглядят натянутыми, я слишком озабочен мыслями о том, что подумают преданные, прочитав написанное. Но один из моих духовных братьев пишет:
  "Я обнаружил, что ведение дневника помогло мне стать честнее и лучше узнать себя самого. Это сыграло свою роль в моих попытках увидеть то, что находится за пределами моих эгоистичных побуждений".
  Поэтому я искренне надеюсь, что вы найдете этот дневник полезным для своей духовной жизни.
  Мне бы хотелось также поблагодарить всех преданных, которые жертвуют в фонд "Гуру-сева". Я регулярно получаю счета, где указано, какие преданные делают пожертвования и сколько денег они присылают.
  От имени моего вечного духовного учителя, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, всегда желавшего мне добра, я хочу поблагодарить вас за ваши содействие и поддержку, которые помогают мне служить Шриле Прабхупаде.
  Надеюсь, это письмо застанет вас в добром здравии и блаженстве сознания Кришны.
  Ваш в служении Шриле Прабхупаде, Партха Саратхи дас



  27 мая 1997 г., четверг. Центр ИСККОН в Джуху Бич, Мумбаи
  Сегодня Шрила Прабхупада явно проявил свое ко мне расположение - после приветствия Божеств я нес мурти Шрилы Прабхупады вокруг храма Шри Шри Радхи- Расабихари и предложил гуру-пуджу. Поднялась волна воспоминаний о том, как я совершал гуру-пуджу Шриле Прабхупаде в 1975 году.
  Я нес Шрилу Прабхупаду и думал: "Было бы замечательно на самом деле гулять со Шрилой Прабхупадой?Е" Однако, разве мурти не считается неотличным от него?Е Да, в действительности Божество тождественно самой личности, такова философияЕ Так почему же я не могу этого понять? Думаю, есть вещи, о которых я имею только теоретическое представление и мало действительного осознания.
  Я хочу видеть и ощущать присутствие Шрилы Прабхупады в ИСККОНеЕ Как Кришна присутствует в своем творении, и продвинутый преданный видит Его повсюду. Я хочу ощущать физическое присутствие своего духовного учителя Шрилы Прабхупады в его Обществе.
  Все последователи Шрилы Прабхупады очень хотели бы лично общаться с ним, но если служишь проповеднической миссии, это общение приобретает особую сладость.
  Ратха-ятра в Мумбаи. Я несу мурти Шрилы Прабхупады
  В 5 часов вечера - час пик - вместе с Гирираджей Махараджем, его учеником Нава Кишоре и Шридамой в течение часа сорока пяти минут добирались в район вокзала Виктории. Ратха - колесница - только что прибыла, госпожа Субхадра упала, но преданные успели ее подхватить. Вместе с Гирираджей Свами я целый километр нес Шрилу Прабхупаду от колесницы до сцены. Мои руки дрожали. Второй раз за день Шрила Прабхупада позволил мне лично нести его в форме Божества.
  Мог ли я молиться о большей удаче?Е нести духовного учителя от колесницы Ратха-ятры до сцены пандалаЕ
  28 марта 1997 г., пятница. Храм в Джуху Бич, комната 103
  Во время джапы родилась молитваЕ
  Молитва первая
  Дорогие мои Шри Шри Гоур-Нитай, Шри Шри Радха-Расабихари, Сита-Рам, Лакшман, Хануман, позвольте мне, пожалуйста, ощутить присутствие Шрилы Прабхупады в моей жизни. Дайте мне увидеть как он присутствует в ИСККОНе, проявляясь в своих последователях, учениках и в учениках своих учеников. Позвольте мне, пожалуйста, развить любовь к Шриле Прабхупаде и все больше осознавать его.
  1. Осознавать его в его ИСККОНе (точно так же, как Кришна проникает всюду, и продвинутый преданный может видеть Его везде). Дайте мне почувствовать присутствие Шрилы Прабхупады в его миссии.
  2. Позвольте мне ощутить присутствие Шрилы Прабхупады в его верных последователях, учениках и учениках учеников.
  3. Следуя простым наставлениям Шрилы Прабхупады: посещать мангала-арати, лекции по "Шримад-Бхагаватам"Е Позвольте мне ощутить его присутствиеЕ
  4. Пусть через свою повседневную деятельность - встречи с людьми, проповедь, посещение собраний и прочее - я увижу, как Шрила Прабхупада устраивает мою жизнь. Он все учел, создав движение ИСККОН, и я могу жить в миру, совершенствуясь в то же время в жизни духовной.
  5. Почувствовать, как растет моя любовь к Шриле Прабхупаде вместе с ощущением его присутствия в моей жизни.
  Обеты № 1
  1. Посещать мангала-аратиЕ пока не закончат возносить молитвы "гуру-аштакам" (при условии, что я не лег спать позже 11 вечера).
  2. Всегда повторять утреннюю гаятри перед божеством Шрилы Прабхупады, а также повторять свои круги перед Божеством.
  3. Всегда посещать гуру-пуджу и лекции по "Шримад-Бхагаватам".
  4. Читать полуденную и вечернюю гаятри перед Шрилой Прабхупадой.
  5. Честно отчитываться перед Божеством Шрилы Прабхупады о своих мыслях и поступках.
  6. Моя цель - 29 кругов, но если я занят, могу повторять 25.
  7. Каждый день писать что-нибудь о Шриле Прабхупаде.
  8. Как минимум час в день изучать "Шримад-Бхагаватам" и " Чайтанья-чаритамриту"Е если занят, то 30 минут.
  9. Принимать прасад со старшим преданным, учеником Шрилы Прабхупады или старшим учеником его ученика.
  Верность Шриле Прабхупаде
  1. Быть верным Шриле Прабхупаде означает всегда следовать четырем регулирующим принципам, потому что ученик или ученик ученика обещает Прабхупаде следовать им всегда.
  2. Быть верным Шриле Прабхупаде означает всегда воспевать как минимум 16 кругов "Еиз всех регулирующих принципов самым важным является повеление духовного учителя воспевать 16 кругов". (ЧЧ, М, 22-113)
  3. Быть верным Шриле Прабхупаде означает слово в слово выполнять его указания. "Епочитать духовного учителя - значит слово в слово выполнять его указания".
  4. Быть верным Шриле Прабхупаде означает сотрудничать с его учениками и учениками учеников, сохраняя единство Общества.
  5. Быть верным Шриле Прабхупаде означает решимость продолжать сотрудничать с духовными братьями в сложной ситуации.
  6. Быть верным Шриле Прабхупаде означает отдать всю свою любовь ему одному.
  7. Быть верным Шриле Прабхупаде означает сильное чувство вины и смущение, если по какой бы то ни было причине мы приняли кого-то другого в качестве своего гуру.
  8. Быть верным Шриле Прабхупаде означает следовать утренней программе.
  9. Быть верным Шриле Прабхупаде означает неприятие идеи безличного Бога и представлять Кришну как Верховную Личность Бога.
  10. Быть верным Шриле Прабхупаде значит всегда помнить, что посредством своих поступков, слов и деяний вы представляете его.
  11. Быть верным Шриле Прабхупаде без преданности его личной проповеднической миссии невозможно.
  12. Быть верным Шриле Прабхупаде - это начало, позже эта преданность вырастает в любовь к Шриле Прабхупаде. Без преданности не может быть любви, а без любви к Шриле Прабхупаде не может быть любви к Кришне.
  Служение Шриле Прабхупаде в разлуке
  Есть своя особая сладость в нектаре служения наставлениям Шрилы Прабхупады без его физического присутствия. Даже когда Шрила Прабхупада находился среди учеников, по-настоящему с ним пообщаться доводилось крайне редкоЕ большей частью нам приходилось служить его наставлениям и его подлинным представителямЕ и таким образом мы испытывали огромное счастье. Это чувство до сих пор осталосьЕ взаимоотношения между Шрилой Прабхупадой и его последователями отнюдь не мирские и не материальные. "Когда человек со всей серьезностью относится к миссии своего духовного учителя, его решимость равноценна созерцанию Верховной Личности БогаЕ Тем не менее, если человек твердо следует принципам, установленным духовным учителем, он так или иначе общается с Верховной Личностью Бога". (ШБ, 4.28.51)
  Начав серьезно следовать миссии духовного учителя, можно увидеть не только Верховную Личность Бога, но также и духовного учителя. Где бы ни был Кришна, там же находятся и Его спутники, или паракарыЕ Кришна никогда не бывает один. Шрила Прабхупада может присутствовать как пракат или апракат (в проявленной и непроявленной форме), что для искреннего преданного суть одно.
  Храм в Джуху Бич. В доме отца
  Я очень оживился и был совершенно счастлив, потому что воспевал во время дневного совещания в храме Шрилы ПрабхупадыЕ Мне так посчастливилось, что я получил возможность жить в его храмахЕ храмы - это личные резиденции Шрилы Прабхупады, и в них можно ощутить его присутствиеЕ особенно в ДжухуЕ он так сильно напоминает о Шриле ПрабхупадеЕ мне так повезло, что я живу в его офисеЕ в обществе его сыновейЕ
  31 марта 1997 г., воскресенье. Бомбей, Джуху Бич, комната 103
  Молитва вторая
  Мой дорогой Господь, Шри Шри Радха-Расабихари, Шри Шри Радха-Радханатх, Шри Шри Гоур Нитай, сделайте, пожалуйста, так, чтобы я был более признателен Шриле Прабхупаде, чтобы я сильнее к нему привязался и сильнее полюбил его.
  Сделайте, пожалуйста, так, чтобы усилилась моя любовь к нему, чтобы я оценил, что он сделал раньше и что он продолжает делать сейчас.
  Когда же я пойму?
  Когда же я пойму, что Вы присутствуете в форме мурти, чтобы милостиво принимать наше служение?
  Когда же я пойму, что Вы присутствуете в форме мурти, и я, захотев, могу прийти с Вами поговорить?
  Когда же я пойму, что Вы рядом в священный час брахма-мухурты, когда мы возносим молитвы Шрилы Вишванатхи Чакраварти, прославляющие качества духовного учителя?
  Когда же я пойму Вас слушая или читая лекцию по "Бхагават-Пуране"?
  Когда же я пойму Вас, совершая гуру-пуджу, которую Вы позволили совершить для Вас 22 года назад?
  Когда же я пойму Вас перед лицом моих духовных братьев и Ваших учеников-внуков?
  Когда же я пойму Вас, живя в различных ваших храмах?
  Когда же я пойму, что найду Вас в Вашей созданной для проповеди миссии - ИСККОНе?
  2 апреля 1997 года, среда. Аэропорт Дубаи, 21.17
  В зале ожидания снуют потерянные души. Пустые взгляды, мрачные лица, в глазах беспокойство. Куда идут они? Откуда? Даром проживая эту человеческую форму жизниЕ
  Высокие арабы в ослепительно белом, дамы в черном на высоких каблуках,
  Шридама стоит в очереди, беседуя с европейцем,
  Всего лишь одна из остановок в материальном мире.
  Радханатх Махарадж - такой замечательный садху
  Такой замечательный садху, по милости Кришны мне выпал случай с ним познакомиться, я видел его и раньше, но не решался с ним заговорить.
  Мы просидели с ним до поздней ночи, не прекращая говорить об играх и лилах.
  Что больше всего запомнилосьЕ"Не пытайся стать выдающимся преданным, старайся быть просто покорным слугой".
  Он всегда находит время для каждого - вот что значит, как я понял, "быть просто покорным слугой".
  Я надеюсь еще когда-нибудь повидаться с нимЕ
  Большой аскет, он довольствовался раз в день скромной трапезой, спал на соломенной циновке, присутствовал от начала и до конца на утренней программе.
  Совершенствуясь мало-помалуЕ До встречи со Шрилой Прабхупадой, он жил на берегу Ямуны, уже тогда будучи садхуЕ
  Теперь он - жизнь и душа Радхи-Гопинатхи.
  Живет в простой комнатеЕ никакой роскошной мебели, он ничего о себе не мнит, настоящий садху, он прошел через восемь лет испытаний и остался верен Шриле Прабхупаде.
  7 апреля 1997 г., понедельник, Бхактиведанта Мэйнор, комната санньяси
  Очень холодноЕ В одной комнате с Данавиром Махараджей и Випрамукьей Махараджей. Следуем полной утренней программе. Ездили в нама-хатту "Ридинг", в субботу вечером вышли на харинаму в центральной части Лондона.
  Харинама на Оксфорд-стрит 23 года спустя. Тогда я был розовощеким британским бхактой, который хлопал и танцевал, как бхакта Эдди из снятой преданными комедии.
  Так здорово видеть столько энтузиазма и энергии! Танцевать, кружиться, прыгать, хлопать в ладоши и петь.
  Большинство карми были пьяны или "под кайфом", они искали только одного - греховных утех. Зачем им еще ходить в центр субботними вечерами?
  По милости Господа Чайтаньи они увидели и услышали преданных. Группа санкиртаны протанцовывала свой путь через джунгли, через непролазную чащу греховной деятельности.
  8 апреля 1997 г., вторник. Оксфорд. У родителей
  Истории из моего детства, картины юностиЕ Отец показывает мне коллекцию мечей и ружей. Тихо тикают две с половиной дюжины часов.
  Он курит трубку и расспрашивает о переменах в Южной Африке. Мать в свои 70 лет не выпускает вожжи из рук, медленно соскальзывая от старости к смерти. Сестра Сьюзен с гордостью показывает мне свою дочь, ей 24, она самая младшая в нашей "династии". Новый побег на семейном древе, новая привязанность.
  Появилась внучка, ей нет еще 72 часов. Мой отец скоро уйдет, ему уже перевалило за 72 года, "ты говоришь "пока", я говорю "привет"*. Когда же они поймут?
  * Прим. переводчика: строка из популярной песни "Битлз"
  Более тридцати механических часов тикают в унисон, маленькие на подставках, большие на полуЕ Глядя на циферблат, я вижу лицо времени, глядя на родителей, вижу лицо смерти.
  Каждый час раздается бой 10-ти часов, им все равно, кто их слушает. Мои родители обсуждают, планируют, беседуютЕ Кого волнуют их планы? "Я есть время, разрушитель всех миров", - говорит Господь Кришна.
  Уильям Педди Трелор
  Один из моих великих предков по материнской линии, родился в январе 1843 года в семье Томаса и Элизабет Трелор, позднее стал рыцарем, бароном и мэром Лондона.
  Бедный Роберт Трелор, третий сын Томаса ТрелораЕ Он был беспечным малым, но "спесь с него слетела, иллюзии развеялись". Умерла его молодая жена, затем двое детей, и он окончил свои дни в горестном одиночестве.
  Мой дядя Уильям стал в 1906 году мэром ЛондонаЕ открыл школу Олтена для детей бедняков.
  8 апреля 1997 года, вторник. Оксфорд
  Шрила Прабхупада, прошу вас, я хочу поклоняться вам в форме БожестваЕ Придите ко мне, пожалуйста, в форме своей арча-виграхи. Позвольте мне поговорить с вами, накормить вас и совершить гуру-пуджу.
  Вы присутствуете в форме своего божества, у нитья-сиддхи есть такая способность, даже среди нитья-сиддх вы - необычная личностьЕ Я мог бы сопровождать вас повсюду, куда бы вы ни отправились, и помогать вам проповедоватьЕ
  Я всегда хотел служить вам, быть вашим недостойным слугойЕ и сейчас у меня есть такая возможность.
  Превыше возвращения на Голоку Вриндавану
  Раньше я стремился вернуться во Вриндавана-дхаму Кришны, оставить смертную оболочку и обрести духовное тело, после себя оставив временный материальный мир и служить вам в мире ином.
  Но кое-что я упустил - упустил саму основу духовной жизни. Желание служить своему Гуру Махараджу должно стоять на самом первом месте, служить своему Гуру Махараджу значит служить его миссииЕ Служить своему Гуру Махараджу значит служить его ученикам.
  Теперь я стремлюсь служить его миссииЕ Куда бы он меня ни отправил, и чего бы он от меня ни хотел. Мне надоело выбирать, просчитывать, раздумыватьЕ Я хочу вас просто радовать.
  Мой дорогой Шрила Прабхупада, покажите мне, пожалуйста, как вам служить наилучшим образом. Южная Африка, Индия, Англия, СШАЕ Писать, проводить фестивали, заниматься управлениемЕ все, что вы захотите.
  Жизнь за жизнью я буду рад служить вашей миссииЕ Общаться с вашими искренними последователямиЕ Я хочу быть преданным, верным сыномЕ помогите мне, пожалуйста, добиться этого.
  В будущем я могу снова родиться в ИСККОНеЕ Надеюсь, в следующей жизни смогу сделать больше, чем в этой. Я мог бы быть полезен в управлении, в переводе и издании книг.
  Шрила Прабхупада, пожалуйста, оставьте меня в вашем обществе, позвольте мне служить вашей миссии и вашим ученикам. Я могу, оставаясь на этой планете, общаться с вами посредством вани-севы.
  Чего бы вы ни пожелали, позвольте быть марионеткой в ваших руках, служить вам означает радовать ваших верных последователей, все мои духовные братья - это ваши представителиЕ позвольте мне припасть к их стопам.
  Вы так добры, после себя оставивЕ
  Вы так добры, после себя оставив так много учеников, через которых проявляется Ваша воля.
  Вы так добры, после себя оставив Ваши наставления и книги, с ними я чувствую себя под защитойЕ
  Вы так добры, после себя оставив свое мурти, через которое я чувствую - Вы здесь.
  Вы так добры, после себя оставив свои указания, следуя им, я могу быть рядом с Вами.
  Вы так добры, после себя оставив нам все. Вы все сполна нам дали, прежде, чем покинуть нас.
  Вы так добры, после себя оставив все необходимое, чтобы достичь Вриндавана.
  Вы так добры, после себя оставив нам возможность общаться с Вами даже ближе, чем когда мы были вместе.
  Вы так добры, после себя оставив ощущение Вашего присутствия, которое в разлуке сильнее, чем при встречах.
  Вы так добрыЕ Чтобы ответить чем-то Вам взамен, мне тоже нужно быть как можно добрее по отношению к другим, к бесчисленным, бесцельно скитающимся падшим дживам, чтобы и они узнали Вашу доброту.
  Вы так добры, после себя оставив больше, чем дали сами. Когда же я воздам за Вашу доброту и стану благодарным?
  8 апреля 1997 года, вторник. Оксфорд. Моя бабушка
  Моя бабушка в возрасте 99 лет - это страшное зрелище, она не могла вспомнить, кто я такойЕ и расспрашивала о своих подругах, которые все уже умерли.
  Она почти ослепла, видит лишь неясные очертания, и так плохо слышит, что приходилось кричать в слуховую трубку. Ее руки стары и все в морщинах.
  Ей дали немного шоколада, и она стала лепетать какую-то чушь. Она живет в прошлом, в мире воспоминаний.
  Ей бы умереть лет 20 назадЕ Ее тело изношено, но карма не исчерпанаЕ Душа, пребывающая в ловушке больного, дряхлого, морщинистого тела.
  Я дал ей маха-прасад, но ей не понравилось. Кого это волнует, я сказал, чтобы она ела.
  Там были еще семь старух в таком же состоянии. Я положил им в рот маха-прасад и сказал, чтоб съели. По крайней мере, в конце своей жизни они все получили милость, возможно, они ждали именно этогоЕ теперь они могут уходить.
  Найел - мой давний приятель
  Последний раз был у него в 1973 годуЕ Он открыл дверь, источая запах перегара и табака.
  Его ежедневная диета - это транквилизаторы, сигареты и пиво, он придерживается ее уже лет 20.
  Комната его была грязной, темной и обшарпанной. Банки из-под пива, окурки, на стенах плакаты с голыми женщинамиЕ Компакт-диски и видеокассеты с записями рок-концертов 70-х годов, устилающие пол.
  У его девушки был приятель, который покончил с собой, поэтому она тоже прыгнула с 5-этажной автомобильной стоянки, а человеческие существа в таких случаях не отскакивают, а растекаются, как каша.
  Потом его друг, Мартин, которого я тоже знал, поспорил, что ляжет на рельсы. Его подняли с размозженной головой, - по крайней мере Найел пришел на похороны.
  Наркотики убили его, сейчас он человек-призрак.
  Попробовал забрать его в Южную Африку. "Пойдем прямо сейчас, и я возьму тебя в Индию и Африку", - убеждал я. Дал ему четки и прасад.
  Печально видеть, как сильна материальная энергия. Это заставило меня оценить собственную удачу. Шрила Прабхупада подобрал меня и спас.
  Кто знал, что все закончится так. И у меня были иллюзии, но у Кришны был свой план. Он привел меня к убежищу Прабхупады.
  Полагаю, у меня уже было что-то в прошлой жизни, или, может быть, Кришна дал мне небольшой шанс, и я его не упустил. В любом случае, то, что у меня есть, - это "крипа шакти".
  Когда я попал в лондонский храм, Кришна отправил меня в Южную Африку, в чужую страну с совершенно иной культуройЕ и обрезал все мои привязанности.
  Помнится, поначалу это было нелегкоЕ В 1973 мне не давали покоя мысли о семье, но Кришна вовлек меня в служение Ему и отправил прочь.
  10 апреля 1997 года, четверг. Оксфорд. Моя семья
  В основе каждого их поступка - семьяЕ это так самоотверженно и мелочноЕ
  Их мир убог и жалок. Мне так жалко их, но чем же я могу помочь?Е
  Их существование тягостно и лишено всякого смысла. Они живут прошлым со своими фотоальбомами, окружив себя забытыми воспоминаниями.
  Их лица - застывшие маски тревог и страха, морщинистые, обрюзгшие.
  И ни единого вопроса о том, как я живу, как пою, танцую, пирую; до совершенной философии им дела нет.
  Я могу попытаться что-нибудь им сказать, дать маха-прасад, но что-то же должно исходить и от них.
  Моя мать постоянно покусывает ногти и думает о смерти. Отец покусывает трубку и читает о тех, кто уже мертв.
  11 апреля 1997 года, пятница. Я помогаю Шриле Прабхупаде
  "Мой духовный учитель пришел в этот мир исполнить миссию Чайтаньи Махапрабху. Он выполнил это, и в нужный момент, покинул его и отправился в другое место, чтобы делать все то же". (Ш.П., 8 февраля 1977 г. День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура)
  Также и Шрила ПрабхупадЕ он пришел с миссией - проповедовать послание Чайтаньи Махапрабху, и теперь он ушел в другое место материального мира, чтобы делать то жеЕ
  Мой дорогой Шрила Прабхупада, как я понимаю, нитья-сиддха в состоянии проявить 55 из 64-х качеств Кришны. Поэтому он могущественнее обыкновенной джива-таттвы. Вечные спутники Господа Кришны, как и Сам Господь, могут совершать лилы, пребывая на апракат Голоке Вриндаване и одновременно в материальном мире.
  Гопи, гопы и другие присутствуют как в духовном мире, так и в развлечениях Кришны где-то в материальном мире. Вы - такой же спутник Господа, как гопи и гопы, поэтому можете жить одновременно и в духовном, и в материальном мирах.
  Я молюсь о возможности помочь вам выполнять свою миссиюЕ проповедовать. Позвольте мне родиться исполнителем вашей миссии, чтобы распространять движение санкиртаны. Чтобы помочь вам, я мог бы снова родиться в ИСККОНе на Земле, или последовать за вами в другую вселенную и помогать там. В любом случае, я горячо желаю служить вам, проповедуя сознание Кришны в вашей личной проповеднической миссии. Вернуться домой, к Богу не самое главноеЕ если вас там не будет, - я откажусьЕ Главное - служить вашей проповеднической миссии.
  Мой дорогой Шрила Прабхупада, я не очень разумен и искренен, но, пожалуйста, позвольте Вашим наставлениям заполнить всю мою жизнь.
  Четыре способа Вас увидеть
  Я молюсь увидеть Вас в форме божества. Я молюсь увидеть Вас в Ваших книгах и наставлениях. Я молюсь увидеть Вас в Вашем Обществе. Я молюсь увидеть Вас в Ваших верных последователях.
  Мой дорогой Шрила Прабхупада, дайте мне, пожалуйста, следуя этими четырьмя путями, постичь Ваше присутствие.
  Из книги "Он живет вечно" Сатсварупы даса Госвами
  "До конца своих дней мы должны всегда говорить так, как если бы Шрила Прабхупада нас слышал и поступать так, как если бы Шрила Прабхупада на нас смотрел".
  "Ученика не волнует даже то, возвращается ли он домой к Богу. Там или здесь - суть не в этом. Наша основная задача - выполнить наставления духовного учителя". (стр. 60)
  "Во Вриндаване умерла девушка, и Шрилу Прабхупаду спросили, ушла ли она к Богу, чтобы лично общаться с Кришной. Шрила Прабхупада ответил: "Да, каждый, оставивший тело во Вриндаване, освобожден". (стр. 65)
  12 апреля 1997 г., суббота. Оксфорд. Мой давний приятель Найел
  Ходил гулять со своим давним приятелем Найелом. Он 22 года на транквилизаторахЕ Солнце еще не взошло, а он уже готов.
  Он неплохой человек, но наркотики угробили его. Мы повторили вместе несколько кругов, затем я попробовал проповедовать. Он уже практиковал чтение 16 кругов, но потом скатился до нуля.
  Он живет один в старом доме с протекающей крышей, мать его была алкоголичкой до самой смерти. В спальне его полно окурков, пивных банок и транквилизаторов.
  И несмотря на то, что он так низко пал, через него говорит Кришна. Когда мы воспевали вслух, он засмеялся и сказал: "Ты не выговариваешь как следует "Рама Рама Харе Харе"Е
  Он сказал это еще раз, прежде чем я понял, что не выговариваю как следуетЕ спустя 24 года не получается нормально произнести мантру.
  Удивительно, кого только не использует Кришна, чтобы дать вам наставления. Господь наставлял меня через склонного к самоубийству психо-невротика и наркомана.
  Я дал ему четки и прасад, а он достал деньгиЕ сначала 10 фунтов, затем 20, потом 40Е Все его друзья покончили с собой или сидят за решеткойЕ в застенках психиатрических клиникЕ Несколько месяцев назад Мартин захотел умереть на рельсах, буквально за моим домом.
  12 апреля 1997 г., суббота. Оксфорд. Семья в сборе
  Двадцать один член семьиЕ многих я никогда раньше не виделЕ болтовня, смущения, шутки, обмен приветствиями. Я оставался в своей комнате до тех пор, пока это было возможно, слушая и воспевая, но они пришли за мной, пришлось спуститься.
  Счастливым никто не выглядел, но каждый изо всех сил старался изобразить счастье. Я просидел с ними 2 часа, 4 часа, 5 часов, делая все, что было в моих силах. Никто не спросил меня, кто такой КришнаЕ
  Во сколько ты встаешь?Е Как живешь?Е Водишь ли машину?Е А что будешь делать когда состаришься? Как там в обновленной Южной Африке? Но совершенное равнодушие к философии, к вопросам о цели жизни, о ее истоках.
  Это выглядело весьма плачевно: я в кругу своей семьи и некому проповедовать, мне приходилось держать себя в руках и общатьсяЕ Я попробовал проповедовать своей матери, но она почти ничего не поняла. Невестка оказалась более восприимчивой, но слишком заносчивой.
  Настоящая моя семья - это вайшнавыЕ Их общество лишено притворства, оно приятно, освежающе и так много для меня значит. Они циничны по отношению к материальным идеалам и привязанностям, полны оптимизма, даруемого Кришной и преданным служением.
  Настоящий мой отец - это Шрила ПрабхупадаЕ Он спас меня тогда, он спасает меня сейчас. Как самый добрый и внимательный друг.
  Мои братья - это духовные братья, от них исходит мудрость Шрилы Прабхупады. Все мы прошли через эту майюЕ и так, как они, мне не поможет больше никто.
  Мой настоящий дом - это храм, где пребывает Господь в образе Божества, где предлагают прасад и продолжается арати.
  Семь дней я пытался растопить ледЕ Может, в будущем Кришна прольет на них Свою милость. Они никогда не мешали мне практиковать сознание Кришны, и за это я благодарен им от всего сердца. Они уважали путь, который я избралЕ
  Шрила Прабхупада пишет: "Господь берет под Свое особое покровительство членов семьи и потомков преданного, даже если сами они непреданные!
  Я смиренно прошу великодушных Шри Щри Гоур Нитай пролить Свою милость на мою мирскую семьюЕ может, в следующей жизни они станут вайшнавами.
  За последние 24 года я провел с ними одиннадцать вечеров. Возможно, если бы я уделял им больше времени, они бы изменилисьЕ Я надеюсь впредь останавливаться у них ежегодно.
  20 апреля 1997 года, воскресенье. Лондон, нама-хата в Илфорде
  Живу в доме Хасмокса вместе с Чандини и Шридамой, езжу к преданным и вдохновляю ихЕ Рамеш, Даялджи, все родом из ГуджратаЕ
  Пытаюсь восстановить свои силы после комнаты санньяси в МэйнореЕ Я еще ничего не написал и четыре дня не садился серьезно за чтение книгЕ только что получил 33 письма из Южной Африки - 22 от женщин и 11 от мужчин.
  Сегодня у меня резкое ухудшение состояния здоровья, впервые за 5 недельЕ сижу перед обогревателем, закутавшись в чадар. До сих пор не могу привыкнуть к английской погоде и дороговизне.
  Цитаты из "Зарождения"
  Это дневник Шрилы Прабхупады, впервые приехавшего в Нью-ЙоркЕ В то время Его Божественная Милость был совершенно один. Читая эти записи, можно себе представить, что переживал Шрила Прабхупада.
  30 января 1966 года, воскресенье
  "Сегодня слишком сильный снегопад и суровый ветер, поэтому я не могу пойти поесть в квартиру д-ра Мишры. Так или иначе, я смог помыться и поесть в своей квартирке. Купил молоко и масло, что стоило 51 цент".
  11 февраля, пятница
  "Никто не откликнулся на приглашение прийти сегодня вечером в 7.30 и присоединиться к Хари Киртану. До 10 вечера я проводил церемонию киртана один, вместе со своим магнитофоном".
  21 февраля, понедельник
  "Суматошный день: из канализации просочилась грязная вода. Она залила на полу все матрацы. Управляющему сказали, но он ничем не смог помочь".
  6 марта, воскресенье
  "Согласно Маяпур-панджике (календарю) сегодня день Адхивас - Гоур Пурним. Преданные Вриндавана и Маяпура отмечают этот день и радуются. Я здесь один, и нет преданных, которые могли бы присоединиться ко мне. Но я приехал сюда служить Господу, а не ради личного счастья. Я готов отправиться в ад, если там я смогу служить Господу. Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его миссия проповедовалась по всему миру, это и моя цель, от которой я не отступлюсь из-за личных неудобств".
  26 апреля 1997 года, суббота. Храм в Бирмингеме
  Я приехал сюда после паники, вызванной взрывом бомбы в конце рабочего дня в пятницу. Последний раз я был здесь 24 года назад с выездной группой санкиртаны. В храме осталось всего двое преданных, остальные растерялись на дорогах ИСККОНа, как и следовало ожидать.
  Беседую с Виджаем, который сбит с толку философией ритвиков, эта скверна уже породила множество сомнений. Шрила Прабхупада говорил: "Здесь царство Майи".
  Холодно, скучно, темно, сыро, дождливо, облачно и заморозки - веселое напоминание о материальном миреЕ единственный выход - помнить о Кришне.
  Майя настолько сильнаЕ даже те, кто очень искренны, порой могут поддаться ее влияниюЕ а уж у тех, чьи мотивы корыстны, шансов и вовсе немного.
  Философия ритвиков, сахаджия, незаконный секс, наркотики - майя проявляется весьма многообразно. Не удивляйтесь, если кто-то уходит, удивляйтесь, что кто-то остается.
  Шрила Прабхупада, позвольте мне, пожалуйста, остаться преданным вашей миссии, и никогда не сбиться с пути и не оставить ваше необыкновенное убежище.
  26 апреля 1997 года. Бирмингем. Осознание милости Шрилы Прабхупады
  Шрила Прабхупада более милостив, чем Господь ЧайтаньяЕ Господь Чайтанья 6 лет путешествовал по Южной Индии, проповедуя, а затем не покидал Пури, вкушая випраламба-расуЕ свои последние 18 лет Он переживал разлуку с Кришной, пребывая в умонастроении Радхи.
  Шрила Прабхупада просто проповедовал и не беспокоился о том, чтобы жить в Пури или во ВриндаванеЕ так проявляются различия между умонастроением Господа Чайтаньи и Шрилы ПрабхупадыЕ конечно, Господь Чайтанья распространял свою миссию тремя способами, и один из них - уполномочивая других, например, Накхулу Брахмачари. Похоже, как Господь Чайтанья вошел в тело Накулы Брахмачари, так Он вошел и в тело Шрилы Прабхупады. Как явствует из жизни Господа Чайтаньи, Он любил жить в уединенном месте, как это делали и Его спутники, к примеру, Харидас Тхакур, Рагхунатх дас Госвами и другиеЕ
  Следовать умонастроению шести Госвами важнее, чем следовать умонастроению Господа Чайтаньи, а еще важнее - неукоснительное следование примеру, умонастроению и наставлениям Шрилы ПрабхупадыЕ Наставления Шрилы Прабхупады, его умонастроение и пример очень простыЕ он хочет, чтобы его последователи проповедовалиЕ
  Его Милости Садбхудже Прабху
  Бедный старый СадбхуджаЕ какой чудесный пример, самоотверженный трудяга, никогда не выражавший недовольстваЕ Я, собственно, никогда не знал его по-настоящему, а сейчас уже слишком поздноЕ Еще один прекрасный вайшнав.
  Эти постоянные шутки с его русским акцентомЕ я не всегда мог его понять, но все равно смеялсяЕ по-настоящему скромный человекЕ из тех преданных, которые нужны больше всего. Еще один прекрасный вайшнав.
  Кришна добр, Садбхудже уготована особая участьЕ родиться в семье вайшнава или вернуться на Голоку ВриндавануЕ Только вот вопрос: почему я не ценил его больше, когда он был с нами?
  Его Милости Рамананде Прабху
  Я сижу здесь, в Детройте, на границе США и Канады, и мне действительно неловко, я только что услышал об автокатастрофеЕ что я могу сделать, кроме как молиться?Е он мне как сынЕ настоящий, прекрасный вайшнавЕ
  Впервые я встретил его во время маршей конца 70-х. Очень веселый, беспечный 15-летний паренек, которого усыновила семья индусов. Я никогда не слышал о его родителях. Настоящий, прекрасный вайшнавЕ
  Обычно его можно было увидеть возле гостиницы "Луна" в Клэрвуде, где он продавал фрукты, ему нравился прасад, которым мы его угощалиЕ Он никогда не жил в достатке, взял имя НазимЕ почти стал мусульманиномЕ Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Но у Кришны всегда есть Свой планЕ он присоединился к нам в 1985 году, когда открылся храм, у него были свои взгляды, но что вы хотите? По-настоящему любил киртаныЕ громко лупил в барабан, а киртаны вел лучше всех. Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Я всегда буду помнить этого беззаботного Рамананду, в киртане, покрытого испариной, смеющегося, танцующего, как на ходулях. Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Работая в ресторанеЕ день ото дня он толстел. Он показывал на свой живот и говорил, что это счастьеЕ Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Для многих преданных храм Радхи-Радханатхи не мыслим без Рамананды, и Рамананду невозможно представить без храма Радхи-РадханатхиЕ из тех преданных, которые могли бы дурачиться с Кришной и мальчиками-пастушками; может, там он будет отвечать за прасад. Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Каков план Кришны?Е жить ему или умереть?Е Один Бог знает. Не нам гадать, нам только жить и умиратьЕ Мне бы хотелось еще раз потанцевать с ним в киртане, но это будет уже не в этой жизниЕ Настоящий, прекрасный вайшнав.
  Лекция, прочитанная 15 мая 1997 года Партха Саратхи Махараджем в Детройте, США Лилы Шрилы Прабхупады
  Эта книга, "Лилы Прабхупады", на самом деле является дополнением к "Прабхупада- лиламрите". Преданным не знакомы многие из этих историй. Здесь затронуто несколько очень интересных моментов. Я коснусь лишь некоторых. Есть один широко известный случай, о котором часто рассказывал Прабхупада, его поездка в МИТ. МИТ - это Массачусетский институт технологий. Это происходило в 1968 году, когда Шрила Прабхупада останавливался в Бостоне. Бостонский храм был четвертым, открытым Движением сознания Кришны. Первым был нью-йоркский храм, где Прабхупада прожил примерно 5-6 месяцев, затем в начале 1967 года Шрила Прабхупада уехал в Сан-Франциско, и там возник второй храм. В Сан-Франциско Шрила Прабхупада перенес сердечный приступ, и вернулся в Индию. Тем временем такие преданные, как Даянанда Прабху, изо всех сил старались открыть храм в Лос-Анджелесе. А Сатсварупа Махарадж переехал в Бостон. В тот период, когда Шрила Прабхупада, с несколькими учениками, уехал в Индию поправить свое пошатнувшееся здоровье, американские преданные не знали, вернется ли он. Когда в конце концов, в середине декабря 1967 года Прабхупада вернулся, общество ИСККОН состояло уже из 5 храмов и около 50 инициированных преданных. Таким тогда был ИСККОН. И Шрила Прабхупада много раз говорил, что по-настоящему ИСККОН начался в 1968 году, и именно тогда стали происходить действительно важные события.
  Итак, мы начнем читать с того места, когда Шрила Прабхупада приезжает в Бостон в 1968 году.
  Прабхупада хорошо знал о мировой славе Массачусетского института технологий в Кембридже. Сюда приезжало учиться много индийцев. И выступить Прабхупаду пригласила именно индийская община. Прабхупада приехал вечером и увидел, что в роскошной, устланной коврами аудитории, где он должен читать лекцию, его ждет больше ста человек. Некоторые студенты сидели на полу, в комнате не было ни изображений Кришны, ни плакатов с маха-мантрой. Аудитория ждала. Иные сидели на обитых кожей кушетках и стульях, беспорядочно расставленных там. Пора было начинать лекцию, но никак не появлялись преданные с культовой атрибутикой. Не было ни цветочной гирлянды для Прабхупады, ни изображений Кришны, ни плакатов с маха-мантрой. Аудитория ждала. В те ранние времена Прабхупаде часто приходилось ездить на проповеднические программы на такси. И мы читаем, как однажды Прабхупада возвращался с одной такой программы на спортивной машине "Триумф Спитфайер". Не знаю, много ли подобных машин ездит по Америке, но Прабхупаде не понравился ее внешний вид, хотя выбирать не приходилось, и Прабхупада действительно сел в "Триумф Спитфайер". Водитель? Брахмананда. Давайте я вам прочту, это весьма забавно.
  После программы преданные обнаружили, что машина, в которой должен был ехать Прабхупада, уже ушла. Но тут подошли студенты и предложили свою спортивную машину "Триумф", маленький двухместный автомобиль. Прабхупаде машина не понравилась, но другого ничего не было, и Брахмананда повез Прабхупаду домой на Манхэттен.
  Если кто-то не знает Брахмананду или не видел фотографий - это парень довольно внушительных размеров, и вез он Прабхупаду в маленькой машине.
  Где-то в полночь Прабхупада задремал, а Брахмананда давил на газ, чтобы приехать в храм побыстрее. Прабхупада мирно дремал, когда Брахмананда влетел в огромную выбоину, и Прабхупада ударился головой о полосу металла на крыше машины. Было уже заполночь, когда они наконец вернулись в нижний Ист-Сайд, и у Прабхупады оставалось всего несколько часов для сна, поскольку нужно было успеть на самолет в Бостон, вылетавший в 9 утра. Когда он покидал свои апартаменты большинство преданных еще спало, хотя в то утро Прабхупада поднялся как обычно.
  Прабхупада проснулся рано утром, чтобы лететь в Бостон, но никто из преданных не встал его проводить. Они все спали, даже президент храма. Он написал президенту Нью-Йоркского храма знаменитое письмо, в котором говорилось: "не стоит только прославлять меня, лучше поступайте как я", - у них не хватило такта подняться проводить его. Да, они не были настолько организованы. Как не были преданные организованы и во время этой программы. Ни цветочной гирлянды, ни изображений Кришны, ни плакатов с маха-мантрой.
  В тревоге Сатсварупа спросил Прабхупаду: "Вы можете начать без изображения?" Глядя на большое и важное собрание, Шрила Прабхупада ответил просто: "Изображение не важно". Он расположился на ровном деревянном возвышении и, поскольку музыкальные инструменты еще не привезли, попросил одного из преданных включить запись альбома "Харе Кришна". Прабхупада сидел и слушал, в такт хлопая в ладоши.
  Прабхупада говорил смело, бросая вызов самой концепции, положенной в основу МИТ. "Где в этом крупном университете, - спрашивал он, - находится факультет изучения технологии души, где дают понимание того, что отличает живое тело от мертвого, что дает жизнь телу пока в нем находится, и влечет за собой смерть его покидая? Где наука, изучающая этот всеобъемлющий принцип жизни? Считая жизнь просто химическими или электрическими импульсами, ученые, тем не менее, не способны собрать химические элементы и создать жизнь. Почему?"
  Итак, Прабхупада бросил вызов: так много факультетов - физический, химический, прочие материальные науки - но где факультет, на котором вам расскажут о разнице между мертвым телом и живым? Это довольно известное выступление Шрилы Прабхупады, в котором он бросил откровенный вызов.
  В этом университете нет такого факультета, который дал бы вам ответ на этот вопрос, и как следствие - люди пребывают в невежестве. Они не знают ни о своей сути, ни о следующей жизни, ни о цели человеческой жизни, что лежит за пределами деятельности, присущей жизни чисто животной. Этой науке, тем не менее, учит "Бхагавад-гита".
  После лекции было множество вопросов. "Что символизирует, - спросил один студент, - этот предмет позади Вас?" Прабхупада повернулся и увидел неокрашенную U-образную металлическую подставку для изображения Кришны, которое так и не появилось. " Это? - нахмурился Прабхупада. - Я не знаю, что это. Это какой-то технологический символ". Другой студент спросил: "А почему у вас на лбу такой же знак?"
  "А почему у вас на шее такой галстук?" - Прабхупада ответил резко, раздраженный вопросом. Студент сел, глядя на свой галстук, и Прабхупада объяснил, что вопросы типа, почему люди одеваются определенным образом банальны, особенно если учесть серьезность сегодняшней темы. Когда время вопросов и ответов истекло, Сатсварупа поднялся и коротко обратился к студентам, приглашая посетить другие лекции Шрилы Прабхупады в колледже или прийти послушать его в храм. "Любое место, куда бы ни отправился святой, - сказал Сатсварупа, - становится тиртхой, или священным местом. И сейчас, в течение всего мая, Бостон - это тиртха, воспользуйтесь этим, пожалуйста". Когда Шрила Прабхупада уходил вместе со своими учениками, его обступила группа индийцев - студентов и преподавателей, которые быстро и вызывающе что-то говорили.
  Это довольно интересно, потому что эти студенты действительно бросили вызов Прабхупаде.
  Один студент, сторонник философии монизма, заявил, что высочайшая формулировка Абсолютной Истины такова: "Все едино". Прабхупада попытался объяснить ему, что единство составляет всего лишь один аспект реальности, ведь это "единое" имеет столько различных проявлений. Но человек не хотел признать своего поражения, и возмущенному Прабхупаде пришлось вступить с ним в спор. Взяв парня за воротник рубашки, Прабхупада закричал: "Ты говоришь, что все едино! Но разве эта хлопковая рубашка и комок хлопка - одно и то же? Почему ты не носишь на себе комок хлопка вместо рубашки?" Технологи-индийцы окружили Прабхупаду, возражая на повышенных тонах, в то время как ученики напряженно за всем этим наблюдали. Говинда даси предупредила преданных насчет здоровья ПрабхупадыЕ
  Она сделала это, потому что Прабхупада недавно перенес сердечный приступ.
  ЕБрахмананда и другие вознегодовали на дерзких индийцев. С садху так не разговаривают! Тем временем один преданный сообщил, что машина Прабхупады сломана, и кто-то побежал на улицу ловить такси. Спор продолжался. Когда подъехало такси, несколько учеников протиснулись сквозь спорящих и настоятельно потребовали: "Пожалуйста, Свамиджи, Вас ждет такси. Время водителя ограничено. Вы должны ехать", - и вызволили своего духовного учителя из толпы спорящих студентов-технологов. Прабхупада счел этот вечер успешным.
  Здесь вы можете видеть умонастроение Прабхупады: что он не боялся пылких дискуссий, и что чистого преданного может раздражать или беспокоить лишь одно - философия майявади. Шрила Бхактисиддханта поступал так же, его метод называли "техника удара" - вы берете что-то и бьете соперника. Таков был знаменитый метод Шрилы Бхактисиддханты - техника удара. Много раз он направлялся к майявади, имперсоналистам, бросал им конкретный вызов и достаточно аргументированно с ними спорил. Он обладал большим могуществом, и конечно, это не означает, что нам стоит поступать также. Есть два слова: анукара и анусара - следовать по стопам и имитировать - и их надо различать. Нам нужно следовать по стопам, но не пытаться имитировать. Это вовсе не означает, что в споре мы должны быть тише воды, ниже травы, нам нужно следовать по стопам и уловить суть этих различных игр. Не стоит подражать Шриле Прабхупаде, ведь у нас нет такого могущества, каким обладал он. Однажды он отправился в Организацию Объединенных Наций. Был один юный джентльмен, еще на заре ИСККОН, который работал в ООН, и Прабхупада как-то отчитал его, откровенно жестко проповедуя ему на хинди, а позже, возвращаясь в храм на такси, сказал своим ученикам: "Я могу так поступить, но вы не можете". Прабхупада был старше, и этот юноша годился ему в сыновья или внуки, оба они были из Индии, и этот юноша питал некоторое уважение к садху, поэтому Прабхупада мог так поступить. Но было бы нетактично, если бы это сделал кто-то из его молодых учеников. Мы должны понять суть этих примеров и применять данный метод согласно времени, месту и обстоятельствам. Мы не просто слепо следуем, что и называется подражанием; мы не подражаем, мы следуем по стопам. Итак, Шрила Прабхупада счел эту программу весьма успешной. В одном из местных университетов Шрила Прабхупада прочитал еще одну лекцию, и однажды вечером к нему в гости пришел студент Гарварда г-н Мэтьюз, изучавший вайшнавизм. Этот гарвардский студент присутствовал на одной из лекций Прабхупады.
  Прабхупада объяснил, что если человек интересуется не временными вещами, а Абсолютом, то он должен идти к гуру. Г-н Мэтьюз спросил, обязательна ли санньяса. "Согласно "Бхагавад-гите", - ответил Прабхупада, - санньяси - это тот, кто все отдал служению Кришне. Одежда и общественное положение не важны". Когда г-н Мэтьюз задавал запутанные вопросы о нынешнем состоянии института духовных учителей Индии, Шрила Прабхупада объяснил, что настоящий духовный учитель должен принадлежать к цепи ученической преемственности и строго следовать принципам, регулирующим поведение вайшнава. Нынешняя традиция индийских семей служить семейному гуру - образец невежества. Гуру - это не собственность семьи и не домашнее животное. Г-н Мэтьюз попытался заметить, что Прабхупада - не единственный духовный учитель, и что в таких местах, как Вриндаван, есть много чистых преданных, которые не обязательно выходят проповедовать сами, но проповедуют каждому, кто приходит к ним. "Господь Чайтанья, - возразил Прабхупада, - велел выходить и проповедовать сознание Кришны. А не так, что я живу во Вриндаване, и если кто-то придет ко мне, то я буду его учить. Мы должны идти к ним сами. Так велел Чайтанья Махапрабху. Он обладает властью. Мы не служим кому попало. Мы служим Кришне и никому больше. "Я - слуга Кришны". А для проповедника предпочтительнее иметь сан санньяси, в этом случае ему не нужно заботиться о том, чтобы высылать семье деньги или к определенному часу возвращаться домой к жене. Все в его жизни - для Кришны. Такая проповедь привлекает. Одежда не имеет существенного значения". Г-н Мэтьюз не согласился с тем, что духовный учитель должен быть санньяси или отрекшимся проповедником.
  Итак, г-н Мэтьюз утверждает: чтобы проповедовать, не нужно отрекаться от мира или становиться санньяси.
  Спустя примерно час г-н Мэтьюз глянул на часы и забеспокоился: "Боже мой! Уже поздно. Вечером у меня будут гости, и жена готовит ужин. Я должен бежать". Итак, он вынужден был бежать.
  "Видите, - прокомментировал Прабхупада, - моя точка зрения верна".
  "Шрила Прабхупада по утрам прогуливался по улицам Бостона, и к нему присоединялись трое учеников Свами Сачитананды".
  Свами Сачитананда тогда был довольно популярным санньяси-имперсоналистом.
  Сопровождая Шрилу Прабхупаду во время утренних прогулок, ученики Свами Сачитананды задавали множество вопросов. Это были молодые люди, ровесники учеников Прабхупады. Одного из них звали Боб, он был парикмахером. "Если они уже ученики одного гуру, - думал Сатсварупа, - то почему им так интересен метод, которому учит другой гуру?" Боб спросил: "Разве вам не нужно заниматься хатха-йогой, чтобы очистить тело и таким образом со временем очистить свою внутреннюю высшую сущность?" "Очистите ум и разум, - ответил Прабхупада, - и тело очистится естественным образом. Хатха-йога предназначена для приверженцев грубой телесной концепции жизни. Во второй главе "Бхагавад-гиты" Кришна говорит, что мудрый человек не придает телу первостепенного значения. Но тело - это основное, на чем сосредоточен хатха-йог. И с помощью физических упражнений он рассчитывает обрести любовь к Кришне! Если бы это было возможно, всех борцов и прочих атлетов просто переполняла бы любовь к Кришне. Господь Чайтанья дал нам метод воспевания святых имен, непосредственным результатом которого является очищение ума, что, в свою очередь, приводит к очищению тела".
  Студент-йог: "А как насчет полового влечения? Я, возможно, и хотел бы жить исключительно духовной жизнью, но в то же время меня одолевают сильные сексуальные желания".
  Прабхупада: "Хатха-йога как раз и предназначена для обуздания полового влечения. Если оно присутствует, вы не прогрессируете".
  Студент-йог: "Как подчиняет себе половое влечение преданный Кришны?"
  Прабхупада: "Естественным образом. Кришна прекрасен. Обуздывать свой сексуальный импульс для нас давно уже стало привычным. Будьте искренним, и Кришна убережет вас".
  Студент-йог: "Но временами это желание настолько сильноЕ"
  Прабхупада: "Что? Только у вас? Да у всех! У всех: птиц, животных, полубогов, присутствует сексуальное желание - и это оковы. Материальная жизнь порождена половым влечением. Освобождение от полового влечения означает преобладание духовных желаний. Если вы испытываете сильное влечение к противоположному полу, молитесь Кришне. Знайте - это атака майи. Молитесь, и майя уйдет. Вам не по силам сражаться с майей. Майя преподносит себя куда привлекательнее, чем Кришна. Но Кришна прекраснее".
  Студент-йог: "Какое время необходимо, чтобы получить от вас посвящение?"
  Прабхупада: "Первое посвящение предполагает понимание философии. Вообще-то посвящение происходит спустя год, как ученик слушал духовного учителя".
  Студент-йог: "Как вы можете сравнить святого, сознающего Кришну, с обычным святым?"
  Прабхупада: "Такой святой всегда думает о Кришне. Он непрестанно думает о Кришне, не прерываясь ни на миг".
  Студент-йог: "Может ли майя держать в рабстве самоотрешенного, но не проявляющего интереса к Кришне, человека?"
  Прабхупада: "Да, майя всегда держит вас в своих лапах. Если вы не преданы Кришне, то, как бы там ни было, вы преданы майе. Бог говорит: "Я здесь". Но вы говорите, что Бог где-то в другом месте. Вы ищете Бога, но не можете увидеть Его, когда Он к вам приходит. Это означает, что вы в майе. Почему вы не принимаете Кришну как Бога?"
  "Евременами это желание настолько сильно", и Прабхупада отвечает: "Что? Только у вас? Да у каждого! У всех: птиц, животных, полубогов, присутствует сексуальное желание - и это оковы". Прабхупада цитировал иногда стих из Седьмой Песни "Шримад-Бхагаватам"Е в котором половая жизнь сравнивается с почесыванием, чтобы унять зуд, одной руки другой.
  Однажды Прабхупада, сопровождаемый несколькими своими учениками и учениками- йогами, вернулся к себе в комнату после утренней прогулки. Прабхупада увидел, что его секретарь, Гаурасундара, отсутствует, и позвал его. Гаурасундара появился в дверях, и Прабхупада спросил, почему тот не был на лекции. Гаурасундара объяснил, что был занят в другой комнате. "Ты что, думаешь, мои лекции только для новичков?" - гневно спросил Прабхупада. "И тебе нет нужды слушать? Ты думаешь, что ты такой просветленный? Это скверно. Ты должен всегда слушать, когда говорит твой духовный учитель".
  Прабхупада отчитал одного из своих учеников. Его разгневало то, что он читал лекцию, а ученик не пришел послушать. В другой раз, во Вриндаване, Прабхупада, читая лекцию, заметил, что нет многих ведущих преданных. Он спросил, где они, и ему ответили, что преданные убирают в храме, на что Прабхупада сказал, что для уборки можно кого-нибудь нанять, но для проповеди никого не наймешь, поэтому слушать важнее. Весьма известна история, когда Прабхупада приехал встретиться со Шрилой Бхактисиддхантой, совершавшим Враджа-мандала-парикраму в месяц картика в начале 30-х годов. Шрила Бхактисиддханта находился в Коши, на севере. Коши - это окраина Браджи, он расположен по дороге в Дели, но это часть Вриндавана, и хотя там сейчас много заводов, ему посвящена часть Враджа-мандала-парикрамы. Чтобы сопровождать Шрилу Бхактисиддханту во время Враджа-мандала-парикрамы, туда приходили тысячи учеников и последователей. Не сотни, а тысячи и тысячи. В "Прабхупада-лиламрите" описывается, что это напоминало огромный, весь в огнях, палаточный город. Все старались принять участие во Враджа-мандала-парикраме со Шрилой Бхактисиддхантой. Это означает, что в течение месяца картика следует обходить окрестности Вриндавана, и начало этому положил Шрила Бхактисиддханта. В то время, увидеть своего духовного учителя, туда пришел Шрила Прабхупада, и когда многие преданные отправились в местный храм посмотреть на божество Шеша Шайи, Прабхупада подумал: "Нет, я не пойду, а лучше останусь послушать своего духовного учителя". Прабхупада также вспоминал: "Иногда я не понимал, о чем он говорит, но продолжал слушать, и поскольку слушал, мог почти в точности все повторить, и поэтому я могу проповедовать". Шрила Бхактисиддханта оценил то, как слушал Прабхупада, и мы также должны стараться слушать как следует. Говорится: на садху не смотрят, садху слушают. Слышать важнее, чем видеть.
  Немного позже Прабхупада провел церемонию посвящения. Похоже на то, что это была первая брахманическая инициация, которую дал Шрила Прабхупада. Я не встречал до сих пор никаких упоминаний о брахманических инициациях, проводимых ранее. По всей видимости, в 1968 году Прабхупада дал мантру гаятри впервые, и только своим ученикам-мужчинам, что несколько обеспокоило его учениц. Я прочитаю об этом через минуту. В качестве почетного гостя Прабхупада пригласил г-на Мэтьюза, ученого.
  Обратившись к г-ну Мэтьюзу как к "профессору Мэтьюзу", Прабхупада спросил, есть ли у него какие-нибудь вопросы по проведению церемонии. Г-н Мэтьюз, рассмеявшись, заметил, что он еще не профессор и поинтересовался, является ли мантра "гаятри" более важной, чем мантра "Харе Кришна".
  Гаятри - это мантра, которую вы получаете во время второй инициации и повторяете в уме три раза в день. Эту мантру не следует произносить вслух.
  Прабхупада ответил, что мантры "Харе Кришна" самой по себе достаточно, чтобы ученик получил освобождение и отправился домой, к Богу; тем не менее, мантра "гаятри" способствует развитию в ученике сознания Кришны.
  Г-н Мэтьюз: "Принимают ли эти ученики какие-нибудь новые обеты, например, обет поститься?"
  Прабхупада: "Нет, никаких новых обетов. Что касается поста, то люди прибегают к нему, потому что обычно целую неделю едят что попало. Поэтому для самоочищения они на один день прекращают прием пищи. Но преданные всегда едят освященный прасад Кришны. Поэтому они постятся даже когда едят".
  Это интересно - когда мы едим, на самом деле мы постимся.
  Позже, во время церемонии, один за одним вышли юноши и сели рядом со Шрилой Прабхупадой. Он надел священные белые шнуры на их обнаженные торсы и показал, как отсчитывать на пальцах количество прочитанных мантр. Когда горел жертвенный огонь и преданные повторяли мантры, бросая в пламя зерна, внезапно ворвалась жена владельца. Среднего возраста женщина, подвыпившая и взъерошенная, нелепо покачивалась в дверях. Войдя внутрь нетвердым шагом, она заорала: "О, Боже, что за дом! Черт бы его побрал!", затем повернулась и вышла, хлопнув дверью. Прабхупада невинно поднял глаза: "Что она сказала? Что это дом Бога?"
  "Она просто пьяна", - ответил Сатсварупа.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: