Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 77%

13.00


  Изучая "Чайтанья-чаритамриту", Антья-лила, главу 14, озаглавленную "Чувства Господа в разлуке", я отчетливо осознал:
  "Шри Чайтанья Махапрабху ко мне особенно добр".
  Медитируя на высказывание Шрилы Прабхупады: "Ученик не должен думать о том, вернется ли он домой, к Богу, его первейший долг - выполнять указания своего духовного учителя". (ШБ 4.24.15)
  1. Будучи духовным учителем, являть собой достойный пример.
  2. Следовать утренней программе, являя пример правильного поведения.
  3. Связывать должным образом своих учеников с ИСККОНом и Шрилой Прабхупадой.
  4. Как следует обучать своих учеников науке проповеди.
  5. Подавать правильный пример участия в проповеди.
  6. Сотрудничать со своими духовными братьями и следовать указаниям Джи-Би-Си.
  7. Распространять книги.
  8. Прочно утвердить сознание Кришны в Южной Африке.
  9. Взращивать в учениках дух сотрудничества с другими преданными и учить их возлагать на себя обязанности внутри структуры ИСККОН.
  23 августа 1997 г., суббота. Поездка в Ньюкасл
  В пятницу из Претории я отправился в Ньюкасл, чтобы посетить местную нама- хаттуЕ Приятно удивила встреча с духовным братом Рамануджей Прабху и вибрирующей энтузиазмом нама-хаттойЕ
  В субботу состояние здоровья ухудшилосьЕ За день до этого я переел авокадоЕ Часто здоровье подводит меня именно когда я больше всего в нем нуждаюсь. Например, сегодня я должен ехать три с половиной часа машиной в Дурбан на прием. Семь месяцев я не был в дурбанском храме, а вечером предполагается поездка в Феникс, где я должен буду провести киртан и прочитать лекцию.
  Преданному приходится быть готовым к самым неожиданным поворотам событий. Я не могу быть привязаннымЕ Можно загадывать сделать столько всего для сознания Кришны, но замысел Кришны может быть совсем иным. Нужно быть готовым плыть с потоком бхактиЕ
  По крайней мере, моя невралгия несколько поутихлаЕ После восемнадцати месяцев мучений я чувствую некоторое облегчениеЕ Нужно продолжать смотреть на все проще и не перегружатьсяЕ
  24 августа 1997 г., воскресенье. Дурбанский храм
  Вчера, спустя семь месяцев, я вернулся к Шри Шри Радхе-РадханатхеЕ Это была прекрасная встречаЕ Гирирадж Свами провел для меня аратиЕ Мне было очень неловко, но я ничего не смог поделатьЕ Я рассказывал о том, как Шрила Прабхупада в 1966 году проводил свои дни в одиночествеЕ Несколько раз меня захватывали сильные эмоции, и я менял темуЕ
  Сегодня - официальный день празднования Джанмаштами, но, к сожалению, мое здоровье за последние два дня совсем сдало - мигрень и общая слабостьЕ Надо снова сменить диетуЕ
  Во время приветствия Божеств Радха и Кришна выглядели прекрасными. Их одеяния и украшения были великолепнымиЕ От Них нельзя было отвести взгляд.
  25 августа 1997 г., понедельник
  Хотя в целом невралгия и отступает, нервы все еще ноютЕ Во время приветствия Божеств я молился Шри Шри Радхе-Радханатхе с закрытыми глазами. Когда пуджари подул в раковину, это было словно удар молнии прямо в мозг. Я чуть было не потерял сознание. Позже, днем, мне было трудно заниматьсяЕ Это все из-за напряжения, волнений и беспокойств, связанных с жизнью в большом храме.
  Что делать? У Кришны есть разные способы, чтобы очистить каждогоЕ Одних Он очищает, подвергая критике, других - через физическую или душевную больЕ
  Шрила Прабхупада сказал: "Повторяй "Харе Кришна" и будь счастлив"Е Это звучит так простоЕ Я повторяю "Харе Кришна" двадцать пять лет, но счастлив ли я?Е
  Я должен быть честенЕ Иногда я счастлив, но чаще меня одолевает беспокойство. Я беспокоюсь о Движении, об учениках, о духовных братьях, по поводу принимаемых решений, административных вопросов, о недостаточной проповедиЕ
  Раньше я мог сносить все эти беспокойства не навлекая на себя пагубных последствий. Но я старею, и эти беспокойства влекут за собой физические проблемы, невралгия - одна из них.
  В некотором смысле я безнадежно пристрастился к воспеванию. Если я не воспеваю по три часа в день, то впадаю в депрессию. Для меня это как вода. Когда я пью воду, я не то чтобы счастлив, но без этого бы умерЕ Мы пьем воду, делая это как само собой разумеющееся. Это стало частью нашей жизни. Это важнейшая составляющая нашего существованияЕ Если вовремя не выпить воды, то возникает жажда, и утолившая ее затем вода приносит большее наслаждение. Нечто подобное и с воспеванием. Я делаю это как само собой разумеющееся, но, с другой стороны, я не могу без этого житьЕ Конечно, я никогда не пропускаю своих ежедневных кругов, но иногда из-за путешествий и плохого самочувствия мне случается воспевать без надлежащей сосредоточенностиЕ И затем, в следующий раз, воспевание приносит мне больше наслаждения.
  Я буду счастлив только когда достигну према-бхакти. Я очень хочу надлежащим образом понять свои взаимоотношения со Шри Шри Радхой и Кришной. Все, что приходится терпеть, является частью процесса обучения перед непосредственным служением Господу.
  26 августа 1997 г., вторник. Шри Вьяса-пуджа Шрилы Прабхупады
  После празднования Джанмаштами я проговорил с Гирираджей Свами до двух часов ночи. Я не чувствовал усталости, поэтому еще в течение часа повторял джапу и лишь затем отправился отдыхать. Три ночи подряд меня беспокоил желудок, и я каждые три часа просыпался из-за ощущения недомогания и потери сил. Я очень боюсь усугубления невралгии, но, как бы там ни было, она, похоже, понемногу проходит.
  Омывая вместе со своими духовными братьями божество Шрилы Прабхупады, я мечтал о том, чтобы сделать ему массаж в духовном мире. Я молюсь, чтобы однажды у меня появилась возможность лично служить своему Гурудеву на Голоке Вриндавана.
  Я массирую божество Шрилы Прабхупады, натирая его ароматными масламиЕ Я омываю его молоком, йогуртом, гхи, медом и сладкой водойЕ Со-трудничание с духовными братьями и президентами местных храмовЕ С вайшнавами гораздо легче со-трудничать во время омовения Шрилы Прабхупады, чем во время служения миссии ИСККОНаЕ
  Выдержки из "Шримад-Бхагаватам"
  "Бхишмадева сказал: Какие ужасные страдания и какую страшную несправедливость вам пришлось претерпеть лишь потому, что вы - сыновья самого олицетворения религии. Вы ни за что не остались бы в живых после всех этих несчастий, но вас защитили брахманы, Бог и религия". (ШБ 1.9.12)
  После смерти мужа Кунти осталась вдовой со множеством детей на руках и потому много страдала (ШБ 1.9.13)
  "Я полагаю, что все это происходит под влиянием неотвратимого времени, которое управляет каждым на всех планетах и несет всех, подобно ветру, несущему облака". (ШБ 1.9.14)
  "Етаким образом, верховное кала, могущественный представитель Господа в материальном мире, управляет всемЕ Не стоит переживать из-за проделок вечного времени". (ШБ 1.9.14. ком.)
  "О, как удивительно влияние неотвратимого времени! Оно необратимо - иначе чем еще можно объяснить то, что на вашу долю выпало столько невзгод, хотя с вами и находились царь Йудхиштхира - сын полубога, управляющий религиейЕ" (ШБ 1.9.15)
  "ЕКала тождественно Самому Господу, поэтому влияние калы выражает непостижимую волю Самого Господа. Когда ни один человек не в силах повлиять на ход событий, то для скорби нет причин". (ШБ 1.9.15. ком.)
  "ЕПоэтому, о лучший из потомков Бхараты (Йудхиштхира), я утверждаю, что все это соответствует замыслу Господа. Признав непостижимый замысел Господа, ты должен выполнять егоЕ". (ШБ 1.9.17)
  "ЕПоэтому долг преданного - безропотно терпеть все страдания, посылаемые ему Господом, и принимать их как Его благословенияЕ Чистый преданный Господа видит в несчастьях благословение Господа. Между тем и другим нет никакой материальной разницы, ибо Господь абсолютен". (ШБ 1.9.17. ком.)
  28 августа 1997 г., четверг
  Шрила Прабхупада пишет: "Когда ни один человек не в силах повлиять на ход событий, то для скорби нет причин". (ШБ 1.9.15. ком.)
  "Следовательно, здравомыслящий человек не должен обращать внимания на материальные несчастья, которые будут везде и всегда".
  "Духовная душа трансцендентна ко всем материальным бедам, поэтому так называемые беды - всего лишь иллюзия".
  "Человеку может присниться, что на него набросился тигр, и он закричит. Но на самом деле нет ни тигра, ни страданий - это лишь сон. Точно так же и все несчастья, случающиеся в жизни, можно назвать сном". (ШБ 1.8.25. ком.)
  Поездка к океану
  Нитьянанда Прабху, мой ученик, ему уже 71 год, отвез меня к Индийскому океануЕ Я пошел к устью реки, на пляж Исипинго. Я приезжаю сюда уже восемнадцать лет. Раньше я сюда приходил воспевать дополнительные круги, учить шлоки из "Бхагавад-гиты" и иногда читать. Но в этот раз здесь оказалось слишком много подозрительно выглядевших личностей, и я счел это место небезопасным. Придется подыскать другое.
  Соленая вода освежила и придала силЕ Предаваясь Своим развлечениям, Шри Чайтанья Махапрабху, каждый день купался в море.
  Проведываю Рамананду
  Три с половиной месяца назад Рамананда Прабху попал в тяжелую автокатастрофуЕ Один преданный скончался, а Рамананда Прабху едва не покинул тело. Спустя сорок восемь часов он пришел в себя, но теперь парализован от пояса до самого низа и его левая рука дрожит.
  После того, как я предложил ему гирлянду и прасад, он рассказал мне об аварии. Из семи пассажиров пятеро избежали каких-либо травм, один погиб, а Рамананда уже три с половиной месяца мучается в четвертой по счету больнице.
  Я ободрил Рамананду, предложив смотреть на все в абсолютно духовном контексте.
  Шрила Прабхупада говорил, что после очищения приходит премаЕ Рамананда, безусловно, проходит через интенсивное очищениеЕ Но порой кажется, что оно слишком сильное, слишком внезапное, слишком радикальноеЕ Но кто мы такие, чтобы рассуждать о планах КришныЕ
  Даже великим философам, несмотря на их тщательнейшие изыскания, не удается проникнуть в замыслы Господа, и они лишь недоумеваютЕ Когда испытания обрушиваются так внезапно, это настоящее испытание веры человекаЕ Мы - преданные, и поэтому должны всегда быть готовыми к неожиданностямЕ Все может случитьсяЕ но наша задача - быть всегда готовыми согласиться с любыми обстоятельствами, в которые Кришна захочет поместить насЕ Противиться плану Господа или бороться против него - бесполезноЕ Лучше плыть с потоком бхакти, чем без толку устремляться против течения.
  29 августа 1997 г., пятница. Дурбанская хандра
  Мое здоровье все слабееЕ Невралгия все сильнееЕ Я все больше беспокоюсьЕ В Йоханнесбурге все было хорошо, но жизнь в Дурбане для меня слишком напряженнаЕ Не знаю, что делатьЕ просто полагаюсь на КришнуЕ Но что хочет от меня Кришна?Е
  5 сентября 1997 г., пятница
  Пишу эти строки в дневник неделю спустяЕ Это показывает насколько занят я был - собрание за собранием, проблема за проблемой, ученик за учеником. Проведя в Дурбане неделю, я оставил свои заботы о невралгии и просто сдался происходящему.
  Мои духовные братья убеждают меня в необходимости общаться, выступая на собраниях или беседуя по телефону, но для меня, как оказалось, это слишком напряженно. За последние семь дней я почти не читал и мне недоставало времени повторять свое прежнее число кругов - 29, не удавалось также записывать своих кажущиеся важными мысли, но, с другой стороны, есть своя сладость в общении с духовными братьями, в дискуссиях об управлении движением Шрилы Прабхупады.
  Моя невралгия опять все настойчивее дает о себе знать. Предвкушаю время, когда окажусь в более спокойной среде. Последнее время я настойчиво стремлюсь к тому, чтобы беспокойств в моей жизни было поменьше, поэтому ищу соответствующее окружение.
  Хоть невралгия и продолжает беспокоить, в целом мне лучше.
  Неодолимое время
  Силу времени не одолетьЕ Оно сметает все и всяЕ Но присутствует едва заметноЕ
  Оно грозит опустошением тому, кто чрезмерно, не думая ни о чем ином, привязан к семейной жизни.
  Верховная сила времени действует и на меняЕ Под его влиянием тело мое изнашивается. И с возрастом мои силы иссякаютЕ Сейчас я отдыхаю три раза на деньЕ
  Я скорблю о том, что не в состоянии делать то, что делал раньше. Мне придется преодолеть привязанность к своей прежней деятельности и приспособиться к своему нынешнему положению.
  Приспособиться или умеретьЕ может, не удастся выполнять прежний объем служения. Тогда придется повышать качествоЕ
  калах парама (верховное время) непрестанно вынуждает меня менятьсяЕ Кришна, в Своем воплощении как фактор времени, настоятельно требует, чтобы я унял свою спесьЕ
  В дни моей юности я держался гордо, отрицая власть Господа. Но годы летят, и кала сгибает мою спину. И я склоняюсь, как старик, что уже не способен стоять прямоЕ
  Кришна действует через время - Своего представителя. Под его влиянием все преображается, ничего не остается неизменнымЕ
  Мое преданное служение постоянно меняетсяЕ изменяется его объемЕ его спецификаЕ
  Мое восприятие четко фиксирует, как быстро разрушается телоЕ Я стеснен его ограничениями во время киртанов, из-за него я - на строгой диетеЕ Раньше я упоенно перешагивал через телесные ограничения и игнорировал его потребности в отдыхе и пищеЕ Но теперь мне сорок пять, и от тех дней остались лишь меркнущие воспоминанияЕ
  6 сентября 1997 г. Рейс Дурбан-Кейптаун
  Думаю о том, чтобы пробыть некоторое время в КейптаунеЕ Надеюсь, там будет поспокойнее, меньше волнений, меньше нервотрепокЕ Перед отъездом я пошел поплескаться немного в бассейне. Без особого труда проплыл полкилометраЕ отличная релаксация.
  Солнечный свет, свежий воздух и целебная вода, похоже, сбалансировали потоки моего жизненного воздухаЕ В воде я повторил пятьдесят шлок, молясь моему обожаемому Господу, Шри Шри Радхе-Радханатхе.
  Во время перелета я поменял место и в конце концов оказался напротив парня подчеркнуто "мужественного" вида. Его ноги украшали ковбойские сапожки, а вел он себя довольно вызывающе.
  Я ощущал исходившую от него гнетущую волну, и мне было немного не по себе, пока под конец полета он не заговорил с одним из пассажировЕ Происходящее привлекло мое внимание и тут я понял, что этот парень - "голубой"Е Также на его мизинце я заметил золотое кольцо, подтверждавшее это. Еще один урок: "Не судите о книге по обложке".
  По прибытии в Кейптаун я рассказал о могуществе миссии Господа Чайтаньи. Надеюсь, что здесь, в Кейптауне, мне предстоит неделя спокойной жизни.
  9 сентября 1997 г. Кейптаунский храм
  Сегодня мой третий день в КейптаунеЕ Погода прохладная, облачно, ветра нет. Вчера я навестил Гирираджа Свами, остановившегося у своего ученика. Он понемногу приходит в себя после гриппаЕ Мы обсудили дела ятры, затронув различные связанные с этим темыЕ
  Во время лекции по "Шримад-Бхагаватам" я почувствовал невралгическую боль в челюстяхЕ Кришна вылечит меня, если захочетЕ На мою деятельность накладываются серьезные ограниченияЕ Почему это должно меня огорчать?
  Стоит ли сокрушаться по поводу того, над чем я не властен? Шрила Прабхупада пишет: "Когда ни один человек не в силах повлиять на ход событий, то для скорби нет причин".
  Я усердно пытался вылечиться, но, похоже, это не в моей властиЕ Мне приходится просто смириться с моим новым состоянием и извлечь из него максимальную пользуЕ
  Вместо плотного графика встреч и проповеди днем я ограничен теперь утренними и вечерними лекциями. И даже вечером мне не удается протянуть позже девяти.
  Это означает больше времени на чтение и письмоЕ
  Воистину неисповедимы пути ГосподниЕ Никому не под силу понять, почему Он так поступаетЕ Но какова бы ни была Его воля, нам приходится ей подчиниться. В конце концов, это Его план нашего освобожденияЕ
  Кришна обладает высочайшим интеллектом, и все, что Он устраивает - в высшей степени в наших интересах. Мы можем этого не пониматьЕ Почему?Е Но что толку задаваться вопросами?Е Лучше просто с этим согласитьсяЕ СогласитьсяЕ СогласитьсяЕ Согласиться.
  Согласиться без внутреннего сопротивленияЕ Просто верить, что все, что случается, любезно устраивает мой доброжелатель, мой друг - Кришна.
  10 сентября 1997 г. Радхаштами в Кейптауне
  дживан чхаво бхагаватангхри - ренум
  "Человек, чьей головы никогда не касалась пыль со стоп чистого преданного Господа, - все равно что мертвецЕ" (ШБ 2.3.23)
  Из комментария: "Как гласит известная пословица, нужно сначала полюбить собаку любимого, а потом только признаваться в любви ему самому. Уровня чистого преданного служения можно достичь, искренне служа чистому преданному Господа".
  Вина махат-пада-раджо-бхишекам (ШБ 5.12.12)
  "О царь Рахугана, в преданном служении невозможно достичь совершенства (ступени парамахамсы) без благословения пылью со стоп великих преданных".
  "Иначе говоря, Господь Шри Кришна является собственностью Своих чистых, бескорыстных преданных, поэтому только преданные могут дать Кришну другим преданным. К Кришне невозможно приблизиться, обращаясь к Нему напрямую".
  "Во Вриндаване все чистые преданные в своих молитвах взывают к милости Шримати Радхарани, энергии наслаждения Господа Кришны. Она - милосердное женское начало верховного целого, совершенное воплощение качеств, присущих женской природе. Поэтому искреннему преданному нетрудно заслужить милость Радхарани, а когда Она представляет такого преданного Господу Кришне, Он немедленно принимает его в Свое окружение". (ШБ 2.3.23. ком.)
  Моя дорогая Шримати Радхарани, я молюсь о том, чтобы стать твоим последователемЕ Последователем последователя последователя последователяЕ Помоги мне, пожалуйста, достичь этой цели, это единственный смысл моей жизни.
  Позволь мне служить Шриле Прабхупаде, посвящая себя его миссии, и вознося молитвы о возможности когда-нибудь служить ему на Голоке Вриндавана. Когда же придет этот день? Когда я вновь смогу непосредственно с ним общаться?
  Я общаюсь с ним через его учеников и последователейЕ Их любовь и нежность к нему создают ощущение его личного присутствияЕ Я хочу никогда не покидать их общества.
  Нет ничего слаще, чем вкушать нектар общения с Вашими искренними последователями.
  11 сентября 1997 г.
  Вчера после прасада я прогулялся быстрым шагомЕ Я обнаружил, что это помогает мне усваивать пищуЕ Сегодня покупаю пару хороших спортивных туфель и после принятия прасада буду гулять каждый деньЕ Я также начал принимать холодный душ три раза в день и выполнять по утрам несколько дыхательных упражненийЕ мне уже сорок пять, и тело мое изнашиваетсяЕ Половина жизни уже прожита.
  12 сентября 1997 г.
  Несмотря на то, что упражнениям было посвящено больше времени, нервное напряжение не отпускает. Состояние моей психики весьма для меня необычно: сильная нервозностьЕ Сейчас я каждое утро 20 минут занимаюсь хатха-йогой и дыхательными упражнениями. Прогулка быстрым шагом в течение получаса после обеда замечательно способствует пищеварению. Недавно я увеличил число ежедневных кругов до 32-х.
  Гокулендра Прабху
  Вчера вместе с Гокулендрой Прабху обедал в доме Медхави Прабху. Многие годы он был моим самым близким другомЕ Больше, чем братом. При мне он стал преданным и пришел жить в храм в 1974-омЕ При мне в 1986-ом он ушел. 12 лет он верно служил Шриле Прабхупаде.
  Очень душевный, чуткий и участливый преданный. С юных лет он был очень ответственным человекомЕ Возил Шрилу Прабхупаду на "мерседесе"Е Был его первым учеником в Южной АфрикеЕ За это ему особая слава.
  Он отдал развитию миссии свою жизнь. Конечно, это принесет хорошие плодыЕ Как же случилось, что он ушел, а я остался? Было бы понятней, если бы он остался а ушел я.
  Эта его артистическая внешностьЕ Длинные волосы, аккуратно собранные сзади, изящно подстриженная бородка. Кольца на четырех пальцах, индийская жилетка, дорогой сотовый телефонЕ Очень вежливый, внимательный, обходительный.
  Мне всегда нравился ГокулендраЕ Мне всегда будет нравиться Гокулендра. Для меня в сознании Кришны он был первым настоящим другомЕ Никогда не смогу забыть, как мы вместе осуществляли служение в то время, когда все только начиналось.
  Он был для меня ближе родного братаЕ Мы подходили друг другуЕ как Сэм и Сило, Лаурель и ХардиЕ Я молюсь, чтобы его не унесло слишком далеко от убежища КришныЕ
  Одного мне не понятьЕ Почему он ушел, а я остался?Е
  13 сентября 1997 г., суббота. Харинама в Кейптауне
  Последние дни я делаю по утрам несколько дыхательных упражненийЕ Продлил время занятий йогой до 30 минутЕ Это значительно мне помогаетЕ Днем я в течение 30 минут хожу быстрым шагом. Ощущаю прилив сил.
  Сегодня утром я со всеми преданными ездил на харинаму в центральную часть КейптаунаЕ Киртан - поток блаженстваЕ Преданные так грациозно танцевалиЕ Было так, словно присутствовал Сам Шри Чайтанья Махапрабху со Своими спутникамиЕ Кейптаун - один из самых подходящих для харинамы городов.
  Днем поплавал в бассейне, что находился неподалеку от места проведения харинамыЕ Вода была холодной и бодрящейЕ Плавая, молился.
  Выдержки из "Шримад-Бхагаватам"
  "Абсолютная Личность Бога, Господь Шри Кришна распространяет Себя посредством Своей полной части, Параматмы, находящейся в сердце каждого, и таким образом управляет каждым, давая память, забвение, знание, лишая разума и направляя всю прочую психическую деятельность".
  "Как Верховный Господь Он может увеличить или уменьшить продолжительность жизни живого существа". (ШБ 1.15.15, ком.)
  "Поэтому, если в мире воцаряется покой, то нужно понимать, что это произошло по доброй воле Господа. Если же возникают беспорядки, то это тоже происходит по высшей воле Господа. Без воли Господа и травинка не шелохнется. Поэтому когда люди перестают подчиняться правилам, утвержденным Господом, между ними и между государствами начинаются войны". (ШБ 1.15.24, ком.)
  18 сентября 1997 г., Дурбан
  По возвращении в Дурбан, в храм Шри Шри Радхи-Радханатхи, мое здоровье ухудшилосьЕ Лично я чувствую здесь очень сильное напряжениеЕ Это отражается на моем психическом состоянииЕ Мне нужно, чтобы меня не беспокоили, нужно уединение, мир и покойЕ По вечерам 2-3 часа я могу проповедоватьЕ
  В Кейптауне я мог уединиться и поэтому чувствовал себя лучше, но в Дурбане так много суетыЕ
  20 сентября 1997 г., суббота. Одна ночь в Питермарицбурге
  Сегодня, когда я остался в доме Радханги в Питермарицбурге, я вспоминал свой последний приезд сюда. Это было 9 месяцев назад, но ощущение такое, словно прошло 9 летЕ За прошедшие 9 месяцев столько изменилосьЕ В январе я уехал из Южной Африки, не зная толком, кудаЕ Было ощущение неопределенности. Неопределенности относительно моего предназначения и служения в ИСККОНе.
  После путешествия ситуация прояснилась, но состояние здоровья вносит некоторую неопределенность. Кришна действует многими удивительными и загадочными способамиЕ Все, что Он делает - нужно для моего очищенияЕ Это может мне не нравится, а, откровенно говоря, мне это часто не нравится, но все это идет мне на пользу.
  Прошедший год принес ощущение того, что Радха и Кришна занимают меня служением, приближая к Себе. Мои привязанности, гордыня и личные амбиции постепенно меня покидаютЕ Освобождаясь от анартх, я могу развивать ручи, или подлинный вкус к имени, рупе, гунам и лилам Господа Кришны.
  Мой духовный дед. Молитва Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру
  Я возношу эту смиренную молитву своему парам-гуру.
  Мой дорогой парам-гуру, Вы - мой дедЕ Благожелательный, добрый и великодушный попечитель. Взгляните, пожалуйста, благосклонно на эту падшую убогую душуЕ По Вашей милости я способен продолжать служение Вашему сыну, Шриле Прабхупаде.
  Я жажду, как всегда, общаться с Вами. Вы - один из личных спутников ГосподаЕ Луч Вишну, озаривший эту мрачную темницу.
  Я хочу служить Вам в духовном мире, вознося молитвыЕ Я хочу служить Вам в материальном мире, проповедуяЕ Два вида служения, вывершающие друг другаЕ
  Вы проповедовали, как лев, и учредили МиссиюЕ Вы - не из этого мира, Вы - с Вайкунтхи. И, чтобы обрести Ваши благословения, я также должен следовать Вашему примеру.
  22 сентября 1997 г. Ньюкасл
  Я сижу у окна в новом ньюкассловском доме АнилаЕ Передо мной раскинулись зеленые холмы, рощицы, вдалеке, может, километрах в двадцати, виднеется горное плато, на лугах пасутся коровы, и белые облака оттеняют небесную синьЕ
  Дует сильный ветер, клонится траваЕ Недавно мы славно прогулялись с Бхактой Винаем и Омитом. Свежий прохладный деревенский воздух меня взбодрилЕ
  Похоже, регулярные упражнения помогают мнеЕ Я ощущаю себя виновным из-за того, что не занят деятельностью, имеющей к сознанию Кришны более непосредственное отношениеЕ Но если это благоприятно скажется на моем будущем, я должен это принять.
  Каждому из нас приходится жить в своем индивидуальном теле. С возрастом чаще замечаю свою ограниченностьЕ Не в состоянии делать то, что хочу на самом делеЕ
  Мне хотелось бы меньше есть и меньше спатьЕ Хотелось бы помнить то, что прочел и то, что учил, а не забыватьЕ Хотелось бы быть более доступным и полезным для учеников и других преданныхЕ Мне хотелось бы взять на себя больше обязанностей в ОбществеЕ Хотелось бы поменьше думать о своем ежедневном распорядке и просто смириться с тем, что происходитЕ Мне хотелось бы больше времени уделять каждому, кого я встретил, вдохновляя его на преданное служениеЕ Мне хотелось бы помогать всем преданным, а не только заботиться о своих ученикахЕ
  Таковы были бы мои желания, но Кришна хочет, чтобы я шел в ином направлении. Из-за общей слабости и невралгии моя деятельность претерпевает изменения. Я вынужден вести жизнь более уединенную, иначе мои нервы перевозбуждаютсяЕ Я вынужден внимательно изучать философию, чтобы увидеть в том, что со мной происходит, проявление милостивого участия Кришны.
  Выдержки из "Шримад-Бхагаватам" (песнь 1, глава 17)
  Читая отрывок главы 17, "Наказание и помилование Кали", я внимательно проследил, как бык (олицетворение религии) и корова (олицетворение Земли) приняли посланные им страдания.
  "Хотя бык (олицетворение религии) и корова (олицетворение Земли) доподлинно знали, что непосредственной причиной их страданий было олицетворение Кали, тем не менее, как преданные Господа, они так же хорошо знали, что без Его дозволения никто не мог причинить им зла. Согласно "Падма Пуране", наши теперешние беды происходят от того, что грехи, посеянные нами когда-то, приносят свои плоды, но выполнение чистого преданного служения может постепенно уничтожить даже семена грехов. Поэтому даже если преданные знают, кто причинил им зло, они не винят их в своих страданиях. Они считают само собой разумеющимся, что тех, кто причиняет им страдания, вынуждает действовать какая-то косвенная причина, и поэтому терпеливо сносят их, думая, что Бог посылает им лишь малую толику заслуженных страданий, а иначе они страдали бы гораздо сильнее". 24 сентября 1997 г. Храм в Претории
  Последние два дня живу в храме ПреторииЕ Погода просто замечательнаяЕ Каждый день рано утром и ближе к вечеру я гуляю.
  Пребывание в Претории оживило воспоминания о моем последнем приезде сюдаЕ С 1982 по 1985 гг. я регулярно ездил в Преторию собирать пожертвования. 3 года продавал там картиныЕ Выставки и равнодушные глаза дающих взносыЕ
  Помню, как вел машину из Йоханнесбурга в Преторию и, уснув, проехал на красный свет. В те дни я выжимал из своего тела все, что можноЕ
  Вчера Бхакта Винай привел меня к маленькому уединенному бассейну, и я вдруг вспомнил, как проезжал мимо него 15 лет назадЕ В то время он был частной собственностью, и я не мог им воспользоваться.
  Мысли, пришедшие во время чтения "Бхагаватам"
  Читая "Шримад-Бхагаватам", я натолкнулся на несколько удивительных высказываний Шрилы Прабхупады, объясняющих, как преданный должен смотреть на "приобретения и потери". Искренне занимаясь преданным служением, мы часто сталкиваемся с кажущимися резкими поворотами событий или неожиданными удачами.
  "Преданный считает, что никто непосредственно не отвечает за то, кем он является - благодетелем или злодеем. Дозволение на это дает Господь. Поэтому он не думает, что кто-то непосредственно несет ответственность за такие поступки. В обоих случаях он считает само собой разумеющимся, что и удача, и неудача посылаются ему Богом, и потому являются Его милостью. В случае удачи никто не будет отрицать, что она ниспослана Богом, но в случае неудач или несчастий, возникает сомнение: может ли Господь быть столь суров к Своему преданному, посылая ему великие трудности. На долю Иисуса Христа выпали, казалось бы, невероятные испытания, когда его распяли невежественные люди, но он не гневался на злодеев. Так следует принимать все - и благоприятное и неблагоприятное. Поэтому тот, кто указывает на совершившего зло, в глазах преданного такой же грешник. По Божьей милости преданные терпеливо переносят все невзгодыЕ Иными словами, преданный вообще не страдает, потому что так называемое страдание - это тоже Божья милость для преданного, который во всем видит Бога."
  26 сентября 1997 г. Йоханнесбургский храм
  Вчера я уехал из храма в Претории, и Бхакта Дэвид отвез меня в храм Хилброу. По прибытии я встретился с Равиндрой Сварупой Прабху и Бхакти Чайтаньей Свами. В храме царит атмосфера неопределенности: через месяц нам надлежит освободить помещение. Преданные отправятся в Совето, Хоктон и в Леназию.
  Каждое утро я быстрым шагом ходил гулять к футбольному полю, что в километре от храмаЕ Это место заброшено и превращено в свалку хлама Кали-юги. Поле украшают горы банок из-под пива и "Кока-колы", кости животных и старые газеты. Гуляя там, я случайно обратил внимание на цветной газетный вкладышЕ Я не сразу его заметил, но когда в третий раз проходил мимо, бросились в глаза несколько фотографий. Приостановившись, чтобы бегло взглянуть на статью, я вдруг ощутил внезапную перемену в сознании.
  Статья, на которой остановился мой взгляд, пробудила множество различных переживаний, испытанных мной в глубоком детствеЕ Я был изумлен, насколько крепко укоренились в памяти "васаны", впечатления, порожденные и запечатленные умом. Они сохраняются, даже когда мы становимся преданнымиЕ
  Васаны (впечатления)
  Слово "васана" означает "впечатление"Е Все, что мы переживаем, производит на нас совершенно определенное впечатление. Эти впечатления проникают в ум и в нем накапливаются, словно на диске компьютера. Разница лишь в том, что их не так просто стереть.
  Как много впечатлений детских летЕ Я рос в царстве Кали среди греховной деятельности. Если вы выросли на материалистическом Западе, то все накопленные впечатления неблагоприятны. "Роллинг стоунз", "Битлз", "Унесенные ветром", Джеймс Бонд, рок-музыка, местный бар, наркотики, секс и насилиеЕ
  Как же так, что со всем этим вы становитесь преданным? Преданное служение создает новые впечатления, которые постепенно вытесняют старыеЕ
  Впечатления от Ямуны, Вриндавана, общения со Шрилой Прабхупадой, экстатических киртанов, марафонов по распространению книг - поток новых впечатлений наводняет мысли, затапливая впечатления от прежней жизни.
  Но это требует времениЕ Оставить вредные привычки и наклонности можно быстро, но стереть дурные впечатления, ими оставленные потребуется не одна жизнь.
  26 сентября 1997 г. Встреча с Равиндрой Сварупой Прабху
  Равиндра Сварупа ПрабхуЕ замечательный преданныйЕ Президент храма, член Джи-Би-Си, философ, мыслитель, отец и другЕ Один из самых мыслящих преданных нашего Общества.
  В самые мрачные для ИСККОНа времена он был рассеивающим тьму светомЕ Спокойный и уравновешенныйЕ Никакой фальши, никакого притворстваЕ Будь таких преданных побольше, ИСККОН намного выиграл бы.
  Слушая его советы и откровения, я ощущал безмятежность. Ему присущи глубочайшее видение и понимание целей и умонастроения нашего Общества. Он честен, доступен в общении и обладает природным чувством юмора. Удивительный вайшнав.
  26 сентября 1997 г. Новая диета
  Во время моего пребывания в Леназии, в доме Роя, Кришна надоумил меня изменить диетуЕ Теперь по утрам я принимаю только фрукты. Никакого молока и сахара. Надеюсь, это улучшит мое состояние. Наихудшее для меня время - позднее утро вплоть до двух часов дняЕ Возможно, это связано с преобладанием в этот период гуны страстиЕ Именно в это время моя невралгия усиливаетсяЕ
  Выдержки из "Шримад Бхагаватам", Песнь 1, глава 18, "Мальчик-брахман проклинает Махараджу Парикшита"
  Комментируя текст 25, Шрила Прабхупада пишетЕ "Верховный Господь так добр к Своим чистым преданным, что в нужное время призывает их к Себе, создавая для этого благоприятную обстановку."
  "Чтобы суметь возвратиться к Богу, человек должен отречься от всех привязанностей к мирским отношениям. Поэтому, когда преданный слишком глубоко погружается в мирские дела, Господь создает необходимую ситуацию, чтобы сделать его безразличным к ним."
  Как я понимаю прочитанное: Кришна так милостив ко мне! Я позволяю светским обстоятельствам все больше и больше занимать меня, и вот, чтобы ослабить мои привязанности, Кришна поставил меня перед обстоятельствами, при которых я становлюсь к ним безразличен. Ухудшение физического состояния и разъезды вынуждают быть свободным от "пратиштхи" (стремления к выгоде и славе).
  Комментарий: "Как только добрая душа совершает что-либо дурное, к ней тут же приходит раскаяние." (ШБ 1.18.31, ком.)
  Как я понимаю прочитанное: "Случись нам, сознательно или неосознанно, совершить нечто неблаговидное, нам следует раскаяться в содеянном и, сожалея, попросить прощения. Наихудшее, что мы можем предпринять при таких обстоятельствах - это выстроить логическую концепцию, оправдывающую проступок, которая представляет его не таким уж плохим и спасает нас от осуждения. Мы не являемся чистыми преданными и поэтому низшие гуны природы временами влияют на нас, гуна невежества особенно, и мы можем не всегда действовать и говорить наиболее подобающим и совершенным образом. Допустив ошибку или совершив оскорбление, - нам следует распознать свою неправоту и быть готовым признать ее перед собой и другими.
  Перевод: "Преданные Господа так терпеливы, что никогда не склонны мстить за себя, даже если их поносят, обманывают, проклинают, беспокоят, презирают или даже убивают." (ШБ 1.18.48)
  Как я понимаю прочитанное: Махараджа Парикшит был настолько возвышенным преданным, что в духе совершенного принятия легко согласился со смертельным приговором, который ему вынес Шринги. Он не сетовал, скорее наоборот: принял его как должное, согласившись с таким внезапным поворотом событий. Шрила Прабхупада пишет: "Он воспринял это "как данное ему благословение".
  Комментарий: "Согласно "Вараха-Пуране", которую цитирует Шрила Джива Госвами, между водами Ганги и Ямуны нет разницы, но когда воды Ганги освящаются сто раз, она зовется Ямуной." (ШБ 1.19.6, ком.)
  Комментарий: "Условия материального мира таковы, что заставляют человека вольно или невольно совершать грехи, и лучший тому пример - сам Махараджа Парикшит, которого все знали как безгрешного и праведного царя. Но и он стал жертвой нанесенного им оскорбления, несмотря на то, что всегда стремился избегать подобных ошибок." (ШБ 1.19.7, ком.)
  Как я понимаю прочитанное: Шрила Прабхупада писал, что каждый грешит, вольно или невольно, поэтому преданному следует пребывать в умонастроении непрестанной молитвы Господу о даровании ему защиты и убежища. При таком отношении неумышленные проступки могут быть прощены, и воздаяние за них нас минует.
  Перевод: "Господь, Верховная Личность, правитель и трансцендентного, и материального миров, милостиво одолел меня в форме проклятия брахмана. Я был слишком привязан к семейной жизни, и потому Господь, чтобы спасти меня, пришел ко мне в таком облике, что только от одного страха я отрешусь от мира." (ШБ 1.19.14)
  Как я понимаю прочитанное: Махараджа Парикшит был настолько развитой в духовном отношении личностью, что воспринял проклятие брахмана как милость Кришны, проявленную, чтобы спасти его. Он не сокрушался и не сопротивлялся тому, что должно было случиться, усматривая в этом руку Кришны. До исполнения приговора оставалось 7 дней, но это не поколебало его спокойствия.
  1 октября 1997
  Вчера мы с Гирираджем Свами и Бхакти Чайтаньей Свами собрались, чтобы обсудить ряд неотложных вопросов. Озабоченность вызывали некоторые ведущие члены нашего Общества. Быть в ИСККОНе на ведущих позициях означает поместить себя под свет прожектора. Если вы гуру или санньяси, подмечается все, что вы говорите и делаете, или, точнее, случись вам совершить что-нибудь несоответствующее, как это тотчас же будет зафиксировано.
  Сам бы я предпочел потесниться на второй план, но то, что я принимаю учеников, делает меня достаточно заметнымЕ Принимать учеников и проповедовать - отделить одно от другого мне не представляется возможнымЕ Мы должны вести проповедь, именно таким было наставление Шрилы Прабхупады. Он также взял на себя бремя принимать учениковЕ и, как его последователь, я должен действовать таким же образом.
  2 октября 1997 - Моление о Защите
  Кто я? Падшая, никчемная душаЕ Материальная иллюзорная энергия настолько могущественна и искусна в плетении обольстительного обмана, что я пленен ею на многие тысячелетия.
  Изначальный грех - в попытке подражать Кришне и быть независимым от Него. Есть ли у меня шанс освободиться от оков иллюзииЕ? Лишь убежище Кришны мне даст свободу.
  Практиковать Сознание Кришны 25 лет, И все же быть таким беспомощным и уязвимымЕ А Майя искушает все тоньше, все беспощаднее.
  Потому-то так важно находиться в обществе духовных братьевЕ Увидев что-то, они тотчас укажутЕ Если преданный избегает общения, это очень опасно.
  Дело в том, что нужно приветствовать конструктивную критику. Это дает возможность распознавать свои недостатки и совершенствоваться. "В любых стараниях присутствует изъян", - говорит Кришна.
  Мы стараемся улучшить наше служение Шриле Прабхупаде, Поэтому следует приветствовать предложения к совершенствованиюЕ Мы же встречаем их в штыки и гневаемся, Часто поступая подобно черепахе, втягивающей голову под панцирь.
  Я смиренно молюсь о том, чтобы воспринимать критику с благодарностью. Не ропща, но видя в ней проявление доброты Кришны, - и принимать.
  Случается, когда едим, мы прикусываем свой язык, но все же мы не клянем за это зубы, лишь стараемся в дальнейшем быть более осторожнымиЕ Преданные могут сделать замечание и это будет неприятным, но мы не можем Оставить их, ведь это означает обречь себя на гибельЕ
  Я обращаюсь к Шри Шри Гоур-Нитаю, наиболее милостивому воплощению Господа, со смиренной мольбойЕ Об Их защите, Я очень слаб, я низко пал, я обескуражен и жалок, каждый миг Меня может смыть прочь волной энергии иллюзииЕ
  Я целиком и полностью зависим от Их защиты, Вне Их убежища я не смогу промолвить даже одного имени Кришны. Вне Их укрытия я не смогу даже мгновение следовать за НимиЕ Без Их крова я не смог бы даже просто продолжатьЕ
  Я - живой пример того, что значит милость Кришны и Его убежище. Если бы не божественное вмешательство, разве смог бы я следовать путем сознания Кришны?
  Я занят практикой вот уж 25 летЕ Но как это стало возможным? Если не по милости Кришны и доброте Его ко мне.
  То, что я пришел в сознание Кришны не согласуется ни с одной из причин, по которым люди предаются КришнеЕ Если говорить, как было, - меня ничуть не занимала мысль вручить себя Ему.
  Моя жизнь в обществе преданных - следствие какого-то недоразуменияЕ Ведь я был лишен малейшего желания и интереса к служению КришнеЕ Все это произошло по Его доброте.
  7 октября 1997 г. Первый день во Вриндаване
  В Делийском аэропорту меня встречали Шридам Прабху и Нила Мадхава Прабху. Было 29 градусов тепла - погода для начала октября на удивление прохладная. Мы отправились во Вриндаван, по дороге я попросил остановиться в ВаршанеЕ Я совершил омовение в Према Сароваре и помолился там.
  Према Саровар
  Небольшое озеро в километре от Варшаны, оно семигранной формы. Здесь в разлуке с Кришной рыдала РадхаЕ Хотя и сидела на коленях у Кришны, Радха, едва услышав слова "Мадху ушел", от отчаяния разрыдалась, и Ее слезы образовали это озеро.
  Я плыл в Ее слезах, и пытался сердечно помолиться, Бормотал молитвы, но, если честно, они были лишены малейшего чувства. Готовность пытаться выглядеть как подобает посещающему Вриндаван гуру с тридцатью учениками гирей висела на мне.
  Сам я предпочел бы встречаться с Вриндаваном забыв о себе как о "гуру со многия ученики", - Господа Чайтанью во Вриндаване сопровождал только один слугаЕ И все же, служить вайшнавам означает также знакомить их с Вриндаваном, это очень важно.
  Я хочу стать вайшнавам слугой, не взирая на то, кто из них мал, а кто - великЕ Позволь же мне служить ученикам, и пусть этот приезд их во Вриндаван Воистину станет достопамятным! На духовного учителя возложена задача: забрать своих учеников на Голоку ВриндаванаЕ Начну с того, что покажу им Гокулу Вриндавана.
  К тому же, доведись мне послужить вайшнавам во Врадже в пору картика, это привлекло бы благосклонный взгляд Шримати Радхарани и Господа Дамодары.
  Я плыл по Према Саровару и видел множество рыб, Резвящихся в воде в лучах послеполуденного солнца. Длиной они были чуть более ладони, и плавали стайками, выпрыгивая над водой.
  Я поплыл к ним, и они растаяли в глубине зеленоватой прохладной воды.
  У меня возникла одна мысльЕ Все эти рыбы, что живут в Према Сарове, возвращаются к Богу, это спутницы Радхарани, и по Ее милости они живут в Ее кундеЕ Возможно, спустя несколько лет жизни в озере в виде рыб, все они вернутся к своему служениюЕ Осознавая это, они вскидываются в любовном экстазеЕ
  Возникла еще одна мысльЕ Достанет ли у меня смелости молиться о том, чтобы я также родился рыбой и умер в Према Сарове?Е Я не смог до конца обдумать это: мне недоставало веры во Вриндаван. Сказано, что все существа, живущие во Вриндаване, в час смерти возвращаются в духовный мирЕ однако, думал я, рыба не может проповедовать, а моя миссия - проповедовать о Вриндаване.
  Я в поклоне почтения простираюсь перед всеми существами, живущими во ВриндаванеЕ Перед собаками, свиньями, обезьянами, рыбами, муравьями, комарами, попугаями и людьми.
  Мать Кулангана
  Преданные из Бхактиведанта Мэйнора, что под Лондоном, принесли мне письмо и маха-прасад - сладости мангала-арати - от моей духовной сестры Матери КуланганыЕ Ее считают непревзойденной в ИСККОНе по части изготовления сладостейЕ сладостно общение с нейЕ прекрасная, исполненная смирения преданная.
  Она пишет: "Большое Вам спасибо за Ваше такое теплое и вдохновляющее письмо. Я вижу, насколько милостив ко мне Господь Кришна. Во мне растет чувство, что я лишена каких бы то ни было добрых качеств, находясь в окружении таких возвышенных, удивительных вайшнавов. Лишь по беспричинной милости Господа Кришны мне на какую-то долю секунды посчастливилось лицезреть столь чистых преданных".
  Высокого уровня преданные, подобные Матери Кулангане, всегда будут считать себя очень падшими и недостойными общества вайшнавов - преданных Господа. Но такое сознание делает ее достойной общаться непосредственно со Шри Шри Радхой-Гокуланандой.
  8 октября 1997 г. Размышления, навеянные Вриндаваном
  Я продолжаю следовать своему графику упражнений, что выражается в утренних и вечерних прогулках быстрым шагомЕ Мой маршрут проходит по парку, который принадлежит Институту Востока, что напротив Кришна-Баларама-мандира. Вчера вечером я вернулся весь покрытый испариной. Сегодня у меня болит желудок и голова, но я все равно планирую пойти на прогулку.
  Утром по работам Шрилы Вишванатхи Чакраварти изучал описание ежедневных игр Господа, которое приводит Шрила Вишванатха ЧакравартиЕ
  Весьма уместно во время месяца картик во Вриндаване молиться о лила-смаранам (памятовании о развлечениях Господа). Подобно тому, как обыкновенный человек в течении 24 часов совершает действия, следуя определенному распорядку, Верховная Личность имеет Свой распорядок дня, в соответствии с которым претворяет Свою деятельность.
  Я смиренно молю Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачарий о том, чтобы ум мой наводнили мысли и воспоминания о вечных играх Господа.
  В "Нектаре наставлений", в восьмом стихе, Шрила Рупа Госвами пишет:
  тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану смритьох крамена расана-манаси нийоджья тиштхан врадже тад-анураги джананугами калам найед акхилам ить упадеша-сарам
  Перевод
  Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все свое время - двадцать четыре часа в сутки - посвящать сосредоточенному повторению божественного имени Господа, воспеванию Его трансцендентного образа, качеств и вечных игр, всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже [Голоке Вриндавана-дхаме] и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, так привязанных к преданному служению Ему.
  9 октября 1997 г. Омовение в Ямуне
  Сегодня я провел 30 преданных тропой парикрамы к самадхи Санатаны ГосвамиЕ После киртана и короткой речи мы пошли дальше, - к храму Гокулананды. На дворовой площадке, где находится самадхи Локанатха Госвами, я прочитал лекцию.
  Затем - омовение в ЯмунеЕ После долгой ходьбы под жарким солнцем освежающие прохладные волны Ямуны-деви встретили нас радушно.
  Два года спустя я снова омылся в ЯмунеЕ Ее быстрое течение смывает прочь бесчисленные грехи, накопленные за неисчислимые жизни. Даже легкое дуновение ветерка с ее берегов способно даровать вам освобождение из круговорота рождений и смертей.
  Глядя на то, как тридцать преданных из ЮАР резвятся в Ямуне, я почувствовал, что счастлив. Многих из этих вайшнавов я знаю 20 лет, отрадно видеть, как успешны их духовные жизни.
  Это особая радость - служить проводником на духовном пути существаЕ начав со следования принципам и перейдя к воспеванию. Затем - посвящение и обучение науке поклонения Божеству, дальше - паломничество во Вриндаван и Маяпур.
  Четверо преданных из ЮАР не так давно покинули телаЕ Я получил разрешение забрать урны с их прахом, и хранил их у себя в комнатеЕ Стремясь к тому, чтобы они получили как можно больше милости, я хотел, чтобы останки их тел коснулись Ямуны и были благословлены.
  Я молился о том, чтобы они родились в благоприятной обстановке, в семьях вайшнавов, и остались преданными Шри Шри Радхе и КришнеЕ Муж Гоур Прии, Дэниел; мать Сукумари; г-н Рамлакан и отец ЯмуныЕ
  Духовный учитель ответственен за ученика не только в течение его жизни; после того, как его ученик или ученица покидают материальное тело, духовный учитель молится о нем или о ней от их имени.
  Я - преданный невысокого уровня, но могу помолиться Шриле Прабхупаде, а он затем помолится Кришне, чтобы Кришна помог этим вайшнавам.
  Выдержки из "Шримад-Бхагаватам"
  Песнь 1, глава 19. "Появление Шукадевы Госвами"
  Перевод: "Господь, Верховная личность, правитель и трансцендентного, и материального миров, милостиво одолел меня в форме проклятия брахмана. Я был слишком привязан к семейной жизни, и потому Господь, чтобы спасти меня, пришел ко мне в таком облике, что только от одного страха я отрешусь от мира." (ШБ 1.19.14)
  Как я понимаю прочитанное: Из этих слов явствует, сколь возвышенно сознание уттама-адхикари, чистого преданного Верховной Личности Бога. С внешней, материальной точки зрения была достаточно серьезная причина для скорби. Царю вынесен смертный приговор, вскоре его приведут в исполнение, царя неминуемо казнят, он лишь ожидает прихода палача. И как отреагировал на это великий преданный? Он усматривал в проклятии брахмана явление Господа. Его вера в Кришну как в Верховного повелителя была столь глубокой, что кажущееся несчастье он принимает за воплощение Кришны.
  В том, как Махараджа Парикшит воспринял известие о неминуемой смерти, присутствует еще один интересный момент. Осознав, что жить ему осталось ровным счетом неделю, он посмотрел на свои материальные привязанности, и это вызвало страх (бхаям) и этот страх породил отрешенность от материального мира. Если бы такое проклятие - спустя неделю встретить смерть, - постигло обусловленную душу, лишенную трансцендентного знания, ее естественной реакцией, вызванной страхом смерти, было бы искать защиты у таких "надежных" воинов, как жена, дети и земное имущество. Но Махарадж Парикшит, владея наукой о душе, вместо этого прибег к защите внутренней энергии.
  Перевод: "Наши дома мгновенно освящаются, даже если мы просто вспоминаем тебя, и тем более, если мы созерцаем тебя, прикасаемся к тебе, омываем твои святые стопы и предлагаем тебе место в нашем доме." (ШБ 1.19.33)
  "О святой! О великий мистик! Как атеист не может находиться в присутствии Личности Бога, так одного твоего присутствия достаточно, чтобы немедленно уничтожить все неодолимые грехи человека" (ШБ 1.19.34)
  Как я понимаю прочитанное: Просто вспоминая о Кришне, человек тотчас очищается, и, подобно этому, помня о духовном учителе или ином возвышенном вайшнаве, человек очищает свое сердце и сознание. Я настоятельно советую членам общины преданных Кришне в ЮАР делать все возможное, чтобы старшие вайшнавы посещали их дома. И если старший преданный приходит, надлежит омыть ему стопы теплой ароматизированной водой с цветочными лепестками, сказать что-нибудь приятное, предложить гирлянду из душистых цветов и соответствующий прасад. В смиренном умонастроении грихастхи должны расспросить вайшнава о своем дальнейшем духовном развитии. Не стоит жаловаться, вместо этого следует смиренно задавать разумные вопросы о том, как им и их семьям идти дальше путем сознания Кришны.
  Когда вайшнав покинет жилище, все домочадцы должны с глубоким почтением выпить воды, которой омывали его стопы, и окропить этой водой свои головы. С не меньшим благоговением следует также почтить остатки прасада. Воду, которой омывали стопы, а также остатки прасада можно хранить, принимая понемногу каждый день. Прасад можно высушить на солнце и измельчить в порошок, - в таком виде он может сохраняться долгие годы.
  11 октября 1997 г. Посещение Радха Кунды
  Сегодня я посетил Радха Кунд - священный пруд, место омовения Шримати Радхарани. Я вышел в 9 утра вместе с группой из тридцати преданных из Южной Африки. Мы совершили обход Радха Кунды и Шьяма Кунды, после чего некоторые преданные приняли омовение в их священных водах, другие лишь смиренно окропили несколькими каплями свои головы. Радха Кунд - это венец всего святого, что почитается гаудия-вайшнавами, это место - сокровенно: здесь происходит множество удивительных игр.
  Шрила Прабхупада наставлял своих учеников повторять в день минимум по 16 кругов маха-мантры, вслушиваясь в ее звучание. Шрила Бхактивинода Тхакур в своей "Шри Харинама Чинтамани" пишет: "Следует со всем тщанием завершить воспевание определенного в соответствии с данным обетом количества Святых имен, заботясь о том, чтобы круги воспевались искренне. Те, кто рассеян во время воспевания, отличаются также стремлением быстрее повторить положенное количество Святых имен и покончить с этим. Важно сосредоточиться на качестве воспевания и не пытаться искусственно увеличивать количество воспеваемых Святых имен. Имена Господа следует произносить отчетливо. Это достижимо лишь по милости Господа. Поэтому всегда нужно молить Господа о защите от пагубы рассеянности во время воспевания, чтобы и впредь вкушать нектар святого имени".
  12 октября 1997 г. Дада, настоящий браджабаси
  Когда мы с преданными были на Радха Кунде, в самадхи Рагхунатхи даса Госвами я встретил "Даду". По всей видимости, происходила церемония Вьяса-пуджи его дикша-гуру. Возвращаясь во Вриндаван, мы с Дадой оказались в автобусе на одном сидении, и я имел возможность расспросить его о жизни.
  Даде 76 лет. Родом он из Калькутты. Работал в отделе сбыта металлургической компании. Всю свою жизнь он оставался брахмачари и ни разу не вступал в сексуальные отношения. В возрасте 62 лет он поселился у Радха Кунда, и прожил там 27 месяцев как бабаджи.
  В конечном итоге Дада нашел прибежище у Шри Шри Кришна-Баларамы, и последние 10 лет живет в искконовском храме. Его основное служение заключается в том, чтобы собирать поступающую почту и лично разносить ее преданным.
  Я думал о том, насколько разнятся наши жизни. Дада обладает всеми возвышенными качествами вайшнава, я же - выходец из вырождающейся и падшей среды. Но, как бы там ни было, милость Шрилы Прабхупады свела нас вместе.
  13 октября 1997 г. Недомогание
  Сегодня я встал с постели в 3 часа утра, но почувствовал себя очень слабымЕ В течении часа я повторял джапу, и молился о том, чтобы помнить о Шри Шри Радхе Шьямасундаре, а затем принял участие в мангала-арати. Просто замечательно рано утром вместе с Лалитой и Вишакхой приветствовать Господа в храме.
  Но позже у меня разболелась голова, поэтому от утренней прогулки пришлось отказатьсяЕ Вместо этого я проделал несколько дыхательных упражнений на крыше домаЕ
  Сейчас 6.30 утра, можно слышать "утренний хор" попугаев, кукушек, воробьев и дроздов, которые поют каждый на свой лад, порхая здесь и там. Солнце еще не взошло, но уже светло.
  Еще один день в сознании Кришны. Еще один шаг на пути любви к Кришне. Это медленный, но верный путь. Каждый день откалывать по кусочку от своего ложного эгоЕ Вода камень точит, так что, ежедневные посещения мангала-арати и концентрация на воспевании Святого имени постепенно растворят мое ложное эго. Порой кажется, что это происходит слишком медленно: не далее как вчера я корил себя за то, что целый день был не в состоянии думать о Кришне.
  Сейчас я пишу, а меня клонит в сон, я ощущаю все большую слабость, голова раскалываетсяЕ Я решил вместо лекции по "Шримад-Бхагаватам" отдохнуть и почитать Вторую песнь. По крайней мере я повторил 20 кругов и сделал кое-какие записи в дневник. Сегодняшний день, похоже, обещает стать для меня одним из тех, которые посвящены самоанализу и размышлениям.
  Здоровье
  Последние два дня меня беспокоят нервыЕ Сегодня я воздержался от сахара, и ощутил улучшение своего состоянияЕ С этого времени я хочу вообще исключить сахар из своей диетыЕ Похоже, что он возбуждает мои нервы. Как-то мне довелось прочитать целую книгу о вреде белого рафинированного сахара. Там говорилось, что для организма это - самый настоящий яд.
  Выдержки из "Шримад-Бхагаватам" (2.1.11)
  этан нирвидьямананам иччхатам акуто-бхаям йогинам нрипа нирнитам харер наманукиртанам
  Перевод
  "О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого - и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе".
  Комментируя этот стих, Шрила Прабхупада указывает на несколько важных моментов:
  "Слушая и повторяя имена Господа без оскорблений, человек познает трансцендентную форму Господа, затем Его качества, трансцендентную природу Его игр и т. д."
  "Здесь говорится о необходимости постоянно повторять святое имя Господа, услышав его от истинных авторитетов. Таким образом, внимать авторитетам - первое важное условие. В том, кто слушает святое имя, постепенно просыпается желание слушать о форме Господа, Его качествах, играх и т.д., а это, в свою очередь, приводит к тому, что у человека развивается потребность прославлять Господа."
  "Шрила Джива Госвами говорит, что святое имя Господа следует повторять громко и, [Е] без оскорблений".
  14 октября 1997 г. Лекция по "Бхагаватам" во Вриндаване
  Преданные попросили меня дать завтра лекциюЕ Читая стих, я думал о следующем:
  "Живые существа стремятся достичь счастья (сукхам ихатах - в поисках счастья) и избежать того, что причиняет страдания (духкха-атьяям - уменьшение несчастий), но поскольку телами живых существ безраздельно повелевает материальная природа, все планы, лелеемые живым существом в разных телах, в итоге один за другим терпят крах." (ШБ 7.13.30)
  Как я понимаю прочитанное: Изначальное чувство, которое испытывает живое существо - это "према", любовь к Кришне. Према представляет собой непосредственно воспринимаемую абсолютную энергию, или силу. В своей чистой форме према, или влечение дживы к Кришне (а также Кришны к дживе) способна повелевать даже Самим Кришной. Чистое преданное служение, как и чистая любовь к Кришне, в равной степени способны подчинить себе Его. Кришна, бесспорно, является сватантрой, или полностью независимым владыкой, но, однако, Его подчиняет себе сила и глубина любви к Нему Его преданного.
  В духовном мире каждый поступок, каждая мысль, каждое воспоминание основано на глубокой самозабвенной любви к КришнеЕ Кришна-према - это жажда удовлетворить чувства Кришны.
  В материальном мире - искаженном и тусклом отражении мира духовного - это страстное желание удовлетворять чувства Кришны трансформируется в вожделение, т.е. в жажду удовлетворения собственных чувств. Это неконтролируемое стремление к поискам счастья всецело подчиняет себе обусловленную душу, вынуждая ее продолжать свой поиск в различных формах жизниЕ В человеческой форме жизни это проявляется наиболее ярко, когда обусловленная душа весь свой разум направляет на достижение счастья в какой бы то ни было его форме, одновременно предпринимая попытки уменьшить свои страдания.
  Такое сукхам ихатах красной нитью проходит через жизнь человека. С раннего детства вплоть до глубокой старости он расточает на эти поиски всю свою энергиюЕ в детстве он играет в разные игры, юношей ищет общения с противоположным полом, и даже в старости, имея за плечами 70 или 80 лет разочарований, он все еще ищет, устремив взор и направив мысли на то, что якобы утешит его чувства.
  Задумайтесь: всем материальным миром движет эта неуемная жажда счастья. И коль эта сила, это стремление - лишь искаженное и тусклое отражение нашего изначального желания удовлетворять чувства Кришны, то каковым же невообразимым могуществом обладает Кришна-према!
  Отметим еще одно обстоятельство: "поскольку телами живых существ безраздельно повелевает материальная природа", все их планы в конечном счете терпят крах.
  Мы обречены на крах, будучи подвержены неотвратимому влиянию калы (вечного времени), кармы (последствий наших поступков) и гун (качеств материальной природы).
  15 октября 1997 г. Обострение невралгии
  Сегодня я прочитал лекцию по "Шримад-Бхагаватам" в Кришна-Баларама-мандире. Моя невралгия обострилась и причиняет мне большие страданияЕ Когда я пел "Джая Радха Мадхава", у меня дрожала нижняя губа. После лекции какой-то преданный заговорил со мной, затронув один спорный вопрос, и это также меня разволновало.
  После утренней лекции до настоящего момента, когда я пишу эти строки, прошло три часа, но сердцебиение все еще учащенное. В целом мое состояние как будто улучшилось, но временами бывают обостренияЕ
  Я не должен надеяться на чудо, мне следует приспособиться к этому состоянию. Сейчас, когда состояние моего здоровья находится в критической точке, нужно позаботиться о том, чтобы исключить из жизни все, что может вызвать обострение.
  Мне нужно находиться в обстановке, совершенно исключающей стрессы и напряжения. Полное отсутствие физических и умственных нагрузокЕ никаких проблем, никаких беспокойств, никаких тревогЕ
  Очевидно, что Южная Африка для меня сейчас место не самое лучшееЕ даже если жить в доме кого-то из учеников, все равно придется посещать собрания, когда приезжают духовные братьяЕ Лучше остаться в ИндииЕ Хотя жизнь во Вриндаване во время картика тоже слишком бурная, слишком активнаяЕ
  16 октября 1997 г.
  Сегодня встал в 3.10 утра и повторял мантру, сидя на кроватиЕ Сначала я предполагал пойти на мангала-арати, но затем решил этого не делатьЕ у меня все еще вчерашняя слабость, и не хочется напрягаться ни физически, ни умственно.
  В 5.30 утра я вышел на прогулкуЕ Раннее утро, еще темно, я один в паркеЕ Вчера Дханудхара Махарадж сказал мне, что в безлюдных местах парка бывали случаи нападения на людей. Мне стало немного не по себе, но повторение Харе Кришна вернуло мне самообладание. По возвращении с прогулки у себя в комнате я погрузился в анализ некоторых относящихся к деятельности Общества моментов.
  Смысл деятельности любого общества - в пропаганде, или проповеди идейЕ Если проповедь не ведется, то существование такого общества не оправдывает себя. Единственной, наиглавнейшей задачей общества следует считать проповедь, которая должна осуществляться наиболее эффективным образом.
  Шрила Прабхупада хотел, чтобы велась обширная проповедь, призванная распространить сознание Кришны, и самым действенным ее методом является издание и распространение его книгЕ Для осуществления этих задач он создал ИСККОН. И мы, как искренние и верные последователи, в ответе за то, чтобы внутри миссии ИСККОНа проповедь не прекращалась.
  Сейчас я страдаю от невралгии, которая обостряется при любом физическом или умственном напряжении. Неблагоприятные обстоятельства, провоцирующие обострения:
  1. Вынужденное общение с другими преданными, такое, как встречи для обсуждения организационных вопросов и т.п.; на это уходит слишком много нервной энергииЕ это особенно верно в случае, когда я зависим от своих духовных братьев и не могу повлиять на ход событий. С учениками дело обстоит проще, поскольку условия нашего общения определяю я, но даже это для меня представляет трудность.
  2. Большие публичные мероприятия, как, например, фестивали.
  Мое положение ведущего члена Общества обязывает посещать важные мероприятия, но я должен учесть ограничивающие меня обстоятельства и сбавить темпы.
  16 октября 1997 г. Выдержки из "Шримад-Бхагаватам"
  Перевод: "Теперь же я собираюсь поведать этот "Шримад-Бхагаватам" тебе, ибо ты -самый искренний преданный Господа Кришны. Тот, кто с неослабным вниманием и почтением слушает "Шримад-Бхагаватам", обретает непоколебимую веру в Верховного Господа, дарующего освобождение". (ШБ 2.1.10)
  Как я понимаю прочитанное: Махараджа Парикшит обладал качествами, делающими его достойным слушать "Шримад-Бхагаватам", и главное из этих качеств - его искренность. Что значит "быть искренним"?Е Это значит избегать притворства и обманаЕ Когда человек ловко манипулирует обстоятельствами для того, чтобы ложное приняли как действительное, это - обманЕ Если же человек заявляет о своих великих заслугах или выставляет себя важной персоной, пытаясь произвести на окружающих ложное впечатление, это - пример притворства. Милости Кришны и гуру не снискать притворством, нужно искренне развивать подлинное стремление доставить удовольствие Гуру и Гауранге.
  Перевод: "Когда наш взгляд падает на что-либо, мы должны помнить, что наше видение вторично, тогда как видение Господа первично. Невозможно увидеть то, чего еще не видел Господь, - гласят Веды и Упанишады". (ШБ 2.1.39, ком.)
  Как я понимаю прочитанное: Обо всем, что мы увидим, о чем подумаем, сначала узнает ГосподьЕ Он - проникающая всюду Сверхдуша, поэтому Он первый, кто узнает о наших мыслях, чувствах и ощущениях, еще до того, как их осознаем мы. Господь Кришна знает все и поэтому что толку притворяться. Ничего не сокрыто от Него, Он осведомлен о всех наших тайных желаниях, стремлениях и анартхах. Чем и объясняется, почему у двух, одного, казалось бы, уровня, преданных жизненные обстоятельства со временем складываются по-разному.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: