Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Нектар чисел (Анка Судханидхи)

Составитель Пурушоттама даса

Посвящается Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде и проповедникам ИСККОН

Предисловие Yasyaham anugrhanami harisye tad-dhanam sanaih. "Являя особую милость своему преданному, Я избавляю его от всех материальных проблем." (Ш.Б. 10.88.8)

После нескольких лет пребывания в сознании Кришны я столкнулся с проблемами в профессиональной деятельности, во владении собственностью, утратил друзей и даже некоторых членов своей семьи. Почему же, недоумевал я, Верховная Божественная Личность, которой я так безраздельно предался, вдруг оставила меня, лишив положения в обществе и средств к существованию? Ведь так или иначе, но я старался использовать все, что имел, в служении Господу. Почему же Он так резко ограничил мои возможности служения? Пребывая в замешательстве и терзаемый угрызениями совести, я обратился к книгам Шрилы Прабхупады в надежде найти в них объяснение такого крутого поворота судьбы. Когда период их глубокого изучения и осмысления миновал, я пришел к пониманию, что все происходящее есть проявление особой милости ко мне со стороны Верховного Господа. Желая помочь другим преданным в изучении книг Его Божественной Милости с целью разрешения их материальных и духовных проблем, я приступил к осуществлению своего замысла - написанию книги-справочника, группирующего в числовой последовательности отдельные понятия, взятые из сочинений Шрилы Прабхупады. Например, один - Верховная Божественная Личность, два - Шри Шри Радха Кришна, три - святые дхамы, четыре - Шанкха, гада, чакра и падма, восемь - главные гопи и т.д. Смешанный раздел включает в себя понятия либо менее значимые, чем предыдущие, либо узко специальные. 1. Снабдить проповедников удобным справочником. 2. Обеспечить исследователей дополнительным руководством. 3. Предоставить лекторам и преподавателям методическое пособие по подготовке классов Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам. 4. Помочь преданным в запоминании отдельных важных философских категорий. 5. Предоставить гурукуле учебный материал. 1 Изначальная единая Веда: Йаджур (Ш.Б. 1.3.21 и 1.4.19, коммент.) Изначальный Верховный Господь: Шри Кришна (Гита-махатмйа 7) Маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе (Брихан-нарадийа Пурана, Ш.Б. 3.13.25, Калисантарана Упанишад, Ч.Ч. Ади 7-76 коммент.) Наиболее милостивое воплощение: Шри Чайтанйа Махапрабху. (Ч.Ч. Мадхйа 19.53) Однослоговая мантра: ом-кар (Б.Г. 8.13) Основатель-ачарйа ИСККОН: Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Процесс поклонения Божествам с целью достижения Господа: бхакти (преданность) Религия: Бхагавата-дхарма (Гита-махатмйа 7) Священное писание: Бхагавад-гита (Гита-махатмйа 7) 2 Бхагавата-видхи; пранчаратрика-видхи (Ш.Б. 4.27.24, коммент.) Виды материальных элементов: грубые (стхула - 5); тонкие (сукшма - 3) (Б.Г. 7.4) Виды межкастовых браков: пратилома (брак мужчины с женщиной более высокой касты); анулома (брак мужчины с женщиной более низкой касты) (К.Б. "Убийство Дантавакры") Виды уничтожения вселенной: частичное (через 4.32 биллиона лет); полное (через 311 триллионов лет) (Ш.Б. 1.10.21, 3.11.22 и Б.Г. 8.17-18) Воплощения Господа: Пракаш-экспансия во время Расалилы; Виласэкспансия в период Брахма Вимоханы, а также Баларама и т.д. (Х.А.В. 1.4, Ч.Ч. Ади 1.68) Гаура-Гадхадхара Дживатма; Параматма (Б.Г. 2.20) Гьяна марга-Упашака - представители философских направлений: Брахмаупасака - поклоняющиеся безличному Брахману; мокшаканши - стремящиеся к освобождению (Ч.Ч. Мадхйа 24.107) Династии: берущие начало от Бога Солнца и Луны (Ш.Б. 10.1.1) Йогамайа; Махамайа (Ш.Б, 2.9.34) Йога-патха: оставляющий тело в период шукла пакша, в дневное время, когда солнце движется к северу, не возвращяется в материальный мир; оставляющий тело в период кришна пакша, ночью, когда солнце перемещается на юг, приходит назад в материальный мир (Б.Г. 8.24-25, Ш.Б. 7.15.5-6) Категории брахмачари: наиштхика брахмачари (соблюдающие целибат на протяжении всей жизни); упакурвана брахмачари (не вступающие в брак до завершения периода обучения) (Ш.Б. 11.17.14) Категории имен Кришны и цели, достигаемые при их повторении: важнейшие имена (дарующие любовь), например, Говинда; вторичные имена (ведущие к освобождению), например, Маха-Пуруша (Х.Ч. гл.1) Книга "Бхагавата"; преданный бхагавата (Ш.Б. 1.2.18, Ч.Ч. Ади 1.99) Кришна; Баларама (Ш.Б. 1.1.20) Нара; Нарайана (Ш.Б. 2.7.6) Наставники в духовной жизни: чаитйа-гуру (Параматма - наставник изнутри); дикша и шикша-гуру (ачарйа - учитель извне) (Ч.Ч. Ади 1.59) Нитаи; Гауранга (Ч.Ч. Ади 13.78) Нитйа-баддха (вечно обусловленный); нитйа-сиддха (вечно освобожденный) (Ш.Б. 3.2.12, коммент.) Основные гуру: дикша-гуру (инициирующий); шикша-гуру (поучающий) (Ч.Ч. Ади 1.1, 1.47) Основные функции Хари: сарва-амангала харе - избавление преданных от всего неблагоприятного; премадийа харе мана - привлечение умов преданных према-любовью (Ч.Ч. Мадхйа 24.59) Паракийа-раса (гопи Враджа мандалы); свакийа-раса (царевны Двараки) (Ш.Б. 1.10.28, коммент.) Пара-шакти (высшая/живая); апара (низшая/неодушевленная) (Б.Г. 7.4-5) Первоначальный рассказчик Бхагавад-гиты - вакта - Кришна и главный слушатель - шрота - Арджуна (Б.Г. 18.78) Правритти-марга; нивритти-марга (Ш.Б. 3.32.6, коммент.) Пракрити; пуруша (Б.Г. 13.21, 7.5) Преданный (премананди); имперсоналист (брахмананди) (Ш.Б. 2.4.13, коммент.) Проявления могущества Майа деви: аваранатмика (способность покрывать); пракшепатмика (способность "стаскивать") (Ч.Ч. Ади 7.11, коммент., Ш.Б. 3.30.4, коммент.) Пути приобретения знания: восходящий (ароха); нисходящий (авароха) (Ишо, введение ХII) Радха; Кришна (Ч.Ч. предисловие стр.7) Разновидности преданного служения: ваидхи-бхакти (регулируемое); рагануга-бхакти (спонтанное любовное служение) (Н.П. гл.2) Разновидности семейной жизни: грихастха, занятый самореализицией; грихамедхи, жаждущий чувственного наслаждения (Ш.Б. 3.21.1, коммент.) Созидатели: изначальный творец (Маха-Вишну); вторичный создатель (Брахма) (Ш.Б. 2.10.3, коммент.) Составляющие творения:? -?атериальый мир (экапада вибхути);? - ?уховный мир (трипада вибхути) Способы общения с гуру: вани (через слушание); вапу (при непосредственном контакте) (Ч.Ч. Антйа гл.20 заключительная часть) Типы саннйаси: майавади (экаданди) - дхиры; вайшнавы (триданди) - нароттамы (Ш.Б. 1.13.30, коммент.) Типы преданных: бхаджанананди (воспевающие в уединении); гоштхиананди (странствующие проповедники) (Ш.Б. 3.24.34) Функции ума: санкалпа (принятие); викалпа (неприятие) (Ш.Б. 6.17.30, коммент.) Шрейас (трудно достижимая цель); прейас (легко достижимая цель) (Ч.Ч. Ади 9.42, коммент.) Экспансии Господа: Свамша (Вишну-таттва); Вибхиннамша (дживататтва) (Ш.Б. 4.1.15) 3 Анартхи: асат-тришна (привязанность к материальным объектам); хридайа даурбалья (черствость); апарадха (оскорбление) (Х.Ч. гл.3) Асат (дурное) общение для преданных: майавади; притворщики; атеисты (Х.Ч. гл.4) Брахма, Вишну, Шива (Ч.Ч. Мадхйа 21.36) Виды деятельности (карма): карма (деятельность ради ее плодов, согласуемая с писаниями) является пунйа (благочестивой деятельностью); викарма (продуктивная деятельность, противоречащая шастрам) есть папа (греховная); акарма (преданное служение) - пребывает за пределами папа и пунйа (Б.Г. 4.17-18) Виды деятельности ума: мышление; эмоции; желания (Н.П., предисловие ХХI) Виды камы: сарва-кама - карми (занятые продуктивной деятельностью); мокша-кама-джнани (стремящиеся к освобождению); акама-бхакта (преданные) (Ш.Б. 4.12.45, У.Г.Ч. стр.161) Виды наслаждения: материальное наслаждение - занятые деятельностью ради ее плодов; наслаждение Верховным Брахманом - имперсоналисты; наслаждение сознанием Кришны - преданные (Н.П. гл.1) Возраст для вручения гайатри мантры: сыновья брахманов - восемь лет; сыновья кшатрийев - одиннадцать; сыновья вайшйей - двенадцать лет (Примечание: мальчикам-шудрам мантра не дается) (Ш.Б. 11.27.8, Манусмрити 2.36) Воплощения Васудевы и Деваки - инкарнации Господа: Сутапа и Пришни -Пришнигарбха; Кашйапа и Адити - Вамана-дева; Васудева и Деваки - Кришна (Ш.Б. 10.3.43) Воплощения Джайи и Виджайи (стражей у ворот дварапалы): Хиранйакша и Хиранйакашипу; Равана и Кумбхакарна; Шишупала и Дантавакра (особое рождение - Джагаи и Мадхаи) (Ш.Б. 7.1.35, коммент.) Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Субхадра (Ч.Ч. Мадхйа 13 вывод) Гуны материальной природы: саттва-гуна (добродетель) - цвет белый, металл золото, управляющее Божество - Вишну; раджо-гуна - цвет красный, металл - серебро, управляющее Божество - Брахма; тамо-гуна (невежество) - цвет синий, металл - железо, управляющее Божество - Шива (Б.Г. гл.14,17,18 и Ш.Б. 3.26.5) (металлы - Ш.Б. 4.25.14, коммент.) Гуна-аватара - носитель: Вишну - Гаруда; Брахма - лебедь; Шива - бык (Ш.Б. 4.1.24) Дочери Свайамбхувы-ману и их мужья: Девахути (Кардама Муни); Акути (Праджапати Ручи); Прасути (Праджапати Дакша) (Ш.Б. 3.12.57) Духовные авторитеты: садху - святая личность; шастра - писания; гуру - духовный учитель (Ш.Б. 4.16.1, коммент.) Дхамы (области на планете Голака): Гокула, Матхура, Дварака (Ч.Ч. Мадхйа 21.91) Желания домохозяина: материальные приобретения; добродетельная жена и послушные дети; достижение высших планет (К.Б. гл.29 "Жертвоприношения Васудевы") Знания, присущие вайшйе: криши (земледелие); го-ракшйа (забота о коровах); ваниджйам (торговля) (Б.Г. 18.44) Значение аббревиатуры АУМ: А - Кришна, У - Радха, М - джива (Ч.Ч. Ади 7.128, коммент.) Значение триданди-саннйасы: служение телом, умом и речью (Ш.Б. 3.6.36) Игры Господа Чайтанйи: Ади-Лила - с рождения до 24-х лет (до принятия саннйасы); Мадхйа-Лила - с 25 до 30; Антйа-Лила - с 31 года до 48 лет (Ч.Ч. Мадхйа 1.15-23) Источники знания: нйайа-прастхана (философия Веданты); шрути (Упанишады и Ведические мантры); смрити (Бхагавад-гита, Пураны и Махабхарата) (Ч.Ч. Ади 7.117) Классификация возраста Кришны: каумара - с момента рождения до пяти лет; пауганда - шесть-десять лет; каишоре - 11-15 лет (Б.Р.С 2.1.309-310, Н.П. гл.42) Классы преданных: каништха-адхикари (преданный третьего класса); мадхйама-адхикари (преданный второго класса); уттама-адхикари (преданный первого класса) (Н.Н. 5) Кришна ставит Себя в зависимость от: Гарга-Рши - принимая наставления о принципах религии; Сатйаки - обучаясь военному искусству; Уддхавы - получая у него добрые советы (Н.П. гл.24) Ложное эго: благость - вайкарика (поклонение Анируддхе для избавления от ментальных беспокойств); страсть - таиджаса (почитание Прадйумны ради укрепления разума); невежество - тамас (поклонение Санкаршане для избавления от ложного эго) (Ш.Б. 3.26-29, 31-32, коммент.) Ложное эго: в благости - первопричина появления управляющих божеств; в страсти - источник эмоций; в невежестве - повод для сотворения материального мира (К.Б. гл.30 "Воскрешение Господом Кришной шести сыновей Деваки") Лучшие друзья Кришны: Субала; Шридама; Судама (Ш.Б. 10.13.21) Могущественные стимулы укрепления бхакти: бхакта-пада-дхули - пыль с лотосных стоп чистого преданного; бхакта-пада-джала - вода, в которой омывались лотосные стопы чистого преданного; бхакта-бхукта авасеша - остатки пищи чистого преданного (Ч.Ч. Антйа 16.60, Х.Ч. гл.4) Области знания, представленные в Ведах: карма-йога (деятельность ради ее плодов), поведанная отцом Брахмой Праджапати Дакше; джнана-йога (трансцендентное знание), полученная Кумарами; бхакти-йога (преданное служение), унаследованная Нарадой Муни (Ш.Б. 2.9.42, коммент.) Отличительные признаки тела Господа Чайтанйи: короткий нос, узкие бедра и небольшие детородные органы; широкие талия, лоб и грудная клетка; глубокие пупок, голос и смысл существования (Ч.Ч. Ади 14.15, коммент.) Планетарные системы: Сварга-лока - высшая (Свах); Мартйа-лока - средняя (Бхувах); Патала-лока - низшая (Бхух) (Ш.Б. 3.11.28) Планеты, лежащие ниже Голоки Вриндаваны: Деви-дхама, Махеша-дхама, Хари-дхама (Ч.Ч. Мадхйа 21.49) Примеры покрытия живых существ: люди - состояние бодрствования (огонь, скрытый дымом); птицы и звери - дремота (зеркало, покрытое пылью); растения - глубокий сон (зародыш во чреве) (Б.Г. 3.38) Пути обретения знания: пратйакша прамана (непосредственное восприятие); анумана пранама (индуктивный метод); шрути/шабда пранама (получение информации через слушание) (Ишо, введение Х) Разделы Вед и их последователи: карма-канда (випры); джнана-канда (брахманы); упасана-канда (вайшнавы) (Ш.Б. 1.12.29 и 2.9.42, коммент.) Руководство женщиной на различных этапах ее жизни: отец (в детстве); муж (в молодости); взрослый сын (в пожилом возрасте) (Ш.Б. 3.24.40, коммент., Ману смрити 5.148) Сат (сандхини) - вечность; чит (самвит) - знание; ананда (хладини) - блаженство (Ш.Б. 1.1, предисловие) Совершенные преданные: садхана-сиддхи - получившие освобождение в результате совершения регулируемого преданного служения; крипасиддхи - осознавшие себя в процессе общения с преданными Господа; нитйа-сиддхи - неоскверненные, освобожденные с самого рождения (Ш.Б. 2.3.15, Песенник вайшнава, "Саварана-Шри-Гаура-Махима", коммент.) Созидание: адхибхаутика - видимое творение; адхидайвика - управляющие Божества; адхйатмика - чувства (Ш.Б. 5.14.25) Составляющие тела: капха (слизь); питта (желчь); вайу (воздух) (Ш.Б. 3.28.11) Составные части жизненного воздуха: небо; вода; воздух (Ш.Б. 2.10.32) Способы реагирования на оскорбления преданных и Господа: сразить оскорбителей при помощи аргументов; покончить с собой; заткнуть уши и покинуть это место (Н.П. гл.9) Средства перемещения в космическом пространстве: капо-та вайу - механические; капота-вайу - голубь-носитель; акаша патана - ментальные способы (Ш.Б. 4.12.27, коммент.) Стадии воспевания: намапарадха (воспевание с оскорблениями) - материальные желания; намабхаса (стадия очищения) - постепенное освобождение от материальных желаний; шуддха-нама (безоскорбительное воспевание) - любовь к Богу (Х.Ч. гл.2) Стадии пранайамы: пурака - управление вдохом; кумбхака - регуляция вдоха и выдоха; речака - остановка дыхания (Ш.Б. 7.15.32-33) Стадии развития сознания Кришны: самбандха (установление взаимоотношений с Господом) - Мадана-мохана - сближающее Божество; абхидхейа (преданное служение) - Говиндаджи - наставляющее Божество; прайоджана (любовь к Богу) - Гопинатха - объект поклонения (Ч.Ч. Ади 1.19) Стадии совершенствования в мистической йоге (аштанга-йоге): йогарурукшу - желание йогического совершенства; йогарудха - достижение высокого уровня; прапта сиддхи - обретение сил сиддхи (Ч.Ч. Мадхйа 24.158) Страдания: адхибхаутика (причиняемые другими живыми существами); адхйатмика (причиняемые собственным умом и телом); адхидайвика (страдания, исходящие от полубогов или природных катаклизмов) (Ш.Б. 5.14.25) Типы творения (калпы): маха-калпа (дыхание Маха Вишну, создающее условия для викалпы); викалпа (сотворение Брахмы); калпа (творение в продолжение дня Брахмы) (Ш.Б. 2.10.46, коммент.) Тонкие материальные элементы: манах - ум; буддхих - разум; аханкара - ложное эго (Б.Г. 7.4) Трансценденталисты и уровень их сознания: имперсоналисты - реализация Брахмана (сат); йоги - реализация Параматмы (сат и чит); преданные - реализация Бхагавана (сат, чит и ананда) (Ишо. обращение) Уровни совершенства преданного служения и место их проявления: Дварака (совершенное); Матхура (более совершенное); Вриндавана (наиболее совершенное) (Н.П. гл.23, Б.Р.С. 2.1.223) Фазы времени: прошедшее (бхута-кала); настоящее (вартамана-кала); будущее (бхавишйа-кала) (Ш.Б. 3.31.16) Флейты Кришны: вену - шести дюймов длины с шестью отверстиями; мурали - восемнадцати дюймов длины с одним большим отверстием на конце и четырьмя маленькими на стволе; вамши - пятнадцати дюймов длины с девятью отверстиями (Н.П. гл.26) Формы сексуального желания: корысть; желание почестей; стремление выделиться из общей массы (Ш.Б. 2.2.12, коммент.) Экспансии Вишну в материальном мире (Пуруша аватары): Каранодакашайи Вишну - творит совокупную энергию; Гарбходакашайи Вишну - входит в каждую вселенную и создает в них многообразие; Кширодакашайи Вишну - Сверхдуша (Параматма) каждой дживы (Ишо мантра 15, Б.Г. 7.4, коммент.) Энергии Господа: антаранга-шакти (внутренняя энергия); татастха-шакти (пограничная энергия); бахиранга-шакти (внешняя энергия) (Н.Н.2) Энергии Господа: гьяна-шакти (познавательная энергия) - находится под управлением Васудевы; крийа-шакти (энергия деятельности) - под контролем Санкаршаны; иччха-шакти (энергия воли) не имеет управляющего Божества (Ш.Б. 2.5.24, Ч.С.) 3? Приближенные преданные Господа Чайтанйи Махапрабху: Рамананда Райа; Сварупа Дамодара; Шикхи-махити и его сестра Мадхавидеви даси (Ч.Ч. Антйа 2.106) 4 Авирбхава-проявления Господа Чайтанйи: в доме Шримати Шачиматы; когда Господь Нитйананда танцевал в экстазе; во время киртана в доме Шривасы; в доме Рагхавы Пандита (Ч.Ч. Антйа 2.5-6) Атрибуты Господа Нарайаны: падма - лотос; шанкха - раковина; чакра - диск; гада - булава (Ш.Б. 4.24.48, 10.3.30, 11.14.40, 4.8.47, 3.15.27, коммент.) Ашрамы и соответствующая им деятельность: брахмачари (ученичество) - получение образования; грихастха (жизнь домохозяина) - благотворительность; ванапрастха (уход от мира) - епитимьи и аскеза; саннйаса (отречение) - проповедь Абсолютной Истины (Ш.Б. 3.12.41) Благотворительность - результат: не брахману - вернется столько же; полуобразованному брахману - вдвое больше; квалифицированному брахману - в тысячи раз больше; чистому вайшнаву - больше в бессчетное число раз (Ш.Б. 2.3.17, коммент.) Вайшнава-сампрадайи: 1) Брахма-сампрадайа. Основатель - Брахма, ачарйа - Мадхвачарйа, доктрина - двайта (дуализм), комментарий - Пурна-прагья Бхашья; 2) Шри-сампрадайа. Основатель - Лакшми деви, ачарйа - Рамануджа-ачарйа, доктрина - вишишта-двайта (ограниченная недвойственность), комментарий - Шри Бхасйа; 3) Кумара-сампрадайа. Основатели - Кумары, ачарйа - Нимбарка, доктрина - двайта-адвайта (одновременное единство и различие), комментарий - Париджата-сварбха Бхашья; 4) Рудра-сампрадайа. Основатель - Шива, ачарйа - Вишну-свами, доктрина - шуддха-адвайта (полное слияние), комментарий - Сарваджа Бхашья. Примечание: Брахма-Мадхава гаудийа сампрадайа, основатель - Господь Чайтанйа и Шад-госвами, доктрина - ачинтйа бхедабхеда, комментарий - Говинда Бхашья. (Примечание: комментарий к Веданта сутре) (Ш.Б. 3.28.41) Вайшнавы не должны осуждаться за: социальную принадлежность; проступки, совершенные в прошлом; неумышленные прегрешения; последствия прошлых поступков (Х.Ч. гл.4) Варны: Брахман - цвет тела белый (благость); кшатрий - цвет тела белый и черный (страсть); вайшйа - цвет тела черный и белый (страсть и невежество); шудра - цвет тела черный (невежество) (Б.Г. 7.13, цвета из Ш.Б. 4.14.45, коммент.) Веды и их толкователи: Риг-Веда (Паила-Рши); СамаВеда (Джаимини); Йаджур-Веда (Ваишам-пайана); Атхарва-Веда (Ангира-Рши) (Ш.Б. 1.4.21- 22) Видение мадхйама-адхикари: в Верховном Господе (Ишваре) - любовь (према); в преданных (тададхинешу) - маитри (дружба); в отношении к невинным (балишешу) - крипа (сострадание); в атеистах (двиштшу) - упекша (невежество) (Ш.Б. 11.2.46, Ишо мантра 6) Виды нама-абхасы: санкета-нама-абхаса (погруженность в материальное) - Аджамила и йаваны; парихаса-нама-абхаса (жизнерадостность) - Джарасандха; стобра-нама-абхаса (ирония) - Шишупала; хела-нама-абхаса (безразличие) - млеччхи (Х.Ч. 21, Ш.Б. 6.2.14) Виды разрушения космического проявления: наимиттика (случайное); пракритика (стихийное); нитйа (непрерывно продолжающееся); атйантика (конечное) (Ш.Б. 12.7.17) Вселенская форма, варны и ашрамы: варны - социальное подразделение: брахман - мукха-лицо; кшатрий - баху-руки; вайшйа - уру-бедра; шудра - пада-ноги (Ш.Б. 11.17.13 и 11.5.2) ашрамы - духовное подразделение: брахмачари - хридайасердце; грихастка - джагхан-поясница; ванапрастха - ваксах стхала-грудная клетка; саннйаси - шира-голова (Ш.Б. 11.17.14) Господь Рамачандра и Его братья: Рамачандра (Васудева); Лакшмана (Санкаршана); Бхарата (Прадйумна); Шатругхна (Анируддха) (Ш.Б. 2.7.23, коммент.) Грехи: патака (незначительный); урупатака (очень большой); махапатака (еще больше); алипатака (огромный) (Ч.Ч. Мадхйа 24.60) Греховные реакции: биджа (семя); кута-стха (желание); пхалонмукха (не созревшая реакция); прарабдха (созревшая) (Ш.Б. 4.29.73, коммент., Б.Р.С. 1.1.23, Н.П. гл.1) Дети жен Арджуны: Драупади - Шрутакирти; Субхадра - Абхиманйу; Читрангада - Бабхрувахана; Улупи - Ираван (Ш.Б. 1.12.21, коммент.) Душкритинах (негодяи, те, кто отвергает Кришну): мудхах (чрезвычайные глупцы); нарадхама (низшие из людей); майайапахрита-джнанах (заблуждающиеся приверженцы умозрительных построений); асура (атеисты) (Б.Г. 7.15, Ш.Б. 1.5.40) Дхамы (олицетворяющие Вайкунтхи): Бадарикашрама; Рамешвара; Пури; Дварака (Ш.Б. 3.4.22, коммент.) Источники материального тела: удбхидж-джа - земля; сведа-джа - пот; анда-джа - яйцо; джарайу-джа - эмбрион (Ш.Б. 4.24.64) Йуги (цвет аватары, религиозный процесс, человеческие добродетели в %, продолжительность человеческой жизни и йуги): Сатйа-йуга - золотой век (белая аватара); медитация; добродетель 100%; продолжительность жизни 100.000 лет; длительность йуги - 1.728.000 лет. Трета-йуга - серебряный век (красная аватара); жертвоприношение; человеческие добродетели 75%; продолжительность жизни 10.000 лет; длительность йуги 1.296.000 лет. Двапара-йуга - медный век (темно-синяя аватара); поклонение Божествам; человеческие добродетели 50%; продолжительность жизни 1.000 лет; длительность йуги 864.000 лет. Кали-йуга - железный век (желтая или черная аватара); намасанкиртана; добродетели 25%; продолжительность человеческой жизни 100 лет; длительность йуги 432.000 лет (Ш.Б. 1.3.5., 3.11.19-21, Ч.Ч. Мадхйа 20.34-36, Б.Г. 4.1) Кали-йуга сокращает: продолжительность жизни; милосердие; память; моральные и религиозные принципы (Ш.Б. 1.16.20, коммент.) Качества и место их пребывания: чистая, трансцендентная благость - храм; благость - лес; страсть - город; невежество - публичный дом (Ш.Б. 11.25.25) Кумары: Саната; Санака; Санандана; Санатана (Ш.Б. 3.12.4) Лошади Кришны: Шаивйа (зеленоватая); Сугрива (сероватая); Меграпушпа (цвета тучи); Балахака (пепельного цвета) (К.Б. гл.52 "Кришна похищает Рукмини") Материальные страдания: джанма - рождение; мритйа - смерть; джара - старость; вйадхи - болезни (Б.Г. 13.9) Место нахождения чатур-вйух Господа Кришны в материальном мире: Васудева - неоскверненное сознание; Санкаршана - ложное эго; Анируддха - ум; Прадйумна - разум (Ш.Б. 3.26.21, коммент.) Найак (выдающаяся) личность: дхиродатта - Господь Рама; дхира-лалита - Купидон; дхира-прашанта - Махараджа Йудхиштхира; дхироддхата - Бхима (Н.П. гл.23) (Примечание: Господь Кришна превосходит всех четырех) Наряд Кришны: рубашка; тюрбан; пояс; дхоти (Н.П. гл.26) Недостатки обусловленной души: бхрама - склонность совершать ошибки; прамада - склонность впадать в иллюзию; каранапатава - несовершенство чувств; випралипса - привычка обманывать других (Ш.Б. 10.13.15) Определение врага, данное Чанакйей Пандитом: отец, не выполняющий свой долг; мать, которая повторно выходит замуж; слишком красивая жена; сын, который глуп (Ш.Б. 4.13.21) Основные материальные потребности тела человека и животного: ахара - еда; нидра - сон; майтхуна - совокупление; бхайа - оборона (Ш.Б. 3.12.35, Хитопадеша, Митралабха 24) Основные положения варнашрама-дхармы: дхарма - религиозность; артха - экономическое развитие; кама - наслаждение чувств; мокша - освобождение (Ш.Б. 1.1.2) Отличительные черты Кали-йуги: вино; незаконные связи с женщинами; убийство животных; азартные игры (Ш.Б. 1.12.26, коммент.) Отношения с оппонентами: бхеда - отстраненность; сама - миролюбие; дана - нанесение оскорблений; данда - применение оружия (Ш.Б. 7.5.19, коммент.) Признаки женской добродетели: служение мужу; доброжелательность к нему; хорошие отношения с родственниками и друзьями мужа; разделение с ним взятых им обетов (Ш.Б. 7.11.25, коммент.) Продолжительность периода, когда семья считается оскверненной смертью родственника: семья брахмана - 12 дней; кшатрийя - 15 дней; вайшйи - 15 дней; шудры - 30 дней (Н.П. гл.8) Пуджари, необходимые для успешного проведения огненного жертвоприношении: хота - предлагающий жертву и воспевающий Риг Веду; удгата - произносящий мантры Сама Веды; адхварйау - разжигающий огонь без помощи другого огня, ухаживающий за алтарем и

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: