Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 24%

воспевающий мантры Йаджур Веды; брахма - наблюдающий за ходом церемонии (Ш.Б. 2.6.25, коммент.) Разумный может получить: нектар из яда; золото из нечистого места; добродетельную жену из безвестного рода; разумный совет от неприкасаемого (Ш.Б. 1.5.11,коммент., Ману Смрити 2.238-9) Распространение греховных реакций Индры и благословения, которые он дает: земле: пустыня - трещины на засушливой почве затягиваются сами собой; воде: пузыри и пена - увеличение объема за счет другой субстанции; деревьям: вытекающий сок - жизненная сила вновь возвращается к ним после подрезки; женщинам: менструация - наслаждение сексуальными желаниями во время беременности до тех пор, пока это не представляет опасности для плода (Ш.Б. 6.9.6-10) Религиозные принципы и противоречащие им греховные действия: чистота - незаконный секс; милосердие - мясоедение; правдивость - азартные игры; аскетизм - употребление одурманивающих средств (Ш.Б. 1.1.6, коммент.) Символическое деление (советы астролога): южная сторона, дакшина, (ядовитые осы) - ведические ритуалы; северная сторона, уттара, (большие змеи) - слияние с Господом; западная сторона, пашчима, (злые духи) - джнана и мыслительные спекуляции; восточная сторона, пурва, (истинное сокровище) - преданное служение (Ч.Ч. Мадхйа 20.132-135, У.Г.Ч. гл.4) Созидательные энергии: пракрити; пуруша; махат-таттва; эго (Ш.Б. 2.9.17, коммент.) Составляющие материального успеха: джанма (благородное происхождение); аишварйа (богатство); шрута (хорошее образование); шри (привлекательная внешность) (Ш.Б. 1.8.26) Социальный состав ашрамов: брахманы - могут входить во все ашрамы; кшатрии - также; вайшйи - в ашрамы брахмачари, грихастхи и ванапрастхи; шудры - только в ашрам грихастхи (Манусмрити) Способы принятия пищи: чарвйа - жевание; чушйа - лизание; лехйа - сосание; пехйа - питье (Ш.Б. 10.7.15) Стадии постижения Господа благодаря воспеванию махамантры: нама (имя); рупа (форма); гуна (качество); лила (игры) (Х.Ч. гл.2) Сукритинах (грешники), которые приходят к Кришне: артха (страдающие), такие, как Гаджендра; артхартхи (жаждущие богатства) - Дхрува; джнани (любознательные) - четыре Кумара; джиджнасу (ищущие Абсолютную Истину) - мудрецы Наимишаранйи (Б.Г. 7.16, Н.П. гл.3) Уровни ванапрастхи: ваикханса; валакхилйа; аудумбара; пхенапа (Ш.Б. 3.12.43) Уровни саннйасы: кутичака; бахудака; паривраджакачарйа; парамахамса (Ш.Б. 3.12.43) Уровни сознания: джагарати - бодрствование - задействованы ум, объекты чувств, чувства и мыслительная деятельность; свапна - дремота - ум и мыслительная деятельность; сушупти - глубокий сон - мыслительная деятельность; турйа - способность к различению отсутствует, сохраняется только осознание: "Я есть Брахман" (К.Б.Г. 3.42) Чатур-вйуха-экспансии Господа Кришны и место их пребывания: Васудева (Ведавати); Санкаршана (Вишну-лока); Прадйумна (Дваракапури); Анируддха (Шветадвипа) (Ш.Б. 5.17.14, коммент.) Чатух-шлоки (основные стихи) Бхагавад-гиты: (Б.Г. 10.8-11). Чатух-шлоки Бхагаватам (четыре основных стиха): (Ш.Б, 2.9.33-36). 5 Ведические мантры, переданные Господом Шивой: Пуруша; Агхора; Садйоджата; Вамадева; Ишана (Ш.Б. 8.7.29) Виды безрелигиозности (адхармы): видхарма - безрелигиозность (запрещается религиозная практика); пара-дхарма - человек объявляется неспособным к отправлению религиозного культа (чьи-то измышления); абхаса - притворство (порожденное мнимым престижем); упадхарма - подражательство (противопоставление Ведам); чхала-дхарма - мошенничество (всеобщий обман) (Ш.Б. 7.5.12-13) Виды освобождения: сайуджйа - стать единым с Господом; самипйа - общаться с Господом; салокйа - жить на одной планете с Господом; сарупйа - получить тело, подобное телу Господа; саршти - обладать богатствами, сравнимыми с богатством Господа (Ш.Б. 3.29.13, 9.4.67, 4.9.29, Н.П. гл.4) Виды поклонения Божествам: 1. абхигамана - подготовительный этап, включающий в себя омовение тела, надевание чистой одежды, нанесение тилаки и ношение бус из туласи, уборка храма, подготовка и чистка атрибутов пуджи, а также украшение храма; 2. упадана - подготовка материальных компонентов для поклонения: цветов, туласи, фруктов, приготовление пищи, отбор необходимой утвари; 3. йога - постижение своей духовной природы: поклоняющийся отказывается от материалистической концепции жизни и, милостью духовного учителя, приходит к осознанию себя слугой слуги Господа. В этом ему помогают мантры, молитвы, бхута суддхи, нйаса, и т.д.; 4. иджйа - поклонение, включающее дхйану, манаса-пуджу и внешнее поклонение. Упачары, такие как пробуждение Божеств и укладывание их на отдых, асана, падйам, снана и т.п, проводятся в определенное время; 5. свадхйайа - публичное чтение писаний, что подразумевает изучение и преподавание Вед и других авторитетных шастр совместно с вайшнавами, чтение молитв и стотр, киртан и намаджапа, а также всю предписанную ежедневную деятельность (Арчана Паддхати, обращение ХIY) Возраст Кришны и место проведения Его игр: появление на свет - 3 года 4 мес. - Гокула-Махаван; 3 года 4 мес. - 6 лет 8 мес. - Вриндавана (возле В.чатикара); 6 лет 8 мес. - 10 лет 7 мес. - Нандаграма; 10 лет 7 мес. - 28 лет 4 мес. - Матхура; 28 лет 4 мес. - 125 лет - Дварака (Ш.Б. 10.45.3, комментарий Шри Чакраварти). Господь Баларама в пяти проявлениях: Маха-Санкаршана; Каранадокашайи-Вишну; Гарбходакашайи-Вишну; КшриродакашайиВишну; Ананта-Шеша (Ч.Ч. Ади 1.7) Грубые материальные элементы и их тонкие чувственные объекты: эфир (звук); воздух (звук и чувство касания); огонь (звук, касание и форма); вода (звук, касание, форма и вкус); земля (звук, касание, форма, вкус, запах) (Ш.Б. 2.9.17, 2.2.35, 3.20.13) Действия, запрещенные в Кали-йугу: ашвамедха - жертвоприношение коня, гаваламбха - принесение в жертву коровы; саннйаса - принятие саннйасы; пала-паитрика - принесение мяса в жертву предкам; деварена сутотпатти - зачатие ребенка для жены брата (Ш.Б. 8.2-30, 9.6.7, коммент.) Действия стрел Купидона: маранах - лишение благочестия; стамбханах - паралич; джримбханах - сонливость; шошанах - истощение; унмаданах - безумие (Б.В.П. брахма кханда гл.4) Допустимые занятия для брахманов в случае крайней необходимости: рита - сбор зерна на поле; амрита - сбор без просьбы о подаянии; мрита - получение зерна в виде пожертвования; прамрита - земледелие; сатйанрта - торговля (Ш.Б. 7.11.18-20) Крупные части тела Кришны: нос; руки; подбородок; глаза; колени (Ч.Ч. Ади 14.15) Невежество, покрывающее обусловленные души: тамисра (гнев); андхатамисра (отрицание закона трансмиграции); тамас (отсутствие знаний о душе); моха (привязанность); маха-моха (чувственные наслаждения) (Ш.Б. 3.20.18) Органы деятельности: руки; ноги; желудок; анус; гениталии (Ш.Б. 2.9.17, 2.2.35, 3.20.13) Органы чувств, используемые для получения знания, и их объекты: глаза - форма, уши - слух; нос - запах; язык - вкус; кожа - касание (Ш.Б. 2.9.17, 2.2.35, 3.20.13) Основные виды преданного служения (из 64 ангас эти 5 наиболее важны): воспевание Харе Кришна маха-мантры; служение чистому преданному Господа; поклонение Божествам; изучение Шримад-Бхагаватам; посещение Матхура-мандалы (включая Вриндавану) (Н.П. гл.13, Б.Р.С. 1.2.239-244) Основные объекты рассмотрения Бхагавад-гиты: Ишвара (Верховный Господь); джива (живое существо); пракрити (природа); кала (время); карма (процесс деятельности) (Б.Г. введение 8) Паварга (виды страданий в материальном мире): па-паришрама (изнуряющий труд); пха-пхена (бешенство); ба- бйартхата (разочарование); бха-бхайа (страх); ма-мритйу (смерть) (Ш.Б. 7.13.25, Б.Р.С. 2.1.205) (Примечание: апавагра означает "освобождение от всего вышеназванного, т.е. мокша) Пандавы и их раковины: Йудхишхира - Анантавиджайа; Бхимасена - Паундра; Арджуна - Девадатта; Сахадева - Манипушпака; Накула - Сугхоша (Б.Г. 1.15-18) Пандавы и их сыновья, рожденные Драупади: Йудхиштхира - Пратибхита; Бхима - Сутасома; Арджуна - Шрутакирти; Сахадева - Шрутакарма; Накула - Шатаника (Ш.Б. 1.13.4) Панча-гавйа, продукты, получаемые от коровы и используемые при жертвоприношениях: молоко, йогурт, гхи, моча, навоз (Ш.Б, 8.8.11) Панча-клеш (пять видов страданий): авидйа - невежество; асмита - я и мое сознание; рага - привязанность; двес - зависть; абхинивеса - глубокая привязанность (Б.Р.С. 2.1.188, коммент. Шри Дживы Госвами), (Примечание: согласно Патанджали даршане это пять видов клешей) Панчамрита включает в себя: молоко; йогурт; мед; сладкую воду; гхи (Ч.Ч. Мадхйа 4.61) Панчаратрика-видхи, категории: арчанам; ванданам; дасйам; сакхйам; атма-ниведанам (Ш.Б, 4.27.24, коммент.) Панча суна (неизбежное зло в грихастха-ашраме): пешани - перемалывание специй; удакумбха - обеспечение водой; упаскар - мытье полов; чилли - поддержание огня; кансани - приготовление пищи (Ману смрити 3.68) Панчопасана (полубоги, которым поклоняются майавади): Ганеша; Дурга; Вишну; Шива; Сурйа (Ш.Б. 6.4.34, коммент.) Панчопачара (предметы культа): гандха (сандаловая паста, смешанная с камфорой и агуру); пушпа (цветы); дхупа (ароматические палочки); дипа (светильник, заправленный гхи); наиведйа (пища) (Арчана-Паддхати часть III, раздел 8) Проявления энергии Господа: анна-майа (пища); прана-майа (признаки жизни); джнана-майа (мыслительная деятельность); виджнана-майа (реализация Брахмана); ананда-майа (реализация Бхагавана) (Б.Г. 13.5) Пуранджйана упакхйан - аналог Пуранджаны (Ш.Б. 4 гл.25-29) Пять воплощений Господа Чайтанйи: бхакта-рупа, Сам Господь (в облике преданного); сва рупакам, Господь Нитйананда (Его экспансия); бхактакхйам, Адвайта Ачарйа (Его полная экспансия); бхакта-шактикам, Шри Гададхара (Его внутренняя энергия); бхакта аватарам, Шриваса Прабху (Его преданный) (Ч.Ч. Ади 1.14) Различные проявления Господа для поклоняющегося: пара - изначальная форма; вйуха - учетверенная экспансия; ваибхава - лила-инкарнация; антарйами - Сверхдуша; арча - Божество (Ш.Б. 11.2.47) Расапанчахйайи - танцы Господа с гопи, Расалила (Ш.Б. 10.29-33) Расы (основные): шанта (нейтральная), представители - девять Йогендров; дасйа (отношения слуги и господина) - Хануман; сакхйа (дружба) - Арджуна и мальчики-пастушки; ватсалйа (родительские отношения) - Нанда Махараджа и мать Йашода; шрингара (супружеская любовь) - гопи и царицы Двараки (Ч.Ч. Мадхйа 19.198-199) Священные деревья (используемые в ведических ритуалах): нимба; баэл; манго; ашваттха; амалаки (Ш.Б. 10.7.15) (Примечание: в каждой йаджне используются избирательно) Тонкие части тела Кришны: кожа; кончики пальцев; волосы на теле; волосы на голове; зубы (Ч.Ч. Ади 14.15) То, что заслуживает уважения: благородное происхождение (джанма); аскетизм (тапа); образование (видйа); хорошие манеры (ачар); принадлежность к духовному подразделению (варнашрама) (Ш.Б. 5.26.30) Факторы совершения действия: адхиштханам (место действия); карта (исполнитель); каранам (чувства); чешта (прилагаемые усилия); дайвам (Сверхдуша) (Б.Г. 18.13-14) 6 Агрессоры (те, кого можно убить, не навлекая на себя кармических реакций): гарадах - отравители; агнидах - поджигатели; шастрапани - нападающие со смертоносным оружием; дханопанах - крадущие имущество; кшетра-пахари - захватчики чужой земли; дара-апахари - похитители чужих жен (Б.Г. 1.36, коммент.) Богатства, которые дает постижение Бхагавана: аишварйа - благосостояние; шрийа - красота; вирйа - сила; джнана - знание; йаса - слава; ваирагйа - отречение (Вишну Пурана 6.5.47, Книга стихов вайшнава стр.282) Ведические времена года: васанта (весна); гришма (лето); варса (сезон дождей); шарада (ранняя осень); хемант (поздняя осень); шишир (глубокая зима) (Амаркоша 1.4.17-19) Враги человека: кама - вожделение; кродха - гнев; лобха - жадность; моха - иллюзия; матсарйа - зависть; мада - безумие (Ш.Б. 10.2.5) Выступающие части тела Кришны: грудь; плечи; ногти; нос; талия; рот (Ч.Ч. Ади 14.15) Демонические качества: дамбхах (гордость); дарпах (высокомерие); абхиманах (тщеславие); кродха (гнев); парушйа (грубость); аджнана (невежество) (Б.Г. 16.4) Долг брахмана: изучение Вед (адхйайанам); обучение Ведическому знанию (адхйапанам); совершение жертвоприношений ради собственного блага (йаджана); совершение жертвоприношений для других (йаджана); раздача милостыни (дана); принятие пожертвований (пратиграха) (Ш.Б. 5.17.1, Манусмрити 1-88) Достояния: шри (богатство); пушти (сила); кирти (слава и доблесть); канти (красота); гир (знание); тушти (отречение) (Ш.Б. 10.39.53-55) Знатоки Пуран: Траййаруни; Кашйапа; Акритаврана; Вайшампайана; Саварни; Харита (Ш.Б. 12.7.6) Имена убитых сыновей Деваки: Смара; Удгитха; Паришнванга; Патанга; Кшудрабхрит; Гхрини (К.Б. "Воскрешение Господом Кришной шести сыновей Деваки") Личности, виновные в убийстве животных: тот, кто дает санкцию; кто убивает; кто продает; кто готовит мясную пищу; кто ее рекламирует; кто поедает (Ш.Б. 1.7.37) Личности, у которых человечество в долгу: девы (полубоги); риши (мудрецы); бхуты (другие живые существа); апты (родственники); нри (люди); питры (предки) (Ш.Б. 11.5.41) Неподвижные живые существа: ошадхи - деревья и растения, живущие до созревания плодов; лата - вьющиеся растения; вирудхах - стелющиеся растения; друмах - цветущие и плодоносящие деревья; ванаспати - нецветущие плодовые деревья; тваксарах - трубчатые растения (Ш.Б. 3.10.19) Обмены между преданными: дадати (приносить дары); пратигрихнати (принимать дары); гухайам-акхйати (поверять свои мысли); приччхати (спрашивать о сокровенном); бхункте (принимать прасад); бходжайате (угощать прасадом) (Н.Н. текст 4) Побуждения: вача (речь); кродха (гнев); мана (ум); удара (желудок); упастха (гениталии); джихва (язык) (Н.Н. текст 1) Препятствия (виды деятельнсти, тормозящие или разрушающие чистое преданное служение): ати-ахарах - переедание и накопление богатств больше, чем необходимо; прайаса - чрезмерные усилия для достижения мирских целей; праджалпа - пустые разговоры на мирские темы; нийамааграха - бездумное следование правилам и регуляциям шастр или пренебрежение ими; джана-санга - общение с людьми материалистического склада ума; лаулйам - жажда мирских успехов (Н.Н. текст 2) Процессы предания себя Господу: анукулйасйа санкалпах - принимать все благоприятное для преданного служения; пратикулйасйа варджанам - отвергать все неблагоприятное; ракшишйатити вишвасау - верить в постоянную защиту Кришны; гоптритве варанам - полагаться исключительно на милость Кришны; атманикшепа - не иметь интересов, отличных от интересов Господа; карпанья - быть смиренным и кротким (Б.Г. 18.66 коммент., Х.Б.В. 11.676, У.Г.Ч. введение) Проявление супружеских любовных отношений: сандхи - примирение; калаха - поиск повода для ссоры; абхисар - приготовление ко встрече с возлюбленным; асан - свидание; двайдха - разлука; ашрайа - поддержка (Н.П. гл.26, Б.Р.С. 2.1.332) Разновидности инкарнаций и их примеры: лила-аватара - Нара Нарайана, Матсйа и др.; пуруша-аватара - Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну; гуна-аватара - Брахма, Шива, Вишну; манвантара-аватара - Свайамбхува, Сварочиша, Уттама и др.; шактйавеша-аватара - Капила, Ршабха, Ананта, Брахма, Чатухсана, Нарада, Притхи Махараджа; йуга-аватара - Хамса, Йаджна, Шйамасундара (У.Г.Ч. гл.7) Разновидности тел: 900.000 приспособленных к обитанию в воде; 2.000.000 видов растений; 1.100.000 форм насекомых и пресмыкающихся; 1.000.000 видов птиц; 3.000.000 видов животных; 400.000 человеческих форм. Всего 8.400.000 видов жизни (Ш.Б. 2.9.2) Сад-бхудж, шестирукая форма Господа Чайтанйи: 2 руки - Господь Рамачандра - лук и стрелы; 2 руки - Господь Кришна - посох и флейта; 2 руки - Господь Чайтанйа - данда саннйаси и камандалу (Ч.Ч. Ади 17.12- 13) Сандарбхи Шрилы Дживы Госвами: Таттва; Параматма; Кришна и Бхагавата (Самбнадха джнана); Бхакти (Абхидхейа); Прити (Прайоджана) (Ч.Ч. Мадхйа 1.43) Стадии йогической практики Дхрувы Махараджи: первый месяц - фрукты и ягоды каждый третий день; второй месяц - сухая трава и листья каждый шестой день; третий месяц - только вода каждый девятый день; четвертый месяц - вдох только каждый двенадцатый день; пятый месяц - полный контроль дыхания; шестой месяц - даршана Господа (Ш.Б. 4.8.72-78) Темы наставлений Господа Чайтанйи, переданных через Его главных спутников: Рамананда Райа - расы; Нитйананда Прабху - миссионерская деятельность; Харидаса Тхакур - слава святого имени Господа; Рупа Госвами - расы; Сарвабхаума Бхаттачарйа - принципы освобождения; Рагхунатха даса Госвами - поведение грихастхи (Х.Ч. гл.1.4) Трансформации тела: джайате - рождение; асти - поддержание; вардхате - рост; випаринамате - создание побочных продуктов; апаксийате - увядание; винашйати - смерть (Б.Г. 2.20, коммент.) Факторы, благоприятствующие чистому преданному служению: утсаха (энтузиазм); нишчайа (уверенность); дхаирйа (терпение); тат-тат-кармаправартана (действовать в соответствии с регулирующими принципами); сатах-вритти (следовать по стопам предыдущих ачарйев); санга-тйага (избегать общения с непреданными) (Н.Н. текст 3) Философские системы (сад-даршана) и их толкователи: нйайа - Гаутамамуни; ваишешика - Канада-муни; санкхйа - Капила-муни; йога - Патанджали-муни; карма-мимамса - Джаимини-муни; веданта - Вйасадева (У.Г.Ч. стр.233-234) Шад-Госвами и их храмы во Вриндаване: Санатана Госвами - Радха Мадана-мохана; Рупа Госвами - Радха Говиндаджи; Джива Госвами - Радха Дамодара; Гопала Бхатта Госвами - Радха Рамана; Рагхунатха даса Госвами - Радха Гиридхари (Примечание: Рагхунатха Бхатта Госвами не установил храма; о других основных храмах Вриндаваны и их основателях смотри соответствующую песню) (Песенник вайшнава "Джайа Радха Кришна гити") Энергетические центры тела: живот - муладхара; сердце - свадхиштхана; легкие - манипура; грудь - анахата; брови - аджна; череп - вишуддха (Ш.Б. 4.23.14) 7 Возрастающие уровни премы: снеха - симпатия; мана - отвращение; пранайа - любовь; рага - привязанность; анурага - более сильная привязанность; бхава - экстаз; маха-бхава - великий экстаз (Ч.Ч. Мадхйа 19.178) Высшие планетарные системы: Бхур; Бхувар; Свар; Махар; Джанас; Тапас; Сатйа (Ш.Б. 2.1.26) Двипы (острова): Джамбу; Шака; Шалмали; Куша; Краунча; Гомеда или Плакша; Пушкара (Ч.Ч. Мадхйа 20.218) Качества женщин: слава (кирти); удача (шри); изящная речь (вак); память (смрити); рассудительность (медха); верность (дхрити); терпеливость (кшама) (Б.Г. 10.34) Качества кшатрийа: шаурйа (героизм); теджа (сила); дхрити (решимость); дакшйам (находчивость); йуддхе апалайана (отвага в бою); дана (благородство); ишвара бхава (умение руководить) (Б.Г. 18.43) Красноватые части тела Кришны: глаза; подошвы; ладони; нёбо; ногти; пупок; нижняя губа (Ч.Ч. Ади 14.15) Лошади, запряженные в колесницу Бога Солнца: Гайатри; Брихати; Ушник; Джагати; Триштуп; Ануштуп; Панкти (Ш.Б. 5.21.15) Матери: атмамата (родная мать); гурупатни (жена духовного учителя); брахмана (жена брахмана); раджа-патни (жена царя); дхену (корова); дхатри (кормилица); притхви (земля) (Ш.Б. 1.11.28 и 7.12.8, коммент.) Мудрецы (текущей эпохи Ваивасвата Ману): Кашйапа; Васиштха; Вишвамитра; Гаутама; Джамадгни; Атри; Бхарадваджа (Ш.Б. 8.13.5) Музыкальные размеры: ша (шаджа); ри (ришабха); га (гандхара); ма (мадхйама); па (панчама); дха (дхаивата); ни (нишада) (Ш.Б. 1.6.32) Низшие планетарные системы и их правители: Атала (Бала, сын демона Майи); Витала (Господь Шива и его спутники); Сутала (Бали Махараджа); Талатала (Майа Данава); Махатала (змеи с капюшонами на головах); Расатала (демонические сыновья Дити и Дану); Патала (змеи-демоны) (Ш.Б. 2.1.26 и 5.24.7) Омовения: варуна - водой; мантра - мантрой; партхива - илом; агнейа - огнем; вайавйа - ветром; дивйа - дождем и солнцем одновременно; манаса - медитацией (Арчана Паддхати часть ii пункт 4) Острова, окруженные океанами: соленой воды - Джамбху-двипа; сока сахарного тростника - Плакша-двипа; напитка - Шалмали-двипа; гхи - Куша-двипа; йогурта - Шака-двипа; молока - Краунч-двипа; пресной воды - Пушкара-двипа (Ш.Б. 5.20.2-9) Различные имена Майа-деви в разных частях Индии: Дурга (трудно достижимая) - Варанаси; Бхадракали (благочестивая) - Аванти; Виджайа (самая могущественная энергия) - Кулахапура; Вайшнави (различные энергии) - Бомбей; Махалакшми - Бомбей; Чандика (безжалостная к врагам) - Камарупа; Шарада - Северная Индия; Канйака - мыс Коморин, Канйа-кумари (Ш.Б. 10.2.12) Сварга локи (небесные планеты): Сурйа; Раху-лока; Сиддха-лока; Чараналока; Видйадхара-лока; Йакша-лока; Ракша-лока (Ш.Б. 5.24.1-6) Священные реки: Ганга; Йамуна; Годавари; Сарасвати; Нармада; Синдху; Кавери (Ш.Б. 3.5.41 и Арчана Паддхати часть ii пункт ХIV) Способы обретения милости Господа совершением жертвоприношения: дравйа - жертвоприношение различных видов пищи и имущества; деша - действие в зависимости от места; кала - действие в зависимости от времени; мантра - предложение гимнов; ритвик - жертвоприношение при помощи жреца; дакшина - принесение подношений жрецу; видхана - соблюдение регулирующих принципов (Ш.Б. 5.3.2) Чирандживы (вечноживущие): Ашваттхама; Бали Махараджа; Хануман; Вибхишан; Крипачарйа; Парашурама; Вйасадева (перевод с санскрита В.С. Апте) Шактйавеша-аватары: Шеша Нага - сва-севана-шакти; Анантадева - бхудхарана-шакти; Господь Брахма - сришти-шакти; Чатухсана (Кумары) - джнана-шакти; Нарада-муни - бхакта-шакти; Махараджа Притху - паланашакти; Парашурама - душта-даманс-шакти (Ч.Ч. Мадхйа 20.246) Элементы тела: тонкий слой поверх кожи; сама кожа; плоть; кровь; жир; костный мозг; кость (образованы из огня, земли и воздуха) (Ш.Б. 2.10.31) 8 Ашта-(восемь главных)гопи - манджари, их положение в йогапитхе и вечное служение: Лалита - Шри Вилас - север, Тамбула; Вишакха - Шри Кастури - северо-восток, Гандхачандан; Читра - Шри Лаванга - восток, Васанкарма; Чампакалата - Шри Рупа - юго-восток, Чамар; Тунгавидйа - Шри Рати - юг, Вадйа; Индулекха - Шри Гуна - юго-запад, Нартан; Рангадеви - Шри Раса - запад, Рага; Судеви - Шри Манджула - северозапад, Джаласева (Примечание: положение гопи определяется относительно Радха-Кришны, обращенных лицом на восток. Сутра Упасана Ваишнава Пуджа Видхи Шри Рупы Госвами) Ашта-дхату (восемь металлов): золото; серебро; медь; олово; латунь; свинец; железо; ртуть (Гуджарати.) Аштакамала - восемь лотосов на теле Кришны: лицо; два глаза; две ладони; две лотосных стопы (Б.Р.С. 2.1.54) Ашта Калийа-лила - стадия преданности (распорядок ежедневной деятельности Господа): нишанта лила - с 3:22 до 5:46 - шраддха; пратахлила - с 5:46 до 8:10 - садхусангах и анартха нивритти; пурвахна лила - с 8:10 до 10:34 - ништха; мадхйахна лила - с 10:34 до 15:22 - ручи; апарахна лила - с 15:22 до 17:46 - ашакти; санйа лила - с 17:46 до 20:10 - бхава; прадоша лила - с 20:10 до 22:34 - према (випраламбха); ратра лила - с 22:34 до 3:22 - према (самбхога). (Примечание: 24 часа поделены на 60 данд. Все лилы имеют по 6 данд, кроме мадхйахна и ратра лил, которые включают в себя 12 данд). (Говинда лиламрита гл. 1.10, 2.1, 5.1, 8.1, 19.1, 20.1, 21.1, 22.1, Н.Н. текст 10) Аштакшара - мантра из восьми слогов: ом намо Нарайанайа (Ш.Б. 6.8.6) Аштанга-йога (процесс мистической йоги): йама - контроль чувств; нийама - правила и регуляции; асана - позы; пранайама - контроль дыхания; пратйахара - отделение чувств от их объектов; дхйана - концентрация ума; дхарана - медитация; самадхи - самоосознание (Ш.Б. 3.21.4, коммент., Б.Г. 5.28, коммент.) Виды браков: гандхарва - брак по любви; ракшаса - похищение невесты; брахмана - наряженная невеста передается жениху без всякой платы, это наилучшая форма брака; даива - выдавая дочь замуж, отец делает пожертвования жрецу, совершающему обряд бракосочетания; арша - отец получает от жениха одну-две пары коров; праджапатйа - отец выдает дочь замуж без всякого выкупа от жениха; асура - жених получает плату от родственников невесты; паишача - изнасилование, низшая из форм брака (Примечание: перевод с санскрита В.С. Апте) Высшие существа, созданные Господом Брахмой: полубоги; предки; асуры (демоны); гандхарвы и апсары; йакшасы и ракшасы; сиддхи, чараны и видйадхары; бхуты, преты и пишачи; сверхлюди и небесные певцы (Ш.Б. 3.10.28-29) Главные царицы Кришны: Рукмини; Сатйабхама; Джамбавати; Лакшмана; Бхадра; Калинди; Сатйа; Митравинда (К.Б. "Господь Кришна в Индрапрастхе") Действия, запрещенные для брахмачари: смаранам - думать о женщинах; киртанам - говорить о сексе; кели - флиртовать с женщинами; прекшана - смотреть на женщин с вожделением; гухйа-бхаса - разговаривать с женщиной наедине; санкалпа - принять решение вступить в интимные отношения; адхйвасайа - предпринимать усилия ради сексуальной жизни; крийа-ниврити - заниматься сексом (Ш.Б. 6.1.13-14 санскрит из Манусмрити) Ингредиенты для приготовления воды аргхйа (используемой при поклонении Божествам): ароматное масло; цветы; цельные зерна ячменя; молотые зерна ячменя; трава куша; семена кунжута; горчичные зерна; трава дурвы (Ш.Б. 11.27.21) Сиддхи: анима - становиться меньше наименьшего; махима - больше наибольшего; лагхима - легче наилегчайшего; прапти - получать желаемое; ишитва - создавать что-либо необычное или разрушать одним усилием воли; пракамйа - исполнять любые желания; вашитва - управлять всеми материальными элементами; камавасайита - быть способным творить невозможное. (Ш.Б. 11.15.4,5 и 2.2.22 коммент., Н.П. гл.1) Слоны из океана взбитого молока: Айравана; Пундарика; Вамана; Кумуда; Анджана; Пушпаданта; Сарвабхаума; Супратика. (Ш.Б. 8.8.5) Стороны света и управляющие Божества: (пурва) восток - Индра; (агни) юго-восток - Агни; (дакшина) юг - Йамараджа; (наитра) юго-запад - Наитра; (пашчима) запад - Варуна; (вайавйа) северо-запад - Марута; (уттара) север - Кувера; (ишана) северо-восток - Шива (Ш.Б. 9.16.21-22, санскрит из Амакроши 1.1.3 Дигварга) Творения Брахмы и места, откуда они изошли: религия - грудь; безбожие - спина; вожделение и желание - сердце; гнев - межбровье; алчность - губы; речь - рот; океан - половой член; низменные формы деятельности - анус (Ш.Б. 3.12.25-26) Формы Господа и элементы, из которых они образованы: шаили - камень;

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: