Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

g0

ГЛАВА СЕДЬМАЯ Знание Абсолюта


- О партха, теперь услышь, как занимаясь йогой, полностью
осознавая Меня, с умом, устремленным ко Мне, ты сможешь всецело
познать Меня, освободившись от сомнений. Теперь Я возвещу тебе
во всей полноте знание как духовное, так и материальное, познав
которое, нечего более постигать. Только некоторые обладают этим
знанием. Из многих тысяч людей лишь один может стремиться к
совершенству, а из достигших совершенства, едва ли один воистину
познал Меня. Сейчас ты должен сосредоточить свое внимание, ибо Я
сообщу тебе о восьми формах материальной энергии, которые
включают землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное
эго. Но, помимо этих, есть также Моя высшая энергия. Она высшая,
потому что сознающая, и она использует материальную энергию
для своего наслаждения. И это живые существа. Обе эти энергии
исходят из Меня и являются причиной всего остального. Поэтому Я
- причина всех причин. Поэтому нет истины выше, чем Я. Все
покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
Пожалуйста, выслушай, как все покоится на Мне.
Я вкус воды, Я свет Солнца и Луны, ом в ведических
мантрах, Я звук в эфире, Я способность в человеке,
изначальный аромат земли, Я жар огня, Я жизнь всех живущих,
Я аскеза всех аскетов. Знай, что Я изначальное семя всего
существующего, разум разумных и доблесть могущественных людей. Я
сила сильных, свободных от страсти и желания, Я половая жизнь,
которая не противоречит религиозным принципам. Все, что бы ты ни
видел, ты должен знать, что это исходит из Меня и нет границы
этому, потому все под Моим контролем. Все - добродетель, страсть
или невежество - исходит из Моей энергии, но Я независим, Я не
подвержен гунам материальной природы, но они находятся под Моим
контролем.
- О Кришна, все исходит из Тебя. Но почему люди не знают этого?
- Арджуна, потому что они введены в заблуждение тремя гунами
материальной природы, поэтому они не знают Меня, так как Я выше
гун.
- Как живые существа могут выйти из-под влияния этих трех гун
материальной природы, Кришна?
- Это сложно, Арджуна, потому что эта энергия божественная, и
она принадлежит Мне. Она подобна трем веревкам, которые вплетены
друг в друга и которые делают эту веревку очень крепкой. И эту
веревку очень сложно перерезать. Есть только одно решение;
человек должен иметь веру в Меня и предаться Мне, тогда и только
тогда человек сможет избавиться от влияния этой природы.
- Кришна, Ты сказал, что те, кто предаются, могут освободиться
от рабства, но почему же даже разумные люди не предаются Тебе?
- Арджуна, те, кто глупы и из гордости считают себя учеными, на
самом деле введены в заблуждение. Они подобны слепцам, которые
следуют за слепым. Они никогда не предаются. Эти люди делятся на
четыре виды. Первый - мудха, который подобен животному. Он
привязан к результатам своей деятельности. Он думает, что Я
повязан кармой так же, как и он, и он никогда не находит время
послушать обо Мне, хотя склонен слушать разговоры на мирские
темы, которые подобны испражнениям, что ест свинья.
Вторая категория - нарадхама, которые развиты в
политическом и общественном смысле, но при этом не следуют
религиозным принципам. Они родились в хорошей семье, но позднее
привязались к мирской поэзии и другим темам. Таким образом, они
не принимают цель жизни.
Следующий класс - маяяпахрита-гьяна. Они в большинстве
своем очень ученые, но иллюзорная энергия сбила их с толку. Они
следуют атеистической санкхйе и думают, что творение является
причиной материальной природы. Они говорят, что эта природа не
находится под Моим контролем, несмотря на то, что Веды ясно
объясняют это.
И последние - это негодяи, которые принимают прибежище в
демонической природе. Они ненавидят Меня и хотят убить Меня,
как, например, Джарасандха. Эти негодяи обладают каким-то
знанием, но тем не менее не предаются Мне.
- О Васудева, кто же те люди, которые предаются Тебе?
- О Арджуна, есть также четыре категории людей, которые
посвящают себя преданному служению Мне. Первые - это страдающие,
которых постигли бедствия и болезни или какие-то другие проблемы
и которые хотят избавиться от этого. Следующие - те, кто хотят
богатства и земли. Они хотят найти наслаждение в этом мире или
следующем. Третий тип - любопытствующие, и их цель - это
самореализация, или санскритская грамматика, или логика, и они
стоят выше, чем предыдущие две категории, но тем не менее у них
есть желание. Люди, относящиеся к этим трем категориям,
называются сакама-бхактами. Они предаются, но у них есть
желание. И последний вид - это гьяни, которые обладают знанием.
Он знает, что он есть духовная душа и что есть Сверхдуша,
неотъемлемой частью которой он является. У него также есть
желание, но это не материальное желание. Напротив, он хочет
освобождения. Поэтому его называют нишкама. Он совершает бхакти,
чтобы достичь освобождения, и он предается мне из любви.
- Кто же лучший из этих четырех, Кришна?
- Из них тот, кто обладает полным знанием, гьяни, который
постоянно занят преданным служением Мне, лучший, Арджуна.
- Почему это так?
- Потому что он всегда связан со Мной преданностью. Он не
страдает и не стремится к деньгам. Поэтому его медитация может
продолжаться. Он всегда погружен в Меня, и его внимание не
направлено ни на что другое, кроме Меня. Хотя Я всезнающ, Я не
могу найти пределов его любви ко Мне. Все, что Я могу сказать,
это то, что он любит Меня очень сильно. Таким же образом Я в
равной степени люблю его.
- О Кришна, гьяни привязаны к Тебе и поклоняются Тебе из страха
потерять свое знание, не так ли?
- Нет, Арджуна. Их цель - это преданность. Знание вторично.
Поэтому во Мне лишь только гьяни. Они не похожи на тех гьяни,
которые практикуют преданное служение ради знания. Напротив, эти
гьяни чувствуют величайшую привязанность к Моей прекрасной
темной форме. Другие же, которые практикуют преданное служение
ради знания, думают, что знание выше, чем преданность, поэтому
они оставляют преданное служение, когда достигают освобождения.
- Очевидно, что гьяни более дороги Тебе, Кришна? Но как насчет
других? Неужели они не дороги Тебе?
- Те, кто обращаются ко Мне и поклоняются Мне, чтобы просить у
Меня что-то, Я даю им это. Поэтому они также дороги Мне, так как
из любви ко Мне они просят то, ы чем нуждаются. Но гьяни подобны
Мне Самому. Они не просят и не желают ничего: ни рая и ни
освобождения. Поэтому они и находятся под Моей защитой. Гьяни
отвергают имперсональное освобождение, их цель - Моя прекрасная
форма. Это является их целью. Так же, как человек не может
существовать без своего тела или разума, Я также не могу
существовать без них.
- Ты сказал, что гьяни достигают Тебя, Кришна, но сколько
времени требуется человеку, чтобы стать преданным.
- Такие гьяни предаются Мне и достигают бхакти после многих
рождений, познав Меня как источник всего. Такие великие души
очень редки.
- О Кришна, я понимаю, что те, кто имеют материальные желания,
те, кто страдают, или те, кто хотят денег, достигают этой цели,
служа Тебе. Однако, у некоторых людей есть подобные же проблемы,
но они предаются полубогам. Каково же их положение?
- Их знание украдено, Арджуна, потому что они думают, что их
проблемы Вишну решить не может. Они полагают, что смогут с
легкостью избавиться от своей болезни, поклоняясь богу Солнца,
но они думают, что этого не произойдет, если они будут
поклоняться Вишну. Поэтому они - хрита-гьяна, их разум украден.
Они делают это, потому что находятся под контролем низших гун,
и, поскольку Я нахожусь в их сердце как Сверхдуша, когда они
желают поклоняться каким-то полубогам, Я укрепляю их веру, чтобы
они могли посвятить себя этому определенному божеству и
поверили, что их полубоги высшие. Итак, кто бы ни хотел
поклоняться полубогам, Я даю ему веру в это божество, Я создаю в
нем эту веру. Полубоги не способны сделать это. Поэтому,
благодаря этой вере, они поклоняются полубогам и достигают своей
желаемой цели по Моей милости. Поклоняясь божеству, они получают
эти результаты, потому что полубоги являются Моим телом. Я
выполняю их различные желания, даже если эти поклоняющиеся не
знают, что это делаю Я. Результаты этих глупцов ограниченны и
временны. Те, кто поклоняются полубогам, отправляются на планеты
полубогов, но Мои преданные в конечном счете достигают Моей
высшей планеты.
- О Кришна, Ты очень несправедлив к этим людям. Они прилагают
такие же усилия и поклоняются своим божествам. Они делают то же
самое, что и Твои преданные, когда они поклоняются Тебе. Своим
преданным Ты даешь безграничные результаты, потому что они
отправляются в духовный мир, где нет конца наслаждениям. Но
другие получают ограниченные результаты. Это же
несправедливость. Они прилагают те же усилия, но результат
другой.
- Я вовсе не поступаю несправедливо, Арджуна. Деван девайа
джойанти. Они поклоняются полубогам, и они отправляются к
полубогам. Но те, кто поклоняются Мне, приходят ко Мне. Где же
здесь несправедливость? Это просто правило. Те, кто поклоняются
полубогам, отправляются к ним, а поклоняющиеся Мне приходят ко
Мне. Полубоги сами по себе временны и подвержены уничтожению,
как же тогда результаты поклоняющихся им могут быть
невременными? И полубогам, и результатам, которые они дают,
придет конец. Поэтому Я заявляю, что поклоняющиеся этим
полубогам алпа-медхасам - малоразумные. Но результаты тех, кто
поклоняются Мне, понимая, что эти полубоги также являются Моей
экспансией, не временны. Если они поклоняются полубогам,
понимая, что полубоги являются частями Моего тела, занимают
правильное положение. Однако, те, кто не имеют разума, думают,
что Я нахожусь за пределами этой природы, но не имею формы, и
что когда Я являюсь в доме Васудевы, Я принимаю материальаную
форму. Они думают, что Мое явление иллюзорно, не трансцендентно.
- Почему же они думают так.
- Они не знают, что Моя форма и Мои развлечения лежат вне
материальной природы, и все они трансцендентальны.
- Кришна, если Ты говоришь, что Твоя форма, качества, действия
вечны, то почему же не все могут видеть Тебя.
- Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны, о
Арджуна. От них Я сокрыт Своей йога-майей, и поэтому они не
знают, что Я - нерожденный и непогрешимый. Но ты должен понять,
что ни внешняя, ни внутренняя энергия не могут покрыть Мое
знание. Майа не может покрыть Меня. Хотя она покрывает их, она
не может покрыть Меня. Таким образом, Я знаю все: прошлое,
настоящее и будущее. Я также знаю все живые существа, Меня же не
знает никто.
- Когда же живые существа пришли в такое заблуждение, Кришна?
- Еще с начала творения все живые существа введены в заблуждение
двойственностью, проистекающей из желания и ненависти. Как
только человек рождается, он сразу же запутывается и
обусловливается. Из-за невежества человек всегда пребывает в
замешательстве и привязывается. Те, кто испытывают чрезмерную
привязанность или чрезмерное отвращение, не могут стать
преданными.
- Но как же человек может стать преданным, Кришна? Это кажется
таким сложным.
- Те люди, которые совершали благочестивые поступки в прошлых
жизнях и в этой жизни, покончили со своими грехами, благодаря
милостивым взглядам великих преданных (такие преданные
странствуют по земле, чтобы давать милость благочестивым душам),
они обретают сильную веру и тогда воистину понимают Меня и затем
начинают с решимостью служить Мне.
Я объясню тебе, как преданные, имеющие материальные
желания, исполняют эти желания и затем приходят ко Мне. Но есть
другой тип сакама-бхакт, Арджуна. Эти люди желают освобождения
от старости, смерти и болезней. Они принимают прибежище у Меня и
поклоняются Моему Божеству, и на самом деле они являются
Брахманом, поскольку знают все о трансцендентальных действиях.
Так, служа Мне, они познают Меня и затем освобождаются. Они не
достигают преданности, но это и не являлось их желанием. Однако,
те, кто полностью сознают Меня, кто знает, что Я есть движущий
принцип этого материального проявления, полубогов и всех форм
жертвоприношений, могут понять и познать Меня даже в момент
смерти.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ Достижение Всевышнего


- О мой Господь, что есть Брахман, что есть душа, что есть
карма, что есть это материальное проявление и кто такие
полубоги? Пожалуйста, объясни мне все это. Также объясни, кто
есть Господь жертвоприношений, как Он живет в теле.
- Арджуна, неразрушимое неуничтожимое трансцендентальное живое
существо называется Брахманом, а его вечная природа называется
душой. Действия, относящиеся к развитию материальных тел,
называются кармой, или деятельностью ради плодов ее. Физическая
природа, которая постоянно изменяется, это материальное
проявление. Вселенская форма, которая включает всех полубогов,
называется адхидайва, а Господь жертвоприношений - это Я Сам,
потому что Я присутствую в сердце каждого как Сверхдуша.
- Как может тот, кто занимается преданным служением, помнить
Тебя в момент смерти?
- Тот, кто в конце жизни оставляет свое тело, помня только обо
Мне, сразу же достигает Моей природы и в этом нет сомнения.
Принцип таков: о каком бы состоянии бытия ни помнил человек,
оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно.
Поэтому, Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне ... и в то же
время выполнять свой долг - сражаться. Сосредоточив на Мне свой
ум и интеллект, ты достигнешь Меня без сомнения. Тот, кто
постоянно размышляет обо Мне как о Верховной Личности,
непременно достигнет Меня. Следует медитировать на Высшую
Личность как на того, кто знает все, кто наидревнейший, кто всем
управляет, кто меньше самого маленького, кто поддерживает все,
кто находится вне материальных представлений, кто непостижим и
всегда остается личностью, Он ослепителен, словно Солнце, и Он
вне этой материальной природы. Тот, кто в момент смерти
концентрирует свой жизненный воздух между бровей и помнит
Всевышнего Господа с полной преданностью, несомненно достигает
духовного царства. Так как ум человека в момент смерти очень
обеспокоен, человек должен практиковать йогу в течение всей
своей жизни. Если человек выполняет процесс йоги, но в то же
время помнит обо Мне с преданностью, это называется йога-мишра-
бхакти.
- Кришна, к какому типу йогов относится тот, кто просто
перемещает жизненный воздух в точку между бровей? Есть ли
какая-то другая практика или другая мантра?
- Великие отреченные мудрецы, которые знают Веды, произносят ом,
омкару, как их мантру, Арджуна, и таким образом они достигают
Брахмана. Желая такого совершенства, человек практикует обет
воздержания. И теперь Я коротко объясню тебе этот процесс.
Человек должен оторвать все чувства от их объектов и
сконцентрировать ум в сердце, а жизненный воздух в верхушке
головы. Когда жизненный воздух достигает брахма-рандхры, тогда
человек должен думать о Моем личностном образе, начиная с Моих
стоп до Моей головы. Человек также должен произносить священный
слог ом. Таким образом, при оставлении тела человек несомненно
попадает на духовные планеты. Но тот, кто является чистым
преданным и кто с любовью помнит обо Мне, не отвлекаясь ни на
что другое, с легкостью достигает Меня, о Партха, благодаря
своему постоянному чистому преданному служению. Когда этот
человек не может терпеть рузлуку со Мной, Я как отец, который
заботится о своем сыне, удаляю все препятствия с его пути, Я
привожу его ко Мне.
- О Кришна, что случается с такой душой, которая достигла любви
к Тебе? Рождается ли он вновь?
- Да, он рождается, Арджуна, но не как обычный человек. Он
не рождается столь же удивительным образом, как и Я, который
родился в доме Васудевы, он рождается в счастье, без всяких
проблем, так же, как Мои вечные спутники. Они еще раз рождаются
и участвуют в Моих проявленных играх. Это самые величайшие души,
и они достигают конечного совершенства в Моей обители, которая
выше любой планеты из планет материального мира. С самой высшей
планеты материального мира и до самой низшей - все они являются
местом страданий, где повторяются рождение и смерть, но тот, кто
достигает Моей обители, никогда не рождается вновь.
Попытайся понять, Арджуна, что все материальные планеты
подвержены влиянию времени, поэтому на них существуют рождение и
смерть. По временным подсчетам один день на Брахмалоке равен
одной тысяче маха-юг, и так же долго длится его ночь. В начале
дня Брахмы все живые существа проявляются из непроявленного
состояния, а когда приходит ночь, они вновь погружаются в
непроявленное. Снова и снова, когда наступает день Брахмы, все
живые существа начинают свое существование, а с наступлением
ночи Брахмы они, беспомощные, уничтожаются. Но существует другая
непроявленная природа, которая вечна и находится выше материи.
Она высшая и никогда не уничтожается. Эта трансцендентальная
сфера - место высшего назначения, то место, однажды достигнув
которого, человек никогда не возвращается обратно. Это Моя
высшая обитель. Ее можно достичь лишь путем чистой преданности и
нет другого пути.
- Да, Кришна, но что случается с карма- и гьяна-йогами?
- О Арджуна, теперь Я опишу тебе различные моменты времени, в
которые йоги уходят из этого мира, чтобы вернуться или не
вернуться обратно. Только те, кто познали высшего Брахмана,
достигает этого высшего Брахмана. Уходя из этого мира во время
преобладания бога огня, в светлое время, в благоприятный момент
дня, в течение двух недель прибывающей Луны или же тех шести
месяцев, когда Солнце странствует на севере ...
Однако, мистик, который уходит из этого мира в туман, ночью, в
течение двух недель, когда Луна на ущербе или во время шести
месяцев, когда Солнце движется на юг, достигает планеты
Луны, но вновь возвращается обратно. По мнению Вед есть два пути
ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если
человек уходит при свете, он не возвращается обратно, если же он
уходит во тьме, он вернется снова. Хотя преданные знают эти два
пути, о Арджуна, это никогда их не беспокоит. Поэтому будь
всегда тверд в вере, в преданности. Тот, кто встал на путь
преданного служения, не лишается результатов, получаемых от
изучения Вед, совершения жертвоприношений, аскез, раздачи
милостыни, философских занятий или плодотворной деятельности.
Просто преданно служа Господу, он достигает всего этого и в
конце отправляется в Мою высшую обитель.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Самое сокровенное знание


- Мой дорогой Арджуна, Я открою тебе тайну обо Мне. Эту тайну
очень сложно понять. Но Я открою тебе ее, потому что в тебе нет
желания искать во Мне недостатки. Благодаря этим знаниям, ты
освободишься от всех страданий этого мира. Это знание - царь
всего знания. Так же, как бхакти является царем, это знание -
также царь. Это знание является высшей тайной, потому что бхакти
- это высшая тайна. Это знание настолько очищает знание
человека, что ему уже не требуется совершать никакой другой
процесс. Поскольку он дает непосредственное восприятие
собственной сущности через духовное осознание, оно является
совершенством религии. Оно вечно и совершение его радостно.
- Ты прославляешь это знание бхакти, Кришна, говоря, что оно
удивительнои и совершается с радостью. Но тогда почему же люди
не принимают его?
- Потому что у них нет веры, Арджуна. Они не верят в бхакти,
несмотря на то, что бхакти прославляют. Они думают, что все это
ложь, и поэтому они вынуждены снова рождаться в этом
материальном мире. Но теперь услышь об этой айшварья-гьяне -
знании о Моих достояниях, которым необходимо обладать, чтобы
заниматься дасья-бхакти. Слушание об этом сокровенном знании
усилит твою веру и преданность. Мною, в Моей непроявленной
форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во
Мне, но Я не в них. Я не общаюсь с этой материальной природой,
поэтому Я независим от нее и от живых существ, напротив, они
полностью зависят от Меня. Однако, все сотворенное не покоится
во Мне.
- О, да Ты противоречишь Себе, Кришна! Почему Ты говоришь такое?
- Благодаря Моему совершенному знанию, Арджуна. Узри же Мое
мистическое могущество, которое неспособны понять другие, хотя Я
- Тот, кто поддерживает все живые существа, и хотя Я нахожусь
повсюду, Я не являюсь частью этого космического мироздания,
поскольку Я Сам - источник творения. Поэтому Я пронизываю все и
нахожусь в стороне от всего. Это можно сравнить с головой Рагху.
Она неотлична от Рагху, но в то же время и отлична от него. Или
попытайся понять следующий пример. Ветер дует повсюду, и тем не
менее он всегда остается в небе. И, благодаря его
непривязанности к небу, ты можешь сказать, что он не находится в
небе. Подобным же образом, поскольку Я нахожусь в стороне, так
же живые существа не находятся во Мне, подобно ветру, который не
находится в небе.
- Кришна, Ты просишь меня взглянуть на Твои мистические
достояния, тем не менее, Ты приводишь мне такие примеры, с
помощью которых я смогу без труда понять эти Твои достоинства.
Какие же они мистические, если я могу понять их?
- Но примеры, которые Я использовал, не являются сознающими
существами, Арджуна. Небо отречено, потому что оно инертно,
однако, как живые существа, так и Я сознающи. Сознающие существа
привязываются к тому, от кого они зависят. А тот, кто
поддерживает, становится привязанным к своим подопечным. Однако,
в Моем случае эти утверждения не подходят. И это и является
непостижимой тайной.
- Итак, все живые существа находятся в Тебе. Это я могу понять,
Кришна. Но что случается с ними во время великого уничтожения
вселенной?
- В конце жизни Брахмы все живые существа входят в Мою природу
по Моей воле. И в начале следующей эпохи Я снова создаю, и они
заново выходят в творение, чтобы наслаждаться. Я нахожусь в
стороне, но тем не менее, по Своей воле, Я делаю все это, не
соприкасаясь с материальной природой.
- Ты совершаешь столько действий, тем не менее Ты не
связываешься, подобно живым существам. Как это у Тебя
получается?
- Я не становлюсь рабом Своей деятельности, потому что у Меня
нет привязанности. Привязананость является причиной рабства, а
не сама деятельность. Хотя Я совершаю различного рода
деятельность, Я не связываюсь ей, потому что Я нейтрален.
- Как Тебе удается быть нейтральным, Кришна?
- Это Моя энергия, Арджуна, материальная энергия, которая
производит все движущиеся и неподвижные существа. Я являюсь лишь
наблюдателем. Я просто бросаю взгляд на эту природу, и она
начинает действовать. Пдобно тому, как человек улавливает запах,
находясь рядом с цветочным садом, материальная природа действует
без Моего непосредственного контакта. Но тем не менее, без Меня
природа ничего не может делать, так же, как ничего не могут
сделать министры без царя.
- Кришна, Ты создаешь и поддерживаешь бесчисленные планеты, и
Твоя форма полна знания и блаженства. Ты - источник Маха-Вишну,
и тем не менее некоторые люди как Кришну ненавидят Тебя. Каковы
причины этому?
- Эти люди не знают, что Моя форма выше даже Маха-Вишну. И, не
зная этого, они просто высмеивают Меня. Они не понимают, что Мое
существование выше, и поскольку Я проявляю человекоподобную
форму, они полагают, что Я достиг этих качеств, благодаря
тапасье. Так говорят невежды, хотя даже Господь Брахма
поклоняется Мне.
- Кришна, чего достигают те, кто думают, что Твоя
человекоподобная форма иллюзорна и поэтому относятся
непочтительно к ней?
- Тех, кто таким образом введены в заблуждение, привлекают
демонические безбожные взгляды, и в этом состоянии заблуждения
все их надежды на освобождение, вся их кармическая деятельность
и стремления к знанию терпят крах. Они развивают в себе злобную
похотливую жестокую природу, они не почитают Меня и таким
образом отправляются в ад.
- А как насчет тех, кто почитают Тебя, Кришна?
- Только махатмы, Арджуна, знают о Моих качествах. Они понимают,
что у Меня есть множество форм, и они черпают наслаждение в
этом. Хотя они являются людьми, они обладают божественной
натурой. Они знают, что Я выше даже по отношению к Брахме и
Шиве, и поэтому они развивают глубокую веру и концентрируются на
Мне.
- А как они служат Тебе, Кришна? Они всегда воспевают Мою славу
в киртане и целеустремленно направляют свои усилия. Они идут в
Мой храм и предлагают Мне поклоны, падая на пол подобно палке,
невзирая на пыль или грязь, из любви ко Мне. Однако, Арджуна,
есть и другие, которые поклоняются Мне при помощи гьяна-ягьи.
Они не являются махатмами. Они думают, что они являются
Господом и не видят двойственности. Некоторые поклоняются
полубогам как их Господу, а другие поклоняются Вселенской форме
как Верховному, но именно Я являюсь обрядом, жертвоприношением,
воздаянием предкам, целительной травой, Я - мантра, Я - масло,
огонь и подношение. Я - отец, мать и дед этой вселенной. Я -
объект познания и слог ом, Я - Рг, Сама и Яджур Веды, Я - цель,
Я - хозяин, поддерживающий, свидетель, обитель, убежище и самый
близкий друг, Я - творение и уничтожение, Я - основа всего,
место покоя и вечное семя. О Арджуна, Я даю тепло, Я удерживаю и
посылаю дождь, Я - бессмертие и Я также олицетворенная смерть. И
дух, и материя существуют во Мне. Итак, это Я располагаюсь во
вселенной, и тем не менее они не поклоняются мне.
Другие же, кто изучают Веды и пьют сок сома, поклоняются
Мне косвенным образом. Очищенные от кармических последствий, они
рождаются на Индралоке, где наслаждаются божественными
удовольствиями в течение десяти тысяч лет. Насладившись
небесными удовольствиями и исчерпав плоды своей благочестивой
деятельности, они снова возвращаются на эту бренную планету.
Поэтому те, кто хотят наслаждаться, следуя карма-канде,
достигают лишь повторяющихся рождения и смерти в этом
материальном мире. Но тем, кто являются Моими чистыми
преданными, которые не пытаются наслаждаться счастьем их кармы,
таким ученым душам, которые желают вечного общения со Мной,
медитируя на Мою трансцендентальную форму, Я даю то, что им
недостает,, и сохраняю то, что они уже имеют. Хотя они ничего не
желают получить от Меня, все же Я обеспечиваю их. Даже бремя
поддержания их тела Я принимаю на Себя, точно так же, как
домохозяин заботится о своей семье.
- Что это за преданные, которые складывают свои проблемы на Твою
голову, Кришна?
- Нет, они не обременяют Меня этим, Арджуна. Я принимаю это как
само собой разумеющееся. Я могу создавать вселенные, и это не
составляет для Меня труда. Скорее Я делаю это из любви к ним.
Как юноша, который влюблен в девушку, несет свою возлюбленную на
руках, точно так же Я черпаю наслаждение в том, что удовлетворяю
нужды Своих преданных.
- А что касается тех, кто поклоняются полубогам, Кришна? Они
также поклоняются Тебе. Как насчет их блага? Почему они не
приходят к Тебе?
- Они думают, что полубоги даруют им благословение, Арджуна. Они
поклоняются Мне, но делают это неправильно, они пренебрегают
путем, который ведет ко Мне, они не следуют по нему, и таким
образом не достигают Меня. Я - единственный наслаждающийся и
владыка всех жертвоприношений. Поэтому те, кто не признают Моей
истинной трансцендентальной природы, падают. Все эти формы,
которым они поклоняются, являются Моими формами. Но так как они
думают, что полубоги являются верховными, и не знают Меня, они
не достигают Меня.
Те, кто находятся в добродетели, поклоняются полубогам и
приходят к полубогам. Те, кто находятся под влиянием страсти,
поклоняются предкам и приходят к предкам. А пребывающие под
влиянием невежества, поклоняются духам и отправляются к духам.
Но поклоняющиеся Мне, ниргуна, выше гун, и они несомненно
приходят ко Мне. Те люди, которые поклоняются полубогам, думают,
что Индра - Мой господь. Он - верховный объект Моего поклонения.
Но Мои преданные думают так: Кришна проявляется во множестве
полубогов и в действительности именно Он удовлетворяет нужды
живых существ. Он - Верховный Господь и поэтому Ему необходимо
поклоняться. Хотя и те, и другие могут совершать какую-то
деятельность, у тех, кто поклоняется полубогам, другое сознание,
и они отправляются в другое место и затем вновь падают. Но Мои
преданные знают, что Мне нет границ, и они знают, что Я -
Верховный контролирующий. Поэтому они приходят ко Мне, они
остаются во Мне и никогда не падают. Чтобы поклоняться
полубогам, необходимо прикладывать огромные усилия, но если
человек просто предлагает Мне с любовью и преданностью листок,
цветок, плод или воду, Я приму их. Человек может предложить Мне
те вещи, которые везде легко найти. Но это необходимо предлагать
Мне с любовью. Я ем то, что предложено Мне с любовью, хотя у
Меня нет желаний, Я не голоден. Преданность вызывает во Мне
аппетит, и преданный знает, что любовь побуждает Меня есть.
Чистое сердце, лишенное других желаний, - это есть бхакти.
- Мой дорогой Кришна, Ты объяснил разные виды деятельности и
разных преданных, но как насчет моей квалификации?
- Арджуна, в настоящий момент ты не в состоянии полностью
отказаться от кармы, и поэтому у тебя нет всех качеств, чтобы
иметь чистую преданность. Но тем не менее, ты не настолько
привязан, чтобы заниматься сакама-кармой. Скорее, ты должен
совершать нишкам-карму. Следовательно, что бы ты ни делал, что
бы ты ни ел, что бы ни предлагал или отдавал и какую бы
деятельность ты ни совершал, делай это как подношение Мне. Это и
есть нишкам-карма.
- Какова же разница между этим и чистой преданностью, Кришна?
- Мои чистые преданные уже предложили Мне свои жизни. Поэтому им
необязательно предлагать плоды своих действий; они знают, что
они сами, их деятельность уже предложены. Другие же преданные
совершают действия и затем предлагают их Мне, но в них еще живет
ложное эго. Но не беспокойся об этом, Арджуна. Просто предлагай
Мне свою деятельность. Если ты будешь поступать так, это
послужит хорошим примером для других. Я благословлю тебя, и
таким образом ты освободишься от кармы и ее благоприятных и
неблагоприятных результатов. С умом, сосредоточенным на Мне,
следуя этому принципу отречения, ты освободишься и придешь ко
Мне.
- Ты освобождаешь только Своих преданных и приводишь их к Себе,
Кришна, чего нельзя сказать о непреданных. Означает ли это, что
у Тебя также есть привязанность и антипатия?
- Нет, Арджуна, Я ни к кому не отношусь с пристрастием. Но Мои
преданные находятся во Мне, а Я - в них. На самом деле Я - это
все, и все находится во Мне. Мои преданные привязаны ко Мне, но
другие не имеют со Мной никаких отношений. Практически говоря,
для них Меня не существует.
В действительности существует великое множество живых
существ, и Я поддерживаю всех их. Поэтому Я беспристрастен,
подобно дождю. Но некоторые деревья, орошаемые дождем, приносят
сладкие плоды, а другие деревья - горькие. Но это не порок
дождя, Арджуна. Это их природа. Это не следствие Моей
привязанности или антипатии. Я вознаграждаю беспристрастно. Но Я
проявляю особую заботу к Моему преданному настолько, что даже
если он совершает самые отвратительные действия, если он
продолжает с решимостью служить Мне, Я не отвергаю его.
Напротив, его тем не менее следует считать святым.
- Да, Кришна, я согласен с тем, что он - садху, если при этом он
поклоняется Тебе. Но если он делает глупости, он уже не садху.
- Нет, Арджуна. В любом отношении он - садху, потому что он
принял правильное решение - служить Мне. Он думает: скорее всего
я не в состоянии оставить эту греховную деятельность, и скорее
всего я отправлюсь в ад, но я никогда не откажусь от преданного
служения Кришне, и поэтому я считаю его садху, Арджуна.
- Но почему Ты принимаешь служение такого безрелигиозного
человека, чье сердце осквернено вожделением, гневом и жадностью?
Неужели его подношения не оскверняются этими пороками?
- Он очень быстро становится праведником, и Я принимаю его,
потому что он скорбит и вспоминает Меня снова и снова, и от этой
скорби его сердце пылает, и он думает: увы, увы, нет больше
преданного настолько падшего, чем я. Я - грязное пятно для
преданных. Вновь и вновь он проклинает себя, и, благодаря этому
раскаянию, он очищается. Или можно сказать так, Арджуна: такая
личность, даже если он совершает грехи, его праведность
существует в нем в тонкой форме. Он принимает лекарство
преданности, хотя болезнь еще остается. Он не боится, так как
знает, что болезнь неправедной деятельности уйдет под влиянием
силы преданности. Греховные действия подобны змеям, ядовитые
зубы которых вырваны. И так он достигает вечного мира, так как
его вожделение уходит и никогда не возвращается к нему.
- С Твоих слов, Кришна, я понимаю, что он станет добродетельным.
Спору нет. Но если он остается грешником и занимается
отвратительными делами, Ты все же считаешь его садху?
- В течение этой его жизни Мой преданный никогда не погибнет,
Арджуна. Даже если он умирает, он не деградирует.
- Очень много людей не согласятся с этим, Кришна. Как же я могу
им помочь понять это?
- Возьми мриданги, возьми караталы и барабаны и бей в них изо
всех сил и отправляйся туда, где говорят такое. И, воздев обе
руки в воздух, ты можешь поклясться Моим именем и сказать, что
преданный Господа, даже если он ведет себя неправильно, никогда


не погибнет. - И что же произойдет, Кришна? - Когда ты скажешь такие слова, Арджуна, все люди падут к твоим стопам из любви и скажут: о Арджуна, ты - мой гуру. - Но почему Ты просишь меня заявить об этом, Кришна? Почему бы Тебе Самому не сказать об этом? - Арджуна, Я очень люблю Своих преданных, и для Меня нестерпимо, когда на них сваливаются какие-то проблемы. Я всегда защищаю Своих преданных, и на этом поле брани Я должен буду нарушить Свой обет в то время, когда ты будешь сражаться с Бхишмой. Люди узнают об этой Бхагавад-гите только после битвы, и они скажут: о, Он давал столько наставлений, но Он нарушил их все. Однако, они будут знать, что твои слова подобны строкам, вырезанным на камне. Поэтому ты должен принять эту клятву, Арджуна. Итак, отправляйся туда, где люди сомневаются в могуществе преданности и широко заяви об этом, что даже те, кто родились в семье грешников, кто по природе неблагочестивы, если они получают общение с Моими преданными и предаются, Я даю им прибежище. Они могут достичь высшего назначения, не говоря уже о брахманах, преданных и святых царях. Поэтому, Арджуна, знай, что даже если ты родился в этом временном теле в этом мире, ты - раджа-рши. Итак, служи Мне. - Как же мне служить Тебе, Кришна? - Сосредоточь все на Мне, Арджуна. Не действуй просто телесно, не позволяй уму отправляться, куда ему вздумается, но прежде всего установи свой ум на Мне. Не уподобляйся слуге царя, который служит, но про себя думает о жаловании и родственниках. Нет, это не преданность. Можно сделать очень много служения, но ум - это ключ и это тест. Ум должен быть сосредоточен на объекте служения. Поэтому сосредоточь свой ум на Мне. И это размышление должно быть естественным подобно меду, который течет из бутылки. Итак, подобным образом сосредоточь свой ум на Мне, Арджуна, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и с любовью предлагай Мне свои поклоны, и так, полностью погруженный в Меня, ты несомненно придешь ко Мне.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: