Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Знание Абсолюта


- Слушай же дальше, о Арджуна, и будь более внимательным. Я буду
объяснять мои удивительные достоинства ради твоего блага. Хотя
ты уже знаешь о них, ты тем не менее, будешь изумлен. Я желаю
тебе пользы, поскольку ты дорог Мне. Это лишь приумножит твою
преданность. Ты слушаешь так, как будто пьешь нектар. Итак,
сейчас Я сделаю этот нектар еще более сладостным.
- О Кришна, как воистину человек может понять Твои достоинства?
- Арджуна, ни полубоги, ни мудрецы не знают Моих достояний,
потому что Я - источник этих мудрецов и полубогов. Как сын не
может понять рождение отца до тех пор, пока отец сам не объяснит
это, так же и Мои достояния могут быть познаны лишь по Моей
милости и нет другого пути. О Васудева, Ты - Верховный Брахман,
и Ты - Всепронизывающий в космосе, в пространстве и во времени.
Сейчас Ты принял эту форму, так почему же Ты говоришь, что
мудрецы не знают Тебя.
- Они знают Меня как нерожденного, аджа.
- Но, Кришна, Брахма - тоже аджа.
- Но Брахма не является изначальным, Арджуна. У Меня же нет ни
начала, ни конца. Брахма не такой.
- Некоторые люди знают Тебя как Параматму, Кришна, -
Всепроникающую Сверхдушу.
- Да, Арджуна. Но те, кто знают Меня как аджа - вечно
нерожденного, но все же рождающегося, воистину знают Меня.
- Ты являешься, хотя Ты не рождаешься, Кришна. Даже ученые
впадают в смятение относительно того, как это происходит.
- Да, Арджуна. Меня ничто не заставляет, но Я являюсь по Своей
собственной воле. Как, например, когда Я был мальчиком во
Врадже, Йашода-мата хотела наказать Меня, связав Меня веревками.
Она хотела связать Меня, но не могла, поскольку длины веревки
всегда не хватало ровно на два пальца. В то же самое время Я был
опоясан черным ремнем кинкини с колокольчиками. Этот пояс не был
слишком коротким, потому что Я по Своему желанию носил его. Мой
живот был перехвачен этим ремнем, но в то же самое время Йашода
не могла обвязать Меня веревками. И точно так же, хотя Я не
рожден, Я рождаюсь, и это за пределами понимания логики. Я также
- Локамахешвара, контролирующий вселенную, и тем не менее Я
контролирую твоих коней, а ты контролируешь Меня. Кто может
понять это? Только редкие души. Даже те, кто знают шастры, не
могут понять Меня просто своим разумом. Почему? Потому что разум
находится в гуне добродетели, Я же за пределами этой гуны
добродетели. Разум, знание, свобода от сомнений,
снисходительность, правдивость, контроль чувств, счастье и
насчастье, рождение, смерть, удовлетворение, аскетизм,
благотворительность, слава и бесславие - все эти качества
созданы Мной одним. Эти качества необходимы, но их недостаточно,
чтобы познать Меня. И кроме всего, даже Сапта рши, четыре Кумара
и Ману также не могут познать Меня, потому что они рождены из
Моего ума. Все живые существа в этой вселенной происходят от
них.
- Но если кто-то познает Тебя, Кришна, чего он достигнет.
- Арджуна, тот, кто действительно убежден в Моей славе и
мистической силе, целиком посвящает себя чистому преданному
служению. И в этом нет сомнений, поскольку Я - сваям бхагаван -
источник всего. Мудрые, которые знают это, отдают себя
преданному служению и поклоняются Мне всем сердцем. Они
медитируют на Меня и не могут жить без Меня, как рыба не может
жить без воды. Их умы желают слушать о Моем имени, о Моих
развлечениях. Такова их пища. Они с любовью говорят друг с
другом о преданном служении Мне и громко воспевают Мои имена в
киртане. Они наслаждаются этим так же, как юноша наслаждается
красотой девушки. Таким личностям, которые постоянно преданны и
служат Мне с любовью, Я даю понимание, при помощи которого они
могут прийти ко Мне.
- Кришна, Ты говоришь, что они удовлетворены преданностью Тебе.
Как они могут познать Тебя непосредственно?
- Я даю им буддхи-йогу, Арджуна, которая проявляется как
вдохновление изнутри их сердец. Она не появляется никак иначе.
Она исходит только лишь из Меня. Когда они достигают Моей
милости, Я помогаю им, и они приходят в непосредственное общение
со Мной. Я лично наделяю их знанием, и это знание не относится к
саттва-гуне. Я даю им другое знание. Это знание проистекает из
бхакти. Оно подобно лампе, которая рассеивает тьму, проникая в
их сердца подобно пчеле, которая забирается в лотос. Я лично
удаляю любое невежество, существующее в их сердцах. Таким чистым
преданным Я даю разум, с помощью которого они могут правильно
поступать. Поэтому им не нужно никуда идти.
- О Кришна, Ты - Верховная Личность Бога, конечная обитель,
чистейшая абсолютная истина. Ты - вечная изначальная Личность,
нерожденный, величайший. Все великие мудрецы, такие, как Нарада,
Асита, Девала и Вьяса подтверждают эту истину о Тебе. Теперь Ты
Сам объявляешь это мне.
О Кришна, я полностью принимаю все то, что Ты мне сказал.
Это не преувеличенное прославление, но это истина. Ты - Кешава,
Ты выше даже Брахмы и Шивы, что уж говорить о Праджапати. Ни
Дева, ни Данава не знают Тебя и поэтому иногда они завидуют, и
они не уважают Тебя, потому что они не принимают то, что Ты -
Всевышний. В действительности, только Ты знаешь Себя, благодаря
Своей собственной энергии, поэтому Ты - лучшая Личность среди
всех личностей. Ты также - творец всех живых существ. Ты не
только творец, но также и контролирующий все живые существа. Ты
играешь с ними, как с игрушками. И Ты также защищаешь их. Итак,
невозможно познать Тебя воистину, поэтому мое единственное
желание - слушать о Твоих достояниях. Ты сказал, что тот, кто
понимает Твои достояния, соединяется с Тобой в йоге, и когда Я
спросил тебя, как служить Тебе, Ты сказал мне, что я должен
думать о Тебе и стать Твоим преданным. А теперь расскажи,
пожалуйста, мне подробно о Твоих божественных качествах,
благодаря которым Ты пронизываешь все эти миры. Таким образом, я
смогу следовать Твоим наставлениям.
О Кришна, как мне постоянно думать о Тебе и как Мне узнать
Тебя? В какой из различных Твоих форм мне помнить Тебя, о Мой
Господь?
- Арджуна, скажи Мне ясно, что ты хочешь от Меня? Должен ли Я
показать Свои достояния или лишь описать их?
- О Джанардана, пожалуйста, расскажи Мне подробно о мистической
силе Твоих божественных достояний. Я никогда не устаю слушать о
Тебе.
- Зачем ты снова и снова спрашиваешь об этом, Арджуна? Я уже
ответил, сказав: ахам сарвасйа прабхаво. Я уже объяснил, что Я
- источник всего.
- Но это просто суть, Кришна. Но сейчас объясни мне во всех
деталях. Своими сладостными наставлениями Ты вызвал во мне
желание. Поэтому Ты заставляешь меня все больше и больше
спрашивать у Тебя. Чем больше я слышу, тем больше мне хочется
вкушать нектар Твоих слов.
- Ты вкушаешь твоими ушами, Арджуна?
- Да, Кришна, мои уши стали подобны языку, который отвечает за
вкушение и наслаждение нектаром Твоих слов.
- О Ханта, теперь Я поведаю тебе о Своих блистательных
проявлениях, но не о всех, а лишь о главных, ибо Мое могущество
беспредельно. Причина всего могущества во Мне. Я - Сверхдуша,
пребывающая в сердцах всех существ, Я - их начало, середина и
конец. Посредством Своей энергии Я проявляю этот материальный
мир.
- О Гудакеша, ты не превзойден в своей медитации. Итак,
медитируй на Меня как на Сверхдушу, пребывающую в сердцах всех
живых существ. И знай, что из Адитий Я - Вишну, из светил Я -
лучезарное Солнце, из Марутов Я - Маричи, и среди звезд Я -
Луна. Из "Вед" Я - "Сама-веда", из полубогов Я - Индра, царь
небес, из чувств Я - ум, и в живых существах Я - жизненная сила.
Из всех Рудр Я - Господь Шива, из Якш и Ракш Я - властитель
сокровищ (Кувера), из Васу Я - огонь (Агни), из гор Я - Меру. О
Арджуна, из жрецов Я - главный, Брихаспати. Из полководцев Я -
Картикея, из водоемов Я - океан. Среди великих мудрецов Я -
Бхригу, из вибраций Я - трансцендентальный слог ом, из
жертвоприношений Я - джапа, из неподвижного Я - Гималаи. Среди
всех деревьев Я - Ашваттха, из деварши Я - Нарада, из Гандхарв Я
- твой друг, Читраратха, и среди сиддх Я - Капила. Знай, что из
коней Я - Уччайхишрава, произошедший из нектара бессмертия, из
благородных слонов Я - Айравата, и среди людей Я - монарх. Из
оружия Я - удар молнии, среди коров Я - сурабхи, из причин
порождения потомства Я - Кандарпа, бог любви, и из змей Я -
Васуки. Из многоглавых Нагов Я - Ананта, и среди обитателей вод
Я - полубог Варуна. Из ушедших предков Я - Арьяма, и среди
свершающих правосудие Я - Яма, бог смерти. Среди демонов Дайтий
Я - преданный Прахлада, среди поработителей Я - время; среди
зверей я - лев, среди птиц Я - Гаруда. Из очищающих Я - ветер,
из носящих оружение Я - Рама, среди рыб Я - акула, а среди рек -
Ганг. Я - начало, конец и середина всех творений, о Арджуна. Из
всех видов знания Я - возвышенная наука о душе, среди логиков Я
- окончательная истина. Из всех букв Я есть буква А, а среди
всех составных слов Я - двусложное. Я также - неисчерпаемое
время, а среди творцов Я - Брахма. Я - всепожирающая смерть, и Я
- творящий все, чему быть. Среди женщин Я - слава, удача,
изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость.
Из гимнов Сама-веды Я - Брихат-сама, из поэзии Я Гаятри, среди
месяцев Я - маргаширша, из времен года Я - цветущая весна. Из
мошенничеств Я - азартная игра, Я - блеск блестящего, Я -
победа, Я - приключение, Я - сила сильного. Из потомков Вришни Я
- Васудева, из Пандав Я - Арджуна. Из медрецов Я - Вьяса, и
среди великих мыслителей - Ушана. Среди средств подавления
беззакония Я - наказание. Я - нравственность стремящихся к
победе, Я - безмолвие тайны и мудрость мудрых. Более того,
Арджуна, Я - семя, порождающее все существующее. Ничто сущее не
может существовать без Меня.
О Парантапа, нет конца Моим божественным проявлениям. Те,
о которых Я поведал тебе - лишь малая часть Моего безграничного
великолепия. Поэтому ты должен знать, что все изумительные,
прекрасные и славные создания возникают лишь из искры моего
великолепия. Зачем знать об этом подробно? Одной лишь крошечной
частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: