Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 92%

Тем не менее, джйотиша шастры образуют действительную часть


     ведической традиции, и их вычисления упоминаются Шрилой Прабху-
     падой в различных местах.
         - 6 -


     Вопрос: Ученые говорят, что вычисления приводимые в джйотиша
     шастрах заимствованы от греков в ранние века нашей эры. Как вы
     ответите на это?


     Ответ: Западные ученые утверждают, что вся ведическая литература
     является сравнительно недавней. Однако, их методы являются спе-
     кулятивными, и они не свободны от этнических и религиозных
     предубеждений. В Приложении 2 мы показываем безосновательную
     природу некоторых из их аргументов.


     Вопрос: Некоторые говорят, что описание вселенной в Пятой Песни
     является аллегоричным и что комментаторы Бхагаватам заявляли
     это. Для примера, Бхактивинода Тхакур сказал, что описание ада
     является аллегорическим. Почему вы точно также не примете Пятую
     Песнь как аллегорию и не оставите ее вообще.


     Ответ: Действительно было бы легче, если бы мы попросту приняли
     описание вселенной в Пятой Песни как аллегорию. Но по совести мы
     не можем сделать так. Позвольте нам внимательно рассмотреть ос-
     нования для этого.
         Сперва рассмотрим утверждение Бхактивиноды Тхакура относи-
     тельно описаний ада в Бхагаватам.
         В Бхагавате он пишет:" В некоторых из глав мы встречаемся с
     описаниями адских и райских планет и сообщениями странных расс-
     казов, но мы были предупреждены в этой книге не принимать их как
     реальные факты, а как выдумку, чтобы держать в благоговейном
     страхе безнравственных людей и улучшить простых и невежественных
     людей. Бхагавата конечно говорит нам о положении награды и нака-
     зания в будущем согласно поступкам в нашей нынешней ситуации.
     Все поэтические введения кроме духовных фактов были описаны как
     утверждения, заимствованные из других работ".
         Согласно приведенному отрывку, не только адские, но также
     материальные райские планеты рассматриваются как поэтические
     образы. Но если райские планеты являются выдумкой, что можно
     сказать относительно их жителей, таких как Индра? Если Индра
     также является воображаемым, тогда как нам понять историю подня-
     тия холма Говардханы? Она тоже должна быть воображаемой, и нас
     приводят к аллегорической интерпретации игр Кришны.
         В Бхагавате Бхактивинода Тхакур действительно вводит Бхага-
     ватам таким образом. Мы предположили бы, что он делает так в со-
     ответствии с временем и обстоятельствами. Он описывает своих чи-
     тателей следующими словами:" Когда мы учились в колледже, читали
     философские работы Запада... мы имели действительную неприязнь
         - 7 -


     по отношению к Бхагавате. Этот великий труд выглядел подобно хра-
     нилищу безнравственных и глупых идей вряд ли приспособленных к
     девятнадцатому веку, и мы не желали слышать какие либо аргументы
     в ее защиту." Для того чтобы обойти сильные предрассудки читате-
     лей, обученных англичанами западному образу мыслей, Бхактивинода
     Тхакур представляет Бхагаватам как аллегорическое произведение,
     но мы могли бы предположить, что это не является его окончатель-
     ным выводом.
         Шрила Прабхупада объяснил, что ведическая литература должна
     быть понята правильнее с точки зрения мукхья-вритти, или прямого
     значения, чем гауна-вритти, или косвенного значения. Он также
     сказал:" Иногда, однако, как вопрос необходимости, ведическая
     литература описана с точки зрения лакшана-вритти или гауна-врит-
     ти, но не следует принимать такие объяснения как неизменные ис-
     тины"(44 АЛ 7.110к). Бхактивинода Тхакур возрождал вайшнавизм в
     то время, когда он почти исчез вследствие внутренних разногласий
     и западной пропаганды, и он вероятно сделал вывод, что алле-
     горическое представление было бы необходимым при тех обстоятель-
     ствах.

В Установление основных принципов вайшнавизма на Западе Шрила
Прабхупада подчеркивал важность прямого объяснения шастр. Он пи-
шет:" Рассматривая различное положение разных планет, а также
время и обстоятельства, нет ничего удивительного в повествованиях
Пуран

... Поэтому мы не должны отвергать расска-
зы и истории Пуран как воображаемые. Великие риши подобные Вьясе
не занимались бизнесом, вставляя вымышленные рассказы в свою ли-
тературу"(Ш.Б. 1.34.1к).
Но могло ли описание вселенной в Пятой Песни быть аллегорией
подобно рассказу царя Пуранджана? Шрила Прабхупада приводит мно-
го утверждений, показывающих что это не так. Например, он го-
ворит, что:" Мы можем понять, что небо и различные планеты изу-
чались задолго до того, как Шримад-Бхагавад был составлен...
Расположение различных планетных систем не было неизвестно
мудрецам, которые жили в ведическую эпоху"(Ш.Б.5.16.1к).
Он также говорит : "Размеры, приведенные здесь, такие как
10 000 йоджан или 100 000 йоджан следует считать правильными,
поскольку они даются Шукадевой Госвами (Ш.Б. 5.16.10к).
Поэтому в этой книге мы попытались показать, что Пятая Песнь
дает правильную картину вселенной, совместимую с (1) трансценден-
тальной ведической философией, (2) традицией ведической математи-

- 8 -


     ческой астрономии, и (3) данными наших несовершенных чувств.


     Вопрос: Насколько мне известно, Шрила Прабхупада никогда не наме-
     кал на объяснения других размерностей. Он всегда, казалось, под-
     черкивал принятие объяснений так, как они приведены в писаниях.
     Если это так, то почему Шрила Прабхупада не сэкономил для нас
     множество сил.


     Ответ: Ведическая литература, насколько я знаю, определенно не
     ссылается на понятие высокоразмерного пространства. Эта идея за-
     имствована из современной математики. Тем не менее, ведическая
     литература безусловно имеет отношение к понятию высокоразмерного
     пространства, и поэтому использование этой идей для прояснения
     ведического описания вселенной является оправданным.

Например, при описании посещения Господом Брахмой Кришны в
Двараке, утверждается, что миллионы Брахм из других вселенных
прибыли чтобы посетить Кришну. Тем не менее, каждый Брахма оста-
вался в пределах своей собственной юрисдикции, и в отличии от на-
шего Брахмы, каждый думал, что только он был с Кришной. таким об-
разом Кришна был во многих вселенных сразу, и наш Брахма мог та-
ким образом видеть различных Брахм , посетивших Кришну во всех
этих вселенных. Это невозможно в трехмерном пространстве. Приве-
денный пример иллюстрирует безусловный характер ведического поня-
тия пространства (смотри Главу 2).


     Вопрос: Если бы мы смогли посетить луну, были бы ее обитатели ви-
     димыми для нас или нет?


     Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что они "почти не видимы" (смот-
     ри раздел 6.с.1).


     Вопрос: Не могло ли это означать, что жители высших планет не ви-
     димы для нас просто потому, что имеют тонкие тела? Зачем вводить
     идею высокоразмерных миров?


     Ответ: Одежды, обувь, жилища, самолеты и другие принадлежности
     полубогов должны быть точно также невидимы для нас как и сами по-
     лубоги. (Представте, что было бы возможным увидеть костюм, кото-
     рый носит невидимый полубог!) Иными словами, полубоги живут в
     замкнутом пространстве, который не видим для нас, но вполне видим
     им. Однако, люди с обычными чувственными способностями не могут
     постичь полубогов или их парки и города. Это составляет то, что
     мы имеем ввиду под понятием высокоразмерный мир.

Если мы используем слово "тонкий", то мы должны были бы по-

- 9 -


     нять что мы говорим о замкнутом тонком мире, который выглядит со-
     вершенно реальным для личностей, живущих в нем, в точности как
     наш мир выглядит реальным для нас. Миры полубогов должны быть
     противоположны с положением духов которые заключены в нашем собс-
     твенном континиуме в тонкой форме, но не способны наслаждаться им.


     Вопрос: Эти высокоразмерные миры может быть обычно недоступны
     нам, но если они действительно существуют, не должны ли быть для
     них какие-либо эмпирические доказательства? Должны ли мы попрос-
     ту слепо принять все это невероятное повествование?


     Ответ: Существуют обширные экспериментальные доказательства высо-
     коразмерных миров, и такие доказательства хорошо известны практи-
     чески во всех человеческих культурах с незапамятных времен. Наша
     современная научная культура является исключением в этом отноше-
     нии.

В Главе 5 мы кратко обсуждаем некоторые эмпирические доказа-
тельства, взятые из неведических источников.


     Вопрос: Но не являются ли эти эмпирические доказательства несо-
     вершенными?


     Ответ: Эмпирические доказательства всегда несовершенны. Можно
     принять версию шастр согласно нисходящему процессу, или можно
     принять эмпирический процесс со всеми его несовершенствами. Ко-
     нечно, Шрила Прабхупада проповедует нисходящий процесс.


     Вопрос: В Шримад-Бхагаватам есть места, где говорится, что покры-
     тия вселенной начинаются с воды. Поскольку это вода чистая и
     дальнейшие покрытия - прозрачны, мы могли бы увидеть солнца дру-
     гих вселенных, не могли ли они оказаться звездами, которые мы ви-
     дим в небе ночью?


     Ответ: В Ш.Б. 5.21.11к Шрила Прабхупада говорит: "Представления
     Запада о том, что все светила в небе являются различными солнца-
     ми, не находит подтверждения в ведической литературе, но мы также
     не можем полагать, что эти светила являются солнцами других все-
     ленных, поскольку каждая вселенная покрыта различными слоями ма-
     териальных элементов, и поэтому, хотя вселенные сгруппированы
     вместе, мы не можем видеть одну вселенную из другой. Иначе гово-
     ря, все что мы видим находится внутри одной вселенной".

В разделе 6.d показано, что покрытия вселенной описаны четыре
раза в Бхагаватам как начинающиеся с земли. Мы предполагаем, ког-
да Шрила Прабхупада упоминает в качестве первого покрытия воду

- 10 -


     или огонь, он дает частичный список покрытий.


     Вопрос: В Ш.Б. 5.16.5 описано, что Джамбадвипа имеет длину и ши-
     рину в один миллион йоджан, еще в Ш.Б. 5.16.7 описано, что она
     имеет такую же ширину, что и высота Шумеру, а именно 100 000 йод-
     жан. Это кажется противоречивым. В Ш.Б. 5.6.7 утверждается, что
     ширина Шумеру составляет 32 000 йоджан на ее вершине, и в Ш.Б.
     5.16.28 говорится, что город Брахмы имеет границы, которые прос-
     тираются на десять миллионов йоджан. То есть Брахма-пури выходит
     за край Шумеру?


     Ответ: Точный диаметр Джамбудвипы равен 100 000 йоджанам, так как
     эта цифра согласуется со всеми другими размерами, упомянутыми в
     Пятой Песне. Также ширина Шумеру на ее вершине составляет 32 000
     йоджан. Для других цифр мы не знаем объяснения.


     Вопрос: Что можно сказать в общем относительно таких явных проти-
     воречий в Бхагаватам?


     Ответ: Конечно, было бы не правильным выводить такие заключения
     из незначительных разногласий. Во многих случаях эти разногласия
     можно объяснить тем, что мы не можем объяснить их, поскольку мы
     обладаем слишком малой информацией. Например, в Третьей Песни
     упомянуты две инкарнации вепря Господа Вишну. Кажется, что в не-
     которых стихах имеется некоторая двусмысленность в описании этих
     инкарнаций. Шрила Прабхупада цитирует Шрилу Вишванатху Чакравар-
     ти, говоря что "Мудрец Маитрейя соединил обе инкарнации вепря из
     различных опустошений и суммировал их в своем описании Видуре.
     (Ш.Б.3.13.31к) Без этого сообщения Шрилы Вишванатхи Чакраварти,
     нам могло бы показаться трудным разрешить кажущиеся противоречия
     в истории Господа Варахи.

Мы предположили, что некоторые кажущиеся противоречия, обсуж-
даемые в разделе 3.d, вероятно имеют подобное объяснение.


     Вопрос: Ш.Б.5.17.6 помещает Бхадрашву-варшу к западу от горы Ме-
     ру, и Ш.Б.5.17.7 говорит то же самое относительно Кетумалы-варши.
     Как вы разрешаете это противоречие?


     Ответ: Если мы посмотрим на санскритские тексты этих стихов, мы
     обнаружим, что бхадрашва и Кетумала варши расположены на противо-
     положных сторонах горы Меру. Внимательное изучение Ш.Б.5.16.10
     показывает, что Бхадрашва-варша находится к востоку от горы Меру,
     так как граничащей с ней горой является Гандхама-дана.


         - 11 -


     Вопрос: Ш.Б.5.24.2 говорит, что Луна в два раза больше Солнца, а
     Раху - в три раза. Комментарий говорит, что Раху в четыре раза
     больше Солнца. Как вы объясните это?


     Ответ: Это является другим случаем кажущегося противоречия. Пос-
     кольку мы практически не обладаем информацией, мы не можем сде-
     лать точное утверждение. Но возможно большие размеры Луны и Раху
     имеют отношение к высокоразмерному аспекту этих планет.

Сурья-сиддханта дает для луны диаметр 2400 миль. Это близко к
современной величине.(смотри Раздел 1.е)


     Вопрос: Я слышал, что все из этих планет находятся в стебле лото-
     са, из которого родился Брахма. Как это возможно?


     Ответ: Это утверждается в Ш.Б.1.3.2к. Поскольку планетарные сис-
     темы распространены повсюду во вселенной, этот стебель должен со-
     держать в себе все, находящееся внутри вселенной. Нам следовало
     бы отметить, что типичные картины, которые мы видим из ложа Брах-
     мы, расположенного на цветке лотоса, являются трехмерными предс-
     тавлениями сцены, которую нельзя увидеть с помощью наших обычных
     чувств. Несмотря на то, что эти картины показывают, что стебель
     этого лотоса появляется из пупка Гарбходакашайи Вишну, сам Брахма
     не был способен определить местоположение причины этого стебля.
     Таким образом, часть сцены находилась за пределами действия чувс-
     тв Брахмы, и конечно за пределами наших чувств. Мы также заметим,
     что планетарные системы создаются Брахмой из этого лотоса.
     (Ш.Б.3.10.7-8) Это предполагает, что планетные системы произво-
     дятся путем трансформации субстанции этого лотоса.


     Вопрос: Бхагаватам говорит, что Раху вызывает затмения солнца и
     луны. Как это можно совместить со взглядами современной науки?


     Ответ: Джйотиша шастры, такие как Сурья-сиддханта, дают такое же
     объяснение солнечных и лунных затмений как и современная наука.
     Эти шастры также описывают орбиту Раху (и Кету) и указывают, что
     затмения происходят только когда одна из этих двух планет нахо-
     дится на одной линии или с солнцем и луной или с земной тенью и
     луной. (смотри Раздел 4.е) Некоторые будут утверждать, что это
     объяснение было выдумано много веков тому назад для того, чтобы
     устранить противоречие ведических шастр и греческой астрономии.
     Но это является явной спекуляцией.


     Вопрос: Что можно сказать относительно прецесии равноденствий и
     последовательного смещения Полярной звезды?
         - 12 -


     Ответ: Это явление описано в джйотиша-шастрах. Мы обсуждаем этот
     вопрос в разделе 4.f.


     Вопрос: Бхагаватам говорит, что диаметр вселенной составляет 4
     миллиарда миль. Это слишком мало чтобы вместить даже солнечную
     систему, что говорить о звездах и галактиках. Как может Бхагава-
     там быть правильной?


     Ответ: Шрила Прабхупада, цитируя Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати,
     также дает цифру 18 712 069 200 000 000 йоджан для окружности
     вселенной. (или половины окружности) (44.МЛ.21.84к) Он также го-

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: