Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 34%

После слов Шри Санатаны и Рупы на сердце у Шриниваса полегчало. Теперь он мог вновь идти и скоро почувствовал под ногами пыль Вриндавана. Успокоив свою печаль, он подошел к храму Говиндадева Рупы Госвами, надеясь найти еще большее утешение у лотосных стоп Господа Говинды. Некоторые историки сомневаются, что Шринивас мог найти в 1550 году во Вридаване полностью построенный храм Говиндадева, так как на самом храме есть надпись, что храм был закончен в 1590- х годах. Тем не менее, так как по мнению биографов Шринивас видел храм Говиндадева, вполне вероятно, что первичная постройка существовала уже в то время. Бхакти-ратнакара описывает, что когда Шринивас сидел в трансе перед божествами, Джива Госвами со своими последователями вошел в храм. Шринивас сразу узнал знаменитого Госвами и, представившись, был встречен тепло и с любовью.
 Шри Джива привел Шриниваса в свой Шри Радха Дамодар Мандир и устроил на ночлег. На следующий день Шринивас поклонился могиле Шри Рупы во дворе храма Дживы Госвами. Затем Джива представил его Гопалу Бхатте Госвами, который приветствовал его добрыми словами, но открыто выразил свое сожаление по поводу того, что Шринивас не мог прийти раньше, так как Рупа и Санатан очень хотели его увидеть. Гопал Бхатта затем повел Шриниваса в свой храм Радха Рамана, где попросил божеств благословить вновь прибывшего во Вриндаван пилигрима. Согласно 6 главе Према-Виласы Гопал Бхатта Госвами открыл Шринивасу в это время, что он (Шринивас) в духовном мире является Мани Манджари. Гопал Бхатта также сказал ему, что в этой вечно духовной форме, на которую он должен теперь последовательно медитировать, он будет всегда помогать Гуна Манджари (самому Гопалу Бхатте, который также известен как Ананга Манджари) в ее служении Шри Шри Радхе и Кришне. С этого дня это должно было стать его внутренней медитацией. И это приведет Шриниваса к духовному самоосознанию. Гопал Бхатта Госвами объяснил ему, что такое преданное служение называется Рагатмика Бхаджан. Открыв Шринивасу эти сокровенные истины, Гопал Бхатта Госвами и Джива Госвами постепенно представили его всем жителям Браджа.

Нароттам и Дукхи Кришнадас

Гопал Бхатта и Джива Госвами старательно учили Шриниваса, а Гопал Бхатта даже дал ему посвящение, согласно приказу Махапрабху. Поскольку Джива был лучшим вайшнавским философом того времени, Гопал Бхатта направил Шриниваса к Шри Дживе для более серьезного обучения. Мы помним, что таково было желание Рупы и Санатаны. Фактически, Према-Вилас прямо говорит о том, что Шри Джива лично позаботился о Шринивасе и дал ему глубокое духовное образование. Еще один молодой ученик, одаренный Нароттам, уже начал обучение у Дживы. Нароттам получил посвящение у Локанатхи Госвами, но был послан к Шри Дживе для более полного духовного образования. Когда Шринивас пришел во Вриндаван, Нароттам обучался у Дживы Госвами уже год. Затем пришел молодой Дукхи Кришнадас, посланный своим гуру, Хридой Чайтаньей. Эти три молодых человека - Шринивас, Нароттам и Дукхи Кришнадас - учились у Дживы Госвами с огромным энтузиазмом и стали его лучшими учениками. Они стали неразлучными друзьями.

Рагхава Пандит

Джива Госвами приказал трем ученикам изучить леса Вриндавана с Рагхавой Пандитом, который, как воплощение гопи Дхаништхи (в играх Кришны) знал все заповедные места и их значение для движения бхакти. Бхакти-Ратнакара посвящает пять длинных глав (всю <Пятую Волну>, которая составляет 3937 бенгальских стихов) прогулкам Рагхавы Пандита с Нароттамом и Шринивасом по шестидесяти четырем крошам Матхура Мандалы. Согласно одним комментариям, Дукхи Кришнадас сопровождал их в этом паломничестве, а в соответствии с другими, присоединился к ним уже потом. Шло время, и Шринивасу, Нароттаму и Дукхи Кришнадасу была поручена специальная миссия. Они должны были распространять книги Госвами - святые писания по бхакти-расе, особенно в Бенгалии, где вайшнавизм был распространен широко, но не хватало философской литературы. Джахнава-Деви, которая несколькими годами раньше посетила во Вриндаване Рупу и Санатану и знала о многих томах духовной литературы, которые они написали, предложила Дживе Госвами отправить книги в Бенгалию. Чтобы выполнить ее желание, Шри Джива выбрал своих трех лучших учеников.

Миссия начинается

На общем собрании вайшнавов Шри Джива вызвал Нароттама Даса и объявил: <С сегодняшнего дня ты будешь известен как Нароттам Тхакур Махашой>. Затем он вызвал Шриниваса: >Ты будешь известен как Шринивас Ачарья>. И, наконец, Дукхи Кришнадаса: <Поскольку ты доставил удовольствие Шримати Радхарани, ты будешь известен как Шьямананда>. (Полную историю о том, как Шьямананда получил свое имя, можно найти в последней главе нашей книги.) Дав им эти имена, Шри Джива рассказал об их миссии санкиртаны в Бенгалии, Ориссе и других провинциях Индии. Выдающиеся ученики не хотели покидать священную землю Вриндавана, но полностью сознавали важность своей божественной миссии. Они отправились к своим гуру, которые благословили их, и это воодушевило их начать дело. Вернувшись к Шри Дживе, они застали его за приготовлениями к их долгому и непростому путешествию. В конце концов, они были его лучшими учениками, и он не жалел сил для их благополучия. Шри Джива воспользовался услугами своего ученика - богатого купца из Матхуры, и тот предоставил огромную, просторную повозку, четырех сильных быков и десять вооруженных охранников. Рукописи - оригиналы работ Рупы, Санатаны, Гопала Бхатты, Рагхунатха Даса и Дживы были аккуратно сложены в большой деревянный сундук, который был наглухо закрыт и накрыт специальной вощеной тканью. Существует мнение, что упакованные рукописи были единственными существовавшими экземплярами этих работ, поэтому Шри Джива очень внимательно упаковывал их и подбирал подходящих людей для их сопровождения Другие считают, что Джива Госвами организовал копирование книг, но они все равно были очень ценными, так как каждой было всего несколько экземпляров. Шри Джива также получил специальный пропуск от царя Джайпура, который трое вайшнавских героев должны были показывать в разных районах Восточной Индии. После тщательных приготовлений Шринивас, Нароттам и Шьямананда наконец выехали из Вриндавана.

Первая выездная Санкиртана

Когда они двинулись в направлении Матхуры, несколько преданных, включая Шри Дживу, сопровождали их, не в силах расстаться. Когда караван подошел к Агре, провожающие остались позади. Путешествие началось, назад пути не было. Вскоре они добрались до маленького городка, который в те времена назывался Ита, а затем пошли по дороге джунглей Чхота Нагпур, также известной, как лес Джарикханда. Оставив слева Макхадеш, они прибыли в Тамлук, где и остановились на ночь. После многих месяцев пути они подошли к земле Гаудадеша или Бенгалии. Уверенные, что их миссия движется к завершению, они решили отдохнуть в маленькой деревушке под названием Гопалпур,- прямо на границе царства Маллы Вана Вишнупура. Здесь бесценный груз с книгами был украден, но прежде чем рассказать о подробностях этого захватывающего случая, полезно будет дать историческую справку.

Вана Вишнупур

Поскольку провинция, где царствовал Вана Вишнупур, играет роль в жизни Шриниваса Ачарьи, будет уместно рассказать о географии и истории этой местности. Царство Вишнупура находилось в райне Бирбхум в Бенгалии, гранича на севере с Сантхал Парганнасом, а на юге с Миднапуром. Столицей царства был Лаграм, и в первой половине восьмого века им правил царь Адималла (дословно - <первый герой>), который изначально был известен как Рагхунатха Сингх. История гласит, что Рагхунатха был воином, которого вырастил и впоследствии возвел на престол вождь Багди. Царство было независимым и могущественным. Д.С.Сен рассказывает о правлении династии Малла следующее: Записи о царях Вишнупура содержатся в исторических и этнологических аспектах Олдхэма в районе Бурдван. Сын Адималлы, Джаямалла, расширил границы царства, завоевав Падампур, где вся семья Раджи покончила с собой после поражения, чтобы избежать плена Джаямаллы. Сорок восьмым царем Вишнупура от его основания был Ванамалла, сын которого - Хам Бир (дословно - <я герой>) взошел на престол в конце 16 века. Хам Бир был знаменит под именем Бирхамбир... Кроме царствования он был также главарем шайки бандитов, наводившей ужас на соседние царства. Он нанимал большое количество грабителей и убийц, которые грабили и убивали путников. Придворные астрологи всегда с готовностью давали ему секретную информацию о том, какие богатства даруют ему звезды, если он совершит грабежи в определенных местах.

Книги похищены

Бандиты царя некоторое время следовали за Шринивасом, Нароттамом и Шьяманандой, тщательно изучая хорошо охраняемую повозку с бесценными рукописями. Согласно Бхакте-ратнакаре, они уже давно хотели ограбить караван, держа его в поле зрения и выжидая, когда он войдет в пределы государства их собственного Раджи. Бандиты вскоре обнаружили, что повозку охраняют всего 15 человек - 10 вооруженных солдат, 3 святых и 2 погонщика. Караван представлял собой интерес для грабителей, так как царские астрологи предсказали, что повозка содержит драгоценное сокровище. Банда, насчитывавшая уже более двухсот человек, подогревала воображение друг друга, обсуждая слова одного из астрологов: <Эта повозка наполнена драгоценностями, которые дороже золота>. Возбужденные возможной огромной удачей, они уже хотели захватить караван в деревне Тамар, но обстоятельства не позволили им сделать этого. Бандиты проследовали тайком через города Рагхунатхпур и Панчавати. Наконец в Гопалпуре вайшнавские святые устроились на ночь на берегу красивого озера, уверенные, что их миссия почти завершена. Темная ночь и сияющие звезды были единственными свидетелями злодейской кражи рукописей, пока все 15 человек спали глубоким сном, утомленные тяжелым путешествием. Когда они проснулись, казалось, что самый кошмарный сон стал явью. Потеря этого бесценного сокровища была для них хуже смерти. Все трое не могли удержаться от слез. Но Шринивас, старший из них, сказал Нароттаму и Шьямананде, чтобы те вытерли слезы и продолжали свою миссию по доставке послания Шести Госвами в различные части Бенгалии и Ориссы. Шринивас решил вернуть рукописи. Однако прежде чем делать что-либо, он написал Дживе Госвами обо всем, что произошло.*

Царь испытывает любовь к Богу

Пока Шринивас писал свое письмо, в нескольких милях от него царь Бирхамбир рылся в сокровищах, отобранных у разных путников. Тут слуги внесли последнее приобретение - тщательно упакованный сундук Шриниваса <с бесценными сокровищами>. Бирхамбир бросил все остальное и начал лихорадочно распаковывать сундук. Помня о предсказаниях, он не мог представить себе, какие сокровища его ожидают. Наконец захватывающий момент настал - он снял покрывало и открыл сундук. Но в нем были лишь рукописи. Подняв верхний манускрипт, не веря своим глазам, царь увидел надпись на пальмовом листе: <Шри Рупа Госвами>. Какой ужас! Где же бесценные сокровища? Читая дальше и увидев прекрасное изложение вайшнавской философии, сделанное Шри Рупой, царь почувствовал, как глубоко внутри него что-то изменилось. Согласно Гаура-паршад-чаритавали, Бирхамбир в этот момент обрел сильную любовь к Кришне. Он с почтением положил книгу на место и удалился на весь вечер, сознавая, какой серьезный грех он по глупости совершил. *Конечно же, весь Вриндаван с болью узнал о том, что произошло. Однако некоторые писатели того времени преувеличили реакцию Кришнадаса Кавираджа Госвами. К примеру, Нитьянанда Дас, автор Према-Виласа, говорит, что Кавирадж Госвами наложил на себя руки, услышав, что книги, в том числе его Чайтанья Чаритамрита, были украдены. Нитьянанда Даса исправляет автор Карнананды, который слышал об этом непосредственно от Хемлаты-деви, дочери Шриниваса. Карнанада утверждает, что Кавирадж Госвами пережил это испытание и не совершал самоубийства. Кроме того, самоубийство противоречит вайшнавской традиции. Несмотря на то, что Рагхунатх Дас, Санатана и другие хотели совершить самоубийства, Господь однозначно подшучивал над ними, не позволяя этому случится. Зачем же делать исключение для Кавираджа Госвами? Есть и еще один фактор - датировка Чайтанья Чаритамриты. Есть достаточно оснований полагать, что книга еще не была написана, и это означает, что переживания Кавираджа Госвами по поводу потери Шриниваса просто невозможны по времени. В.В. Маджумдар также указывает на 4 письма Дживы Госвами, которые есть и в Према-Виласе, и в Бхакти-ратнахаре. В письме, которое датировано несколькими годами позже описываемых событий, Шри Джива пишет Шринивасу: <Кришнадас Кавирадж шлет тебе свои поклоны>. Как мог Кришнадас Кавирадж кланяться, если бы он совершил самоубийство за несколько лет до этого? По этим и другим причинам традиция Гаудия и научный мир отвергают подобные заявления, как более позднюю дописку.

Шринивас приходит во сне

Когда царь отдыхал, ему приснился необычный сон. Он увидел красивого сияющего человека, тело которого было наполнено божественной энергией. С улыбкой, полной любви, он сказал царю: <Не волнуйся. Скоро я приду в Вишнупур. Я заберу свои рукописи, а ты избавишься от всех последствий своих грехов. Радость твоя будет безмерной. Знай, что ты мой вечный слуга, жизнь за жизнью, а я твой вечный благожелатель>. Проснувшись, царь начал новую жизнь, ожидая того дня, когда сбудется его загадочный сон. Тем временем, Шринивас Ачарья добрался до окраины Вишнупура, где встретил живущего там брахмана по имени Шри Кришна Валлабха. Пандиты стали друзьями, и Кришна Валлабха любезно пригласил Шриниваса погостить в его доме. Постепенно он понял возвышенное положение Шриниваса и стал его учеником. В свое время Кришна Валлабха упомянул, что царь регулярно собирает группу по изучению Бхагаватам для всех, кто проявляет к этому интерес. Шриниваса очень заинтересовало, как там представляют Бхагаватам, и он попросил Кришну Валлабху в следующий раз взять его с собой. Чтение Бхагаватам Когда они пришли, Вьясачарья, придворный пандит, читал и объяснял Бхагаватам. Шринивасу это очень понравилась его лекция, но он промолчал. На следующий день они пришли опять, и в этот раз тоже Вьясачарья вещал в той же манере. Через две недели невыносимых лекций придворного пандита, Шринивас не смог сдержаться и после лекции заговорил с Вьясачарьей: <Господин, вы не следуете тексту, а ваши комментарии не согласуются ни со Шридхарой Свами, ни с другими известными проповедниками философии Бхагаватам>. Вьясачарья выслушал замечания Шриниваса, но не обратил на них внимания. Однако царь, который был рядом, услышал их и счел интересными. На следующий день Вьясачарья снова попытался объяснять эзотерический раздел Бхагаватам, который описывает расалилу Шри Кришны. Почтительно, но твердо, Шринивас прервал его вопросом: <Господин, как вы можете объяснять такие сокровенные вопросы, не ссылаясь на авторитетные утверждения Шридхары Свами? Видимо, вы незнакомы с его работой>. На этот раз Вьясачарья рассердился. Ему не понравилось, что ему бросили вызов перед лицом льстивого собрания, которое привыкло слушать только его своеобразное изложение и объяснение Бхагаватам. Не дав никому произнести ни слова, царь, присутствовавший при этом, начал защищать Шриниваса: <Почему этот ученый брахман видит в твоих объяснениях недостатки? Может быть, ты не совсем прав?!> На это заносчивый Вьясачарья отвечал: <Есть ли на свете кто-нибудь, кто мог бы объяснять тексты лучше меня? Этот новичок - просто выскочка, и он осмеливается сомневаться в моем авторитете в присутствии Вашего Величества>. Затем, повернувшись к Шринивасу, он негодующе бросил: <Если ты такой авторитет по Бхагаватам, почему бы тебе не сесть сюда и не объяснить эти же стихи лучше, чем я?> Шринивас принял вызов и поднялся. Он мелодично цитировал шлоки из Бхагаватам, а затем спонтанно объяснял их с большим вдохновением и уверенностью. Он приводил все существующие вайшнавские объяснения и, вместе с тем, давал свое уникальное понимание. Никто никогда не слышал такого интересного изложения Бхагаватам. Царь просил продолжать, дав ему несколько часов. Когда Шринивас закончил, слушатели стали аплодировать в экстазе от его заразительной любви к Кришне. Вьясачарья не мог поверить своим ушам. Он был побежден, но в то же время счастлив. Царь Бимхамбир был глубоко тронут и обратился к Шринивасу: <Никто в моем царстве не делился так любовью и знанием, как это сделал ты. Пожалуйста, скажи, как тебя зовут и откуда ты пришел?> Шринивас ответил: <Меня зовут Шринивас, и я уроженец этой страны (Бенгалии). Я пришел сюда, чтобы посмотреть на твой великолепный двор и насладиться Бхагаватам>. Царь отвел ему лучшие покои во дворце и попросил остаться на столько, на сколько он пожелает. Царь становится преданным Вечером царь пригласил Шриниваса отобедать с ним, но тот ответил, что ест только один раз в день и сегодня уже принимал пищу. Тем не менее, Бирхамбир настаивал, чтобы он поел хотя бы фрукты, и, не желая обидеть хозяина дома, который, кроме того, был высокопоставленной особой, Шринивас согласился. Пока Шринивас ел фрукты, царь сидел подле него, как скромный слуга. Никто еще не пробуждал в нем такие чувства, как Шринивас: он был той излучающей свет личностью, которая явилась к нему во сне, его гуру, и он хотел каким-то образом послужить ему. Ночью царь услышал, как Шринивас повторял имя Кришны, так как покои царя от комнаты, где остановился почетный гость, отделяла только одна стена. Казалось, что Шринивас не спит. <Вот настоящий святой, - думал царь, - он просто поглощен именем Бога> С этой приятной мыслью царь заснул, слушая блаженный голос Шриниваса Ачарьи в соседней комнате. На следующий день на большом собрании Шринивас снова рассказывал Бхагаватам, и снова завороженная аудитория наслаждалась каждым его словом. Шринивас удивил всех, кто его слушал. Летописцы отметили, что казалось, будто даже каменные стены плавились. Шринивас говорил с чувством и преданностью, отдавая дань своим предшественникам - вайшнавам. Все присутствовавшие сошлись во мнении, что мудрость оратора намного превосходит его годы. Один за другим, люди подходили и кланялись Шринивасу в ноги, надеясь, что он примет их своими учениками. Позже царь обратился Шринивасу, подобно нищему. <Ты настоящий царь, так как у тебя есть любовь к Кришне, - сказал царь, - и я не достоин даже находиться в твоем присутствии>. Шринивас со всей скромностью просто покачал головой. Он не мог согласиться с прославлениями своего возвышенного положения. Но царь настаивал: <Позволь мне быть твоим слугой! Пожалуйста!> Желая узнать, что думает Шринивас, царь молил его: <Как я могу служить тебе? Все мое царство в твоем распоряжении>. Шринивас ответил: <Я пришел из святого города Вриндавана с миссией от Гопала Бхатты Госвами и Шрилы Дживы Госвами. Я должен был привезти оригиналы их книг в Бенгалию. Но, к несчастью, это сокровище было украдено в твоем царстве. Мне лучше умереть, если я не смогу вернуть эти книги. Можешь ли ты помочь мне вернуть их?> Полный стыда, царь расплакался: <Я жалкий червь, безнадежно заблудившийся в этом мире рождения и смерти. По моему приказу многие годы совершались грабежи, и вот мои люди напали и на твой караван. Нам сказали, что там величайшее сокровище вселенной, и мы, естественно, напали на него. Я не могу выразить свою скорбь>. Затем, подумав секунду, царь сказал: <Но есть в этом и положительная сторона. Если бы этого не произошло, мы с тобой не встретились бы. Я готов совершать эти грехи снова и снова просто за мгновение общения с тобой>. Шринивас со смехом заверил царя, что так грешить, чтобы общаться с ним ни к чему. Он объяснил царю, что греховная жизнь препятствует духовному развитию. Затем Шринивас простил царю все прегрешения, но велел ему больше не грешить. Царь, естественно, был очень этому рад. Книги в безопасности! Благодарный Шринивасу за его милосердие, царь повел его в комнату, где хранились сокровища, и там Шринивас увидел сундук с книгами Госвами. В этот момент у Шриниваса проявились признаки экстаза, и как знак милости, он снял с себя цветочную гирлянду и надел ее на царя Бирхамбира. Затем Шринивас попросил царя принести ему листья туласи, цветочные гирлянды, сандаловую пасту и другие предметы для поклонения священным книгам. Царь принес все необходимое и затем с пристальным вниманием следил, как Шринивас проводил изысканную церемонию посвящения, произнося маха-мантру -

Харе Кришна, Харе Кришна Кришна, Кришна, Харе, Харе Харе Рама, Харе Рама Рама, Рама, Харе, Харе

на ухо царю. Таким образом Шринивас дал посвящение царю Согласно Према-Вилас, он дал ему имя Харичаран Дас. Позже, в этом труде говорится, что Джива Госвами оказал царю особую милость, в письме дав ему новое имя - Чайтанья Дас. Жена царя, царица Сулакшана, и их сын, принц Дхари Хамбир, также стали преданными слугами Шриниваса. Духовное имя жены неизвестно, а мальчика назвали Гопал Дас. Кришна Баллабха и Вьясачарья также стали преданными учениками Шриниваса. Остается неясным только когда - во время первого или второго своего путешествия в Вишнупур, Шринивас дал посвящение всем этим великим душам. Вишнупур - центр вайшнавизма Вишнупур вскоре стал великим центром вайшнавизма. Посвящение царя и его подданных стало эпохальным событием в истории традиции Гаудия. Во всей Индии только в Вана Вишнупуре культура и искусство Гаудия вайшнавов развивались без иноземного вмешательства и отклонений. Даже мусульманское вмешательство было там минимальным. В результате, с начала 17 века архитектура и культура Бенгалии нигде не сохранились в таком обилии и в такой нетронутой форме, как в вайшнавских монументах Вишнупура. Это одно из многих преимуществ царского покровительства. Д-р Самбидананда Дас пишет следующее: <Известно, что Гаудия-вайшнавизм твердо укрепился в Орисской империи благодаря активному влиянию Пратапарудры, императора Ориссы. Успех Вриндавана в основном связан с принятием его веры принцем Амбера и других государств Раджпута. Движение в Бенгалии долгое время было ограничено простым народом, пока на помощь не пришел царь Вишнупура. Следует напомнить, что цари Гауды (Бенгалии) были мусульманами и, естественно, противостояли вайшнавизму, который считали индийским движением. Вайшнавизм в своей родной провинции терпел гонения со стороны внешних сил, в то время как в других провинциях он развивался под благоприятным покровительством их правителей. Царь Вишнупура снял этот грех с Бенгалии, использовав все свои средства для проповеди вайшнавизма на своей территории и в других районах Бенгалии>. Царь Бирхамбир правил с 1596 по 1622 год, и за это время он написал множество изысканных стихов во славу Кришны, Махапрабху и Шриниваса Ачарьи. Многие из них можно найти в Бхакти-ратнакаре и в Пада-Калпатару. Поэтический дар царя помог ему в новом деле распространения вайшнавского учения в его царстве. В этом он преуспел. Таким образом, Шринивас закончил свою миссию в Вишнупуре. Когда он написал Дживе Госвами, сообщая не только о том, что книги возвращены, но и о том, что царь-разбойник встал под знамя

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: