Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 67%

Гаудия-вайшнавизма, весь Вриндаван ликовал, прославляя Шриниваса Ачарью. За это время произошли и другие важные события. Например, хотя царь Бирхамбир и все его царство было обращено в вайшнавизм, и Шринивас создал там важный центр, Ачарье нужно было повидаться со своими друзьями - Нароттамой и Шьяманандой. Он написал им о событиях в Вишнупуре, но о том, что делали они, он знал мало. Кроме того, он узнал, что Нарахари Саркар Тхакур был болен и близок к смерти, и потому он хотел пойти в Шрикханду, чтобы повидаться с ним и со своей стареющей матерью в близлежащем Яджиграме. Кроме того, в это время Шринивас женился. Хотя некоторые из авторитетных книг говорят, что он женился до того, как отправился во Вриндаван, Бхактиратнакара утверждает, что он женился после возвращения в Бенгалию из Вриндавана по совету Нарахари Саркара. Похоже, что вторая версия более вероятна. Шринивас возвращается в Яджиграм Попрощавшись с царем Бирхамбиром, Шринивас повез сундук с книгами в Яджиграм. Приехав туда, он рассказал преданным о том, что произошло. Все жители святого города, а особенно его любящая мать, были счастливы быть с ним. Но у них были для него и горькие вести: ему сообщили, что Шримати Вишнуприя покинула этот мир. Она была вдовой Чайтаньи, с которой Шринивас был знаком, и играла важную роль в проповеднической миссии в Бенгалии. Узнав о ее уходе, Шринивас впал в глубокую тоску. Не в силах совладать с чувствами, он потерял сознание - такова была сила его любви к ближайшим спутникам Махапрабху. Преданные Яджиграма сделали все возможное, чтобы привести Шриниваса в чувство и утешить его, и вскоре он поправился. Несколько дней спустя пришло письмо от Нарахари Саркара и Рагхунандана Тхакура с просьбой прибыть в соседнюю Шрикханду. Шринивас немедленно отправился туда, чтобы повидать двух своих учителей, которые так хорошо наставляли его в молодости. Во время этой встречи Нарахари Саркар посоветовал Шринивасу жениться. Шри Нарахари говорил: <Твоя мать - великая преданная. Она много лет преданно служила в Яджиграме. Ты должен выполнять каждое ее желание. Я точно знаю, что она была бы счастлива, если бы ты женился. Так как она великая преданная, ты должен исполнить ее желание>. По совету Шри Нарахари Шринивас решил скоро жениться и завести семью. Проведя еще несколько дней в Шрикханде, он отправился в Кантхак Нагару, чтобы повидать великого мудреца Гададхара Даса, который был одним из личных спутников Махапрабху. Увидев Шриниваса, Гададхар обнял его с великой любовью. Он расспросил Шриниваса о преданных во Вриндаване и особенно о Госвами. Он хотел знать о здоровье всех великих вайшнавов, как могли они жить в разлуке с Господом и его ближайшими спутниками, как и в каких условиях они жили. Так Гададхар Дас и Шринивас говорили о Чайтанье Махапрабху и о верности Его преданных в Его отсутствии. Через несколько дней общения с Гададхаром Дасом Шринивас собрался обратно в Яджиграм. Перед его уходом Гададхар Дас благословил его: <Придет день, когда ты вкусишь нектар воспевания святого имени вместе с самим Господом и его ближайшими спутниками, а пока я даю тебе мое благословение жениться. И пусть это принесет тебе благо. Шринивас женится Слова Гададхара Даса глубоко тронули Шриниваса. Размышляя об этом, он вернулся в Яджиграм. Там он встретил пожилого брахмана Гопала Чакраварти, у которого была красивая и преданная дочь по имени Драупади. Увидев естественное влечение друг к другу Шриниваса и Драупади, Шри Рагхунандан Тхакур, устроил их свадьбу. После свадьбы Драупари назвали Ишвари (есть мнение, что это имя она получила при посвящении), поскольку она была очень преданна Богу, а мужем ее стал великий святой. Ее отец, Гопал Чакраварти, вскоре принял Шриниваса своим духовным учителем, как и два ее брата - Шьям Дас и Рамчандра. Шринивас быстро стал одним из наиболее выдающихся гуру во всей Бенгалии. Через некоторое время жена родила ему сына, и когда он написал Дживе Госвами во Вриндаван об этом благословенном событии, то получил полный воодушевления ответ, в котором Джива Госвами назвал мальчика Вриндаван Валлабха. Вскоре после этого Шринивас женился еще раз (во времена Шриниваса многоженство не было чем-то необычным, но такие случаи были нечасты). Его вторая жена тоже была великой преданной, и при посвящении получила имя Гауранга-прия, хотя при рождении ее назвали Падмавати. Может возникнуть вопрос, почему Шринивас решил жениться вторично. Большинство биографов не распространяются на эту тему, просто говоря, что второй раз он женился через несколько лет после первой свадьбы. Но Анурага-балли рассказывает, что его ближайшие ученики настояли, чтобы он женился во второй раз после безвременной кончины двух его сыновей от Ишвари. Очевидно, они заботились о том, чтобы его род не прервался. По всей видимости, у Шриниваса было два сына - Вриндаван Валлабха и Радхакришна Дас, которые умерли в юном возрасте - нигде нет упоминаний о том, что у них были ученики. У остальных же его родственников - первой жены, ее дочерей Хемлаты, Кришна-прии и Канчаны, известной также, как Ямуна, у его второй жены Гауранга-прии и ее сына Гати Говинды - было очень много учеников. В наши дни во Вриндаване живет род потомков Шриниваса от Гати Говинды. Уход Нарахари Саркара Тем временем, увидев Шриниваса в последний раз, Нарахари Саркар покинул этот мир. Шринивас организовал большой фестиваль, чтобы должным образом почтить память Нарахари. Присутствовали жители Шрикханды и всех окрестных деревень. Вскоре в округе вайшнавские фестивали стали обычным делом. Например, Шринивас открыл важный проповеднический центр в Баракули, установив божество Радхавиноде (Кришны) в доме одного из своих главных учеников - Говинды Чакраварти. Такие церемонии установления божеств сопровождались изысканными празднествами, пением, танцами и раздачей прасадам, освященной пищи. Таким образом движение распространилось по всей Бенгалии. Через какое-то время Шринивас решил вернуться во Вриндаван. Говорят, что прямо перед этим он был приглашен на огромный фестиваль в Кхетури, организованный Нароттамом. Другие считают, что этот фестиваль прошел гораздо позже, уже после возвращения Шриниваса из второго путешествия во Вриндаван. В любом случае, мы расскажем об истории в Кхетури в главе, посвященной Нароттаму Дасу Тхакуру, потому что именно он организовал этот исторический вайшнавский праздник. Ученики Шриниваса Прежде чем рассказать о втором путешествии Шриниваса во Вриндаван, было бы уместно рассказать о некоторых из его известных учеников, тем более что Рамчандра Кавирадж, один из наиболее признанных последователей Шриниваса, сопровождал его во время второго путешествия во Врадж. Рамачандру сравнивали с <дополнительным глазом и рукой> Шриниваса. Они были так близки друг другу, что их считали одним целым. Рамачандра и его знаменитый брат Шри Говинда, также ученик Шриниваса, были сыновьями Чирандживы Сены, близкого спутника Махапрабху. Оба были известными художниками, поэтами, учеными, и все же Рамчандра считается самым выдающимся учеником Шриниваса - отчасти благодаря Нароттаму Дасу Тхакуру, который по просьбе Шриниваса начал опекать Рамчандру и близко подружился с ним, обучая всем тонкостям философии вайшнавов. С активной помощью царя Бирхамбира Шринивас сумел расширить сферу своей проповеди на такие районы Бенгалии, как Банкура, Бурдван, а также продвигался на восток, вплоть до Трипуры. Не будет преувеличением сказать, что он принес просвещение всей Бенгалии и принял сотни учеников. Только Према-Вилас упоминает 117 учеников, получивших посвящение непосредственно от него, во всех уголках Гаудадеша. Однако, хотя у Шриниваса были сотни учеников, двадцать один из них считаются наиболее выдающимися и подразделяются на четыре категории. 1. Шесть Чакраварти - Гокулананда, Говинда Нараяна, Шридас, Шьямадас и Вьясачарья. 2. Восемь Кавираджей - Бхагаван, Гокула, Гопирамана, Говинда, Карнапур, Нрисимха, Рамчандра и Баллабхи. 3. Шесть Тхакуров - Джаярам, Кумудананда Куларадж, Радхабаллабха Мандала, Рамакришна Чатурадж, Рупа Гхатака и Тхакурдас. 4. Один Раджа - царь Бирхамбир Хемлата Тхакурани В этот список часто включают еще царя Шикхарабхуми, а также Хемлату Тхакурани, дочь Шриниваса. Хотя ее зачастую не считают его ученицей - как кровную родственницу - она, тем не менее, получила от него посвящение и была одним из самых значимых последователей Шриниваса. Ее - образованную и вдохновенную проповедницу, сравнивали с Джанавой Деви в распространении движения по Бенгалии. Она была одаренным и вдохновенным лидером, и давала посвящение в традицию Гаудия вайшнавов и мужчинам, и женщинам. Один из ее учеников - Ядунандан Тхакур, стал знаменитым ученым и поэтом, переводя на простой Бенгали классику литературы Гаудия. Более того, по специальной просьбе Хемлаты Тхакурани он написал Карнананду. Впоследствие она вышла замуж за великого преданного Гопиджанабаллабха Чхаттараджа и родила несколько детей. В наши дни ее потомки живут в деревнях Малиати и Будхайпад в районе Муршидабада, где она в свое время сама начала проповедь Гаудия-вайшнавизма. Шринивас возвращается во Вриндаван Второе путешествие Шриниваса во Вриндаван, в котором его сопровождали Рамчандра Кавирадж и его сын Вриндаван Баллабха, важно по нескольким причинам. Во-первых, Шринивас не был там с тех пор, как вернул похищенные книги. Все Госвами желали выразить свою радость по этому поводу, и им представилась такая возможность, когда приехал Шринивас - они прославляли его от всей души. Более того, он шел теперь во Вриндаван с Рамчандрой Кавираджем, что доказывало Госвами Вриндавана, способности Шриниваса, как проповедника, сумевшего воспитать такого достойного. В результате, Гопал Бхатта Госвами, который сначала хотел, чтобы поклонение божеству Радха Рамана во Вриндаване принял от него Шринивас, передал эту обязанность другому своему ученику - Гопинатхе Пуджари - и настоял, чтобы Шринивас продолжал свою прекрасную проповедь в Бенгалии. Потомки братьев Гопинатха до сих пор возглавляют храм Радха Рамана. Еще одной важной особенностью этого путешествия было то, что приблизительно в то же время там оказался Шьямананда Пандит, что позволило им еще больше сблизиться. Вместе они возобновили учебу под руководством Дживы Госвами, который учил их дальнейшим сокровенным тайнам Гаудия-вайшнавизма. Постепенно Шринивас начал проявлять свои мистические энергии, и стало очевидно, что он полностью поглощен служением в духе Манджарибхавы, наиболее близкой любви к Богу. Назад в Вишнупур После нескольких месяцев жизни во Вриндаване, Шринивас вместе с Шьяманандой и Рамчандрой Кавираджем возвратились в Бенгалию, потому что миссионерская деятельность там не была завершена, и Шри Джива и другие Госвами Вриндавана очень хотели, чтобы она продолжалась. Остановившись в Вана Вишнупуре, они отправились повидать царя Бирхамбира, который был счастлив видеть своего гуру и двух других вайшнавских светил. О преданности царя можно было судить по тому, что происходило в его царстве. Как говорит об этом Д.С.Сен: <Раджа Вира Хамвира (Бирхамбир) не делал ничего без совета своего гуру, даже в вопросах политики. Голос Шриниваса был решающим как в суде, так и в других вопросах, решавшихся в Вишнупуре. Повторение имени Бога определенное число раз стало в государстве законом. Приношение животных в жертву на алтаре также порицалось, хотя фактически и не запрещалось законом. К гуру, который принес стране духовную славу, приходили влиятельные в миру люди. На всех вайшнавских празднестввх Шринивасу дарили ценные подарки, а Раджа Вира Хамвира всячески старался удобнее устроить его. Но, верный традициям брахмана, ученого и святого, Шринивас довольствовался жизнью в соломенной хижине, хотя при помощи Раджи и других влиятельных учеников, он мог бы построить дворцы. Деньги, которые он получал, тратились, в основном, на пищу для его учеников, которых было всегда много в его доме. Слава Вишнупура Рапространение вайшнава-дхармы в Бенгалии и, в частности, в Вишнупуре, продолжалось и после ухода Шриниваса, в последующие века. Например, преемник царя Бирхамбира царь Рагхунатх Сингх I впоследствии построил множество вайшнавских храмов в отдаленных деревнях, чтобы проповедовать вайшнавскую религию среди местных жителей. Цари Вишнупура, начиная с Бирхамбира, брали на себя значительную ответственность за материальное и духовное благополучие своих подданных. Они выделяли значительные средства на содержание святых мест, храмов и других религиозных учреждений. Они не просто просили своих подданных повторять святое имя, как отмечает Д.С.Сен, но даже разработали систему слежки, проверявшей, соблюдают ли их подданные предписанные религиозные обязанности. С этой целью царь Гопал Сингх выходил, переодевшись, чтобы убедиться, действительно ли его подданные повторяют святое имя на четках во время джапы. В этой связи надо отметить, что цари отнюдь не были безжалостны. Большинство их подданных с готовностью приняли свой религиозный долг.Тех же, кто не хотел жить в вайшнавской общине, власти просили уехать, даже больше ради них самих, чем ради интересов государства. Как пишет д-р Самбидананда Дас: <Вайшнавские цари, начиная в Вира Хамвира, развивали вайшнавскую культуру во всех ее отраслях. Практическая религиозная жизнь царей, в частности Вира Хамвира, Гопала Сингха и Чайтаньи Сингха, сделали людей Вишнупура богобоязненными, благостными, скромными, вежливыми и чистыми сердцем. Сделать все население счастливым и благостным - нелегкая задача. Однако, моральный уровень этих людей по достоинству оценили многие выдающиеся иностранцы. Люди считали царей своими гуру. До сего дня у них есть обычай во время всеобщего поклонения предлагать пищу на алтарь Шри Чайтаньи от имени царя. Так Шринивас через Раджу Вира Хамвира начал новую эпоху религиозной жизни страны. Манджари-бхава В Вишнупуре Шринивас проявлял высочайший уровень сознания Кришны. Он был образцовым гоштхи-ананди (проповедником), о чем свидетельствует его выездная санкиртана и энтузиазм в распространении авторитетного послания Бхагаватам всем, кто хотел его слушать. Он был также и прекрасным бхаджанананди (поклонялся Господу всем сердцем), что видно из того, как он был поглощен манджари-бхавой, внутренней медитацей на свой образ служанки Шримати Радхарани. В этой связи во всех биографиях Шриниваса описывается один интересный случай. Однажды, будучи в Вана Вишнупуре, Шринивас впал в транс, медитируя на свой облик Мани Манджари в духовном мире. Сосредоточив свой ум на играх в воде Радхарани во Вриндаване, он с удовольствием наблюдал, как Она плещется в Ямуне с Кришной и своими близкими подружками гопи. Но посреди игры ее украшение (бесара) из носа выпало в темно-синие воды и только Рупа Манджари заметила, что оно упало с Ее лотосоподобного лица. Рупа Манджари взглянула на Гуну Манджари (Гопал Бхатта Госвами), которая, поняв Шри Рупу, нырнула в поисках оброненного кольца. Однако все ее попытки были тщетны - благословенное кольцо было не найти. Гуна Манджари даже позвала на помощь Мани Манджари (самого Шриниваса), но безрезультатно. Шринивас продолжал медитировать на эти игры день и ночь, не прерываясь в течение трех дней. Однако во внешнем мире его жены были вне себя от горя: <Вернется ли когда-нибудь Шринивас из медитативного транса? Не умер ли он?> Тело его закостенело, а дыхание было едва заметно. Жены начали громко плакать. Прибежавший царь, увидев состояние Шриниваса, тоже был сильно озабочен. <Телу нужна пища. Если Ачарья не вернется в наш мир в ближайшее время, он может покинуть нас навсегда>. Однако придворный врач успокоил царя и жен Шриниваса, осмотрев тело Шриниваса - оно было здоровым. Но сколько может существовать без пищи даже самый здоровый человек? Конечно, следует отметить, что такое состояние возвышенного сознания встречается редко, и не стоит пытаться подражать ему. Согласно Ведической традиции новички и те, кто находится на промежуточной стадии преданного служения (бхакти-йоги) должны сосредоточиться на виддхи-садхане под руководством истинного духовного учителя, и посредством этого метода можно постепенно достичь более высоких уровней бхавы и премы, как это видно на примере Шриниваса Ачарьи. Помощь Рамчандры Кавираджа Ишвари, первая жена Шриниваса, вспомнила про Рамчандра Кавираджа. Если кто-то вообще способен понять, что происходит со Шринивасом и вывести его из транса, то только Рамчандра. Она сказала об этом царю, который тотчас же послал за самым близким учеником Шриниваса. Увидев лицо своего господина, Рамчандра заверил всех окружающих: >Не бойтесь, Шринивас Ачарья находится в глубоком самадхи. Он скоро вернется к вам>. Рамчандра, который также был воплощением Мани Манджари (хотя он больше известен как Каруна Манджари) сел рядом со Шринивасом и тоже погрузился в медитативный транс. В этом состоянии он появился на Ямуне, где Шринивас (Мани Манджари) все еще искал украшение Радхарани. Рамчандра, в своем собственном облике другого <я> Мани Манджари нырнул в реку и помог Шринивасу найти кольцо, которое лежало за листком лотоса. Отдав кольцо Мани Манджари (Шринивасу), Рамчандра был счастлив, поскольку смог оказать своему гуру такое сокровенное служение. Как раз в это время Радхарани закончила играть и начала одеваться в свое красивое темно-синее сари. Ее близкие подруги гопи, конечно, помогали ей, и когда нужно было надеть последнее украшение - кольцо в нос, Гуна Манджари с надеждой взглянула на Мани Манджари, которая как раз в этот момент вышла из Ямуны и отдала кольцо. Конец медитации Когда последний штрих в украшении Радхики был нанесен, подошел Кришна, чтобы увести ее в леса Вриндавана. Гопи и манджари глядели, не веря своим глазам, зачарованные непревзойденной красотой Божественной Четы. Эта сцена захлестнула их любовью, и в их телах проявились признаки духовного экстаза. В этот момент Рамчандра и Шринивас прервали свою медитацию. Они взглянули друг на друга во внешнем мире и, хохоча как сумасшедшие, обнялись и упали на пол, а из их глаз лились слезы любви. Никогда еще царь Бирхамбир не ощущал такого экстаза. Его господин вернулся! Ишвари и Гауранга-прия плакали от счастья. Все преданные начали повторять:>Хари! Хари!> Двоим садху, только что вернувшимся из путешествия в духовный мир, принесли огромный пир. Остатки обеда раздали близкому кругу преданных. После еды преданные сели у ног Шриниваса и Рамчандры, которые всю ночь рассказывали об играх Радхи и Кришны. Манаса Сева Медитация Шриниваса развилась до такого уровня, что, возвращаясь во внешнее сознание, он невольно стал приносить с собой разные вещи. Так, например, Бхакти-ратнакара рассказывает, что однажды, медитируя на лилы Махапрабху, Шринивас увидел, что поклоняется самому Господу Чайтанье, который восседал на красивом троне, усыпанном драгоценными камнями. В медитации Шринивас подошел к Господу и почтительно растер его тело мягкой сандаловой пастой. Затем он надел на Него гирлянду ароматных цветов и начал бережно опахивать его чамарой. Оказывая Господу такое служение, Шринивас не мог справиться с собой и, созерцая великолепную форму Господа, начал проявлять признаки экстаза. Это доставило удовольствие Господу Чайтанье, который снял с Себя гирлянду Шриниваса и одел ему на шею. Когда Господь проявил так свою любовь к Шринивасу, его медитация прервалась, но гирлянда осталась у него на груди. Ее благоухание было не сравнить ни с чем, что он когда-либо испытывал. Он быстро снял гирлянду и спрятал, чтобы не раскрывать свои сокровенные игры. Такие случаи Манаса Севы часто происходили со Шринивасом и в играх Радхи и Кришны. Бхакти-ратнакара рассказывает о том, что однажды, в глубокой медитации, Шринивас увидел себя (как Мани Манджари) рядом с Радхарани, когда она и Кришна принимали участие в фестивале Холи Кела. Это веселый праздник, во время которого Радха и Кришна, играя, бросаются друг в друга цветными красками. Шринивас в медитации увидел, как Радха и Ее ближайшие подружки гопи бросали в Кришну краски и поливали Его со всех сторон цветной водой, а Он, в свою очередь, бросал краски в них. Когда эта любовная баталия достигла своего пика, гопи оглянулись на Шриниваса, делая ему знак, чтобы он помог им. Мани Манджари стала быстро подносить Радхике цветные порошки. Радхика и гопи использовали их против Шри Кришны, но Его не так легко было взять. Он отвечал на их нападение еще сильнее, и схватка стала такой бурной, что земля задрожала. Посреди этого неукротимого веселья, медитация Шриниваса прервалась и, когда он вернулся во внешнее сознание, то обнаружил, что тело его покрыто разноцветными красками из духовного мира. Когда члены его семьи и ученики увидели его в таком виде, они поняли совершенство (сиддхи) его внутренней медитации (манаса сева). Его повседневная деятельность Рассказ о деяниях Шриниваса Ачарьи может занять много томов (так оно и есть на самом деле), но мы хотим дать обзор его жизни и достижений. Все это подробно описано в Бхакти-ратнакаре, Премавиласе, Нароттам-виласе, Анурага-балли и Карнананде. Последняя работа дает краткое описание его ежедневной жизни в Вишнупуре и аналогичное расписание после его возвращения в Яджиграм. Согласно описанию, рано утром Шринивас читал и объяснял своим ученикам следующие произведения: Бхакти-расамрита-синдху, Видагдха Мадхава, Лалита Мадхава, Хари бхакти-вилас, Хансадутта, Гитавали, Шатсандарбха, Бхагаватам и Брахма-самхита. Изучением книг он был занят до 10 утра. Затем до 2 часов дня он в уединении читал джапу, иногда поклоняясь Кришне в медитации. С 4 дня до 6 вечера он проводил киртан, песни и танцы со своими учениками. Он был особенно известем своими киртанами Падавали в стиле Манохар Чхой, и говорят, что это единственный сохранившийся классический стиль. Для своих киртанов он обычно выбирал песни из репертуара Джаядева, Чандидаса или Видьяпати. В вечернее время он давал наставления ученикам и обсуждал с ними эзотерические вопросы. Его книги Говорят, что Шринивас сочинил пять лирических пад. Они включены в шестую главу Карнананды, а три из них есть также в Пада-Калпатару. Он также составил великолепный комментарий к Бхагаватам, который очень ценится и изучается в наши дни. Он написал и другие работы, включая известную Шат Госвами Аштаку (восемь молитв шести Госвами). Хотя его литературная деятельность была не столь обширна, ее качество в отношении содержания и стиля - чистый нектар, который оставил неизгладимый и уникальный след в традиции Гаудия. Божественное вознесение В биографиях Шри Чайтаньи Махапрабху Его уход из этого мира не описан подробно. Последователи Шриниваса тоже не рассказывают о его уходе. Это может быть связяно с их сильной любовью к Ачарьи и представлением о том, что он был Самим Махапрабху. Такой вывод делается в Према-Виласе, где говорится, что Шринивас Ачарья явился 1/16 частью полного проявления Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, он был особым проявлением Всевышнего в обличии Его собственного преданного. Хотя его божественное вознесение остается загадкой, жизнь его продолжает вдохновлять нас.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Sponsor's links: