Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 5%

Преподобный Харт: Минуточку, это ещё не всё: "А потому, если у
4
вас и есть Библия, не думайте, что в ней содержатся все слова Мои;
не думайте, что Я не повелел, чтобы ещё больше было написано. Ибо Я
велю всем людям, будь то на востоке или на западе, на севере или на
юге, или же на островах в море, чтобы они записывали слова, кото-
рые Я говорю им; ибо по книгам, которые будут написаны, Я буду су-
дить мир..."
Я вовсе не собираюсь утверждать, что эти слова - божественное
откровение или что-нибудь в этом роде. Но сказанное здесь очень по-
хоже на правду и, на мой взгляд, помогает принять ваше отношение к
ведической литературе и другим священным книгам Востока.

Сатьяраджа дас: Да, религия едина. В зависимости от времени и

обстоятельств она открывается в разных формах и в большем или
меньшем объёме, но суть всегда одна и та же. Например, словари мо-
гут быть маленькими, краткими, как карманные словарики, или больши-
ми, полными, вроде того, что лежит у вас на кафедре. В них содер-
жатся одни и те же знания, но полный словарь даёт больше подробнос-
тей, разъясняя все нюансы каждого слова.
И, конечно, важно найти традицию, в которой дано наиболее
объёмное и полное откровение. На мой взгляд, Иисус чётко обозначил
границы христианского откровения: "Ещё многое имею сказать вам, но
вы теперь не можете вместить" (Евангелие от Иоанна, 16.12).

Преподобный Харт: Да, и хотя сказано, что его ученики получили

более глубокое, сокровенное знание, всё же библейское откровение в
целом действительно дано в форме притч. И, по-видимому, очень неп-
росто найти метод, который позволил бы последовательно и системати-
чески раскрывать эти изначальные, глубинные истины. Продолжая вашу
мысль, приведу ещё одно примечательное высказывание Иисуса: "Если Я
сказал вам о земном, и вы не верите - как поверите, если буду гово-
рить вам о небесном?" (Евангелие от Иоанна, 3.12)

Сатьяраджа дас: Это, несомненно, так. Но в "Бхагавад-гите"

Кришна говорит: "Сейчас Я во всей полноте возвещу тебе знание о
проявленном мире, а также о том, что недоступно чувственному вос-
приятию. Для того, кто получил это знание, уже нет ничего непознан-
ного". ("Бхагавад-гита, 7.2). И есть метод, позволяющий, продви-
гаясь шаг за шагом, достичь уровня Богопознания. Этот метод, или
путь, называется сознанием Кришны. Так что из ведического открове-
ния можно почерпнуть очень много ценного.

Преподобный Харт: Насколько я понимаю, когда вы говорите о

"ведической традиции", то подразумеваете не какую-нибудь устарев-
шую индийскую религию, а нечто большее. Я попробую обобщить свои
представления, сформировавшиеся в ходе наших бесед, чтобы прове-
рить, насколько они правильны. Итак, существовала древняя монотеис-
тическая традиция - вайшнавизм, то есть поклонение Вишну (Кришне,
Богу). Её первоначальное название -санатанадхарма , и "вечное пред-
назначение души". Священные книги, в которых разъясняются эти исти-
ны, а также основанная на них культура - это, собственно, и есть
ведическая традиция. Так ли это?

Сатьяраджа дас: Да.

Преподобный Харт: По-моему, особенно интересно то, что при по-

верхностном знании истории религии мы считаем иудаизм, христиан-
ство и ислам единственными или, по крайней мере, наиболее древними
монотеистическими религиями. Но для меня теперь совершенно очевид-
но, что у них есть предшественник - ведическая (вайшнавская) тради-
ция Древней Индии. Это открытие захватывает моё воображение. Я
христианин, и сама идея о том, что существовала древняя культура,
учившая любви к Богу, к нашему Единому Всевышнему, не может оста-
вить меня равнодушным. Эта культура существовала ещё до того перио-
5
да, когда, как принято считать, зародилась иудео-христианская тра-
диция, - в этом я уже нисколько не сомневаюсь. Но когда же закончи-
лась эта традиция? Почему индийская религия уже не считается моно-
теистической?

Сатьяраджа дас: Древнейший метод, позволяющий обрести любовь к

Богу, имеет специальное название - бхакти-йога, то есть наука пре-
данного служения. Вопреки распространённому мнению, именно в Индии
возникла первая монотеистическая традиция - в этом вы совершенно
правы. Эта традиция была основана на бхакти-йоге, служении Господу
Кришне. Само представление о "Едином Всемогущем Боге" изначально
присуще ведической культуре. Чтобы полностью в этом убедиться, дос-
таточно ознакомиться с наиболее ранними разделами ведической лите-
ратуры. Так что у большинства учёных не возникает на этот счёт ни-
каких сомнений.
Но с распространением буддистских идей (с 5 века до н. э.) и
особенно монистического учения - "всё едино" ( Шанкара, 8 век н.э.)
- ясное понимание исходной ведической концепции было утрачено. В
результате появилась пёстрая смесь, известная теперь под названием
"индуизм", для приверженцев которого характерно поклонение велико-
му множеству богов, а также стремление слиться с Высшим Бытием. Ве-
дическая традиция, существовавшая задолго до появления этих новых
толкований, была пронизана благоговением перед Единым Верховным Бо-
жеством и любовью к Нему. В ведических писаниях, появившихся намно-
го раньше, чем три распространённые ныне монотеистические традиции,
говорится, что имена Бога бесчисленны и что главное из них - "Криш-
на".
Впрочем, эта изначальная ведическая традиция вовсе не умирала,
хотя, на какое-то время истинное её содержание безусловно было сок-
рыто.
Но сегодня она переживает новый расцвет. В Индии по этому пу-
ти идут буквально миллионы людей; на Западе же наиболее видным
представителем ведической традиции является Международное общество
сознания Кришны (ИСККОН).

Преподобный Харт: Последователи этой древней монотеистической

традиции смогли бы по достоинству оценить то, что Иисус назвал
"первой и наибольшей заповедью": возлюбить Бога "всем сердцем
твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Второй же по
значению Иисус назвал следующую заповедь: "возлюби ближнего твоего,
как самого себя". И вот мне интересно: как вы, современный последо-
ватель древней вайшнавской традиции, бхакти-йоги, понимаете запо-
ведь Иисуса?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: