Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 8%

Сатьяраджа дас: В первой заповеди выражена суть бхакти йоги.
Однако именно в ведической литературе наиболее подробно разъясняет-
ся, как выполнить эту заповедь. В Библии, которую можно рассматри-
вать в качестве дополнения к первоначальным ведическим писаниям,
содержатся лишь некоторые указания на этот счёт. Но, чтобы возлю-
бить Бога, нужно узнать Его, а наилучшую возможность для этого даёт
именно ведическая литература. Здесь, собственно, даже не о чем спо-
рить - достаточно провести сравнительное исследование этих источни-
ков.

Преподобный Харт: Да, я полагаю, что Веды, в известном смысле,

действительно дают больше информации, а стало быть, предоставляют
больше возможностей. Вы говорите, знать Бога - значит любить Его.
Иными словами, тот, кто действительно знает Бога, не может не лю-
бить Его, ведь нет никого прекраснее, чем Он...
А что вы скажете о второй заповеди, "возлюби ближнего твоего"?

Сатьяраджа дас: Это наставление заслуживает особого внимания.
Иисус проводит различие между любовью к Богу и любовью к ближнему,
6

которая, по его словам, подобна любви к Богу. И всё-таки это не од-
но и то же. Так, что если мы любим своих ближних, это ещё не есть
проявление любви к Богу,хотя христиане, как правило, смешивают эти
две заповеди. Вы понимаете, что я имею в виду?

Преподобный Харт: Да, конечно. Думаю, духовно зрелые христиа-

не знают, что это не одно и то же; по крайней мере моим единовер-
цам это известно.
В противном случае не было бы никакой разницы между любовью к
Богу и любовью к человеку, хотя в словах Иисуса подразумевается,
что это не одна и та же любовь. Но в чём же тогда проявляется наша
любовь к Богу? В молитве?

Сатьяраджа дас: Да, и в молитве тоже. Однако есть способ, поз-

воляющий одновременно выполнять обе заповеди. Вкратце моё предложе-
ние звучит так: распространяйте Слово. Проповедуйте.
Что значит действительно возлюбить ближнего своего, действи-
тельно помочь другому живому существу? Стоит задаться этим вопро-
сом, как нас сразу начинают одолевать привычные требования: помоги-
те бездомным, накормите голодных. Разумеется, подобная помощь зас-
луживает всяческого одобрения, но только поверхностный взгляд уви-
дит в ней подлинное проявление добродетели. Я понимаю, что такая
оценка покажется слишком строгой, однако задумайтесь: разве бро-
сить верёвку утопающему или одеть и накормить раздетых и голодных -
значит проявить к ним свою трансцендентную любовь? Неужели мы уже
дошли до того, что естественную реакцию на страдания другого чело-
века считаем какой-то жертвой, "христианской добродетелью", выпол-
нением второй заповеди?
Увы, в ответ прозвучит всеобщее Да! Смысл библейской заповеди
сведён к элементарной реакции на страдания другого человека. Более
того, само понимание заповеди "возлюби ближнего твоего" пытаются
удержать на телесном уровне и тем самым задушить эту заповедь, не
давая раскрыться её божественному потенциалу.
Вот главное, к чему я призываю: давайте вдохнём новую жизнь в
эту заповедь. Или, точнее, давайте вернём её к жизни. Для этого
необходимо снова поднять её на духовный уровень: ведь если это тре-
бование религии, оно должно относиться не только к телу, но и к
вечной душе. Поэтому я утверждаю, что истинная сущность христиан-
ской любви - чисто духовной любви - состоит прежде всего в том,
чтобы давать другим знание о Боге. Высшее проявление нашей любви к
ближним - это передача учения, которое позволит им постичь Бога. С
другой стороны, такая деятельность - это и наиболее яркое проявле-
ние нашей любви к Богу.

Преподобный Харт: Полностью с вами согласен. Но пойдёмте

дальше: меня заинтересовали ваши представления о душе. Вы даёте ду-
ховное понимание этих заповедей в отличие от материального или, по
крайней мере, в дополнение к материальному. На мой взгляд, это
очень важно. Как вы знаете, очень много говорил о душе Фома Аквин-
ский...

Сатьяраджа дас: Да, но у него такая путаница: он учил, что ду-

ши бывают растительные, животные и разумные.

Преподобный Харт: И при этом он сразу же объявил,что ни у жи-

вотных, ни даже у женщин нет разумной души. Я вовсе не хочу ска-
зать, что я с ним согласен или, что он осветил все вопросы, касаю-
щиеся души. Я, между прочим, принадлежу не к католической, а к
епископальной церкви ! (смеётся)

Сатьяраджа дас: Веды предлагают куда более ясную концепцию ду-

ши. Предположение Фомы Аквинского, считавшего, что существует три
типа душ, не соответствует истине. Путаница в его представлениях
7
возникла из-за того,что он ошибочно отождествлял живых существ с их
телами. Он видел, что тела могут быть отнесены к трём основным ти-
пам, и заключил, что души также подразделяются на три типа. Но все
души обладают одной и той же природой - они духовны. В царстве ду-
ха нет места уродствам двойственности.
Из "Брахма-вайварта-пураны" известно, что существует 8 400 000
видов жизни, или телесных форм, и что в процессе эволюции душа
(принадлежащая к одному и тому же "типу") должна побывать в каждой
из них, со временем достигая человеческой формы. Эта форма подобна
вратам, через которые мы можем войти в трансцендентный мир, а мо-
жем - снова попасть в вереницу низших форм. Благочестивая дея-
тельность, совершаемая в человеческом теле, возвышает нас, а из-за
неправедных поступков мы опять падаем. Это и есть карма , закон
причинности. В соответствии со своими заслугами мы переселяемся в
определённое тело - таков закон природы.

Преподобный Харт: Реинкарнация? Это интереснейшая концепция,

имеющая давнюю историю... Отношение христианства к ней весьма про-
тиворечиво... Так, например, Св. Фома Аквинский, конечно же, не
считается приверженцем этой идеи, однако в своей "Сумме теологии"
он пишет, что после смерти каждая душа, покинув этот мир, попадает
в определённое "место". Он говорит, что все живые существа склонны
к "погружению" (gravitas), равно как и к "возвышению" (levitas);
неизвестно, однако, что именно он имел в виду.
Во Втором послании Петра, о смерти говорится как о "выходе"
(exitus). Подразумевается, что существует нечто, которое в момент
смерти покидает тело, "выходит" из него. Многое можно было бы
объяснить, приняв идею реинкарнации. Например, куда отправляется
душа после смерти? Ведь Бог милосерден, и едва ли Он посылает в
"ад" грешника, который один-единственный раз родился в этом сумас-
шедшем мире... Это происходит далеко не сразу...

Сатьяраджа дас: Да, и Веды говорят, что на самом деле мы, ду-

ши, не умираем. Просто заканчивается один цикл, и мы попадаем в
следующий.

Преподобный Харт: (смеясь) Многие раннехристианские философы

тоже принимали идею реинкарнации. На мой взгляд, это логичное
объяснение того, что происходит в момент смерти. В конце концов,
первый закон термодинамики - закон сохранения энергии - гласит, что
энергия не может быть ни создана, ни уничтожена. Так что же проис-
ходит в момент смерти с той энергией, которая давала телу жизнь?

Сатьяраджа дас: Вопрос, конечно же, риторический.

Преподобный Харт: Безусловно. Удовлетворительный ответ даёт

концепция реинкарнации, и первым отцам Церкви это было известно.
Вам, вероятно, будет интересно проследить, как современное хрис-
тианство пришло к отрицанию доктрины о повторяющихся воплощениях.
Известный христианский богослов д-р Геддес Мак-Грегор подробно рас-
сматривает этот вопрос в своей превосходной книге "Реинкарнация в
христианстве".

Сатьяраджа дас: Насколько я могу судить, ранняя Церковь испы-

тала на себе сильное влияние идей Платона, а стало быть, представ-
ления о реинкарнации имели дополнительную поддержку.

Преподобный Харт: Существеннейшие элементы христианского уче-

ния совпадали со взглядами Платона, и так было вплоть до Фомы
Аквинского, со времени которого в учение Церкви стали проникать фи-
лософские положения Аристотеля. Представления о реинкарнации, кото-
рых придерживался Платон, занимали видное место и в учении Церкви,
пока она находилась под его влиянием. Я полагаю, что эта концепция
8
была отвергнута не ранее, чем на Пятом Вселенском (Втором Констан-
тинопольском) Соборе, то есть в шестом веке.

Сатьяраджа дас: Почему же от неё отказались?

Преподобный Харт: Трудно сказать... Полной ясности в этом

вопросе нет... Впрочем, важную роль сыграл папский эдикт, появле-
нию которого, в свою очередь, способствовали ведущие политики того
времени, прежде всего император Юстиниан. По-видимому, власть пре-
держащие сочли, что их подданные, зная о новых воплощениях, будут
менее решительны в своём стремлении к совершенству. Ведь если люди
знают, что в их распоряжении больше чем одна жизнь на то, чтобы
стать совершенными христианами, они могут предаваться всевозможным
грехам в этой жизни, откладывая их искупление на следующую. Поэто-
му было решено исключить из учения Церкви понятие реинкарнации, и
даже из Библии были изъяты все тексты, которые могли бы служить
подтверждением этой идеи... Так или иначе, но если следовать этой
версии, тогда те, кто внёс такие изменения, действовали из благих
побуждений. Но есть и другая точка зрения, согласно которой всё
происходило куда менее благопристойно. Политика...интриги... В лю-
бом случае, такова история, и едва ли мы теперь можем что-либо из-
менить.

Сатьяраджа дас: Но ведь можно дать людям истину. Можно пока-

зать, что представления о реинкарнации основаны на логике и даже на
самих писаниях. В ведической традиции, во всяком случае на духов-
ном и философском уровнях, политике нет места. Если преданные заня-
ты организационной или административной работой, им порой приходит-
ся пачкать себе руки, но это ни в коем случае не относится к теоло-
гии или герменевтике(толкование писаний), а связано только с орга-
низационными вопросами.

Преподобный Харт: А как же тогда человек получает знания?

Ведь он обязательно использует свою способность рассуждать и приду-
мывать что-то самому. Между тем политические лидеры склонны влиять

. на ход наших рассуждений, пытаясь придать ему требуемое направление

Сатьяраджа дас: Нет. На Западе, вероятно, так оно и есть - об

этом свидетельствует сама история западной культуры и извращение
иудео-христианской традиции. На Востоке же, особенно в вайшнавской
традиции, за наставлениями обращаются к брахманам , то есть к чис-
тым интеллектуалам и священникам, и уж ни в коем случае не к поли-
тикам.
Видите ли, в ведической традиции есть стандартные праманы ,
способы получения знаний, и политическим лидерам очень трудно вме-
шаться в этот процесс. Важнейшая прамана это шрути, или щабда. Так
называется свидетельство или откровение, соответствующее писаниям и
возвещаемое чистым преданным, который приходит в цепи ученической
преемственности. Так что вероятность какого-либо влияния извне
очень невелика.

Преподобный Харт: А какие ещё существуют праманы?

Сатьяраджа дас: Есть, например, пратьякша, чувственное вос-

приятие, а также анумана, логическое заключение. Иногда называют
ещё упаману , постижение через аналогию, абхаву (другое название -
анупалабдхи), то есть доказательство, основанное на несуществова-
нии или невоспринимаемости чего-либо, и артхапатти, вывод,сделан-
ный на основе конкретных обстоятельств. Джива Госвами добавляет к
ним такие праманы , как арша (высказывания святых и мудрецов),
самбхава (вероятность), аитихья (предания) и чешта (жесты, мимика).
В процессе познания мы обращаемся ко всем этим источникам, хотя
многие из них совсем незначительно отличаются друг от друга. Но те,
9
кто ищет духовного знания, используют, главным образом, метод шаб-
да, так как он (особенно при правильном применении) считается не-
погрешимым.

Преподобный Харт: У меня возник ещё один вопрос: в нашей се-

годняшней беседе вы сказали, что существует 8 400 000 форм жизни.
Насколько я понимаю, это знание дано в Ведах, то есть это утвержде-
ние писаний и, если следовать преведённой вами классификации пра-
ман, его можно назвать шабдой. Но может ли эта цифра быть точной?
Мне всегда казалось, что видов жизни не так уж много.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: