Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%

Сатьяраджа дас: Когда мы говорим о 8 400 000 форм, подразуме-
ваются разновидности форм жизни. Если же выделять более обширные
категории, то их всего шесть. Это обитатели вод, растения, насеко-
мые, птицы, звери и люди.

Преподобный Харт: Это уже более понятно.

Сатьяраджа дас: Да, и, согласно "Падма-пуране", существует 900
000 разновидностей обитателей вод; 2 000 000 - деревьев, растений;
1 100 000 - насекомых; 1 000 000 - птиц; 3 000 000 - зверей и 400
000 разновидностей человеческой формы жизни, причём представителей
многих из них можно встретить прямо здесь, в Нью-Йорке.

Преподобный Харт (смеясь): Хорошо. Итак, существует 8 400 000
разновидностей форм жизни - с этим я могу согласиться. Хотя подож-
дите - вы сказали, что 400 000 из них относятся только к человечес-
кой форме? Возможно ли такое?

Сатьяраджа дас: В отличие от современных биологов, ведическая

литература, выделяя разные виды живых существ, учитывает не только
их внешность либо внутреннее строение грубого, физического тела.
Решающий фактор - уровень сознания, а их существует великое множес-
тво.

Преподобный Харт: Понятно, хотя усвоить всё это будет непрос-

то. Давайте немного вернёмся назад. Итак, в ходе естественной эво-
люции мы достигаем человеческой формы...хм-м... Это напоминает ут-
верждение Оригена, одного из первых отцов Церкви, который считал,
что душа, когда она падает из духовного мира, сначала воплощается в
образе ангела - вы, наверное, скажете, что она становится Господом
Брахмой или другим важным полубогом. Затем, под влиянием иррацио-
нальных страстей, порождённых материалистическим образом жизни, она
падает в самые низкие формы существования. После этого начинается
постепенный процесс естественной эволюции, в ходе которого душа
достигает человеческой формы жизни. Именно на этом уровне на лич-
ность возлагается ответственность за её поступки - иными словами,
вступает в силу карма - закон действий и их последствий, - и душа
отправляется вверх или вниз. В рай или в ад. Это, разумеется, зави-
сит от наших действий и от того, насколько мы верим в Бога.

Сатьяраджа дас: Это и есть ведическая концепция, но в Ведах

она развивается дальше. Взлёты и падения, о которых вы говорили,
относятся к жизни в материальном мире. Есть райские планеты, а есть
и адские, и в зависимости от того, как человек действует и в кого
он, соответственно, верит - в Бога или в маммону, - он получает те-
ло на одной из этих планет, то есть отправляется вверх или вниз.
Но Кришна призывает нас не путешествовать по этому миру, от-
правляясь то вверх, то вниз, а подняться над ним, выйти за его пре-
делы. Он говорит, что "каждый, кто в момент смерти, покидая тело,
помнит только обо Мне , достигает Царства Бога". Мало кому это уда-
ётся, и в Библии, равно как и в ведической литературе, проводится
чёткое различие между раем и Царством Бога. Благочестивые люди,
10
праведники, могут попасть в рай, но только чистый преданный войдёт
в Царство Бога. Это происходит очень редко. Рай это "хорошее
место", Царство же Бога - "трансцендентно". Иными словами, оно на-
ходится за пределами добра и зла и вообще всех двойственностей это-
го мира. Это и есть конечная цель нашего путешествия.

Преподобный Харт: У меня возник ещё один вопрос. Через какие

формы жизни мы попадаем в человеческую? Говорится ли об этом в ве-
дической литературе?

Сатьяраджа дас: Да, в ведической традиции дан чёткий ответ на

этот вопрос. В общих чертах описана иерархия телесных форм, хотя в
ходе эволюции возможны некоторые отклонения... Из тела рыбы душа
переходит в растительные формы, затем в тела насекомых, птиц и, на-
конец, зверей. Далее говорится о трёх путях ("вратах"), ведущих в
человеческую форму жизни. Тот, кто родился человеком в гуне * бла-
гости, скорее всего, пришёл через тело коровы. Родившийся в гуне
страсти прошёл через тело льва, а в гуне невежества - через тело
обезьяны. Таковы, вкратце, некоторые закономерности... Хотя, как
правило, прежде чем родиться высокоразвитым человеком в гуне бла-
гости, надо пройти через множество человеческих форм. Иными слова-
ми, возможны разные пути...

Преподобный Харт: Главную роль здесь, несомненно, играет преоб-

ладающая в нас гуна. Вы как-то говорили, что каждый из нас, по су-
ти, представляет собой сочетание этих трёх гун. Интересная идея...

Сатьяраджа дас: Да, как правило, это так, хотя есть и исключе-

ния. И всё же это знание имеет лишь теоретическую ценность: ведь
каким бы путём мы ни достигли человеческой формы жизни, главное,
что от нас требуется, - это предаться Богу, а для этого прежде все-
го надо подняться над телесными представлениями о жизни. В качес-
тве первого шага по пути самоосознания мы должны понять, что
наша сущность отлична от тела. Пока мы не осознаем этого, не может
быть и речи о том, чтобы продвигаться дальше.
Мне бы не хотелось выступать в роли первосвященника, но, на
мой взгляд, большинство современных верующих не достигли даже это-
го, начального уровня. В этом кроется одна из причин того, что мы
всё ещё говорим о "моей религии" и "вашей религии". Мы судим по
внешней оболочке, потому что до сих пор не научились видеть глубже,
даже когда речь идёт о нас самих (а можем ли мы знать о ком-нибудь
больше, чем о самих себе?) и совершенно естественно, что мы, не от-
давая себе в этом отчёта, расширяем границы ошибочного отождествле-
ния со своей оболочкой и называем себя христианами или индусами,
потому что наши тела родились в христианских или индусских семьях.
Но наша истинная сущность отлична от тела и стоит выше всех телес-
ных обозначений. Мы чисто духовные существа, души, неотъемлемые
частицы Кришны. И мы становимся религиозными, когда развиваем в се-
бе любовь к Нему, а не когда навешиваем на себя ярлыки телесных или
семейных обозначений, даже если это и выглядит религиозным.

Преподобный Харт: Это очень глубокий взгляд на вещи. Я бы не

сказал, что во всём с вами согласен, но вы, конечно, дали мне пищу
для размышлений. Вы придерживаетесь тех же самых несектантских

ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД * Три гуны (саттва - гуна благости, раджас - гуна страсти, тамас - гуна невежества) представляют собой качества материальной энергии или разные виды влияния, которое она оказывает на живых существ, находящихся в материальном мире (прим. переводчика) ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД 11 представлений, которым учили и наши христианские мистики, причём их объяснение порой было не настолько глубоко мистическим. Известно высказывание Св. Августина, который, уже будучи столпом ортодоксии, утверждал, что "религия, которую проповедовал Иисус, предшествова- ла тому, что теперь называется христианством". Среди различных толкований этого утверждения есть и в высшей степени несектантские, "кафолические", всеобъемлющие представления о религии. Я думаю, что есть религия, так сказать, "обыкновенная", а есть - "трансцендентная". Вы делаете упор на трансцендентную сторону ре- лигии, но не каждому дано постичь её, да и не всем она подходит. Сатьяраджа дас: Вот в этом я с вами не согласен. То, о чём я говорю, - это сущность религиозной истины. Действительно, можно вы- делить два уровня религии, которые вы назвали "обыкновенным" и "трансцендентным". Однако цель ведического откровения - постепенно поднять каждого именно на высший уровень, а не оставлять людей в пещере, чтобы они загнивали среди своих заблуждений. Давая им поло- винчатую истину, вы даёте ложь. Они должны знать конечную цель и пытаться достичь её, исходя из своих возможностей. Заключительное наставление "Бхагавад-гиты", поведанной Самим Кришной, призывает нас отказаться от "обыкновенной" и принять "трансцендентную" рели- гию. На деле это значит полностью предаться Его лотосным стопам. Преподобный Харт: Понятно. Слушая ваши объяснения, я охотно с ними соглашаюсь. Но в ходе наших бесед в моём уме всплывают вопро- сы, с юности не дававшие мне покоя и имеющие непосредственное отно- шение к нашей теме. Например, мы говорили о том, как душа в процессе эволюции про- ходит через разные формы жизни в материальном мире. Но при этом неизбежно возникает ещё более фундаментальный вопрос: зачем вообще существует материальный мир? Сатьяраджа дас: Материальный мир - необходимое проявление пол- ноты Бога. Преподобный Харт: Но почему? Сатьяраджа дас: Среди разнообразных энергий Бога есть и без- граничная, и ограниченная. Ведь у Него должна быть и та, и другая, не так ли? Не будь у Него какой-либо из этих энергий, в Нём была бы незавершённость, а тогда Он не был бы Богом. Таким образом, мате- риальный мир - это проявление ограниченной энергии Бога. Бог имеет в Себе всё, поэтому у Него должна быть и такая энергия. Стало быть, она представляет собой часть Бога. Преподобный Харт: Хорошо. Это вполне логично, и я могу с этим согласиться. Но почему же мы приходим сюда? Зачем тем, кто общает- ся с Господом в Его духовном царстве, искать какого-то другого счастья? Что говорят об этом Веды? Сатьяраджа дас: Мы неотъемлемые частицы Бога. Каждый из нас - это как бы Всевышний в миниатюре. Любое из Его качеств, присуще и нам, но лишь в незначительной степени, тогда как в Нём оно прояв- ляется во всей своей полноте. Например, Он обладает всей силой, красотой, богатством, славой, знанием и отрешённостью. Мы - Его частицы, поэтому всё это есть и у нас, но в очень малом количестве. Так вот, одно из Его качеств - это то, что Он в высшей степе- ни независим. Поэтому, собственно, Он и есть Бог. Мы, неотъемлемые Его частицы, тоже обладаем независимостью, хотя и крошечной. Не дай Он нам этой независимости, разве могли бы мы избрать любовь к Нему? Мы были бы принуждены к ней, а это нельзя считать настоящей лю- бовью. Так что Он даёт нам возможность выбирать, и некоторые, ес- 12 тественно, делают неверный выбор и решают покинуть Господа. Однако, как утверждает ведическая литература, очень немногие дживы, души, действительно уходят от Бога. Говорится, что этот мир, представляю- щий собой четверть всего мироздания, как раз и предназначен для та- ких мятежных душ. Огромное же большинство сохраняет своё изна- чальное положение вечных слуг Господа. Бесчисленные живые существа вечно служат Ему, и только незначительное меньшинство склонно па- дать в материальный мир. Преподобный Харт: Но мой вопрос... Сатьяраджа дас: Сейчас мы до него доберёмся, просто вся эта предварительная информация была необходима. А ваш вопрос заключает- ся вот в чём: да, некоторые всё же падают, но будь это даже одна-е- динственная душа - откуда у неё это желание покинуть совершенный духовный мир? Вы ведь об этом хотите спросить, не правда ли? Преподобный Харт: Да. Сатьяраджа дас: Я уже говорил, что все мы - неотъемлемые час- тицы Кришны и обладаем Его качествами, хотя и в очень малой степе- ни. Хорошо, так вот одно из Его качеств это то, что Он - Верховный Наслаждающийся. Значит и у нас, пусть в очень незначительной степе- ни, должна быть потребность в наслаждении. Наслаждение предпола- гает личностные особенности и индивидуальный вкус. Главное в моём ответе на ваш вопрос - это именно вкус .. Одним нравится халава, другим - варёный рис. И те, и другие хотят наслаждаться, но первых привлекают роскошные блюда, тогда как вторые получают удовольствие от более скромной трапезы. Это и есть вкус. Разнообразные вкусы изначально существуют в духовном мире, а здесь мы можем видеть их искажённое отражение. Бывает вкус хороший, а бывает и не очень. Совершенное наслаждение, или удовольствие, присуще духовному миру; в материальном же мире оно более грубое, несовершенное. Жела- ния более низкого порядка появляются у нас ещё в царстве Бога, но там они обязательно связаны с преданным служением - отказаться от этого служения не так-то легко. В том царстве есть только служение и любовь - и больше ничего. Нередко говорят, что нас, ещё в духов- ном мире, охватывает зависть - но это не так. Материальным качес- твам вроде зависти нет места в духовном мире. Правильнее было бы сказать, что у нас возникает желание служить Кришне на более низ- ком уровне, то есть делать то,в чём в духовном мире нет никакой на- добности. Например, мы можем захотеть служить в качестве творца. Духов- ный мир не нуждается ни в созидании, ни в разрушении, поскольку он вечен. Стало быть, творец нужен в каком-то другом месте, а именно, в материальном мире. Поэтому мы рождаемся высокопоставленным полу- богом - например, Брахмой - и служим в качестве творца. Заметьте, что мы по-прежнему служим. Но, став Брахмой - и оказавшись в мате- риальном мире, - мы начинаем сталкиваться с трудностями и неизбеж- но падаем в более низкие формы жизни. Так мы всё больше и больше обусловливаемся и приобретаем разные материальные, низшие качества. Эти качества преследуют и мучают нас на протяжении многих жизней. Наконец, мы приходим в чувство, и начинается процесс естественной эволюции. А затем - когда мы уже вполне готовы - встречаем чистого преданного и возвращаемся к Богу. Но вернёмся на минуточку назад. Необходимо отметить, что в сфере низших наслаждений есть и свои, внутренне присущие ей элемен- ты, которые могут прийтись нам по вкусу. Например, в материальном мире центром можем быть мы, а не Кришна. И, когда у нас появляется этот низший вкус (можно сказать, что он рождается из зависти и вож- деления, хотя это очень упрощённое объяснение), удовлетворять его приходится в низшей сфере. Поэтому и создаётся материальный мир, 13 где мы можем осуществить эти извращённые желания, удовлетворяя свой низший вкус и занимаясь низшего рода служением. Но мы затеваем всё это лишь на время, пока Кришна, наконец, не покажет нам истинную, низшую природу нашего вкуса. Благодаря этому у нас постепенно развивается высший вкус и мы добровольно возвра- щаемся к Нему. Это похоже на то, что происходит с курильщиком. Ког- да пристрастие к курению доводит нас до болезни, мы, одумавшись, бросаем эту дурную привычку. Постепенно, по мере того, как из кро- ви выводятся яды, у нас развивается высший вкус, и тогда нас уже удивляет, как мы вообще могли курить... Преподобный Харт: Замечательно! Этот ответ полностью удовлет- ворил меня, поскольку он гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Подобное же объяснение приводит в своей "Сумме теологии" Аквинат, но именно теперь его смысл становится вполне понятным. И всё же, вы знаете, некоторые не смогут оценить безупречную логику этого ответа... Сатьяраджа дас: Такие люди могут, по крайней мере, понять сле- дующее: если вы идёте ко дну, а кто-нибудь бросает вам верёвку, чтобы вы могли спастись, что вы станете делать? Преподобный Харт (смеясь): Ухватитесь за неё что есть сил! Сатьяраджа дас: Совершенно верно. Вы не станете раздумывать, почему вы оказались в воде и как всё это произошло, - подобные раз- мышления можно отложить на потом. Не будете вы и спрашивать того, кто вам помогает, кто он такой и самую ли надёжную верёвку он вам бросил. Если вы действительно тонете, то не раздумывая схватитесь за неё! Так вот, все мы тонем в океане, который называется мате- риальным миром. Как мы сюда попали - вопрос второстепенный. Глав- ное для нас - вернуться к Богу. Преподобный Харт: Браво! Но как вы считаете: не можем ли мы, однажды вернувшись к Богу, снова пасть в этот мир? В конце концов, у нас опять может развиться низший вкус. Сатьяраджа дас: Это маловероятно, и с большинством этого происходить не должно. Скажем, в этом мире, если у человека из-за дурных привычек, вроде мясоедения, развился рак или другая серьёзная болезнь, представляющая угрозу для жизни, он быстро отка- жется от этих привычек - во всяком случае, если этот человек разу- мен. В этом вся суть: вы начинаете всерьёз пересматривать свой об- раз жизни, когда видите, что иначе вам не избежать смерти. При та- ких условиях ваш вкус может измениться на удивление быстро. Неред- ки случаи, когда больной человек преобразует всю свою жизнь, зная, что активными действиями сможет справиться с болезнью. Ясно, что со временем у вас разовьётся вкус к тому, от чего вам лучше. Некото- рых, конечно, их опыт ничему не научит, но такие злосчастные упрям- цы встречаются всё же редко. Большинство людей не пожалеют усилий для того, чтобы разобраться со своими вкусами и привычками, - осо- бенно если речь идёт о сохранении жизни. Остаётся добавить, что тому, кто вернётся в обитель Кришны, уже никогда не придётся рождаться и умирать в нашем безрадостном мире - Господь гарантирует это. Мы по ошибке называем "домом" эту площадку для наших "развлечений"; на самом же деле наша жизнь здесь полна страданий. И в "Бхагавад-гите" Кришна прямо говорит, что ес- ли мы окончательно образумимся, то никогда уже не вернёмся в мате- риальный мир. Преподобный Харт: Спасибо. Сатьяраджа дас: Харе Кришна. 14 Г Л А В А В Т О Р А Я * Вегетариантсво * * Вера и дела * * Сострадание и милосердие * * Аристотель и Фома Аквинский * * Не будьте пьяницами * * Святой Франциск * * "Владычество" * * Благо всех живых существ * Преподобный Харт: Прочитав вашу книгу "Пища для духа: вегета- рианство в религиях мира", я отказался от мясоедения. Я давно уже собирался сделать это, но ваша книга помогла мне принять оконча- тельное решение, дав ему глубокое теологическое обоснование. После того, как я перестал есть мясо , состояние моего здоровья улучши- лось и мне стало проще строить свою жизнь в согласии с волей Бога, с единым духовным началом всего живого. Ведические наставления, ка- сающиеся питания, кажутся мне более действенными, чем соответствую- щие предписания других духовных традиций. Конечно, и в христиан- ской традиции были великие святые,придерживавшиеся тех же убежде- ний, например Св. Франциск, и все же более четко, на мой взгляд, они выражены в ведической традиции. Сатьяраджа дас: Согласно ведическому учению , в каждом живом существе есть душа , причем все души относятся к одному и тому же типу. Из этого положения естественным образом вытекает требование ахимсы , то есть "непричинения вреда". Многие считают ,что отсюда же следует и необходимость вегетарианства. Что касается вайшнавов, то они лактовегетарианцы (употребление в пищу растительных и молоч- ных продуктов: прим.перев.) и вообще не употребляют в пищу плоть. Однако нежелание причинять боль другим живым существам это лишь частичное объяснение вайшнавских принципов питания. Ещё более важ- ная причина их вегетарианства - утверждение писаний, согласно кото- рому Бог принимает в качестве подношения только молочно-расти- тельную пищу . Тот, кто предан Богу , предлагает своему возлюблен- ному Господу только те продукты , которые Он согласен принять. "Остатки" блюд, отведанных Господом, служат преданному пищей, кото- рая по традиции называется прасадом, "милостью Господа". Согласно ведическим предписаниям, тот, кто хочет обрести любовь к богу, дол- жен принимать в пищу только прасад. А когда прасадом угощают дру- гих, это еще больше увеличивает его трансцендентную силу . Пища, с любовью предложенная Богу, приобретает Его качества, поэтому она считается освященной и неотличной от самого Бога Преподобный Харт: Это напоминает мессу, в которой гостия счи- тается неотличной от тела Христа, а вино - от его крови. Сатьяраджа дас: Да, здесь есть сходство. Но у нас причастие происходит три раза в день! И прасад - это настоящая трапеза, а не пресуществление всего одной облатки и глотка вина . Прасад - это целый прием пищи, и каждый её кусочек преобразуется в тело Бога . Так милость Бога в буквальном смысле слова питает преданного. Иначе говоря, вайшнав ест только освященную, предложенную Бо- гу, пищу. Другие же принимают такую пищу лишь по воскресеньям или, в лучшем случае, когда чувствуют для этого особое вдохновение. 15 Преподобный Харт: Между прочим, вам, как человеку, воздержи- вающемуся от употребления любых одурманивающих веществ, будет приятно узнать, что вино, которое сейчас предлагают в качестве кро- ви Христовой, не всегда использовалось в процессе пресуществления. Во всяком случае , таково мнение ряда известных ученых , утверждаю- щих, что первоначально это был виноградный сок. Видите ли , в биб- лейские времена все напитки, полученные из винограда, назывались вином, независимо от того, происходил в них процесс брожения или нет. Ученые объясняют, что в древнееврейском и халдейском языках есть тринадцать слов, относящихся к таким напиткам. А в греческом языке употреблялись четыре слова, наиболее часто из которых встре- чается оинос . Это греческое слово соответствует древнееврейскому яйин , или яин , латинскому винум, и английскому уайн. Эти слова, встречающиеся в Библии, в своем классическом употреблении относят- ся просто к виноградному соку. В "Септуагинте", греческом переводе Библии, древнееврейское слово , означающее "виноградный сок", в тридцати трех местах пере- ведено как оинос. Этим же словом названы и другие напитки, напри- мер из плодов лотоса и фиников. Сатьяраджа дас: Это только ваша точка зрения или вы можете привести высказывания других авторитетных исследователей и ученых? Преподобный Харт: Разумеется, могу - ведь это известно прак- тически каждому , кто изучал историю Ветхого Завета. Так, профес- сор Сэмюель Ли из Кембриджа считает, что корень упомянутого мной древнееврейского слова - я ин , "вино". Но при этом профессор Ли признает, что в библейские времена этим словом называли не хмельной напиток, получаемый брожением, а скорее густой неопьяняющий сироп. Чтобы виноградный сок дольше сохранялся, его кипятили , получая этот сироп. Так что было бы ошибкой считать, что древние библей- ские пророки одобряли употребление опьяняющих напитков. Вином тог- да, как правило, называли виноградный сок. Сатьяраджа дас: Значит , в библейские времена к употреблению хмельных напитков относились неодобрительно ? Преподобный Харт: Да, безусловно. В Библии мы говорится, что у тех, кто пьет хмельное развиваются различные порочные наклонности (Притчи Соломоновы, 23.29-35), что употребление этих напитков порож дает зло (Притчи Соломоновы, 4.17) и отвлекает от Бога (Амос, 6.6) Сатьяраджа дас: Да, это действительно интересно ... хотелось бы только, чтобы об этом узнали и христиане-миряне. Но давайте вернемся к вопросу о вегетарианстве. Изучая хрис- тианскую традицию, я обнаружил, что её представители до какого-то момента тоже одобряли вегетарианство, - во всяком случае , это от- носится к ранним отцам Церкви.Но вот чего я никак не могу понять: когда же этому пришел конец ? При каких обстоятельствах в христиан- стве распространилось мясоедение? Преподобный Харт: Думаю, это произошло в начале четвертого столетия , при императоре Константине...Сыграл свою роль Миланский эдикт... Видите ли, Константин не был богословом. Нет, он был все- го лишь политик , и ему было завещано упрощенное христианство - "просто верьте в Иисуса ". Сатьяраджа дас: Я полагаю, это было учение Павла ... Павел ни- когда даже не видел Иисуса во плоти и все же имел безрассудство спорить с апостолами по вопросам вероучения. Он спорил с теми , кто учился непосредственно у Иисуса! Преподобный Харт: А вот здесь вы напрасно спешите. Широко рас- 16 пространено заблуждение, будто Павел, придававший особое значение вере, расходился в этом с апостолами. Однако не следует забывать, что Павел употреблял греческое слово пистис, которое означает не только "вера", "верование", но и "полная преданность". Смысл призы- ва Павла - "просто верьте" - не так-то прост, поскольку подразуме- вается воплощение этой веры в жизнь. Впоследствии политики и разно- го рода мошенники извратили его учение, но ... Сатьяраджа дас: Понятно. Таким образом, Павел вместе с апос- толами утверждал, что человек должен соблюдать старый закон, в том числе и предписания, касающиеся еды. Преподобный Харт: Точнее, главное для Павла - не сам закон , а дух, стоящий за законом. Это довольно сложный вопрос. Достаточно сказать , что можно привести немало аргументов в пользу вегетариан- ства, основываясь на старом законе, Торе , что вы и сделали в своей книге "Пища для духа ". Но некоторые говорят , что Павел отверг старый закон, хотя сам Иисус - по крайней мере, согласно Евангелию от Матфея требовал его соблюдения. В каком-то смысле Павел действи- тельно отвергал этот закон, утверждая, что главное - верить в Иису- са. Сатьяраджа дас: Это , собственно, не противоречит моей точке зрения. Учение Павла оказалось для императора Константина более привлекательным. Точнее, это было не само учение, а его извращен- ная форма, в которой под "верой" понималось не практическое ее воп- лощение, а только "верование". Со временем власть предержащие уста- новили соответствующие религиозные нормы, и именно эта форма хрис- тианства стала официальной идеологией Римской империи. Эта извра- щенная форма учения Павла в конце концов вытеснила первоначальное, чистое христианство. Изучая работы по современному христианству, я столкнулся с тем , что многие исследователи религии в насмешку на- зывают его "учением Павла"* или "учением Церкви"** и очень редко собственно "христианством"***, то есть учением Христа. Преподобный Харт: Вот вы опять говорите, что "Константин выб- рал" христианство Павла. Не знаю, можно ли называть это созна- тельным выбором. Константин не был богословом. Как и другие полити- ки, он просто хотел сделать христианство "социально приемлемым". И, надо сказать, именно это нанесло христианской традиции наибольший ущерб. Как бы то ни было, история со всей ясностью показала, что именно такая религия - "просто верьте" - позволила плотоядным хрис- тианам поедать животных. "Делам" просто перестали уделять внимание. Поэтому что вы едите (то есть "дела", поступки, а не "вера") особо- го значения не имеет - важно во что вы верите. Кто бы мог подумать, что пища, принимаемая человеком, способна влиять на его веру, и наоборот? Конечно, серьезные христиане быстро убедились в том, что, как и сказано в Библии, вера без дел мертва. Даже Павел, употребляя слово пистис, подразумевает, что вера человека и его дела взаимос- вязаны. И, по-моему, ясно, что если вы действительно верите в Иису- са - если, как он говорил, вы любите его, - то будете соблюдать его заповеди, а к ним относятся и все законы Ветхого Завета, в том чис- ле "не убий". Но теперь от этого отошли, и довольно далеко. Протестанты, а особенно "возродившиеся" христиане - кем бы они ни были - придают вере намного большее значение, чем поступкам, хотя Библия учит, что
* "Paulianity"
** "Churchianity"
*** "Christianity"
17
дела человека и его вера должны быть неразрывно связаны. Думаю, что
эта проблема зародилась еще в те времена, когда Павел пытался про-
поведовать фарисеям, которые слишком большое значение придавали
именно делам. Пытаясь объяснить им важность веры, он, по-видимому,
"перегнул палку" и в результате важность дел была предана забвению.
Все, что у нас осталось, - это некая вера, о которой можно просто
рассуждать и которая не требует никаких реальных "дел".

Сатьяраджа дас: Невероятно! Интересно, а не произошло ли

что-нибудь подобное и в ветхозаветной традиции?

Преподобный Харт: Едва ли. Собственно говоря, проще вывести

требование вегетарианства из Ветхого Завета, особенно если сравни-
вать его с Новым, где о том, что связано с едой, говорится сравни-
тельно немного и не очень определенно.
Согласно Ветхому Завету человек должен тщательно заботиться о
своем здоровье и беречь свою жизнь.
В этом вполне можно увидеть поддержку вегетарианства, особен-
но в наши дни, когда получено множество убедительных свидетельств в
пользу того, что вегетарианство полезнее для здоровья, чем мясоеде-
ние.

Сатьяраджа дас: Некоторые, конечно, скажут, что на самом деле

вегетарианство ничуть не полезнее и что его приверженцы - чудаки и
чокнутые. Таким противникам вегетарианства можно посоветовать изу-
чить убедительную работу покойного Пааво Аиролы, известного биоло-
га и одного из крупнейших авторитетов в мире по вопросам питания.
Кроме того, они могут ознакомиться с материалами довольно ортодок-
сального "Журнала Американской медицинской ассоциации", или "Амери-
канского журнала лечебного питания", или даже "Борденского обзора
исследований в области питания". Авторы всех этих материалов приво-
дят многочисленные данные и аргументы в поддержку вегетарианства
как более полезного для здоровья, нежели диеты, содержащие мясо.

Преподобный Харт: А если требования беречь свое здоровье не-

достаточно, есть и еще более четкое указание Ветхого Завета : 'цар-
баалай хаййим. Так оно звучит в оригинале , а в переводе с древ-
нееврейского означает , что человек должен относиться к животным с
состраданием. Если рассматривать два этих требования вместе, веге-
тарианство представляется естественным выводом. К сожалению, слиш-
ком немногие разделяют эту точку зрения ...

Сатьяраджа дас: Похоже, что в ветхозаветной традиции дано

глубокое понимание прав животных. Например, в Талмуде говорится:
"Когда человек возгордится в сердце своем, скажи ему: "Такое ма-
ленькое существо, как муха, сотворено было раньше тебя..." Но да-
вайте все же вернемся к христианству...

Преподобный Харт : Да, я хочу ответить на ваш исходный вопрос.

Думаю, что попытки логически обосновать мясоедение по-настоящему
начались, по крайней мере в христианских кругах, с распространения
учения Аристотеля. Ясно, что именно он оказал наибольшее влияние на
Фому Аквинского.
Взгляды Аристотеля и Аквината, как и близкие им представления
Декарта, основываются на том, что животные находятся здесь не для
каких-то собственных целей, а только ради нашего удовольствия. Сов-
ременное христианство во многом разделяет эти более или менее эго-
центрические представления о мире.
Однако в традиционном христианстве есть и другое направление
мысли. Оно представлено Августином и Франциском. Взгляды этой шко-
лы близки идеям Платона. Она учит прежде всего тому, что все живые
существа - братья и сестры, дети одного Отца - Бога.
Напомню, что св. Франциск - это покровитель животных, учивший,
18
что все творения Бога тесно связаны между собой. Остается добавить,
что если мы действительно считаем Иисуса "Князем Мира", тогда ту
форму христианства, которую исповедовали Августин и Франциск, сле-
дует признать более соответствующей первоначальному учению, так как
в ней в большей степени выражены милосердие и сострадание ко всему
живому. Такая жизненная позиция прекрасно сочетается с вегетариан-
ством.

Сатьяраджа дас: Благодарю вас. Вы дали очень важное разъясне-

ние - ведь в противном случае христианство представляется до-
вольно-таки бессердечной религией. Как может человек, будучи в
здравом уме, просить Бога о милости, если сам не готов проявить ми-
лосердие к тем, кто слабее его? Это же отъявленное лицемерие! Если
мы молим Бога о милости, а сами немилосердны по отношению к слабым,
значит, мы просто лицемеры. Разве не так?
Насилие порождает насилие. Если мы не проявляем милосердия по
отношению к другим, тогда почему оно должно быть проявлено по отно-
шению к нам? Этого не будет - скорее, будет явлена божественная
справедливость. Что посеем, то и пожнем. На Востоке это называется
кармой .

Преподобный Харт: А, всеобщий закон причин и следствий. Я нис-

колько не сомневаюсь в том, что мясоедение приводит к очень пе-
чальным последствиям. Христианская любовь должна быть всеобъемлю-
щей, распространяясь даже на животных.

Сатьяраджа дас: И примеры такой любви встречаются на протяже-

нии всей истории христианства...

Преподобный Харт: Да. На заре римско-католического и византий-

ского христианства, равно как и в период его полного расцвета в
средние века, часто говорилось о сострадании к животным и о значе-
нии животного царства, красоту которого воспевало христианское ис-
кусство. Это отношение к животным запечатлено в христианской
скульптуре, в иллюстрированных рукописных изданиях Библии, на ок-
нах из витражного стекла, а также на гобеленах.
Св. Иоанну Златоусту , который жил в четвертом веке , приписы-
вают одно из моих любимых высказываний : "Святые исполнены любви и
нежности ко всему человечеству и даже к хищным зверям". Еще он го-
ворил , что "мы , конечно же , должны относиться к ним с огромной
нежностью и добротой по многим причинам, но прежде всего потому,
что они происходят из того же источника, что и мы". Эту общность
происхождения особенно подчеркивал Св. Франциск, а также те, кто
подражал ему; многие из них были вегетарианцами.
Многие грузинские святые, жившие за сотни лет до Франциска,
тоже были известны своей любовью к животным. Св. Иоанн Зедазнели
подружился с медведями, обитавшими вокруг его отшельнической хижи-
ны; Св. Шио дружил с волком; Св. Давид Гаресджский защищал оленей и
птиц от охотников, заявляя, что Тот, в кого он верит и кому покло-
няется, "заботится обо всех этих существах и кормит их, ибо они ро-
дились от Него". Древние кельтские святые тоже учили состраданию к
животным. Так, святые Уэльс, Корнуолл и Бриттэни Ирландские, кото-
рые жили в пятом-шестом вв. от рождества Христова, отдавали немало
сил, помогая своим друзьям из числа животных, исцеляя их и молясь
за них.
Всё это, разумеется, положительные примеры, однако нет ника-
ких сомнений в том, что христианству в целом не удалось создать
удовлетворительного нравственно-богословского учения об отношении к
животным. С другой стороны, все ведические святые и пророки призы-
вали к вегетарианству и доброму отношению к животным. Но это,
опять-таки, объясняется тем, что у вас есть тщательно разработан-
ное учение об отношении к животным.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: