Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 32%

19
Сатьяраджа дас: Как вы думаете, почему же в христианской тра-
диции отсутствует столь важный раздел нравственного богословия?

Преподобный Харт: О, существует целый ряд специфически рели-

гиозных оправданий жестокого обращения с животными. Я бы распреде-
лил их по трем основным категориям: 1) животные "принадлежат нам",
и мы можем "поступать с ними как нам заблагорассудится"; 2) они
"неразумны", а значит, у них нет души, и 3) они не могут чувство-
вать боль. При внимательном изучении Библии безосновательность этих
аргументов становится очевидной. В ведической литературе, как вы
знаете, сформулирована еще более четкая позиция по этим вопросам. В
любом случае, людям следовало бы задуматься над этим и принять для
себя определенное решение.

Сатьяраджа дас: И все же, к какому бы выводу ни пришел чело-

век, по-моему он не может не согласиться с тем, что любовь и сос-
традание Христа распространяются на всех, в том числе, естественно,
и на животных, ибо они тоже созданы Отцом. Истинный христианин дол-
жен прийти к такому пониманию, должен развить свою религиозную чув-
ствительность до этого уровня.

Преподобный Харт: То, о чем вы говорите, относится не только к

христианству, - это просто несектантская религиозная чувстви-
тельность. И уж тот, кто хочет называться христианином, должен, по
крайней мере, задуматься над тем, что любовь Христа распространяет-
ся на все создания Бога. Если человек не желает принять этого , ед-
ва ли его можно считать христианином .

Сатьяраджа дас: Чаще всего мне приходится сталкиваться с та-

ким возражением: "О нашем владычестве над животными говорится в
Библии". Думаю, что вы уже упоминали этот довод как первое из трех
обоснований мясоедения в библейской традиции: "они принадлежат нам,
и мы можем делать с ними всё, что захотим."

Преподобный Харт: Это просто позор. Древнееврейское слово

йирду , употребляемое в Библии, образовано от корня радах и подра-
зумевает роль управляющего или попечителя. Иными словами, Библия
просит нас заботиться о наших братьях и сестрах , более скромно
одаренных природой, а не убивать и поедать их .
Например, говорится, что царь властвует над своими подданными.
Но это не значит , что он может поедать их или жестоко обращаться с
ними. Нет - он должен заботиться о них , помогать им , даже любить
их. Именно о таком владычестве идет речь в Библии.
Хотелось бы также отметить, что библейский стих, позволяющий
нам владычествовать над животными, появляется уже в книге "Бытие"
(1.26). А всего через три стиха (Бытие, 1.29) рекомендована вегета-
рианская диета. То есть Бог дает нам власть над животными и уже че-
рез три стиха запрещает употреблять их в пищу. Совершенно очевидно,
что власть, которую Он нам предоставляет, не дает нам права пое-
дать животных.

Сатьяраджа дас: Да, это подробно объясняется в моей книге. А

в следующем стихе Библии (Бытие, 1.30) Бог прямо говорит, что у жи-
вотных есть душа . Так что второе оправдание мясоедения тоже лише-
но оснований. Бог говорит , что в теле каждого существа , обитает
ли оно на земле, в воде или в небесах, есть "живая душа". Словом
нефеш Он называет душу, а чаях означает "живая". Эти два слова ис-
пользуются и при описании души, находящейся в человеческом теле.
Так что у животных такая же душа, как у людей, - во всяком случае,
согласно Библии.

Преподобный Харт: Да, удивительно, что этот вопрос вызвал у
Аквината столько затруднений... Не могли бы вы подробно рассказать
20

об этическом кодексе Вед? Меня очень привлекает та кристальная яс-
ность, с которой эти вопросы изложены в ведических текстах. Неза-
чем обращаться к Аквинату - то есть иметь дело со всеми проблемами
и путаницей,связанными с учением Фомы Аквинского,- если, руковод-
ствуясь научным подходом, исследовать ведическую литературу.

Сатьяраджа дас: Да, это так. Именно в ведической литературе

наиболее четко объясняется всё, что связано с вегетарианством и от-
ношением к животным. Эти два момента очень существенны. Пока чело-
век не поймет, что он отличен от тела и что не следует причинять
живым существам страдания, если этого можно избежать, ни о каком
прогрессе не может быть и речи. Это духовный тупик - не уяснив се-
бе эти два положения, невозможно двигаться дальше.
Пятьсот лет назад Сам Кришна пришел на Землю в образе Своего
преданного. Это был Чайтанья Махапрабху - скрытое проявление Бога.
Помните, несколько недель назад я дал вам книгу "Духовное воз-
рождение Индии: жизнь и эпоха Господа Чайтаньи? "

Преподобный Харт: Да, я как раз дочитываю ее... Сатьяраджа

дас: Так вот, в одной из её глав описывается встреча Господа Чай-
таньи с Чандом Кази, лидером мусульман в Навадвипе (Западная Бенга-
лия).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: