Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 51%

* Аквинат (Фома Аквинский, 1225-1274) и Альберт Великий
(1193-1280) - крупнейшие мыслители схоластического периода6монахи
доминиканского ордена. Учение Фомы Аквинского является официальной
доктриной католической церкви. (Прим. пер.)

30
Значение этого требования невозможно переоценить. Точное санскрит-
ское слово из приведенного мной стиха - випхала - означает "бес-
плодный". Пока вы не подсоединитесь к одной из авторитетных цепей
ученической преемственности, ваше повторение мантр считается бес-
плодным - во всяком случае, по самому большому счету. Здесь подра-
зумевается следующее: любые мантры и молитвы, коль скоро они обра-
щены к Богу, хороши и со временем приведут человека к величайшим
достижениям, вплоть до освобождения. Но истинный "плод" молитвы -
чистая любовь к Богу. И вот этого высочайшего совершенства может
достичь только тот, кто получил инициацию ( посвящение) в цепи уче-
нической преемственности.

Преподобный Харт: Я полагаю, что сама христианская традиция

служит достаточным доказательством важности такой истинной учени-
ческой преемственности. Иисус начал подобный ученический ряд с Си-
мона-Петра. Но вскоре после этого, менее чем через шестьдесят пять
лет, происходит обескураживающая история... А потом, в четвертом
веке, когда Константин сделал христианство "социально приемлемым",
истинное христианство оказалось полностью сокрытым. История пап-
ства... Папы из семейства Медичи* и их преемники были, наверное,
самыми развратными людьми в истории религии.
Однако в Восточной (Православной) Церкви, а также среди хрис-
тианских мистиков имело место сильное реформаторское движение, по-
пытка возродить первоначальную духовную мощь раннего христианства.
Возможно, вы слышали об исихазме, методе мантра-медитации, приме-
нявшемся христианами еще в третьем столетии от рождества Христова.
Этот метод заключается в том, чтобы просто повторять "Иисусову мо-
литву": "Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя." Лично для
меня эта мантра служит мощной поддержкой.

Сатьяраджа дас: Иисусова молитва, безусловно, очень чиста. Но

я предпочитаю маха-мантру Харе Кришна: мне она представляется бо-
лее чистой.

Преподобный Харт: По-моему, сейчас вы необъективны...

Сатьяраджа дас: А вы пробовали подойти к этому объективно? В

Иисусовой молитве вы просите Бога-Сына о милости. Это, конечно же,
очень похвально: ведь существует столько грубоматериальных вещей, о
которых можно было бы попросить. Так что это поистине благослове-
ние - найти человека, который просит о том, в чем мы так нуждаемся:
божественной милости.
Но в маха-мантре Харе Кришна мы не просим ничего, даже такой
тонкой вещи, как милость. Единственная просьба, заключающаяся в
этой молитве , это: "Займи меня, пожалуйста, служением Тебе". Здесь
ничего не просится взамен. Более того, маха-мантра Харе Кришна об-
ращена к Богу-Отцу и к Его внутренней энергии. Она абсолютно эзоте-
рична и чиста, и с ней не сравнятся никакие другие молитвы. Так что
даже объективно...

Преподобный Харт: Да, я понимаю... И все же, когда речь идет о

молитвах, которые вы прочувствовали сердцем, трудно быть объектив-
ным. Мне ближе Иисусова молитва.
В последнее время, после того как эта молитва появилась в "Пу-
ти пилигрима", а также в "Фрэнни и Зуи", ее популяризацией занима-
лось движение Новой эры. Но на самом деле повторение "Иисусовой мо-
литвы" имеет длинную, освященную веками традицию, отраженную в та-
кой важной книге по христианскому мистицизму, как "Филокалия"*.
Слово филокалия буквально означает "любовь к духовной красоте", и я
могу с уверенностью сказать, что эта книга дает своим читателям

* Знаменитый "банкирский дом" Медичи правил Флоренцией ХV века

31
возможность обрести такую любовь. Для меня "Филокалия" - одна из
любимых книг, наряду с "Облаком незнания", "Темной ночью души", на-
писанной св. Джоном, и "Подражанием Христу" Томаса а'Кемписа.
А вспомнил я о "Филокалии" прежде всего потому, что эта книга
тоже подчеркивает важность принятия духовного учителя. В ней встре-
чаются два греческих слова, относящиеся к духовному учителю: ста-
рец и геронт,- но смысл этих слов, в сущности, один и тот же. Что-
бы научиться повторять "Иисусову молитву", необходим достойный нас-
тавник, достигший в этом искусстве совершенства. Результатом такой
практики, осуществляемой под руководством настоящего учителя, яв-
ляется теосис, то есть "переодухотворение" личности, её обожение.

Сатьяраджа дас: Это не очень-то похоже на распространенное ны-

не христианство.

Преподобный Харт: Да, вы совершенно правы, в наши дни такое

встречается крайне редко.

Сатьяраджа дас: На мой взгляд, причина, из-за которой все

пришло в упадок, заключается в следующем: само понимание того, что
есть духовный учитель, было утрачено. Конечно, в христианской тра-
диции это было практически неизбежно после того, как Фома Аквин-
ский, синтезируя церковную философию посредством логики Аристотеля,
по неосторожности перенял и его ущербные представления о гуру.

Преподобный Харт: Это как же?

Сатьяраджа дас: Дело в том, что Аристотель отверг своего учи-

теля! Изучая философию Платона, учителя Аристотеля, мы видим, что
она очень духовна: Платон был частично осознавшей себя душой. Но
Аристотель, пытаясь развить его идеи и привести их в соответствие с
требованиями научного века, дал слишком материалистическое изложе-
ние философии своего учителя. Аристотель не обладал теми качества-
ми, которые бы позволили ему представить учение своего гуру в бо-
лее современной форме.
Так что когда Аквинат, создавая церковную доктрину, использо-
вал взгляды Аристотеля...

Преподобный Харт: Да, понятно... Это был бы интересный тезис...

Сатьяраджа дас: У меня к вам есть вопрос. В наши дни христиа-

не, как правило, не видят необходимости в духовном учителе. На мой
взгляд, это в значительной степени объясняется тем, что христиане
считают единственным гуру Иисуса. Вам, конечно, известна эта хрис-
тианская исключительность. Иисус - единственный путь...

Преподобный Харт: Да, я понял ваш вопрос и хочу сказать, что

это очень узкое, ограниченное понимание, которое, безусловно, не
отражает истинного христианства. Подобная, как вы ее назвали,
"христианская исключительность" основывается, конечно же, на Еван-
гелии от Иоанна (14.6), в котором Иисус говорит:" Я есмь путь и ис-
тина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня".

Сатьяраджа дас: Да, именно это они всегда и цитируют. Они го-

ворят: только через Иисуса, а духовный учитель который сейчас жи-
вет на Земле, нам не нужен.

Преподобный Харт: На самом деле это неудачная, хотя и очень

распространенная интерпретация. Однако в оригинале, по-гречески,
сказано несколько иначе: эго зими ха ходос каи ха алатхейа каи ха
зоа; оудеис эркетаи прос тон патера эи ма ди эмоу .

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: